Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По способу научения 3 страница
ности). Это означает изменение вертикальных связей (сначала операция освобождается от прямой и жесткой связи с мотивом деятельности; потом операция освобождается от прямой и жесткой связи с целью действия; затем действие освобождается от прямой и жесткой связи с мотивом деятельности), ведущих к изменению горизонтальных связей первого уровня (операция — действие — деятельность), что означает возможность замены элементов и перехода их в статус других элементов (можно включить новую операцию или действие, которые никогда в данной деятельности не присутствовали, перевести операцию в статус действия и обратно и т.д.). Освобождение элементов структуры деятельности от конечной цели деятельности выражается в том, что первоначально операции существуют как жесткая последовательность генетически закрепленных двигательных координации, детерминируемая стимулом (мотивом). Результат операции, вне зависимости от того, является он актом удовлетворения потребности или промежуточным звеном этого процесса, на субъективном уровне отражается как объект деятельности, достижение которого переживается как удовлетворение потребности. Это обеспечено генетическими механизмами реакции на ключевые стимулы. Получается цепочка деятельностей, где каждая деятельность имеет вид простой операции, результат которой субъект переживает как удовлетворение потребности. Эти потребности — разные по отношению к биологическому их значению, но одинаковые по форме субъективной представленности. Механизмы подкрепления в виде субъективного переживания результата операции генетически детерминированы. Такая структура деятельности, не расчлененная на операции и действия, характерна для сенсорной стадии развития психики и может быть описана схемой, отражающей то, что операция, тождественная действию, тождественна деятельности: Операция Действие Деятельность На этой стадии развития сами поведенческие акты по отношению к объекту деятельности весьма просты. С усложнением субъект-но-объектных отношений одна из ветвей эволюционного развития шла по этому же пути, в результате чего образовалось генетическое обеспечение жесткой цепочки деятельностей, достигшее своего наивысшего развития у насекомых. Следующий этап развития операции связан с появлением возможности перенесения ее в другую деятельность на основе образования временных связей. Это обеспечивает связь двигательной координации с условиями, в которых в деятельности представлен объект. Появляется эта возможность на перцептивной стадии и обеспечена ганглиозной нервной системой и механизмом образования рефлекторной дуги. А. Н.Леонтьев говорит в данном случае о появлении операции, отнесенной к условиям, в которых дан объект деятельности. Развитие в эволюции центральной нервной системы, способов хранения и переработки информации, процессов научения привело к тому, что операции стали относительно свободными, представленными в опыте субъекта как способы взаимодействия с объектом в определенных условиях. Для такого их существования необходимы три вещи: хранение в памяти обобщенных нервных моделей стимулов, хранение в памяти обобщенных способов действий в форме двигательных схем и хранение в памяти в обобщенном виде результатов этих действий (психофизиологический механизм регуляции целенаправленных движений на основе таких нервных моделей, хранящихся в памяти субъекта, описан П.К.Анохиным в модели акцептора действия). Конкретизация, доводка операции как обобщенного способа действия происходят непосредственно в ситуации на основе отражения наличных условий и выражены в изменении по ходу деятельности ориентации, формы и интенсивности двигательной координации на основе отражения совпадения или несовпадения с имеющейся у субъекта моделью результата операции. Это ведет к тому, что в ходе деятельности выделяются промежуточные цели, для достижения которых ситуативно изменяются и объединяются в последовательность операции. Первоначально это происходит на основе образования условных связей, когда операции в форме навыка закрепляются за целью. Сами цели в структуре деятельности жестко связаны между собой, образуя цепочку, ориентированную на достижение конечной цели деятельности, при достижении которой происходит удовлетворение потребности данной деятельности. Достижение промежуточных целей регулируется так же, как и результаты операций на предыдущей стадии развития, — субъект переживает достижение цели действия как удовлетворение потребности. Совокупность операций составляет действие, которое по статусу совпадает с деятельностью. Результат операции уже не совпадает с целью действия, но цель действия совпадает с объектом деятельности (в отражении субъекта). Другими словами, действие еще не выделено в качестве самостоятельного элемента в структуре деятельности, а вся деятельность состоит из цепочки операций. Первоначальная схема приобретает следующий вид, отражающий то, что совокупность операций составляет действие, которое тождественно деятельности:
Деятельность Такая структура деятельности характерна для высшего уровня! перцептивной стадии развития и некоторых форм поведения на! низшем уровне интеллектуальной стадии, которые регулируются5] преимущественно инстинктивными механизмами (ритуалы обще-; ния, репродуктивное поведение и др.)- Физиологическим обеспе- ' чением является иерархически устроенная нервная система с выделением центрального головного ганглия и центральная нервная система с вертикальными связями между отделами головного мозга: у низших позвоночных. С возникновением коры мозга и связей между полушариями появляется способность иметь промежуточные цели в форме представлений в их соотнесении с конечной целью деятельности. Конечная цель переживается субъективно как то, что удовлетворяет потребность, а промежуточные (цели действий) — как ведущие к достижению конечной, но сами не приводящие к состоянию удовлетворения потребности. Такое оперирование целями у животных возможно только в деятельности, которая представляет собой непрерывный временной процесс и в которой объект деятельности присутствует непосредственно в ситуации. Это характерно для интеллектуальной стадии развития психики (В.Кёлер, А.Н.Леонтьев, К.Э.Фабри, Г.Г.Филиппова). Для того чтобы построить действие непосредственно в процессе осуществления деятельности (т.е. адекватно наличным условиям ситуации) необходима полная свобода операции не только от мотива деятельности, но и от цели действия. Деятельность представляет собой цепочку действий, цели которых имеются у субъекта в плане представления как измененные соотношения компонентов ситуации, ведущие к такому ее конечному изменению, при котором объект деятельности окажется в необходимом для удовлетворения потребности положении относительно субъекта. Наличие всей цепочки действий и целей в плане представления обеспечивает «плавное течение» исполнения всей деятельности — по В.Кёлеру. Компоновка операций, если они уже освоены субъектом, также происходит во внутреннем плане и обеспечена представлением о цели как измененном в результате действия соотношении объектов. Если операции оказываются недостаточно эффективными или цель не достигается при их применении, то деятельность останавливается на этом этапе и происходит отработка необходимых операций и их компоновки в действие непосредственно в ситуации, при этом вся цепочка целей продолжает удерживаться в плане представления, что обеспечивает возобновление плавного течения деятельности после устранения затруднения. Полная свобода операций, существующих в опыте субъекта как репертуар способов действий, их ситуативная компоновка в действия и отработка непосредственно в деятельности обеспечивают свободный их перенос в другие деятельности по сходству не самих объектов, а соотношений между ними и прогнозируемых субъектом результатов этих соотношений, а также их «моментальное» закрепление и повторение без процесса научения. Это выражает основные критерии интеллекта животных, сформулированные В.Кёлером, А. Н.Леонтьевым, К. Э. Фабри. Таким образом, на интеллектуальной стадии развития операция становится свободной и как элемент исполнительной структуры деятельности (перестройка горизонтальных связей на первом уровне), и в мо-тивационном отношении от цели действия и мотива деятельности (перестройка вертикальных связей между первым и вторым уровнями). Перестройка вертикальных связей в свою очередь ведет к перестройке горизонтальных связей второго уровня (появление механизма мотивационного обеспечения результата операции как эмоции, возникающей в ситуации для маркировки успешности результата, не несущего удовлетворения потребности, — механизма ситуативных эмоций — по В. К. Вилюнасу). Аналогичное освобождение операции происходит и в онтогенезе (у человека и представителей высшего уровня интеллектуальной стадии). А. Н.Леонтьев теоретически описал этот процесс как переход операции от развернутой формы, представляющей собой целостную деятельность, к действию как освоенному способу достижения промежуточной цели в других деятельностях и к операции как сенсомоторному комплексу, применяемому субъектом в соответствии с условиями деятельности. Феноменологически этот же процесс описан Дж. Брунером как освобождение операции хватания от первоначально организующего ее освоение сосательного рефлекса, на удовлетворение которого она направлена (в раннем онтогенезе ребенка). Дальнейший онтогенетический процесс освобождения операции на интеллектуальной и сознательной стадиях развития психики происходит в рамках развития сенсомоторного интеллекта и игровой деятельности. Освобождение операций, приобретение ими полной свободы в опыте субъекта и отработка способов их компоновки в действие для достижения цели происходят на основе обобщения самих двигательных координации, их результатов, опыта преобразования в объектах и ситуации и установления связей между объектами в отражении. Все это происходит в процессе манипуляций с объектами и развития опосредованных действий разного уровня. Механизм компоновки операций в действие и действий в деятельность, соотнесение результатов операции с целью действия, способ применения операций только в связи с условиями деятельности и независимо от лежащей в ее основе потребности развиваются в игровой деятельности. Трансформация операции в актуалгенезе связана с понятиями интериоризации и автоматизации. Развертывание опера- ции в целостную деятельность при затруднении и дальнейшее ее сворачивание при автоматизации при решении ситуативной задачи построить новый или откорректировать имеющийся способ действия описаны не только у человека, но и у антропоидов (В. Кё-лер, Н.Н.Ладыгина-Котс, С.Л.Новоселова, Г.Г.Филиппова). Особенность такого процесса трансформации операции на интеллектуальной стадии развития психики (ее временный переход в статус действия или даже деятельности) состоит в том, что, как только операция освоена, она сразу, минуя стадию действия, ставится на свое прежнее место. В этом случае отработке подлежит только одна операция в цепочке, составляющей действие. Аналогичный механизм описан П. Я. Гальпериным как поэтапное формирование ориентировочной основы действий в учебной деятельности. Такая деятельность с самостоятельной потребностью существует, разумеется, только у человека. Трансформация действия в структуре деятельности — проблема дискуссионная, так как, следуя А. Н. Леонтьеву, в нашей психологии действие в структуре деятельности обычно признается только у человека. Современные исследования структуры деятельности и ее онтогенеза на интеллектуальной стадии развития, которые будут подробно описаны в части II настоящего пособия, показали, что действие с целью в плане представления выделяется и существует в процессе непрерывно осуществляемой чувственно-практической деятельности у животных, находящихся на высшем уровне этой стадии развития психики. Такую структуру деятельности, характерную для интеллектуальной и сознательной стадий развития психики, можно представить следующей схемой, отражающей то, что действие состоит из совокупности операций, а деятельность — из совокупности действий:
Деятельность На сознательной стадии отличия в структуре деятельности связаны с применением новых средств отражения и со следующей ступенью освобождения ее элементов от самого субъекта. Это не меняет принципиальной структуры деятельности как состоящей из действий. Дальнейшее изменение самой структуры деятельности может быть связано только с освобождением деятельности от мотива как направляющего ее к объекту, содержащему предмет потребности. Это означает существование деятельности без объекта, в котором заключен предмет потребности, что выводит анализ вообще за рамки деятельности и психи- ческой формы отражения. Подобная активность не может быть определена как деятельность, которая сама выделяется только по критерию лежащей в ее основе потребности. Однако, как будет видно далее, движение в области «деятельность — мотив» происходит на всем протяжении эволюционного развития. Трансформация действия в структуре деятельности у человека, его полное освобождение возможны только при условии самостоятельного, независимого от непрерывного во времени и связанного с наглядной ситуацией существования цели действия. Только в этом случае становится возможным соотносить эту цель с разными деятельностями, иметь несколько целей, выбор между ними и компоновку их в последовательность, а также изменение этой последовательности в рамках одной деятельности. Это означает планирование различных вариантов осуществления деятельности во внутреннем плане. Если результат операции как уже освоенной двигательной координации существует в опыте субъекта в форме нервных моделей, основанных на проприоцептивной стимуляции, то цель как предполагаемое изменение внешней ситуации, которой еще нет в наличии, требует новых средств для своего существования в опыте субъекта, позволяющих оперировать этой целью во внутреннем плане. Эту функцию выполняют искусственные знаковые средства, с помощью которых цели означиваются и планирование деятельности производится во внутреннем плане как выстраивание последовательности целей. Такой способ позволяет удерживать цель без наглядной ситуации деятельности, т. е. разорванной во времени. При этом необходимо хранить и преобразовывать во внутреннем плане именно цели, а действие по их достижению может строиться непосредственно в ситуации из уже имеющихся в репертуаре субъекта свободных операций. В дальнейшем планированию могут подвергаться и действия, и даже операции, при этом они выносятся во внутренний план в развернутом виде, что само по себе также требует использования искусственных знаковых средств (ориентировочные основы действия разного уровня у П.Я.Гальперина). Таким образом, выделение действия в структуре деятельности происходит на интеллектуальной стадии развития, а первый этап освобождения действия в структуре деятельности (начало трансформации действия как элемента структуры деятельности) появляется на стадии сознания и связан с применением для организации отражения искусственных знаковых средств. Появление затруднения в достижении цели может выводить действие на уровень деятельности. В этом случае, а также в процессе осуществления самой первоначальной деятельности за счет механизмов эмоционального переключения и мотивационной фиксации (В.К.Вилюнас) может происходить образование новой деятельности с новой потребностью, новым объектом и предметом деятельности. Освобождение действия в структуре деятельности на человеческой стадии развития психики, которое происходит за счет использования искусственных знаковых средств и существования цели в означенной форме, а также существование самостоятельных мотивационных механизмов, обеспечивающих достижение цели как промежуточного этапа деятельности, приводят к картине мо-заичности в ходе осуществления деятельности. Действия из разных деятельностей переплетаются между собой, деятельность не выглядит как последовательная, не разорванная во времени, цепочка действий. Более того, одно и то же действие, одновременно или одинаково выполняемое в разное время, может служить звеном в разных цепочках действий, относящихся к разным деятель-ностям. Тогда цель такого действия будет соответствовать разным этапам разных деятельностей, а для некоторых может совпадать и с конечным звеном, т. е. с достижением объекта деятельности — в одной деятельности и одновременно промежуточной цели — в другой. Из приведенных рассуждений следует, что анализ соотношения мотива и цели относится к горизонтальным связям между элементами второго уровня (мотив —цель—условия). Описанные особенности этих связей касаются интеллектуальной стадии развития психики и стадии сознания. На предыдущей стадии — перцептивной — действие не выделено и связи существуют между результатами операций или последовательностью из нескольких операций и мотивом, по которому определяется объект деятельности. При появлении затруднения — т. е. неадекватности операции или последовательности операций условиям, в которых находится объект деятельности, — происходит ситуативная перестройка как самих операций, так и их последовательности. По ходу деятельности путем проб и ошибок находятся необходимые операции и выстраивается их последовательность. Закрепляется это в форме навыка посредством процессов научения. Поскольку последовательность операций прямо связана с мотивом деятельности, то все изменения, происходящие в деятельности с операциями (изменение каждой операции и последовательности операций), возможны только в присутствии этого мотива, т.е. как условно-рефлекторный процесс. Ситуативное прилаживание ориентации, силы, динамики движения при осуществлении операции производится на основе отражения целостных объектов и их пространственно-временного положения относительно субъекта. Достижение объектов таких деятельностей, в результате которого не удовлетворяются биологические потребности субъекта, субъективно переживаются им так же, как достижение объектов деятельности, удовлетворяющих биологические потребности. Цепочка этих деятельностей, в итоге обеспечивающих удовлетворение потребностей субъекта, не может быть им ситуативно изменена: только после достижения объекта одной деятельности включается следующее звено всей цепочки. На сенсорной стадии развития деятельность построена еще мельче со стороны соотношения результатов, целей и мотивов (результат операции равен цели и равен мотиву) и еще крупнее со стороны операционального состава (операция есть не только целое действие, но целая деятельность). Операции, представляющие собой целостную деятельность как достижение определенного субъективного переживания, по своей структуре очень просты и имеют форму таксисов. Результатом такой операции является достижение определенного градиента (количественной характеристики) субъективного состояния самого субъекта, возникающего в ответ на изменение внешней или внутренней стимуляции. Форма операции генетически присуща осуществляющим ее эф-фекторным системам (органам или органеллам). Ситуативно изменяются только интенсивность (ортокинезы) и направление (кли-нокинезы) этих двигательных реакций. Эти изменения также вызываются изменением стимуляции (ее интенсивностью и направленностью). Таким образом, на сенсорной стадии объект деятельности совпадает с объектом, на который направлена операция. Учитывая, что отражается только мотив, являющийся не объектом, а свойством этого объекта или даже качеством среды, возникающим в присутствии этого объекта, на который в форме таксиса и направлена операция, можно сказать, что мотив совпадает с объектом деятельности, целью действия (достижение результата, не ведущего к удовлетворению биологической потребности, но являющегося необходимым этапом на пути ее удовлетворения) и результатом операции (двигательной координации, в результате которой достигается необходимое изменение взаимного положения субъекта и объекта деятельности). На перцептивной стадии объект деятельности, который опознается по мотиву, являющемуся свойством этого объекта, совпадает с объектом цели, так как нет разницы в субъективном переживании достижения объекта, ведущего к удовлетворению биологической потребности, и промежуточного результата. Результат операции субъективно отделен от объекта деятельности, и недостижение этого результата не разрушает всю деятельность (т. е. не исчезает стремление к объекту деятельности), а только «растягивает» этот процесс. На интеллектуальной стадии и стадии сознания объект деятельности, мотив, объект цели и результат операции имеют самостоятельный статус. Их совпадения возможны как переносы функций с одного элемента на другой (сдвиг мотива на цель, приобретение мотивом функции цели, выведение результата операции на уровень цели действия или даже мотива деятельности) и могут происходить в двух случаях: 1) возникающая при затруднениях в деятельности необходимость коррекции имеющихся или построения новых операций и действий, и тогда это временный сдвиг с последующим возвращением в первоначальный статус; 2) образование новых объектов деятельностей и новых деятельностей на основе приобретения мотивирующей функции промежуточными целями, процессами их достижения, самими операциями (механизм образования функциональных потребностей). 2.5.3. Второй этап трансформации структуры деятельности Второй этап освобождения элементов структуры деятельности связан с отделением операции, ее результата, действий и целей от самого субъекта. Первоначально все элементы структуры деятельности и первого, и второго уровней принадлежат только самому субъекту как субъекту своей деятельности. Субъект сам может иметь их все в плане отражения в разных (зависящих от его уровня развития) формах, что необходимо для регуляции деятельности. Освобождение элементов структуры деятельности от своего носителя и владельца — субъекта — означает перевод их в такое состояние, в котором они могут стать достоянием других субъектов. В структуре деятельности первой от субъекта начинает освобождаться операция, и это происходит еще на интеллектуальной стадии развития психики. Освобождение операции начинается со второго уровня структуры деятельности — результата операции, а сама операция (как двигательная координация) приобретает свободу только во вторую очередь. Механизм такого освобождения — научение по подражанию. Научение по подражанию имеет несколько этапов развития в филогенезе: отражение факта достижения желаемого результата другой особью; образование реакции на новый стимул; выделение узла ситуации, на который должна быть направлена активность; отражение самого способа действия с объектами в ситуации. При освоении по подражанию самих операций субъект сначала отражает общий «принцип» решения и только на самых высших стадиях развития — структуру самой операции во всех ее особенностях. Удержание в плане представления целей и способов их достижения обеспечивает у антропоидов возможность отсроченного подражания операциональному способу решения задачи (Л. А. Фирсов). Выделение в чувственно-практи-: ческой деятельности функциональных свойств объектов приводит к сложным формам изменения структуры операции сообразно логике орудия, что позволяет этим животным адекватно, без специального обучения использовать «по назначению» человеческие орудия и предметы обихода, что описано многими исследователями. Эти особенности позволяют рассматривать освоение антро- поидами операционального способа решения задач по подражанию и в результате отражения функциональных свойств объекта как филогенетическую преддиспозицию развития человеческой деятельности. В результате обучения по подражанию операция и ее результат становятся достоянием другого субъекта, отчуждаются от первоначального носителя. Отличие от человеческой деятельности состоит в том, что у антропоидов (и других представителей интеллектуальной стадии) это процесс односторонний: есть только принимающая сторона, активно включающаяся в освоение операций по подражанию. Владелец операции не производит направленного показа, у него нет задачи передать свой опыт другому (хотя, как показывают наблюдения последних лет, такая способность появляется у понгид при обучении детенышей способам обработки пищи и использованию искусственных языков-посредников). На основе способности формирования по подражанию, в том числе и отсроченному, самой операции и определению ее места в деятельности у антропоидов в условиях специально организованного человеком процесса появляется следующий уровень обучения по подражанию — направленное ожидание показа способа деятельности. Следующий этап освобождения операции от субъекта связан с возникновением труда и речи, в результате чего формируется способность к опредмечиванию способа деятельности и его результата в продуктах культуры. Возникновение и развитие опредмечивания на основе отчуждения от субъекта сначала продуктов его деятельности, а затем и способа их получения подробно рассматриваются в философии, антропологии и психологии. Филогенетическими истоками этого развития являются применение и изготовление орудий антропоидами, способность к отражению и произвольному повторению результатов своей деятельности (деструктивной, конструктивной, графической), способность к использованию искусственных знаковых средств при специальном обучении, возможность осуществления совместной деятельности и способность к направленному ожиданию показа способа деятельности. В результате развития в антропогенезе трудовой деятельности и использования искусственных знаковых средств для материализации результата операции и ее исполнительной части с целью передать эти содержания другим субъектам операция полностью освобождается от субъекта, активно отчуждается им самим. С этого момента операция и ее результат (т. е. элементы обоих уровней структуры деятельности) начинают существовать отдельно от субъекта в двух основных формах: опредмеченные в предметах культуры и означенные с помощью искусственных знаковых средств (речи). Способность к распредмечиванию и опредмечиванию как родовая характеристика человеческой деятельности раз- вивается у ребенка в онтогенезе в процессе взаимодействия ее взрослым, активно этот процесс инициирующим. Освобождение действия и цели от субъекта также происходит?! на человеческой стадии развития. В качестве предпосылок к этому! процессу можно выделить способность антропоидов по подража-j нию усматривать промежуточную цель деятельности как выделе- ] ние узла ситуации, на который должна быть направлена активность по преобразованию этой ситуации для достижения объекта деятельности. Однако это касается объекта цели, а не самой цели. Сама цель отражается как уже преобразованная ситуация при наблюдении за всем процессом решения задачи «актером». Это так же, как и в случае с операцией, процесс односторонний, а не взаимный. Настоящее освобождение действия и цели от субъекта связано с использованием искусственных знаковых средств. Здесь первой также освобождается цель — как должна быть преобразована ситуация для удовлетворения потребности и во вторую очередь — способ деятельности. Освобождение целей от субъекта имеет вид предлагаемого ему извне набора правил выбора и постановки целей. Такие отчужденные от субъекта цели в конечном виде представлены как модель социально-культурных ценностей, регулирующих поведение субъекта в обществе. Образование такой модели — процесс исторический, а по отношению к самому субъекту — филогенетический, так как, отчужденные от других субъектов и объединенные в систему, цели существуют в культуре до возникновения конкретного субъекта. Эти цели существуют в знаковой форме и предлагаются субъекту также в знаковой форме как свод правил, норм, ценностей, ориентируясь на которые он строит свою деятельность. Помимо самих целей в этой модели представлены и средства их достижения, т. е. сами действия. Цели и средства существуют достаточно свободно как достояние совокупности индивидуальных сознаний, сведенных в единую конкретно-культурную систему, развивающуюся внутри себя и во взаимодействии с другими культурными моделями. Субъект с необходимостью строит свою индивидуальную систему целей и средств, в развитом виде представленную структурой ценностно-смысловых ориентации личности во взаимодействии с имеющейся внешней (т. е. вне его в материализованной форме существующей) системой. В качестве филогенетических аналогов такого внешнего к субъекту набора правил и норм поведения могут служить иерархические групповые отношения, традиционные способы общения и другие формы регуляции взаимоотношений в сообществах высших животных.
|