Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И Т.Д. i
Целостный характер операции связан с ее генезисом. В. Кёлер \ указывает, что главное — возникновение сначала ядра решения. \ При этом происходит отражение ситуации, актуализация своего опыта в подобных ситуациях, возможных результатов взаимодей- \ ствия компонентов ситуации, в результате чего и происходит «про-! никновение» в ситуацию, ведущее к ее переструктурированию. По \ В.Кёлеру, это составляет сущность инсайта, а А. В. Запорожцем : характеризуется как содержание подготовительной фазы деятель-; ности, в которой происходит доведение ситуации практическим! путем до состояния, когда можно будет применить известный \ способ деятельности. После этого либо применяется такой спо- : соб, либо отрабатывается новый в процессе решения. По В. Кёле-ру, это означает, что после решения «что делать» наступает еле-: дующий этап — «как делать», каким конкретно способом. Этот.; момент очень важен и по-разному интерпретируется при анализе интеллекта антропоидов. Если надо только усмотреть проблему и, применить известный способ, то достаточно иметь жесткие программы применения этого способа, что противоречит сущности 3 интеллекта — строить деятельность ситуативно. А. В. Брушлинский отмечает, что операция является нелабильной частью деятельно- ■ '•■ сти по решению задачи и поэтому постоянно должна корректироваться и модифицироваться в соответствии с конкретными условиями (не будем забывать, что операция у Кёлера — вся деятельность по решению задачи от начала до конца, а в терминологии деятельного подхода операция — это сенсомоторная координация, направленная на изменение условий, в которых находится объект деятельности). С другой стороны, если каждый раз задача решается заново, то нет никакого прогнозирования действия в плане представления, все осуществляется в прямом взаимодействии с объектом, что также противоречит наблюдаемым фактам. Целостный характер операции В. Кёлер описывает как плавное течение ее от начала до конца и направленность всех звеньев на достижение конечного результата, а также способность к свобод- ной компоновке отдельных способов решения и их взаимозаменяемости. Легкий перенос операции в сходные ситуации и повторение их сразу без дополнительных проб говорит о способности к отражению и закреплению в опыте своего действия, его результата и изменения в ситуации. На основе исследований В. Кёлера, Н.Н.Ладыгиной-Котс и других Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и К.Э.Фабри конкретизировали характеристики интеллекта животных, более строго разделяя их на содержание отражения и структуру деятельности. А.Н.Леонтьев, обобщая эти исследования, выделяет следующие критерии интеллекта. 1. Возникновение решения не путем проб и ошибок, а путем 2. Повторное решение осуществляется сразу, без дополнитель 3. Перенос операции осуществляется не по сходству объектов 4. Двухфазная структура деятельности — наличие фазы подго А.Н.Леонтьев подробно рассматривает отношение нахождения внезапного решения и факт переноса операции и приходит к выводу, что сам факт внезапного нахождения решения является следствием широкого переноса операции. Операция существует в репертуаре животного оторванно от конкретного достижения предмета потребности как «бесцелевой» способ деятельности, в результате чего имеется возможность при решении задачи применить готовый способ, наиболее адекватный, перебирая такие способы во внутреннем плане до их практического применения (что представляет собой способность к прогнозированию способа действия в зависимости от отраженных особенностей ситуации). Это и есть изменение в структуре деятельности на интеллектуальной стадии развития психики — возможность часть деятельности осуществлять во внутреннем плане (в плане представления), а не во внешнем плане — путем осуществления практических проб, что значительно повышает эффективность деятельности. Таким образом, в репертуаре животного существуют свободные операции, которые оно способно применить, усматривая их результативность в данной ситуации. Это выражается во внезапности решения, в повторении его без дополнительных проб, в широком переносе операции и соответствует процессу решения задачи антропоидами по типу инсайта, описанному В.Кёлером (анализ ситуации и «внезапное» нахождение нужного решения). Для этого в плане отражения должна быть возможность усматри-; вать соотношение и «поведение» объектов, иметь в репертуаре! способы деятельности с ними и предвидеть их результативность.1! Два последних критерия, выделенных А. Н.Леонтьевым, — объ-| единение «свободных» операций в одной деятельности и двухфаз-| ная структура деятельности — являются ключевыми. Выделяется] предварительная фаза в деятельности, которая имеет смысл толь-| ко по отношению к последующей фазе и не имеет самостоятель-J ного биологического значения. Возможность объединения в од-1 ной деятельности различных операций и их взаимозаменяемость подчеркивают также С.А.Семенов, Ю.Летмат, В.В.Бунак и другие. Для объединения и взаимозаменяемости операций необходимо соотнесение промежуточного действия с конечной целью. Каждая операция только тогда может заменяться другой, когда обе они ведут к достижению одного результата и это достижение свя-1 зано с конечным результатом всей деятельности. Это положение'! также выражает суть двухфазного строения деятельности, когда| конечная цель требует достижения промежуточного результата. Выделение действия в структуре деятельности на интеллекту-! альной стадии и дальнейшее развитие этого процесса у антропои-| дов является весьма важным моментом в анализе возникновения/ человеческого сознания, так как в нем заложена проблема фило-1 генеза действия с осознанной целью, что является отличитель-§ ной характеристикой деятельности человека. А.Н.Леонтьев счи-; ! тал, что предполагать у животных, даже у антропоидов, наличие] представления о соотнесении промежуточной цели (результата | подготовительной фазы) к конечной нет оснований. Сходное мнение высказано В.В.Бунаком, который считал, что на этой стадии: развития складывается стереотип действий, в котором связаны:; 1 представления об очередном действии и конечном результате, но ] отдельных целей промежуточного действия не выделяется. С другой стороны, В. В. Бунак говорит, что прогресс интеллекта связан § с выделением отдельных действий, не зависящих от биологических влечений и не полностью связанных с конечным результатом. Это промежуточное состояние (которое и характеризует психику понгид) еще не есть человеческое действие с осознанной целью и отражением на уровне осознания связи между ней и конечным результатом. Однако связь между промежуточным результатом и | конечной целью не обязательно должна быть осознана, а может быть представлена на уровне эмоций, что выражает общепсихологический механизм представленности смысла действия на любом уровне. С точки зрения Дж. Брунера, у высших животных существует соотнесение результата каждого последующего шага, его эффективности и конечного результата. Это также характеризует суть Кёлеровского «плавного течения операции». Механизм представ- ленности отношения промежуточного результата к конечному должен в таком случае качественно отличаться от инстинктивного, основанного на врожденных ключевых стимулах и врожденном характере их подкрепления, и от условно-рефлекторного. Такая представленность основана на способности отражать действительность в форме обобщенных представлений «поведения» объектов в ситуации и связи их с действиями субъекта. В.Я.Летов выделил уровни развития отражения каузальных (причинно-следственных) отношений в филогенезе, на одном из которых субъект в результате своей деятельности отражает не только связь изменения объекта со своими действиями, но и связь изменения объектов при их взаимодействии друг с другом. Следует добавить, что для субъекта такое отражение может быть достигнуто только в процессе приведения этих объектов в движение и отражения в результате этого их изменений. Таким образом, происходит выделение действия с промежуточной целью и отражение субъектом в плане представления такой цели как имеющей отношение к конечному результату. Это является основной характеристикой интеллекта, связанной с переструктурированием деятельности на пути к выделению действия с осознанной целью и содержанием отражения в связях и отношениях, трансформирующегося у человека в объективное отражение действительности. Приведенные выше исследования интеллектуального поведения высших животных позволяют сформулировать два основных положения, характеризующих структуру деятельности на этом этапе. 1. Наличие на интеллектуальной стадии «ядерного» типа ре 2. Двухфазное строение деятельности и свободная компоновка Из этого следует, что интеллектуальная структура деятельности обусловлена отражением действительности в связях и отношениях — особенностей объектов, особенностей и результатов их соотношения друг с другом и с действиями субъекта. В результате этого отражения происходит такое изменение в структуре деятельности, которое ведет к образованию в репертуаре животных свободного обобщенного способа деятельности, способности прогнозировать его результативность в ситуации и применять наиболее адекватный из имеющихся способов. Это само по себе предполагает способность и необходимость представления результата данной операции и отношения его к конечной цели. Отражение действительности в связях и отношениях на интеллектуальной стадии развития психики, по словам А. В. Запорожца, означает, что содержанием деятельности становится соотношение между объектами. У животных это проявляется в обходном пути и употреблении орудий (т. е. выделении в деятельности двух фаз — подготовительной и исполнительной). В.В.Бунак характеризует отражение на стадии интеллекта как способность сочетать в одном акте разнородные представления, что выражается в существовании у животных конкретных представлений — одного доминирующего или нескольких связанных с ним. Н. Ю. Войтсн нис и А. Н. Леонтьев указывают, что объектом отражения становятся не вещи, а связи между ними. В. Кёлер и Ф. Клике отмечают способность отражать и учитывать функциональные свойства объектов, т. е. их соотношения с другими объектами. Такое отражение связей и отношений объектов означает: 1) существование в плане отражения обобщенных образов) 2) существование в плане отражения обобщенных представле 3) существование в плане отражения образа собственных дей Экспериментальные данные по первому пункту — это подтверждение наличия обобщенных образов объектов в разных модальностях, полученные как в специально для этого поставленных экспериментах, так и в экспериментах, преследующих другие цели.) Это эксперименты с отсроченным выбором приманки на образец (с понгидами и низшими обезьянами); эксперименты с отсроченным выбором приманки при подмене ее качества или количества, свидетельствующие о сохранении конкретного образа приманки; способность к выбору и изготовлению орудия с определенными, уже известными животному качествами (в экспериментах с шимпанзе и орангутанами); перевод взгляда у орангутанов с; орудия на установку, для того чтобы сверить форму нужного ору-] дия с особенностями установки, и т. п. Сюда же можно отнести, способность к формированию представления о сохранении массы, количества и т.п. в экспериментах с шимпанзе, гориллами и' орангутанами, проведенных по методикам Ж. Пиаже. Особенности отражения у понгид, изученные в подобных экспериментах, состоят в том, что все понгиды способны иметь в плане представления, в различных модальностях, обобщенные образы объектов, позволяющие им переносить образцы, сформированные в одной модальности, в другую модальность (например, в опытах на шимпанзе, проведенных Л. А. Фирсовым, — из зрительной в тактильную), классифицировать объекты с применением искусственного языка (при обучении знаковым языкам горилл, шимпанзе и орангутанов) и т.д. Трудно определить, как животные субъективно переживают эти образы — в виде зрительной картинки, слуховых констелляций и т. п., но есть теоретические попытки охарактеризовать содержание этого опыта. В первую очередь это общая характеристика — обобщенный образ объекта. Как уже указывалось, В. В. Бунак определяет это содержание как «одно доминирующее представление или несколько связанных с ним». С.Л.Новоселова считает, что такой опыт у животных на интеллектуальной стадии развития представлен в форме «функционально-вещных образований», содержанием которых является «отражение опыта предметно-опосредованного способа действия в обобщенной форме, который характеризуется жесткой связью между действием и средством его осуществления и обобщенным отражением связи между средством деятельности» (объектом посредником и самой операции) и «объектом деятельности». Г. Ф. Хрустов предлагает другую, но сходную интерпретацию: «в результате обучения на основе действия с объектом и обобщения двух видов информации — о соотношении объектов с потребностью субъекта и объектов друг с другом — формируется обобщенное и закрепленное отражение основных свойств объектов, существующее в виде " предметно-информационного комплекса"». Из этих определений следует, что для конкретно-психологического анализа содержания отражения необходимо обратиться к анализу процесса образования этого отражения. С.Д.Смирнов говорит об этом как об отражении мира в форме отражения способов действия субъекта. Экспериментальных доказательств наличия отражения в форме обобщенных образов объектов (как результата отражения обобщенных способов действия с ними) в литературе достаточно, а вот способ построения такого отражения исследован не так подробно. По второму пункту — отражение соотношения объектов в ситуации — известно следующее: наличие такого отражения подтверждается опытами с высшими млекопитающими с отсроченным выбором кормушки с приманкой из нескольких пустых, отсроченным нахождением места расположения приманки в сложной ситуации, описанные Л.А. Фирсовым с нахождением объектов, расположенных вне поля зрения, ориентацией в знакомой обстановке и т.д. Согласно И.С.Бериташвили существует отражение целостной ситуации в образном плане, наличие образной па- мяти, в отличие от условно-рефлекторной, в другой интерпрета| ции — наличие когнитивных карт (Э. Ч. Толмен и др.) и т. п. С> такого отражения опять же состоит в том, что животные способ! ны отразить отношения объектов между собой и учесть это. В опьн тах В.Кёлера, Н. Н.Ладыгиной-Котс, Г. 3. Рогинского, С. Л. Ho-i воселовой и других показано, что понгиды способны определить^ какая из нескольких тесемок соединена с приманкой, проследите связь веревки с палкой или корзинкой с кормом, учесть соотношение формы орудия и отверстия в экспериментальной установи ке, характер действия орудием в соответствии с формой объекта; ] с которым производится действие, учесть особенности объектов при конструктивной деятельности (собирании пирамиды, гнез-ij достроении), способны к экстраполяции движения объекта, kohi струированию и вычленению нужной формы орудия, использо^ ванию нужного способа действия с орудием в соответствии с си-f туацией — выуживание, вычерпывание, прижимание к стенке| поддевание и т.д., заливание огня, заклинивание аппарата с тягой веткой, причем именно сухой, так как свежая гнется, и т.д| (эксперименты с шимпанзе и орангутанами В.Кёлера, Н.Н.Ла-? | дыгиной-Котс, Л. А. Фирсова, Ю.Летмата, Д. Румбо и др.). На основе существования у шимпанзе такого отражения свойств! объектов и их отношений друг к другу В. Кёлер делает вывод, что! они способны отражать функциональные свойства объектов, пе-Т реносить это на другие объекты — усматривать в них свойства,! подходящие для выполнения данной функции, и учитывать это в| деятельности. Н. Ю. Войтонис также отмечает, что у антропоидов возникает! В работах, где исследуется отражение функциональных свойств объектов, отмечено, что оно возникает как отражение способа деятельности животного с объектом. В процессе практической деятельности в ситуации животное отражает особенности объектов и их взаимосвязь между собой. Об этом ярко свидетельствуют наблюдения процесса решения задачи — прослеживание шимпанзе взглядом движения предполагаемого объекта (Л. В. Крушинский), перенесение орангутаном взгляда с орудия на замок (Ю.Летмат), примеривающие движения у шимпанзе, не доведенные до конца (В.Кёлер, Н.Н.Ладыгина-Котс, Г.Г.Филиппова), формирование способа изготовления орудия шимпанзе и орангутанами для вы- талкивания приманки из трубки (Н. Н. Ладыгина-Коте, Г. Ф. Хрустов и др.). Отражение результата собственных действий и существование этого отражения в форме обобщенного образа действия исследовалось С.Л.Новоселовой в генезисе освоения приматами способа действия с орудием при решении орудийных задач. С.Л.Новоселова показала, что в процессе освоения происходит отработка движения руки согласно логике «поведения» объекта в ситуации, что ведет к отражению формы собственных действий в зависимости от отражения динамики поля деятельности. Эти данные свидетельствуют, что отражение отношений объектов друг с другом возникают в процессе отражения изменения объектов в результате действий с ними субъекта. Такое отражение существует в форме обобщенных способов действия с этими объектами и обобщенных результатов этих действий. Таким образом, вся сфера отражения связана с формированием движений, соответствующих логике объекта, в результате чего и отражаются в процессе деятельности все особенности объектов, их отношений с действиями субъекта и друг с другом. 4.3. Структура деятельности у антропоидов В структуре деятельности антропоидов можно выделить следующие основные характеристики. На интеллектуальной стадии происходит выделение действия по достижению промежуточной цели, связанное с образованием свободной операции, возможностью свободной компоновки операций в деятельности, отражением отношения промежуточного результата к конечному. Это ведет к возможности перенесения части деятельности во внутренний план: по В.Кёлеру, это нахождение сначала ядра решения за счет переструктурирования ситуации в плане восприятия с последующей его реализацией путем практических действий в ситуации. Это означает наличие отражения результата собственного действия, ведущего к описанным выше особенностям в содержании отражения, к способности соотнесения промежуточного результата с конечным и к тому, как это представлено субъекту. Выше отмечалось, что часть исследователей считает, что такого представления у животных нет. Однако в таком случае достаточно подкрепления промежуточного результата на инстинктивной основе или условно-рефлекторной. Суть же интеллекта состоит в том, что первое действие служит целью для последующего (А. В. Запорожец). Это возможно только в результате отражения субъектом собственных действий, их связи с изменением объектов и закрепления этого отражения в обобщенном виде. Н.Н.Ла- дыгина-Котс считает, что такое отражение не ведет к понимания причинно-следственных связей, так как антропоид отражает толькс внешние, пространственно-временные отношения (хотя и в более сложной форме, чем другие высшие животные). Л. В. Крушин* ский придерживается противоположного мнения, утверждая, чтС| высшие животные способны эмпирически улавливать часть зако1 нов природы (которые также характеризуются в основном ^ странственно-временными отношениями). Эксперименты, прове-; денные со всеми тремя видами крупных антропоидов (с понгида^ ми) по методикам Ж.Пиаже, показывают, что в процессе взаи-| модействий с объектом они адекватно отражают константност объекта, т. е. его качества и отношение к другим объектам, независимо от наличной ситуации, в обобщенном виде, по опыту неоднократной деятельности с ним. Факт отражения отношения результата промежуточного дей-f ствия к конечному результату деятельности доказывается в экспериментах по изготовлению и употреблению орудий, использова-| нию обходного пути и т.д. В этих случаях подготовительная фаза может быть осуществлена различными способами. Варьирование! этих способов говорит о понимании животным достижения про-1 межуточной цели как способа осуществления последующей фазы! деятельности. Эксперименты с тушением огня шимпанзе, под-1 робно описанные Г. 3. Рогинским и повторенные Л. А. Фирсовым, | в которых животные демонстрировали многообразные, применя-1 емые в зависимости от ситуации способы решения (забивание огня | кружкой, тряпкой, переворачивание установки, заливание мо-| чой и водой из озера и т.д.), и другие эксперименты, в которых| мог быть применен различный способ осуществления подготови- i тельной фазы, показывают, что антропоид с самого начала зна-| ет, как принципиально можно достичь конечной цели, и пробле- ] ма только в подборе адекватного ситуации конкретного способа. \ Подбор таких операций по достижению промежуточного резуль- \ тата описан Л. А. Фирсовым в одном из наблюдений: шимпанзе i доставали ключи с помощью занавески, которую для этого надо было сдернуть с окна при помощи палки. Им же описаны различные способы заклинивания дверцы аппарата с тягой ногой, веткой, а впоследствии — с принуждением партнера. В. Кёлер описывает различные способы применения шимпанзе шеста для до-ставания подвешенной приманки — размахивание им с пола, со стены, вспрыгивание на шест. Эти экспериментальные данные свидетельствуют о следующем. На интеллектуальной стадии развития психики в результате взаимодействия с объектами у субъекта формируется отражение свойств объектов, результативности собственных действий и их связи с изменением объектов. Это ведет к отражению соотношения объектов в ситуации. В результате становится возможным перенесение части деятельности во внутренний план в форме усмотрения ядра решения задачи и выбора оптимального способа решения. Это позволяет предположить наличие отражения результата промежуточного действия и его отношения к конечной цели в плане представления. Такое построение основано на существовании в репертуаре животного свободных операций, применяемых в разных сочетаниях для выполнения деятельности. В отличие от других представителей интеллектуальной стадии понгиды способны к отражению сочетания более чем одного промежуточного результата и их связей между собой и с конечной целью деятельности (оставаясь при этом в рамках наглядной ситуации). Учитывая отмеченные выше теоретические разногласия по поводу наличия отражения цели действия у животных, необходимо возможность существования у них такого отражения обосновать экспериментально. 4.4. Отражение промежуточного результата в его отношении к конечной цели деятельности Доказательство наличия отражения промежуточного результата, как ведущего к достижению конечной цели деятельности, подразумевает выявление способности субъекта в плане представления иметь обобщенный образ способа достижения этого промежуточного результата, сам образ того, что должно быть достигнуто, и представление о конечной цели действия. Кроме того, промежуточный результат должен оцениваться как способ достижения конечной цели, за счет чего становится возможным варьировать этот способ. Доказательством наличия такого отражения являются, во-первых, данные наблюдений и экспериментов с высшими обезьянами, а во-вторых, данные о генезисе формирования этого отражения в процессе нахождения способа решения в неизвестной ситуации. 4.4.1. Данные наблюдений, подтверждающие соотнесение промежуточного результата с конечной целью В неволе постоянно наблюдается поведение антропоидов, ясно свидетельствующее об их способности соотносить промежуточный результат с конечной целью. Приведем некоторые примеры таких наблюдений1. Самка орангутана, неоднократно старавшаяся открыть шибер (металлическую дверь) перегона (для чего надо было оттянуть 1 Наблюдения за орангутанами и гориллами проводились авторами этой книги в Московском зоопарке. пружину вниз при помощи палки, нажимая на нее сверху), вд могла достичь успеха, так как для этого требовалась весьма длин* ная и толстая палка, с помощью которой можно было бы такж^ зафиксировать пружину в нужном положении, уперев палку { потолок (в противном случае отжатая пружина не могла бьгпа закреплена в этом положении, палку пришлось бы держать ру^ ками и невозможно было бы воспользоваться открытым шибе< 1 ром). После ремонта полок в клетках самка смогла оторвать от| плохо закрепленного настила большой брус, с помощью кото-| рого сразу же начала действовать нужным способом. Скорость*! с которой она достигла цели, свидетельствовала о представлен1 нии ею способа отжимания и заклинивания пружины для от-* крывания шибера. Все ее движения были направленными, она старательно просовывала громоздкую палку в нужные ячейка решетки, совершенно правильно зафиксировала пружину и от-j крыла шибер. В последующем самка периодически пыталась еде* лать то же самое другими палками, но никогда не возилась долго — после нескольких примеривающих и не доведенных до конца движений она прекращала попытки. В случае с длинной и тол* стой палкой попытки продолжались весьма энергично вплоть д< 3 достижения результата. Это свидетельствует о представлении до 4 стижения результата именно с помощью данного орудия. Следу-1 ет отметить, что открывание перегона само по себе было спосо-| бом достижения определенного результата — выйти в летнюк клетку. Еще один пример: самец орангутан раскручивал проволоку,! которой был примотан металлический наконечник к резиновом> шлангу. Проволока была намотана в несколько мотков, кончив продет под последний виток и загнут в другую сторону. Движения! орангутана свидетельствовали о том, что он представляет, ка* надо разматывать проволоку, чтобы освободить наконечник: от*: | тянув последний виток, он сделал движение просовывания про-1 волоки под него. Поскольку люди пытались различными способа-1 ми отнять шланг, то самец торопился и в момент, когда просовы-5 вал под виток конец проволоки, наблюдая одновременно за людь-1 ми, не заметил, что проволока под виток не прошла, а сразу! начал делать раскручивающее движение в другую сторону. Посколь-1 ку оно не удалось, самец внимательно посмотрел на проволоку и J проделал всю операцию медленно под контролем зрения. Когда! проволока была достаточно размотана, но еще не до конца, а1 шланг явно уже не так плотно облегал наконечник (чувствовалась ■ его подвижность внутри шланга), он сильным движением вытащил наконечник из шланга, что свидетельствовало о понимании им достигаемого результата — не размотать проволоку до конца, а только для достаточного освобождения наконечника, с тем чтобы его вытащить. Этот же самец постоянно использовал куски бетона и другие твердые предметы для разбивания пола клетки: он знал, что под полом проходят трубы, до которых он периодически «докапывался», после чего пол вновь бетонировали, и мотив достижения этих труб с ориентировочно-исследовательской целью оставался актуальным. Если у него не было достаточно твердых предметов для раздалбливания пола, он ногтем отковыривал маленькие кусочки бетона, с их помощью отбивал более крупные, которые и использовал для раздалбливания пола. То же самое этот самец проделывал для раздалбливания края полки около шибера, откуда можно было достать пружину замка этого шибера. Кроме того, он откалывал кусочки бетона и кирпича, которыми разрисовывал двери шибера. Многие из наших орангутанов, завладев предметом, который необходимо было у них отобрать (стеклянная бутылка, тетрадь с протоколами и т.п.), за предлагаемое лакомство отдавали предмет, предварительно расчленив его на части — по одной части за каждый кусок лакомства. Самка гориллы использовала расчленение толстой тетради с другой целью: ей предложили очень заманчивое лакомство, а тетрадь не проходила в прорезь решетки, тогда она разорвала ее пополам и выпихнула обе части по очереди, получив подкрепление в конце. Однажды самка орангутана, отломав кусок фанеры, упорно, в течение почти 30 мин, протаскивала его через решетку не ломая, и наконец нашла нужный угол поворота, при котором фанера пролезла. Если орудие недостаточно подходит для выполнения операции, то попытки его использовать вялы и немногочисленны, в обратном же случае животное может возиться не один час и обычно достигает результата. Это тем более замечательно, что пон-гиды вообще не склонны к длительной деятельности, они быстро перестают работать в эксперименте, если недостаточно заинтересованы. В приведенных примерах видна характерная черта отражения антропоидов: они прекрасно экстраполируют результат в зависимости от качества используемого объекта, т. е. еще до достижения результата прогнозируют успешность использования данного орудия на основе обобщенного знания о соотношении форм, твердости и других свойств объектов. 4.4.2. Экспериментальные данные, подтверждающие соотнесение промежуточного результата с конечной целью Соотнесение результата промежуточного действия с конечной целью подтверждается данными эксперимента, в котором конечный результат ясно отражается животным, а способ его достижения заранее неизвестен, его надо будет найти в процессе решения. В процессе такого нахождения решения животное на каждом этапе отражает свои действия, их результат, происходящие при этом изменения в соотношении объектов, и на основе такого отражения применяет последующие операции. Одним из примеров является эксперимент с выкатыванием приманки с помощью палки из простого лабиринта1.
|