Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По сложности процесса научения
По сложности научение разделяется на два вида: элементарную форму научения, или привыкание, и ассоциативное научение. Привыкание При многократном повторении стимула (на который у субъекта есть какая-либо реакция, обычно — ориентировочная), не сопровождаемого подкреплением, реакция на него угасает. Этот процесс отличается от угашения при научении тем, что у субъекта при появлении стимула, к которому сформировалось привыкание, происходит активный процесс обработки информации, на основе которого принимается решение «не отвечать». Например, изучение привыкания к сейсмическому стимулу (сотрясение воды в пробирке от удара падающего свинцового шарика об стол) у инфузорий (парамеций) показало, что после образования привыкания в момент действия стимула в рибосомах парамеций происходит активация химических реакций, а при утомлении, напротив, снижение (Н.А.Тушмалова). При угашении навыка механизм другой — ослабление и распад ранее установившейся временной связи. При привыкании изменение или пропуск стимула (если он должен был появиться в определенное время) замечается субъектом и возникает активная ориентировочная реакция. Другими словами, данный стимул не становится безразличным для субъекта, а встраивается в его «картину мира» с определенным значением — «не реагировать», так как его присутствие не ведет ни к каким последствиям. Одной из форм привыкания является дифференцировка сходных стимулов, когда животное перестает реагировать на те из них, которые не подкрепляются. Например, цыплята первоначально пугаются любого объекта, который пролетает над ними (врожденная фобическая реакция), но впоследствии научаются выделять как пугающий объект силуэт хищника, так как именно его появление подкрепляется сигналом матери об опасности (вариант аллеломимитического поведения, в результате которого возникает облигатное научение, которые будут описаны ниже). Таким образом, при привыкании образуются новые формы поведения животного, и в целом для привыкания характерны основные свойства научения: активность процесса, повторение совпадения во времени стимула, реакции животного и подкрепления, угашение после распадения такого сочетания. Отличие состоит в том, что подкреплением служит не наступление определенного события, к которому должна быть отнесена реакция субъекта, а отсутствие такого события. То есть образуется связь не между тремя компонентами ситуации, а только между двумя (стимул— реакция), причем не положительная (осуществлять ответную реакцию), а отрицательная (не осуществлять реакции). Ассоциативное научение Ассоциативным научением называется вид временной связи, при которой животное устанавливает соотношение между всеми тремя компонентами процесса научения: стимулом, ответной реакцией и подкреплением. Таким образом, ассоциативное научение объединяет все остальные виды научения. При ассоциативном научении животное: 1) либо применяет уже имеющиеся реакции (обычно — двигательные) в новой сигнальной ситуации (изменяет первый компонент — стимул — на основе имеющейся связи между своей реакцией и подкреплением), т. е. отвечает данной реакцией на новый стимул, на который раньше такой реакции не было; 2) либо изменяет имеющуюся реакцию, т. е. научается по-новому осуществлять движения и их последовательность (изменяет центральный компонент — реакцию — на более подходящую к условиям, в которых сочетаются стимул и подкрепление). Стимулы, реакции, подкрепления и условия их сочетания могут быть весьма различными, их особенности и служат основанием для выделения других видов научения. 2. По связи научения с инстинктивной формой регуляции деятельности Связь научения с инстинктивной формой регуляции выражается в доле генетических механизмов, регулирующих образование у субъекта рассматриваемой формы поведения. По этому критерию выделяются два вида научения: облигатное и факультативное. Такое разделение предложено Г. Темброком. Облигатное научение Облигатным называется такое научение, которое обязательно для всех особей данного вида, его результатом является образование видотипичной формы поведения, которое обеспечивает приспособление животного к эволюционно сложившимся условиям существования. От инстинктивной формы поведения оно отличается тем, что формируется в онтогенезе. Для формирования облигатного научения необходимы два условия: 1) готовность сенсорно-перцептивных механизмов и нервной системы к быстрому и устойчивому образованию связей между стимулом и ответной реакцией субъекта, которая возникает в определенный период онтогенеза (сензитивный период); 2) наличие необходимого стимула и возможности осуществить необходимую реакцию. При облигатном научении наиболее сложным для понимания оказывается подкрепление. Часто оно является врожденным, т.е. в полном смысле слова безусловным (при воздействии стимула животное ведет себя так, чтобы достичь или избежать своих положительных или отрицательных состояний). Напри- мер, при формировании реакции следования утиные детеныши сразу после вылупления передвигаются вслед за любым удаляющимся объектом, сохраняя определенный размер изображения этого объекта на сетчатке. Конкретные характеристики объекта не являются врожденными, они как раз и формируются в процессе такого следования и зрительной фиксации данного объекта. Птенец испытывает положительное состояние при восприятии определенного размера двигающегося объекта, что и является для него подкреплением. Другие формы облигатного научения могут иметь более длительные сензитивные периоды и более сложные условия для своего формирования. Однако наличие сензитивного периода обязательно. Его возрастные рамки определены генетически. Другой специфической особенностью сензитивного периода является то, что все системы организма готовы к восприятию определенных характеристик стимулов (например, в зрительной модальности — объекта определенного размера и удаляющегося от субъекта) и к осуществлению определенных ответных реакций (например, передвижению вслед за удаляющимся стимулом). Это также относится к врожденным формам регуляции. Если в сензитивный период развития необходимый стимул не появится или выполнение ответной реакции окажется Невозможным, то данная форма поведения не возникнет вообще. Например, детеныши понгид в годовалом возрасте демонстрируют элементы гнездостроитель-ной деятельности, но если не будет подходящего материала (веток, травы и т.п.) и возможности подражать в постройке гнезда взрослой особи, то умение строить гнездо не только не сформируется, но и никогда впоследствии не появятся даже отдельные элементы гнездостроительного поведения. С другой стороны, адаптивность облигатного научения относительна и возникает только в том случае, если в среде появятся соответствующие для формирования «правильной» формы поведения условия. Ведь стимул, на который должна возникнуть ответная реакция, представляет собой только отдельные качества и свойства объекта, по отношению к к о т о р о м у должно быть сформировано облигатное поведение. Поэтому любой объект, имеющий такие стимулы, может стать для животного объектом деятельности. Это и было продемонстрировано К. Лоренцом в экспериментах с гусятами, когда объектом следования стал он сам (или любой другой удаляющийся объект, который птенцы увидели первым). Адаптивность облигатного научения связана с тем, что в естественной среде обитания (к особенностям которой эволюция и приспособила поведение данного животного) в сензитивный период обязательно появятся необходимые для формирования данной реакции условия (а если не появляются, то среда вооб- ще «не такая, как надо» и субъект чаще всего не выживает). Такие условия получили название эволюционно ожидаемых (Е.А. Сер-гиенко), т.е. тех, которые «ожидаются», на которые рассчитана генетическая программа развития поведения данного вида. В обли-гатном научении, как это видно, — достаточно большая доля инстинктивных механизмов (врожденные параметры стимула, характер ответной реакции, подкрепление), но они не прямо обеспечивают нужную реакцию или форму поведения, а лишь создают условия для ее формирования. Облигатное научение отличается от факультативного тем, что быстрее образуется, очень устойчиво и с трудом изменяется, в естественных условиях одинаково для всех особей вида. Но в отличие от инстинктивного поведения облигатное научение формируется при жизни субъекта, может не возникнуть вообще, быть измененным (объект деятельности в принципе может быть любым), а также подвержено изменению. Факультативное научение Факультативное научение включает в себя все формы индивидуального приспособления к конкретным условиям среды, в которых оказался данный субъект. Такие условия требуют индивидуального приспособления, учета таких особенностей, которые невозможно предвидеть заранее и запрограммировать во врожденных механизмах поведения. Факультативное поведение есть практически у всех животных, но его сложность и доля в регуляции деятельности в эволюции повышаются. На ранних этапах развития оно представлено простейшими формами ассоциативного научения, позднее включается в изменение и «доводку» до конкретных индивидуальных форм проявления облигатного поведения, а затем становится ведущим в формировании всего поведения особи. Можно сказать, что в эволюции факультативное научение предшествует облигатному. Облигатное научение появляется как механизм, реализующий инстинктивную программу, включаясь в регуляцию эволюционно сформированных поведенческих адаптации. Факультативное научение с самого начала выполняло свою самостоятельную функцию — приспособления к изменяющимся условиям существования конкретного субъекта. Факультативное научение имеет только одно ограничение: видотипичные особенности механизмов научения (в первую очередь — нервной системы), обусловливающие способности животных к обработке информации, образованию ассоциативных связей, изменению своих движений и т. п.
|