Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Овладение приманкой при помощи подкатывания вдоль решетки 2 страница
При показе экспериментатором процесса оставления следа в первую очередь детеныши обращали внимание на новый способ \ использования карандаша, затем самостоятельно пытались производить движения карандашом для оставления следа. Причем при показе экспериментатором движения определенной формы (ритмичное зачерчивание с оставлением штрихов, ритмичное постукивание с оставлением точек, движение сверху вниз при рисовании линий и т.д.), животные ориентировались не на характер изоб- ражения, а на характер движения руки и имитировали именно его, только впоследствии воспроизводя характер рисунка. Об этом говорит способность к повторению движений практически в первом опыте и способность повторить линию рядом с рисунком экспериментатора, не видя, как он ее рисовал, только самым старшим детенышем и после длительного обучения. Эти данные соответствуют аналогичным данным, полученным на шимпанзе. В.С.Мухина отмечала, что V-образную линию смогла воспроизвести в ее экспериментах только одна самка шимпанзе, которая такую линию до этого спонтанно изобразила сама. Сравнительные исследования, проведенные автором, показали, что освоение рисования (в том числе и по подражанию) происходит сходно у понгид и в раннем онтогенезе ребенка. Помимо этих данных формирование свободной операции иллюстрируют наблюдения повседневной жизни антропоидов (например, их способность к завязыванию узлов). Завязывание узлов орангутанами описано Т. Мэйплом, но он не приводит описания самих операций. Я. Дембовский описывает развязывание (но не завязывание) узлов шимпанзе и орангутанами. Приведем наблюдения такого поведения у орангутанов (данные Г.Г.Филипповой). Один из самцов орангутанов в Московском зоопарке завязывал узлы из резиновой обкладки электроламп толщиной около 1 см квадратного сечения и примерно 1 —1, 5 м длиной. Он складывал обкладку петлями, придерживая посередине, затем протыкал свободный конец от себя в петли, обматывая их все вместе или часть их, растягивал свободные концы, в результате чего получался узел. Иногда он наматывал петли на указательный палец, снимал их все вместе щепотью другой руки и описанным способом обматывал свободным концом и затягивал. Для того чтобы в процессе обматывания петли не расходились и не разматывались, он прижимал их большим пальцем к ладони (фотографии узлов приведены на рис. 13). Формирование отражения функциональных свойств объектов типа веревки (длинной тряпки, каната и т.п.) происходит в онтогенезе при игре детеныша с канатом и тряпками (наблюдения за орангутанами в Московском зоопарке). Детеныш орангутана просовывал неоднократно эти объекты в решетку, обворачивал тряпкой прутья решетки, перекидывал тряпку за перекладину и раскачивался на ней, держась за два конца. Однажды, держа тряпку, завернутую вокруг решетки, за два конца двумя руками, эта четырехлетняя самочка опустила один конец, не переставая тянуть тряпку на себя другой рукой, в результате чего тряпка стала вытягиваться из-за решетки. Тогда самочка аккуратно подтянула уходящий конец свободной рукой, соединила вместе два конца, взяла их крепко в одну руку и так продолжала покачиваться на тряпке. При игре с канатом этот же детеныш сначала выталкивал канат за решетку петлей, так как концы каната были закреплены, затем петля втаскивалась обратно, по- \
1мИр
а
рис. 13. Завязывание узлов орангутаном: ч ^4ел(уточный этап работы с узлом; б) и в) готовые узлы том обвивалась один раз вокруг прута и снова втаскивалась к себ далее этот прием повторялся многократно путем протаскивания пета i и обкручивания за один, два, три горизонтальных или вертикаль* ных прута решетки, потом петля обкручивалась два раза за один j тот же прут и распутывалась аккуратно в обратном направлении. Вс(действия неоднократно повторялись. В этом наблюдении можно уви? деть процесс формирования способов закручивания, протаскивании каната отражение связи его с неподвижными прутьями решетки i собственными Действиями животного. Приведенные данные свидетельствуют об отражении живота ным самого двигательного способа достижения результата и су^ шествовании в его опыте обобщенного способа действия именно как достижения вполне конкретного результата, поэтому при вы* полнении сложной деятельности животное и может предвидеть достигаемый результат. В онтогенезе большая доля отражения и обобщения результа- < тов операций происходит не в процессе направленных на опреде- ] ленную цель усилий, а в ориентировочно-исследовательской И; игровой деятельности, в результате которых и происходит «осво- \ бождение» операций в структуре деятельности и их существова- ■ ние в форме свободных обобщенных способов деятельности. 426 ! 4.6. Генезис действия как способа достижения промежуточного результата, ведущего к конечной цели деятельности Выше был рассмотрен процесс образования операции по достижению предвидимого результата и отражение ее как обобщенного способа действия. В реальной деятельности, состоящей из нескольких этапов, на каждом из которых достигается определенный результат, отражаемый животным как ведущий к конечной цели деятельности, эти операции скомпонованы в плавную последовательность по достижению такого промежуточного результата. Такая структура деятельности характеризуется, по А. В. Запорожцу, как мы уже отмечали, тем, что одно действие служит целью для другого. Как было показано в предыдущих главах, на интеллектуальной стадии возможно соотнесение между собой только результата одного промежуточного действия и конечной цели, при этом само действие может быть разной степени сложности), у понгид появляется соотнесение между собой результатов последовательности промежуточных действий, и каждого из них, как связанных с конечной целью деятельности, т.е. согласно А. В.Запорожцу каждое из действий служит целью для другого, но при этом каждое из них и вся последовательность соотносятся с конечной целью. Именно это можно рассматривать как реальную предпосылку, необходимую для возникновения действия с осознанной целью и возможностью окончательного «разнесения» действий во времени и пространстве друг от друга и от конечной цели деятельности. Ниже приводятся данные, показывающие на конкретном экспериментальном материале, как происходит построение действий по достижению промежуточного результата, отражаемых в соотнесении друг с другом и как ведущих к конечной цели. Эксперимент с орангутанами по выталкиванию приманки из трубки палкой {см. описанную выше методику) с применением указательного жеста. В этом эксперименте ставилась цель «вывести во внешний план» процесс решения задачи для его анализа. Ситуация эксперимента требовала построения действия по достижению промежуточного результата: надо было вытолкнуть приманку из трубки тонкой палкой, после чего приманка попадала в раструб, из которого ее можно было достать только толстой длинной палкой. Таким образом, решение предполагало два этапа: 1) выталкивание приманки из трубки тонкой палкой; 2) выведение из раструба приманки длинной палкой. Первый этап — способ достижения второго этапа. Для того чтобы проследить, какую часть решения животное способно производить во внутреннем плане, а какую необходимо отрабатывать в практической деятельности, в процесс решения было включено использование указательного жеста. Животные должны были указать на нужное орудие, произвести им необхо-| димые действия, указать на следующее орудие: сначала указать нз тонкую палку, вытолкнуть ею приманку из трубки, затем указать! на длинную палку, достать ею приманку из раструба. Таким обра-§ зом получается последовательная цепочка действий. Для этого! животное должно иметь в плане представления как предвидимы* результат: 1) траекторию движения приманки из трубки в раструб и спо-| 2) образ палки нужной длины для выкатывания приманки из| 3) способ осуществления промежуточного действия, результа-| а) умение вытолкнуть приманку из трубки палкой как свобод-| б) умение выбрать для этой или изготовить нужное орудие, т. е.| в) применять способы «а» и «б» в новой ситуации и перестра-1 Использование указательного жеста позволило проследить весь процесс отработки последовательности промежуточных действий по достижению результата, который отражается животным ка* путь к осуществлению завершающего действия по достижении конечной цели — выкатывания приманки из раструба, а это рое действие животному хорошо известно (фаза подготовлен! решения, по А. Н.Леонтьеву, по А. В. Запорожцу, — приведение ситуации в положение, когда можно использовать известный спо4 соб решения). Поэтому все сводится к формированию в процессе деятельности последовательности действий фазы подготовлею решения. Все животные представляли себе способ исполнения завершающего действия — выкатывания приманки из раструба. На это* этапе ни у одного животного не было затруднений, действие осу* ществлялось быстро и гладко, орудие для него выбиралось всегда правильно. О предвидении результата последовательности действий фазы подготовления решения задачи — попадания приманки в| раструб и способа получения ее оттуда — свидетельствует упорный выбор животными орудия, нужного для завершающего дей-| ствия: в начале решения все животные указывают на длинную палку и начинают действовать ею. Однако «ядро» решения — необходимость предварительного выталкивания приманки из трубки (по В. Кёлеру) также сразу есть у животных: все пытаются вставить длинную палку в трубку для выталкивания приманки. В процессе осуществления решения отрабатывается сам способ достижения результата. Эксперименты показали, что у животных уже имеются: 1) способность вытолкнуть приманку из трубки как свободная 2) умение выбрать для этого нужное орудие — все животные Однако компоновка операций в нужной последовательности для выполнения действий по достижению предвидимого результата в новой ситуации отрабатывается непосредственно в процессе решения, т.е. выделяется еще одно промежуточное действие, причем требующее предварительной отработки операций: правильно вставлять палку в нужную ячейку решетки. Кроме того, существуют дополнительные промежуточные действия: указывание на нужное орудие (или его изготовление). Процесс отработки одного из промежуточных действий описан выше в серии по освоению выталкивания приманки тонкой палкой через решетку. В данном случае животные не представляли себе весь процесс выполнения последовательных действий фазы подготовления, так как в него включается еще и выбор нужного орудия. Предвидение конечного результата и способа его достижения в завершающем действии при помощи длинной палки затрудняло правильный выбор нужного орудия для предшествующего действия, поскольку перед животными была поставлена слишком трудная задача: указать сразу на нужное орудие для конечного действия подготовительной фазы, что предполагает представление сразу результатов подготовительной и завершающей фазы решения и способов их достижения: сначала использования тонкой палки, а затем длинной. А ведь сам процесс исполнения конечного действия подготовительной фазы тоже оказался трудным: животные испытывали затруднения в правильном просовывании палки в нужную ячейку решетки. После отработки операций для конечного действия подготовительной фазы — правильного использования тонкой палки в соответствии с расположением трубки у решетки — животные смогли скомпоновать операции в нужную последовательность, что проявилось в третьей серии данного эксперимента: после освоения выталкивания приманки из трубки все животные правильно решили задачу. Однако доминирование орудия для выполнения второго действия все же заметно и здесь — некоторые животные сначала указывают на длинную палку, но попыток ее использования почти нет: они либо просто приставляют палку к трубке и сраз^ показывают на тонкую палку, либо, как сделала одна из само*| отгрызают щепу от длинной палки и действуют ею. Причем эщ самка отгрызла щепу с концами разной толщины и специальнс разглядывала их, после чего вставила в трубку более тонкий конец. То, что тонкая палка использовалась только как орудие дл^ действия выталкивания приманки из трубки и отражалась имение; так, свидетельствует оставление животным тонкой палки в трубч ке после выталкивания приманки и заглядывание поверх установки, чтобы проследить, когда выкатится приманка в раструб во время ее выталкивания из трубки. Таким образом, на экспериментальном материале мы проде-! монстрировали: 1) процесс построения последовательности дей^ ствий по достижению промежуточного результата, который жи-> вотные отражают как ведущий к конечной цели; 2) отражение результатов действий и связи этих результатов между собой, совокупность этих действий и составляет подготовительную фазу решения задачи. Причем все эти действия — достаточне сложные, требующие использования орудий. Сходные результаты! по изготовлению орудия и выталкиванию приманки из трубки,! находящейся в руках у животного, получены на шимпанзе В.Кё-3 лером, Н. Н. Ладыгиной-Коте, Г. Ф.Хрустовым, описаны Т. Мэйп-] лом и Ю.Летматом. ВЫВОДЫ В исследованиях В.Кёлера, Н.Н.Ладыгиной-Котс, Л.С.Выготского,: А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и других были сформулированы основные * критерии интеллекта антропоидов. 1.Решение задачи возникает не путем проб и ошибок, а путем внезап 2.Повторное решение осуществляется сразу, без дополнительных проб..: 3.Перенос операции осуществляется не по сходству объектов (как на ' 4.Деятельность имеет двухфазную структуру — отмечается наличие Изучение поведения антропоидов в процессе решения экспериментальных задач и в повседневной деятельности свидетельствует, что они способны соотносить в плане представления результаты промежуточных действий, составляющих содержание подготовительной фазы деятельности, сопоставлять их между собой и оценивать как способ достижения конечной цели деятельности. На основе такого отражения становится возможным варьировать операциональный состав и содержание действий подготовительной фазы в зависимости от отражаемых особенностей ситуации. Само отражение промежуточного результата как ведущего к конечной цели возникает в процессе построения операции, обобщения ее как способа достижения определенного результата, который затем может соотноситься с результатами других операций в плане представления с целью выбора оптимальной операции для достижения конечного результата. Понгиды предвидят промежуточный результат, отражают его как ведущий к конечной цели, представляют ход решения задачи. Нахождение правильного способа решения происходит как отработка и компоновка свободных операций в гладкую (по В.Кёлеру) последовательность по достижению предвидимого результата. Вопросы для обсуждения 1.Кто из ученых выделял критерии интеллектуального поведения 2.Какие существуют критерии интеллекта животных по содержанию 3.В чем заключается специфика структуры деятельности понгид? 4.Охарактеризуйте особенности содержания психического отражения 5.Какие этапы выделяются в процессе решения практической задачи 6.В чем заключается различие в развитии рисования у понгид и детей? Рекомендуемая литература Бериташвили И. С. Об образной психонервной деятельности животных. — М., 1973. Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта. К проблеме антропогенеза. — М.; Л., 1949. Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна, примитив, ребенок. — М.; Л., 1930. Дембовский Я. Психология обезьян. — М., 1963. Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов: Этологичес-кий анализ в связи с проблемами антропогенеза. — М., 1986. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — Т. 1: Психическое развитие ребенка. — М., 1986. Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. — М., 2001. Кёлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. — М., 1930. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. — М., 1986. Ладыгина-Коте Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. — М., 1965. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология, эволюция. - М., 1988. Новоселова С. Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. — М.; Воронеж, 2001. Рогинский Г.З. Психика человекообразных обезьян. — Л., 1945. Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. — Л., 1966. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993. Фирсов Л. А. Память у антропоидов. — Л., 1972. Фирсов Л. А. Поведение антропоидов в природных условиях. —Л., 1977 Энгельс Ф. Диалектика природы. — М., 1969. ГЛАВА 5 РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА АНТРОПОИДОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ 5.1. Исследования манипулятивной активности антропоидов Рассмотренные в предыдущих разделах экспериментальные дан! ные позволяют заключить, что на интеллектуальной стадии раз! вития психики способность к отражению промежуточного резуль| тата и его отношения к конечной цели деятельности формируете^ на основе отражения и обобщения операции и ее результата, за-j крепления и существования их в отражении с возможностью свободного использования в различных ситуациях. В отличие от дру-< гих животных интеллектуальной стадии, понгиды, помимо этого,) способны к употреблению и изготовлению орудий. Такая способность связана с прогрессивным развитием манипулятивной активности у антропоидов и дальнейшим ее усложнением у понгид, | С эволюционной точки зрения скачок в развитии манипуля-J тивной активности у антропоидов произошел вследствие того, | что основная функция передней конечности (локомоторная) дополнительная (манипулятивная), как они соотносятся во всем! ряду позвоночных, у приматов оказываются совмещенными. Обе | эти функции требовали развития органа в одном направлении и вза-ч имоусиливали друг друга (К. Э. Фабри). В результате произошла суб-\ ституция функций (смена ведущих функций) — прежде дополни-! тельная манипулятивная функция передней конечности стала не? просто основной, а практически единственной у человека, а ее; локомоторная функция полностью утрачена. У антропоидов мы j находим переходный этап: манипулятивная функция руки стано-' вится основной, она выполняет все действия по обработке кормов, комфортному поведению и т. п. Участие в этих действиях ротового аппарата по сравнению с другими млекопитающими, резко убывает (М. А.Дерягина, К. Э. Фабри). Функция локомоции становится либо дополнительной при передвижении по земле на четырех конечностях, причем появляются формы передвижения на задних конечностях с поддержкой руками за ветви, либо эта функция полностью совпадает с манипулятивной по форме движения — обхватывание ветвей при лазании. В результате развития манипуляций у антропоидов возникли новые возможности для построения отражения мира, качественно отличные от возможностей других млекопитающих. Познание мира у антропоидов происходит преимущественно не за счет перемещения особи относительно объектов, как при локомоциях, а за счет перемещения компонентов среды относительно себя. Появляется возможность при отражении результатов собственных действий активно изменять отношения между объектами в ситуации для достижения цели. В результате активного перемещения объектов относительно себя, а у понгид и относительно друг друга, появляется возможность отражать их связи и отношения, закреплять это в опыте субъекта, вследствие чего возможно использовать это отражение для достижения цели. Такое отражение связей и отношений объектов в процессе манипуляций формируется у антропоидов в онтогенезе. Манипуля-тивная активность является основой развития орудийных действий, отличительной особенности антропоидов как «технически» (тонкие движения кисти, пальцев, гаптические способности), так и в плане отражения свойств и отношений компонентов среды. Структура манипулятивной активности и ее отношение к структуре орудийных действий и способности к решению задач орудийного и не орудийного типа, манипулятивная активность как основа всего интеллектуального поведения обезьян и ее особенности у понгид исследовались в работах Н.А.Тих, К. Э. Фабри, К. Паркера, М.А.Дерягиной, автора этой книги и других. Манипулятивная активность как форма взаимоотношений со средой развивается в онто- и филогенезе. У антропоидов она приводит к развитию орудийных действий. У остальных млекопитающих, также проявляющих манипулятивную активность в различной степени, нет орудийных действий такого типа, как у антропоидов, а у человека орудийные действия перерастают в трудовую деятельность. Следует отметить, что в литературе встречается много разногласий по поводу определения самих орудийных действий. Они понимаются по-разному: от полного смешения орудийных и опосредованных действий (Н. Н.Ладыгина-Котс) до определения орудийных действий только как действий по изготовлению орудия при помощи другого орудия (Г. Ф. Хрустов). Другие авторы определяют орудийные действия как использование какого-либо предмета внешнего мира (готового или с доработкой) в качестве функционального продолжения какой-либо части тела для достижения ближайшей цели (Дж. Лавик-Гудолл), употребление внешних объектов как вспомогательных средств, повышающих эффективность поведения (К. Э. Фабри), такие действия с предметом по достижению цели| когда действия руки, оперирующей с предметом, отражают объек| тивные отношения средства к цели (С.Л.Новоселова). М. А. Дерягина и К. Паркер отмечают различия в двух типах ору! дийных действий, первые из которых можно в общем определит! как видотипичные, на основе инстинктивного типа регуляции научения, а вторые — интеллектуального типа, на основе построй ения деятельности сообразно ситуации. Именно второй тип веде| к возникновению предтрудовых действий. Сходное разделение орудийных действий сделано К. Э. Фабри. В этих определениях можно выделить два аспекта. 1. Формирование определенного типа действия, отражающег 2. Наличие посредника действия — орудия, обладающего осо-| В филогенезе происходит изменение качества предмета-посред-1 ника в плане отражения его функциональных свойств вплоть до] того, как эти свойства будут представлены в виде эталона, отра-j жающего свойства орудия как средства решения задачи и появит- j ся способность заранее представлять себе план деятельности, т.е.; выделять в ней промежуточный этап для употребления этого ору-1 дия, соотнеся его с конечной целью. Таким образом, можно сформулировать основные характерно-; тики орудийного действия антропоидов: это действие, направленное на достижение представляемой субъектом цели с помощью оно- • средующего объекта, который отражается субъектом как средство достижения цели. Такой тип действий развивается в филогенезе по двум направлениям: а) техника изготовления предмета-посредника от использования природного объекта до изготовления его с заранее намеченным планом; б) отставленности во времени промежуточного результата от конечной цели деятельности и изменения отражения связи между ними. В таком случае орудийные действия являются формой предметно-опосредованных действий (С. Л. Новоселова), но качественно новым уровнем их развития. Определенный тип орудийных действий — с использованием предмета-посредника и его доработкой и изготовлением непосредственно в ситуации решения задачи — есть только у понгид. Возникает вопрос: почему только понгиды достигают этого уровня развития орудийных действий? Почему развитие манипуляций у других млекопитающих привело только к отражению свойств и отношений объектов, но не к использованию, а тем более изготовлению орудия, у антропоидов — к возникновению возможности такого использования, а у понгид — к возможности изготовления орудия? Ответ на этот вопрос можно получить, проследив развитие манипулятивнои активности в онтогенезе и определив период, когда появляются новые качества этой активности, ведущие к формированию отражения объектов в их связях и отношениях и свободной операции как обобщенного способа действия по достижению результата. В этом отношении большой интерес представляют работы, где сравниваются строение манипулятивнои активности разных видов млекопитающих (К. Э. Фабри, М.А.Дерягина), разных представителей отряда приматов (М.А.Дерягина, К.Паркер) и разных видов понгид (К. Паркер). Анализируя структуру манипуляций, К. Э. Фабри выделил формы фиксации объектов, предложил способ вычисления индекса мультифункциональности передних конечностей, характеризующей сложность и многообразие манипуляций. М.А.Дерягина для выявления дифференцированнос-ти участия отдельных пальцев как показателя развития манипуляций предложила использовать пальцевый индекс, а также различные категории действий и их связи между собой. Все исследователи обращают внимание на особый тип манипуляций приматов — действия с объектами при помощи других объектов. В отличие от прямых действий с объектами, или первичных, эти действия называют опосредованными, или вторичными. Их считают высшей стадией развития манипуляций и непосредственной предпосылкой, предшествующей стадии развития орудийных действий как в онто-, так и в филогенезе. Интересно, что в сравнительных исследованиях первое место по пальцевому индексу, сложности цепочек действий опосредованным действиям, «уникальности» действий занимает орангутан (Р.М.Йеркс, К.Паркер, М.А.Дерягина). К.Паркер выделил еще один фактор — респонсивность, т.е. направленность животного на обследование и действие с объектами. По мнению автора, это врожденное качество, одно из составляющих интеллекта. Оно обеспечивает активные, спонтанные, сложные, длительные, без прямого подкрепления (только с ориентировочным подкреплением) действия с биологически нейтральными объектами, что ведет к латентному научению, вплоть до нахождения конкретных путей решения, облегчающему решение задачи в последующей экспериментальной ситуации, с «настоящим» подкреплением. По этому критерию на первом месте среди понгид также стоит орангутан. Таким образом, основным отличием понгид является наличие и высокое развитие у них опосре- дованных действий, которые рассматриваются как непосредствен: Одним из самых важных вопросов является возникновение опо< средованных действий в онтогенезе понгид и их переход к ору? дийным. К сожалению, работ, направленных на их исследование; не много. Чаще встречаются феноменологические описания дейЗ ствий при помощи предметов в определенные возрастные перио! ды (у шимпанзе — Дж.Лавик-Гудолл, С. Л. Новоселова, Л.А. Ф сов; у орангутанов — М.Брамбелл и др.). В результате многочис> ленных наблюдений выявлены основные этапы развития орудий^ ных действий на основе развития манипуляций (у шимпанзе низших обезьян): хватание предметов, простые действия с пред| метом, опосредованные действия, орудийные действия (М.А.Де| рягина, Дж. Лавик-Гудолл, Н.А. Тих, К. Э. Фабри и др.). Причел отмечено, что особенно важным моментом является возникнове\ ние опосредованных действий как предшествующих орудийным. Не4 которые этапы онтогенеза описаны достаточно подробно. Это фор-* мирование акта хватания (Н.А.Тих), причем сравнительно на детях и детенышах гамадрилов, развитие орудийного действия у шимпанзе и капуцина (С.Л.Новоселова, Л.А.Фирсов). П.Я.Гальпе^! рин предложил отличать орудийные действия человека, соверша-1 ющиеся по логике орудия, от орудийных действий животного типа,; совершающихся по логике естественного органа. С. Л. Новоселова; показала, что у шимпанзе в процессе онтогенеза также формируются действия по логике орудия. Происходит отражение связи «средство (действие с орудием) —цель», и деятельность перестраивается по этому типу с учетом отношения «средство—цель». Кроме того, происходит изменение моторного компонента движения руки в сторону, более совершенного и экономного. Этот процесс у антропоидов и детей идет по сходному плану, но с существенно большей скоростью и свернутостью отдельных этапов у детей.! Наиболее интересным моментом в онтогенезе являются переход-1 ные периоды — возникновение самих опосредованных действий и! их преобразование в орудийные. В эти периоды происходит фор-j мирование тех особенностей отражения и структуры деятельное- ] ти понгид, которые ведут к описанным выше их возможностям.
|