Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По способу научения 2 страница
Последовательность такой дифференциации форм регуляции деятельности в эволюции начинается с инстинктивной формы, затем научения, интеллектуальной формы, и в последнюю очередь дифференцируется сигнальная функция и приобретает форму сознания. Логика развития форм регуляции деятельности состоит в том, что они регулируют все более сложные отношения субъекта со средой и обеспечивают все более лабильное, изменчивое поведение субъекта. Поэтому доля врожденных механизмов поведения становится все меньше, на поздних стадиях эволюции они регулируют уже не целостную деятельность, а лишь ее отдельные звенья, а затем и вовсе остаются только как генетическая программа построения сенсорных систем, двигательных органов и нейрогуморальных механизмов, прижизненное формирование которых происходит в достаточно жестких условиях сензитивных периодов. От «инстинкта» остается только генетическая программа, рассчитанная на встречу с эволюционно ожидаемыми условиями развития. Формы же регуляции, обеспечивающие приспособление к изменяемым при жизни субъекта условиям среды, — научение, интеллект, сигнальная функция — прогрессивно развиваются, приобретают свои физиологические механизмы и в конце (у человека) вновь объединяются в мышлении как психическом процессе, который представляет собой использование знаковых средств (высшая форма сигнальной функции) для регуляции деятельности в соответствии с закономерностями соотношения объектов и явлений в мире (высшая форма интеллектуальной функции) и одновременно является способом получения и использования знаний (высшая форма научения). Осознавая свои потребности, предметы потребностей и механизмы их регуляции и формирования, человек делает предметом своего познания и преобразования саму инстинктивную форму регуляции деятельности. Можно сказать, что это отражает весь цикл развития как процесс дифференциации с последующей интеграцией, в результате которого система полностью реализует заложенные в ее структуре потенциальные возможности развития. Начинаясь с общего интегрального целого, в котором все возможности развития заложены в виде функций, осуществляемых одними и теми же механизмами, далее развитие происходит как преобразование элементов системы и связей между ними, в результате чего элементы усложняются, специализируются для вы- полнения определенной функции, приобретают собственное системное строение, оставаясь подсистемой в структуре общей сие-; темы. Изменяются связи между элементами (теперь уже самостоя-'; тельными подсистемами), что повышает общие качества всей системы. Такое развитие может осуществляться до тех пор, пока не дифференцируются подсистемы для осуществления всех изначально заложенных в системе функций и не образуют новую интегра-. цию (как устойчивые связи между собой), которая окажется максимально эффективной для существования данной системы. Учитывая, что рассматриваемая нами система — психика как способ, регуляции взаимодействия субъекта с миром стала такой, что| позволяет субъекту изменять уже не себя, а среду нужным для| себя образом, то получается, что ей самой (психике) развиваться (т.е. переходить на качественно новый уровень развития другую форму психического отражения) уже не надо, поскольь не надо изменяться самому субъекту психики. Данное положе^ ние подтверждает и представления эволюционной биологии частности, антропологии) об изменении закономерностей раз-| вития на уровне человека и перехода от морфологического приспособления себя к среде к приспособлению среды к себе. Этс означает, что уже нет задачи для следующего этапа развита* данной системы. Кроме того, как мы видели, все заложен-j ные в психическом отражении функции по регуляции взаимодействия субъекта с миром дифференцировались и объединились в новую интегральную структуру, т.е. и потенциальные возможности развития системы исчерпаны. Это в свою очередь озна-| чает, что человеческое сознание оказывается последней, выс-J шей формой развития психического отражения (или, по край-| ней мере, имеющиеся знания о развитии отражения и психию как одной из его форм дают нам именно такую картину). Однако все это вовсе не означает, что психика вообще является последней формой отражения, присущей материальным телам, тем более материи в целом. Но эта проблема уже выходит зэ рамки учебного пособия по зоопсихологии и сравнительной пси-| хологии. 2.5. Закономерности изменения структуры деятельности в процессе развития психики 2.5.1. Анализ структуры деятельности с позиций эволюционно-системного подхода Рассматривая эволюцию психики как эволюцию психического отражения, необходимо выделить метод, с помощью которого- можно было бы проникнуть в содержание и форму психического отражения, недоступные прямому исследованию. Выше мы определили организацию активности субъекта, направленную на удовлетворение потребности, как процесс деятельности, опосредованный психическим отражением. В психологии деятельность рассматривается как системная единица анализа, с помощью которой и изучается психика (психическое отражение как результат и как процесс). Использование категории деятельности для анализа эволюции психики было предложено и обосновано А.Н.Леонтьевым. Взгляды А.Н.Леонтьева на эволюцию психики базируются на двух основных положениях. 1. Выбор категории «деятельность» в качестве единицы анализа 2. Выделение структуры деятельности как развивающейся сис Для анализа психики во всех планах ее развития А. Н.Леонтьев выделяет два критерия: содержание отражения и структуру деятельности. Содержание и форма отражения — то, что должно быть понято психологией о субъекте психической деятельности. А.Н.Леонтьев, ставя перед собой задачу выделения объективных критериев наличия психики и объективного метода исследования ее содержания и развития, в первую очередь анализировал те характеристики психического отражения, которые могут быть обнаружены в проявлениях субъекта. А это, как мы видели, именно то, что связано с объектом, с теми качествами объекта, которые субъект может отражать и учитывать при регуляции своей деятельности, т.е. с содержанием отражения. Форма отражения, т.е. то, как субъект сам этот образ субъективно переживает, прямо выявлена быть не может, а может только конструироваться как наше знание об этом переживании на основе содержания психического отражения и строения самого субъекта (его тела, органов чувств, нервной системы и т.п.). Последнее является результатом физиологического изучения субъекта психики (что, разумеется, необходимо). Со стороны психологического исследования необходимо и возможно выяснить содержание отражения. Далее, как мы видели, выделяя в субъективной форме психического отражения когнитивный и аффективный процессы и информационную сторону каждого из них и опираясь на физиологию субъекта, можно достаточно достоверно объяснить чувственную сторону субъективного переживания. Поэтому к критериям А.Н.Леонтьева {содержание отражения и структура деятельности) мы для характеристики стадий развития психики сможем добавить и форму отражения. > содержание психического отражения также принадлежит у, но может быть обнаружено посредством изучения его а^модействия с объектом, так как деятельность субъекта стро-
а на основе этого отражения.
-^ьщеляя деятельность как единицу анализа и рассматривая ее активность субъекта, направленную на удовлетворение по-^ности, А. Н.Леонтьев предложил рассматривать саму деятель-нос^ КаК системУ> состоящую из иерархически организованных элеИеНТ0В (компоненть1 структуры деятельности). Он говорил, что /-шсследование деятельности требует анализа именно ее внут-Них системных связей... деятельность представляет собой процесс ' K0T0PbIH характеризуется постоянно происходящими транс-, -дациями»1 (выделение курсивом слова «системных» сделано саш^М А-И-Леонтьевым). Эти трансформации касаются всех ее комг< (онентов. Подвижность (трансформации) всех составляющих ^льность компонентов («образующих» системы деятельности) < ^остоит в том> что каждый из них может становиться более ^гым (выделяться и приобретать самостоятельность, стано-компонентом низшего или высшего уровня в общей сис-включать в себя единицы, прежде бывшие самостоятель- которую ставил перед собой А.Н.Леонтьев, заключа-анализе психики на разных генетических уровнях ее разви-1му необходимо было выделение такой структуры дея-(«составляющих» и связей между ними), которая по-бы, во-первых, проследить изменение деятельности, со-х^^ующее разным уровням эволюционного развития, а во-jx, показать, как эти изменения происходят и в чем состоит процесс развития психического отражения. Поскольку дея-телы^ОСТЬ ~ ЭТ0 напРавленная на объект активность субъекта, то она г^° свое^ организации должна соответствовать отражаемым качес/ГВШ объекта (иначе будет неэффективной). При изменении ■ объе/та ^средь^ сУбъект должен менять организацию этой актив- •. ност^ (деятельности)> т-е- должно изменяться ее содержание и в 1 кон 0 КОНЦ°В само строение (особенности элементов и структуры * связей между ними). Вследствие этого изменяются отражаемые свойо^Ва объекта' так как субъект теперь вынужден взаимодей-^ть с его новыми проявлениями, а значит, «научиться» их от»^ТЬ (приобрести новые возможности своих органов чувств и гул/РУЮЩИХ физиологических механизмов). Поэтому изменение [L /СУРЫ Деятельности в эволюции оказывается ведущим, оно завис^Т °Т задач' стояЩих перед субъектом, и ведет за собой из-же в содержании отражения. Т.2.- .рнтьевА.Н. Избранные психологические исследования. — М 1983 — Л- 158. Таким образом, исследование структуры деятельности (в сочетании с физиологическими особенностями субъекта) позволяет не только определить наличное содержание отражения, но и увидеть начало и путь его преобразования в эволюции. В структуре деятельности А. Н. Леонтьев выделил основные компоненты (составляющие), изменение содержания и соотношения которых соответствует содержанию отражения (а значит, и форме отражения) и позволяет определить содержание и направление развития психики. Деятельность как единица анализа объединяет в себе все необходимые для выявления психики (как формы отражения субъекта) условия. Деятельность «принадлежит» субъекту, это его активность, и строение деятельности зависит от организации самого субъекта (как живой системы), т. е. учитываются субъект, его особенности, источник активности. Деятельность производится для удовлетворения потребности субъекта: учитываются наличие и характер потребностей субъекта, отражение им своих потребностей как нужды и состояния при их удовлетворении. Деятельность направлена на объект: учитываются особенности объекта, его положение относительно субъекта, что из свойств объекта субъект отражает. Деятельность — живой процесс взаимодействия; он позволяет увидеть и описать внешне наблюдаемую активность субъекта по отношению к объекту, т. е. иметь реальный объект исследования. Эти положения отражены на рисунке 7. Основные «составляющие» деятельности можно представить следующим образом: деятельность состоит из действий, действие — из операций; деятельность направлена на удовлетворение потребности, побуждается и направляется мотивом; действие направлено на достижение промежуточной «ц ели»; операция соответствует условиям, в которых осуществляется деятельность. Эти элементы и связи между ними составляют структуру деятельности, изменяющуюся на разных стадиях эволюции: Д (деятельность) —> I д (действие) —> I о(операция) -» М (мотив), связанный с П (потребностью) Ц (цель действия как промежуточный результат) I У (условия, в которых осуществляется деятельность) Для понимания изменения психического отражения мы должны рассмотреть связи между элементами структуры деятельности и логику их преобразования в эволюции. А.Н.Леонтьев предложил выделять четыре стадии развития психики в филогенезе по /Субъект, обладающий \ потребностью (П) в заключенном в объекте деятельности предмете своей потребности и производящий деятельность для . овладения объектом, ( Свойства объекта, один | из которых отражается [субъектом как мотив (М) I Объект дея ности (Од)| содержит в Сб предмет потр ности субъек (Пп) Рис. 7. Схема деятельности как единицы анализа психики основному критерию — содержанию отражения: элементарную сен сорную, перцептивную, интеллектуальную и сознания (ниже дая стадия будет подробно проанализирована). Каждому эволкз| ционному уровню психического отражения, характерному каждой стадии развития, соответствует своя структура деятельно^ сти. С позиций современного состояния эволюционно-системног подхода представляется возможным рассматривать структуру дея-(тельности как развивающуюся систему, выделять связи между ев элементами и прослеживать изменение этих связей в процессе развития системы. В таком анализе структура деятельности представляет собой систему элементов двух уровней. Первый уровень: деятельность — действие — операция. Второй уровень: мотив—цель — условия. Связи существуют внутри уровней (горизонтальные) и между| ними (вертикальные). Первый уровень отражает характеристику активности; < субъекта, направленную на удовлетворение потребности. Вся совокупность этой активности, включая внешние и внутренние акты, есть деятельность, моментом начала которой является актуализация потребности, концом — удовлетворение потребности. Деятельность осуществляется в форме действий — совокупности актов, в результате которых происходит изменение субъектно-объект-ных отношений, не ведущее еще к удовлетворению потребности, но ведущее к необходимому изменению ситуации, без которого удовлетворение потребности невозможно. Для осуществления действия как целевого изменения ситуации субъект производит набор двигательных актов, каждый из которых также имеет своим результатом изменение субъектно-объектных отношений. Эти акты (операции) представляют собой сенсомоторные координации, их форма и направленность обусловлены конкретными условиями, в которых находятся субъект и объекты, с которыми он взаимодействует. Второй уровень системы отражает то, что деятельность определяется мотивом, обеспечивающим достижение объекта, удовлетворяющего потребность. На пути к достижению объекта деятельности ставятся промежуточные цели, достижение которых происходит в конкретных условиях деятельности. Горизонтальные связи на этом уровне отражают взаимные переходы между конечной целью деятельности (достижением объекта деятельности, удовлетворяющего потребность, т.е. содержащего предмет потребности), промежуточными целями действий и результатами операций. Все промежуточные цели действий и результаты операций как преобразование условий деятельности задаются от конечной цели деятельности. Вертикальные связи между уровнями отражают генетические взаимоотношения операции и действия (как совокупности операций) с целями и мотивами. Построение сенсомоторных координации, способ их компоновки в действие, последовательность действий, стиль осуществления действий и операций зависят от конкретной деятельности, в которой они формируются и реализуются. Рассмотрение деятельности как связи субъекта с объектом, которая отражает особенности самого субъекта, способна к развитию посредством изменения своей структуры (содержания самих элементов системы и связей между ними), приводящего к выходу всей системы на новый уровень развития, предполагает выявление закономерностей преобразования системы, обусловливающих ее развитие. Эти закономерности должны позволять обнаруживать и прослеживать изменения внутри системы и предсказывать содержание системы на следующих уровнях развития. Кроме того, эти закономерности должны быть общими, позволяющими анализировать развитие системы последовательно на всех стадиях развития, в отношении разных сторон развития и проводить сравнительный онтофилогенетический анализ. Прежде чем перейти к анализу закономерностей развития структуры деятельности, остановимся еще на одной ее особенности, подтверждающей правомерность использования категории «деятельность» для целостного анализа психики. Изначальная предназначенность деятельности быть способом и формой удовлетворения потребностей субъекта приводит к тому, что сам смысл существования субъекта становится заключенным в осуществлении деятельности. Разрушение и обеднение развернутого процесса деятельности как постановки целей, организации действий и их последовательности, отработки операций и их компоновки в действие образуют вакуум активности, отсутствие той ткани жизни, которая сама по себе является источником удовольствий, страданий и вообще жизни, самого бытия субъекта. Конечный акт удовлетворения потребности (консуматорный акт) даже в инстинктивном поведении, а тем более в более развитых его формах, является наиболее ригидным по сравнению с про- цессом осуществления деятельности по достижению объекта, удов-] летворяющего потребность (К.Э. Фабри). Именно внутри самой] деятельности происходят процессы, в результате которых форми- j руются новые цели, возникают эмоции, изменяются и возникают! новые мотивы и потребности, а не на ее конце — акте удовлетво- \ рения потребности. Свертывание деятельности от момента актуализации потреб- i ности до момента ее удовлетворения, купирование самого про- \ цесса деятельности неестественны для субъекта. Это ведет либо к • разрушению субъекта (несмотря на оптимальность таких условий для физиологии — ведь все необходимые вещества доставляются без дополнительной затраты энергии), либо к выработке компенсаторных форм поведения (т. е. к организации активности субъекта, в которой он затрачивает энергию и получает от этого ряд; переживаний, необходимых не для поддержания гомеостаза, а для: поддержания определенного уровня своих ощущений и эмоций). Эти ощущения и эмоции как раз и являются результатом промежуточной (между напряжением и удовлетворением потребности) активности субъекта. Он уже «рассчитан» эволюцией на такой «затратный» процесс и без его полноценного выполнения оказывается депривированным (лишенным необходимых для своего существования условий). Таким образом, деятельность становится не только средством, но и условием существования субъекта. Компенсаторные формы поведения могут быть как деструктивными для субъекта (стереотипы, аутостимуляция и т.п.), так и конструктивными (например, компенсаторное манипулирование у высших приматов в условиях неволи — по К. Э. Фабри). Изучение содержащихся в неволе диких животных и проблем домистикации показало, что у млекопитающих и птиц (т.е. на интеллектуальной стадии развития психики) в обедненных условиях возникают стереотипы и другие нарушения психики, у одомашненных и содержащихся в неволе диких животных вследствие невозможности осуществления врожденных форм инстинктивного поведения и общего свертывания поведенческих процессов уменьшение веса мозга достигает 19 — 34%. В прикладном аспекте эти проблемы разрабатываются в русле нового направления западной прикладной психологии животных — «behavioring engeneering» (Дж.Эрвин и Х.Марковитс). Целью этих исследований является профилактика и устранение последствий содержания диких животных в неволе с помощью замены видоти-пичной деятельности на адекватную по структуре, но другую по содержанию. В первую очередь это связано с моделированием пи-щедобывательной деятельности. Сохраняется ее развернутая структура (наличие поисковой фазы, промежуточные действия, развернутый операциональный состав), но содержание операций заменяется на приемлемое к условиям неволи. Эти работы показа- ли, что, во-первых, поведение и психическое состояние животных, взаимоотношения в группе нормализуются, а во-вторых, у животных есть механизм саморегуляции, который направляет их к выбору в пользу полноценной развернутой деятельности (хотя можно получать корм и без этого). Для того чтобы понять процесс развития, надо представить себе основные закономерности, характеризующие движущие силы этого развития, которые обеспечивают возникновение нового из старого. Само изменение среды, происходящее вследствие постоянного движения материи, приводит к тому, что субъект все время оказывается перед необходимостью ситуативного изменения своей деятельности для решения новых задач. Анализ развития субъект-но-объектных отношений с возникновением психического отражения конкретизирует тип этих изменений в среде как изменение свойств объектов и их временного и пространственного положения относительно субъекта, что требует от субъекта способности строить свою деятельность адекватно, независимо от него, изменяющемуся объекту. Это выражает главное свойство и назначение деятельности, опосредованной психическим отражением. Именно для решения данной задачи в эволюции возникает психика. А поскольку «дословно» спрогнозировать независимо от субъекта изменяющуюся ситуацию невозможно, то задача состоит в том, чтобы это стало и не нужно (т. е. чтобы механизм регуляции деятельности обеспечивал такое ее ситуативное изменение, которое снимает необходимость генетического «программирования» всех возможных изменений). Таким образом, возможность ситуативного изменения субъектно-объектных отношений со стороны субъекта как изменения своих движений, их направленности, интенсивности, последовательности — соответственно движениям объекта — имманентное свойство субъекта, обладающего психикой, выражающее саму суть психического отражения как способа регуляции взаимодействия субъекта с объектом. При достаточно серьезном качественном изменении среды субъект оказывается перед необходимостью также качественно изменить свою деятельность. Возможности для этого у него есть, так как сам механизм психической регуляции в принципе рассчитан на появление в субъектно-объектных отношениях того, чего еще никогда не было (в определенных генетически обусловленных строением самого субъекта рамках). Достаточная широта этих рамок, содержащих в себе такую возможность, является выраже- ' нием более общих закономерностей эволюционного развития. К. Э. Фабри описывает это как резервы психики. Таким образом, при возникновении новой задачи (изменении субъектно-объект-ного положения) субъект наличными, имеющимися у него средствами решает эту задачу, что происходит за счет новой организа- Филиппова ции имеющихся у него процессов на старом физиологами «субстрате». В этих условиях те субъекты, у которых «субстрат дивидуально лучше подходит к такому варианту переорган и зЩ оказываются в выигрыше. Дальше процесс происходит еле щим образом. 1. Возникает новая функция как способность решать новую | 2. В результате эволюционного механизма естественного 01 3. В результате мутаций возникают психофизиологические Это соответствует современному психологическому взгляду | ведущую роль функции по отношению к органу, применителз-к процессу развития психики в филогенезе. В позапрошлом Ч.Дарвин сформулировал положение о ведущей роли фуню. по отношению к органу в качестве основной движущей силы тественного отбора и механизма приспособления живых орган* мов к изменяющимся условиям среды. Современные эволюции-ные теории оперируют понятиями «направленные мутации», «эве люционные стратегии» и т. п. В психологии ведущая роль функции по отношению к oprai-применительно к анализу эволюции психики рассматривалас! В.А. Вагнером, А. Н. Северцовым, развивалась Н. Н.Ладыгиной| Коте и К. Э. Фабри. Принцип примата функции над органом яв< «ляется ведущим в теориях Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина А. Р. Лурия. Относительно системогенеза центральной нервной < стемы эта идея нашла свое воплощение как в филогенетическод аспекте, так и в онтогенетическом. В общепсихологическом плане! закон ведущей, формообразующей роли функции по отношению! к органу сформулирован С.Л.Рубинштейном. Относительно филогенеза психики речь идет о возникновении | новых психофизиологических оснований для обеспечения развивающейся функции в эволюции. Особенность этого развития состоит в том, что не существует изначально заданной программы, ориентированной на конечный результат развития. Ведущим оказывается изменение среды. Закон примата функции над органом использован А. Н.Леонтьевым для объяснения ведущей роли деятельности (и изменения ее структуры) по отношению к развитию содержания отражения. Перестройка в структуре деятельности ведет к перестройке отражения и дальнейшему изменению самого субъекта. Поэтому структура деятельности опережает содержание отражения «на один шаг»: содержание, появляющееся в содержа - пии деятельности на данной стадии развития, только на следующей стадии становится содержанием отражения. Следующая задача состоит в том, чтобы разобраться, как на основе механизма ведущей роли функции по отношению к органу происходит перестройка деятельности и как это изменяет содержание отражения. 2.5.2. Первый этап трансформации структуры деятельности Новые качества системы образуются в результате изменения связей между ее элементами, что в свою очередь ведет к изменению содержания элементов и появлению новых возможностей для следующего этапа изменения внутри- и межсистемных связей. В структуре деятельности можно выделить (вслед за А. Н. Леонтьевым) два уровня элементов и два типа связей между ними: - операция—действие—деятельность (исполнительный уро - результат операции —цель—мотив (мотивационный уровень). Между элементами существуют горизонтальные и вертикальные связи. Основная идея А. Н.Леонтьева заключается в том, что первоначально все объединено в одном акте деятельности, не расчлененном на операции и действия. Затем все элементы последовательно дифференцируются, приобретают собственное психофизиологическое обеспечение. Развитие идет по пути освобождения элементов в структуре деятельности. Такое освобождение создает возможность самостоятельного существования элемента структуры деятельности (его содержания) в опыте субъекта, его ситуативный выбор и встраивание в структуру деятельности адекватно наличным условиям ее осуществления. А. Н.Леонтьев выделяет только один тип освобождения элемента структуры деятельности — от жесткой связи с конкретной деятельностью, ее мотивом и потребностью, что означает переход данного элемента в статус другого в данной деятельности и возможность переноса содержания элемента в другие деятельности. В филогенезе появляется второй тип освобождения. Содержание элементов структуры деятельности, которое было достоянием только самого субъекта, «отвязывается» от своего первоначального владельца. Этот процесс полностью реализуется только на человеческой стадии развития психики. Однако начало его обнаруживается в недрах предыдущей — интеллектуальной стадии. Таким образом получается двухэтапный процесс освобождения элементов структуры деятельности. Основной смысл этих трансформаций — освобождение элементов структуры деятельности от конечной цели деятельности (достижение объекта деятельности, содержащего предмет потреб-
|