Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По способу научения 4 страница






Описанные трансформации в структуре деятельности проис­ходят в результате изменения как горизонтальных, так и верти-


кальных связей между ее элементами. Это ведет к изменению всей деятельности как системной единицы и выходу ее на следующий уровень развития как в онто-, так и в филогенезе.

ВЫВОДЫ

Существуют разные подходы к анализу филогенеза психики. С позиций системного подхода, рассматривая психику как форму отражения, необхо­димо при выделении стадий ее развития в филогенезе пользоваться крите­риями, которые позволяют выявлять преобразование психики в эволюции как формы отражения. Такими критериями являются содержание и форма психического отражения.

Для выявления особенностей психического отражения, которые явля­ются субъективным образованием, недоступным для прямого исследова­ния, необходимо выделить те особенности взаимодействия субъекта со средой, по которым можно было бы судить о содержании и форме психи­ческого отражения. Для этого в психологии используется изучение дея­тельности субъекта, которая рассматривается как организация активно­сти субъекта, направленная на удовлетворение потребности. А.Н.Леон­тьев для целей изучения эволюции психики выделил структуру деятель­ности, которая соответствует содержанию психического отражения, и сформулировал основные закономерности ее преобразования в фило­генезе.

Деятельность субъекта регулируется различными механизмами, пред­ставленными четырьмя основными формами: инстинктивной, научением, интеллектуальной и сигнальной. На каждой филогенетической стадии раз­вития психики существует характерный комплекс содержания и формы пси­хического отражения, структуры деятельности и форм регуляции деятель­ности.

Для изучения эволюции психики, выделения стадий ее развития и выяв­ления закономерностей и механизмов этого развития необходимо приме­нение сравнительно-психологического метода исследования. Сравнитель­но-психологический метод основывается на эволюционно-системном под­ходе и конкретизирует его основные положения для целей изучения разви­тия психики в эволюции. Рассмотрение развития психики в эволюции пред­полагает ее анализ как психического отражения, представленного субъекту в субъективном психическом образе. Для изучения преобразования всех компонентов психического отражения в эволюции необходимо использова­ние единых категорий, позволяющих объяснять происходящие на каждой стадии изменения в самом психическом отражении и выявлять механиз­мы появления этих изменений, что и является предметом зоопсихологии и сравнительной психологии.

Вопросы для обсуждения

1.Какие существуют критерии выделения стадий развития психики в
эволюции?

2.Что такое сравнительно-психологический метод исследования и
каковы его основные принципы?


3. Для чего необходимо единообразие категорий при анализе эволю­
ции психики?

4. Какие основные законы развития действуют в эволюции психики?

5. Что такое инстинктивная форма регуляции деятельности, как оп­
ределяются внутренние и внешние факторы инстинктивной регуляции
деятельности субъекта?

6. По каким критериям можно выделять различные виды научения?

Рекомендуемая литература

Блаумберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного под­хода. — М., 1973.

Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопросы психологии. — 1984. — № 5.

Вагнер В. А. Сравнительная психология. — М.; Воронеж, 1998.

Веккер Л. М. Психические процессы. — Л., 1974. — Т. 1; 1976. — Т. 2.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотива­ции. - М., 1986.

Выготский Л. С, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.; Л., 1930.

Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976.

Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Соч.: В 5 т. — М., 1977. — Т. 3.

Гегель Г.В. Ф. Философия природы // Соч.: В 14 т. — М.; Л., 1934. — Т. 2.

Грот Я. Я. Психология чувствований в ее истории и об их основани­ях. - СПб., 1879 - 1880.

Дарвин Ч. Соч. - М., 1953.

Ждан А. Н. История психологии: от античности до современности. — М., 1997.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М., 1986.

Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психоло­гии. — М., 1983.

Ладыгина-Коте Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции орга­низмов. — М., 1958.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло­гии. — М., 1984.

Ломов Б. Ф. Системность в психологии. — М.; Воронеж, 1996.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И.Ленин. О диалектическом и историческом материализме: Хрестоматия. — М., 1984.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.

Северцов А. Н. Эволюция и психика. — М., 1922.

Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. — М., 1992.

Смирнов С. Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. — М., 1985.

Тюхтин В. С. О природе образа. — М., 1963.

Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993.

Фабри К. Э. Проблемы возникновения и эволюции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. — 1988. — № 3.


Филиппова Г. Г. Интеллект орангутанов и его развитие в онтогенезе: Дис. канд. психол. наук. — М., 1989.

Философская энциклопедия. — М., 1962—1970.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. — М., 1986.

Хрестоматия по антропологии. — М., 1997.

Хрестоматия по зоопсихологии. — М., 1997.

Хрестоматия по мышлению. — М., 1981.

Хрестоматия по общей психологии. — М., 1987.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.

Чуприкова И. Н. Психология умственного развития: Принцип диффе­ренциации. — М., 1997.

Экологические и эволюционные аспекты поведения животных / Под ред. Б.П.Мантейфеля. — М., 1974.

Энгельс Ф. Диалектика природы. — М., 1969.

Ярошевсшй М.Г. История психологии от античности до середины XX века. — М., 1997.

ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

3.1. Стадии развития психики и особенности образа жизни животных

При рассмотрении стадий развития психики необходимо опи­раться на знания о строении и образе жизни животных. Это очень большой объем информации, который не может быть полностью приведен в данном учебном пособии. Поэтому целесообразно бу­дет представить особенности жизнедеятельности животных в той форме, в которой это позволит понять особенности психического отражения и построения деятельности субъекта, опосредуемое этим отражением. Помимо общей таксономической характеристики животных {основные типы, классы, строение их нервной системы, органов чувств, локомоторных и манипулятивных органов) нас бу­дет интересовать, как осуществляются основные формы жизнедея­тельности животного. Сюда входят: потребности, удовлетворяя которые животное решает задачи сохранения себя и сохранения вида (функциональные сферы поведения и строение потребностно-мотивационной сферы); особенности исполнительной части дея- тельности — выделение в ней самостоятельной задачи ориента­ции в среде для поиска объекта деятельности {ориентировочно-исследовательская деятельность); необходимость взаимодействия с другими особями для обеспечения своей жизнедеятельности и существования вида (общение); формирование психики в процес­се индивидуального развития (онтогенез). Рассмотрим коротко эти особенности жизнедеятельности животных.


3.1.1. Функциональные сферы поведения и строение потребностно-мотивационной сферы субъекта психики

В биологии для структурирования поведения индивида отно­сительно обеспечения основных задач жизнедеятельности исполь­зуется функциональный подход (X. Хайнд, Н.Тинберген и др.). Выделяются функциональные сферы поведения. Они представ­ляют собой совокупность всех форм активности, которые на­правлены на реализацию определенной функции жизнедеятель­ности: обеспечение условий существования, питания, размно­жения. Функции жизнедеятельности биологически обусловлены и являются продуктом эволюционного развития и с биологиче­ской точки зрения направлены на поддержание жизни индивида и обеспечение продолжения существования вида. Со стороны субъекта поведение обусловлено существованием у него потреб­ности, для удовлетворения которой субъект это поведение осу­ществляет. Это, в свою очередь, соответствует рассмотренному выше психологическому анализу деятельности субъекта психики. С психологической точки зрения в основе функциональных сфер лежит одна или совокупность потребностей, удовлетворяя кото­рые субъект обеспечивает соответствующую функцию жизнедея­тельности. Сам он, разумеется, об этих функциях не знает, а «знает» лишь свои потребностные состояния и то, что ведет к их удовлетворению.

Принятые в психологии классификации потребностей позво­ляют выделить три основные группы потребностей, соответству­ющие трем основным функциональным сферам поведения:

- потребности, удовлетворение которых обеспечивает дости­
жение и поддержание оптимальных условий существования: на­
хождение в подходящей для жизнедеятельности физической сре­
де, избегание неблагоприятных условий, поддержание состояния
тела нужного качества, выделение из организма продуктов жиз­
недеятельности; в филогенезе эти формы поведения и соответ­
ственно потребности интенсивно развиваются: появляются спо­
собы конструирования убежищ, поддержания состояния поверх­
ности кожи и шерстного покрова, территориальное поведение; у
человека обеспечение условий существования имеет весьма слож­
ную структуру;

- потребности, удовлетворение которых поддерживает гомео-
стаз за счет поступления необходимых веществ из внешней среды
(пищевая в широком смысле, включая потребность в пище и воде);

- потребности, удовлетворение которых обеспечивает продол­
жение рода (половая потребность и потребность в заботе о потом­
стве).

Первая сфера в биологии получила название комфортной, вто­рая — пищевой, а третья — репродуктивной. Такое разделение вполне


подходит и для психологического анализа, поскольку основыва­ется на психологической классификации потребностей. Каждая функциональная сфера поведения с психологической точки зре­ния обеспечена на субъективном уровне набором «родственных» потребностей, объектов и условий, их удовлетворяющих, спосо­бов достижения этих условий и овладения содержащими предмет данной потребности объектами. Механизмы, позволяющие субъекту правильно выбирать объекты и условия для удовлетворения по­требностей и строить деятельность адекватно этим условиям и особенностям объектов, являются общими для всех сфер жизне­деятельности и в эволюции, как мы видели, развиваются от до­статочно простых к многообразным и сложным. На определенных уровнях развития появляются научение, общение с сородичами, игровая деятельность, подражание, усвоение искусственных зна­ковых средств и опыта поколений (у человека).

На высших стадиях развития, а тем более у человека, стано­вится все труднее определить, какую именно функцию выполня­ет та или иная форма поведения. Человеческое поведение уже нельзя так просто разделить на комфортную, пищевую и репро­дуктивную сферы. В филогенезе для обеспечения основных функ­ций жизнедеятельности образуются «дополнительные», или вто­ричные, потребности, которые могут впоследствии развиваться в самостоятельные сферы жизнедеятельности (так, у человека вы­деляются потребности социальной сферы, эстетические, позна­вательные и т.п.).

Механизмы развития потребностно-мотивационной сферы субъекта (возникновение новых объектов деятельности и спосо­бов удовлетворения уже имеющихся потребностей и развитие но­вых потребностей как в фило-, так и в онтогенезе) изучаются многими отраслями психологии. В психологии под мотивационно-потребностной сферой субъекта понимается совокупность потреб­ностей, их иерархическая организация и мотивационное обеспе­чение взаимоотношений субъекта с миром, регулирующее удов­летворение этих потребностей в условиях конкретной социально-культурной среды (у человека). Это понятие в полной мере может быть отнесено к любым стадиям развития психики, с поправкой на то, что конкретная среда существования субъекта только на стадии сознания может быть охарактеризована как «социально-культурная», а на всех предыдущих это конкретные условия оби­тания, в которые на высших стадиях включаются и другие пред­ставители своего (и не только своего) вида. Остальные же харак­теристики: наличие потребностей, их отнесенность к конкретным сферам жизнедеятельности, иерархическая организация и моти­вационное обеспечение — есть на всех стадиях развития, и на каждой из них они имеют свое специфическое содержание. Для анализа эволюции психики и учитывая прогрессивное развитие


новых потребностей и целых сфер поведения, появляющихся на] высших стадиях филогенеза, целесообразно разделить всю потреб-ностно-мотивационную сферу на относительно отдельные (но, конечно, взаимосвязанные между собой и представляющие в це­лом все обеспечение существования субъекта) составные части по критерию потребностей, удовлетворение которых обеспечива­ет выполнение конкретной функции в жизнедеятельности.

Определим такую «составную часть» всей потребностно-моти-вационной сферы субъекта как конкретную потребностно-моти-вационную сферу, которая выделяется по критерию лежащих в ее основе родственных потребностей, удовлетворение которых обес­печивает реализацию определенной функции в жизнедеятельно­сти субъекта. Генетически ранними можно считать комфортную, пищевую и репродуктивную сферы. В дальнейшем будет видно, что внутри этих первичных сфер и «в зонах их перекрытия» на основе появления «дополнительных» потребностей, необходимых для удовлетворения базовых и первичных для данной конкретной потребностно-мотивационной сферы, могут возникать новые, выделяющиеся в самостоятельные и приобретающие даже веду­щее по отношению к первичным сферам значение (например, познавательная и некоторые другие сферы у человека). При ха­рактеристике потребностно-мотивационной сферы на разных ста­диях эволюции психики будем называть каждую ее конкретную часть (конкретную потребностно-мотивационную сферу) для крат­кости просто «сферой»: комфортная сфера, пищевая сфера, репро­дуктивная сфера.

3.1.2. Ориентировочно-исследовательская деятельность

Одной из основных функций психики является ориентация субъекта относительно объекта деятельности, что включает две основные задачи: обнаружение объекта и регуляцию взаимодей­ствия с ним. В процессе взаимодействия субъект постоянно отра­жает местонахождение объекта относительно себя (соответствен­но чему строятся локомоторные движения субъекта) и особенно­сти объекта, определяющие формы действий субъекта при кон­такте с ним (манипулятивные движения субъекта). Действитель­но, именно эти процессы необходимы для взаимодействия субъекта с объектом (построения исполнительной части деятельности), именно они являются, как мы видели, ведущими в развитии пси­хики, и именно их характеристика позволяет описать структуру деятельности и понять содержание отражения. Все это привело к тому, что исполнительная часть деятельности стала основным объектом исследования в деятельностном подходе (и в анализе эволюции психики в том числе). Выделение в качестве основной функции исполнительной части деятельности задач ориентации


субъекта относительно объекта и условий деятельности привело выдающегося советского психолога П.Я.Гальперина к расшире­нию ориентировочной функции до понимания психики в целом. Ему мы обязаны развитием учения об ориентировочно-исследова­тельской деятельности. Разумеется, ориентировочная функция не исчерпывает всех задач психического отражения, однако для по­нимания развития деятельности (и психики в целом) в фило­генезе выделение ориентировочной функции и ее развития в эво­люции необходимо.

Ориентировочная функция обеспечивает ориентацию субъекта относительно объекта деятельности и условий, в которых деятель­ность осуществляется. Эта функция на разных уровнях развития психики осуществляется по-разному. В самом начале она совпада­ет с регуляцией всего поведения субъекта и выражена как вся исполнительная часть деятельности: субъект реагирует на сигналь­ный стимул, отражая его как изменение своего состояния, и в соответствии с ним строит свое движение (сенсорная стадия раз­вития психики). В данном случае субъект ориентируется на свое внутреннее состояние и его изменение, это характерно для сен­сорной стадии развития. Это также подчеркивал П.Я.Гальперин, говоря о том, что на высших стадиях развития чувства, образы, мысли и т.п. также ориентируют субъекта относительно внеш­ней стимуляции и своего внутреннего мира. Позднее (на перцеп­тивной стадии) в исполнительной части деятельности выделяет­ся самостоятельная задача ориентации в среде и практически сра­зу эта задача разделяется на две: 1) отражение самого объекта, 2) отражение условий деятельности, в которых дан объект. Эти задачи различаются по содержанию, но их разделение на субъек­тивном уровне сначала не представлено. А.Н.Леонтьев говорил по этому поводу, что первоначально сам объект и условия, в ко­торых он находится, не разделены в отражении субъекта и субъект при построении своих движений (операций) закрепляет их за комплексом «объект + условия». На интеллектуальной стадии ус­ловия разделяются с объектом в отражении субъекта и он может направлять свою активность на условия, «не теряя» при этом мо-тивационное значение объекта. Это позволяет познавать связь ус­ловий с объектом, переносить эти представления в другие дея­тельности, изменять способ достижения объекта и т. п. Усложне­ние условий деятельности и их отражение субъектом (в связи с объектом или в отделенности от него) и ведут к появлению и развитию ориентации как отдельных актов, затем отдельной час­ти всей деятельности и, наконец, «вырастают» в самостоятель­ную деятельность, целью которой является ориентировка в среде и построение образа этой среды, который в дальнейшем исполь­зуется для регуляции любой другой деятельности в данных условиях. Таким образом, строение ориентировочно-исследовательской дея-


тельности и ее место в общей структуре деятельности и потребно-стно-мотивационной сфере изменяются в эволюции.

Ориентировочно-исследовательская деятельность изучается в психологии, этологии, физиологии высшей нервной деятельно­сти. Мы приведем только самые основные ее характеристики.

Ориентация в среде основана на наличии в опыте субъекта информации о среде, которая на разных стадиях эволюции суще­ствует в разных формах (информационная модель стимула). При появлении нервной системы информационная модель стимула представлена в виде устойчивой конфигурации нервных клеток и связей между ними (нервная модель стимула), которая может быть жестко или с определенной степенью свободы связана с нервны­ми моделями ответных реакций. До появления нервной системы информационная модель стимула представлена простыми такси­сами как генетически детерминированной способностью воспри­нимать (в форме простого ощущения) определенные воздействия и отвечать на них определенной реакцией. Информационная мо­дель стимула может быть врожденной (что характерно для ключе­вых раздражителей инстинктивной формы регуляции деятельно­сти) или строится прижизненно. Воздействующий стимул слича­ется с имеющейся его информационной моделью, и на основе этого принимается решение об ответных действиях. Связь ответ­ных реакций со стимулом также может быть врожденной (и тогда это инстинктивная поведенческая реакция) или приобретенной прижизненно. При этом возможны три разных типа ответной ре­акции организма.

• Стимул, после сличения его с информационной моделью,
опознается как знакомый, но не влекущий за собой никаких по­
следствий для субъекта. Он либо не связан ни с какими конкрет­
ными ответными реакциями, либо включен в деятельности по
удовлетворению таких потребностей, которые сейчас не актуаль­
ны для субъекта (т. е. стимул не имеет в данный момент мотиваци-
онного значения). В этом случае не наблюдается внешне выражен­
ного поведения по отношению к этому стимулу.

• Стимул, после сличения его с информационной моделью,
опознается как имеющий в данный момент мотивационное зна­
чение, и субъект осуществляет связанное с этим стимулом пове­
дение. Например, мотивационное значение стимулов, сигнализи­
рующих об опасности, очень высоко и не связано с напряжением
конкретных потребностей, поэтому такой стимул всегда вызыва­
ет соответствующую ответную реакцию. Стимулы, относящиеся к
определенным конкретным потребностно-мотивационным сфе­
рам (комфортной, пищевой, репродуктивной или их производ­
ным), будут вызывать ответную реакцию в том случае, если дей­
ствует соответствующий эндогенный фактор (есть напряжение
потребностей).


• Стимул опознается как отличающийся от имеющейся его информационной модели. Отличие воспринимаемого стимула от имеющейся информационной модели называется новизна. Новы­ми могут быть отдельные стимулы, их сочетание в объекте, соче­тание объектов и других особенностей ситуации и т. п. Такое отли­чие (новизна) может быть выражено в разной степени: из­менены некоторые характеристики стимула или сочетание раз­личных знакомых характеристик стимулов (относительная новиз­на); воспринимаемый стимул (или сочетание стимулов) вообще никогда не встречался в опыте субъекта, и нет соответствующей информационной модели, к которой может быть отнесен данный стимул (абсолютная новизна). При появлении новизны возникает необходимость получения дополнительной информации для из­менения имеющейся информационной модели. Такая необходи­мость вызывает у субъекта разворачивание ориентировочно-ис­следовательских компонентов поведения (отдельных реакций или целой деятельности). И. П. Павлов, изучая ориентировочное пове­дение животных, обратил внимание на то, что новизна привле­кает внимание субъекта и является безусловным раздражителем, в ответ на который разворачивается ориентировочное поведение. Саму реакцию на новый стимул Павлов называл «рефлекс что такое?».

Таким образом, ориентировочное поведение возникает толь­ко в ответ на появление стимулов (или ситуаций) с признаком новизны.

Новизну можно расценивать как мотивационно значимое для субъекта воздействие, вызывающее ответную реакцию, не свя­занную с удовлетворением каких-либо потребностей. Можно саму необходимость получения дополнительной информации расце­нивать как потребность, результатом удовлетворения которой будет «снятие новизны» — достраивание информационных мо­делей и включение их как «знакомых» в опыт субъекта. Видимо, статус самостоятельной потребности такая необходимость полу­чения информации и построения информационных моделей сре­ды (в широком смысле) приобретает на достаточно поздних ста­диях эволюции, и только тогда можно говорить о самостоятель­ной ориентировочно-исследовательской деятельности. До этого ориентировочные компоненты деятельности встроены в саму ис­полнительную часть деятельности (что характеризует усложне­ние поисковой фазы поведения — по Э. Крэйгу). На интеллекту­альной стадии развития ориентировочно-исследовательская де­ятельность занимает большое место в жизни животных, особен­но в онтогенезе, а на стадии сознания преобразуется в познава­тельную деятельность и деятельность учения. Таким образом, це­лесообразно говорить об ориентировочном поведении, которое может быть представлено разными формами: отдельными реак-


циями, относительно самостоятельными компонентами испол­нительной части деятельности по удовлетворению каких-либо потребностей (операциями или действиями) или даже самостоя­тельной деятельностью.

В ориентировочном поведении можно выделить разные фазы, которые следуют друг за другом в определенном порядке и имеют разные функции и физиологические механизмы регуляции. При появлении любого стимула возникает ориентировочная реакция. Она всегда выражается в повышении чувствительности воспри­нимающих систем, задержке всех производимых реакций и об­щем напряжении внутренних и внешних систем организма (повы­шении готовности к восприятию и действию). Выраженность ори­ентировочной реакции зависит от силы стимула и степени его новизны.

Обработка поступающей информации осуществляется поэтап­но, на первом этапе происходит грубая, поверхностная оценка стимула. Часто она оказывается достаточной, и ориентировочная реакция слабо выражена и не меняет общего течения производи­мой в данный момент деятельности. Если получаемая информа­ция недостаточна, то ориентировочная реакция усиливается (силь­но выражены все ее компоненты), деятельность приостанавлива­ется и осуществляется более подробная и интенсивная обработка поступающей информации. На основе этого уже принимается ре­шение: ограничиваться ли отдельными ориентировочно-исследо­вательскими реакциями или действиями, или приступать к более тщательному, развернутому исследованию объекта. Само назва­ние очень точно отражает то, что делает в данном случае субъект: он совмещает ориентировку с исследованием объекта, постоянно ориентировочными реакциями корректируя получаемый эффект (уменьшение новизны стимула и построение новой информаци­онной модели).

Ориентировочно-исследовательское поведение (вне зависимо­сти от его статуса — реакция, операция, действие, деятельность) может осуществляться разными способами, которые дают субъекту разную «глубину» познания объекта. Сначала обычно производит­ся обследование с помощью дистантных органов чувств (продол­жение развернутых и дифференцированных ориентировочных ре­акций, но уже с самостоятельной задачей исследования объекта), а затем может включаться контактное обследование (субъект ма­нипулирует с объектом — манипуляционное исследование), в результате чего познаются не только более глубоко свойства объек­та, но и действия с ним и взаимодействие его с другими объекта­ми. В такой форме ориентировочное поведение существует у мно­гих животных, а как самостоятельная ориентировочно-исследо­вательская деятельность представлено у высших млекопитающих и птиц.


3.1.3. Общение

В психологии проблема определения и изучения общения яв­ляется одной из сложнейших. Мы не имеем возможности рассмат­ривать этот вопрос детально и ограничимся самыми необходимы­ми для анализа эволюции психики сведениями.

Общением называется взаимно направленный процесс обмена ин­формацией между субъектами.

Разберем это определение более подробно. Как следует из са­мого определения, общение — это процесс обмена ин­формацией.

1. Есть сама информация, т. е. «сообщение о чем-то». Информа­
ция — это сведение о чем-то (явлении, событии и т.п.), а не само
это событие. Информация должна быть представлена в какой-то
форме. Форма информации в общем виде есть сигнал, кодирую­
щий само событие. Кодирующие сигналы называются средства
информации
(или информационные средства).

2. Есть субъекты обмена информацией — субъекты общения.
Субъекты передают информацию друг другу и получают ее друг
от друга — обмениваются информацией. В каждом акте обмена ин­
формацией субъекты выступают во взаимодополняющих функци­
ях. Тот, кто передает информацию, называется экспедиент. Тот,
кто получает информацию, — реципиент.

3. Есть процесс обмена информацией, единицей которого явля­
ется коммуникативный акт (или акт общения). Коммуникативный
акт включает момент посылания сообщения экспедиентом, про­
цесс движения {перехода) информации от экспедиента к реципи­
енту и момент принятия информации реципиентом. Субъекты об­
щения могут меняться функциями в последовательных актах об­
щения, но возможно и несколько актов подряд с одними и теми
же функциями партнеров (экспедиент последовательно несколь­
ко раз передает сообщение, реципиент получает).

4. Субъекты общения должны владеть средствами общения (уметь
передавать информацию в соответствующей форме) и обладать
способностью «расшифровывать» информацию, т.е. соотносить
получаемые сигналы с тем, какое событие ими кодируется.

Все вышеперечисленное может проявляться в разной форме, регулироваться разными механизмами и играть разную роль в жизнедеятельности субъектов психики. Сами средства информа­ции могут быть разными. Различаются содержание информации (само событие, которое кодируется в сообщении) и средства (или ка­налы передачи информации), которые служат для передачи сооб­щения. Содержанием информации у животных может быть: принад­лежность экспедиента к определенному виду, сообществу, полу, возрасту и т.п.; физиологическое состояние экспедиента: агрес­сия, страх, готовность к половым отношениям и т.п.; побужде-


ние реципиента к определенным действиям: подойти, отойти, дать что-то, произвести какое-то действие и т.п.; передача сведений об окружающей среде: сигнал об опасности, о наличии корма и даже об определенных объектах. Содержание передаваемой инфор­мации (в зоопсихологии и этологии получившее название зоосе-мантика) усложняется в филогенезе. Каналами передачи инфор­мации служит сочетание воспринимающих систем и органов, «про­изводящих» информационный сигнал: оптический канал (сигнал производится экспедиентом как изменение своего внешнего вида, как определенные движения или как изменение в объектах сре­ды — задиры на деревьях, перемещение объектов и т.п.); акусти­ческий канал (экспедиент производит звуки, которые слышит реципиент); ольфакторный канал (экспедиент производит хими­ческие вещества, которые реципиент воспринимает как запах или вкус); тактильный канал (экспедиент дотрагивается до реципиен­та) и т.п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал