Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Овладение приманкой при помощи подкатывания вдоль решетки 5 страница
В.В.Бунак прослеживает генезис формирования человеческого способа представления, начиная от стадии конкретных представлений у животных через комплекс, основанный на использовании искусственных средств у первобытного человека, к понятию у человека. Это формирование идет как развитие представлений о действии и его результате, что приводит к способности соотносить в одном акте несколько представлений и строить деятельность из многих действий с отражением их результатов. Происходит это в процессе разделения труда и присуще промежуточной форме между антропоидами и человеком. Подобно уже приведенным авторам Ф. Клике отмечает, что познавательный потенциал у антропоидов есть, но нет стимула к объединению «интеллекта и звука», т.е. опять же потребности что-то сказать друг другу. Возникает это в антропогенезе только при потребности в кооперативной деятельности, т. е. разделении труда. С. Л. Новоселова прослеживает генезис возникновения отражения в форме функционально-знаковых образований как основного отличия человека от антропоидов. Основное отличие мышления человека — это мышление для других. Что и требует означивания. У антропоидов орудийные действия и форма отражения — функционально-вещные образования — формируются в процессе индивидуального опыта, а у детей — на основе усвоения готового:; опыта, что является единственным способом овладения человеческим способом действия. Опыт деятельности, отраженный в функ- \ ционально-вещных образованиях, в процессе социального взаимодействия, превращается в функционально-знаковые образования, что про- ' исходит путем приобретения орудием функции знака деятельности, \ т.е. деятельность получает знаковое существование. Это есть вы- (несенное вовне функционально-вещное образование. С помощью \ этого процесса согласно Л.С. Выготскому образуется сначала знак, ' материализованный в предмете, а затем в слове. Возникновение { знака происходит, когда предметно-опосредствованная деятель-j ность, уже содержащая в себе возможность возникновения знако-| вой функции, т. е. закрепления значения за орудием, приобретает! социальный характер (что происходит при разделении труда). Hal этой основе возникает новое средство — речь, ведущее в дальней-1 шем к формированию собственного физиологического субстрата| в головном мозге. Общим для всех приведенных выше представлений об антро-З погенезе является положение о том, что орудийные действия антЛ ропоидов преобразуются в трудовую деятельность человека. ОсновЛ ные характеристики трудовой деятельности: возможность осознаем ния цели промежуточного действия по отношению к конечному ре-\ зультату, способность к планированию, разделению действий межд участниками, отставленности во времени промежуточного действшй от конечного результата, т. е. выделение действия с осознанной це-% лью на основе использования искусственных средств организации® отражения— знаков. Возникает такая способность на основе «сра~\ щивания» (по Л. С. Выготскому) коммуникативной и орудийной функ*\ ций, что составляет сущность процесса возникновения трудовой деятельности. Однако сама трудовая деятельность возникает не на основе использования знаковых средств, а напротив, знаковые средства образуются в процессе развития трудовой деятельности. Получается, что трудовая деятельность в своей первоначальной форме возникает без использования этих средств как способ решения стоящих перед субъектом задач, а в процессе ее развития возникают новые средства, которые в свою очередь организуют ее по-новому. В этом случае следует предположить такую переориентацию наличных возможностей субъекта (имеющихся на предчеловеческой стадии развития психики) для решения новых задач, которая сначала приведет к переструктурированию деятельности с помощью уже имеющихся средств, затем к формированию новых средств для организации этой деятельности, а в дальнейшем к формированию нового функционального образования — нового психического процесса (мышления) и его физиологического обеспечения (структур мозга). Основной путь такого развития можно охарактеризовать следующим образом. У понгид имеет место отражение в форме представления связей и отношений, позволяющее им использовать и изготовлять орудия с представлением промежуточной цели в ее отношении к конечному результату, но не в отрыве от ситуации. На этой базе при возникновении новых условий, требующих разделения труда и отставления во времени и пространстве промежуточного действия от конечного результата, появляется необходимость вывести имеющиеся у субъекта представления вовне, означить их и регулировать на такой основе совместную деятельность. Это приводит к развитию мышления и сознания. Таким образом, исходная точка — интеллект понгид, промежуточный этап — возникновение необходимости разделения труда и конечный момент — возникновение новых средств отражения и структуры деятельности. Содержание переходного периода заключается в необходимости передачи содержания своего отражения другому в процессе разделения труда. Основа для такой возможности — наличие этого представления у субъекта. Основой возможности разделения труда является выделение подготовительной фазы деятельности и последовательности действий с промежуточной целью, отраженными в плане представления. Для реализации такого процесса необходимо развитие общения, во-первых, как условия возможности совместной деятельности и разделения труда и, во-вторых, как основы освоения в онтогенезе новых способов деятельности. Для дальнейшего анализа подведем некоторые итоги. 1. У понгид содержанием психического отражения является отражение свойств и отношений объектов, отражение результа- тов собственных действий и представление отношения прол точных целей между собой и их связи с конечной целью де* ности. 2. Подобный опыт в его обобщенной форме нарабатыва 3. У ребенка до овладения искусственными средствами фо]: 4. В антропогенезе возникает способность к разделению труд 5. Суть антропогенеза состоит в развитии новых средств овла 6. В антропогенезе происходит самостоятельное изобретение эх 6.4. Экспериментальное обоснование наличия у понги/ предпосылок, необходимых для развития сознания в антропогенезе Анализ теоретических и экспериментальных подходов к иссле! дованию антропогенеза позволяет вьщелить следующие проблемы! Сформулируем их в виде вопросов. ■ S Если новая функция возникла в результате появления новьц требований среды и представляла собой первоначально новьй способ переорганизации наличных средств, то каков путь это! переорганизации? S Если функция общения изменяется до приобретения ею един-! ственно возможного способа построения видотипичных отноше-| кий с миром — усвоение готовых средств деятельности В 3HIK0-пой форме, то каким образом это произошло в филогенезе? Для решения первой из поставленных проблем необХОДИМд| " iso-первых, уточнить характер требований среды, в ответ на которые возникли соответствующие изменения в отражении и деятельности, а во-вторых, выявить у субъекта те особенности, которые прогрессивно развивались в антропогенезе и послужили основой возникновения качественно новых, специфически человеческих особенностей. Тогда мы сможем представить конкретный путь такого развития. Требования среды достаточно хорошо описаны в литературе. При изменении образа жизни предчеловека в результате изменения климата и борьбы за существование, предковые формы гоми-нид покинули леса и приспособились к жизни в саванне. Это повлекло за собой необходимость хранения и изготовления заранее средств деятельности — орудий труда, так как их невозможно было легко найти и изготовить на месте. Усложнение добычи и обработки объектов питания привели к усложнению самих орудий и соответственно к усложнению их изготовления, а также к необходимости их предварительного изготовления, поскольку условия охоты не давали возможности изготавливать орудия в процессе ее осуществления. Усложнение деятельности по добыче, обработке пищевых объектов и изготовлению орудий привели к необходимости разделения деятельности между ее участниками и необходимости представленности конечной цели и промежуточного результата всеми участниками. Всех этих требований нет в условиях жизни современных антропоидов. Однако в антропогенезе эти условия во всем их комплексе возникли достаточно быстро, по сравнению с возможностями генетического изменения организации поведения. В общем принимая, что выходящие в саванны предки человека были примерно на уровне современных антропоидов (хотя в принципе не имеет значения, возникли ли необходимость и способность к изготовлению орудий и разделению труда после этого или до этого), у них должны обнаруживаться те потенциальные возможности, которые обеспечили такое развитие. На основе предыдущего анализа можно определить эти предпосылки. 1. Способность к хранению и использованию объектов соглас 2. Способность к отставленное™ промежуточного действия от 3. Способность к применению опосредующего объекта для из 4. Способность к изобретению и использованию искусственных I.A 5. Способность к разделению деятельности между участника 6. Способность к новым способам приобретения опыта на о При сохранении требований среды (как изменяющихся в о ределенном направлении условий существования) эти предп< сылки будут развиваться, что и приведет к развитию труда и во: никновению на его основе знакового отражения. Поэтому, кром! доказательства их наличия, надо показать их способность к развит тию на данной стадии. Для доказательства высказанных выше в пунктах 2 и 3 предпО' ложений необходимо рассмотреть этапность изготовления орудиз и развития отражения в этом процессе и определить, почем; возникает необходимость отражения в знаковой форме, можно ли добиться этого без наличия ких средств и каким образом? Затем следует пока зать, что возникновение знака в другом процессе общении по поводу процесса труда, вращивае ся в этот этап и используется в нем для ег организации. Это и будет способ организации наличных средст; для решения новой задачи. Средство — знаковая форма существования отражения — уж< | есть и используется в общении, т.е., по Л.С.Выготскому, для(организации интрапроцессов (совместных). Затем оно интериорж зуется и используется для организации индивидуальной деятель ности субъекта и становится средством отражения. Далее это сред ство получает самостоятельное развитие и преобразует всю деятельность и отражение субъекта. Разумеется, вместе с этим идет процесс преобразования физиологических оснований в нервной системе (развитие соответствую ющих отделов головного мозга). Обсудим подробнее наличие у понгид предпосылок, необходимых для возникновения в эволюции человеческого сознания. Способность антропоидов к использованию объектов согласно? их функциональным свойствам уже обсуждалась. Для иллюстрации можно привести несколько примеров из наблюдений за пон-гидами: один и тот же объект может в зависимости от ситуации использоваться по-разному. Это говорит об усмотрении в нем субъектом разных свойств в соответствии с ситуацией: вода — для питья, заливания огня, намачивания тряпки для игры, игры с водой во рту и в сосуде, намачивания тряпки и рисования ею и т.д.; многообразие применения палки не требует дополнительного доказательства; тряпки могут применяться как качели, губка, одежда, материал для гнезда, в пищевой деятельности — разгрызание в тряпке корма и высасывание через тряпку, в целях достижения других объектов и т.д.; кружка может быть использо- вана для питья и смешивания воды и еды, для долбления пола, произведения шумовых эффектов, для игры; шляпа — для смешивания еды, питья, как губка и т.д. Многие объекты приобретают постоянное пользование: шины — для сидения, тазики — для еды и питья (а детенышами — как гнездо), и т.п. При этом объекты обычно используются с учетом их свойств, а не только и не столько как заменитель орудия для достижения результата: большая коробка — как гнездовой материал и как «одежда»; пластмассовая бутылка — для закладывания и наливания в нее, хотя такой необходимости нет. Это поведение — «ведомое» свойствами объекта. Примеры переноса и хранения объектов также уже обсуждались. Часто используемые или новые объекты обычно переносятся с собой — стволы и шины, на которых удобно сидеть, палка, удобная для доставания объектов из-за решетки, ветки для гнезда. Часто эти объекты переносятся с собой в течение многих дней, что существенно затрудняет поддержание их в гигиеническом состоянии. Пластмассовые тазики, которые понгиды могут легко сломать, иногда неповрежденными хранятся месяцами и постоянно используются. Следует учесть, что тенденция к деструктивным действиям с новыми объектами выражена у понгид достаточно сильно. Только постоянно используемые «по назначению» объекты так долго хранятся. Л. А. Фирсов отмечал, что при необходимости шимпанзе уходили за несколько десятков метров от экспериментального места для выламывания нужной палки и иногда некоторое время переносили ее с собой и пользовались одной палкой в течение многих проб. Это свидетельствует о том, что даже в ситуации, очень близкой к естественной, антропоиды используют орудие, заранее сделанное. Пусть эти действия недалеко разведены во времени и ситуация сохраняется единой, однако само построение решения — подбор или изготовление орудия и затем его использование — не так жестко связаны. Если орудие уже есть, то оно используется, если оно исчезает или становится негодным, то изготовляется вновь. Это можно рассматривать как первый этап отставленности действия по изготовлению орудия от ситуации его применения, особенно если добавить сюда способность закреплять за объектом определенную функцию. Отставленность промежуточного результата от конечного с сохранением единства деятельности во времени доказывается и опытами А. И. Счастного и Ю.Летмата по формированию продолжительной многоэтапной деятельности у шимпанзе и орангутанов и другими данными. Возможность изготовления орудия при помощи другого объекта, природного или дорабатываемого, также уже описывалась выше. Кроме приведенных выше экспериментов А. И. Каца с шимпанзе, наблюдений за разбиванием самцом орангутаном пола, можно привести сходный эксперимент Ю.Летмата с орангутаном по пользованию камня для разрезания веревки, которой была щ вязана приманка, затем по обучению для этих целей путем лод£ жания отбиванию режущего края камня молотком. Такой кр* рий интеллекта, как широкий перенос навыка, ни в коем сл> нельзя отрицать, но вместе с тем возможность изготовления of дия, многообразие опосредованных действий, способность к слоя но скомпонованным операциям, к отражению результата пром| жуточного действия по отношению к конечному, присоединяя^ к широкому переносу, только и могут обеспечить интеллектуал! ную деятельность. Одного переноса здесь явно недостаточно, та как им обладают в высокой степени и другие млекопитаюш^ Скорее, налицо новое качество такого переноса: существоваш свободной операции и способность к сопоставлению промел точного и конечного результата. Теперь обратимся к анализу отражения в процессе изготовле ния орудия. Можно выделить пять этапов развития процесса изготовлен! -орудия при помощи другого орудия. 1. Функциональное использование объекта на основе отраже*) 2. Доработка этого объекта в соответствии с отражением егс 3. Хранение орудия как отражение того, что подобная ситуация; 1 4. Изготовление орудия для определенной цели впрок. Сохра 5. Изготовление орудия при помощи другого орудия с определенной целью его использования — это уже второй этап отстав-ленности промежуточной цели, причем не во времени, а в смысле иерархической их соподчиненности. Критическим в антропогенезе является пятый этап, который по сути, есть преобразование четвертого этапа с возможностью удержания в плане представления отношений промежуточных результатов к конечному. А сам четвертый этап строится на основе второго — обработки орудия в процессе деятельности. Рассмотрим, как это происходит. Изготовление орудия включено в деятельность по достижению объекта. Цель — достать приманку. Средство — применение орудия, причем известным способом. Орудие это не подходит. В таком случае: 1) отражается несоответствие качества орудия задаче либо в 2) производится следующая проба: а) опробование действия 3) в случае «2а» всегда происходят мелкие скачки экстраполя 4) при достижении решения отражаются основные качес 5) в последующих пробах происходит оптимизация способ! а не для овладения объектом. В результате такого процесса формируется закрепленное отр! жение как формы орудия, так и способа его изготовления. В да нейшем на основе способности к хранению орудия в отражер закрепляется возможность применения его для определенных целе Это в итоге может быть использовано и как выполнение промел точного результата, т. е. для изготовления и применения орудия щ помощи такого, закрепленного уже в опыте образа объекта. При предварительном изготовлении орудия, которое будет ни пользоваться для изготовления другого орудия, которое в сво| очередь будет применено для достижения цели деятельности, т. < при полностью человеческом изготовлении средств труда, отра жается: 1) орудие 1 (то, которое необходимо для достижения цели) 2) отношение орудия 2 (того, которое нужно для изготовле-1 3) образ орудия 2, план его изготовления. участниками необходимо, чтобы и все описанные образы суще-j ствовали одинаково для всех, что, как мы видели, требует их материализации — означивания. Что можно приписать понгидам, опираясь на уже известные нам данные об их отражении и деятельности? 1. Отражение отношения орудия к объекту деятельности, су 2. Образ орудия и способ его изготовления. Способ изготовления орудия неотрывен от образа орудия и способа его употребления. Для их разделения необходимо отделение комплекса «образ орудия—способ его применения» от способа его изготовления во времени, т. е. сохранение этой связи не как навязанной ситуацией, а как представление отдаленной цели. А для того чтобы образ сохранялся и была возможность с ним работать (нри планировании изготовления орудия), надо, чтобы были соответствующие средства, так как чувственные образы сами по себе привязаны к физиологическому субстрату и для их актуализации необходима активация этого субстрата. Эти соотношения отражены в схеме на рис. 14. Рассмотренный процесс возможен у понгид только при сохранении ситуации, поэтому многоактная их деятельность все же неразрывна и протекает как единая во времени. Это и привело Н.Н.Ладыгину-Коте к утверждению, что антропоиды — рабы внешней ситуации. При образовании навыка в специально организованном обучении или самостоятельно на основе переноса изготовление орудия при помощи другого орудия в общем возможно, но только у самых способных понгид и при обучении типа дрессировки, а не естественной организации деятельности в соответствии с отражением ситуации самим животным. Столь сложное поведение наблюдается именно в неволе, где существует возможность и необходимость компенсаторного манипулирования (по К. Э. Фабри). Это обусловлено нехваткой деятельности по удовлетворению потребности, а также наличием обогащенной среды в смысле постоянной возможности действий с объектами, обладающими многообразными функциональными свойствами, что обеспечивает разви-
II х о, 3 °
2 5 ё о S и
|