Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По способу научения 11 страница






К высшему уровню интеллектуальной стадии следует отнести таких животных, которые устанавливают связи с объектами преимущественно на основе манипулятивного взаимо­действия с ними. В результате они получают опыт изменения по­ложения объектов относительно себя и относительно друг друга, и соответственно содержанием их отражения будет отражение про­странственных и динамических связей и отношений объектов не только относительно субъекта, но и между собой. Это дает возмож­ность иметь в отражении не только наличную ситуацию, но и ее возможное изменение, причем в таком отражении уже представ­лены и способы действия самого субъекта по изменению положе­ния объектов.

Как показывают результаты исследований, такие возможности животных связаны не прямо с развитием манипуляций (которое может быть видотипичным и регулируемым инстинктивными ме­ханизмами), а с их встроенностью в ориентировочно-исследова­тельскую и игровую деятельность. В первом случае (при инстинк­тивной регуляции) животные могут демонстрировать очень слож­ные манипуляции, но в ограниченных ситуациях, не могут (без специального научения, например дрессировки человеком) при­менять манипуляции из одной сферы поведения — в другой и т. п. Во втором случае таких ограничений нет, манипулятивные опе­рации становятся абсолютно свободными и переносятся в любые деятельности по удовлетворению любых потребностей. Для жи­вотных высшего уровня интеллектуальной стадии становится воз­можным активное изменение положения объектов в ситуации и использование объектов как посредников в своей деятельности (ору­дийная деятельность). У них сложно устроенное общение; сред-


ства общения, хотя являются врожденными в своей основе (вы­разительные движения, позы, жесты, мимика), но их использо­вание осваивается в онтогенезе в форме облигатного научения. К высшему уровню интеллектуальной стадии можно отнести выс­ших приматов (кроме понгид), некоторых ластоногих и китооб­разных, хоботных.

Особое место занимают понгиды, которых либо надо выделить в самостоятельный «наивысший» уровень интеллектуальной ста­дии, либо отнести к начальным этапам переходной фазы к стадии сознания. Последнее, как показывают со­временные исследования, более оправданно. Особенностью пон­гид является способность взаимодействовать сразу с двумя объек­тами, что позволяет им отражать функциональные свойства объек­тов, обобщать их и использовать не только для изменения соот­ношения объектов в ситуации и как орудия, но изменять сами объекты, приводя их в нужный для использования вид (изготов­ление орудий). Особенности психики этих животных будут рас­смотрены в третьей части учебного пособия.

Форма отражения на интеллектуальной стадии также из­меняется. Появляются образы-представления, которые возникают как ассоциации при восприятии ситуации, они носят обобщен­ный характер и объединяют в себе обобщенные образы соотно­шения объектов в ситуации и обобщенные способы действия в этой ситуации (комплекс «ситуация + действие»).

Образный характер представлений животных на интеллекту­альной стадии изучался в экспериментах с отсроченным выбором места положения и качества подкрепления (И. С. Бериташвили), выбором на образец (Н.Н.Ладыгина-Котс), отсроченным подра­жанием и т.п. (Л.А.Фирсов), с использованием и изготовлением орудий приматами (В.Кёлер и др.) и в многих других исследова­ниях.

Образы-представления могут иметь и более простое содержа­ние — конкретные чувственные представления в разных модаль­ностях, например вкусовые, цветовые и т. п. Такие представления дают возможность осваивать многие формы поведения по подра­жанию (на основе представления о подкреплении, получаемом «актером»). Особенно ярко это выражено у высших приматов, ко­торые могут даже специально обрабатывать и смешивать пищу для получения определенного вкуса, смешивать цвета красок и мел­ков при рисовании, и т. п.

3.4.3. Структура деятельности

В структуре деятельности продолжаются процессы дифферен­циации ее составляющих внутри деятельности, и начинается из­менение их связи с субъектом.


Операция становится полностью свободной внутри деятель­ности. Во-первых, она теряет свою связь с мотивом деятельно­сти, т. е. уже не «принадлежит» ни конкретной деятельности, ни даже конкретной потребностно-мотивационной сфере (исключая некоторые рефлекторные компоненты консуматорных актов). Во-вторых, операция становится свободной внутри действия. Любую операцию можно изменить или заменить, не потеряв изначаль­ную «логику» построения действия. В этом отношении сама после­довательность операций, как ведущих к достижению цели дей­ствия, имеет смысл, но внутри этой последовательности отдель­ная операция может при необходимости замениться на другую, подходящую к условиям (например, если у собаки не получается открыть дверь, толкая ее мордой вперед, то можно просунуть мор­ду в щель двери и отодвигать ее движением вперед и в сторону, а затем «подключить» нажатие плечом), или может произойти при­остановка деятельности, и операция будет некоторое время отра­батываться, пока не достигнет необходимой эффективности (на­пример, нажимающие движения лап собаки при попытке открыть поворачивающуюся ручку двери неоднократно изменяются, пока не будет найдено правильное движение удара лапами сверху и од­новременно вниз и в сторону поворота ручки). Все это происходит на основе прогноза успешности данной операции, несмотря на отсут­ствие подкрепления. В данном случае подкреплением служит образ-представление об изменении ситуации вследствие применения именно этих движений. Формируясь как сенсомоторная координа­ция непосредственно в процессе взаимодействия субъекта с объек­том (а не как изменение уже имеющейся связи готовой операции с объектом и условиями, характерными для научения), операция свя­зывается только с особенностями объекта и условиями взаимодей­ствия с ним, безотносительно к встроенности этой операции в цепочку других для достижения подкрепления и тем более в весь процесс удовлетворения потребности. Отражение этих особеннос­тей объекта и условий, в которых с ним взаимодействует субъект (положение относительно субъекта и других объектов, воздействие объекта на субъекта и другие объекты, и т. п.) становятся для субъек­та самостоятельным продуктом отражения, на получение которого направлена ориентировочно-исследовательская деятельность (т.е. является результатом этой деятельности) и одновременно условием осуществления игровой деятельности (отражением, необходимым для осуществления игрового взаимодействия с объектами). Отражение соотношений объектов в ситуации и своих действий с ними необ­ходимо для осуществления игровой деятельности, содержанием которой и является постоянное изменение этих соотношений, по­стоянное получение эффекта новизны. Таким образом, в формиро­вании свободной операции ориентировочно-исследовательская и иг­ровая деятельности оказываются взаимодополняющими.


Освобождение операции от субъекта происходит в научении по подражанию, причем, как было описано при анализе форм регуляции деятельности, в большинстве случаев это процесс «од­носторонний»: активность по присвоению операции проявляет «зритель», «актер» же просто осуществляет свою индивидуаль­ную деятельность. Только у понгид наблюдается демонстрация способов действия. Например, самка шимпанзе замедляет свои движения разбивания ореха камнем, когда за ней наблюдает де­теныш, самки понгид могут приостанавливать движения дете­нышей и направлять их, и даже обучать детенышей и других со­родичей использованию искусственных средств общения. По­добное поведение самца орангутана мне удалось наблюдать в Московском зоопарке, когда он стал демонстрировать мне спо­соб завязывания узла (фотографии узлов на с. 422), увидев, что я пытаюсь повторить его действия. Он выполнял все движения гораздо медленнее, чем обычно, внимательно следил за каж­дым моим движением и начинал следующее только после того, как я закончу предыдущее, а также замечал мою реакцию, ког­да неудобно было смотреть за его действиями, и поворачивал руки так, чтобы мне было лучше видно. Таким образом, опера­ция начинает отчуждаться и самим владельцем, конечно, пока только в непосредственном показе ее осуществления и только у понгид.

Как уже указывалось, главной особенностью структуры дея­тельности интеллектуального типа является выделение действия с целью в плане представления. Это происходит также на основе ори­ентировочно-исследовательской и главным образом игровой дея­тельности. Именно в игре перестановка операций и вариации их компоновки позволяют сформировать способность к удержа­нию цели в плане представления вне зависимости от особенно­стей исполнения самого действия. Отражение связей и отноше­ний объектов в ситуации также позволяет «конструировать» но­вую их расстановку в плане представления, а уже это и служит предвидимым подкреплением, направляющим действие. Такая структура деятельности делает ее двухфазной: сначала выделяется цель действия, которая достигается как изменение ситуации и приведение ее в «желаемое» (необходимое для достижения ко­нечного результата) состояние, а затем осуществляется второй этап — достижение основного объекта деятельности (конечного результата). Первая часть представляет собой фазу подготовки (под­готавливаются условия для достижения объекта деятельности), а вторая — фазу осуществления (по определению А. Н.Леонтьева). Фаза подготовки может сама состоять из нескольких звеньев (пос­ледовательных действий).

Особенностью деятельности на интеллектуальной стадии яв­ляется ее «привязанность» к ситуации осуществления. Как гово-


рила Н.Н.Ладыгина-Коте, животные — «рабы внешней ситуа­ции». Цель как образ-представление изменения ситуации может возникать только на основе ассоциации при восприятии самой этой ситуации. Представлять себе будущую ситуацию и формиро­вать цель ее изменения животные не могут. Однако в актуальной ситуации возможности привлечения образов-представлений очень велики, вплоть до образа орудия, необходимого для осуществле­ния решения.

Еще одной особенностью структуры деятельности на интел­лектуальной стадии является ее формирование в онтогенезе. Как мы уже видели, это происходит во взаимодействии субъекта с объектами и в игровой деятельности. В результате изменяется исполнительная часть деятельности: ориентировочные компонен­ты приобретают статус ориентировочно-исследовательской де­ятельности, обладающей самостоятельной потребностью в но­вых впечатлениях. На высшем уровне такая потребность очень актуальна. Например, обезьяны предпочитают игровое или ори­ентировочное подкрепление пищевому, крысы при обследова­нии лабиринта гораздо чаще заходят в те отсеки, где изменяет­ся рисунок на стенах, хотя никакого другого подкрепления там не получают.

3.4.4. Формы регуляции деятельности

Инстинктивная форма регуляции деятельности представлена некоторыми врожденными паттернами движений и отдельными компонентами, формирующимися на ранних стадиях онтогенеза. Эти компоненты не регулируют самостоятельно целостных форм поведения.

1. Внутренние факторы инстинктивной регуляции. Органичес­кие потребности, отражающие изменение гомеостаза и обеспечи­вающие репродуктивную функцию (в большей мере половую функ­цию и в меньшей мере родительскую) и их субъективная пред-ставленность формируются до рождения в жестких границах соот­ветствия генетической программы и эволюционно ожидаемых ус­ловий развития. Видимо, доля инстинктивной регуляции в фор­мировании внутренних факторов достаточно большая, особенно на низшем уровне, где есть такие формы поведения, как сезон­ные миграции (у птиц), изменение сезонной активности (у неко­торых млекопитающих, залегающих в спячку в зимний период или запасающих корм на зиму), регуляция сезонности размноже­ния. В частности, функции репродуктивной сферы, и особенно одной из ее составляющих — половой (как и на следующей ста­дии — сознательной), в основном регулируются эндогенными фак­торами, в отличие от родительской, где участие внешних факто­ров и прижизненного опыта выражено гораздо больше.


1 1 Филиппова



2. Внешние факторы инстинктивной регуляции. Сенсорно-пер­
цептивные системы и их способность воспринимать определен-,
ные стимулы формируются до рождения и частично (в разной
мере у зрелорожденных и незрелорожденных) достраиваются после -
рождения на основе запечатления и раннего постнатального об-
лигатного научения. Основные ключевые стимулы формируются
частично в пренатальном периоде, частично также в форме запе­
чатления и облигатного научения в ранние периоды постнаталь­
ного развития. Для некоторых форм поведения, в первую очередь
в репродуктивной сфере и в формировании средств общения,
ключевые стимулы, объекты деятельности и способы удовлетво­
рения потребностей формируются поэтапно, и в этом случае ин­
стинктивная форма регуляции обеспечивает наличие сензитив-
ных периодов развития и «рассчет» на появление эволюционно
ожидаемых условий. Такие условия включают появление необхо­
димых объектов и условий существования (например, способность
рыть норы формируется у псовых в первые месяцы жизни только
при наличии мягкого субстрата), а также наличие родительских
особей и других сородичей, которые являются носителями клю­
чевых стимулов, демонстрируют необходимые формы поведения
и обеспечивают условия для развития определенных компонентов
поведения детенышей (например, кошки приносят детенышам
добычу разной степени подвижности в соответствии с их возраст­
ными возможностями).

3. Развитие движений. Основой развития движений является
генетическая программа формирования двигательных органов,
которая осуществляется поэтапно и имеет свои сензитивные пе­
риоды. Многие компоненты и целые двигательные координации
строятся пренатально (в разной степени у незрелорожденных и
зрелорожденных животных). Динамические характеристики дви­
жений (кинезы), а также структура и ориентация двигательных
актов (таксисы) в основе своей формируются до рождения, а
постнатально происходит построение более сложных двигатель­
ных координации (самих операций) и их отработка в ориенти­
ровочно-исследовательской и игровой деятельности. В течение всей
жизни постоянно перестраиваются имеющиеся и формируются
новые операции (в пределах возможностей эффекторных орга­
нов).

4. Участие инстинктивной формы в общей регуляции деятель­
ности.
Инстинктивная регуляция принимает участие в общей ре­
гуляции деятельности в первую очередь со стороны внутренних
факторов. Основные потребности, обеспечивающие жизнедеятель­
ность, являются врожденными и направляют деятельность к дос­
тижению объектов, содержащих предмет данной потребности. Ре­
гуляция же исполнительной части деятельности гораздо в мень­
шей степени осуществляется инстинктивными механизмами. Как


мы видели, многие ключевые стимулы формируются и приобре­тают свое мотивационное значение прижизненно. То же касается операций и тем более их компоновки в действие. Однако есть ряд видотипичных форм поведения, в которых операциональная часть достаточно жестко связана с ключевыми стимулами, причем сами стимулы, ответная реакция и связь между ними могут возникать как уже готовые и строящиеся по генетической программе в про­цессе формирования самих сенсорно-перцептивных и моторных систем и нервных центров, регулирующих их взаимосвязь. Однако это только комплекс «стимул + ответная моторная реакция», еще не включенный в исполнительную часть конкретной деятельнос­ти, как это было на перцептивной стадии. Этот комплекс в этоло­гии получил название «паттерн поведения» (модель, устойчивое сочетание стимула с ответной реакцией). Такие паттерны могут быть представлены отдельным комплексом «стимул + моторный ответ» или цепочкой движений, а также устойчивым сочетанием отдельных комплексов. В отечественной биологии для описания таких цепочек и комплексов используется определение «фикси­рованные последовательности действий».

Врожденные паттерны поведения встраиваются в конкретную деятельность на основе запечатления и облигатного научения. Это в первую очередь касается регуляции таких деятельностей, в ко­торых животное не может отразить связь объектов и результатов своего взаимодействия с ними как «непосредственную пользу для себя», например: гнездостроения у птиц, некоторых форм риту­ального общения, поведения чайки при закатывании яйца в гнез­до (она действует только клювом, хотя гораздо эффективнее это получилось бы крылом или лапой) и т.п. Именно такие формы поведения в этологии описываются как инстинктивные.

Примером встраивания готового к рождению паттерна поведе­ния в деятельность с помощью запечатления может служить опи­санная Н. Тинбергеном реакция птенца чайки на красное пятно на клюве родителей. Птенец сразу после вылупления имеет гото­вый паттерн поведения: красное пятно на каком-либо фоне вы­зывает реакцию приближения к нему. Птенец стремится букваль­но приблизить глаза к этому пятну, т.е. увеличить силу воздей­ствия красного цвета на себя. Достичь этого можно только движе­нием вытягивания головы, при этом глаза направлены на пятно, а клюв автоматически выставлен вперед. Эволюционно ожидае­мые условия состоят в том, что пятно расположено на нижней части клюва родительской особи, птенец после вылупления вы­лезает из-под живота насиживающего родителя (положительный фототаксис, обеспеченный сформировавшимися до рождения дви­гательными координациями — локомоторными) и видит вверху перед собой нижнюю часть клюва наклонившегося над ним роди­теля. Готовая таксисная реакция на красный цвет срабатывает,


птенец тянется к этому пятну и автоматически утыкается в него клювом (таково анатомическое строение его головы). Это движе­ние птенца вызывает у взрослой птицы безусловный рефлекс от-рыгивания пищи, птенец получает пищевое подкрепление и об­разуется целостный паттерн пищевого поведения, который затем. встраивается в более крупную форму пищевого поведения, объ­единяясь с выпрашиванием корма у родителей, и т.п. Н.Тинбер-ген экспериментально продемонстрировал следующее.

A. Врожденной является таксисная реакция птенца на красный
цвет (положительный таксис). Птенец стремится увеличить воз­
действие этого стимула на себя, увеличивая площадь сетчатки, на
которую он попадает (приближением глаз к стимулу). Интенсив­
ность цвета птенец увеличить не может, однако, как показали
эксперименты, сила его реакции увеличивается с увеличением
этого параметра (яркость и контрастность в соотношении с фо­
ном).

Б. Форма клюва родителя запечатлевается в самих актах клева­ния. Птенец видит снизу этот клюв в определенной перспективе (длинное, узкое), и такая модель в экспериментальной ситуации оказывается более предпочитаемой, чем точная копия клюва взрос­лой чайки. Инкубаторские птенцы запечатлевают любой предло­женный объект, на котором есть контрастное красное пятно.

B. Реакция на красный цвет (положительный таксис) представ­
ляет собой комплекс «нервная модель стимула + вытягивание го­
ловы вперед» (модель стимула в зрительной модальности, автома­
тически вытягивание головы вперед дает эффект увеличения пло­
щади стимуляции). Этот комплекс встраивается в деятельность
(пищевую) прижизненно на основе подкрепления отрыгиваемой
родителем пищи (процесс запечатления). Инкубаторские птенцы
клюют красное пятно без подкрепления пищей, т. е. до получения
подкрепления этот паттерн еще не включен в пищевую деятель­
ность.

Г. Реакция птенцов на красный цвет действительно является таксисом и подчиняется законам врожденного таксисного пове­дения. Увеличение силы стимуляции увеличивает интенсивность ответной реакции, стимул большей силы предпочитается стиму­лу меньшей силы. Это выражается в эффекте сверхстимула. Животные предпочитают искусственные модели с увеличенной силой стимула естественным объектам, на которые должно быть направлено адаптивное поведение. Это доказано многочисленны­ми примерами. Например, птицы будут насиживать более круп­ные искусственные яйца (даже каменные), игнорируя рядом на­ходящиеся свои (даже если свои остаются в собственном гнезде, а искусственные лежат вне гнезда!).

В целом участие инстинктивных механизмов в регуляции дея­тельности последовательно уменьшается и на высшем уровне уже


представлено только в форме отдельных компонентов исполни­тельной части деятельности, но сохраняет свою роль в регуляции направленности деятельности на удовлетворение врожденных по­требностей, обеспечивающих основные функции жизнедеятель­ности.

Научение представлено всеми предыдущими видами (но зна­чительно усложненными и развернутыми) и новыми, специфич­ными только для данной стадии развития психики. Новые виды научения связаны с формированием поведения в онтогенезе. Появляется запечатление и более сложные формы облигатного научения (как обязательные механизмы формирования поведе­ния в онтогенезе у всех животных данной стадии развития), с помощью которых достраиваются и включаются в регуляцию деятельности инстинктивные компоненты, сформированные до рождения.

Запечатление (как форма облигатного научения) играет веду­щую роль в формировании основных видотипичных форм поведе­ния. Часто сензитивные периоды и условия, обеспечивающие раз­витие соответствующих паттернов поведения, являются настоль­ко жесткими, что отличить такое поведение от инстинктивного удается только в экспериментальной ситуации. Примером может служить реакция следования у выводковых птиц, в которой, как оказалось, врожденным является только само движение птенца за удаляющимся объектом, а объект следования запечатлевается при­жизненно. Запечатление выполняет функцию придания мотива-ционного значения врожденному ключевому стимулу. Можно вы­делить три основных варианта запечатления, в ко­торых последовательно уменьшается доля инстинктивных меха­низмов и увеличивается доля прижизненно формирующихся ком­понентов паттернов поведения, связей между ними и включения их в деятельность.

1. Включение готового к рождению стимула и уже связанной с ним ответной моторной реакции в деятельность. В этом случае сама нервная модель стимула строится в пренатальном периоде в про­цессе развития сенсорно-перцептивных систем «на материале» конкретной стимуляции, поступающей из внешней среды (в яйце или в утробе матери). Моторная реакция также формируется пре-натально в процессе развития эффекторных органов, движения которых возникают не только на рефлекторной основе, но и как целостные двигательные координации при участии обратной свя­зи (проприоцептивной стимуляции) и в ряде случаев имеют вид «пренатального упражнения». Придание мотивационного значе­ния стимулу и объединение его с моторной реакцией также обра­зуется до рождения, обычно на поздних этапах пренатального раз­вития (например, реакция затаивания птенцов в яйце в ответ на тревожный крик родительской особи). Такой уже имеющийся до


рождения паттерн после рождения в соответствующей ситуации запечатления объединяется с дополнительными стимулами и вклю­чается (сразу или поэтапно) в соответствующую деятельность. Например, реакция на сигнал тревоги родителя в разной ситуа­ции осуществляется как затаивание, убегание в убежище или к родителю и вслед за ним. Такой врожденный паттерн частично «свободен» от закрепления только за определенной деятельнос­тью, он может включаться в ее разные варианты, но обычно (хотя и не всегда) закреплен за определенной потребностно-мотиваци-онной сферой.

2. Прижизненное объединение стимула, нервная модель кото­
рого построена до рождения, с моторным ответом и дальнейшим
включением этого комплекса в деятельность. Нервная модель сти­
мула и моторная реакция строятся внутриутробно «по отдельно­
сти», а объединение их в единый комплекс происходит в два эта­
па: 1) объединение стимула с моторным ответом; 2) включение
этого комплекса в деятельность. В этом случае есть некоторая сво­
бода связывания стимула с ответной реакцией, но обычно усло­
вия ситуации запечатления таковы, что ведут к объединению имен­
но этого стимула именно с этой реакцией. Примером может слу­
жить объединение реакции «бодания» (подталкивание головой
снизу вверх при затемнении сверху и прикосновении к темени у
новорожденных детенышей копытных) с сосательным рефлек­
сом (ориентация на запах, прикосновение соска к губам, захват
соска ртом и сосание) в единый паттерн сосания с массировани­
ем вымени матери движением головы детеныша. Все эти паттерны
затем становятся относительно свободными операциями и могут
включаться в другие деятельности (например, бодание — в обо­
ронительную и в общение).

3. Прижизненное образование нервной модели стимула и од­
новременное объединение его в ситуации запечатления с гото­
вой моторной реакцией. У птиц и млекопитающих к моменту
рождения есть когнитивные схемы обработки основных парамет­
ров стимуляции в каждой модальности (видимо, более конкрет­
ные у птиц и более обобщенные и интермодальные у млекопита­
ющих). Поэтому любой стимул, каким бы новым он ни был,
имеет для себя некий прототип информационной модели. Это
относится и к моторным реакциям. Одним из примеров этого
варианта запечатления может быть реакция следования у вывод­
ковых птиц. Как показали эксперименты К.Лоренца, основой
для запечатления внешнего вида объекта следования являются
два параметра стимуляции в двух модальностях: площадь затем­
нения сетчатки — детеныш следует за объектом на таком рассто­
янии, чтобы удерживать определенный размер его изображения
на сетчатке (сейчас можно предположить, что построение осно­
вы этого стимула связано с уменьшением освещенности при уса-


живании родительской особи на гнездо); ритмичные крякающие звуки, издаваемые удаляющимся родителем (их нервная модель строится в яйцевом периоде и, возможно, уже тогда объединя­ется с изменением освещенности, поскольку при усаживании на гнездо насиживающие особи издают характерные звуки). На основе этих моделей стимулов в ситуации запечатления строится целостный образ объекта следования, который фиксируется и жестко связывается с движениями следования (причем способ­ность осуществлять сами движения уже готова к рождению, а ориентация и темп этих движений также корректируются в про­цессе следования). В результате образуется устойчивая связь: сле­дование осуществляется только за данным объектом, который, как выяснилось, может быть любым, и только в эволюционно ожидаемых условиях запечатления (естественных) оказывается собственным родителем.

К облигатному научению (прижизненное формирование нервных моделей стимулов, ответных моторных реакций и их встраивание в деятельность) относится формирование основных видотипич-ных паттернов поведения, в том числе и общения, даже многих его ритуализированных форм. Облигатное научение также обеспе­чено довольно жесткими сензитивными периодами и, как было видно выше, тесно переплетено с элементами инстинктивной формы регуляции.

Факультативное научение высоко развито и на высшем уровне становится ведущим в регуляции деятельности.

Новой формой научения является подражание. Оно участвует и в освоении видотипичных форм поведения (при облигатном на­учении), и в факультативном научении. На высшем уровне появ­ляется его новая модификация — направленное ожидание показа способа действия, когда «зритель» намеренно наблюдает за дей­ствиями «актера» (или демонстратора), пробует повторять его дви­жения и т. п.

В целом участие научения в регуляции деятельности последо­вательно увеличивается и само научение усложняется. Оно вклю­чается в «оформление» инстинктивных компонентов и встраива­ние их в деятельность. В процессе научения выделяется самостоя­тельная фазаориентировочная, которая становится разверну­той и иногда многоэтапной. Наиболее выражено это при факуль­тативном научении. Пробы различных операций и действий носят направленный характер: животное прогнозирует результат сво­их движений (и целых операций), сразу контролирует их направ­ленность и интенсивность, делает «пробующие» движения (с мень­шей интенсивностью и в «грубой» форме), оценивает их резуль­тативность и модифицирует по ходу выполнения до получения подкрепления (т.е. ориентируется на предвидимый результат). Пат­терны поведения, являющиеся результатами научения, могут


встраиваться затем в различные деятельности (как компоненты исполнительной ее части).

Интеллектуальная форма регуляции деятельности становится ве­дущей (постепенно с низшего к высшему уровню, увеличивая долю своего участия в регуляции деятельности). Она дифференцируется и становится самостоятельной, приобретает свое обеспечение в нервной системе (механизм работы ассоциативных зон коры го­ловного мозга). Отличительной особенностью интеллектуальной формы регуляции является ее развитие в онтогенезе. Происходит это как появление новой структуры деятельности {интеллектуаль­ной структуры деятельности, или интеллектуальной деятельности — со свободной операцией и действием с целью в плане представле­ния) и как возможность отражения связей и отношений объектов в ситуации. Обе эти особенности были рассмотрены выше.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал