Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По способу научения 10 страница
гут быть выделены на уровне конкретных потребностно-мотива-ционных сфер (например, гнездостроение, очистка ульев, уход за размножающейся самкой и т. п. у пчел и муравьев). Основной характеристикой строения потребностно-мотивационной сферы на перцептивной стадии является наличие связанных в цепочку дея-тельностей, последовательность которых регулируется инстинктивными механизмами (актуализация эндогенного фактора следующего звена только после удовлетворения потребности предыдущего). Это, с одной стороны, позволяет осуществлять очень сложную жизнедеятельность без представления всех промежуточных целей, а с другой стороны, ограничивает выбор объектов промежуточных целей и построения действий, поскольку цели действий субъективно совпадают с мотивами деятельностей, ключевые стимулы и потребности которых являются врожденными. 3.3.6. Общая характеристика перцептивной стадии развития психики Появление нервной системы, сенсорных систем и способности иметь в психическом отражении одновременно совокупность своих состояний является основой появления на предыдущей стадии новой функции — новой формы отражения стимула не как своих состояний, а как находящегося вне субъекта (по крайней мере, как появляющегося на его поверхности).Щоявляется новое содержание отражения на перцептивной стадии: отражаются не отдельные свойства среды, а целостные объекты, а также условия, в которых находится отражаемый объект. Появляются дистантные органы чувств, и отражение приобретает характер истинного восприятия: психический образ объектной, внешней по отношению к субъекту средьц 1[В деятельности происходит выделение операций как двигательных актов, относящихся к условиям, в которых находится объект деятельности (удаленность, место положения, скорость движения, размеры и т.п.), а к потребности (и мотиву, указывающему на то, что этот объект ее удовлетворит) относится только конечный результат всей совокупности операций, а не каждой в отдельности, как на предыдущей стадия:! Сам мотив, по которому опознается объект деятельности, остаёмся на уровне врожденной реакции на стимул. Деятельность по достижению объекта строится на основе отражения условий и организации движений субъекта соответственно этим условиям. Однако для субъекта нет разделения на объекты, удовлетворяющие потребности и не удовлетворяющие, но обеспечивающее продвижение к удовлетворению потребности (т.е. на объекты деятельности и объекты цели). Действие не выделено. Как мы видели, разделение мотива и объекта деятельности уже было объективно в деятельности на сенсорной стадии, а теперь появляется в отражении субъектаЩ.& перцептивной стадии в деятельности появляется разделение объекта деятельности и условий (так как операция направлена на условия, а не на сам объект деятельности), но в отражении они еще связаны между собой: условия деятельности отражаются как связанные с объектом деятельности, и операция может переноситься в другую деятельность только по механизму научения, а не на основе отражения связей результата одной операции с результатами других операций^ Ща низшем уровне перцептивной стадии для обработки информации из разных модальностей и организации общей деятельности всех эффекторных систем в ответ на интермодальный образ появляются ганглиозная и центральная нервные системы, которые приобретают новый принцип строения: развивается центральный головной отдел (головной мозг), осуществляющий координирующую функцию по отношению к периферическим отделам нервной системы. Появляется иерархическое строение центральной нервной системы и самого головного мозга, которое как новая функция приобретает свое физиологическое обеспечение на высшем уровне перцептивной стадии — в головном мозге позво-ночныхЗ |^Сигнальная функция приобретает самостоятельную форму и включается в условно-рефлекторный механизм как условный стимул, интеллектуальная функция включается в ориентировочную фазу наученияЗ»Обе они теперь осуществляются за счет новых механизмов научения, которое становится самостоятельной формой регуляции деятельности.£ Инстинктивная форма регуляции как врожденная, генетически обеспеченная реакция на стимул и эмоциональная оценка своих субъективных состояний уже не обеспечивает целостной деятельности! а только ее отдельные этапы: узнавание стимула и эмоциональное отношение к нему и осуществление консуматорного акта. '^Сложная, иерархически устроенная нервная система с единым центром регуляции, выделение операций в структуре деятельности и возможность их передвижения в другие деятельности (по научению), отражение целостных объектов и их совокупностей, интермодальное восприятие и прогрессивное развитие научения обеспечивают расширение ориентировочной фазы процесса образования навыкар Изначально присущая двигательной координации способность к изменению своей формы, временных и энергетических характеристик в зависимости от отражаемых изменений стимуляции обеспечивает удержание в процессе ориентировочной фазы научения временного единства всего процесса, включающего ситуативную отработку каждой операции, без потери их ориентации к конечной цели. Это ведет к появлению новой функции — удержание конечной цели в процессе ситуативной отра- ботки последовательности операций (а не одной, как на предыдущей стадии). Конечно, эта конечная цель пока еще регулируется инстинктивными механизмами и на субъективном уровне совпадает с удовлетворением потребности. 3.4. Интеллектуальная стадия развития психики Интеллектуальная стадия развития психики является непосредственно предшествующей стадии сознания, в ее недрах мы должны обнаружить предпосылки появления новой формы психического отражения — сознания человека. В первую очередь это касается высшего уровня данной стадии. Происхождение сознания человека в эволюции — важнейшая проблема зоопсихологии и сравнительной психологии, ее рассмотрению посвящена третья часть учебного пособия. В данном разделе будет дана общая характеристика интеллектуальной стадии, без подробного анализа ее высшего уровня. 3.4.1. Общая характеристика животных и образа жизни Особенности строения и нервной системы. К интеллектуальной стадии развития психики следует отнести птиц и большинство млекопитающих. Строение этих животных имеет две общие характеристики: теплокровность и наличие коры головного мозга. Теплокровность обеспечивает поддержание постоянной температуры тела, делает животных более адаптивными, не зависящими от температуры внешней среды. Это позволяет не только экономить энергию, но и перераспределять врожденные регулятор-ные механизмы в пользу установления более сложных отношений со средой. Уже нет необходимости затрачивать генетические и поведенческие ресурсы на инстинктивное поведение, связанное с самосохранением и обеспечением условий для потомства: регуляцию суточной и сезонной активности в соответствии с температурой окружающей среды, миграций, всевозможных способов поддержания окружающей температуры и влажности (закапывание, впадение в анабиоз и т. п.), условий для кладки и т. п. Теперь все это обеспечивается сохранением постоянной температуры тела, забота о потомстве полностью переходит к родителям, которые своим телом и поведением организуют внешнюю среду и условия развития психики и поведения детенышей. «Освобожденные» ресурсы позволяют расширять и усложнять поведение, направленное на приспособление к индивидуальным условиям существования. Такое усложнение поведения связано с усложнением сенсорно-перцептивных механизмов и двигательной активности. Кора головного мозга обеспечивает это индивидуаль- ное поведение, для которого уже недостаточно предыдущих механизмов, направленных на приспособление к постоянным условиям обитания с помощью инстинктивного поведения и элементов научения. У птиц и млекопитающих хорошо развиты дистантные органы чувств (в первую очередь зрение), все органы чувств работают как единая система (что также связано с наличием коры мозга), обеспечивая интермодальное восприятие. Взаимодействие со средой очень сложное во всех сферах жизнедеятельности, соответственно большая часть поведения строится прижизненно, и это требует удлинения и перестройки онтогенеза. ^Ъбраз жизни. Обеспечение всех форм жизнедеятельности требует высоко развитого поведения. В пищевой сфере обычно наблюдается сложное поведение, связанное с отыскиванием и обработкой кормовых объектов, активной охотой, запасанием корма. В комфортной сфере присутствует постройка убежищ (норы, гнезда и т.п.) для себя и потомства, поддержание состояния тела и кожных покровов (все животные на этой стадии имеют перьевой или шерстный покров, который нуждается в тщательном уходе), территориальное поведение. Репродуктивная сфера представлена сложно устроенными половой (у всех внутреннее оплодотворение, требующее общения самки и самца) и родительской сферами. Последняя реализуется как забота о детенышах, при которой родительские особи частично (в большей или меньшей мере) удовлетворяют потребности детенышей в пищевой и комфортной сфере, а также обеспечивают эволюционно ожидаемые условия для формирования, постнатального опыта (за-печатления и облигатного научения)А|Это требует способности родителей прилаживать свое поведение к особенностям каждого конкретного детеныша, причем не только физическим, но и поведенческим. Обеспечение такого сложного поведения родителей связано с появлением специальной системы реагирования на особенности внешнего вида и поведения детенышей — гешталып младенчества — ключевые стимулы, которые присущи самим детенышам и имеют возрастные изменения, в соответствии с которыми осуществляется поведение родителей. Все детеныши птиц и млекопитающих (включая человека) обладают гештальтом младенчества, причем имеют общие его основные характеристики: пропорции строения тела и лицевой части головы, запах, звуки, стиль движений и др.^Родительское поведение лишь частично регулируется инстинктивными механизмами (наличие некоторых врожденных ключевых стимулов), в основном оно строится в онтогенезе на основе запечатления и сложно устроенного поэтапного облигатного наученияТ| Онтогенез. Как уже отмечалось, онтогенез на интеллектуальной стадии увеличивается и усложняется. Есть два типа индивидуального развития: в одном случае детеныши рождаются с разви- тыми органами чувств, возможностями к передвижению, готовыми к осуществлению основных форм индивидуальной жизнедеятельности: ориентации, передвижению, комфортному поведению и т.п. Функции родителей состоят в охране детенышей, кроме того, у млекопитающих — в кормлении, у выводковых птиц — в организации доступа к корму. Такие животные называются зрело-рожденными (или зрелорождающимися). Все системы поведения зрелорожденных животных в большой мере готовы к реализации, постнатально происходит их достройка в форме запечатления и облигатного научения. В другом случае детеныши рождаются с недоразвитыми органами чувств, не сформированными двигательными координациями, не способными к самостоятельному передвижению и питанию. Основные их потребности удовлетворяются родителями (кормление, уход за телом, согревание, охрана и т.п.). Таких животных называют незрелорожденными (или незрелорож-дающимися). У них более длительный онтогенез, они имеют более развитую игровую деятельность, родители включаются в формирование взрослых форм поведения детенышей (по подражанию и организуя для детенышей ситуации для научения и игровой деятельности). В онтогенезе выделяется сложно устроенный пренаталь-ный период — период до рождения, которое может происходить в разной форме: вылупление из яйца у птиц (соответственно пренатальный период проходит в яйце вне тела матери) и роды (соответственно пренатальный период проходит в теле матери — в утробе). Во время пренатального периода в строго контролируемых условиях происходит развитие не только организма, но и психики. Этот период подразделяется на эмбриональный (первая часть пренатального периода, когда строятся органы и системы всего организма, и сам развивающийся индивид называется «зародыш») и плодный (когда происходит развитие построенных органов и систем и развивающийся индивид называется «плод»). В пренатальном периоде формируются органы чувств, ряд ключевых стимулов и их мотивационное значение, некоторые рефлексы, обеспечивающие защитные функции и основу для раннего постнатального обучения. Особенностью пренатального развития является включение внешней среды и родителей в формирование поведения детенышей (особенно во второй его части — плодной). Во время развития сенсорно-перцептивных и моторных систем частично запечатлеваются ключевые стимулы и изменение состояния самого плода (в утробе матери или в яйце), что ведет к объединению трех компонентов (стимул, состояние субъекта как подкрепление и моторная реакция) в поведенческую реакцию, которая постнатально включается в формирование поведения. У птиц птенцы в яйце слышат голосовые сигналы насиживающих роди- телей и друг друга, эти сигналы объединяются с поведением родителей и изменением различной стимуляции при подлете их к гнезду, переворачивании яиц и усаживанием на них, сигналами тревоги и т. п. У птенцов утиных сразу после вылупления образуется реакция следования: они реагируют не только на зрительный образ удаляющегося объекта, но и на сопровождение его ритмичными крякающими звуками родителей, которые повышают эффективность реакции следования и обеспечивают ее избирательность. Птенцы выводковых птиц реагируют затаиванием на сигнал тревоги родителей, причем эта реакция наблюдается еще в яйце (в последние дни перед вылуплением). Стадные зрелорож-денные млекопитающие внутриутробно формируют предпочтение звукам голоса и запаху матери, отличая их по этим признакам от других особей в сообществе. Основной характеристикой постнатального онтогене-з а является выделение в нем двух последовательных периодов развития. На первом из них (ранний постнатальный период) происходит достройка врожденных форм поведения: запечатление и придание мотивационного значения ключевым стимулам, образование необходимых двигательных координации, ранние формы об-лигатного научения. У большинства видов (кроме зрелорожден-ных птиц) развиваются формы поведения, служащие для взаимодействия с родителями и удовлетворения потребностей с их помощью (сосание у млекопитающих, выпрашивание корма у птиц и т. п.). Во втором периоде происходит перестройка структуры деятельности и появляется деятельность интеллектуального типа: со свободной операцией и выделением действия с целью в плане представления. Это происходит в процессе двух форм деятельности: ориентировочно-исследовательской и игровой. Обе эти деятельности имеют самостоятельные потребности (потребность в новых впечатлениях и игровую), которые не связаны с потребностями жизнеобеспечения. В ориентировочно-исследовательской деятельности детеныши, взаимодействуя с объектами среды, «не привязывают» полученную информацию и сформированные операции к удовлетворению какой-либо потребности. То же самое характерно для игровой деятельности. Операции (как сенсомоторные координации) строятся на основе восприятия свойств и качеств объектов, изменяющихся при взаимодействии субъекта с ними. В результате операция объединяется только с условиями деятельности, свободно переносится в любые другие ситуации, где появляется тот же или сходный с ним объект (и соотношение объектов). Это принципиально отлично от построения поведения в процессе научения, когда подкреплением служит результат операции, связанный с удовлетворением потребности (подкреплением). Ориентировочно-исследовательская и игровая деятельности позволяют таким обра- зом «освобождала» операцию и свободно переносить ее в любую деятельность. Игровая деятельность служит также механизмом формирования действия в структуре деятельности. В игровой деятельности происходит перенос операций и их последовательностей из одной ситуации и другую, с одного объекта — на другой. Отдельные операции перестраиваются, изменяют свой порядок, последовательности их также могут изменяться, операции из разных функциональных сфер (пищевой, комфортной и т.п.) могут объединяться и смешиваться между собой, поскольку они не связаны с потребностью, а только с функциональными свойствами объектов и их связями с субъектом и между собой. В результате животное отражает многочисленные результаты разных сочетаний операций, а также изменения соотношения объектов в результате своих действий с ними, что позволяет впоследствии прогнозировать возможные изменения ситуации (цель в плане представления) и «на месте» компоновать нужную последовательность операций для приведения этой ситуации в желаемый вид (строить действие). Изначальная «отвязанность» операций от потребностей позволяет свободно заменять их в процессе осуществления действия, не теряя при этом самой цели (как желаемого изменения наглядной ситуации). Помимо формирования самой структуры деятельности интеллектуального типа, игровая деятельность служит для развития двигательных координации, способности отражения объектов и их функциональных свойств, отработки элементов общения, пище-добывательного поведения, оборонительного, полового и даже элементов родительского поведения. Однако эти паттерны поведения не закрепляются жестко за какой-либо потребностно-мо-тивационной сферой (как это происходит при облигатном и даже факультативном научении), а становятся свободными, способными к изменению своего мотивационного значения (т. е. могут использоваться в любой сфере на основе отражения функциональных свойств объектов и их связей и отношений в ситуации). Анализируя вышеуказанные особенности игровой деятельности, К. Э. Фабри предложил рассматривать ее не как отдельную деятельность, а как стадию или форму развития деятельности (игра как развивающаяся деятельность). Представляется полезным использовать для объяснения игровой деятельности введенное А. Н. Леонтьевым и развитое Д. Б. Элькониным понятие ведущей деятельности, в рамках которой в онтогенезе развиваются все психические процессы, сама структура деятельности, появляются новообразования, которые становятся ведущими в развитии психики на следующих этапах онтогенеза. Такой подход к анализу игровой деятельности животных видится весьма перспективным, но требует дальнейшей экспериментальной и теоретической разработки. Все вышеизложенное позволяет заключить, что наличие в онтогенезе игровой деятельности и ориентировочно-исследовательской (как самостоятельной деятельности, а не отдельных компонентов, «обслуживающих» другие деятельности) можно рассматривать как критерий отнесения животных к интеллектуальной стадии развития психики. Общение. Особенностью интеллектуальной стадии является выделение общения в статус поведения, регулируемого не только инстинктивными механизмами, но и научением и интеллектом. В отличие от предыдущей стадии участники общения воспринимают друг друга как субъектов, имеют возможность использовать средства общения намеренно, на основе отражения их действия на партнера. Сами средства общения только частично являются врожденными (в основном как выразительные движения, отражающие эмоциональное состояние). Использованию их в коммуникативных целях детеныши учатся в онтогенезе (облигатное научение). Средства общения могут быть частично изменены, что приводит к появлению популяционных диалектов (частичному различию средств общения у животных разных популяций одного вида) и способности к межвидовому общению на основе научения (широко представленному в общении домашних животных с человеком и между собой). Но в любом случае средствами общения остаются присущие животным способы выражения своего состояния (естественные сигнальные средства, или первая сигнальная система, по И.П.Павлову). Усложнение общения происходит постепенно, и у высших представителей интеллектуальной стадии достигает способности к использованию искусственных языков-посредников при направленном обучении человеком. 3.4.2. Строение нервной системы и содержание отражения Выделение интеллектуальной стадии и отнесение к ней определенных таксонов животных связано с критериями интеллекта животных. Более подробно эти критерии будут обсуждаться в следующей части пособия. Выделение данной стадии по содержанию отражения и структуре деятельности позволяет относить к ней тех животных, которые могут отражать внешний мир не только в форме внешних объектов и их совокупностей, но и в связях и отношениях между объектами и строить деятельность с учетом этих отношений, т. е. с представляемым изменением отношений объектов между собой. Это означает выделение в структуре деятельности действия с целью в плане представления. Такие возможности обеспечиваются соответствующим строением нервной системы, которое позволяет не просто сличать получаемую в психическом образе информацию с имеющейся ее нервной моделью, но и актуализировать по ассоциации обобщен- ные представления о подобных ситуациях, на основе чего прогнозируется возможное изменение данной ситуации и появляется возможность соответствующего построения исполнительной части деятельности субъекта. Эти функции в центральной нервной системе выполняют ассоциативные зоны коры головного мозга — того нового образования, которое появляется только у теплокровных животных (птиц и млекопитающих). Зачатки коры переднего отдела головного мозга наблюдаются уже у пресмыкающихся, а у теплокровных животных эта структура приобретает ведущую роль и прогрессивно развивается в эволюции. При этом опять же не наблюдается полного параллелизма строения нервной системы и развития психики. У птиц образуется только небольшая «надстройка» переднего мозга (древняя кора полушарий, покрывающая подкорковые ядерные структуры), функцией которой является интеграция работы ассоциативных центров нижних отделов мозга. У млекопитающих появляются дополнительные слои клеток коры (новая кора — неопалеум), постепенно в филогенезе разрастающаяся и образующая складки — борозды и извилины, увеличивающие ее поверхность. Однако развитие мозга, усложнение психического отражения и регулируемой им деятельности вновь демонстрирует принцип соотношения функции и органа. Появившиеся возможности нового органа — коры головного мозга — уже в своем первом «исполнении» — небольшого слоя древней коры у птиц — обеспечивают резкий прогресс развития психики и поведения. Психическое отражение и поведение ряда птиц нередко значительно сложнее по сравнению с таковыми у многих млекопитающих, обладающих более развитыми структурами — новой корой. Например, врановые птицы демонстрируют гораздо более высокоразвитую интеллектуальную деятельность по сравнению с низшими млекопитающими. То же самое касается самих млекопитающих, у которых наличие борозд и извилин в коре головного мозга далеко не всегда соотносится со сложностью психики. Например, крыса, обладающая очень сложным поведением, имеет гладкую поверхность полушарий, в отличие от других, гораздо более «примитивных» в интеллектуальном отношении представителей грызунов (бобров, сурков), а также некоторых зайцеобразных, имеющих борозды. В коре головного мозга расположены ассоциативные зоны, связанные с нижними отделами мозга и представительства всех анализаторов и моторных систем. Зоны и поля коры связаны не только вертикальными связями с нижележащими, но и горизонтальными связями между собой, перекрестными связями между полушариями, в результате чего образуется сложнейшая система, объединяющая все имеющиеся нервные модели всех уровней, и практически нет «изолированных» поведенческих паттернов, которые не испытывали бы влияния всего опыта деятельности субъекта. Функции мозга, обладающего корой, — это своеобразная «ассоциация ассоциаций», при которой становится возможным при получении информации от органов чувств сличать ее не только с нервной моделью этого конкретного стимула (и связанной с ней ответной реакцией), но и актуализировать связи с моделями других стимулов и реакций, связанных между собой вследствие опыта деятельности в разных ситуациях. В результате у животного в ответ на воспринимаемую стимуляцию актуализируются не модели «стимул —реакция», а модели ситуаций, причем с опытом эти модели становятся обобщенными, в них место компонентов ситуации занимают уже не конкретные образы объектов, а абстрагированные и вторично обобщенные образы функциональных свойств объектов, т. е. тех их качеств, которые проявляются во взаимоотношениях этих объектов с другими объектами (и их функциональными свойствами). Такое соотношение объектов, освоенное животным в опыте собственной деятельности с ними, называется ситуацией. Ситуация — это не просто окружающая среда, а определенным образом связанные между собой компоненты среды, причем связи между компонентами характеризуются их отношением к субъекту, в деятельность которого включена данная ситуация. Это означает, что от компонентов данной ситуации и связей между ними зависит исполнительная часть деятельности субъекта, он взаимодействует именно с этими компонентами и таким образом как бы «диктует» ему взаимное расположение объектов и возможное изменение этого расположения. Конечно, животное всегда строит свою деятельность в соответствии с особенностями объектов. Однако на предыдущих стадиях развития объекты отражались в «готовом» виде (такие, как есть сейчас), и каждое их изменение в результате действий с ними субъекта (или их изменения независимо от субъекта) вело к соответствующему изменению движений субъекта. Ассоциативные зоны коры мозга дают возможность при восприятии объектов актуализировать обобщенные модели всех возможных (полученных в прошлом опыте) ситуаций и предвидеть возможные изменения соотношения объектов в ситуации. Сложность такого отражения, конечно, зависит от возможностей органа — объема и сложности строения коры мозга. В этом случае также следует учитывать «перекрытие» возможностей психики за счет соотношения функции с органом. Поэтому при отнесении разных животных к разным уровням интеллектуальной стадии появляется много сложностей. Физиология нервной системы часто оказывается лучше изученной, чем психическое отражение и структура деятельности, что затрудняет систематизацию интеллектуальной стадии. В этом отношении К. Э. Фабри совершенно правильно отмечал, что зоопсихология вынуждена изучать огромное количество видов животных, существенно различающихся между собой по особенностям психики, и строгая дифференциация всех стадий, уровней и подуровней филогенеза психики — дело будущего. В настоящее время для такой классификации можно воспользоваться самим содержанием отражения, т. е. особенностями отражения связей и отношений объектов между собой на разных уровнях интеллектуальной стадии. Видимо, к переходной фазе от перцептивной к интеллектуальной стадии можно отнести тех животных, которые обладают зачатками коры мозга и демонстрируют зачатки способностей к интеллектуальной деятельности (т. е. такой деятельности, в которой наблюдается характерная для интеллектуальной стадии структура — с выделением действия и свободной операцией). Такие животные уже имеют сложный онтогенез, элементы игровой деятельности, заботу о потомстве, осуществляемую в контакте родителей с детенышами. В большинстве случаев детеныши являются зрелорожденными, т. е. с относительно сформированными к моменту рождения адаптивными поведенческими системами, в постнатальном онтогенезе происходит достройка этих систем на основе запечатления и облигатного научения. Игровая деятельность выражена слабо (и в целом практически не изучена). Общение представлено ритуализированными формами, хотя возможно частичное обучение (условно-рефлекторное), особенно при направленном обучении человеком. Все эти животные устанавливают индивидуальные связи с другими субъектами, в частности, приручаются человеком (что, как считают некоторые исследователи, не наблюдается на перцептивной стадии, где общение полностью регулируется реакциями на ключевые стимулы). К описываемой переходной фазе можно отнести некоторых высших пресмыкающихся (например: крокодилов, у которых появляется забота о детенышах и элементы игровой деятельности, групповое охотничье поведение; черепах, у которых наблюдаются сложные формы общения с другими животными и человеком при содержании в неволе) и, возможно, низших неплацентарных млекопитающих. К низшему уровню интеллектуальной стадии можно отнести тех животных, которые устанавливают связи и отношения объектов в ситуации в большей степени на основе локомоторного опыта обследования и взаимодействия с объектами (в том числе и игрового), и в меньшей степени на основе манипу-лятивных действий. На этом уровне содержанием отражения является отражение объектов, их пространственных связей и их передвижения относительно субъекта. Предвидение изменения положения объектов по отношению друг к другу возможно, только когда они начнут двигаться. Это связано с построением такого отражения преимущественно в локомоторном взаимодействии субъекта с объектами. Такие животные вполне способны к реше- нию задач с помощью обходного пути, экстраполяции движений объектов, к предвидению поведения других субъектов, широкому переносу навыков и способов поведения в другие ситуации, однако изменение положения объектов в ситуации посредством действий самого животного осваивается с помощью научения, а не открывается прямо в наглядной ситуации. Онтогенез у них достаточно длительный, они чаще незрел врожденные, период постна-тального развития психики и поведения сложный, помимо сложных форм запечатления наблюдается поэтапное формирование облигатного научения и хорошо развита игровая деятельность (в основном локомоторные одиночные и совместные игры). Это самая обширная группа животных интеллектуальной стадии, объединяющая многих птиц и млекопитающих. У этих животных возможно проявление регресса в поведении вследствии одомашнивания (доместикации), что ведет даже к уменьшению объема коры головного мозга и значительному обеднению поведения и психики. Особенно это касается стайных выводковых птиц (например, куриных) и стадных копытных млекопитающих (например, овец).
|