Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По сложности процесса научения






По сложности научение разделяется на два вида: элементарную форму научения, или привыкание, и ассоциативное научение.

Привыкание

При многократном повторении стимула (на который у субъек­та есть какая-либо реакция, обычно — ориентировочная), не со­провождаемого подкреплением, реакция на него угасает. Этот процесс отличается от угашения при научении тем, что у субъек­та при появлении стимула, к которому сформировалось привыка­ние, происходит активный процесс обработки информации, на основе которого принимается решение «не отвечать». Например, изучение привыкания к сейсмическому стимулу (сотрясение воды в пробирке от удара падающего свинцового шарика об стол) у инфузорий (парамеций) показало, что после образования при­выкания в момент действия стимула в рибосомах парамеций про­исходит активация химических реакций, а при утомлении, на­против, снижение (Н.А.Тушмалова). При угашении навыка меха­низм другой — ослабление и распад ранее установившейся вре­менной связи. При привыкании изменение или пропуск стимула (если он должен был появиться в определенное время) замечает­ся субъектом и возникает активная ориентировочная реакция. Другими словами, данный стимул не становится безразличным для субъекта, а встраивается в его «картину мира» с определен­ным значением — «не реагировать», так как его присутствие не ведет ни к каким последствиям.

Одной из форм привыкания является дифференцировка сход­ных стимулов, когда животное перестает реагировать на те из них, которые не подкрепляются. Например, цыплята первоначально пугаются любого объекта, который пролетает над ними (врож­денная фобическая реакция), но впоследствии научаются выде­лять как пугающий объект силуэт хищника, так как именно его появление подкрепляется сигналом матери об опасности (вари­ант аллеломимитического поведения, в результате которого воз­никает облигатное научение, которые будут описаны ниже). Та­ким образом, при привыкании образуются новые формы по­ведения животного, и в целом для привыкания характерны ос­новные свойства научения: активность процесса, повторение совпадения во времени стимула, реакции животного и подкреп­ления, угашение после распадения такого сочетания. Отличие со­стоит в том, что подкреплением служит не наступление опреде­ленного события, к которому должна быть отнесена реакция субъекта, а отсутствие такого события. То есть образуется связь не между тремя компонентами ситуации, а только между двумя (сти­мул— реакция), причем не положительная (осуществлять ответ­ную реакцию), а отрицательная (не осуществлять реакции).


Ассоциативное научение

Ассоциативным научением называется вид временной связи, при которой животное устанавливает соотношение между всеми тремя компонентами процесса научения: стимулом, ответной ре­акцией и подкреплением. Таким образом, ассоциативное науче­ние объединяет все остальные виды научения. При ассоциативном научении животное: 1) либо применяет уже имеющиеся реакции (обычно — двигательные) в новой сигнальной ситуации (изменяет первый компонент — стимул — на основе имеющейся связи между своей реакцией и подкреплением), т. е. отвечает дан­ной реакцией на новый стимул, на который раньше такой реак­ции не было; 2) либо изменяет имеющуюся реакцию, т. е. научается по-новому осуществлять движения и их последова­тельность (изменяет центральный компонент — реакцию — на более подходящую к условиям, в которых сочетаются стимул и подкрепление). Стимулы, реакции, подкрепления и условия их сочетания могут быть весьма различными, их особенности и слу­жат основанием для выделения других видов научения.

2. По связи научения с инстинктивной формой регуляции дея­тельности

Связь научения с инстинктивной формой регуляции выража­ется в доле генетических механизмов, регулирующих образование у субъекта рассматриваемой формы поведения. По этому крите­рию выделяются два вида научения: облигатное и факультативное. Такое разделение предложено Г. Темброком.

Облигатное научение

Облигатным называется такое научение, которое обязательно для всех особей данного вида, его результатом является образова­ние видотипичной формы поведения, которое обеспечивает при­способление животного к эволюционно сложившим­ся условиям существования. От инстинктивной формы пове­дения оно отличается тем, что формируется в онтогенезе.

Для формирования облигатного научения необходимы два ус­ловия: 1) готовность сенсорно-перцептивных механизмов и нерв­ной системы к быстрому и устойчивому образованию связей меж­ду стимулом и ответной реакцией субъекта, которая возникает в определенный период онтогенеза (сензитивный период); 2) на­личие необходимого стимула и возможности осуществить необхо­димую реакцию.

При облигатном научении наиболее сложным для понима­ния оказывается подкрепление. Часто оно является врожден­ным, т.е. в полном смысле слова безусловным (при воздействии стимула животное ведет себя так, чтобы достичь или избежать своих положительных или отрицательных состояний). Напри-


мер, при формировании реакции следования утиные детеныши сразу после вылупления передвигаются вслед за любым удаля­ющимся объектом, сохраняя определенный размер изображе­ния этого объекта на сетчатке. Конкретные характеристики объек­та не являются врожденными, они как раз и формируются в процессе такого следования и зрительной фиксации данного объекта. Птенец испытывает положительное состояние при вос­приятии определенного размера двигающегося объекта, что и является для него подкреплением.

Другие формы облигатного научения могут иметь более дли­тельные сензитивные периоды и более сложные условия для сво­его формирования. Однако наличие сензитивного периода обя­зательно. Его возрастные рамки определены генетически. Другой специфической особенностью сензитивного периода является то, что все системы организма готовы к восприятию определенных характеристик стимулов (например, в зрительной модальности — объекта определенного размера и удаляющегося от субъекта) и к осуществлению определенных ответных реакций (например, передвижению вслед за удаляющимся стимулом). Это также от­носится к врожденным формам регуляции. Если в сензитивный период развития необходимый стимул не появится или выпол­нение ответной реакции окажется Невозможным, то данная форма поведения не возникнет вообще. Например, детеныши понгид в годовалом возрасте демонстрируют элементы гнездостроитель-ной деятельности, но если не будет подходящего материала (ве­ток, травы и т.п.) и возможности подражать в постройке гнезда взрослой особи, то умение строить гнездо не только не сформи­руется, но и никогда впоследствии не появятся даже отдельные элементы гнездостроительного поведения. С другой стороны, адап­тивность облигатного научения относительна и возникает толь­ко в том случае, если в среде появятся соответствующие для формирования «правильной» формы поведения условия. Ведь стимул, на который должна возникнуть ответная реакция, пред­ставляет собой только отдельные качества и свойства объек­та, по отношению к к о т о р о м у должно быть сформиро­вано облигатное поведение. Поэтому любой объект, имеющий такие стимулы, может стать для животного объектом деятельности. Это и было продемонстрировано К. Лоренцом в экспериментах с гусятами, когда объектом следования стал он сам (или любой другой удаляющийся объект, который птенцы увидели первым).

Адаптивность облигатного научения связана с тем, что в есте­ственной среде обитания (к особенностям которой эволюция и приспособила поведение данного животного) в сензитивный пе­риод обязательно появятся необходимые для формирова­ния данной реакции условия (а если не появляются, то среда вооб-


ще «не такая, как надо» и субъект чаще всего не выживает). Такие условия получили название эволюционно ожидаемых (Е.А. Сер-гиенко), т.е. тех, которые «ожидаются», на которые рассчитана генетическая программа развития поведения данного вида. В обли-гатном научении, как это видно, — достаточно большая доля инстинктивных механизмов (врожденные параметры стимула, ха­рактер ответной реакции, подкрепление), но они не прямо обес­печивают нужную реакцию или форму поведения, а лишь созда­ют условия для ее формирования. Облигатное научение отлича­ется от факультативного тем, что быстрее образуется, очень ус­тойчиво и с трудом изменяется, в естественных условиях одина­ково для всех особей вида. Но в отличие от инстинктивного по­ведения облигатное научение формируется при жизни субъекта, может не возникнуть вообще, быть измененным (объект деятель­ности в принципе может быть любым), а также подвержено из­менению.

Факультативное научение

Факультативное научение включает в себя все формы индиви­дуального приспособления к конкретным условиям среды, в ко­торых оказался данный субъект. Такие условия требуют индивиду­ального приспособления, учета таких особенностей, которые не­возможно предвидеть заранее и запрограммировать во врожден­ных механизмах поведения. Факультативное поведение есть прак­тически у всех животных, но его сложность и доля в регуляции деятельности в эволюции повышаются. На ранних этапах развития оно представлено простейшими формами ассоциативного науче­ния, позднее включается в изменение и «доводку» до конкретных индивидуальных форм проявления облигатного поведения, а за­тем становится ведущим в формировании всего поведения особи. Можно сказать, что в эволюции факультативное научение пред­шествует облигатному. Облигатное научение появляется как меха­низм, реализующий инстинктивную программу, включаясь в ре­гуляцию эволюционно сформированных поведенческих адаптации. Факультативное научение с самого начала выполняло свою само­стоятельную функцию — приспособления к изменяющимся усло­виям существования конкретного субъекта. Факультативное на­учение имеет только одно ограничение: видотипичные осо­бенности механизмов научения (в первую очередь — нервной системы), обусловливающие способности животных к об­работке информации, образованию ассоциативных связей, изме­нению своих движений и т. п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал