Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По способу научения 14 страница
Рассмотренные особенности человеческой стадии развития психики связаны с появлением новых средств отражения и нового психического процесса, образующего психофизиологическое обеспечение знаковой формы регуляции деятельности (сознания). Новые средства обладают свойством «открытой системы», так как генетически фиксирована не их форма, а только сам принцип «искусственности знака». Это предполагает неограниченное развитие как формы знаковых средств, так и получаемых с их помощью содержаний. В результате реализуемый до этого процесс соотношения органа и функции, основанный на реализации возможностей органа и возникновении новой функции в рамках «резерва» имеющегося органа (как системы, обеспечивающей данную функцию) приобретает новое направление: функция может неограниченно развиваться, так как ее обеспечение органом формируется прижизненно в процессе развития самой функции. Тогда в плане дальнейшего развития в первую очередь имеет смысл задаться вопросом, какие функции в регуляции жизнедеятельности субъекта еще «не охвачены» искусственными знаковыми средствами? Мы выделили четыре основные функции: организация индивидуальной деятельности, организация совместной деятельности, организация отражения и организация самосознания субъекта. Однако остается еще одна область, которая представлена (правда, частично) в отражении субъекта, но не подвержена регуляции со стороны сознания. Это физиологические процессы!! Физиологическое жизнеобеспечение нашего организма происхо-1 дит без использования не только сознания, но даже интеллекта. Однако некоторые формы физиологической жизнедеятельности подвержены процессам научения, а отдельные формы проявления физиологических процессов — даже произвольной регуляции. Больше того, осознав свою физиологию, человек косвенным путем, с помощью организации соответствующих внешних воздействий, влияет на них: они становятся объектами познавательной деятельности субъекта, а затем и саморегуляции (в крайнем выражении — аутотренинг, медитация и т.п.). Прогрессивное развитие в этом направлении вполне может рассматриваться как один из путей дальнейшего развития форм регуляции деятельности. 3.5.5. Потребностно-мотивационная сфера Потребностно-мотивационная сфера человека также преобразована искусственными знаковыми средствами. Основными ее особенностями являются следующие. 1. Осознание предмета потребности (выход предмета потребно 2. Прижизненное формирование потребностей и конкретных по-
1) под воздействием целенаправленного воспитания ребенка 2) на основе осознания наличия новых для себя потребностей 3) целенаправленная деятельность саморазвития и достижения 3. Интеграция базовых потребностно-мотивационных сфер основе полной свободы операций и действий. Операции практе чески совсем теряют свою специфичность, строятся прижизнен^ но и конкретизируются для использования в любой сфере. Пол1-функциональность мотивов, мозаичность действий и культурны! способы удовлетворения потребностей также способствуют о ности постановки целей действий и выбора средств их осуществ| ления. Осознание целей и своих потребностей ведет к осознанно-; му выбору между актуальными потребностями и подчиненное одних сфер другим в соответствии со структурой ценностных ориентации личности. Теперь можно обобщить особенности высшей — человеческой —§ стадии развития психики. 3.5.6. Общая характеристика стадии сознания ; Да стадии сознания использование и прижизненное форми-1 рование новых средств отражения — искусственных знаковых] средств — изменяет весь образ жизни субъекта, что ведет к coot- i ветствующему изменению индивидуального развития^ Развитие; | психики человека в онтогенезе требует включения других особей \ не только для обеспечения условий формирования нового опыта и \ структуры деятельности, но и для появления средств отражения и готовых способов деятельности. Кроме того, речевые зоны мозга ! формируются в самом процессе овладения речью в онтогенезе, т. е. также при участии других особей, передающих речевые средства и активно организующих процесс их усвоения ребенком. Содержанием отражения на стадии сознания является отражение существенных закономерностей мира и самосознание, представленные субъекту в форме значений и смыслов^ В структуре деятельности завершаются процессы дифференциации ее составляющих как внутри деятельности, так и в отношении их связи с субъектом. Содержание субъективного опыта, операции, действия и цели отчуждаются от субъекта, материализуются и становятся достоянием других субъектов.Щзменяется исполнительная часть деятельности: ориентировочные компоненты приобретают статус ориентировочно-исследовательской деятельности, которая перерастает в познавательную деятельность с потребностями в познании мира и познании себя} Деятельность приобретает новую форму — совместную. Структура деятельности, как и на предыдущей стадии, строится в онтогенезе. Развитие всех форм регуляции деятельности также изменяется и происходит при участии других особей. [^Инстинктивная форма регуляции деятельности представлена отдельными компонентами, формирующимися на ранних стади- ях онтогенеза и не выполняющих самостоятельно практически никаких функций в регуляции отношений субъекта с MHpoisjN " Йаучение у человека представлено всеми предыдущими его видами (также преобразованными искусственными знаковыми средствами и опосредованными общением с другими людьми) и новыми, специфичными только для данной стадии развития психики. Появляется освоение готовых способов деятельности и учение, которое затем становится самостоятельным видом деятельности. ^Интеллектуальная форма регуляции деятельности также преобразуется искусственными знаковыми средствами и приобретает новую форму — вербальную1 {Сигнальная форма регуляции деятельности преобразуется в сознание, основанное на использовании прижизненно формирующихся новых средств отражения — искусственных знаковых средств^ все особенности которых уже неоднократно описаны. Функционирование сознания обеспечивается специальным психическим процессом — мышлением, которое имеет физиологическое основание в коре головного мозга (функциональная система, объединяющая речевые зоны и ассоциативные зоны сенсомотор-ного интеллекта). Потребностно-мотивационная сфера и ее формирование в онтогенезе, как и все остальные особенности психики на стадии сознания, опосредованы искусственными знаковыми средствами и совместной деятельностью с другими людьми. У человека происходит осознание предмета потребности, прижизненно формируются не только новые потребности, но и конкретные потреб-ностно-мотивационные сферы) ГТаким образом, сознание (как форма регуляции деятельности, основанная на использовании искусственных знаковых средств и осуществляющаяся посредством специального психического процесса — мышления) преобразует все стороны психики и ее развитие в онтогенезе. Ребенок не может стать представителем своего вида (по структуре деятельности, средствам отражения и содержанию отражения) без участия в его развитии других людей, которые передают ему средства отражения, опыт и обеспечивают формирование самой структуры деятельности в процессе совместной с ребенком деятельности (а не только в контакте с ним, как на предыдущих стадиях развития^ Это предъявляет соответствующие требования к самим взрослым (в первую очередь родителям). Сложность задач воспитания ребенка привела к тому, что появились культурно обусловленные способы подготовки людей к выполнению родительских функций, а объем необходимых знаний и умений, которыми должен овладеть ребенок, потребовал появления длительного специально организованного процесса воспитания и обучения, в который включены не только родители, но все общество (и даже появились соответствующие профессии). Фи, Описанные особенности психики на разных стадиях филогенб 3.6. Общие закономерности развития психики в филогенезе Принимая определение психики как формы отражения, mi рассматриваем ее эволюцию как преобразование психическог< | отражения. Психическое отражение является системным образо| ванием — одной из форм отражения. Развитие психики — измене* ние содержания и формы отражения. Отражение — свойство носителя отражения (отражающего члена взаимодействия), и поэтому является проявлением или функцией отражающего как системного объекта. При психическом отражении функцией отражения становится регуляция самого процесса взаимодействия. Далее процесс развития психики как формы от-1 ражения должен рассматриваться как развитие этой ее функции;! регуляции взаимодействия субъекта с объектом. Изменение со-| держания и формы психического отражения теперь зависит от! изменения взаимодействия субъекта с объектом (как от того про-1 цесса, для регуляции которого существует психика). Эти связи! (субъектно-объектные) становятся ведущими и по отношению К] психическому отражению — межсистемными. В свою очередь психическое отражение, являясь системообразующим свойством субъекта психики, изменяясь и приобретая новые системные качества (которые выражаются в изменении содержания и формы психического отражения), выводит самого субъекта на новый уровень развития, что позволяет субъекту осуществлять более сложное взаимодействие с объектом (средой). В этом выражается изменение межсистемных связей по отношению к субъекту как системе. Таким образом, эволюцию психики можно рассматривать только как эволюцию субъекта психики, свойством которого она является. Развитие субъекта психики (т. е. его переход на каждый новый эволюционный уровень) происходит в соответствии и по критерию изменения системообразующего свойства субъекта психики — психического отражения. Именно этот процесс мы и рассмотрели в данной главе. Теперь мы можем обобщить весь процесс развития психики, учитывая три основных направления изменений: 1) изменение психического отражения; 2) изменение особенностей субъекта психики; 3) изменение взаимосвязей субъекта психики со средой. материал. 3.6.1. Изменение психического отражения Изменение содержания и формы психического отражения происходит по принципу дифференциации из общего интегрального целого, содержащего в себе дифференцирующиеся элементы в потенциальной форме в виде функций. Дифференциация отражения касается как отражения в целом — дифференциации содержания и формы из их первоначальной слитности, так и каждой составляющей по отдельности — дифференциации содержания отражения и дифференциации формы отражения. Кроме того, происходит дифференциация функций, которая выполняет психическое отражение в регуляции деятельности субъекта: информационной (когнитивной) и оценочной (эмоциональной). Процесс дифференциации означает выделение каждой составляющей психического отражения для выполнения самостоятельной задачи и появление для этого физиологического обеспечения (структур и функций нервной системы, органов чувств, механизмов представленности психического образа субъекту и т.п.). На каждой стадии развития психики все компоненты психического отражения интегрированы: действуют в единой системе для регуляции взаимодействия субъекта с объектом. Дифференциация между содержанием и формой отражения На низшем уровне сенсорной стадии развития содержание и форма отражения тождественны, они слиты в едином процессе и в представленности субъекту. Психическое отражение существует как простое ощущение, возникающее в момент действия стимула и переживаемое субъектом как изменение своего состояния. Содержанием отражения является изменение своего состояния, оно же является формой отражения: изменение состояния субъекта переживается им как ощущение. Появление на высшем уровне сенсорной стадии специализированных сенсорных систем является основой для разделения содержания и формы отражения. Объективно содержанием отражения становятся определенные свойства и качества среды (то, что отнесено к отражаемому объекту), а формой — ощущения, в которых субъекту представлены эти качества. Субъективно животное переживает стимуляцию как свое состояние и как «нечто, расположенное на поверхности тела». На перцептивной стадии содержанием отражения становится «мир вне субъекта», т.е. содержание полностью отнесено к объекту (разумеется, остается ощущение своих состояний). С появлением зрительной перцепции возникает такой психический образ, в котором чувственный компонент практически исчезает, остается только информация о внешнем объекте. С помощью научения возможно абстрагирование информационных характеристик стимула и перенос их на другие стимулы, но, видимо, пока только в той же модальности (способность к абстрагированию отношений «больше—меньше», светлее — темнее» — в зрительной модальности,: «громче — тише» — в слуховой и т.п.) На интеллектуальной стадии появляется способность переносить содержательные характеристики отражаемого стимула из од-. ной модальности в другую (интермодальная обработка информации, кроссмодальный перенос). Это является первым этапом новой интеграции содержания и формы отражения: характеристики: стимула, получаемые одним органом чувств (и представленные в-форме одного ощущения) могут использоваться для обработки информации, получаемой другим органом чувств. На стадии сознания появляются искусственные знаковые сред-: ства, с помощью которых можно обозначить информационные.: характеристики любой стимуляции и перенести их на любую фор- j му отражения, поскольку обозначаются не состояния субъекта, ] а информация о внешней среде. Кроме того, становится возможным обозначать свои состояния (форму, в которой субъекту пред-: ставлен психический образ) и, таким образом, делать их объектом для отражения другими субъектами (и самим собой тоже). Таким образом, происходит обратная интеграция содержания и формы отражения, но если вначале форма отражения (субъективное переживание в виде простого ощущения своих состояний) и была содержанием отражения, то в конце содержание отражения (информация о мире и себе) становится формой отражения (словесно-логическое мышление и образы в речевой форме, в которых субъекту представлен психический образ, представляют собой информацию о мире и своем отражении этого мира, в том числе своих субъективных переживаниях). Следует помнить, что все предыдущие формы представленности субъекту содержания отражения, конечно, остаются и не исчезают с появлением новых.
|