Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По временному параметру
В данном случае имеется в виду скорость образования новой реакции и прочность ее сохранения, а также время проявления сфор- мированного в процессе научения поведения, т. е. характер разных участков кривой научения: восходящей, плато и нисходящей. По этому критерию можно выделить три вида научения: классическое (обычное) научение, импринтинг и латентное научение. Классическое научение, описываемое обычной кривой научения Это все виды научения, для которых характерны постепенное образование временных связей, определенное время сохранения этих связей и постепенное их распадение при угашении. Все временные параметры классического научения зависят от видовых и индивидуальных особенностей субъекта и дополнительных факторов, влияющих на скорость научения и его устойчивость (например, сила подкрепления, уровень мотивации субъекта и т.п.). Мгновенное научение Мгновенным научением (импринтингом) называется такое научение, которое характеризуется очень коротким интервалом восходящей кривой (иногда вплоть до единственного сочетания стимула с подкреплением) и почти полным отсутствием угаше-ния. Поэтому его нередко называют «запечатление»: практически нет никакого процесса научения, стимул, вызывающий ответную реакцию, «впечатывается» раз и навсегда в субъективный опыт и далее автоматически вызывает ответную реакцию. Для многих форм такого научения существуют сензитивные периоды (хотя обычно очень короткие). Можно выделить две формы мгновенного научения. 1. Импринтинг как форма облигатного научения. В этом случае 2. Образование прочной, практически не способной к угаше- туаций), и гораздо менее — положительные (возникновение пристрастия к определенному объекту «с первого взгляда»). Латентное научение {научение «впрок», без подкрепления) Латентное научение было описано при изучении поведения у крыс в лабиринте. Оказалось, что крысы, помещенные в лабиринт, могут осваивать его и научаются находить кратчайшие пути к разным точкам лабиринта и без подкрепления. В дальнейшем при получении подкрепления такие крысы сразу использовали свои навыки и гораздо быстрее формировали правильное поведение по сравнению с крысами, обучавшимися при наличии подкрепления с самого начала. При латентном научении наблюдаются две особенности. 1. Прямое подкрепление отсутствует и заменено ориенти 2. Результат научения (как применение полученной информа Эффект латентного научения возникает при любой ориентировочно-исследовательской деятельности, а также в определенных пропорциях возможен вообще при любой деятельности животных как накопление информации об объектах и действии с ними в обобщенной форме и использование ее в дальнейшем. Таким образом, латентное научение можно рассматривать как один из факторов (или компонентов) интеллектуального поведения, обеспечивающего широкое использование обобщенного опыта в различных ситуациях.
|