Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По способу научения 4 страница
Описанные трансформации в структуре деятельности происходят в результате изменения как горизонтальных, так и верти- кальных связей между ее элементами. Это ведет к изменению всей деятельности как системной единицы и выходу ее на следующий уровень развития как в онто-, так и в филогенезе. ВЫВОДЫ Существуют разные подходы к анализу филогенеза психики. С позиций системного подхода, рассматривая психику как форму отражения, необходимо при выделении стадий ее развития в филогенезе пользоваться критериями, которые позволяют выявлять преобразование психики в эволюции как формы отражения. Такими критериями являются содержание и форма психического отражения. Для выявления особенностей психического отражения, которые являются субъективным образованием, недоступным для прямого исследования, необходимо выделить те особенности взаимодействия субъекта со средой, по которым можно было бы судить о содержании и форме психического отражения. Для этого в психологии используется изучение деятельности субъекта, которая рассматривается как организация активности субъекта, направленная на удовлетворение потребности. А.Н.Леонтьев для целей изучения эволюции психики выделил структуру деятельности, которая соответствует содержанию психического отражения, и сформулировал основные закономерности ее преобразования в филогенезе. Деятельность субъекта регулируется различными механизмами, представленными четырьмя основными формами: инстинктивной, научением, интеллектуальной и сигнальной. На каждой филогенетической стадии развития психики существует характерный комплекс содержания и формы психического отражения, структуры деятельности и форм регуляции деятельности. Для изучения эволюции психики, выделения стадий ее развития и выявления закономерностей и механизмов этого развития необходимо применение сравнительно-психологического метода исследования. Сравнительно-психологический метод основывается на эволюционно-системном подходе и конкретизирует его основные положения для целей изучения развития психики в эволюции. Рассмотрение развития психики в эволюции предполагает ее анализ как психического отражения, представленного субъекту в субъективном психическом образе. Для изучения преобразования всех компонентов психического отражения в эволюции необходимо использование единых категорий, позволяющих объяснять происходящие на каждой стадии изменения в самом психическом отражении и выявлять механизмы появления этих изменений, что и является предметом зоопсихологии и сравнительной психологии. Вопросы для обсуждения 1.Какие существуют критерии выделения стадий развития психики в 2.Что такое сравнительно-психологический метод исследования и 3. Для чего необходимо единообразие категорий при анализе эволю 4. Какие основные законы развития действуют в эволюции психики? 5. Что такое инстинктивная форма регуляции деятельности, как оп 6. По каким критериям можно выделять различные виды научения? Рекомендуемая литература Блаумберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. — М., 1973. Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопросы психологии. — 1984. — № 5. Вагнер В. А. Сравнительная психология. — М.; Воронеж, 1998. Веккер Л. М. Психические процессы. — Л., 1974. — Т. 1; 1976. — Т. 2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. - М., 1986. Выготский Л. С, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.; Л., 1930. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Соч.: В 5 т. — М., 1977. — Т. 3. Гегель Г.В. Ф. Философия природы // Соч.: В 14 т. — М.; Л., 1934. — Т. 2. Грот Я. Я. Психология чувствований в ее истории и об их основаниях. - СПб., 1879 - 1880. Дарвин Ч. Соч. - М., 1953. Ждан А. Н. История психологии: от античности до современности. — М., 1997. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М., 1986. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. — М., 1983. Ладыгина-Коте Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. — М., 1958. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. — М.; Воронеж, 1996. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И.Ленин. О диалектическом и историческом материализме: Хрестоматия. — М., 1984. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973. Северцов А. Н. Эволюция и психика. — М., 1922. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. — М., 1992. Смирнов С. Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. — М., 1985. Тюхтин В. С. О природе образа. — М., 1963. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993. Фабри К. Э. Проблемы возникновения и эволюции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. — 1988. — № 3. Филиппова Г. Г. Интеллект орангутанов и его развитие в онтогенезе: Дис. канд. психол. наук. — М., 1989. Философская энциклопедия. — М., 1962—1970. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. — М., 1986. Хрестоматия по антропологии. — М., 1997. Хрестоматия по зоопсихологии. — М., 1997. Хрестоматия по мышлению. — М., 1981. Хрестоматия по общей психологии. — М., 1987. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. Чуприкова И. Н. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. — М., 1997. Экологические и эволюционные аспекты поведения животных / Под ред. Б.П.Мантейфеля. — М., 1974. Энгельс Ф. Диалектика природы. — М., 1969. Ярошевсшй М.Г. История психологии от античности до середины XX века. — М., 1997. ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ 3.1. Стадии развития психики и особенности образа жизни животных При рассмотрении стадий развития психики необходимо опираться на знания о строении и образе жизни животных. Это очень большой объем информации, который не может быть полностью приведен в данном учебном пособии. Поэтому целесообразно будет представить особенности жизнедеятельности животных в той форме, в которой это позволит понять особенности психического отражения и построения деятельности субъекта, опосредуемое этим отражением. Помимо общей таксономической характеристики животных {основные типы, классы, строение их нервной системы, органов чувств, локомоторных и манипулятивных органов) нас будет интересовать, как осуществляются основные формы жизнедеятельности животного. Сюда входят: потребности, удовлетворяя которые животное решает задачи сохранения себя и сохранения вида (функциональные сферы поведения и строение потребностно-мотивационной сферы); особенности исполнительной части дея- тельности — выделение в ней самостоятельной задачи ориентации в среде для поиска объекта деятельности {ориентировочно-исследовательская деятельность); необходимость взаимодействия с другими особями для обеспечения своей жизнедеятельности и существования вида (общение); формирование психики в процессе индивидуального развития (онтогенез). Рассмотрим коротко эти особенности жизнедеятельности животных. 3.1.1. Функциональные сферы поведения и строение потребностно-мотивационной сферы субъекта психики В биологии для структурирования поведения индивида относительно обеспечения основных задач жизнедеятельности используется функциональный подход (X. Хайнд, Н.Тинберген и др.). Выделяются функциональные сферы поведения. Они представляют собой совокупность всех форм активности, которые направлены на реализацию определенной функции жизнедеятельности: обеспечение условий существования, питания, размножения. Функции жизнедеятельности биологически обусловлены и являются продуктом эволюционного развития и с биологической точки зрения направлены на поддержание жизни индивида и обеспечение продолжения существования вида. Со стороны субъекта поведение обусловлено существованием у него потребности, для удовлетворения которой субъект это поведение осуществляет. Это, в свою очередь, соответствует рассмотренному выше психологическому анализу деятельности субъекта психики. С психологической точки зрения в основе функциональных сфер лежит одна или совокупность потребностей, удовлетворяя которые субъект обеспечивает соответствующую функцию жизнедеятельности. Сам он, разумеется, об этих функциях не знает, а «знает» лишь свои потребностные состояния и то, что ведет к их удовлетворению. Принятые в психологии классификации потребностей позволяют выделить три основные группы потребностей, соответствующие трем основным функциональным сферам поведения: - потребности, удовлетворение которых обеспечивает дости - потребности, удовлетворение которых поддерживает гомео- - потребности, удовлетворение которых обеспечивает продол Первая сфера в биологии получила название комфортной, вторая — пищевой, а третья — репродуктивной. Такое разделение вполне подходит и для психологического анализа, поскольку основывается на психологической классификации потребностей. Каждая функциональная сфера поведения с психологической точки зрения обеспечена на субъективном уровне набором «родственных» потребностей, объектов и условий, их удовлетворяющих, способов достижения этих условий и овладения содержащими предмет данной потребности объектами. Механизмы, позволяющие субъекту правильно выбирать объекты и условия для удовлетворения потребностей и строить деятельность адекватно этим условиям и особенностям объектов, являются общими для всех сфер жизнедеятельности и в эволюции, как мы видели, развиваются от достаточно простых к многообразным и сложным. На определенных уровнях развития появляются научение, общение с сородичами, игровая деятельность, подражание, усвоение искусственных знаковых средств и опыта поколений (у человека). На высших стадиях развития, а тем более у человека, становится все труднее определить, какую именно функцию выполняет та или иная форма поведения. Человеческое поведение уже нельзя так просто разделить на комфортную, пищевую и репродуктивную сферы. В филогенезе для обеспечения основных функций жизнедеятельности образуются «дополнительные», или вторичные, потребности, которые могут впоследствии развиваться в самостоятельные сферы жизнедеятельности (так, у человека выделяются потребности социальной сферы, эстетические, познавательные и т.п.). Механизмы развития потребностно-мотивационной сферы субъекта (возникновение новых объектов деятельности и способов удовлетворения уже имеющихся потребностей и развитие новых потребностей как в фило-, так и в онтогенезе) изучаются многими отраслями психологии. В психологии под мотивационно-потребностной сферой субъекта понимается совокупность потребностей, их иерархическая организация и мотивационное обеспечение взаимоотношений субъекта с миром, регулирующее удовлетворение этих потребностей в условиях конкретной социально-культурной среды (у человека). Это понятие в полной мере может быть отнесено к любым стадиям развития психики, с поправкой на то, что конкретная среда существования субъекта только на стадии сознания может быть охарактеризована как «социально-культурная», а на всех предыдущих это конкретные условия обитания, в которые на высших стадиях включаются и другие представители своего (и не только своего) вида. Остальные же характеристики: наличие потребностей, их отнесенность к конкретным сферам жизнедеятельности, иерархическая организация и мотивационное обеспечение — есть на всех стадиях развития, и на каждой из них они имеют свое специфическое содержание. Для анализа эволюции психики и учитывая прогрессивное развитие новых потребностей и целых сфер поведения, появляющихся на] высших стадиях филогенеза, целесообразно разделить всю потреб-ностно-мотивационную сферу на относительно отдельные (но, конечно, взаимосвязанные между собой и представляющие в целом все обеспечение существования субъекта) составные части по критерию потребностей, удовлетворение которых обеспечивает выполнение конкретной функции в жизнедеятельности. Определим такую «составную часть» всей потребностно-моти-вационной сферы субъекта как конкретную потребностно-моти-вационную сферу, которая выделяется по критерию лежащих в ее основе родственных потребностей, удовлетворение которых обеспечивает реализацию определенной функции в жизнедеятельности субъекта. Генетически ранними можно считать комфортную, пищевую и репродуктивную сферы. В дальнейшем будет видно, что внутри этих первичных сфер и «в зонах их перекрытия» на основе появления «дополнительных» потребностей, необходимых для удовлетворения базовых и первичных для данной конкретной потребностно-мотивационной сферы, могут возникать новые, выделяющиеся в самостоятельные и приобретающие даже ведущее по отношению к первичным сферам значение (например, познавательная и некоторые другие сферы у человека). При характеристике потребностно-мотивационной сферы на разных стадиях эволюции психики будем называть каждую ее конкретную часть (конкретную потребностно-мотивационную сферу) для краткости просто «сферой»: комфортная сфера, пищевая сфера, репродуктивная сфера. 3.1.2. Ориентировочно-исследовательская деятельность Одной из основных функций психики является ориентация субъекта относительно объекта деятельности, что включает две основные задачи: обнаружение объекта и регуляцию взаимодействия с ним. В процессе взаимодействия субъект постоянно отражает местонахождение объекта относительно себя (соответственно чему строятся локомоторные движения субъекта) и особенности объекта, определяющие формы действий субъекта при контакте с ним (манипулятивные движения субъекта). Действительно, именно эти процессы необходимы для взаимодействия субъекта с объектом (построения исполнительной части деятельности), именно они являются, как мы видели, ведущими в развитии психики, и именно их характеристика позволяет описать структуру деятельности и понять содержание отражения. Все это привело к тому, что исполнительная часть деятельности стала основным объектом исследования в деятельностном подходе (и в анализе эволюции психики в том числе). Выделение в качестве основной функции исполнительной части деятельности задач ориентации субъекта относительно объекта и условий деятельности привело выдающегося советского психолога П.Я.Гальперина к расширению ориентировочной функции до понимания психики в целом. Ему мы обязаны развитием учения об ориентировочно-исследовательской деятельности. Разумеется, ориентировочная функция не исчерпывает всех задач психического отражения, однако для понимания развития деятельности (и психики в целом) в филогенезе выделение ориентировочной функции и ее развития в эволюции необходимо. Ориентировочная функция обеспечивает ориентацию субъекта относительно объекта деятельности и условий, в которых деятельность осуществляется. Эта функция на разных уровнях развития психики осуществляется по-разному. В самом начале она совпадает с регуляцией всего поведения субъекта и выражена как вся исполнительная часть деятельности: субъект реагирует на сигнальный стимул, отражая его как изменение своего состояния, и в соответствии с ним строит свое движение (сенсорная стадия развития психики). В данном случае субъект ориентируется на свое внутреннее состояние и его изменение, это характерно для сенсорной стадии развития. Это также подчеркивал П.Я.Гальперин, говоря о том, что на высших стадиях развития чувства, образы, мысли и т.п. также ориентируют субъекта относительно внешней стимуляции и своего внутреннего мира. Позднее (на перцептивной стадии) в исполнительной части деятельности выделяется самостоятельная задача ориентации в среде и практически сразу эта задача разделяется на две: 1) отражение самого объекта, 2) отражение условий деятельности, в которых дан объект. Эти задачи различаются по содержанию, но их разделение на субъективном уровне сначала не представлено. А.Н.Леонтьев говорил по этому поводу, что первоначально сам объект и условия, в которых он находится, не разделены в отражении субъекта и субъект при построении своих движений (операций) закрепляет их за комплексом «объект + условия». На интеллектуальной стадии условия разделяются с объектом в отражении субъекта и он может направлять свою активность на условия, «не теряя» при этом мо-тивационное значение объекта. Это позволяет познавать связь условий с объектом, переносить эти представления в другие деятельности, изменять способ достижения объекта и т. п. Усложнение условий деятельности и их отражение субъектом (в связи с объектом или в отделенности от него) и ведут к появлению и развитию ориентации как отдельных актов, затем отдельной части всей деятельности и, наконец, «вырастают» в самостоятельную деятельность, целью которой является ориентировка в среде и построение образа этой среды, который в дальнейшем используется для регуляции любой другой деятельности в данных условиях. Таким образом, строение ориентировочно-исследовательской дея- тельности и ее место в общей структуре деятельности и потребно-стно-мотивационной сфере изменяются в эволюции. Ориентировочно-исследовательская деятельность изучается в психологии, этологии, физиологии высшей нервной деятельности. Мы приведем только самые основные ее характеристики. Ориентация в среде основана на наличии в опыте субъекта информации о среде, которая на разных стадиях эволюции существует в разных формах (информационная модель стимула). При появлении нервной системы информационная модель стимула представлена в виде устойчивой конфигурации нервных клеток и связей между ними (нервная модель стимула), которая может быть жестко или с определенной степенью свободы связана с нервными моделями ответных реакций. До появления нервной системы информационная модель стимула представлена простыми таксисами как генетически детерминированной способностью воспринимать (в форме простого ощущения) определенные воздействия и отвечать на них определенной реакцией. Информационная модель стимула может быть врожденной (что характерно для ключевых раздражителей инстинктивной формы регуляции деятельности) или строится прижизненно. Воздействующий стимул сличается с имеющейся его информационной моделью, и на основе этого принимается решение об ответных действиях. Связь ответных реакций со стимулом также может быть врожденной (и тогда это инстинктивная поведенческая реакция) или приобретенной прижизненно. При этом возможны три разных типа ответной реакции организма. • Стимул, после сличения его с информационной моделью, • Стимул, после сличения его с информационной моделью, • Стимул опознается как отличающийся от имеющейся его информационной модели. Отличие воспринимаемого стимула от имеющейся информационной модели называется новизна. Новыми могут быть отдельные стимулы, их сочетание в объекте, сочетание объектов и других особенностей ситуации и т. п. Такое отличие (новизна) может быть выражено в разной степени: изменены некоторые характеристики стимула или сочетание различных знакомых характеристик стимулов (относительная новизна); воспринимаемый стимул (или сочетание стимулов) вообще никогда не встречался в опыте субъекта, и нет соответствующей информационной модели, к которой может быть отнесен данный стимул (абсолютная новизна). При появлении новизны возникает необходимость получения дополнительной информации для изменения имеющейся информационной модели. Такая необходимость вызывает у субъекта разворачивание ориентировочно-исследовательских компонентов поведения (отдельных реакций или целой деятельности). И. П. Павлов, изучая ориентировочное поведение животных, обратил внимание на то, что новизна привлекает внимание субъекта и является безусловным раздражителем, в ответ на который разворачивается ориентировочное поведение. Саму реакцию на новый стимул Павлов называл «рефлекс что такое?». Таким образом, ориентировочное поведение возникает только в ответ на появление стимулов (или ситуаций) с признаком новизны. Новизну можно расценивать как мотивационно значимое для субъекта воздействие, вызывающее ответную реакцию, не связанную с удовлетворением каких-либо потребностей. Можно саму необходимость получения дополнительной информации расценивать как потребность, результатом удовлетворения которой будет «снятие новизны» — достраивание информационных моделей и включение их как «знакомых» в опыт субъекта. Видимо, статус самостоятельной потребности такая необходимость получения информации и построения информационных моделей среды (в широком смысле) приобретает на достаточно поздних стадиях эволюции, и только тогда можно говорить о самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности. До этого ориентировочные компоненты деятельности встроены в саму исполнительную часть деятельности (что характеризует усложнение поисковой фазы поведения — по Э. Крэйгу). На интеллектуальной стадии развития ориентировочно-исследовательская деятельность занимает большое место в жизни животных, особенно в онтогенезе, а на стадии сознания преобразуется в познавательную деятельность и деятельность учения. Таким образом, целесообразно говорить об ориентировочном поведении, которое может быть представлено разными формами: отдельными реак- циями, относительно самостоятельными компонентами исполнительной части деятельности по удовлетворению каких-либо потребностей (операциями или действиями) или даже самостоятельной деятельностью. В ориентировочном поведении можно выделить разные фазы, которые следуют друг за другом в определенном порядке и имеют разные функции и физиологические механизмы регуляции. При появлении любого стимула возникает ориентировочная реакция. Она всегда выражается в повышении чувствительности воспринимающих систем, задержке всех производимых реакций и общем напряжении внутренних и внешних систем организма (повышении готовности к восприятию и действию). Выраженность ориентировочной реакции зависит от силы стимула и степени его новизны. Обработка поступающей информации осуществляется поэтапно, на первом этапе происходит грубая, поверхностная оценка стимула. Часто она оказывается достаточной, и ориентировочная реакция слабо выражена и не меняет общего течения производимой в данный момент деятельности. Если получаемая информация недостаточна, то ориентировочная реакция усиливается (сильно выражены все ее компоненты), деятельность приостанавливается и осуществляется более подробная и интенсивная обработка поступающей информации. На основе этого уже принимается решение: ограничиваться ли отдельными ориентировочно-исследовательскими реакциями или действиями, или приступать к более тщательному, развернутому исследованию объекта. Само название очень точно отражает то, что делает в данном случае субъект: он совмещает ориентировку с исследованием объекта, постоянно ориентировочными реакциями корректируя получаемый эффект (уменьшение новизны стимула и построение новой информационной модели). Ориентировочно-исследовательское поведение (вне зависимости от его статуса — реакция, операция, действие, деятельность) может осуществляться разными способами, которые дают субъекту разную «глубину» познания объекта. Сначала обычно производится обследование с помощью дистантных органов чувств (продолжение развернутых и дифференцированных ориентировочных реакций, но уже с самостоятельной задачей исследования объекта), а затем может включаться контактное обследование (субъект манипулирует с объектом — манипуляционное исследование), в результате чего познаются не только более глубоко свойства объекта, но и действия с ним и взаимодействие его с другими объектами. В такой форме ориентировочное поведение существует у многих животных, а как самостоятельная ориентировочно-исследовательская деятельность представлено у высших млекопитающих и птиц. 3.1.3. Общение В психологии проблема определения и изучения общения является одной из сложнейших. Мы не имеем возможности рассматривать этот вопрос детально и ограничимся самыми необходимыми для анализа эволюции психики сведениями. Общением называется взаимно направленный процесс обмена информацией между субъектами. Разберем это определение более подробно. Как следует из самого определения, общение — это процесс обмена информацией. 1. Есть сама информация, т. е. «сообщение о чем-то». Информа 2. Есть субъекты обмена информацией — субъекты общения. 3. Есть процесс обмена информацией, единицей которого явля 4. Субъекты общения должны владеть средствами общения (уметь Все вышеперечисленное может проявляться в разной форме, регулироваться разными механизмами и играть разную роль в жизнедеятельности субъектов психики. Сами средства информации могут быть разными. Различаются содержание информации (само событие, которое кодируется в сообщении) и средства (или каналы передачи информации), которые служат для передачи сообщения. Содержанием информации у животных может быть: принадлежность экспедиента к определенному виду, сообществу, полу, возрасту и т.п.; физиологическое состояние экспедиента: агрессия, страх, готовность к половым отношениям и т.п.; побужде- ние реципиента к определенным действиям: подойти, отойти, дать что-то, произвести какое-то действие и т.п.; передача сведений об окружающей среде: сигнал об опасности, о наличии корма и даже об определенных объектах. Содержание передаваемой информации (в зоопсихологии и этологии получившее название зоосе-мантика) усложняется в филогенезе. Каналами передачи информации служит сочетание воспринимающих систем и органов, «производящих» информационный сигнал: оптический канал (сигнал производится экспедиентом как изменение своего внешнего вида, как определенные движения или как изменение в объектах среды — задиры на деревьях, перемещение объектов и т.п.); акустический канал (экспедиент производит звуки, которые слышит реципиент); ольфакторный канал (экспедиент производит химические вещества, которые реципиент воспринимает как запах или вкус); тактильный канал (экспедиент дотрагивается до реципиента) и т.п.
|