Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По способу научения 11 страница
К высшему уровню интеллектуальной стадии следует отнести таких животных, которые устанавливают связи с объектами преимущественно на основе манипулятивного взаимодействия с ними. В результате они получают опыт изменения положения объектов относительно себя и относительно друг друга, и соответственно содержанием их отражения будет отражение пространственных и динамических связей и отношений объектов не только относительно субъекта, но и между собой. Это дает возможность иметь в отражении не только наличную ситуацию, но и ее возможное изменение, причем в таком отражении уже представлены и способы действия самого субъекта по изменению положения объектов. Как показывают результаты исследований, такие возможности животных связаны не прямо с развитием манипуляций (которое может быть видотипичным и регулируемым инстинктивными механизмами), а с их встроенностью в ориентировочно-исследовательскую и игровую деятельность. В первом случае (при инстинктивной регуляции) животные могут демонстрировать очень сложные манипуляции, но в ограниченных ситуациях, не могут (без специального научения, например дрессировки человеком) применять манипуляции из одной сферы поведения — в другой и т. п. Во втором случае таких ограничений нет, манипулятивные операции становятся абсолютно свободными и переносятся в любые деятельности по удовлетворению любых потребностей. Для животных высшего уровня интеллектуальной стадии становится возможным активное изменение положения объектов в ситуации и использование объектов как посредников в своей деятельности (орудийная деятельность). У них сложно устроенное общение; сред- ства общения, хотя являются врожденными в своей основе (выразительные движения, позы, жесты, мимика), но их использование осваивается в онтогенезе в форме облигатного научения. К высшему уровню интеллектуальной стадии можно отнести высших приматов (кроме понгид), некоторых ластоногих и китообразных, хоботных. Особое место занимают понгиды, которых либо надо выделить в самостоятельный «наивысший» уровень интеллектуальной стадии, либо отнести к начальным этапам переходной фазы к стадии сознания. Последнее, как показывают современные исследования, более оправданно. Особенностью понгид является способность взаимодействовать сразу с двумя объектами, что позволяет им отражать функциональные свойства объектов, обобщать их и использовать не только для изменения соотношения объектов в ситуации и как орудия, но изменять сами объекты, приводя их в нужный для использования вид (изготовление орудий). Особенности психики этих животных будут рассмотрены в третьей части учебного пособия. Форма отражения на интеллектуальной стадии также изменяется. Появляются образы-представления, которые возникают как ассоциации при восприятии ситуации, они носят обобщенный характер и объединяют в себе обобщенные образы соотношения объектов в ситуации и обобщенные способы действия в этой ситуации (комплекс «ситуация + действие»). Образный характер представлений животных на интеллектуальной стадии изучался в экспериментах с отсроченным выбором места положения и качества подкрепления (И. С. Бериташвили), выбором на образец (Н.Н.Ладыгина-Котс), отсроченным подражанием и т.п. (Л.А.Фирсов), с использованием и изготовлением орудий приматами (В.Кёлер и др.) и в многих других исследованиях. Образы-представления могут иметь и более простое содержание — конкретные чувственные представления в разных модальностях, например вкусовые, цветовые и т. п. Такие представления дают возможность осваивать многие формы поведения по подражанию (на основе представления о подкреплении, получаемом «актером»). Особенно ярко это выражено у высших приматов, которые могут даже специально обрабатывать и смешивать пищу для получения определенного вкуса, смешивать цвета красок и мелков при рисовании, и т. п. 3.4.3. Структура деятельности В структуре деятельности продолжаются процессы дифференциации ее составляющих внутри деятельности, и начинается изменение их связи с субъектом. Операция становится полностью свободной внутри деятельности. Во-первых, она теряет свою связь с мотивом деятельности, т. е. уже не «принадлежит» ни конкретной деятельности, ни даже конкретной потребностно-мотивационной сфере (исключая некоторые рефлекторные компоненты консуматорных актов). Во-вторых, операция становится свободной внутри действия. Любую операцию можно изменить или заменить, не потеряв изначальную «логику» построения действия. В этом отношении сама последовательность операций, как ведущих к достижению цели действия, имеет смысл, но внутри этой последовательности отдельная операция может при необходимости замениться на другую, подходящую к условиям (например, если у собаки не получается открыть дверь, толкая ее мордой вперед, то можно просунуть морду в щель двери и отодвигать ее движением вперед и в сторону, а затем «подключить» нажатие плечом), или может произойти приостановка деятельности, и операция будет некоторое время отрабатываться, пока не достигнет необходимой эффективности (например, нажимающие движения лап собаки при попытке открыть поворачивающуюся ручку двери неоднократно изменяются, пока не будет найдено правильное движение удара лапами сверху и одновременно вниз и в сторону поворота ручки). Все это происходит на основе прогноза успешности данной операции, несмотря на отсутствие подкрепления. В данном случае подкреплением служит образ-представление об изменении ситуации вследствие применения именно этих движений. Формируясь как сенсомоторная координация непосредственно в процессе взаимодействия субъекта с объектом (а не как изменение уже имеющейся связи готовой операции с объектом и условиями, характерными для научения), операция связывается только с особенностями объекта и условиями взаимодействия с ним, безотносительно к встроенности этой операции в цепочку других для достижения подкрепления и тем более в весь процесс удовлетворения потребности. Отражение этих особенностей объекта и условий, в которых с ним взаимодействует субъект (положение относительно субъекта и других объектов, воздействие объекта на субъекта и другие объекты, и т. п.) становятся для субъекта самостоятельным продуктом отражения, на получение которого направлена ориентировочно-исследовательская деятельность (т.е. является результатом этой деятельности) и одновременно условием осуществления игровой деятельности (отражением, необходимым для осуществления игрового взаимодействия с объектами). Отражение соотношений объектов в ситуации и своих действий с ними необходимо для осуществления игровой деятельности, содержанием которой и является постоянное изменение этих соотношений, постоянное получение эффекта новизны. Таким образом, в формировании свободной операции ориентировочно-исследовательская и игровая деятельности оказываются взаимодополняющими. Освобождение операции от субъекта происходит в научении по подражанию, причем, как было описано при анализе форм регуляции деятельности, в большинстве случаев это процесс «односторонний»: активность по присвоению операции проявляет «зритель», «актер» же просто осуществляет свою индивидуальную деятельность. Только у понгид наблюдается демонстрация способов действия. Например, самка шимпанзе замедляет свои движения разбивания ореха камнем, когда за ней наблюдает детеныш, самки понгид могут приостанавливать движения детенышей и направлять их, и даже обучать детенышей и других сородичей использованию искусственных средств общения. Подобное поведение самца орангутана мне удалось наблюдать в Московском зоопарке, когда он стал демонстрировать мне способ завязывания узла (фотографии узлов на с. 422), увидев, что я пытаюсь повторить его действия. Он выполнял все движения гораздо медленнее, чем обычно, внимательно следил за каждым моим движением и начинал следующее только после того, как я закончу предыдущее, а также замечал мою реакцию, когда неудобно было смотреть за его действиями, и поворачивал руки так, чтобы мне было лучше видно. Таким образом, операция начинает отчуждаться и самим владельцем, конечно, пока только в непосредственном показе ее осуществления и только у понгид. Как уже указывалось, главной особенностью структуры деятельности интеллектуального типа является выделение действия с целью в плане представления. Это происходит также на основе ориентировочно-исследовательской и главным образом игровой деятельности. Именно в игре перестановка операций и вариации их компоновки позволяют сформировать способность к удержанию цели в плане представления вне зависимости от особенностей исполнения самого действия. Отражение связей и отношений объектов в ситуации также позволяет «конструировать» новую их расстановку в плане представления, а уже это и служит предвидимым подкреплением, направляющим действие. Такая структура деятельности делает ее двухфазной: сначала выделяется цель действия, которая достигается как изменение ситуации и приведение ее в «желаемое» (необходимое для достижения конечного результата) состояние, а затем осуществляется второй этап — достижение основного объекта деятельности (конечного результата). Первая часть представляет собой фазу подготовки (подготавливаются условия для достижения объекта деятельности), а вторая — фазу осуществления (по определению А. Н.Леонтьева). Фаза подготовки может сама состоять из нескольких звеньев (последовательных действий). Особенностью деятельности на интеллектуальной стадии является ее «привязанность» к ситуации осуществления. Как гово- рила Н.Н.Ладыгина-Коте, животные — «рабы внешней ситуации». Цель как образ-представление изменения ситуации может возникать только на основе ассоциации при восприятии самой этой ситуации. Представлять себе будущую ситуацию и формировать цель ее изменения животные не могут. Однако в актуальной ситуации возможности привлечения образов-представлений очень велики, вплоть до образа орудия, необходимого для осуществления решения. Еще одной особенностью структуры деятельности на интеллектуальной стадии является ее формирование в онтогенезе. Как мы уже видели, это происходит во взаимодействии субъекта с объектами и в игровой деятельности. В результате изменяется исполнительная часть деятельности: ориентировочные компоненты приобретают статус ориентировочно-исследовательской деятельности, обладающей самостоятельной потребностью в новых впечатлениях. На высшем уровне такая потребность очень актуальна. Например, обезьяны предпочитают игровое или ориентировочное подкрепление пищевому, крысы при обследовании лабиринта гораздо чаще заходят в те отсеки, где изменяется рисунок на стенах, хотя никакого другого подкрепления там не получают. 3.4.4. Формы регуляции деятельности Инстинктивная форма регуляции деятельности представлена некоторыми врожденными паттернами движений и отдельными компонентами, формирующимися на ранних стадиях онтогенеза. Эти компоненты не регулируют самостоятельно целостных форм поведения. 1. Внутренние факторы инстинктивной регуляции. Органические потребности, отражающие изменение гомеостаза и обеспечивающие репродуктивную функцию (в большей мере половую функцию и в меньшей мере родительскую) и их субъективная пред-ставленность формируются до рождения в жестких границах соответствия генетической программы и эволюционно ожидаемых условий развития. Видимо, доля инстинктивной регуляции в формировании внутренних факторов достаточно большая, особенно на низшем уровне, где есть такие формы поведения, как сезонные миграции (у птиц), изменение сезонной активности (у некоторых млекопитающих, залегающих в спячку в зимний период или запасающих корм на зиму), регуляция сезонности размножения. В частности, функции репродуктивной сферы, и особенно одной из ее составляющих — половой (как и на следующей стадии — сознательной), в основном регулируются эндогенными факторами, в отличие от родительской, где участие внешних факторов и прижизненного опыта выражено гораздо больше. 1 1 Филиппова 2. Внешние факторы инстинктивной регуляции. Сенсорно-пер 3. Развитие движений. Основой развития движений является 4. Участие инстинктивной формы в общей регуляции деятель мы видели, многие ключевые стимулы формируются и приобретают свое мотивационное значение прижизненно. То же касается операций и тем более их компоновки в действие. Однако есть ряд видотипичных форм поведения, в которых операциональная часть достаточно жестко связана с ключевыми стимулами, причем сами стимулы, ответная реакция и связь между ними могут возникать как уже готовые и строящиеся по генетической программе в процессе формирования самих сенсорно-перцептивных и моторных систем и нервных центров, регулирующих их взаимосвязь. Однако это только комплекс «стимул + ответная моторная реакция», еще не включенный в исполнительную часть конкретной деятельности, как это было на перцептивной стадии. Этот комплекс в этологии получил название «паттерн поведения» (модель, устойчивое сочетание стимула с ответной реакцией). Такие паттерны могут быть представлены отдельным комплексом «стимул + моторный ответ» или цепочкой движений, а также устойчивым сочетанием отдельных комплексов. В отечественной биологии для описания таких цепочек и комплексов используется определение «фиксированные последовательности действий». Врожденные паттерны поведения встраиваются в конкретную деятельность на основе запечатления и облигатного научения. Это в первую очередь касается регуляции таких деятельностей, в которых животное не может отразить связь объектов и результатов своего взаимодействия с ними как «непосредственную пользу для себя», например: гнездостроения у птиц, некоторых форм ритуального общения, поведения чайки при закатывании яйца в гнездо (она действует только клювом, хотя гораздо эффективнее это получилось бы крылом или лапой) и т.п. Именно такие формы поведения в этологии описываются как инстинктивные. Примером встраивания готового к рождению паттерна поведения в деятельность с помощью запечатления может служить описанная Н. Тинбергеном реакция птенца чайки на красное пятно на клюве родителей. Птенец сразу после вылупления имеет готовый паттерн поведения: красное пятно на каком-либо фоне вызывает реакцию приближения к нему. Птенец стремится буквально приблизить глаза к этому пятну, т.е. увеличить силу воздействия красного цвета на себя. Достичь этого можно только движением вытягивания головы, при этом глаза направлены на пятно, а клюв автоматически выставлен вперед. Эволюционно ожидаемые условия состоят в том, что пятно расположено на нижней части клюва родительской особи, птенец после вылупления вылезает из-под живота насиживающего родителя (положительный фототаксис, обеспеченный сформировавшимися до рождения двигательными координациями — локомоторными) и видит вверху перед собой нижнюю часть клюва наклонившегося над ним родителя. Готовая таксисная реакция на красный цвет срабатывает, птенец тянется к этому пятну и автоматически утыкается в него клювом (таково анатомическое строение его головы). Это движение птенца вызывает у взрослой птицы безусловный рефлекс от-рыгивания пищи, птенец получает пищевое подкрепление и образуется целостный паттерн пищевого поведения, который затем. встраивается в более крупную форму пищевого поведения, объединяясь с выпрашиванием корма у родителей, и т.п. Н.Тинбер-ген экспериментально продемонстрировал следующее. A. Врожденной является таксисная реакция птенца на красный Б. Форма клюва родителя запечатлевается в самих актах клевания. Птенец видит снизу этот клюв в определенной перспективе (длинное, узкое), и такая модель в экспериментальной ситуации оказывается более предпочитаемой, чем точная копия клюва взрослой чайки. Инкубаторские птенцы запечатлевают любой предложенный объект, на котором есть контрастное красное пятно. B. Реакция на красный цвет (положительный таксис) представ Г. Реакция птенцов на красный цвет действительно является таксисом и подчиняется законам врожденного таксисного поведения. Увеличение силы стимуляции увеличивает интенсивность ответной реакции, стимул большей силы предпочитается стимулу меньшей силы. Это выражается в эффекте сверхстимула. Животные предпочитают искусственные модели с увеличенной силой стимула естественным объектам, на которые должно быть направлено адаптивное поведение. Это доказано многочисленными примерами. Например, птицы будут насиживать более крупные искусственные яйца (даже каменные), игнорируя рядом находящиеся свои (даже если свои остаются в собственном гнезде, а искусственные лежат вне гнезда!). В целом участие инстинктивных механизмов в регуляции деятельности последовательно уменьшается и на высшем уровне уже представлено только в форме отдельных компонентов исполнительной части деятельности, но сохраняет свою роль в регуляции направленности деятельности на удовлетворение врожденных потребностей, обеспечивающих основные функции жизнедеятельности. Научение представлено всеми предыдущими видами (но значительно усложненными и развернутыми) и новыми, специфичными только для данной стадии развития психики. Новые виды научения связаны с формированием поведения в онтогенезе. Появляется запечатление и более сложные формы облигатного научения (как обязательные механизмы формирования поведения в онтогенезе у всех животных данной стадии развития), с помощью которых достраиваются и включаются в регуляцию деятельности инстинктивные компоненты, сформированные до рождения. Запечатление (как форма облигатного научения) играет ведущую роль в формировании основных видотипичных форм поведения. Часто сензитивные периоды и условия, обеспечивающие развитие соответствующих паттернов поведения, являются настолько жесткими, что отличить такое поведение от инстинктивного удается только в экспериментальной ситуации. Примером может служить реакция следования у выводковых птиц, в которой, как оказалось, врожденным является только само движение птенца за удаляющимся объектом, а объект следования запечатлевается прижизненно. Запечатление выполняет функцию придания мотива-ционного значения врожденному ключевому стимулу. Можно выделить три основных варианта запечатления, в которых последовательно уменьшается доля инстинктивных механизмов и увеличивается доля прижизненно формирующихся компонентов паттернов поведения, связей между ними и включения их в деятельность. 1. Включение готового к рождению стимула и уже связанной с ним ответной моторной реакции в деятельность. В этом случае сама нервная модель стимула строится в пренатальном периоде в процессе развития сенсорно-перцептивных систем «на материале» конкретной стимуляции, поступающей из внешней среды (в яйце или в утробе матери). Моторная реакция также формируется пре-натально в процессе развития эффекторных органов, движения которых возникают не только на рефлекторной основе, но и как целостные двигательные координации при участии обратной связи (проприоцептивной стимуляции) и в ряде случаев имеют вид «пренатального упражнения». Придание мотивационного значения стимулу и объединение его с моторной реакцией также образуется до рождения, обычно на поздних этапах пренатального развития (например, реакция затаивания птенцов в яйце в ответ на тревожный крик родительской особи). Такой уже имеющийся до рождения паттерн после рождения в соответствующей ситуации запечатления объединяется с дополнительными стимулами и включается (сразу или поэтапно) в соответствующую деятельность. Например, реакция на сигнал тревоги родителя в разной ситуации осуществляется как затаивание, убегание в убежище или к родителю и вслед за ним. Такой врожденный паттерн частично «свободен» от закрепления только за определенной деятельностью, он может включаться в ее разные варианты, но обычно (хотя и не всегда) закреплен за определенной потребностно-мотиваци-онной сферой. 2. Прижизненное объединение стимула, нервная модель кото 3. Прижизненное образование нервной модели стимула и од живании родительской особи на гнездо); ритмичные крякающие звуки, издаваемые удаляющимся родителем (их нервная модель строится в яйцевом периоде и, возможно, уже тогда объединяется с изменением освещенности, поскольку при усаживании на гнездо насиживающие особи издают характерные звуки). На основе этих моделей стимулов в ситуации запечатления строится целостный образ объекта следования, который фиксируется и жестко связывается с движениями следования (причем способность осуществлять сами движения уже готова к рождению, а ориентация и темп этих движений также корректируются в процессе следования). В результате образуется устойчивая связь: следование осуществляется только за данным объектом, который, как выяснилось, может быть любым, и только в эволюционно ожидаемых условиях запечатления (естественных) оказывается собственным родителем. К облигатному научению (прижизненное формирование нервных моделей стимулов, ответных моторных реакций и их встраивание в деятельность) относится формирование основных видотипич-ных паттернов поведения, в том числе и общения, даже многих его ритуализированных форм. Облигатное научение также обеспечено довольно жесткими сензитивными периодами и, как было видно выше, тесно переплетено с элементами инстинктивной формы регуляции. Факультативное научение высоко развито и на высшем уровне становится ведущим в регуляции деятельности. Новой формой научения является подражание. Оно участвует и в освоении видотипичных форм поведения (при облигатном научении), и в факультативном научении. На высшем уровне появляется его новая модификация — направленное ожидание показа способа действия, когда «зритель» намеренно наблюдает за действиями «актера» (или демонстратора), пробует повторять его движения и т. п. В целом участие научения в регуляции деятельности последовательно увеличивается и само научение усложняется. Оно включается в «оформление» инстинктивных компонентов и встраивание их в деятельность. В процессе научения выделяется самостоятельная фаза — ориентировочная, которая становится развернутой и иногда многоэтапной. Наиболее выражено это при факультативном научении. Пробы различных операций и действий носят направленный характер: животное прогнозирует результат своих движений (и целых операций), сразу контролирует их направленность и интенсивность, делает «пробующие» движения (с меньшей интенсивностью и в «грубой» форме), оценивает их результативность и модифицирует по ходу выполнения до получения подкрепления (т.е. ориентируется на предвидимый результат). Паттерны поведения, являющиеся результатами научения, могут встраиваться затем в различные деятельности (как компоненты исполнительной ее части). Интеллектуальная форма регуляции деятельности становится ведущей (постепенно с низшего к высшему уровню, увеличивая долю своего участия в регуляции деятельности). Она дифференцируется и становится самостоятельной, приобретает свое обеспечение в нервной системе (механизм работы ассоциативных зон коры головного мозга). Отличительной особенностью интеллектуальной формы регуляции является ее развитие в онтогенезе. Происходит это как появление новой структуры деятельности {интеллектуальной структуры деятельности, или интеллектуальной деятельности — со свободной операцией и действием с целью в плане представления) и как возможность отражения связей и отношений объектов в ситуации. Обе эти особенности были рассмотрены выше.
|