Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По способу научения 1 страница
Этот критерий подразумевает сам способ, с помощью которого субъект приобретает новую форму поведения. Это может быть самостоятельное, «один на один» взаимодействие со стимулом и «личное» получение подкрепления — индивидуальное научение, а может быть при наблюдении за поведением других особей — научение по подражанию. Индивидуальное научение Индивидуальным является любое научение, при котором субъект самостоятельно выполняет все действия и получает подкрепление. Это не значит, что в ситуации научения не присутствуют другие особи. Более того, их присутствие может улучшать процесс научения у субъекта (эффект социального облегчения, описанный М.Миллером и Дж.Доллардом для животных, ведущих групповой образ жизни). Однако связь между стимулами и своими реакциями животное устанавливает на основе только собственного опыта, а присутствие других особей является дополнительным фактором, влияющим на успешность индивидуального научения. Научение по подражанию При научении по подражанию наблюдающий («зритель») не получает подкрепления, а наблюдает за тем, как его получает «актер». Для того чтобы зритель таким образом научился (т. е. образовал связи между стимулами и ответной реакцией), он должен отразить само подкрепление, «захотеть его получить» (иметь соответствующую мотивацию), отразить компоненты ситуации, взаимодействуя с которыми актер получает подкрепление, и, наконец, перенести на себя способ выполнения ответной реакции. Все перечисленные компоненты научения по подражанию возникают в филогенезе последовательно, обусловливая способность к такому научению субъектов разного уровня развития. Только на высших стадиях развития психики животные способны отразить саму операцию (как ответную реакцию) и частично сформировать ее как способ действия только по наблюдению, без получения подкрепления. Подкреплением в данном случае будет представление о достижении результата, которое сохраняется в памяти как компонент всей ситуации вместе с частичной схемой движения, получаемой на основе непроизвольной имитации движений актера. Более простой формой является эффект аллеломимитического поведения (взаимного стимулирования), когда поведение одной особи (например, реакция бегства) стимулирует такое же поведение другой. При этом по механизму классического условно-рефлекторного научения может формироваться ответ на условный стимул, вызывающий реакцию первого живот- ного. Например, тревожный крик сороки первоначально является индифферентным для детенышей копытных, но вызывает реакцию испуга и бегства у взрослых членов стада. Детеныши убегают вслед за взрослыми и постепенно образуют условно-рефлекторную реакцию на сам крик сороки. Высшей формой научения по подражанию является усвоение способов действия у человека, возникающее в онтогенезе в процессе ситуативно-делового общения. Ребенок со второго полугодия жизни стремится повторять за взрослым все действия с предметами, постепенно переходя к позиции «активного присвоения» специфически человеческих способов действия, частично (а с возрастом и почти полностью) заменяя этим самостоятельное формирование операций. У человека возникает специфическое свойство — способность к распредмечиванию заложенных в предметах культуры способов действия с ними. Эти способы не осваиваются путем самостоятельного опробывания, а выявляются на основе осмысления функций предмета и возможностей действия с ним для получения определенного результата (для чего данный предмет и создан). У высших млекопитающих появляются предпосылки такой формы научения — направленное ожидание показа способа действия, когда субъект научения намеренно наблюдает за демонстрацией обучающего, предоставляет ему возможность поправлять свои движения и т. п. (например, при обучении понгид искусственным знаковым средствам, при котором обезьяна может спросить, как называется предмет, и протягивает руку тренеру для складывания правильного жеста). Каждый вид научения может классифицироваться по разным критериям, например: факультативное научение может формироваться по способу как индивидуальное или по подражанию, мгновенное научение может быть облигатным научением (имп-ринтинг) или факультативным, как жестко фиксированная индивидуальная реакция, сформировавшаяся в стрессовой ситуации, а дифференцировочное научение в одних случаях может стать последствием привыкания, а в других — активного процесса факультативного научения. Предложенная классификация может применяться для характеристики научения на всех уровнях развития психики и позволяет описывать не только феноменологию, но и закономерности усложнения научения в филогенезе. На самых ранних стадиях эволюции еще нет полноценного ассоциативного научения, позднее основную роль начинает играть облигатное научение, а затем в эволюции постепенно увеличивается доля факультативного научения. Латентное научение появляется только при выделении самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности, инструментальное научение также может рассматриваться как более сложное по отношению к классическому обусловливанию. Научение по подражанию также эволюционно более позднее по сравнению с индивидуальным. Рассматривая научение по предложенным критериям, можно достаточно точно определить, какими особенностями оно обладает на каждой стадии развития. Только на высшей стадии развития психики есть все виды научения. На более ранних стадиях каких-то видов нет вообще, а какие-то представлены более элементарной формой, чем на следующих этапах филогенеза. Таким образом, данная классификация видов научения является филогенетической и применима для анализа эволюции психики. Что, разумеется, не исключает других классификаций, применимых для решения других задач. 2.4.4. Интеллектуальная форма регуляции деятельности Функции интеллектуальной формы регуляции деятельности состоят в оценке стимула, отнесении его к определенной потребности и построении движения по «логике объекта». Последняя функция использована Б. Спинозой для характеристики мышления как атрибута субстанции (имеющей разные формы — от ощущения до мышления — в зависимости от свойств тела). Две основные задачи, решаемые интеллектуальной функцией в регуляции деятельности, — ситуативная реакция на стимул и обеспечение движения субъекта по логике ситуативно изменяющегося движения объекта — первоначально обеспечиваются инстинктивной формой регуляции. Сами кинезы и таксисы являются механизмами, обеспечивающими ситуативное изменение движения субъекта в соответствии с изменяющимся движением объекта. Таким образом, интеллектуальная функция есть (как учет ситуативных изменений объекта), но выполняется она инстинктивными механизмами. В результате дифференциации и прогрессивного развития в эволюции интеллектуальная функция приобретает свое собственное физиологическое обеспечение как функциональный орган в центральной нервной системе (ассоциативные зоны коры мозга). Этот функциональный орган может быть охарактеризован как способ организации психических процессов, работа которых обеспечивает ситуативный анализ ситуации и построение деятельности. Особенностями такого рода деятельности являются непосредственно в ситуации осуществляемое выделение цели (как предвидимое изменение ситуации), ее соотнесение с конечной целью деятельности, при которой достигается объект деятельности, подбор и выстраивание операций в действие. Возможность ситуативной компоновки операций и действий на основе прогнозирования поведения объектов в ситуации (т. е. изменение их соотношения в результате взаимного передвижения) обеспечивает принятие решения и регуляцию деятельности без процесса научения. Это позволяет осуществлять «плавное течение операции», осуществлять решение во внутреннем плане, повторять решение сразу без «кривой научения», переносить решение в сходные ситуации (критерии интеллекта — по В.Кёлеру, Л.С.Выготскому, А.Н.Леонтьеву). Если на начальной, сенсорной стадии обеспечение интеллектуальной функции осуществляется инстинктивными механизмами, то на перцептивной стадии интеллектуальная функция в наиболее явном виде присутствует в ориентировочной фазе научения. Невозможность механистического объяснения логики направленных проб и ошибок в начальных фазах научения, обеспечивающих активный поиск животным «целесообразных» реакций, привела в бихевиористических теориях к появлению таких категорий, как промежуточные переменные и цель (Э.Ч.Толмен и др.). Активность и лабильность ориентировочной фазы научения и прогресс интеллектуальной функции именно в этой его части К. Э. Фабри расценивал как вычленение в рамках научения подготовительной фазы деятельности, ее расширение и усложнение, что и привело, по его мнению, к возникновению у высших животных структуры деятельности интеллектуального типа (двухфазной). Он, в отличие от А.Н.Леонтьева, не выделял самостоятельной интеллектуальной стадии развития психики, а включал интеллект в высший уровень перцептивной стадии, рассматривая его как высшую форму научения. Как будет видно при анализе стадий развития психики, интеллектуальная стадия должна быть выделена в самостоятельную по критериям содержания отражения и структуры деятельности. На следующей за интеллектуальной — сознательной стадии развития психики интеллект также представляет собой способ организации всех психических процессов (когнитивных и эмоциональных), вне зависимости от используемых средств (такой точки зрения придерживаются Л. М. Веккер и др.). Образуется эта структура еще до возникновения в онтогенезе искусственных знаковых средств, которые в процессе своего развития сами преобразуют интеллектуальную функцию. Однако принцип работы — организация всех психических процессов для структурирования отношений субъекта со средой (по Ж. Пиаже) — остается тот же. Это позволило исследователям развития интеллекта ребенка на до-вербальной и вербальной стадиях онтогенеза рассматривать его как единую структуру (Дж.Брунер, С.Л.Новоселова, Ж.Пиаже), а также сравнивать эти структуры на разных этапах антропогенеза и филогенеза (В.В.Бунак, Н.Н.Ладыгина-Коте, С.Л.Новоселова). Однако это не означает, что нет качественных различий между мышлением человека и интеллектом животных, а, напротив, свидетельствует о том, что появление новых средств отражения (словесно-логических) ведет к появлению нового психического процесса — вербального мышления. Этот новый процесс преобразует все психическое отражение и выводит всю систему на новый качественный уровень развития (высшую стадию развития психики). Подробный анализ интеллектуальной формы регуляции деятельности будет представлен при рассмотрении интеллектуальной стадии развития психики и психики антропоидов (в части III учебного пособия). 2.4.5. Сигнальная форма регуляции деятельности Этот вопрос самый сложный. Свое окончательное выражение сигнальная функция приобретает у человека в форме сознания. Истоки же ее (как функции) должны быть обнаружены с самого начала развития психики. Говорить о функции, аналогичной функции сознания, начиная с момента возникновения психики в филогенезе, — весьма ответственная задача. Для этого надо проанализировать саму эту функцию как форму регуляции деятельности. Сознание у человека представляет собой использование искусственных знаковых средств для организации деятельности субъекта (построения отражения, организации опыта, внутренней и внешней индивидуальной деятельности, совместной деятельности, самосознания). Для работы с искусственными знаковыми средствами у человека есть физиологический субстрат — структуры мозга и способ работы с этими средствами, который может быть рассмотрен как самостоятельный психический процесс — мышление. Согласно Л.М.Веккеру, мышление — это способ интеграции интеллекта (как организованных в структуру когнитивных процессов), т.е. способ работы с данными интеллекта, совпадающий на уровне человека с самостоятельным психическим процессом. В таком случае до человека нет самостоятельного психического процесса, который осуществлял бы функции структурирования отношений субъекта со средой. Эту функцию на каждом уровне выполняют разные механизмы — инстинкт, научение, интеллект (причем, как уже отмечалось, на каждом уровне развития есть элементы всех этих форм в разном соотношении в виде функций), организованные в определенную структуру, достигающую на каждой стадии развития относительного равновесия, обеспечивающего эффективность деятельности субъекта. Стадии развития психики характеризуются определенным содержанием отражения, представленным субъекту в форме чувственных образов различной сложности, и особенностями структуры деятельности. На интеллектуальной стадии содержание отражения представлено в форме связей и отношений объектов в ситуации и свободных, лабильных, обобщенных способов деятельности, дающих возможность учитывать прошлое и настоящее и прогнозировать будущее отношений объектов в ситуации. Вместе с тем интеллектуальная форма регуляции по способу работы не отличается от физиологических механизмов инстинкта и научения, так как те средства, с которыми имеет дело интеллект, также зафиксированы в физиологическом субстрате в форме чувственных образов-представлений. Только на уровне человека с возникновением принципиально новых средств — искусственных знаковых средств — появляется и самостоятельный, отличный по способу работы от всех остальных, психический процесс — мышление, подкрепленный собственным физиологическим субстратом в центральной нервной системе. Как отмечалось выше (с. 175), в плане изучения эволюции психики целесообразно разделять понятия «интеллект» и «мышление» по критерию средств отражения. Сущность этого нового психического процесса, его новое качество по сравнению с предыдущими способами организации психических процессов — в том, что он возникает в онтогенезе только для работы с указанными средствами. Если их нет, то процесс этот и не формируется. А средства, на которых он базируется, находятся вовне, они не присущи субъекту от рождения, он должен получить их готовыми и усвоить. В связи с этим должен быть перестроен и весь онтогенез, так как требуется принципиально новое формирование средств отражения. Это уже не просто развитие морфологических структур, нервной системы и индивидуального опыта взаимодействия субъекта со средой, дающих ему возможность иметь специфические для его вида чувственные переживания и образы-представления, как это происходит у всех животных. Человеческому ребенку необходимо вступать во взаимодействие с носителями средств отражения, в результате чего ребенок начинает эти средства использовать сначала как коммуникативные (для общения), а затем как средства отражения (для организации своего опыта, построения психического отражения и регуляции деятельности). Искусственные знаковые средства позволяют означивать цели и средства и делать их свободными в структуре деятельности. Связь сознания с овладением и использованием искусственных знаковых средств в плане как его фило-, так и онтогенеза не нуждается в дополнительном доказательстве и будет рассмотрена ниже. Сейчас нас интересует появление аналогичной функции до возникновения этих средств, так как только в этом случае можно говорить о возникновении для их использования физиологического обеспечения как органа для функции при переходе от интеллектуальной к сознательной стадии развития психики. Это требует вычленения самой функции и форм ее преобразования на всех стадиях филогенеза. Если сознание появляется только с появлением искусственных знаковых средств, то все дело в них. Эти средства появляются в антропогенезе как материализованные содержания опыта субъек- ' та с целью сделать их достоянием других субъектов для регуляции; совместной деятельности. Однако сама функция — означивания с помощью сигналов содержаний своего субъективного опыта — появилась значительно раньше в рамках коммуникативных систем у животных. Означивающие сигналы были естественными поведенческими средствами, принадлежащими самим субъектам. Они воспринимались партнерами по общению (а высшими животными и намеренно использовались) как сигналы о состояниях, намерениях и возможных действиях друг друга. Одним из важнейших содержаний субъективного опыта, передаваемого в общении посредством сигнальных поз, движений, звуков и других коммуникативных средств, является эмоциональное состояние общающихся животных. Слово как искусственное знаковое средство возникло для дальнейшего обеспечения уже имеющейся функции. Оно появилось при изменении содержания передаваемой информации. Только необходимость включить субъектно-объектные отношения (знание об объектах и их отношениях) в рамки субъектно-субъектных (совместная деятельность по поводу этих отношений объектов) потребовала «договориться» относительно опыта субъектно-объектных взаимодействий между субъектами. Это и есть возникновение труда и опредмечивание своего субъективного опыта для совместного его использования. Если посмотреть еще шире, то сама сигнальная функция как отражение стимула, сигнализирующего о чем-то другом (содержании того, сигналом чего он является), представляет собой основную функцию психики: отражение не биологически важного воздействия, сигнализирующего о биологически важном. Более того, как мы выяснили, это вообще первая функция психики, главное ее отличие от непсихической формы отражения. Для обеспечения отражения и построения деятельности адекватно усложняющемуся стимулу и его отношению к тому, о чем он сигнализирует (предмету потребности), вообще появилось и развивалось в дальнейшем психическое отражение. Так же как и для всех других форм регуляции деятельности, сигнальная функция сначала осуществлялась инстинктивными механизмами — как реакция на стимул, который не оценивался самим субъектом как что-то означающий, а непосредственно переживался как субъективно значимый. На сенсорной стадии субъект переживает внешнюю стимуляцию в форме изменения своих внутренних состояний и стремится их изменить, вообще субъективно не отражая воздействующий стимул как внешний, а тем более его связь с предметом потребности. На перцептивной стадии с возникновением условно-рефлекторного механизма стимул становится условным сигналом и переходит на другой уровень: он непосредственно само- му субъекту дает информацию о наступлении другого события. Поэтому он и является условным: служит условием наступления другого, связанного с ним во времени события. Субъект ожидает именно это событие и готовится к соответствующим действиям. С развитием коммуникаций появились специальные сигналы, которые сигнализировали сначала о присутствии и состоянии других особей, а затем и об их намерениях. А уже эти возможные действия, о которых сигнализируют позы, движения, звуки, запахи, наконец, мимика экспедиентов, могут иметь последствия для субъекта. Таким образом, в развитии сигнальной формы регуляции деятельности может быть выделено два этапа: появление сигнальной функции (наличие сигнала как стимула, сигнализирующего субъекту о наступлении какого-либо значимого события) и появление знаковой функции (как разделение обозначаемого и обозначающего). С этой точки зрения на первых этапах развития обозначающее не расценивается субъектом ни в его знаковом, ни в его сигнальном качестве, а переживается непосредственно как изменение своего состояния. Появление сигнальной функции на субъективном уровне связано с появлением условно-рефлекторного механизма. Следующий уровень — наделение сигнала функцией обозначающего в коммуникативной сфере. И только последний этап — «материализация» обозначающего в искусственном знаковом средстве, вся суть которого состоит в его искусственности. Эта последняя стадия и анализируется Л. С. Выготским в концепции высших психических функций. Форма обозначающего изменяется от первоначально существующей как изменение соматического состояния в ответ на изменение стимуляции, затем как отражаемые свойства среды, затем как коммуникативные сигналы, но только в последнюю очередь эта форма качественно изменяется и становится такой, что только «договорившиеся» о значении знака субъекты совместно владеют им как способом общения. Получается, что первая и главная функция психики — сигнальное отражение — получает свою самостоятельность и обеспечение органом в последнюю очередь. Причем этот орган, несмотря на его прижизненное полноценное формирование, не просто функциональный орган, как для интеллектуальной функции, а морфологические структуры коры мозга, обеспечивающие разные формы использования искусственных знаковых средств (моторную, слуховую, понимание, устную, письменную). Эти структуры у человека начинают развиваться с середины внутриутробного периода, но полноценными становятся только прижизненно в процессе овладения самими искусственными знаковыми средствами. Такой взгляд на сознание как высший уровень развития сигнальной формы регуляции деятельности подтверждается развитием в ан- тропогенезе этой функции на основе способности антропоидов, щ имеющих соответствующих мозговых механизмов, к использова! нию, прогрессивному обучению и даже передаче детенышам при| нятых от человека искусственных знаковых средств. Современный антропоиды не стали гоминидами потому, что для использования имеющихся у них резервов психики в «нужном направлении» необходима такая ситуация развития в филогенезе, при которой со-1 хранялась бы необходимость совместной деятельности с разделе-! нием действий и разделением самой деятельности во времени. Это! требует длительного времени, достаточного для эволюционного! процесса, основанного на мутациях. Такая ситуация была в антро- < погенезе при изменении климатических условий жизни предков го-! минид. Как известно, антропогенез происходил в течение несколь-; ких миллионов лет, а возникновение языка произошло до появле- i ние Homo Sapiens sapiens, что и привело к образованию голосового; аппарата. Современные же исследования по обучению антропоидов искусственным способам коммуникации (кстати, не только антропоидов, но и других высших млекопитающих) начаты с XX в., а в научном плане насчитывают всего несколько десятилетий. Новые возможности искусственных знаковых средств связаны с тем, что они радикально отличаются от предыдущих — чувственных и образных, которые существуют у животных. Последние связаны с физиологическим обеспечением в нервной системе и возможностью своей эксплуатации только на основе связи с возбуждением, обеспечиваемым стимульной ситуацией (первая сигнальная система — по И. П. Павлову). В этом случае ощущения и представления возникают и исчезают вместе с ситуацией (внешней или внутренней). Эти содержания актуализируются и существуют в процессе непосредственной деятельности. А когда речь идет об отражении ситуации и постановке целей, то это становится возможным, даже с привлечением представлений, только при наличии самой ситуации деятельности. В результате интеллект животных работает как наглядно-действенный, а на высших стадиях — «с привлечением плана представлений», что Н. Н.Лады-гина-Котс выделяла в самостоятельную форму «мышления» антропоидов. Только искусственные знаковые средства дают возможность удерживать цели и действия вне наличной ситуации деятельности, обеспечивать ее существование во внутреннем плане независимо от времени и ситуации. Вынесение искусственных знаковых средств из процесса непосредственного общения повлекло за собой развитие сначала письменной речи, а затем и новых информационных технологий. С этого момента процесс преобразования и использования искусственных знаковых средств частично осуществляется вне их первоначального носителя, что можно рассматривать как следующий этап развития этой формы регуляции деятельности. Одна их главных характеристик искусственных знаковых средств состоит в том, что они не присущи самому субъекту, как средства отражения на предыдущих стадиях развития. Знаковые средства существуют вне индивида и до него. Субъект получает их от других, владеющих этими средствами, субъектов, а в процессе овладения развиваются сами органы, эти средства использующие (системы мозга). Другими словами, сам орган «производится» онтогенетически на «материале» предлагаемых субъекту извне средств. Здесь, с одной стороны, процессы фило- и онтогенеза сходны: мозг человека также развивался в антропогенезе в процессе развития речи. Но с другой стороны, в филогенезе сам процесс возникновения искусственных знаковых средств шел совместно с развитием мозга. В онтогенезе же развитие мозга генетически ориентировано на определенный путь, на котором необходимо должны появиться эти средства. Открытой остается только их конкретная форма существования: это может быть любой язык, и использованы для овладения им могут быть разные средства субъекта (голосовые, моторные и т.п.). 2.4.6. Развитие форм регуляции деятельности в филогенезе Таким образом, представления о развитии психики и механизмов ее обеспечения в филогенезе позволяют выделить четыре формы регуляции деятельности субъекта, соотносящиеся в логике своего становления со стадиями развития психики в филогенезе: инстинктивную, научение, интеллектуальную и сигнальную. На каждом филогенетическом уровне развития психики все четыре формы регуляции деятельности имеют разное физиологическое обеспечение и осуществляют свои функции в форме единого, сбалансированного, характерного для этого уровня развития механизма. Все они на начальном этапе развития психики представлены в виде основных ее функций, обеспечивающих регуляцию деятельности субъекта адекватно отражаемому объекту. Физиологическое обеспечение этих функций и способ их организации для решения задач жизнедеятельности субъекта на каждом уровне развития психики разные. На ранних этапах развития для обеспечения регуляции деятельности имеется только сенсорика как психический процесс, совпадающий с его физиологическим основанием, выполняющий все функции психики и по построению отражения, и по регуляции деятельности, и имеющий простую субъективную форму — ощущение как изменение состояния субъекта. При возникновении такого состояния появляются соответствующие гуморальные изменения, ведущие к необходимому изменению функционирования систем организма, обеспечивающих движение субъекта. В дальнейшем при появлении самостоятельных органов для отражения разных свойств среды появляется необходимость некой инстанции, центра для обработки информации от разных сенсор-; ных органов и построения отражения на основе анализа комплек-| са свойств среды. Роль этого органа выполняет нервная система;, возникающая как орган психики вторично, вслед за появлением; психики как функции для регуляции деятельности субъекта. Нервные центры появляются для координации более сложных сенсорных и двигательных систем и обеспечивают целостное отражение объекта. Иерархически устроенная центральная нервная система обеспечивает интермодальное отражение, а при появлении ассоциативных зон коры мозга — включение в психическое отражение плана представления, позволяющего не только отражать соотношение объектов и субъекта, но и прогнозировать развитие ситуации на основе привлечения опыта субъекта относительно взаимодействия этих объектов между собой. Дальнейшее развитие мозга связано с возникновением прижизненно формирующихся функциональных органов для использования искусственных знаковых средств, которые, как теперь известно из исследований на антропоидах, в своих первоначальных функциях (общение и организация совместной деятельности) могут использоваться и без наличия этих органов. Таким образом, развитие форм регуляции деятельности и их физиологического обеспечения также происходит по принципу примата функции над органом и по закону дифференциации из общего интегрального целого. Каждая форма регуляции сначала представлена в виде функции, затем приобретает свое физиологическое обеспечение и становится самостоятельной, выделяясь в ответ на «задачу от среды» из первоначально интегрального целого, прогрессирует, пока не исчерпает возможностей своего органа. Возможности нового органа в свою очередь расширяют возможности функции, обеспечивая решение некоторых новых задач. Такое их соотношение ведет к перекрытию адаптивных способностей животных соседних уровней развития. Однако одни и те же функции в обоих случаях обеспечиваются разными механизмами. Описанные закономерности развития форм регуляции деятельности являются выражением принципа дифференциации, который рассматривается как универсальный принцип развития биологами, психологами и философами начиная с XIX в., а в современной науке получил дальнейшее развитие в физиологии, психофизиологии и других отраслях психологии (подробный анализ представлен в работах Н.И.Чуприковой). Подытоживая анализ форм регуляции деятельности и их развития в филогенезе можно сказать, что первоначально все они содержатся в психике, которая сама является механизмом регуляции субъектно-объектных отношений, в виде функций, которые психика и осуществляет. Все эти функции имеют в качестве физио- логического обеспечения инстинктивные механизмы (кинезы и таксисы). Дифференциация форм регуляции деятельности происходит как вычленение каждой функции и обеспечение ее физиологическими механизмами по принципу ведущей роли функции по отношению к органу. Каждая форма регуляции не сохраняется в своем первоначальном виде, а развивается и сама по себе, и как элемент общей системы регуляции деятельности.
|