Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЧАСТЬ III. 7.1. История и основные направления сравнительных
ГЛАВА 7 СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ 7.1. История и основные направления сравнительных исследований психики дочеловеческого и человеческого уровней развития Как уже отмечалось в разделе по истории зоопсихологии и сравнительной психологии, изучение психики животных и эволюции психики в целом с самого начала своего становления было ориентировано на познание происхождения психики человека и носило сравнительно-психологическую направленность. В данном разделе мы рассмотрим, как в русле различных подходов изучались сравнительные аспекты психики животных и человека. В теоретическом плане все эти исследования обращены к сравнению психики человека и животных и проблеме происхождения сознания человека. В экспериментальных же исследованиях, которые всегда имеют более узкий предмет изучения, ставятся конкретные задачи исследования сходства и различия психики человека и других животных, а также обнаружения у животных предпосылок специфически человеческих особенностей психики. История теоретических и конкретно-экспериментальных сравнительно-психологических исследований восходит еще к трудам античных философов и естествоиспытателей, продолжается в русле развития эволюционных воззрений, обобщенных в XIX в. в учении Ч.Дарвина, в котором сформулированы основные закономерности эволюции и, в частности, закон ведущей роли функции по отношению к органу, в котором и обосновывается роль психики в эволюции животного мира: необходимость изменения поведения на основе отражения новых требований среды и возникновение нового способа регуляции взаимодействия животного с этой изменившейся средой, что и является механизмом появления сначала функционального органа, а затем и морфологического. В работах Ч.Дарвина обосновывается действие общих законов эволюции в филогенезе психики (в сравнительном плане анализ развития инстинктивной регуляции поведения, эмоций и т.п.). После этого периода идеи преемственности психики чело! и других животных в целом стали общепризнанными, хотя до j пор существуют разногласия, в чем именно проявляется эта емственность и насколько она выражена в регуляции отношен с миром у человека. Существуют два крайних подхода, ко можно охарактеризовать как: 1) размывание грани ме] ду психикой человека и других животных и 2) лубление пропасти между психикой человека другими животными. В этих подходах в первую очередь pfl личаются задачи, которые ставят перед собой исследователи: в) явить общие черты в психике человека и других животных показать их качественное различие. Разумеется, при сравните ном изучении уровней развития эволюционирующей системы] ней должны быть обнаружены общие особенности, которые растеризуют это развитие как развитие именно д а н н i системы, и различные, которые характеризуют качестве] ные особенности каждого уровня развития да] ной системы. Развитие теоретических сравнительно-психологических пре ставлений в конце XIX и XX в. происходило в трех направлею в русле общей теории эволюции психики и происхождения челе веческого сознания; на базе сравнительно-психологических ис следований в ведущих психологических направлениях; как теоре| тические представления относительно развития частных психоло! гических структур. 1. Общие теории эволюции психики и происхождения человечеЫ кого сознания. Теоретические представления об эволюции психики и проис-i хождении человеческого сознания были подробно охарактеризо*! ваны в соответствующих разделах учебного пособия. В исследова* ниях, посвященных этой проблеме, психика рассматривается как целостное образование, выполняющее определенную роль в регу-j ляции взаимодействия субъекта психики со средой. Общим для этих исследований является целостный подход к анализу психики и ее развития в эволюции, выделение функций психики как фактора эволюционного процесса в целом и функций психики в регуляцищ субъектно-объектного взаимодействия. В этих подходах всегда при- i сутствует определение психики как частного проявления некоего общего свойства, выделение качественных особенностей, характеризующих ее как это частное проявление, а также выделение качественных эволюционных стадий преобразования самой психики в филогенезе (опять же выделение стадий развития психики как целостного образования, а не отдельных ее функций, составляющих и механизмов). Возникновение психики человека рассматривается как закономерный процесс развития психики в целом, и сама психика человека выделяется как качественно новый фи- логенетический уровень развития по тем же критериям, по которым выделяются и другие уровни. Можно выделить следующие направления, в которых представлен целостный подход к эволюции психики и происхождению сознания человека. Философия. Еще в античной философии критерием отличия человека от животных предлагалось считать отличие души (психики). Наиболее определенно это выражено у Аристотеля, считавшего, что душа животных — телесная, неразумная и смертная, а душа человека — идеальная, разумная и бессмертная. Позднее в учении стоиков изучались врожденные (инстинктивные) способы регуляции поведения животных (и человека) и прижизненно приобретаемые (научение) формы поведения. Эти представления на долгое время определили парадигмы «разумного — неразумного» и «врожденного — благоприобретаемого» в сравнительных исследованиях психики человека и других животных. В философских системах Б.Спинозы, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля строилась целостная картина мира, в которой развитие души (мышление как атрибут субстанции у Б.Спинозы, абсолютные врожденные идеи у И. Канта, самореализация Абсолютного духа у Г. В. Ф. Гегеля) рассматривалось как преобразование имманентно присущих материи свойств, общих закономерностей движения материи, являющихся проявлением «абсолютной идеи», и т.п. В работах Г. В. Ф. Гегеля, обобщающих все философские и конкретно-научные достижения того времени, сформулированы основные законы диалектики как всеобщие законы развития, которые явились основой дальнейшего становления диалектического материализма (в первую очередь благодаря работам Ф.Энгельса, а также Г.В.Плеханова, В.И.Ленина и др.), общих теорий развития и позднее теории систем как высшего уровня современной методологии науки. Во второй половине XX в. системный подход стал ведущим и в психологии. Биология. В биологии психика рассматривалась как фактор эволюционного процесса, причем многие авторы признавали ведущую роль психики как механизма эволюционных преобразований. Эти идеи высказывались еще французскими эволюционистами, и были закреплены в учении Ч.Дарвина. Логическим завершением этого учения явились представления о происхождении человека (Ч.Дарвин, Т. Геккель, Э. Гексли и др.). В начале XX в. психика как ведущий фактор эволюции рассматривалась А. Н. Северцовым, В.А.Вагнером, позднее в общебиологическом аспекте эти идеи развивали Б. П. Мантейфель, С. И. Левушкин и другие ученые. Одним из направлений биологии, занимающихся общими проблемами происхождения человека, является антропология. В антропологии еще в середине XIX в. высказывались идеи о развитии психики в антропогенезе как ведущем факторе становления человека, которые были обобщены Ф.Энгельсом в представлении о «гоминоидной триаде» как триединстве факторов, определивших возникновение человека: прямохождение, труд, речь. Два из них —; коллективная трудовая деятельность и речь — являются психичес-^ кими преобразованиями. К середине XX в. в антропологии по-: явился целый ряд гипотез, объясняющих процесс антропогенеза с позиции развития специфически человеческих особенностей психики: трудовой деятельности, общения, речи, стратегий семейных и материнско-детских отношений, искусства и т.п. (на русском языке обзоры и анализ этих подходов представлены у' Г. 3. Рогинского, С. А. Семенова, Д. Джохансона и И. Иди, Э. Б. Тай-лора, Л.Леви-Брюля, К.Леви-Стросса, М.А.Дерягиной и др.). Психология. В психологии теоретические подходы, посвященные целостному анализу развития психики и происхождения человеческого сознания, немногочисленны. Чаще исследователи обращаются к самому определению психики, ее функциям, строению и уровням (функционирования и развития) с целью выявления всех этих аспектов и объяснения их содержания и функционирования у человека (взгляды Г. Спенсера, И. М. Сеченова, П. Я. Гальперина, X. Вернера и др., которые были описаны выше). Эволюция психики и происхождение человеческого сознания, а также общие закономерности и механизмы этих процессов как самостоятельная теоретическая задача представлены в работах Л. С. Выготского, Н. Н. Ладыгиной-Коте, А. В. Запорожца, А. Р. Лу-рия, А.Н.Леонтьева, и теоретическое обоснование взглядов которых содержит системная теория эволюции психики А. Н.Леонтьева. Дальнейшей разработкой этого направления и является подход, представленный в данном учебном пособии.
|