Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть II
ГЛАВА 4 ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛЕКТА АНТРОПОИДОВ 4.1. Проблема изучения интеллекта высших обезьян В первой части пособия эволюция психики рассматривалась как развитие изначально присущих ей функций отражения действительности, построения на основе этого психического образа и регуляции деятельности субъекта. В процессе этого развития происходит трансформация составляющих деятельности (операции и действия), дифференциация форм регуляции деятельности и изменение их взаимодействия для осуществления основных функций психики. |На каждом уровне развития психики существует относительно устойчивый комплекс структуры деятельности, содержания отражения и форм регуляции деятельности. На интеллектуальной стадии развития психики в структуре деятельности выделяется действие с представлением субъектом его результата как ведущего к конечной цели (при условии наличия конечной цели непосредственно в ситуации осуществления деятельности). Это является первым этапом становления действия с осознанной целью на следующей стадии развития — у человека. Становление действия в структуре деятельности на интеллектуальной стадии развития, так же как и всех особенностей психики, происходит поэтапно, усложняясь и преобразовываясь от низшего к высшему уровню.^Этот процесс был охарактеризован в предыдущей части учебного пособия. Теперь нас интересуют особенности отражения и структуры деятельности тех животных, которых можно отнести к переходной фазе от высшего уровня интеллектуальной стадии к низшему уровню стадии сознания. Этими животными являются современные высшие антропоиды (понгиды). Как было отмечено выше, у понгид существуют сложные образно-чувственные представления и способность к осуществлению деятельности, включающей более одного промежуточ- I 3 Филиппова ного действия, а также способность не только использовать ис-? кусственньте знаковые средства, предложенные человеком, но И! активно развивать и даже передавать эти средства общения детенышам. Анализ этих и других особенностей психики понгид по-1 зволяет рассматривать их как «живую модель» предчеловеческой стадии развития психики. При возникновении новых требований среды субъект первоначально адаптируется к ним с помощью имеющихся у него средств, 1 Это происходит в форме изменения в имеющейся структуре психических процессов без изменения их психофизиологических оснований. При сохранении требований среды новая, более эффективная форма организации психических процессов сохраняется и прогрессирует, приводя к возникновению новых функциональных органов и их физиологических субстратов, ф таком случае на каждой стадии развития можно обнаружить те предпосылки, ко-; торые ведут к возникновению новых форм взаимоотношений субъекта со средой и проследить путь их развития и становления: как системообразующих качеств, характеризующих новый уровень развития системы^ На высшем уровне интеллектуальной стадии и; ! особенно на начальном этапе переходной фазы от интеллектуаль- [ ной к сознательной стадии развития психики эти предпосылки будут представлять собой характерные для данного уровня особенности структуры деятельности и отражения, прогрессивное развитие которых обеспечивает образование новых качеств, необходимых для возникновения человеческого сознания. Содержание этих особенностей и направление их развития в '■ антропогенезе и будет рассмотрено в последующих главах. К начальному этапу переходной фазы от интеллектуальной ста-, дии развития психики к сознательной, как было показано в пре- ■ дыдущих главах, можно отнести современных представителей отряда приматов, которые по систематическому положению отно-; сятся к подотряду Anthropoidea (антропоиды), секции узконосых \ обезьян, надсемейству Hominoidea (гоминоиды) и семейству пон-гиды (включающее роды горилл, шимпанзе и орангутанов). В русскоязычных текстах в течение многих лет закрепилось название «антропоиды», или «человекообразные обезьяны», за понгидами и гиббоновыми, что не соответствует современному состоянию систематики приматов, причем понгид часто называют «крупными антропоидами» или даже просто «антропоидами». Этих обезьян также нельзя называть гоминоидами, так как в надсемейство гоминоидов входит, кроме понгид и гиббоновых, семейство людей (гоминиды). Сложность применения термина «антропоиды» связана еще и с тем, что многие черты структуры деятельности и содержания отражения являются общими для всех обезьян, относящихся к подотряду антропоидов, а некоторые — характерными только для понгид. В этой части учебного пособия речь будет идти преимущественно о понгидах, но с привлечением данных о психике других антропоидов. Учитывая это, а также необходимость ссылаться на источники, в которых крупными антропоидами называются именно понгиды, целесообразно сохранить в данном случае название «крупные антропоиды», или «высшие человекообразные обезьяны», для понгид, а при описании других обезьян указывать их систематическое положение. ^Рассмотрение психики понгид как модели начального этапа переходной фазы от интеллектуальной к сознательной стадии развития психики обусловлено не только тем, что они демонстрируют высший уровень развития психики в современном животном мире, но и тем, что являются ближайшими эволюционными родственниками человека,. Человек относится к отряду приматов, длительное время эволюция гоминоидов (к которым относятся понгиды и человек) осуществлялась в едином направлении, окончательное расхождение эволюционных линий понгид (предковые формы современного рода шимпанзе) и гоминид (предковые формы австралопитеков) произошло лишь около 10 — 8 млн лет назад. Именно поэтому у понгид мы можем обнаружить те особенности психики, которые позволят нам представить путь развития психики человека. 4.2. Критерии интеллекта антропоидов Первоначально исследования в области изучения интеллекта высших антропоидов велись преимущественно на шимпанзе (исключая отдельные исследования, например сравнительное изучение интеллекта шимпанзе, горилл и орангутанов, проведенные в начале XX в. Р. Йерксом). В последние годы большое количество исследований проведено на других видах понгид — гориллах и орангутанах. На них апробированы все классические методики исследования интеллекта, использованные ранее в экспериментах с шимпанзе. Кроме того, проведен ряд исследований с целью прямого сравнения всех трех указанных видов. Полученные данные позволили прийти к выводу, что можно говорить об интеллекте всех крупных антропоидов в общем, так как показатели развития манипуляций, решения интеллектуальных задач, изготовления орудий, освоения искусственных способов коммуникаций позволяют объединить их в общую группу и отнести к переходной фазе от высшего уровня интеллектуальной стадии развития психики к низшему уровню стадии сознания. Хронологически первые критерии интеллекта были сформулированы В.Кёлером при исследованиях на шимпанзе. 1. Объективная структура операции (операция у Кёлера соответствует всему способу решения задачи) соответствует объективной структуре ситуации. 2. Целостный характер всей операции. 3. Легкий перенос найденного решения и его повторение сразу: 4. Способность к «разумному» (т. е. не инстинктивному и не сфор-; Для соответствия структуры операции объективной структуре} ситуации субъект должен отразить саму структуру ситуации. Тео- j ретическая интерпретация этого факта гештальтпсихологией ] состоит в том, что структурирование ситуации в процессе восприятия происходит за счет феноменов фигуры — фона, сил поля
|