Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По способу научения 7 страница
действовать (достигнут результат отрицательного таксиса), или вступает в действие другой стимул (результат положительного таксиса, когда субъект оказывается в зоне действия других свойств объекта). Таким образом, объективно стимулом является ориентирующее свойство среды, направляющее субъекта к объекту, содержащему предмет его потребности. А субъективно животное взаимодействует со своим состоянием7~кот6рое и является для него «объектом деятельности», что и приводит к удовлетворению потребности (достижению желаемого состояния). Это и иллюстрирует положение об «объективной разделенности мотива и объекта деятельности» (или разделенности их в деятельности) и «субъективной слитности мотива и объекта деятельности» (или неразделенное™ их в отражении). Следовательно, для самого субъекта удовлетворение потребности состоит в достижении оптимального для себя состояния (всего тела или его частей при локализованной чувствительности). Последнее особенно важно, так как ведет к сопоставлению состояний разных частей тела и возможности с помощью одной части тела изменять состояние в другой части (когда появляются дифференцированные и локализованные органы чувств, эффекторные органы и нервная система). /" Однако наличие только внутренних и контактных органов чувств позволяет ориентироваться только на свое состояние и ограничивает деятельность только как движение для изменения своего состояния. Это означает, что каждый стимул (каждое возможное изменение своего состояния в ответ на воздействие извне) должен быть «известен» субъекту: какое состояние в ответ на него возникает, надо ли его «убрать» (избавиться от него или уменьшить до нужной интенсивности) или, напротив, сохранить (или увеличить). Достигается такое изменение состояния изменением положения относительно стимула (т. е. движением самого животного, так как стимул субъекту неподвластен). В этом и состоит вся деятельность: двигаться так, чтобы состояние было оптималъным^Учмтывая, что «началом» всего этого было изменение химического состояния в организме субъекта, «внутренняя субъективная жизнь» представителей сенсорной стадии становится более или менее понятной, более того, она действительно «внутренняя» — замкнутая в ощущении своих состояний, внешнего мира просто ^ще не существует для субъекта. Таким образом, вся деятельность состоит из движения, направленного на достижение оптимального внутреннего состояния субъекта. Такое движение обычно оказывается сложнокоордини-рованным: двигаются разные части тела, движение осуществляется с разной скоростью и в разных направлениях. Более того, такое движение редко бывает одноактным: «продвинулся в одном направлении и достиг нужного состояния». Напротив, оно состоит из ряда последовательных двигательных реакций, каждая из кото-, рых имеет начало, интенсивность осуществления и конец, после чего начинается следующее движение. Результат каждого движения — измененное свое состояние — является «отправной точкой» для следующего (его направления и интенсивности), что справедливо как для движения всего тела, так и его отдельных частей?, Вся последовательность движений имеет своим результатом достижение оптимального, состояния (стимул действуетлак, что производит в " организме состояние, расцениваемое как «нужное», — что и есть субъективное состояние удовлетворения потребности). Таким образом, построение движений не связано с их ориентацией относительно условий деятельности, а только с ориентацией относительно своего состояния как результата самого движения. Это означает, что деятельность осуществляется как набор движений, еще не имеющих статус операций (так как каждое из них не отвечает условиям деятельности, а отвечает только условиям внутреннего состояния субъекта), но в целом вся деятельность (как совокупность этих движений, в результате которых достигается желаемое состояние субъекта, что и является удовлетворением его потребности) направлена на изменение положения субъекта относительно объектов среды, т. е. отвечает объективному положению субъекта относительно объектов деятельности. Теперь мы можем охарактеризовать структуру деятельности на сенсорной стадии следующим образом: деятельность направлена на изменение возникшего под воздействием стимула состояния субъекта и имеет своим конечным результатом достижение «оптимального» состояния организма или его частей, которое субъективно переживается как удовлетворение потребности^ Деятельность состоит из отдельных движений, совокупность ко'торых объективно отвечает условиям осуществления деятельности, но субъективно направлена на изменение состояния субъекта. Достижение объекта, удовлетворяющего потребности жизнедеятельности, осуществляется на основе врожденных механизмов (таксисов и кинезов) и происходит в результате «сложения» последовательностей отдельных деятельностей, направленных на достижение оптимального внутреннего состояния субъекта. Таким образом, со стороны субъекта деятельность является целостной, не разделенной на операции и тем более действия. Со стороны удовлетворения «конечных» потребностей жизнедеятельности деятельность представляет собой отдельные операции, совокупность которых (последовательность достигнутых результатов) помещает субъекта в положение, из которого объект, содержащий предмет потребности, становится доступен прямому взаимодействию (достижение цели действия как промежуточного этапа деятельности). Все промежуточные этапы (результат операции как совокупности движений, изменяющих положение субъекта относительно условий деятельности, и ре- зультат последовательности операций, продвигающих к объекту, содержащему предмет потребности) для самого субъекта являются деятельностями, так как он каждый раз удовлетворяет свою потребность (в достижении необходимого своего состояния). .2.4. Формы регуляции деятельности Инстинктивная форма регуляции. Практически вся жизнедеятельность животных на сенсорной стадии регулируется врожденными механизмами, которые представлены кинезами и таксисами. Напомним, что кинезы — это способность эффекторных органов и всего тела осуществлять движение с изменением интенсивности (ортокинез) и направления движения (клинокинез), а таксисы — это «привязка» кинезов к определенному стимулу, т.е. ориентация кинезов. Кинезы регулируются количественным параметром стимула: усиление воздействия ведет к увеличению скорости движения (всего тела или отдельных эффекторных органов) — ортокинезу и к увеличению числа поворотов в единицу времени и угла поворота — клинокинезу. Таким образом, кинезы не связаны с качеством стимула, а только с его количественной характеристикой. Таксисы определяют, на какой стимул отвечать движением и куда направлять движение. В целом таксисы также связаны с силой воздействия, но уже в отношении порогов реагирования и оценки полезности воздействия. Особенно четко это проявляется на нижнем уровне сенсорной стадии. Как мы видели, начальной формой является химическая чувствительность, а позднее животные ориентируются на стимул большей интенсивности, даже если выбор осуществляется между стимулами разного качества. Таким образом, пороговая величина чувствительности не сразу приобретает специализацию по качеству стимула, а первоначально происходит как бы выбор стимула наибольшей интенсивности или, возможно, суммация эффекта раздражителей «в пользу» самого интенсивного. Поведение инфузорий подтверждает это мнение: даже если у них образована временная связь на воздействие определенного стимула, возникновение третьего, превышающего по силе воздействия имеющийся, маскирует его эффект. Кстати, в нервных клетках сохраняется изначальная «амодальность», присущая, по мнению многих ученых, психическому отражению на ранних стадиях развития: нервные клетки реагируют на изменение химического состава синаптиче-ской жидкости способностью генерации и проведения электрического возбуждения, причем интенсивность и частота нервного импульса кодируют количественные параметры поступающей от рецепторов органов чувств химической информации. Только эфферентные пути (обратно от нервных центров к периферическому концу органов чувств) продуцируют появление ощущения периферической части анализатора. V Не будем забывать, что это уже весьма поздний механизм обес- ' печения процессов восприятия, а сейчас мы говорим о гораздо более ранних этапах, когда еще нет специальных нервных центров, контролирующих деятельность рецепторов, нет еще и самих дифференцированных органов чувств. Поэтому вернемся к животным, более просто устроенным. У них действительно таксисы изначально можно рассматривать как усложнение и специализацию кинезов. Способность при изменении внутреннего состояния увеличивать скорость и направление движения характерна для всех ранних примитивных живых организмов, так как все они обладали подвижностью. ./ Как мы Ш-ixtnvi при анализе возникновения психики, движение как таковое не является критерием возникновения психики, критерием может быть названа только его особая форма — анима-лизованное движение, направленное на цель. Эту функцию — на- \, правления на цель — и выполняют таксисы. Первоначально цель имела только один параметр — интенсивность раздражителя (химического, включенного в обмен веществ), что прекрасно демонстрирует поведение эвглены, ориентирующейся по интенсивности светового воздействия, непосредственно «употребляемого в химическом производстве», а также термртаксисное поведение ин- 1 фузорий, о котором говорилось выше, '5 Но практически в самом начале развития психического отражения появилась специализация по качеству цели (системы, чувствительные к определенному . стимулу). Правда, пока еще эти системы скорее всего давали са- ! мому субъекту переживания не качества, а количества своего со- ■ стояния. Но тем не менее стимул уже можно было «выбрать»: вос- ■ сталкиваемся с тем, что новая функция сначала появляется как Теперь можно сказать, что таксисы, как способ регуляции кинезов, представляют собой специализацию чувствительных систем, а именно способность их иметь низкие пороги возбуждения для определенных типов воздействия. Даже очень развитые органы чувств высших животных имеют определенные высшие границы чувствительности, за которыми воздействие стимула воспринимается не как специфическое ощущение, а как неспецифическое — болевое. Все это позволяет заключить, что первоначальная форма оценочной функции таксиса также связана с количественной характеристикой стимула. Это отражено в концепции В. который выстроил шкалу «удовольствие — неудовольствие» по количественному параметру. Действительно, даже у человека есть рамки интенсивности нервной стимуляции (плотность и высота амплитуды пачек нервных импульсов), определяющие спектр положительных и отрицательных эмоций: положительным эмоциям соответствует средняя плотность стимуляции, отрицательным — слишком низкая и слишком высокая (по К. Изарду). Таким образом, таксисы переводят хаотическую двигательную активность в целенаправленную. Эта целенаправленность имеет два параметра: 1) на что реагировать (качество стимула, по которому опреде 2) как реагировать (направление таксиса — положительный он Сами кинезы также приобретают некоторую специализацию: эф-фекторные органы (а значит, и движения, которые они производят), становятся связанными с тем, в ответ на что надо производить движение. Появляются клинотаксисы — поворот движения при действии определенного раздражителя (например, при тактильном раздражении чувствительных ресничек инфузория резко изменяет направление движения), ортотаксисы — изменение скорости движения при изменении градиента определенного раздражителя и т. п. Теперь становится понятным, что должно быть врожденны м в поведении животных на сенсорной стадии развития: способность отражать определенные воздействия среды и отвечать на них определенными движениями, в результате которых животное окажется ближе к источнику стимуляции или дальше от него (т. е. сами таксисы). В таксисе как врожденной реакции (полностью обеспеченной врожденными механизмами, т. е. инстинктивной) можно выделить три основных компонента: 1) способность приходить в определенное состояние под воз 2) способность отвечать на это состояние определенной двига 3) способность изменять характер реакции при изменении ин Этими компонентами и исчерпывается инстинктивная форма регуляции. Все три компонента таксиса регулируются действием двух факторов: эндогенного {внутреннего) фактора как наличия потребности, способности субъективно переживать ее напряжение и ее удовлетворение; внешнего фактора как способности отражать необходимый для удовлетворения потребности стимул из внешней среды и отвечать на него нужной реакцией (направленность таксиса). Частично внутренний и внешний факторы перекрываются между собой: отражение интенсивности стимула есть одновременно переживание напряжения потребности и ее удовлетворения. Исполнительная часть деятельности представлена ки-незами — самими движениями, их интенсивностью и направлением. Таким образом, инстинктивными являются все потребности: что надо из среды для обеспечения жизнедеятельности и как представлено субъективно напряжение потребности и ее удовлетворение (совпадающие с изменением состояния под воздействием стимула). Инстинктивными механизмами регулируется способность отражения необходимых ключевых стимулов и ответные реакции на них (как способность изменять интенсивность и направление движение при воздействии этих стимулов). Все это справедливо для низшего и высшего уровней сенсорной стадии, при этом на высшем уровне все усложняется: дифференцируются органы чувств, появляется возможность отражать стимулы не только в количественной, но и в качественной форме, появляются ответные реакции отдельного эффекторного органа на определенное воздействие и т. п. Но принцип регуляции деятельности остается один и тот же: сочетание таксисов как ориентация кинезов. л Научение. Научение на сенсорной стадии представлено в первую очередь привыканием, т. е. исчезновением ответной реакции на стимул, появление которого не ведет к значимым для субъекта последствиям. Учитывая, что все реакции животных на этой стадии представлены таксисами, речь идет об изменении врожденной, инстинктивной реакции. Такое привыкание хорошо выражено даже у одноклеточных, хотя стойкость его сохранения небольшая: от 30 мин до 2 — 3 ч (по данным разных авторов). Инфузории привыкают к ритмично действующему сейсмическому стимулу и через 100—120 сочетаний перестают отвечать на него фобической реакцией (резким сокращением тела). Большую проблему представляет обнаружение у представителей низшего уровня ассоциативного научения. Неоднократно предпринимались попытки сформировать временные связи на сочетание раздражителей у одноклеточных, губок и гидр. Результаты оказывались весьма разноречивы (подробно эти данные изложены в книгах К. Э. Фабри, Р. Шовена, Н.А.Туш-маловой и других). Некоторые эффекты научения были получены, причем в основном для инфузорий: они сохраняют траекторию передвижения при перенесении их из сосуда одной формы (треугольного) в сосуд другой формы (круглый); удерживаются в неосвещенной части пробирки, если в освещенной части их наказывают ударом тока; собираются на конце иглы, если ее предварительно окунают в раствор с пищевыми объектами; и даже увеличивают скорость прохождения в изогнутой трубке (почти научение в лабиринте!). С гидрами оказалось гораздо сложнее, так как они малоподвижны и временные связи у них пытались вырабатывать на пищевое или оборонительное подкрепление (скорость заглатывания пищевого объекта или латентный период сокращения тела). Подвижные инфузории демонстрировали гораздо более выраженное изменение поведения и более стойкое его сохранение. При этом время выработки временной связи и время ее сохранения оказывалось близким к таковому при привыкании. Изучение всех условий привыкания и образования временных связей у животных низшего уровня сенсорной стадии показало, что в процессе реагирования на предъявляемые стимулы у них происходят интенсивные химические процессы в организме и выделение вследствие этого продуктов метаболизма во внешнюю среду. Похоже, что сами животные ориентируются на свое измененное в результате этих последовательных реакций состояние и одновременно на изменение химического состава окружающей жидкости. Это подтверждается следующими фактами. При «обучении» парамеций прохождению изогнутого капилляра (увеличение общей скорости прохождения всего пути и уменьшение неправильно ориентированных движений в местах изгиба капилляра) оказалось, что происходит загрязнение воды продуктами метаболизма парамеций, и они стараются как можно скорее покинуть этот участок, ориентируясь на уменьшение загрязнения. Разумеется, в первом колене капилляра загрязнение больше, чем во втором (так как во втором колене нет преграды, а сразу можно выплыть «по прямой»), а в месте изгиба, видимо, загрязнение самое большое, что увеличивает интенсивность отрицательных орто- и клинохе-мотаксисов парамеции. Интересные данные были получены при образовании оборонительных реакций на свет у инфузорий, когда они правильно ориентировались на границу освещенности даже при перенесении «места наказания» — расположения электродов в пробирке (эксперименты С. Варжинчика, описанные К. Э. Фабри). В этом случае, видимо, инфузории ориентировались на происходящие внутри их тела химические процессы, возникающие при световом стимуле, которые связывались с химическими процессами, возникающими в результате удара электротоком. Во всех случаях реакция сохраняется определенное время, одинаковое для процессов привыкания и научения (в среднем — около 50 мин). Все эти данные позволяют предположить, что все виды научения у этих животных (привыкание и образование временных связей) представляют собой своеобразное сочетание таксисного поведения, при котором постоянно изменяется внутренняя и внешняя среда, в результате чего изменяются и направление и скорость движений: /ведь сами таксисы представляют собой изме нение движения для измене ния своего состоян ия. Это подтверждает и время сохранения научения, которое может быть сопоставлено с интенсивностью самих химических процессов в организме этих животных. Конечно, это одна из версий объясне- ния механизмов привыкания и образования временных связей | представителей низшего уровня сенсорной стадии. Однако в данном случае процессы, внешне имеющие вид научения, все же являются сочетанием и модификацией инстинктивного поведе-| ния — таксисов.,, Более сложное научение наблюдается на высшем уровне, хотя j оно также весьма своеобразно. Наличие органов чувств, эффек-, торных органов и нервной системы дает возможность не только привыкания (которое достаточно хорошо выражено у большинства этих животных), но и образования настоящих условных реф-. лексов. Кишечнополостные могут научиться не заглатывать бумажку, пропитанную соком рыбы (актинии для этого требуется 5 дней, а сформировавшаяся реакция сохраняется до 10 дней). Актинию i так же можно научить не забираться на раковину моллюска, если применять наказание электрическим током. Кольчатые черви уже вполне успешно ориентируются в Т-образном лабиринте и формируют устойчивый навык избегания отсека, в котором получают удар током. w" Такое научение, конечно, обусловлено Наличием нервной системы с нервными узлами (что и обусловливает возможность образования рефлекторных связей). Однако это также является модификацией таксисного поведения, хотя и более сложной. У животных на сенсорной стадии не происходит прижизненного образования новых моделей стимулов и новых схем двигательных реакций. Для этого просто нет возможностей в нервной системе. При научении происходит переключение связей «стимул—реакция». Распадается имеющийся комплекс «стимул + ответная реакция» и образуется новый. То есть происходит лишь замена компонентов. Может измениться в основном направление таксисов (реагировать приближением или удалением) или сочетание таксисов (при действии одного раздражителя реагируем на другой обратным способом). Такое сочетание таксисов уже содержится в инстинктивной регуляции деятельности: один раздражитель создает одно эндогенное состояние, другой — другое (например, повышение влажности активизирует у дождевого червя отрицательный геотаксис, а понижение — положительный). При научении может происходить изменение подобных сочетаний. Другой особенностью животных высшего уровня сенсорной стадии является то, что таксисы могут осуществляться как движение эффекторных органов или сегментов тела. Это обусловлено строением их нервной системы: нервные узлы регулируют отдельные функции и отдельные участки тела. При научении «не захватывать бумажку, прикасающуюся к щупальцу», у актинии «научается» именно это щупальце, а остальные — нет. Не менее интересно поведение дождевого червя в лабиринте: при приближении к развилке лабиринта он делает «пробующие» движения голов- пым концом, не дотрагиваясь до источника тока, и после этого поворачивает в «правильную» сторону. Правильное поведение в лабиринте сохраняется и у червей после удаления передних сегментов. Более того, научаться может даже обезглавленный червь. Это также говорит о том, что связи образуются в сегментарных отделах нервной системы. Однако уже наблюдается и эффект ин-тегративной работы нервной системы: об этом свидетельствует сохранение ориентации в лабиринте у червя после ампутации передних сегментов, а также увеличение скорости обучаемости «необученных» щупалец кишечнополостных после образования устойчивой реакции «обучающихся» щупалец. -Интеллектуальная форма регуляции. Интеллектуальная форма регуляции деятельности на сенсорной стадии представлена только в виде функции. Рассмотренные особенности жизнедеятельности животных, относящихся к сенсорной стадии развития психики, свидетельствуют, что адекватность их двигательной активности изменению движения объектов, с которыми животные взаимодействуют, обеспечивается самими инстинктивными механизмами — кинезами и таксисами. Способность реагировать изменением скорости и направления движения в ответ на изменение воздействующего стимула ведет к тонкому и точному учету изменения положения объекта относительно субъекта и позволяет ориентировать свою активность в точном соответствии с ситуацией. Конечно, все это не представлено в отражении субъекта, но функция интеллектуальной формы регуляции — учет ситуативного изменения движения объекта и организация своего движения «по логике движения объекта» — выполняется. Так же как и для научения, это обеспечено инстинктивными механизмами — таксисами и их сочетанием. Сигнальная форма регуляции. Эта форма регуляции деятельности также представлена в виде функции. Как уже неоднократно отмечалось, сигнальная форма регуляции обеспечивает изначальную функцию психики (реакцию на сигнальное воздействие, связанное с биологически значимым). На сенсорной стадии мы наблюдаем два процесса: 1) само возникновение сигнальной функции из несигнальной, 2) выделение сигнальной функции как самостоятельной, об ки важное воздействие среды как объективный критерий net ки). Необходимость представленности сигнального стимула саъ му субъекту в субъективной форме мы уже неоднократно обсу дали. Сама сигнальная функция, так же как научение и интеллектуала ная форма регуляции, обеспечивается инстинктивными механизме ми — таксисами. Соотношение различных форм регуляции деятельности. Можн! сказать, что отдельные компоненты таксиса являются механизм мами, обеспечивающими реализацию функций разных форм ре* гуляции деятельности. Способность реагировать своим состояв нием на сигнальный стимул — функция сигнальной формы регуля-i ции; способность изменять скорость и направление движения щ соответствии с изменением интенсивности и направления действия стимула — функция интеллектуальной формы регуляции; спо-*§ собность изменять направление таксиса под действием других сти«| мулов и сочетать действия разных таксисов — функция научения] Таким образом, все формы регуляции деятельности на сенсорной ] стадии выражены как функции и обеспечены одним физиологи- >, ческим механизмом, который можно охарактеризовать как инстинктивный: врожденные таксисные реакции и их сочетание. Первым дифференцируется из этого общего интегрального (и обеспеченного инстинктивными механизмами) целого научение: оно приобретает собственный механизм в форме нервной системы (а главное — нервных узлов), что позволяет сохранять информацию о связи стимулов с ответными реакциями в форме рефлекторной дуги (пусть пока еще примитивной и не очень устойчивой). А 3.2.5. Потребностно-мотивационная сфера Потребностно-мотивационная сфера на сенсорной стадии характеризуется относительной простотой потребностей и способов их удовлетворения. Сами потребности можно охарактеризовать следующим образом. Есть потребности, которые можно назвать «прямыми» или непосредственно обеспечивающими жизнедеятельность. Для этих потребностей характерно совпадение ключевого стимула с объектом деятельности как носителем предмета биологической потребности: животное реагирует на то, с чем взаимодействует для удовлетворения потребности. Например, реакция эвглены на свет, которая позволяет ей увеличить доступ к хло-ропластам квантов света (независимо от того, что свет еще является ориентирующим фактором). В этом случае объект деятельности и есть предмет потребности (как при физиологическом отражении). Большинство же потребностей можно назвать «обслужи- иающими» или «опосредующими» потребности жизнедеятельности: животное отвечает на ключевой стимул таксисной реакцией, что позволяет попасть в зону действия следующего стимула, и в конце концов вступить в контакт с объектом, содержащим предмет потребности. В этом случае происходит «окончательное и бесповоротное» разделение ключевого стимула (мотива) и соответствующего субъективного влечения к нему с предметом потребности, который оказывается скрытым в объекте деятельности и недоступным отражению. Объект, который прикасается к щупальцу актинии, производит в ней тактильное ощущение, а употребляет в пищу она химический состав своей добычи. Если объект переварить не удается, то он выбрасывается из полости тела, а актиния научается не реагировать на такое тактильное раздражение щупальца, которое производит этот объект. Все ключевые стимулы и потребностные состояния для «промежуточных» потребностей должны теперь обеспечиваться инстинктивными механизмами, чтобы создавать влечение субъекта к данному стимулу (что и представлено таксисами). Таким образом, само потребностное состояние можно определить как способность субъекта реагировать на ключевой стимул (то, на что направлен таксис) определенным изменением в организме или его части и оценивать возникшее состояние как желаемое или нежелательное (положительная или отрицательная направленность таксиса). Ответное движение — «исполнительная часть таксиса» — и есть вся исполнительная часть деятельности. Поисковой фазы практически нет, она выражена как функция — как ориентация на изменение своего состояния. Консуматорный акт совпадает с самой исполнительной частью деятельности (осуществление движения приводит к необходимому изменению состояния). Потребноетно-мотивационная сфера уже разделена на отдельные конкретные базовые сферы. Достаточно четко выделяются пищевая (с соответствующим набором объектов деятельности и ключевых стимулов, обеспечивающих необходимые таксисы), комфортная — как избегание неблагоприятных условий и достижение благоприятных. У высших представителей в этой сфере появляются территориальное поведение и гнездостроение. Сложнее охарактеризовать репродуктивную сферу. Видимо, у одноклеточных и некоторых многоклеточных (у которых нет контакта с половым партнером) она «включена» в комфортную. Выделение во внешнюю среду полового материала или деление (клеточное и почкованием) можно соотнести с функциями выделения (по субъективному фактору). Только у животных, относящихся к переходной фазе (у кольчатых червей) появляется половое поведение, обеспеченное ключевыми стимулами и соответствующими ответными реакциями (а значит, и эндогенным фактором).
|