Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По способу научения 9 страница
самку к икрометанию. В искусственных условиях источником вибрации может быть, например, насос в бассейне, на который самец забирается совершенно другими движениями и держит его лапами также по-другому. Описанные особенности отражения, основанные на способности животных строить движения, ориентируясь на качества объектов, не имеющих мотивационной функции, прижизненном построении новых моделей стимулов, способности к абстрагированию и обобщению ведут еще к одной характеристике отражения, возникающей на перцептивной стадий Разделение мотива и объекта деятельности приводит к тому, что появляется обобщенная модель класса объектов, имеющих не только общий ключевой стимул, но и сходные «дополнительные» качества, которые уже и определяют мотивационное значение ключевого стимула. То есть появляется комплекс «ключевой стимул + сопутствующие качества», по сопутствующим качествам опознается объект как подходящий для включения в деятельность (например, для жабы — каких шмелей можно ловить, а каких нет). Такой обобщенный комплекс строится прижизненно на основе научения (в разных формах: запечатле-ния, облигатного или факультативного научения). Это и есть «предмет деятельности», как он был определен выше, — обобщенный класс объектов, с помощью которых удовлетворяется данная потребность. Разумеется, не все поведение полностью регулируется таким сложным образом. Как всегда, остаются такие формы поведения, которые осуществляются как врожденная реакция на врожденный ключевой стимул (врожденные комплексы «стимул + ответная реакция»). Однако на перцептивной стадии так уже не может регулироваться целостная деятельность, а только отдельные ее компоненты, в первую очередь — консуматорные акты, а также поведение, которое осуществляется как цепочка рефлексов, например ритуализированное общение. Форма отражения на перцептивной стадии также качественно изменяется, и это изменение также зависит от строения органов чувств и свойств нервной системы. Можно выделить три новые особенности формы отражения. 1. Разделение внутреннего и внешнего, локализация мира вне себя. С помощью дистантных органов чувств (в первую очередь зрения) воспринимаемая стимуляция «отрывается» от поверхности тела субъекта (форма отражения, которую давали рецепторы, расположенные на поверхности тела) и «помещается» на определенное расстояние от него. Это расстояние определяется «мерой движения» локомоторных или манипулятивных органов (хотя пока еще недостаточно изучено, в какой мере и каким животным для этого необходим прижизненный опыт, а в каких случаях это «врожденное знание», т.е. готовые зрительно-моторные координации). Такая локализация мира вне себя подтверждается тем, что живот- ное может направлять в сторону отражаемого зрительно объекта; не все тело, а отдельные органы: поворот головы, вытягивание: головы и схватывание движущегося объекта ртом, протягивание конечностей и их правильная ориентация относительно объекта; без движения всего тела и без движения тех частей тела, на которых расположены воспринимающие стимуляцию органы, в данном случае глаза. Подобные движения на сенсорной стадии регулировались «встречей» контактных рецепторов со стимулом (например, тактильным). 2. Образ объекта становится интермодальным. Это также осно 3. Приобретение некоторыми рецепторами дистантных функций 3.3.3. Структура деятельности На перцептивной стадии деятельность начинает расчленяться и уже не выглядит как ориентация движения для достижения определенного состояния субъекта. Отражая мир как находящийся вне себя и в форме целостных объектов, животное строит движения, ориентируясь на расположение объектов относительно себя, а кроме того, ориентируется при построении движений не только на сам объект деятельности, но и на то, что его окружает. Отдельные движения могут быть направлены на эти «сопутствующие» объекты и ориентироваться не только по интенсивности и направлению действия мотива (ключевого стимула), но и в зависимости от условий, в которых находится объект деятельности. Достижение объекта, на который направлена деятельность, осуществляется как совокупность движений, сочетание и ориентация которых зависят от конкретных условий деятельности. Это означает выделение в деятельности операции, как ее составной части, связанной с компонентом среды, с которым в данный мо^мент взаимодействует субъект, а не с объектом всей деятельности. Разумеется, когда дело дойдет до контакта с объектом деятельности, то уже его особенности будут определять строение операций. До этого момента операция направлена на «промежуточные» объекты и условия. Еще одной особенностью выделения операции является то, что она «привязана» к своему конкретному «объекту операции», а не к объекту всей деятельности. При научении происходит связывание операции в комплекс именно с тем, на что она направлена. Такие комплексы существуют в памяти относительно отдельно от мотива конкретной деятельности и могут вставляться в разные деятельности при появлении в условиях ее осуществления соответствующего стимула. Например, животное, научившееся ориентироваться на определенный стимул как на сигнал о месте нахождения пищи, может научиться использовать его для определения места нахождения убежища. Так же может переноситься навык обхода преградь1, из пищедобывательной деятельности в оборонительную, И Т.П.' Выделение операции связано с отражением целостных объек Таким образом^ животное не может осуществлять деятельность, если в восприятии нет объекта, который расценивается как удовлетворяющий потребность. Хорошо, если деятельность такова, что объект, содержащий предмет потребности, сразу появляется в поле восприятия. Однако на перцептивной стадии, во-первых, объекты надо отыскивать по направляющим стимулам, а во-вторых, появляется много таких форм жизнедеятельности, где речь вообще не идет об удовлетворении витальных потребностей субъекта (размножение, гнездостроение, территориальное поведение, об- щение и т.п., не говоря уже об общественных насекомых, где функции жизнедеятельности разделены между членами сообщества)^ Н6 возможности отражения еще не позволяют соотносить все эти этапы и строить деятельность, ориентируясь на будущую конечную цель (т. е. иметь действие с целью в плане представления). Остается только один путь: каждый промежуточный этап должен приобрести для самого субъекта статус деятельности по удовлетворению потребности. Таким образом, объективно действие есть активность животного, состоящая из последовательности операций, строящихся в зависимости от условий деятельности, направленной на достижение результата, который еще не ведет к удовлетворению потребности по обеспечению жизнедеятельности, но необходим для «продвижения» к объекту, с помощью которого эту потребность можно удовлетворить. Но субъективно действия нет. Субъект имеет потребность, к удовлетворению которой он стремится, взаимодействуя с «промежуточным» (с точки зрения удовлетворения потребности жизнеобеспечения) объектом. Для самого субъекта это объект деятельности (носитель врожденного ключевого стимула, имеющего для субъекта мотивационное значение). И только удовлетворив соответствующую потребность при взаимодействии с ним, субъект может приступить к следующему' этапу. Удовлетворение этой промежуточной потребности «включает» следующий эндогенный фактор, «разрешающий» реагировать на другой ключевой стимул, обеспечивающий следующий этап цепочки, приближающей к удовлетворению биологической потребности. Внутри каждого такого звена есть свое влечение, исполнительная часть и консуматорный акт. Все, что касается построения операций, образования новых связей и т.п., относится к исполнительной части деятельности, но не к изменению цепочки деятельностей, выстроенных в последовательность и ведущих к удовлетворению потребностей, обеспечивающих жизнедеятельность. Такие цепочки могут быть довольно короткими (а возможно, и «одноактными», например: если пищевая деятельность простая и объекты питания находятся в поле восприятия). Чаще они длинные и сложные (для достижения пищевого объекта надо плести паутину, для чего выбирать нужное место, ориентируясь на направляющие стимулы — какие ветки каких деревьев для этого подходят и т. п.). Прекрасно описан этот механизм в работах Н. Тинбергена, посвященных территориальному поведению колюшки, репродуктивному поведению роющих ос и др. Самец колюшки, отыскивая место для гнезда, ориентируется на особенности ландшафта и в этот момент не реагирует на строительный материал, присутствие самки и другого самца. Только отыскав подходящее место, он начинает реагировать оборонитель- ным поведением на другого самца, но еще не реагирует на самку. На присутствие самки самец реагирует проявлением полового поведения только после постройки гнездаТрНаиболее сложно построено поведение высших насекомых. Все это означает, что все необходимые для обеспечение цепочек деятельностей любой сложности ключевые стимулы (включая, конечно, мотивационный компонент — переживание потребности и эмоциональную реакцию на ключевой стимул) должны иметься в форме нервных моделей стимулов и связанных с ними ответных реакций (хотя бы в форме таксиса и общей схемы движений). Конкретное прилаживание и построение операций и их последовательностей в конкретных условиях деятельности может происходить прижизненно. Таким образом, исполнительная часть деятельности строится «на месте» как компоновка и ориентация движений на основе отражения условий осуществления деятельности и расширяется и усложняется за счет научения, а «концы» — потребность и все ее обеспечение внутренними (возникновение эндогенного состояния, которое продуцирует влечение) и внешними факторами (ключевыми стимулами), а также оснащение консуматорных актов — обеспечены инстинктивной формой регуляции (т. е. имеются в готовом виде к рождению)^ Добавим сюда схемы отдельных движений, присущих эффекторным органам или их отдельным частям, из сочетания которых строится операция как соответствующая наличным условиям деятельности — и получается очень большой объем информации, которая должна содержаться в головном отделе нервной системы в готовом виде. Этот головной отдел, как мы видели, устроен по системному принципу, что значительно экономит его объем. Однако относительно механическое строение головного ганглия беспозвоночных все же потребовало увеличения именно объема этого образования. Учитывая, что у этих животных нет внутреннего скелета, а абсолютные размеры нервных клеток у них имеют свой минимальный предел, соотношение «размеры тела—увеличение размеров головного ганглия» оказалось в конце концов исчерпанным, и высшие насекомые и осьминоги, хотя и представляет собой вершину эволюционного развития беспозвоночных, но дальнейшее развитие психического отражения в этом направлении невозможно^Как бы ни был устроен головной ганглий высших беспозвоночных, все же это ганглий, т. е. скопление нервных узлов, каждый из которых выполняет свою функцию регуляции какой-либо части поведения. Эти узлы связаны между собой, и, более того, структура этих связей обеспечивает иерархическое соотношение нервных узлов и их совместное участие в регуляции деятельности. Однако для усложнения деятельности (возможности осуществлять все более длинные и сложные последовательности операций и включать все больше промежуточных объек- тов и этапов деятельности) приходится «добавлять строительного материала» в сами ганглии: помещать в них дополнительные модели ключевых стимулов и ответных реакций, «оснащать» промежуточные этапы деятельности дополнительными влечениями и консуматорными актами и т. п. Так получается потому, что головной ганглий высших беспозвоночных эволюционировал из гораздо более простых нервных структур узлового типа, которые формировались для обеспечения гораздо более простой деятельности, и главным образом для решения задач синхронизации поступающей из нескольких органов чувств информации и регуляции простых движений небольшого количества эффекторных органов, в которых надо было только изменять интенсивность движения (направление движения обеспечивалось разной силой сокращения тканей разных частей эффекторного органа). Центральная система хордовых с самого начала представляла собой другой путь развития. Предположительно, она возникла из сетчатой нервной системы древних кишечнополостных и развивалась параллельно с нервной системой узлового типа, но в другом направлении. Таким образом, центральная нервная система и ганглиозная нервная система — не два последовательных этапа, а две самостоятельные линии развития. Центральная нервная система древних форм хордовых прошла длинный путь развития в эволюции, приведший к появлению головного мозга позвоночных; ' В строении центральной нервной системы изначально «учтена» необходимость регуляции сложной деятельности субъекта (хотя на начальных этапах эти животные ведут еще весьма примитивный образ жизни). Головной мозг позвоночных уже не контролирует «по отдельности» различные функции организма. Он построен по принципу этажей, через которые проходит вся поступающая информация, и на каждом «этаже» происходит ее обработка и «подается» на следующий уровень уже в другой форме. То же самое касается нисходящих путей. Теперь все отделы мозга включены в регуляцию каждого акта жизнедеятельности. Получается, что «родственные» по происхождению (генетически или прижизненно) нервные модели (стимулов и движений) не строго изолированы друг от друга, а частично перекрываются и образуют на высших «этажах» «обобщение обобщенных моделей». Как мы увидим, на интеллектуальной стадии это привело к возможности иметь образы-представления того, чего еще нет в наличии (по ассоциации с представленным в отражении), а на стадии сознания достичь еще одного витка обобщенности моделей — появления знака, кодирующего все «нижележащие» последовательности обобщений. Такое строение головного мозга дает тройной эффект, оказавшийся необычайно перспективным в отношении развития психики. 1. Нервные модели становятся многоуровневыми, что обеспе 2. Связи между нервными моделями становятся также много 3. Высокая степень обобщенности нервных моделей стимулов и I. Конечно, усложнение взаимодействия субъекта со средой требует значительного увеличения объема и этого весьма совершенного аппарата. Здесь мы встречаемся с двумя «находками» эволюции. Одна из них — это образование внутреннего скелета, позволившего значительно увеличить размеры тела (и соответственно абсолютные размеры мозга). Вторая из них связана с тем, что принцип прижизненного построения всех необходимых моделей и связей между ними оказался очень перспективным, а появившаяся возможность использовать не конкретные обобщенные модели, а знаковый код обобщения этих обобщенных моделей и связей между ними (искусственные знаковые средства), который также формируется прижизненно, практически сняли необходимость дальнейшего увеличения объема мозга. Все вышеперечисленные особенности ведут к тому, что появляется необходимость выделения периода онтогенеза, когда осуществляется достройка всех моделей и связей между ними. Это, как мы видели, происходит частично в эмбриогенезе, частично постнатально. Причем именно у хордовых со временем появляется период постнатального развития поведения и забота родителей о детенышах. Теперь уже нет необходимости задавать субъекту большое количество промежуточных влечений и оснащать потребностями, ключевыми стимулами, консуматорными актами. Часть можно сформировать прижизненно, а часть перейдет в статус действия. Разумеется, на перцептивной стадии все описанные перспективные свойства центральной нервной системы еще находят- ся в стадии своего развития. Феноменологически содержание отражения и структура деятельности высших беспозвоночных и низших позвоночных еще одинаковы, но нервные механизмы регуляции уже разные. Это еще раз иллюстрирует закон примата функции над органом. Новые возможности органа обеспечивают следующий скачок в развитии функции (психики), который мы наблюдаем уже на следующей — интеллектуальной — стадии развития психики. 3.3.4. Формы регуляции деятельности Инстинктивная форма регуляции. Инстинктивная форма регуляции деятельности на перцептивной стадии продолжает играть ведущую роль. Как мы видели, врожденными являются практически все ключевые стимулы, схемы движений эффекторных органов (непосредственно в деятельности осуществляется ориентация движений и регулируются их динамические характеристики, прижизненно на основе научения может перестраиваться компоновка отдельных движений, их направленность) и, конечно, все необходимые потребности. Особенностью перцептивной стадии является то, что появляется ряд «промежуточных», или дополнительных, потребностей (и деятельностей по их удовлетворению), обслуживающих удовлетворение базовых биологических (индивидных и видовых) потребностей. Усложнение жизнедеятельности ведет за собой увеличение набора таких дополнительных потребностей и усложнение их связей с базовыми. Но исполнительная часть деятельности строится уже «на месте», при отражении условий и соответствующей ориентации операций (включая процессы научения). Возможно также освоение новых объектов деятельности (по научению). Таким образом, инстинктивная форма регуляции начинает отступать не только из исполнительной части деятельности, но и из ее «концов»: ключевые стимулы — врожденные, но модели конкретных объектов деятельностей могут строиться прижизненно. А поскольку при консуматорном акте субъект имеет дело с объектами деятельности (в которых заключен предмет потребности, а с ним уже и имеют дело физиологические системы — они как раз менее всего подвержены изменению), которые могут осваиваться прижизненно, то хотя бы в некоторой степени начальные этапы этого акта также ориентируются в соответствии с особенностями этих объектов. Например, в опытах Ф. Бойтендайка жаба научалась есть червей, а не мух, в результате предпочитала схватывать длинные объекты (спички), а не круглые (комочки мха). Разумеется, движения жабы при этом существенно различаются. Напомним, что на сенсорной стадии сами объекты были достаточно жестко «прикреплены» к деятельности и изменяться могли только дина- мические характеристики движений. Для того чтобы освоить новые объекты деятельности (например, в пищевой сфере), на сенсорной стадии приходилось изменять генетическую программу. Научение. На перцептивной стадии продолжает свое развитие факультативное научение и появляется облигатное научение в форме запечатления. Факультативное научение главным образом представлено формированием операции и ее связыванием с конкретным объектом и условиями, на которые она направлена. К факультативному же научению следует отнести прижизненное освоение новых объектов деятельности на основе процессов абстрагирования и обобщения. Многочисленные исследования свидетельствуют о способности животных на перцептивной стадии к классическому и инструментальному условно-рефлекторному научению, дифферен-цировочному научению и, возможно, зачаткам научения по подражанию (у животных, относящихся к фазе, переходной к интеллектуальной стадии). Облигатное научение в целом является механизмом прилаживания врожденных моделей поведения к конкретным условиям среды. Поскольку на перцептивной стадии все потребности и ключевые стимулы являются врожденными, то как такового облигат-ного научения в развитом виде нет. Видимо, только у животных, которых можно отнести к переходной фазе между перцептивной и интеллектуальной стадией, наблюдается одна из форм облигат-ного научения — запечатление. Черепахи и крокодилы после вы-лупления из яиц, возможно, запечатлевают некоторые стимулы окружающей среды: элементы ландшафта, свойства воды в «своем» водоеме и т.п. Весьма своеобразная форма запечатления у некоторых личинок насекомых (гусениц некоторых бабочек). Сразу после выхода из яиц они начинают есть листья растений, на которые были отложены яйца, и запечатлевают их вкус как ключевой стимул пищевой потребности. После этого гусеницы уже не будут есть листья других растений. Пристрастие к листьям определенных растений — это не врожденная реакция, а эффект запечатления. Если кладку яиц бабочки капустницы, отложенную на один из сортов капусты, перенести на другой сорт, то гусеницы будут есть листья того сорта, на котором они вылупились, а не того, на который была отложена кладка. Более того, бабочки, в которых позднее превратятся эти гусеницы, будут откладывать яйца на листья именно той капусты, которую ели гусеницы. Интеллектуальная форма регуляции. Интеллектуальная форма регуляции остается как функция и обеспечивает ориентацию движения по логике объекта, но переходит от ориентации движения всего тела к ориентации движений отдельных эффекторных органов. Обеспечивается это отражением целостных объектов и условий деятельности. Кроме того, в исполнительной части деятель- ности выделяются самостоятельные ориентировочные компоненты как ориентировочная часть деятельности. Животное осуществляет ориентировочные реакции по отношению к новому объекту и условиям, производит ряд обследовательских действий, после чего деятельность продолжается с учетом полученной информации. Ориентировочная фаза всегда предшествует образованию навыка. Такое обследование может быть достаточно развернутым, состоящим из ряда операций. Особенно оно характерно для территориальных животных. Видимо, еще преждевременно говорить о самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности, как имеющей собственную потребность. Исследовательское поведение может быть включено в качестве звена в цепочку деятельностей, регулируемых инстинктивными механизмами (например, при запоминании ориентиров расположения гнездовой камеры роющей осой). Так же можно объяснить поисковое поведение самца колюшки в период размножения. Несколько более сложным является обследование территории у животных, ведущих территориальный образ жизни. Креветки, раки, живущие на определенном участке дна водоема и имеющие на нем одно или несколько убежищ, ежедневно делают «обход» территории, обследуя вновь появляющиеся объекты или изменение положения уже известных, особенно на основных маршрутах передвижения. У таких животных формируется даже когнитивная карта как схема территории и объектов, на ней расположенных. Рак в аквариуме с любой точки при пугающем воздействии направляется в ближайшее убежище. При встрече с новым объектом на своей территории или при изменении знакомого расположения объектов такие животные демонстрируют поведение, которое можно интерпретировать как удивление: вся активность прекращается, животное замирает, затем направляет все органы чувств в сторону нового стимула, после чего может включать более развернутое исследовательское поведение (такое поведение хорошо выражено у территориальных ракообразных, черепах, ящериц, птиц). Насекомые и позвоночные способны обучаться в лабиринте, что также основано на построении пространственных когнитивных схем. Как показывают экспериментальные исследования, такие схемы являются «узкими» (по Э.Ч. Толмену). Например, тараканы, научившиеся находить выход в лабиринте, пользуясь про-приоцептивной и тактильной чувствительностью, не могут использовать имеющуюся когнитивную карту при изменении стимуляции. Появление сильно пахнущей приманки, запах которой просачивается через щели лабиринта, стимулирует их хемотак-сисную ориентацию, и они стараются пролезть в тупики, которые успешно избегали в предыдущих опытах. Однако эффект предыдущего научения все же есть: научение в новых условиях осуществляется быстрее. Таким образом, интеллектуальная функция включена в ориентировочную фазу научения и ориентировочные компоненты исполнительной части деятельности. Сигнальная форма регуляции. На перцептивной стадии сигнальная форма деятельности выражена в виде функции. С возникновением условно-рефлекторного механизма в процессах научения стимул, который связывается с ответной реакцией и подкреплением, становится условным сигналом и переходит на другой уровень: он непосредственно самому субъекту дает информацию о наступлении другого события. Сигнальная функция теперь присутствует не только в деятельности (как направленность деятельности на мотив, биологически связанный с предметом деятельности), но и в отражении субъекта (как ориентирующий сигнал, а не сам объект деятельности) и обеспечивается не только инстинктивными механизмами, но и механизмами научения. Соотношение различных форм регуляции деятельности. Инстинктивная форма регуляции деятельности обеспечивает наличие необходимых потребностей, способность отражать ключевые стимулы и испытывать к ним соответствующее влечение, частично связь ключевых стимулов с ответными реакциями (в первую очередь это относится к консуматорным актам), а также связывание в цепочку отдельных звеньев общей последовательности деятель-ностей, ведущих к удовлетворению потребностей жизнедеятельности (удовлетворение одной «промежуточной» потребности «включает» эндогенный фактор следующей). Научение включается во все части деятельности, наибольшую роль играет в регуляции исполнительной ее части. Научение полностью дифференцируется как форма регуляции деятельности и приобретает собственный физиологический механизм. Интеллектуальная функция представлена в ориентировочной фазе научения и в построении движения в соответствии с особенностями отражаемого объекта и условий деятельности. Сигнальная функция «появляется в отражении» субъекта в форме условного стимула в процессах научения. 3.3.5. Потребностно-мотивационная сфера Потребностно-мотивационная сфера в целом характеризуется достаточно жестким закреплением мотивов и объектов деятельности за определенными потребностями, возможностью прижизненного образования некоторых объектов деятельности и переноса операции по научению. Все потребности являются врожденными и закрепленными за базовыми потребностно-мотивационны-ми сферами (пищевой, комфортной, репродуктивной). Появляются комплексы «обслуживающих» потребностей, которые у некоторых животных (например, у общественных насекомых) мо-
|