Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Участие инстинктивной формы в регуляции разных этапов осуществления деятельности
Инстинктивная форма регуляция деятельности имеет очень сложные закономерности возникновения в эволюции и способы реализации своих функций в поведении. Как мы видели, это проявляется в видотипичном строении сенсорно-перцептивных систем, эффекторных органов, нервной системы, а также характере потребностей, удовлетворяя которые животное поддерживает свое существование и существование вида. Сложность и неравнозначность участия инстинктивных механизмов в регуляции разных компонентов деятельности субъекта побудили ученых выделять различные составные части поведения, в которых инстинктивная регуляция выражена по-разному. Как уже отмечалось, в этологии (и в меньшей степени в физиологии поведения) было принято определение «инстинктивное поведение», которое оказалось перенесенным на обозначение всего приспособительного поведения животных. В результате появилась необходимость выделить разные фазы такого поведения, которые в большей или меньшей мере включают в себя процессы научения. Изучались «пластичность» индивидуального инстинктивного поведения, его формирование в онтогенезе (что само по себе противоречит понятию «инстинкт»), сочетание с научением и т. п. В первой половине XX в. У. Крэйг выделил в структуре инстинктивного поведения две основные фазы: поисковую и завершающую. Поисковая фаза, которая также называется подготовительная или аппетентное (предварительное, подготавливающее) поведение, представляет собой наиболее лабильную, изменчивую часть поведения, направленного на удовлетворение потребности. Поисковая фаза направлена на поиск ключевых раздражителей, продвигающий субъекта к встрече с объектом деятельности. В ходе этой фазы животное ориентируется на направляющие стимулы и может, учитывая появление стимулов, направляющих к разным объектам деятельности, изменять свое поведение, производить выбор, учитывать весь свой прошлый опыт, перестраивать операции и т. п. Другими словами, в поисковую фазу входит вся исполнительная часть деятельности по достижению объекта. Завершающая фаза, которая также называется конечный или кон-суматорный акт, совпадает с «употреблением» объекта деятельности, т. е. актом взаимодействия с ним, ведущим к удовлетворению потребности. Поведение животного при осуществлении кон-суматорного акта состоит из набора достаточно регидных движений, которые обычно являются рефлекторными и регулируются врожденными механизмами. Это могут быть движения отрывания кусков мяса, их разжевывания и заглатывания при питании у хищников, движение отрыгивания пищи при кормлении потомства у некоторых птиц и млекопитающих, копулятивные движения при совершении полового акта и т. п. В представлениях о «структуре инстинктивного поведения» для нас важно: 1) выделение приспособительной цели этого поведения — оно 2) выделение поисковой фазы как ориентации активности 3) выделение консуматорного акта как конечного момента вза В результате «структура инстинктивного поведения» практически совпадает с определением деятельности как единицы анализа психики: деятельность направлена на удовлетворение потребности, начинается с актуализации потребности, осуществляется как достижение объекта деятельности, содержащего предмет потребности, и заканчивается актом удовлетворения потребности. Однако вся деятельность субъекта никак не может быть названа инстинк- тивной, поскольку, как мы видели, разные ее компоненты pery^j Использование термина «инстинкт» в психоло-| гии и этологии, а также представления о строении психиче-] ской деятельности животных позволяют с психологической точки! зрения охарактеризовать всю структуру поведения и участие инстинктивных механизмов в его регуляции. Несмотря на то что опре-| деление «инстинктивное поведение» прочно «поселилось» не толь-| ко в этологии, но и в психологии, при более подробном анализе оказывается, что разные авторы, используя его, имеют в виду разные компоненты и механизмы поведения животных и человека.; В этологии сначала инстинктивное поведение понималось как врожденное, не зависящее от условий развития, необходимое для! выживания особи и одинаковое для всех особей данного вида, т. е, | практически без изменения использовалось определение, данное! 2 тыс. лет назад Хризиппом. Отличие состоит в том, что стойки! определяли инстинкт как «влечение, направляющее поведение! животных», а этологи говорили о поведении в целом. Позднее! инстинктивное поведение стало рассматриваться как видотипич-1 ные границы возможностей реагирования на стимулы определен-! ными формами поведения. В онтогенезе инстинктивное поведение! формируется в пределах этих возможностей и прилаживается к| конкретным условиям среды за счет облигатного научения. В сере-! дине XX в. этологи в основном изучали врожденные реакции на| ключевые стимулы, их компоновку в целостное поведение и фи-j зиологические механизмы регуляции — пусковые механизмы ин-1 стинктивного поведения. Работы К. Лоренца и Н.Тинбергена вне-1 ели некоторую ясность в проблему инстинктивного поведения. Эти! авторы говорили о существовании врожденных, инстинктивных] побуждений (драйвов), которые присущи данному виду животных, j Драйв, как побуждение, активизируется в результате эндогенных i факторов (изменений внутренней среды организма), но реализо-i; ваться в действии может только при появлении внешнего ключе-j вого для него раздражителя. Как уже указывалось, понятия «инстинкт», «инстинктивное! поведение» в современной этологии практически лишены смысла, f Этологи изучают феноменологию и различные стороны регуляции поведения животных, тесно смыкаясь в своих работах с физиологами и психологами: мотивационные факторы (возникновение эндогенных состояний, формирование реакций на стимулы в онто- и филогенезе — то, что относится к внутренним и внешним факторам регуляции поведения), нейрогуморальные механизмы регуляции поведения, процессы научения и т. п. Для определения врожденных компонентов и механизмов поведения появились свои термины и объяснительные схемы, и никто уже не представляет себе, что целостное сложное взаимодействие животного со средой может полностью регулироваться врожденными механизмами. Практически «инстинктивными» остались влечение (побуждение, драйв), которое в целом совпадает с понятием «потребность» в психологии; отдельные рефлекторные реакции (врожденные безусловные рефлексы); осуществление консу-маторного акта; а также регуляция некоторых достаточно простых реакций на ключевые стимулы, жестко обеспеченных «эволюци-онно ожидаемыми условиями» (например, ритуальные формы общения, элементы родительского поведения и т.п.). В психологии с самого начала ее развития слово «инстинкт» использовалось как синоним понятия «влечение» (З.Фрейд) или «потребность» (У. Мак-Дугалл и др.). В целом имелись в виду стремления, влечения к переживанию определенных состояний, которые можно достичь при взаимодействии с определенными объектами. Если способы взаимодействия с объектом (сами действия субъекта) рассматривались как инстинктивные, то обычно это оказывались рефлекторные, т.е. автоматизированные, не подлежащие волевому контролю, движения. Это могли быть только простые двигательные реакции. Кроме того, инстинктивными могли называться такие формы поведения, когда человек неосознанно реагирует на стимул, вызывающий определенное влечение (и соответственно толкающий на удовлетворение этого влечения). В таком случае инстинктивными будут само влечение (как стремление пережить определенное состояние) и эмоциональная реакция на стимул, это влечение провоцирующий (по аналогии с ключевым стимулом в этологии). Современные исследования показали, что влечение (как по-требностное состояние) может быть врожденным (для потребностей, обслуживающих реализацию основных задач жизнедеятельности индивида и продолжения существования вида). Реакции же на ключевые стимулы оказываются врожденными только для обеспечения простых адаптивных форм поведения в раннем онтогенезе и выражены в виде рефлексов. Все остальное формируется в онтогенезе на основе разных форм научения, для многих из которых есть достаточно жесткие сензитивные периоды, но всегда возможны широкие рамки изменчивости (вплоть до полностью дез-адаптивного поведения, например, при формировании полового поведения и его «отклонений»). Даже механизмы, обеспечивающие родительское поведение (самую главную функцию — продолжение вида), например реакцию взрослых особей на внешний вид и поведение детенышей, у высших животных и человека формируются прижизненно. Таким образом, мы возвращаемся к определению, предложенному стоиками: инстинкт — это прирожденное, целеустремлен- ное влечение, направляющее поведение животных к полезном*! (приятному для них) и от вредного (неприятного). На основани! всего вышеизложенного можно выделить три составные чаете совпадающие в определениях инстинкта по Хризиппу, инстию тивного поведения и его структуры — по Э. Крэйгу, определен! влечения, деятельности и ее структуры — в психологии. 1. Все начинается с актуализации потребности (влечения, дра£ и т. п.), которая регулируется эндогенными факторами и сформи! рована в эволюции для того, чтобы «заставить» субъекта выпол| нять основные задачи жизнедеятельности. Факт появления в эво| люции «дополнительных» потребностей, ведущих к удовлетворе| нию основных, обеспечивающих сохранение индивида и вида дела в принципе не меняет. Субъекту «все равно», зачем эти по| требности ему даны, он ориентируется на возникающее у нег< потребностное состояние. Человек, конечно, может осознать на< значение своих потребностей и в какой-то мере сам включиться ] их регуляцию. Это первая составная часть деятельности наиболе(жестко регулируется инстинктивными механизмами на всех уров нях развития психики. 2. Предмет потребности заключен в объекте деятельности, 3. Удовлетворение потребности происходит в конце всей деяЦ с объектом, в процессе которого субъект испытывает состояние! которое для него и есть то, к чему он стремился. Не будем забы4| вать, что мы говорим о психических потребностях, ко* торые даны субъекту психики и ему представлены в состояние напряжения и удовлетворения. Необходимость обеспечить клетк и ткани организма соответствующими веществами и условиями! хотя и является конечной целью всей жизнедеятельности, но! субъекту не представлена, а происходит автоматически в резуль-f тате деятельности, которую осуществляет субъект как удовлетворение своих субъективно переживаемых потребностей. А это, как мы видели, потребность в переживании определенных состояний, возникающих в конечном акте взаимодействия с объектом деятельности. Именно этот акт должен точно соответствовать задачам жизнедеятельности, поэтому он также остается достаточно жестко фиксированным и в большой мере регулируется инстинктивными механизмами. Получается, что инстинктивная форма, обеспечивая свою функцию регуляции деятельности, сначала охватывает все три части деятельности, затем «рассыпается», сосредотачиваясь на ее концах. Середина же, т. е. сам процесс деятельности, строится прижизненно на основе других механизмов. Как мы увидим в дальнейшем, это потребует появления многих новых форм поведения, таких, как ориентировочно-исследовательская деятельность, общение, а также изменения онтогенеза, появления заботы о потомстве, игровой деятельности и т. п. Таким образом, мы видим, что инстинкт — весьма сложное понятие, а «инстинктивным поведением» можно называть только отдельные компоненты всего поведения субъекта (реакции на стимулы или сочетание таких реакций) и тем более всей деятельности по удовлетворению потребности. (Даже на самых ранних этапах эволюции в исполнительную часть деятельности включается ситуативное изменение ориентации и скорости движений.) По отношению к человеку термин «инстинкт» тем более вряд ли применим, так как у него нет вообще никаких форм инстинктивного поведения, кроме некоторых рефлексов и выполнения консуматорных актов удовлетворения физиологических потребностей, которые можно было бы отнести к регулируемым инстинктивными механизмами. Даже сами «влечения» оказываются весьма сложными в своем формировании, поскольку переживание напряжения и удовлетворения потребности во многом регулируется развитием в онтогенезе и возможностью осознания со стороны самого субъекта. Реально врожденными оказываются эндогенные механизмы регуляции потребностей, обеспечивающие поддержание гомеостаза и процессы роста и развития (в том числе полового созревания и размножения). Все компоненты деятельности, необходимой для удовлетворения потребностей и реализации основных задач жизнедеятельности, основаны на других формах регуляции. 2.4.3. Регуляция деятельности на основе научения Эта форма регуляции деятельности основана на образовании временных связей между стимуляцией и эмоциональной и двигательной реакцией субъекта. Если функцией предыдущей формы 7 Филиппова да, условия среды тс полняет Функцию -ведения
в течение!
днях развития, до появл! ™™™™-4*™1™" ' На нтшкх ™-которое время сохра„™ся™п^ГЛ™? ™Ы:.инФ°Р»™ Ч турах клетки, что и нение информации иис выкания и образования хранения этих из? Временные рамки _, ^_ в соме клетки в ответ на измекрмтлр ^тх * --г ™.^^п^и ить движение адекватно этому ™-^И' СПОСобность стро-
затем в нервных тием центров Ден скоростью проведения по самому нервному низм научения неSll регуляции деятельности суб^: кГи гическое обеспечение но и Г му регуляции в форме стоив^ прижизненное образование нервно? синапсах, а ° РаЗВИ" фрци, так и со ЬК° Чере3 синапсы' н° и СТЗДИЯХ Разви™я меха- Задачи в Физиоло- Ф°Р" х - переключение эмоционального отношения на новый стимул; - закрепление за новым стимулом двигательной реакции; - образование новой последовательности движений (навык); - изменение операции как формы и направленности движе - обобщение и абстрагирование свойств объектов и соотно На всех стадиях развития научение включено в деятельность субъекта и обеспечивает свои функции автоматически, независимо от желания и целей самого субъекта. Эффекты научения всегда являются побочными эффектами его деятельности по удовлетворению актуальных потребностей (в случае латентного научения — ориентировочно-исследовательской деятельности). Только у человека при означивании целей и освобождении действия и цели в структуре деятельности возможны приобретение процессом и результатом научения самостоятельной мотивации, вывод научения в статус самостоятельной деятельности — учения и даже формирование специальной деятельности для удовлетворения самостоятельных потребностей в учении, а не только для освоения способов других деятельностей. Это касается уже перестройки в потреб-ностно-мотивационной сфере. На всех остальных стадиях развития процесс научения не является самостоятельной деятельностью. Научение в психологии изучено весьма подробно. Выделены различные формы поведения, исследованы механизмы его осуществления, закономерности проявления и т. п. Существует, как мы уже отмечали выше, разница в использовании терминов для описания процессов прижизненного приобретения опыта. Обычно используются термины «научение» и «обучение». В психологии принято обучением называть процесс, когда есть «обучающий» — тот, кто обучает, т. е. обучающий как субъект обучения. Со стороны субъекта, приобретающего новый опыт, процесс называется научением, и тогда субъект научения научается. Мы будем придерживаться такой терминологии. Неоднократно предпринимались попытки классификации видов и форм научения. Определение научения и классификация его типов были предложены У. Торпом. Он охарактеризовал научение как появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретенного опыта. У. Торп выделил два основных типа научения: привыкание (животные научаются не обращать внимания на стимул, за которым не следует никаких последствий) и ассоциативное научение (образование временных связей, ведущих к учету в поведении новых сочетаний стимулов). В ассоциативном научении Торп выделял пять различных форм: классическое обусловливание (выработка условного рефлекса); инструментальное обусловливание (научение путем проб и ошибок); латентное научение (научение «впрок» без подкрепления); инсайт (постижение связей объектов в ситуации на основе про-| шлого опыта); импринтинг (мгновенное научение или запечатление). Эта классификация в целом является феноменологической (опи- J сательной), в ней не заложены какие-либо определенные крите-1 рии выделения разных типов и форм научения. В книгах Р. Хайн-1 да, О.Меннинга, Д.Дьюсбери и других помимо неассоциативно- i го (привыкание) и ассоциативного научения выделяются слож-| ные когнитивные {познавательные) процессы, которые характери-| зуют сложные, комплексные формы приобретения опыта живот-1 ными (и человеком). На основе этих и других взглядов в книге! 3.А.Зориной и И.И.Полетаевой предложена следующая класси-j фикация видов научения у животных (авторы — физиологи — в| отличие от принятого в психологии определения «научение» ис-| пользуют термин «обучение»): неассоциативное обучение — привыкание; ассоциативное обучение — классические условные рефлексы, инструментальные условные рефлексы; когнитивные процессы — латентное обучение, выбор по образцу, обучение, основанное на представлениях о: пространстве, порядке стимулов, времени, числе; элементарное мышление. Для рассмотрения научения и выделения его видов как форм регуляции деятельности субъекта, обеспечивающей приспособление поведения к повторяющимся и оказывающимся устойчивыми изменениям среды, полезно воспользоваться характеристиками процесса научения, имеющимися в психологии. Научение описывается как процесс приобретения субъектом нового опыта, в результате которого субъект изменяет отношение к стимулам и изменяет свои ответные реакции на них. Такое изменение возможно тогда, когда совпадают во времени повторяющиеся сочетания стимула, ответной реакции субъекта и подкрепления. Механизмом научения является образование условно-рефлекторных связей. Процесс научения происходит постепенно. Существуют разные способы графического отображения процессов научения. Для классификации видов научения воспользуемся графиком, отображающим в форме кривой динамику образования и угашения новой реакции в зависимости от наличия и отсутствия сочетаний стимула с подкреплением (рис. 6). ' правильных ответов Плато Восходящая, кривая Нисходящая кривая
Сочетание стимула с подкреплением Отсутствие подкрепления Рис. 6. Кривая, отображающая динамику процесса научения Эта кривая имеет три части: восходящую, плато и нисходящую. Восходящая часть кривой научения отражает скорость научения как процесса формирования новой реакции (правильного ответа) на стимул. Необходимо некоторое количество сочетаний стимула с подкреплением и правильным ответом, чтобы связь между ними стала устойчивой. Постепенно процент правильных реакций на стимул увеличивается и достигает уровня, оптимального для данного субъекта и данных условий научения. После образования устойчивой связи между всеми тремя компонентами (стимул, реакция, подкрепление) и до тех пор, пока сочетание стимула с подкреплением остается, субъект сохраняет свою ответную реакцию, что отражено в плато кривой научения (устойчивый процент правильных ответов субъекта на стимул). Если подкрепление перестает следовать за стимулом, то процент правильных ответов снижается, и в конце концов связь между стимулом и реакцией распадается. Эта часть кривой отражает угашение образовавшегося навыка. Пользуясь таким описанием научения, можно более подробно описать его виды. Виды научения в таком случае можно выделять по разным критериям в соответствии с динамикой процесса научения, особенностями его компонентов и их сочетаний, условиями, влияющими на скорость научения и угашения. Имеющиеся в науке знания о научении и механизмах его формирования позволяют выделить пять критериев классификации видов научения: по сложности процесса научения; по связи научения с инстинктивной формой регуляции деятельности; по временному параметру; по соотношению основных компонентов процесса научения; по способу научения. Дадим краткую характеристику основных видов научения.
|