Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть II






ГЛАВА 4 ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛЕКТА АНТРОПОИДОВ

4.1. Проблема изучения интеллекта высших обезьян

В первой части пособия эволюция психики рассматривалась как развитие изначально присущих ей функций отражения действи­тельности, построения на основе этого психического образа и регуляции деятельности субъекта. В процессе этого развития про­исходит трансформация составляющих деятельности (операции и действия), дифференциация форм регуляции деятельности и из­менение их взаимодействия для осуществления основных функ­ций психики.

|На каждом уровне развития психики существует относительно устойчивый комплекс структуры деятельности, содержания отра­жения и форм регуляции деятельности. На интеллектуальной ста­дии развития психики в структуре деятельности выделяется дей­ствие с представлением субъектом его результата как ведущего к конечной цели (при условии наличия конечной цели непосред­ственно в ситуации осуществления деятельности). Это является первым этапом становления действия с осознанной целью на сле­дующей стадии развития — у человека.

Становление действия в структуре деятельности на интеллек­туальной стадии развития, так же как и всех особенностей психи­ки, происходит поэтапно, усложняясь и преобразовываясь от низ­шего к высшему уровню.^Этот процесс был охарактеризован в предыдущей части учебного пособия. Теперь нас интересуют осо­бенности отражения и структуры деятельности тех животных, которых можно отнести к переходной фазе от высшего уровня интеллектуальной стадии к низшему уровню стадии сознания. Этими животными являются современные высшие антропоиды (понгиды). Как было отмечено выше, у понгид существуют слож­ные образно-чувственные представления и способность к осуще­ствлению деятельности, включающей более одного промежуточ-


I 3 Филиппова



ного действия, а также способность не только использовать ис-? кусственньте знаковые средства, предложенные человеком, но И! активно развивать и даже передавать эти средства общения дете­нышам. Анализ этих и других особенностей психики понгид по-1 зволяет рассматривать их как «живую модель» предчеловеческой стадии развития психики.

При возникновении новых требований среды субъект первона­чально адаптируется к ним с помощью имеющихся у него средств, 1 Это происходит в форме изменения в имеющейся структуре пси­хических процессов без изменения их психофизиологических ос­нований. При сохранении требований среды новая, более эффек­тивная форма организации психических процессов сохраняется и прогрессирует, приводя к возникновению новых функциональ­ных органов и их физиологических субстратов, ф таком случае на каждой стадии развития можно обнаружить те предпосылки, ко-; торые ведут к возникновению новых форм взаимоотношений субъекта со средой и проследить путь их развития и становления: как системообразующих качеств, характеризующих новый уровень развития системы^ На высшем уровне интеллектуальной стадии и; ! особенно на начальном этапе переходной фазы от интеллектуаль- [ ной к сознательной стадии развития психики эти предпосылки будут представлять собой характерные для данного уровня осо­бенности структуры деятельности и отражения, прогрессив­ное развитие которых обеспечивает образование новых качеств, необходимых для возникновения человеческого сознания.

Содержание этих особенностей и направление их развития в '■ антропогенезе и будет рассмотрено в последующих главах.

К начальному этапу переходной фазы от интеллектуальной ста-, дии развития психики к сознательной, как было показано в пре- ■ дыдущих главах, можно отнести современных представителей от­ряда приматов, которые по систематическому положению отно-; сятся к подотряду Anthropoidea (антропоиды), секции узконосых \ обезьян, надсемейству Hominoidea (гоминоиды) и семейству пон-гиды (включающее роды горилл, шимпанзе и орангутанов). В рус­скоязычных текстах в течение многих лет закрепилось название «антропоиды», или «человекообразные обезьяны», за понгидами и гиббоновыми, что не соответствует современному состоянию систематики приматов, причем понгид часто называют «крупны­ми антропоидами» или даже просто «антропоидами». Этих обезь­ян также нельзя называть гоминоидами, так как в надсемейство гоминоидов входит, кроме понгид и гиббоновых, семейство лю­дей (гоминиды). Сложность применения термина «антропоиды» связана еще и с тем, что многие черты структуры деятельности и содержания отражения являются общими для всех обезьян, отно­сящихся к подотряду антропоидов, а некоторые — характерными только для понгид. В этой части учебного пособия речь будет идти


преимущественно о понгидах, но с привлечением данных о пси­хике других антропоидов. Учитывая это, а также необходимость ссылаться на источники, в которых крупными антропоидами на­зываются именно понгиды, целесообразно сохранить в данном случае название «крупные антропоиды», или «высшие человеко­образные обезьяны», для понгид, а при описании других обезьян указывать их систематическое положение.

^Рассмотрение психики понгид как модели начального этапа переходной фазы от интеллектуальной к сознательной стадии раз­вития психики обусловлено не только тем, что они демонстриру­ют высший уровень развития психики в современном животном мире, но и тем, что являются ближайшими эволюционными род­ственниками человека,. Человек относится к отряду приматов, дли­тельное время эволюция гоминоидов (к которым относятся пон­гиды и человек) осуществлялась в едином направлении, оконча­тельное расхождение эволюционных линий понгид (предковые формы современного рода шимпанзе) и гоминид (предковые формы австралопитеков) произошло лишь около 10 — 8 млн лет назад. Именно поэтому у понгид мы можем обнаружить те особен­ности психики, которые позволят нам представить путь развития психики человека.

4.2. Критерии интеллекта антропоидов

Первоначально исследования в области изучения интеллекта высших антропоидов велись преимущественно на шимпанзе (ис­ключая отдельные исследования, например сравнительное изуче­ние интеллекта шимпанзе, горилл и орангутанов, проведенные в начале XX в. Р. Йерксом). В последние годы большое количество исследований проведено на других видах понгид — гориллах и орангутанах. На них апробированы все классические методики исследования интеллекта, использованные ранее в эксперимен­тах с шимпанзе. Кроме того, проведен ряд исследований с целью прямого сравнения всех трех указанных видов. Полученные дан­ные позволили прийти к выводу, что можно говорить об интел­лекте всех крупных антропоидов в общем, так как показатели раз­вития манипуляций, решения интеллектуальных задач, изготов­ления орудий, освоения искусственных способов коммуникаций позволяют объединить их в общую группу и отнести к переходной фазе от высшего уровня интеллектуальной стадии развития пси­хики к низшему уровню стадии сознания.

Хронологически первые критерии интеллекта были сформулированы В.Кёлером при исследованиях на шимпанзе.

1. Объективная структура операции (операция у Кёлера соот­ветствует всему способу решения задачи) соответствует объек­тивной структуре ситуации.


2. Целостный характер всей операции.

3. Легкий перенос найденного решения и его повторение сразу:
без дополнительных проб.

4. Способность к «разумному» (т. е. не инстинктивному и не сфор-;
мированному на основе условно-рефлекторных механизмов) упот- )
реблению орудий.

Для соответствия структуры операции объективной структуре} ситуации субъект должен отразить саму структуру ситуации. Тео- j ретическая интерпретация этого факта гештальтпсихологией ] состоит в том, что структурирование ситуации в процессе вос­приятия происходит за счет феноменов фигуры — фона, сил поля


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал