Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По способу научения 5 страница
Способность посылать сообщение и правильно его «расшифровывать» может быть врожденной или приобретаться при жизни. Сами средства общения обычно присущи животным (являются видотипичными), а способность их правильно использовать в общении может быть как врожденной (и тогда это инстинктивное общение), так и осваиваться в онтогенезе. Как уже говорилось, у человека средства общения не присущи ребенку от рождения. Способность партнеров по общению воспринимать друг друга как субъектов общения (т. е. воспринимать себя как посылающего или принимающего информацию и другого участника также) является достаточно поздним приобретением эволюции. На ранних этапах развития психики животные реагируют на посылаемые сигналы как на ключевые стимулы, вызывающие автоматически готовые ответные реакции. В результате обмена такими коммуникативными актами партнеры приходят в готовность выполнять определенные формы поведения (например, территориальное, половое, родительское и т.п.), что и является адаптивным результатом (целью) данного акта общения. Сама передача информации может быть непосредственной или опосредованной. При непосредственной передаче информации партнеры используют только собственные возможности и обычно коммуникативный акт ограничен временем, необходимым для посыла и принятия информации (хотя может и осуществляться на расстоянии, например, при акустической или ольфакторной коммуникации, в таком случае время движения информации соответствует скорости распространения звука или химического вещества в среде). При опосредованной передаче информации экспедиент использует компоненты среды, в которые вносит какие-либо изменения: оставляет свой запах, изменяет поверхность и т.п., и в этом случае время движения информации (с момента посылания ее экспедиентом до момента получения ее реципиентом) может растягиваться, а у человека, который опредмечивает информацию в материальной знаковой форме, движение информации может быть достаточно большим и даже осуществляться между поколениями. Общение играет разную роль в жизни животных на разных стадиях эволюции. Основными функциями общения являются синхронизация активности особей и расширение опыта деятельности. Первое в эволюции появляется раньше, приходя на смену индивидуальной ориентации субъектов на одинаково для всех значимые воздействия среды, в результате чего все оказываются «в нужный момент в нужном месте» да еще и «в нужном состоянии» (например, во время размножения, не требующего контакта особей между собой, — внешнее оплодотворение у низших беспозвоночных). Впоследствии животные синхронизируют свое поведение, ориентируясь на посылаемые друг другу коммуникативные сигналы (как уже указывалось, понимание значения этих сигналов также на определенной стадии развития приходит на смену инстинктивной реакции на них). Использование общения для освоения нового опыта возникает с появлением заботы о потомстве (родители являются носителями информации и при общении с ними у детенышей формируются необходимые формы поведения), а затем подражания (в форме аллеломиметического поведения и научения по подражанию). У человека общение становится необходимым для всех форм жизнедеятельности и приобретает статус самостоятельной деятельности (соответственно появляется потребность в общении). 3.1.4. Онтогенез Онтогенез — это индивидуальное развитие организма, его существование от рождения до смерти. На разных стадиях эволюции индивидуальное развитие животных представлено по-разному. Нас интересует та сторона онтогенеза, которая связана с формированием всех систем поведения, обеспечивающих жизнедеятельность субъекта. Эти системы (и психика в том числе) могут быть полностью готовыми к моменту появления особи, а могут строиться в большей или меньшей степени в течение жизни. Период прижизненного развития систем обеспечения жизнедеятельности и сложность этого развития увеличиваются в эволюции в соответствии с усложнением взаимодействия субъекта со средой. Вся жизнь индивида ограничена моментом начала его существования как самостоятельного существа и моментом окончания этого существования. Эти моменты принято рассматривать как рождение и смерть. При изучении всех эволюционных форм животной жизни данные понятия необходимо уточнить. Появлением индивида как самостоятельной единицы жизни считается начало его существования как индивидуального организма. Такое начало может происходить двумя путями. 1. Появление индивида как результат размножения одноклеточ 2. Оплодотворение — слияние половых клеток родительских Основные формы эмбриогенеза следующие: в икринке (всегда в водной среде, так как оболочка икринки не предохраняет развивающийся организм от высыхания); в яйце (у животных, размножающихся вне водной среды яйцеклетка имеет помимо основной клеточной мембраны дополнительную оболочку разной плотности и жесткости); в организме материнской особи (в утробе — внутриутробное развитие). Есть такие варианты эмбрионального развития, когда икринка или яйцо сохраняется внутри полости тела матери, где создаются необходимые защитные условия (но не внутри ее организма и не связаны с ним физиологически). В этом случае вылупление детенышей происходит внутри тела материнской особи. Такие животные называются «живородящие» (некоторые рыбы, пресмыкающиеся). Заканчивается эмбриональный период выходом индивида из ограничивающей его первичной оболочки — акт рождения. В зависимости от условий эмбрионального периода акт рождения принято называть вылуплением (из икринки или яйца) или собственно рождением (выход из организма материнской особи). Период после рождения называется постнаталъ-ным (постэмбриональным) и также может иметь разное строение, сложность и происходить в различных условиях на разных стадиях филогенеза. Окончание существования индивида как самостоятельного организма также может происходить двумя путями. 1. При размножении одноклеточных непосредственно из роди 2. Физическое существование индивида как живого существа Внутри границ начала и конца существования индивида могут быть выделены разные периоды, которые характеризуются различными формами взаимоотношения субъекта со средой. Количество этих периодов последовательно увеличивается в эволюции, а их строение и содержание усложняются. Главной эволюционной функцией любого живого существа является воспроизведение. Поэтому способность к размножению — это тот момент в индивидуальной жизни, который должен возникнуть обязательно и на который направлено строение всего онтогенеза (хотя с усложнением эволюции появляются и такие формы сообществ животных, где репродуктивная функция может осуществляться за счет участия одних неразмножающихся особей в обеспечении успешного размножения других). Как будет видно ниже, усложнение развития особи до достижения половой зрелости на высших стадиях эволюции потребовало включения других особей в обеспечение этого развития и появления специальной формы поведения и конкретной потребностно-мотивационной сферы — родительской, — выделившейся в рамках первичной репродуктивной сферы. Основываясь на способности к размножению как главной задаче индивидуальной жизни, можно выделить три основных этапа преобразования онтогенеза в эволюции. 1. Самая простая организация индивидуальной жизни включает всего два периода: 1) от появления индивида до достижения им способности к размножению; 2) репродуктивной активности. В этом случае субъект сразу после своего появления способен самостоятельно осуществлять полноценную жизнедеятельность. Первый период представляет собой гормональное созревание и накопление ресурсов для размножения. Второй период (способность субъекта к размножению) может быть построен как единственный акт размножения (деление у одноклеточных или такое размножение, при котором родительские особи погибают после однократного акта размножения). Возможно существование несколь- ких циклов размножения в течение репродуктивно активного периода. 2. Первый период (до достижения способности к размножению) разделяется на два. А. Индивид появляется не способным самостоятельно осуществлять какие-то формы своей жизнедеятельности. В течение определенного времени происходит построение необходимых отношений со средой, накопление индивидуального опыта, преобразование физиологических и психических процессов и механизмов и т. п. Б. Происходит гормональное созревание и накопление ресурсов для размножения. Второй период (репродуктивной активности) в целом не изменяется по структуре. На этом этапе прогрессивно усложняется и разделяется на различные самостоятельные периоды первая часть онтогенеза — прижизненное построение отношений со средой, в результате чего эти отношения достигают структуры и содержания, характерных для половозрелых особей данного вида. Именно способность к размножению является главным критерием, определяющим границы этой части онтогенеза, так как есть животные, которые могут достаточно успешно осуществлять пищевое и комфортное поведение, но должны пройти определенный путь физического развития, чтобы достичь половозрелого состояния. Этот путь может осуществляться как поступательный процесс роста и развития или в форме метаморфоза, характерного для насекомых, когда первый этап, на котором индивид не может размножаться (личинка), совсем не похож по строению и образу жизни на второй, на котором происходит размножение (взрослая форма, имаго). У животных, развитие которых до достижения половой зрелости происходит без метаморфоза, первая часть жизни (до половой зрелости) называется преадулътная (предвзрослая), а вторая — адультная (взрослая). Преадультный период также может быть разным: индивид может сразу сам осуществлять жизнедеятельность, развиваться и накапливать необходимый опыт самостоятельно, или это может происходить при участии родительских особей, которые удовлетворяют часть его потребностей и создают условия для формирования взрослого видотипичного поведения своих детенышей. Появление преадульт-ного периода важно с психологической точки зрения: в этом периоде происходит изменение отношений субъекта со средой, формирование взрослых форм психического отражения, структуры деятельности, накопление опыта и т.п. Сам этот период также разделяется на ряд самостоятельных периодов, которые выделяются по критерию структуры и содержания взаимодействия субъекта со средой и по-разному представлены на разных стадиях филогенеза. 3. Появляется еще один период, следующий после окончания репродуктивного. Жизнь индивида продолжается после того, как он теряет способность к размножению. Это появляется только у высших приматов и у человека, в первую очередь в связи с усложнением и удлинением преадультного периода и необходимостью длительной заботы о потомстве и во вторую очередь с появлением у особи новых функций в сообществе, выходящих за рамки отношений между родительскими особями и их детенышами: передачи опыта другим особям вида и оказания им помощи в заботе о детенышах. Особое значение эти функции приобрели у человека, что привело к значительным изменениям в жизни сообщества и в индивидуальной жизни. В частности, функции индивида уже не исчерпываются рождением своих потомков, он включается в выращивание и воспитание других детей, что может стать профессиональной деятельностью. Особенности онтогенеза, главным образом его преадультного периода, будут рассмотрены и обобщены после анализа стадий развития психики. 3.1.5. Общее представление о стадиях развития психики Анализ психики как формы отражения позволяет обнаружить и сформулировать основания для выделения стадий развития психики в эволюции. Эти стадии должны отражать преобразование того, что характеризует психику как отражение, и позволять выявлять закономерности и механизмы такого преобразования. Такими характеристиками являются содержание и форма психического отражения. С одной стороны, эти характеристики являются общими для отражения как свойства материи в целом и соответственно показывающими специфику психики как одной из форм отражения. А с другой стороны, они же являются тем, что качественно изменяется на каждой стадии развития психики, т. е. выступают и как критерии отличия стадий развития внутри психической формы отражения. Таким образом, изменение содержания и формы психического отражения является системным критерием выделения стадий развития психики, позволяющим выявлять и объяснять ее развитие как формы отражения в эволюции. В этом случае становится понятным, что строение нервной системы не может служить критерием выделения стадий развития психики, так как нервная система соотносится с психикой как орган с функцией, и в этом смысле в эволюционном развитии «следует» за преобразованием психического отражения по закону ведущей роли функции по отношению к органу. Возможности органа (нового типа нервной системы) позволяют имеющейся функции (данному содержанию и форме психического отражения) прогрессивно развиваться (реализовывать все свои потенциальные возможности). В процессе этого развития начинает формироваться новая возможность функции (новое содержание и форма отражения), которая в дальнейшем требует появления нового органа (более сложного строения нервной системы). Все эти взаимосвязи и переходы должны быть отражены в периодизации развития психики. Из имеющихся в психологии представлений о развитии психики, которые были кратко охарактеризованы в главах 1 и 2, использование содержания отражения как критерия выделения стадий развития психики было сформулировано и применено А.Н.Леонтьевым в его концепции эволюции психики. А.Н.Леонтьев рассматривает эволюцию психики именно как эволюцию отражения, выделяя и анализируя качественные особенности этого отражения на каждой стадии развития. В данном случае используется не частный критерий (отдельные психические процессы, физиологические основы психики, соотношение «инстинкт — научение — разумные способности» и т.п.), а сущностный, системный, отражающий преобразование психического отражения как развивающейся системы и позволяющий встраивать этот процесс в развитие систем высших уровней и их взаимосвязей: взаимоотношение субъекта со средой и общие закономерности развития материи. Для изучения развития психического отражения в филогенезе А. Н.Леонтьев предлагает использовать анализ преобразования деятельности субъекта, что отражает изменение межсистемных связей, ведущих за собой преобразование связей внутрисистемных: сначала в самой структуре деятельности, затем в содержании психического отражения (содержание отражения, по словам А. Н.Леонтьева, «отстает» от структуры деятельности «на один шаг»). Таким образом, деятельность является источником и «субстратом» преобразования субъектно-объектных отношений и тем, что ведет к появлению нового содержания отражения. С другой стороны, структура деятельности отражает само содержание психики субъекта: его потребности, содержание и форму психического отражения; особенности регуляторной функции психики. В этом отношении анализ структуры деятельности становится способом изучения психики и ее преобразования в эволюции. Все это свидетельствует о том, что именно данную концепцию целесообразно принять за основу рассмотрения эволюции психики. Дальнейшее развитие концепции А. Н.Леонтьева с современных позиций системного подхода, приведенное в предыдущих главах, позволяет в настоящее время представить преобразование основных составляющих процесса эволюции психики: содержания и формы отражения, форм регуляции деятельности субъекта, изменений его психических связей со средой, индивидуального развития психики. Стадий развития психики по предложенным А.Н.Леонтьевым критериям (содержание отражения и структура деятельности) выделяется четыре: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная и сознательная. Современные данные по биологии и психологии поведения животных заставляют пересмотреть таксономические границы выделенных еще в первой половине XX в. А. Н.Леонтьевым стадий. Развивая концепцию А.Н.Леонтьева, К.Э.Фабри предлагал выделять три стадии развития психики в филогенезе: элементарную сенсорную, перцептивную и стадию сознания. Он рассматривал интеллект животных как высшую форму научения, появляющуюся на высшем уровне перцептивной стадии развития психики. Предложенное им выделение уровней внутри стадий отражает переход внутри стадии соотношения органа и функции без выхода всей системы на новый уровень развития. На низшем уровне появившаяся на предыдущей стадии функция, получившая свое новое обеспечение, полноценно реализует свои потенциальные возможности. На основании сформулированного этим же автором положения о резервах психики на высшем уровне образуется новая функция, которая становится движущей силой развития системы. У А. Н.Леонтьева это положение отражено во взаимоотношениях содержания отражения и структуры деятельности. В рамках последней образуется новое содержание субъектно-объектных отношений, что влечет за собой «подтягивание» содержания отражения. Новое содержание отражения расширяет возможности деятельности, и при сохранении ситуации, требующей такой деятельности и отражения, образуется новая функция, служащая впоследствии движущей силой дальнейшего развития системы. Анализируя развитие мышления человека в фило- и онтогенезе, С. Л. Новоселова также рассматривает в качестве критерия выделения стадий развития психики содержание отражения. Изучая генетически ранние формы мышления, она пришла к заключению, что различие между интеллектом животных и мышлением человека состоит не столько в содержании отражения (что из среды отражает субъект), сколько в способах обобщения и оперирования этим содержанием: животные на предчеловеческом уровне эволюционного развития отражают связи и отношения между объектами (межпредметные отношения) в форме чувственных образов и представлений (наглядно-действенный интеллект), а человек эти связи и отношения осознает (рефлексивный, или сознательный, интеллект). С. Л. Новоселова выделяет три стадии развития психики в эволюции, разделяя их на периоды и фазы, при этом интеллектуальную стадию и стадию сознания (по А. Н. Леонтьеву) она объединяет в единую стадию интеллекта, внутри которой выделяет интеллект животных и рефлексивный интеллект человека как периоды. Период рефлексивного интеллекта разделяется (как и все периоды) на две фазы, первая из которых включает развитие сознания в антропогенезе, а вторая — сознание современного человека. 9 Филиппова Перед рассмотрением процесса эволюции психики необхо;: мо остановиться на проблеме распределения животных по стаде ям развития психики. Как видно из предыдущих рассуждений авторы, анализирующие процесс эволюции психики, использ) ют несколько разные критерии для выделения стадий развит психики, и соответственно отнесение животных к разным стадий ям у этих авторов также частично различается. Есть еще две (как минимум) причины, с одной стороны, ос* ложняющие распределение животных по стадиям, а с другой сто-роны, обусловливающие постоянные изменения в таком распределении. Первая причина — это постоянное появление новыхдан-J ных в этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии о| психике и поведении животных, которые заставляют пересмат-| ривать не только распределение животных по стадиям, но и саме критерии выделения стадий. Такое положение нашло свое отражение в данном учебном пособии, в котором распределение жи-| вотных по стадиям в некоторых случаях отличается от классификации А. Н. Леонтьева (которая была им представлена в доктор-; ской диссертации, защищенной в 1940 г.) и классификации К. Э. Фабри (первое издание учебного пособия К. Э. Фабри «Основы зоопсихологии» опубликовано в 1976 г.). Основная тенденция такого отличия выражается в своеобразном «подтягивании» животных к более высоким уровням развития, что в первую очередь касается представителей перцептивной и интеллектуальной стадий (возможно, это происходит потому, что представители сенсорной стадии развития психики до сих пор изучены гораздо меньше, что отмечал в свое время еще К. Э. Фабри). В частности, исследования последней четверти XX в. способностей высших млекопитающих к освоению и использованию искусственных языков-посредников заставляют существенно пересмотреть не только их психические способности, но и сами критерии отличия психики человека от психики животных. Вторая причина, осложняющая распределение животных по стадиям развития психики, заключается в том, что эволюционный процесс не является дискретным, а представляет собой континуум. При переходе от низшего уровня развития системы к высшему происходит накопление количественных отличий, которые в конце концов переходят в качественные (переход количественных изменений в качественные — основной механизм развития систем). Именно этот процесс наиболее сложен для анализа, поэтому наибольшие затруднения вызывает классификация животных переходных фаз развития. Дело осложняется тем, что взаимоотношение функции и органа в эволюции нередко дает эффект «перекрытия» (или опережения в развитии) возможностей животных, у которых орган еще старый, а в функции уже прояв- ляются новые качества, по сравнению с возможностями животных, находящихся в начальной стадии формирования нового органа, еще недостаточно позволяющего реализовывать новую функцию. Связанная с вышесказанным сложность выделения уровней развития психики нашла свое отражение в разных областях науки: в возрастной психологии, физиологии нервной системы и др. Для объяснения указанных процессов соотношения функции и органа были предложены идеи о гетерохронности развития психических функций, о работе психофизиологических процессов в виде «ансамбля» и т. п. Все это касается и развития психики в эволюции, выделения стадий этого развития и распределения животных по стадиям. Итак, при классификации стадий развития психики и распределении животных по этим стадиям следует учитывать: - относительность такого разделения, связанную с недоста - континуальность развития психики и сложность классифика - появление новых теоретических обобщений, ведущих к вы Учитывая все это, а также проведенный выше анализ структуры деятельности и форм регуляции деятельности, в данном учебном пособии целесообразно сохранить классификацию стадий, предложенную А.Н.Леонтьевым, и применить к ней выделение высшего и низшего уровней по К. Э. Фабри, а также использовать представления С.Л.Новоселовой о формах обобщения опыта деятельности при анализе возникновения сознания человека. Анализ развития психики с позиций системного подхода и учет основных закономерностей развития систем позволяют выделить переходные фазы между стадиями развития психики, которые отражают континуальный характер процесса эволюции и переход количественных изменений в качественные. При таком подходе классификация стадий развития психики будет выглядеть следующим образом. Весь процесс эволюции психики делится на четыре стадии развития: 1) сенсорная стадия; 2) перцептивная стадия; 3) интеллектуальная стадия; 4) стадия сознания. Стадии делятся на уровни (высший и низший уровни в каждой стадии). Между стадиями выделяются переходные фазы: - фаза, переходная от допсихического к психическому отраж| - фазы, переходные между стадиями (между сенсорной и nej - фаза, переходная от психической формы отражения (заве]: Приступая к анализу стадий развития психики, напомним ко содержание основных используемых категорий.} Субъект — субъект психики, определяемый как инстанция, которой в форме субъективного переживания представлена своя собственная целостность (по Г. В. Ф. Гегелю). В контексте анализа эволюции психики — живые существа, обладающие психикой. Объект — внешний по отношению к субъекту член системь взаимодействия. Объект может быть любым вещным компонентов* среды или компонентом образа мира субъекта. Частным случаем! существования объекта может быть живой объект, обладающий'! психикой (другой субъект). Стимул — свойство объекта или производимое объектом изме-' нение в среде, которое отражается субъектом в процессе субъект-но-объектного взаимодействия. Операция — сенсомоторная координация, осуществляемая субъектом и направленная на изменение положения субъекта относительно объекта. Результат операции — измененное в результате осуществления операции соотношение субъекта и объекта. Действие — совокупность операций, в результате которых достигается преобразование ситуации, необходимое для достижения объекта деятельности. Является промежуточным этапом на пути удовлетворения потребности. Цель — антиципируемое изменение ситуации, достигаемое в результате действия. Деятельность — вся совокупность активности субъекта, организованная в единую систему для удовлетворения определенной потребности. Мотив — сигнал о наличии предмета потребности в объекте деятельности (свойство объекта или производимое им изменение в среде, которое не является биологически значимым для субъекта, связано с биологически значимым для субъекта свойством и отражается субъектом). Обладает побудительной и направляющей функцией. Нужда — необходимость для субъекта иметь нечто, находящееся вне его. Самому субъекту нужда представлена как переживание дискомфорта без отнесенности к какому-либо определенному типу поведения (состояние страдания). Потребностное состояние — соотнесение переживания нужды с предвосхищением состояния снятия этой нужды (т. е. с переживанием удовлетворения потребности). Переход от состояния нужды к состоянию удовлетворения потребности предполагает активность субъекта. Потребность — потребностное состояние, объединенное в субъективном опыте с тем, что необходимо для достижения состояния удовлетворения потребности. Предмет потребности — то, что непосредственно используется для удовлетворения потребности. Предмет потребности обычно не отражается субъектом, а представлен в субъективном опыте мотивом, биологически связанным с предметом потребности. Объект деятельности — то, в чем заключен предмет потребности и на что объективно направлена актуальная деятельность субъекта. Объект деятельности всегда конкретен и единичен. Предмет деятельности — содержание субъективного опыта, обобщенная форма объектов деятельности, несущих предмет какой-либо определенной потребности. 3.2. Сенсорная стадия развития психики Сенсорная стадия является начальной в развитии психического отражения, некоторые ее особенности мы рассматривали в разделе, посвященном проблеме возникновения психики. Теперь мы обратимся к характеристике уровней и переходных фаз сенсорной стадии. 3.2.1. Общая характеристика животных и образа жизни К сенсорной стадии относится большая группа очень разнообразных животных. Сложность классификации животных по развитию психического отражения на сенсорной стадии связана с двумя обстоятельствами. Y. Организм одноклеточных животных принципиально отличен от организма многоклеточных, ]отсутствие у первых(нервной системы («органа психики») 'создает серьезные трудности для понимания и объяснения содержания их психического отражения и тем более его субъективной представленности.
|