Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По способу научения 8 страница
/ 3.2.6. Общая характеристика сенсорной стадии развития психики На сенсорной стадии появляется само психическое отражение} в форме субъективности. Субъекту оно дано как субъективное со- s стояние, в котором информационные характеристики психи-; ческого отражения (содержание отражения) представляют собой j качественное состояние субъекта (форма отражения)?! Это каче- = ственное состояние возникает у субъекта как изменение его гоме- ■ остаза при внешнем или внутреннем воздействии. Это качественное состояние способно к количественному изменению, которое соответствует изменению воздействия. Количественное изменение состояния данного качества оценивается по отношению к некоему модельному состоянию, представленному в антиципационных системах, и представляющему собой врожденную (инстинктивную) реакцию на стимул как состояние субъекта, которое необходимо сохранить, достичь или устранить (т.е. проявляется как положительное или отрицательное направление таксиса). Количественное изменение состояния определенного качества есть одновременно и содержание психического отражения, и форма психического отражения, и когнитивный процесс, и процесс эмоциональный. [Психический образ — только переживание своего состояния. Стимул не представлен как существующий вне субъекта. Практически есть только внутренний компонент мотива) (переживание своего состояния влечения). Из среды отражаются отдельные свойства, которые по своей функции в деятельности не разделяются на свойства самих объектов, в которых заключен предмет потребности, и свойства среды, отражающие условия, в которых этот объект находится^Мотив слит с объектом деятельности в отражении субъекта (как то, на что ориентируется субъект при построении движения)]] Вся активность целиком организована в ответ на воздействие в форме таксиса для достижения «модельного» субъективного переживания, как таковой операции нет! Хотя объект и даже сам стимул не даны в отражении субъекта, деятельность строится адекватно свойствам объекта: субъект изменяет свое положение относительно объекта, в котором заключен предмет потребности. При этом отражаемое воздействие (мотив) уже разделено с предметом потребности и является сигналом этого воздействия по функции в регуляции деятельности (разделение предмета потребности и мотива — основная характеристика психического отражения как сигнального). Но в отражении субъекта мотив представлен как изменение состояния субъекта, непосредственно переживается как состояние напряжения или удовлетворения потребности (т. е. в отражении еще не обладает сигнальной функцией). функции в регуляции деятельности (сигнальная — как реакция на сигнальный стимул, интеллектуальная — как движение по логике объекта, научение — как сохранение измененного го-меостатического состояния в ответ на повторяющееся изменение стимула) обеспечены инстинктивной (генетически запрограммированной) реакцией на стимул в форме кинезов и таксисов.^ Возникновение на высшем уровне сенсорной стадии нервной системы и самостоятельных сенсорных органов обеспечивает обработку информации и регуляцию на этой основе движений всего организма: синтез и анализ собственных состояний, одновременно и последовательно возникающих в разных органах и адекватное возникающему потребностному состоянию движени'еТ} Появление нервных центров обеспечивает физиологический субстрат научения — образование и сохранение временных связей между своими состояниями. Образование сенсорных систем внутреннего и контактного типа позволяет субъекту переживать изменения в них, как в своем теле. Возможно, на основе тактильной чувствительности, дающей одновременно переживание нескольких качеств от одного органа в процессе одного акта взаимодействия со стимулом (упругость, фактура поверхности, размер раздражения, его контур) происходит комплексная обработка информации, и объект воспринимается как внешний по отношению к субъекту. Это можно рассматривать как появление новой функции {перцептивной) — отражение стимула, представленного субъекту не как его собственное состояние, а как вне него положенный компонент среды. \ На сенсорной стадии практически не происходит развития животного в постнатальном периоде, все построение организма и психики осуществляется в эмбриогенезе. В постнатальном периоде возможны только рост организма и изменение поведения на основе научения. 3.3. Перцептивная стадия развития психики 3.3.1. Общая характеристика животных и их образа жизни Гк перцептивной стадии относится большая группа животных^ строение, образ жизни которых и особенности психического отражения очень разнообразны. ^§та группа включает животных с двумя типами нервной системы — ганглиозной и центральной, построенных по одному принципу цефализацицД Каждый из этих типов нервной системы имеет свои «пики» развития, поэтому, несмотря на то что центральная нервная система позвоночных является более поздним достижением эволюции, на ранних стадиях своего развития ее функции еще не обеспечивают столь слож- ного поведения, как высший уровень развития ганглиозной нервной системы. По критериям развития психики в настоящее время можно предложить следующее разделение перцептивной стадии поуровням и переходным фазам развития. QC переходной фазе от сенсорной к перцептивной стадии можно отнести кольчатых червей, двустворчатых и брюхоногих моллюсков, ранних хордовых (оболочников и бесчерепных). У этих животных очень простое строение и образ жизни, нет развитых локомоторных и манипулятивных органов. Передвигаются они движением всего тела: ползание (изгибы тела за счет сокращения мышц сегментов тела) или плавание (также изгибы тела с движением недифференцированных плавниковТ* Многие ведут неподвижный образ жизни (двустворчатые моллюски, взрослые формы оболочников, некоторые черви) или являются паразитами. Манипуляции осуществляются ротовым аппаратом^У этих животных еще нет настоящих дистантных органов чувств, хотя есть достаточно дифференцированные органы, воспринимающие химические, тепловые, тактильные, сейсмические, а также световые и звуковые стимульГ|звуковые в форме вибрационных), у водных форм есть боковая линия (чувствительность к колебаниям воды, как у рыб). Светоощущение обеспечивается как отдельными светочувствительными клетками, расположенными на поверхности тела (кожная светочувствительность), так и специальными органами зрения (глазами разного типа, сходными с таковым у животных на высшем уровне сенсорной стадии). Органы зрения, так же как и на сенсорной стадии, дают только возможность различения интенсивности освещения (хотя часто очень тонкое), но не образ объекта£ ]Голько у отдельных представителей, которые являются активными хищниками (некоторые водные кольчатые черви и личинки некоторых моллюсков), есть способность к аккомодации хрусталика, что позволяет предположить возможность восприятия движения объектов (как перемещение границы светлого и темного}] Это подтверждается наличием именно таких способностей у представителей низшего уровня перцептивной стадии (например, у улиток)(11)браз жизни у описываемых животных очень простой, среди них почти нет активных охотников, питаются они в основном органическими веществами, растворенными в воде (процеживая воду), собирая пищевые кусочки со дна или на земле. Некоторые роют норы и даже строят убежища из кусочков грунта и других частиц (кольчатые черви). Общение примитивное, ограничивается территориальным и половым поведением (черви), оплодотворение наружное, заботы о потомстве HeffY. К нижнему уровню-йерцептивной стадии можно отнести некоторых брюхоногих моллюсков (например, виноградную улитку), большинство членистоногих, бесчелюстных и, возможно, неко- торых хрящевых рыб. У этих животных уже есть более или менее дифференцированные локомоторные и манипулятивные органы: мышечная «нога» у брюхоногих, дифференцированные плавники и хвост у рыб, конечности и крылья у членистоногих, у всех — хорошо развитый ротовой аппарат и возможность осуществлять некоторыми локомоторными органами манипулятивные функции как дополнительные. Органы чувств — дифференцированные, есть настоящие дистантные органы — зрительные (сложные фасеточные глаза у членистоногих, парные глаза у моллюсков и рыб), у многих есть слуховые органы. Образ жизни также достаточно сложный: объекты питания целостные, они часто подвергаются обработке (например, расчленению, переноске и т.п.), есть активное хищничество. Встречается сложная деятельность по постройке убежищ и других приспособлений, которая может быть включена в пищедобывательную (например, плетение паутины у пауков). Оплодотворение обычно наружное, но появляется синхронизация поведения половых партнеров, а у наземных — сложные формы ритуалов, обеспечивающие доступ полового материала самца в тело самки (например, самцы некоторых видов пауков передают самке шарик со спермой — сперматофор, который она помещает внутрь своего тела). Встречается и внутреннее оплодотворение, требующее сложного взаимного поведения партнеров. Появляется забота о потомстве в виде отыскивания и подготовки места для яиц (или икрометания), постройки гнезд, охраны кладки. На этом уровне активной заботы о детенышах пока не наблюдается. Общение уже появляется, представлено в инстинктивной ритуализированной форме. К высшему уровню перцептивной стадии можно отнести высших членистоногих, в первую очередь насекомых (к сожалению, психика многих членистоногих плохо изучена, что затрудняет классификацию перцептивной стадии), большую часть головоногих моллюсков, а также представителей холоднокровных позвоночных: рыб, земноводных и пресмыкающихся. У этих животных очень сложные локомоторные и манипулятивные органы, которые имеют составное (сочлененное) строение. Такое строение двигательных органов, во-первых, дает возможность очень точной координации движений каждого органа, их совокупности и всего тела, а во-вторых, требует усложнения строения нервной системы. Образ жизни также весьма сложный, что касается всех сфер поведения: пищевой, комфортной, репродуктивной. Добывание и обработка корма — часто процессы сложные и поэтапные, есть активная охота, гнездостроение, территориальное поведение, нередко встречается забота о кладке и появляется забота о потомстве (в основном у некоторых рыб). Общение ритуализированное, у наземных форм есть внутреннее оплодотворение, появляется групповой образ жизни (у рыб и некоторых пресмыкающихся). Особое место на перцептивной стадии должно быть отведено животным, ганглиозная нервная система которых относится к двум «пиковым» направлениям развития: высшим представителям насекомых (муравьи, пчелы, осы) и головоногим моллюскам (осьминоги). Эти животные демонстрируют не только высокоразвитую локомоторную и манипулятивную активность, но также сложный групповой образ жизни (общественные насекомые), приближающуюся к интеллектуальной индивидуальную деятельность при обследовании объектов, пищедобывательную деятельность (осы, осьминоги), а осьминоги — также сложное межиндивидуальное общение, заботу о потомстве, осуществляемую в контакте с детенышами, способность к приручению человеком. Возможно, последних следует относить к фазе, переходной к интеллектуальной стадии. К переходной фазе от перцептивной стадии к интеллектуальной можно отнести некоторых высших пресмыкающихся (крокодилов и, возможно, черепах) и, видимо, примитивных неплацентарных млекопитающих. У этих животных уже есть зачатки коры головного мозга, более сложное общение и забота о потомстве, развитие их психики заканчивается на ранних этапах постнатального онтогенеза. Характеристика этих животных будет дана при анализе интеллектуальной стадии развития. Как уже отмечалось, нервная система на перцептивной стадии имеет две формы — ганглиозную у беспозвоночных и центральную нервную систему у хордовых. Принцип строения нервной системы в обоих случаях сходный, хотя эволюционные направления разные. В обоих случаях происходит цефализация нервной системы: выделяется головная часть, она увеличивается в размерах и принимает на себя функцию интеграции всей деятельности нервной системы. Цефализация также касается расположения органов чувств: на головном конце сосредоточивается целый комплекс органов чувств, выполняющих основную ориентировочную функцию, и в первую очередь дистантную. Центральный аппарат нервной системы (головной отдел) построен по особому принципу: он состоит из отделов (сочетаний скоплений организованных в определенную систему нервных клеток — ядер), которые в свою очередь объединены между собой в иерархическую систему. Регуляция периферических отделов нервной системы осуществляется совместной деятельностью всех отделов центральной (головной) части, которая и получила название головного мозга (применимого и для нервной системы беспозвоночных). Деятельность такого общего головного центра нервной системы осуществляется как системная: в регуляцию каждой функции включены все отделы головного мозга, что позволяет интегрировать информацию от всех органов чувств и эффекторных органов и значительно повышает эффективность регуляций поведе- ния. Такое строение головного мозга дает возможность иметь расчлененный психический образ (состоящий из нескольких компонентов) и сопоставлять между собой наличный психический образ с нервными моделями разных его компонентов (включая модели ответных реакций). Такая функция нервной системы называется ассоциативной: актуализация связанных с наличным психическим образом обобщенных образов его компонентов и двигательных моделей, хранящихся в памяти субъекта (ассоциации). Органы чувств на перцептивной стадии сложные и хорошо дифференцированные. Периферические отделы сложно устроены и дают возможность точного восприятия разнообразной стимуляции: зрительной, тактильной, химической (обонятельной и вкусовой), температурной, пропиоцептивной, вибрационной, звуковой (в том числе ультразвука), есть эхолокация и даже способность генерировать и воспринимать изменение электрического поля (например, у некоторых рыб). Большинство органов чувств являются парными, что позволяет эффективно ориентироваться в трехмерном пространстве. Самым сложным и ведущим в отражении внешней среды становится зрение. Органами зрения являются парные глаза двух типов: фасеточные (набор отдельных глазков, каждый из которых имеет несколько светочувствительных клеток и общий нервный путь в центр головного мозга) и цельноустроен-ные (один глаз с большим количеством светочувствительных клеток и объединением нервных волокон в единый нерв, связанный с единым нервным центром в головном мозге). Глаза дают возможность отражать мир в форме «зрительной картинки», дающей достаточно точную информацию о форме, размерах, положении объектов. У большинства животных на перцептивной стадии зрение цветное (хотя и не у всех). Именно зрение позволяет локализовать мир вне себя, полноценно представлять его как внешний, состоящий из совокупности отдельных объектов. Разумеется, такое отражение связано с возможностями нервной системы, и в первую очередь с ее ассоциативными функциями. Таким образом, системное (иерархическое) строение головного мозга высших беспозвоночных и хордовых обеспечивает: - интеграцию одновременно отражающихся стимулов в одной - ассоциативную обработку поступающей информации (сли - управление деятельностью органов чувств и движениями всех 10 Филиппов; Все это обеспечивает очень сложное взаимодействие с окружающей средой, которая сама «расширяется» для животных, в их деятельность включается все больше объектов и все более сложны связи между ними. Как уже отмечалось, все сферы жизнедеятельности сложно организованы. В исполнительной части деятельности выделяется отдельная ориентировочная фаза, которая расширяет и усложняет всю аппетентную (подготовительную) часть деятельности и становится гораздо шире и сложнее заключительного консуматорно-го акта. На перцептивной стадии общение выделяется в самостоятельную форму поведения. Практически все животные в какой-либо мере контактируют между собой при размножении (а не просто оказываются в одном месте в одно время и в состоянии готовности к выделению в среду полового материала). Общение при половом поведении направлено на синхронизацию активности особей, что повышает вероятность внешнего оплодотворения и при внутреннем оплодотворении обеспечивает доступ спермы в организм самки. Такое общение обычно носит ритуализированный характер: обмен коммуникативными актами, на которые партнеры реагируют как на ключевые стимулы. Последовательность этих актов приводит партнеров в соответствующее физиологическое состояние (на основе эмоционального состояния, возникающего при восприятии сигнала партнера). Это и обеспечивает включение каждого следующего акта поведения, вплоть до консуматорного (извержение полового материала, копуляция и т.п.). Так же устроено общение в других сферах: при территориальном поведении, у общественных насекомых, в стайном поведении и в осуществлении заботы о потомстве у рыб и т. п. Есть даже примеры совместной охоты с распределением действий между участниками, например у крокодилов. На перцептивной стадии изменяется онтогенез: появляется развитие организма, психики и поведения не только в пренаталь-ном, но частично и в постнатальном периоде онтогенеза. Все эти три процесса имеют разную выраженность. Эмбриональный период есть у всех, у некоторых есть стадия личинки и ее перерождение во взрослую форму (метаморфоз частичный или полный). Во время эмбрионального периода происходит построение организма с одновременной закладкой строения и функций всех органов, которые, видимо, не зависят от особенностей внешней среды и возможности «упражнения» сенсорных и двигательных органов до рождения. К окончанию эмбрионального периода животное полностью готово к самостоятельной жизни в среде. В течение жизни может происходить рост организма (но не смена его функций и развитие движений). Метаморфоз в данном случае следует рассматривать как две разные формы «взрослой» жизни, только с различием в способности к размножению. Приобретение новых форм поведения происходит как формирование навыков. Развитого облигатного научения, т. е. достройки инстинктивных механизмов прижизненно, практически нет. Как таковое развитие психики происходит пока только в пренатальном периоде (в процессе построения самих систем организма). Появляются только отдельные примеры постнатального заггечатления у животных, относящихся к переходной фазе от перцептивной интеллектуальной стадии (у черепах, крокодилов, в очень своеобразной форме у личинок некоторых насекомых). Обеспечение родителями роста и развития детенышей наблюдается только в форме охраны потомства у некоторых рыб (например, Цихлидовых), у крокодилов. 3.3.2. Содержание и форма отражения Содержание отражения. Главной характеристикой перцептивной стадии является появление перцепции или восприятия. В отличие от сенсорного отражения (ощущения), которое самим субъектом переживалось как воздействие отдельных стимулов (отдельных свойств и качеств среды), перцепция — это отражение целостных объектов: воздействие отдельных стимулов, отражаемых как свойства и качества среды, связано в единый комплекс, которому соответствует комплексная нервная модель. Такая возможность обеспечивается описанным выше строением дифференцированных органов чувств, периферические отделы которых могут воспринимать одновременно несколько раздражителей, и свойствами головного отдела нервной системы, способного, во-первых, одновременно обрабатывать сразу всю Поступающую информацию от одного органа чувств, во-вторых, одновременно же обрабатывать информацию сразу от нескольких органов чувств, а в-третьих, по одному воздействию ассоциативно актуализировать нервные модели целостных объектов и связанных с ними реакций. Это ведет к появлению двух новых возможностей отражения: абстрагирования — выделения одного качества объекта как общего для класса объектов, с которыми связана одна ответная реакция; обобщения — связывания с одним качеством нескольких ему сопутствующих и образование класса объектов и их обобщенной модели, связанной с определенной ответной реакцией. Абстрагирование и обобщение — это механизмы прижизненного образования новых реакций (т.е. научения). Таким образом, содержание отражения строится прижизненно на основе образования ассоциативных связей между уже имеющимися нервными моделями стимулов и реакцией (новый комплекс «стимул + реакция»), а также образования новых моделей стимулов (связывание в новый комплекс отдельных стимулов, и их обобщенных моделей). Само движение (ответная реакция) и его нервные модели, актуализирую- щиеся при отражении, в отличие от сенсорной стадии, так же i может строиться прижизненно: врожденная моторная координация, в которой могут изменяться направление движения, его интенсивность, и главное — сочетание движения составных частей эффекторного органа. Именно сочлененное строение конечностей и является основой построения нервной модели конфигурации движения, которое необходимо в определенных условиях и может быть изменено при изменении условий. Таким образом, не только образ объектов может строиться прижизненно, но и само движение. Как уже отмечалось, в отражении модели стимулов (теперь целостных обобщенных объектов или их абстрагированных признаков) связаны в единый комплекс с ответной реакцией (т. е. сама схема «стимул + ответная реакция» остается), но теперь прижизненно может изменяться не только связь компонентов, но могут строиться и сами компоненты. Это построение происходит на основе достройки и изменения имеющихся врожденных моделей. Однако такие возможности уже достаточно широки. Важно, что перенос мотивационного значения (эмоциональное переключение) теперь может осуществляться не только с одного мотива (стимула, уже имеющего мотивационное значение) на другой, но и как придание мотивационного значения стимулу, который до этого вообще не имел мотивационного значения. На сенсорной стадии развития было возможным изменение мотивационного значения стимула как разрыва двух врожденных комплексов «стимул + ответная реакция» и «перемена местами» их составляющих частей. Например, в новом сочетании прежняя реакция «двигаться в направлении света» изменялась на «двигаться в направлении от света» (изменение направленности таксиса). На перцептивной стадии становится возможным еще два новых варианта (разумеется, предыдущий вариант сохраняется). 1. Стимул, на который была только ориентировочная реакция, 2. Сама нервная модель стимула строится заново на основе про Однако на перцептивной стадии воспринимается уже целостный объект (как устойчивое обобщенное сочетание стимулов), что значительно увеличивает возможность построения новых нервных моделей и дальнейшего обобщения и абстрагирования их признаков. Сказанное означает, что на этой стадии в отражении разделяется мотив и объект деятельности. На сенсорной стадии отражалось только одно качество и по отношению к нему строились движения субъекта. Мотив (как сигнал, имеющий мотивацион-ную функцию) для субъекта одновременно был объектом, на который направлена деятельность (совпадение мотива и объекта деятельности в отражении на сенсорной стадии). На перцептивной стадии субъект уже имеет в отражении комплекс стимулов, причем побуждать деятельность (т.е. являться мотивом) может как один из них, так и сочетание нескольких стимулов, а остальные учитываются как дополнительные при организации исполнительной части деятельности. Если раньше сигнальное воздействие, имеющее мотивационную функцию, являлось ключевым стимулом и полностью совпадало со всем психическим образом, то теперь ключевым стимулом становится только часть психического образа — один или сочетание стимулов, «обрамленных» дополнительными, не несущими мотивационную функцию (не отнесенными к определенной потребности), а только выполняющими функции ориентации движений субъекта. Другими словами, то, что объект является пищей и к нему надо приближаться и включать соответствующие паттерны поведения (хватать ртом и глотать, а не хватать лапами и прижиматься нижней частью туловища, как при спаривании), определяется по ключевому стимулу (мотиву), а вот как с ним взаимодействовать (конкретная структура движений и их сочетание — в какую сторону и с какой скоростью поворачивать голову, высовывать язык и т. п.) — это определяется по сопутствующим отражаемым качествам объекта. Важно, что эти сопутствующие качества могут корректировать функцию самого ключевого стимула. В сочетании с определенными свойствами объекта ключевой стимул может потерять свою мотивирующую функцию, а в сочетании с другими — сохранять. Это хорошо иллюстрирует пищевое поведение жабы, описанное А. Н.Леонтьевым (по экспериментам Ф. Бойтендайка). Для жабы ключевым стимулом пищевого поведения является «движущийся мелкий объект» (в природе это объекты питания жабы — насекомые). В экспериментальной ситуации жабе предлагали «ядовитое» насекомое (осу) и обычную «съедобную» муху. Жабы быстро научались различать по внешнему виду эти объекты, совершенно перестав реагировать на несъедобный. В природе жабы отличают шмелей без жала и шмелей с жалом (по мелким признакам формы тела и окраски). В других экспериментах жабам предлагали кусочки бумаги и мух, на которые они сначала реаги- ровали одинаково (схватыванием), затем бумажки уже не вызы-f вали пищевой реакции. Постепенно жабы научились отличать даж| искусственную муху от настоящей, причем уже не по форме тела, | а по типу движения крыльев. Потеря ключевым стимулом мотивационного значения на при-.! Разделение в деятельности и в отражении мотива и объекта; деятельности иллюстрирует также поведение паука при ловле до-; бычи. Паук при попадании добычи в паутину реагирует на вибрацию паутины и ориентируется по ней, определяя место нахожде-, ния добычи. Его можно привлечь любым сотрясением паутины и J даже вибрацией камертона. Однако, оказавшись вблизи объекта § (даже если это не муха, а камертон), паук делает движения опутывания объекта паутиной, ориентируясь на форму самого объекта. Вибрация для него является пусковым и направляющим стимулом: он ориентируется по ней для нахождения источника вибрации (в сторону увеличения силы раздражителя — таксисное поведение), а также для «включения» и «выключения» движений приближения и опутывания (как только объект перестает вибрировать, паук или перестает двигаться, или перестает его опутывать). Сами же движения опутывания ориентируются по форме объекта и силе его сопротивления (при этом паук может не только опутывать, но и кусать жертву), а движение по паутине к добыче ориентируется по расположению нитей паутины. В природе это очень адаптивное поведение, так как камертон никто подставлять не будет, а строение паутины таково, что даже неподвижная добыча будет колебать паутину в силу своего веса и натяжения самой сети паутины. Еще одним примером может служить поведение лягушек в период размножения. Под воздействием эндогенного фактора самцы лягушки весной реагируют на вибрационный стимул актуализацией паттернов полового поведения. Они находят источник вибрации (которым в природе является двигающаяся в воде самка лягушки), обхватывают его и прижимаются нижней поверхностью тела (в природе — поведение, ведущее к синхронному извержению в воду полового материала самца и самки). Локомоторные движения будут строится в зависимости от того, по какому субстрату передвигается самец (по земле прыжками, по воде плаванием), манипулятивные — от объекта, на который самец забирается сверху и обхватывает его. В природе он забирается на спину самки и с силой обхватывает ее мягкие бока, что стимулирует
|