Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование новых средств в организации отражения и деятельности и способность антропоидов к совместной деятельности.
Сформулированное выше положение о том, что новый психический процесс, связанный с овладением и использованием искусственных средств, возникает на основе переорганизации имеющихся психических процессов, обязывает предположить, что у понгид в виде соответствующих предпосылок существует пред-диспозиция в развитии и использовании этих средств: 1) способности к использованию таких средств на основе ин 2) способности к совместной деятельности как условию, тре Способность к овладению искусственными способами общения и использования их как для организации совместной деятельности, так и для оформления отражения, как уже упоминалось, доказывается экспериментами с обучением понгид знаковому языку. Однако это показывает только способность антропоидов принять такие средства извне, что вместе со способностями к новому способу обучения ведет к усвоению опыта в онтогенезе. Нужна еще одна способность, причем основная в антропогенезе, — изобретать новые средства общения. Многими исследователями высказывается мнение о первичности жестового языка. Обоснование этого положения было получено при анализе общения у приматов и обучении их жестовым искусственным языкам (В.В.Бу-нак, Н.А.Тих, Л.И.Уланова, Р.А. и Б.Гарднер, Д.Премаки др.). К. Э. Фабри отмечает, что на основе видотипичных способов общения животные при необходимости способны изобретать новые способы для общения с человеком, которые ведут к взаимопониманию и эффективному осуществлению совместной деятельности (все способы общения человека и домашних животных). В неволе орангутаны сами спонтанно изобретают новые жесто-вые способы общения с человеком: практически все используют жест высовывания губ в решетку как просьбу, а если человек не смотрит в их сторону — этот жест сопровождается активным чмоканием. Для приглашения человека к общению обезьяны просовывают ладони в решетку и машут ими по направлению к себе. Этот жест используется только при желании общаться, а как просьба — всегда используется высовывание губ в решетку. Такое высовывание губ, несомненно, имеет генезис от вытягивания губ орангутанами при эмоциональном возбуждении и попытках взять объект у другого. Но способ его использования и манера исполнения не имеют аналогов в естественном поведении этих животных. Такой жест быстро закрепляется, если становится успешным. Генезис жеста как средства общения из ранее «делового» движения детально проанализирован Н. А. Тих. У орангутанов в неволе жест протягивания ладони используется только при получении ос та, а чтобы попросить определенный объект, они активно» пользуют указательный жест, который был искусственно ее мирован для этих целей. В этих случаях важно дифференциров ное использование жестов для разных целей, а главное — cal стоятельное изобретение жестов для общения. Как вариант ус новки на обучение могут быть рассмотрены результаты экспе| ментов Н. А. Тих с гамадрилами по обучению изобретению но! движений каждый раз для получения подкрепления: их смыс том, что подкрепляется только принципиально новое движен! Это также свидетельствует о предпосылках для изобретения кусственных средств общения. Далее необходимо рассмотреть способность антропоидов к i вместной деятельности как условию возникновения средств щения. Как было отмечено выше, это должна быть совмест деятельность по изготовлению орудия, так как только в процес такой деятельности появляется необходимость передачи содерл ния своего отражения другому и одновременно возможность м| териализации этого отражения в объекте. Однако как npoo6j: такой ситуации правомерно предположить, сначала хотя бы принципе, способность к совместной деятельности. Эта способность доказана экспериментами Н. А. Тих с гама рилами, хотя в этом случае совместная деятельность формировай лась как поэтапное обучение. Однако в этой деятельности обезья| ны оказались способными использовать даже предварительно сфор! мированный указательный жест, что снова доказывает существо*; вание предпосылок использования новых средств общения для организации совместной деятельности. В экспериментах Л. А. Фирсова шимпанзе уже действительно де В зоопарке совместная деятельность наблюдается как координация усилий человека и обезьяны для достижения одного результата, преследуемого обоими участниками, например при просовывании в решетку трудно проходящих объектов, причем понгиды (орангутаны) обращают внимание на характер действий человека и соотносят с ними свои — в направлении движения объекта, интенсивности применяемых усилий и т.д. То же наблюдается при открывании шиберов, которые трудно двигать. И орангутаны и гориллы, следя за движениями человека и шибера, толкают его в нужную сторону, в нужный момент и с нужным усилием. Более сложная деятельность осуществляется при необходимости ситуативного поведения для помощи человеку. При перегоне обезьян, если одна не делает того, что нужно, другая, явно видя недовольство человека, возвращается и подгоняет ее. При необходимости перемещения взрослой самки орангутана в отдельный перегон находящаяся с ней рядом другая самка после безуспешных попыток вытолкнуть ее (причем первой предлагалось лакомство, которое вторая и не собиралась брать), увидев, что перегонять первую собираются при помощи шланга, сделала последнее, что она могла: освободила проход и отошла в противоположный угол, чтобы не мешать. После перегона первая обезьяна сразу же потянулась за лакомством, а «помогавшая» нам не пыталась его получить, так как подкрепление полагается только за выполнение действия (что обе обезьяны прекрасно понимали). В этой сложно организованной деятельности все участники представляли конечную цель, и часть из них объединилась для ее достижения. Таким образом, у понгид есть практически все предпосылки, необходимые для перехода на следующий уровень развития психики. Остается последнее: выяснить путь становления нового способа освоения опыта в онтогенезе — усвоения способов деятельности в отличие от их самостоятельного изобретения. 6.5. Предпосылки появления нового способа освоения опыта у понгид Для доказательства наличия предпосылок формирования нового способа освоения опыта у антропоидов необходимо рассмотреть следующие вопросы. 1. Различия в приобретении опыта животными и ребенком в 2. Сущность подражания и его развитие в филогенезе. 3. Прогрессирующая способность антропоидов к развитию но 4. Развитие общения и приобретение им новых функций от Различия в приобретении опыта животным и ребенком можно охарактеризовать следующим образом: животное приобретает опыт и строит отражение среды в процессе самостоятельного взаимодействия с миром. Это отражение заключается в построении образа объекта и образа собственных действий в процессе индивидуальной деятельности. Ребенок в начале своего развития также приобретает чувственный опыт, но помимо этого у него формируется отраже- ние и объективных свойств объектов, что возможно только / ее словесно-логических средств и в свою очередь дает возмог отражения того, с чем субъект никогда не взаимодействовал^ В более крупном масштабе как освоение способов животные, кроме самостоятельного формирования этих спой способны приобретать их по подражанию, которое, одна» является решающим. Ребенок также получает возможность; ния готовых способов деятельности по подражанию, приче* форма становится у него основной. Весь дальнейший ош опыт деятельности с человеческой предметной средой форл ется на основе усвоения эталонов, существующих в обще< | В таком случае можно сформулировать две проблемы: 1) развитие подражания в филогенезе как формы овладв 2) возникновение в антропогенезе использования искусст Опираясь на имеющиеся в психологии представления (в мости, Л.С.Выготского), можно заключить, что появление спс нос/пи использовать искусственные средства, возникшие в об! нии и для целей общения, и для построения отражения, и фор рование нового способа научения — усвоения готовых способов тельности — возникают как два разных феномена. Их взаимооб% ловливание в антропогенезе и является отправной точкой развш, человеческого способа отношений с миром. О развитии искусственных средств в общении уже говорило^ выше при описании обучения антропоидов искусственным язв кам и изобретения ими новых способов общения, где была покй зана способность антропоидов к использованию их для организм! ции отражения. Теперь надо рассмотреть развитие новой фор]\ научения как усвоения готового способа деятельности. Генезр этой формы научения связан с подражанием. Наличие подражания в той или иной форме обнаруживаете^ практически у всех представителей интеллектуальной стадии раз»! вития психики. Подражание играет большую роль как форма ocJ воения видотипичного опыта и как способ решения невидотвд личных задач. Это является началом эволюции функции усвоения го-4 тового способа деятельности до приобретения ею решающего значеА ния в формировании индивидуального опыта. Характер подражания! на разных этапах филогенеза связан со структурой деятельности, с содержанием отражения и в первую очередь с тем, что именно из отраженного в ситуации используется в деятельности субъекта. Одной из форм подражания является подражание как способ научения. Как мы увидим, в этой ситуации важно не только отношение субъекта научения к демонстрируемому способу деятельности, но и отношение демонстратора к ситуации. У человека это < 1Меет огромное значение как специальная организация обучения ребенка, направленное введение его в мир значений, что неоднократно отмечалось как специфика человеческого онтогенеза. В первую очередь кратко напомним значение самого термина \ поучение. Этот процесс приобретения опыта, основанный на способно-\ сти субъекта учитывать прошлый опыт, по сути, и есть накопле- I ние опыта. Как уже отмечалось, у животных научение — побочный продукт деятельности, которая осуществляется для удовлет-иорения потребности. Для самого животного нет мотивации научиться. Деятельность с такой мотивацией возможна только в том случае, если есть само понятие научения и субъект способен сам поставить перед собой такую цель или принять ее от другого. Термин «научение» по отношению к поведению животных есть логический конструкт, научная абстракция, отражающая процесс накопления опыта. Когда говорится об обучении, то имеется в виду процесс обучения одной особи другой. Для животных это могут быть случаи научения по подражанию, обучения детенышей родителями и животного человеком. Во всех этих случаях животное-«ученик» осуществляет деятельность по удовлетворению потребности, но не деятельность учения. Можно выделить следующие этапы по сложности отношения «ученика» к ситуации обучения. 1. Осуществление деятельности по удовлетворению потребнос 2. Научение по подражанию. В этом случае у животного всегда собствует отражению соотношения объектов в ситуации лению узла ситуации. Операции отрабатываются самостоя Для второго случая необходим более высокий уровень отра так как надо в наглядной ситуации, без самостоятельной дв ности (разумеется, опираясь на имеющийся опыт, который, * случае актуализируется в форме представлений, что доказь непроизвольными движениями соответствующих органов rrpfl приятии способа деятельности — рук при показе способа ри ния) уловить соотношение определенных операций «учите изменение соотношения объектов в узле ситуации имений результат этих действий, а затем при самостоятельном pel воспроизвести эти операции по памяти. То есть уже необхс наличие отражения интеллектуального типа — связей и ота ний объектов. Возможность повторения демонстрируемой операции с, боткой в самостоятельной деятельности только ее мелких, лей показана на шимпанзе Л. А. Фирсовым. Видимо, в этом* чае также можно выделить два способа освоения операция подражанию. Первый способ: когда применяемые операции: щем знакомы «ученику» и их надо только оформить в щ последовательность, как это чаще всего и бывает, поскольку! словам Л. А. Фирсова, антропоиду, постоянно используемо* экспериментах, практически невозможно предложить новую дачу, в решение которой он не мог бы привнести элементы шлого опыта. Второй способ: когда операция принципиально: вая, видимо, весьма редок. Однако его можно наблюдать при щении понгид с человеком. Они охотно и часто повторяют нов| движения человека, особенно при подкреплении. Например, рЯ личные звуки — при этом старательно складывая губы, двр языком и т. д., внимательно наблюдая за соответствующими дв| жениями человека. В исследованиях автора этой книги таким i разом орангутаны учились произносить «А», «тпру» (губами), цать языком, а при обучении орангутана произносить слова «са| и «papa» (англ. «чашка» и «папа»). Экспериментатор использо! зеркало, позволяющее обезьяне видеть и корректировать движа ния своих губ. 3. У понгид наблюдается и последняя степень развития отно| шения «ученика» к ситуации научения: в ситуации неизвестное! способа решения «ученик» не пытается сам решить задачу, а на| правленно ожидает от «учителя» показа способа действия. Возможно, такую способность можно рассматривать как вариант установки на обучение. Этот феномен выявлен при обучении антро-1 поидов жестовому языку: антропоид спрашивает тренера, как назвать предмет, т. е. какой знак надо сделать, а сам знак демонстрируется тренером или механически складываются пальцы обезьяны. Это типичный для человека способ обучения, он закреплен в Вамих предметах человеческой деятельности, которые и являются Знредмеченным способом деятельности. Но сама способность к Такого рода освоению опыта может быть обнаружена уже у антропоидов, хотя и в специально организованных ситуациях. Ниже мы (специально рассмотрим эксперимент, направленный на анализ (такой способности. В описанных случаях роль «учителя» также может быть различной. В первом случае «учитель» организует ситуацию достижения объекта для ученика, причем деятельность «учителя» может быть мотивирована по-разному. Вряд ли можно говорить о возможности целенаправленной организации такой ситуации животным, даже антропоидом. Для этого необходима способность к целеполаганию, что возможно только на уровне человека. Животное либо решает свои собственные задачи, либо это видотипичная деятельность, мотивированная генетически закрепленными механизмами. Как ирезентируется эта мотивация «учителю», вопрос очень сложный и практически не изученный. В настоящее время есть данные о том, что самки понгид замедляют свои действия, если видят, что за ними наблюдает детеныш, а также могут предварить неправильное действие детеныша или поправить его. В случае обучения по подражанию роль «учителя» также может быть разная — от выполнения собственной деятельности без отношения к «ученику» до специально организованного показа для повторения учеником, что возможно только у человека. В случае направленного ожидания способа деятельности от «учителя» последний может либо сознательно ставить такую цель (у человека), либо опять же осуществлять самостоятельную деятельность безотносительно к «ученику». Задачей приводимого далее экспериментального исследования (эксперимент проведен автором этой книги), было доказательство способности понгид (на примере орангутанов), во-первых, направленно ожидать от «учителя» способа деятельности и, во-вторых, возможности приобретения этой способностью статуса отдельного, самостоятельного способа получения опыта. Развитие такого способа освоения опыта можно рассматривать как качественно новый этап установки на обучение. Если при установке на обучение улавливается принцип решения, который и применяется в дальнейшем, что происходит на основе отражения зависимости в «поведении» объектов, то в случае освоения способа решения улавливается принцип освоения способа деятельности: этот способ будет показан и его надо использовать для решения задачи. Косвенно, кроме уже приведенных выше фактов, такая способность подтверждается необычайным развитием у понгид способности к решению задач по подражанию, особенно если животное «хорошо мотивировано»: открыть ключом замок, использовать предметы обихода и т. п. Способность активно повторять движе- ние с целью достижения сходного результата уже рассматрш лась при анализе подражания движениям при рисовании, а та* при подражании движениям губ и языка при повторении звуко! и т.д. Для исследования подражания движениям или ожидания показа был проведен эксперимент с целью проследить возникно! вение такой переориентации в освоении способа решения задач!» В эксперименте формировался жест с двойной функцией — но-f минативной (обозначение объекта) и коммуникативной (просьС его дать). Исследовалось, как будет происходить процесс возник*' новения направленного ожидания способа действия при переходе к новому знаку, а также возможность предварительного возниК1 новения этого способа в процессе освоения одного знака. В эксперименте участвовало пять орангутанов — три взрослый (две самки и один самец) и два детеныша (самка 4 лет и самег 3 лет). Животные обучались следующим жестам: «пить» — складывав ние пальцев в кулак, выставление первого (большого) пальца приставление его к губам (одна из самок хорошо владела этил жестом; «конфета» — складывание всех пальцев в кулак. Процедура эксперимента: экспериментатор демонст-f рирует животному объект и жест, сопровождая его словесной ко-? мандой, затем берет животное за руку, складывает жест и отдает| приманку. Освоение жеста включает следующие этапы. Пить». 1. Первая самка пытается использовать указательный жест. Са 2. Все животные самостоятельно предоставляют расслабленную 3. Попытки помочь экспериментатору в формировании жеста — 4. Выставление первого пальца при дотрагивании эксперимен 5. Наклон головы в сторону выставленного экспериментатором 6. По команде словесной и с показом жеста экспериментато 7. При виде питья животные без команды сами делают жест как 8. Самостоятельное протягивание руки с правильным жестом, которую держит экспериментатор, к своим губам. «Конфета». 1. Попытки использовать указательный жест, «пить» и другие 2. Предоставление расслабленной руки экспериментатору для 3. Помощь экспериментатору в складывании жеста: животные 4. Активная помощь экспериментатору и задержка жеста. В процессе обучения указательный жест и жест «пить» использовались по назначению без ошибок. Освоение указательного жеста проходило по способу, близкому к условно-рефлекторному, с пошаговым подкреплением. Сначала животное дотрагивалось до объекта, потом при удалении объекта тянулось к нему, потом указывало. Замечательно, что указательный жест, во-первых, быстро формировался (у некоторых — во втором или третьем опыте), а во-вторых, быстро стал использоваться в разных ситуациях, в том числе при решении орудийных задач. Дополнительным свидетельством в пользу того, что этот жест становится для животных настоящим способом общения, а не условным рефлексом, служит разнообразие его исполнения: при занятости рук — указывание ногой или объектом, занимающим руки (веточкой и т.п.), отмечаемое у некоторых особей варьирование пальцев при указании. На следующем этапе происходило обучение знаку «пить» — складывание пальцев в кулак, отставление первого пальца и закладывание его в рот. Этот жест ранее формировался у некоторых участвующих в эксперименте орангутанов, и одна из самок хорошо им владела. Следует отметить, что в начале обучения этому жесту попыток использования указательного жеста было немного: буквально после двух-трех неподкреплений он перестал применяться. У некоторых особей вместо него появились попытки производить какие-либо другие движения: хлопание в ладоши и т.п., что сходно с поведением обезьян в экспериментах Н.А.Тих, которые мы уже приводили. Следующий этап: животные понимали, что надо что-то делать с пальцами руки, но не пытались повторить жест сами, а протягивали экспериментатору ладонь с расслабленными пальцами и позволяли терпеливо складывать жест, после чего сразу забирали руку и смотрели на подкрепление. Протягивание руки для си дывания ее в жест экспериментатором описано при обучении: трех видов крупных антропоидов жестовому языку. Для нас на э| этапе главное — усвоение орангутанами, во-первых, приш. решения: что-то делать с рукой, и, во-вторых, способа осущес ления нужного движения: протянуть руку экспериментатору складывания жеста. Уже до достижения правильного исполнения знака появля| ся его правильное использование — как просьба пить, не п> с просьбой других объектов, на которые животное продолж! указывать. Предоставление руки для формирования жеста снач ла производится по команде — словесной и с показом жес экспериментатором, причем по отношению к любым жидкостя налитым в любую посуду. Эта стадия проходит следующие этаг расслабление пальцев руки для их складывания; некоторая мощь экспериментатору в виде самостоятельного продолжен! начатого последним движения, и затем самостоятельное с* дывание пальцев в нужный жест; затем пассивное разрешен* приставить палец ко рту, протягивание губ и поворот головы н| встречу пальцу, активное взятие его в рот при некоторой помо! экспериментатора в виде направления руки со сформировании! жестом к губам. Параллельно животные стали самостоятельно д«лать нужный жест при виде питья, особенно когда очень хоте.г пить и переставали его делать, несмотря на команду, когда пит не хотели. Следующий этап — освоение нового знака. Самый главный ре«1 зультат этого этапа — практически сразу, в первом же опыте| после нескольких попыток использования указательного жеста знака «пить» орангутаны протягивали пассивную руку экспери-ментатору для формирования с его помощью нужного жеста| У самки, владеющей жестом «пить», на данном этапе появились попытки помогать складывать пальцы и задерживать их в такого положении. Самец освоил несколько другой способ: он подстав-^ лял к решетке сложенные в слабый кулак пальцы, с первым паль-; цем наверху, который слегка отставлен (но совсем иначе, чем! просовывание мне первого пальца в решетку при знаке «пить»), и ждал, пока экспериментатор сожмет ему более плотно все пальцы в кулак (знак — сжимание пальцев в кулак для обозначения конфеты). Конечно, требуются дальнейшие эксперименты в этом направлении, однако суть дела ясна — понгиды способны развивать новый вид научения: усвоение нового способа деятельности с отражением самого процесса научения как специальной задачи. При этом показ способа деятельности экспериментатором отражается как образец, который надо освоить. Причем это возможно двумя путями: по подражанию и посредством предоставления возможности «делать его рукой», т. е. путем абстрагирования именно принципа научения с разными формами его осуществления. До этого способ деятельности отражался только как способ достижения объекта деятельности, а теперь — как способ освоения способа деятель-кости. Это и есть та предпосылка, которая в перспективе может привести к развитию нового способа усвоения опыта в онтогенезе. Однако несмотря на такую возможность, у антропоидов этот способ не стал ведущем. Почему? Видимо, потому, что те задачи, которые им надо решать, и те способы деятельности, которые надо осваивать, вполне достигаются с помощью более простых механизмов. А те новые способы деятельности, которые приходится усваивать человеку, принципиально невозможно освоить самостоятельно и по подражанию животного типа. Необходимо использование в этом процессе новых средств — значений, с помощью которых организуется как сам опыт, так и способ его передачи, в отличие от прямой демонстрации всей развернутой деятельности у животных, что в конце концов приводит к способности усматривать в предметах человеческой деятельности заключенный в них принцип их использования. Сами используемые для организации отражения искусственные средства образуются как средство общения и у детей, и у антропоидов, причем в жесте обезьяны они не разделены — это указание и на объект и на способ его достижения. Однако «далеко зашедшие», в смысле освоения количества и способов употребления знаков, способности некоторых понгид показывают на возможность разделения у них этих функций (данные Р. и Б. Гарднеров, Ф.Патерсон, Д.Премака и др.). Конечно, такие предположения требуют дальнейшего всестороннего анализа. Получается, что без введения новых, искусственных средств — значений, ребенок будет пользоваться только имеющимися у него как биологического субъекта на этом уровне развития чувственными образами-представлениями и не уйдет в принципе дальше антропоида, что, в общем, подтверждается феноменами «Маугли» и т. п. А совмещение новых средств и нового способа усвоения опыта дает толчок и перестраивает на основе получающегося в результате этого нового способа организации отражения и деятельности всю деятельность человека. Такого совмещения не происходит у антропоидов, так как у них нет структур мозга, способных принять новую функцию и осуществлять ее, но они способны достигать некоторых результатов на имеющемся психофизиологическом субстрате. Суть слияния новых средств с новым способом обучения в том, что человек овладевает не самим способом деятельности, а средствами для овладения им, что принципиально отлично от животного способа, на котором остаются и понгиды. Средства, с помощью Фш которых можно усваивать новый опыт, зафиксированы, мато| лизованы в языке и продуктах труда, и в этом смысле они более материальны, чем чисто субъективные и существую! только в образах у животных, представленных на 4yB уровне. Это полностью подтверждает выражение К. Маркса, на идеальном лежит «проклятие» материального, и только вс ствие этого оно и есть истинно идеальное как MaTepnanro субъективное. Поэтому наличие для овладения способом деяте ности в указанной форме другого индивида — «учителя» — животного необходимо всегда, а для человека — только в онто| незе до полного овладения новыми средствами, а в дальней эти средства используются вне прямого общения, как распре; чивание в процессе индивидуальной деятельности. Таким образом, суть отличия рассматриваемых способное^ человека и понгид состоит в овладении искусственными средств ми и в приобретении этими средствами принципиально нового чества как средства овладения способом деятельности. Это вС§ можно только при наличии нового субстрата, нового психиче кого процесса — мышления. Однако возникновение этого щ: цесса, если признавать примат функции над органом, мо> мыслиться только как следствие переорганизации имеющей! структуры психических процессов — интеллекта — для выполн| ния новых задач. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в становлй нии человеческого сознания в фило- и онтогенезе ведущую роль игрй ет общение. Изобретение и развитие новых средств (значений возможно только в общении, причем общении по поводу изге товления орудий. Логично предположить развитие и качественнс преобразования в филогенезе самих функций общения. Для заве£ шения картины кратко остановимся на этом. Общение в филоге незе возможно рассматривать в трех направлениях. 1. Общение как деятельность, у которой есть свой предмет, 2. Общение как средство осуществления другой деятельности. Это! субъекта в своих целях. Предпосылки такого общения у антропоидов мы описали выше. 3. Общение как способ формирования индивидуального опыта. В филогенезе эта функция развивается, а у человека становится единственным путем усвоения опыта. Все эти линии в филогенезе являются самостоятельными, имеющими разные корни. У животных не происходит их взаимообусловливания, которое возможно только на базе новых средств, делающих общение и средством, и условием усвоения опыта, и условием жизнедеятельности вообще. ВЫВОДЫ Анализ процесса использования и изготовления орудия понгидами позволяет установить, что для дальнейшего развития этих орудийных действий в трудовую деятельность человека необходимо включение в этот процесс искусственных знаковых средств отражения. Последние могут сформироваться только в общении по поводу изготовления орудий при разделении этого процесса между участниками деятельности. Понгиды способны к использованию и самостоятельному изобретению (в ограниченных пределах и только в специально организованной ситуации) искусственных средств общения. Это можно рассматривать как предпосылку развития таких средств в антропогенезе. Анализ развития отражения и деятельности антропоидов в онтогенезе и сравнение его с таковыми у человека показал, что в антропогенезе возникает принципиально новый способ построения взаимоотношений с миром в онтогенезе — усвоение нового опыта как готовых способов деятельности на основе искусственных средств общения. У понгид существуют предпосылки для развития такого способа освоения опыта в форме способности к обучению на основе направленного ожидания показа способа деятельности. Вопросы для обсуждения 1. Каковы основные различия между человеком и понгидами по со 2. На чем основывается необходимость изобретения искусственных 3. Какие существуют предпосылки для развития труда и сознания у 4. Каковы основные этапы овладения искусственными знаковыми 5. В чем заключается новая форма овладения опытом у понгид? Рекомендуемая литература Агафонов А. В. Анализ возможности существования у дельфинов развитой коммуникативной системы // Поведение и биоакустика китообразных. - М., 1987. - С. 197-208. Бунак В. В. Речь и интеллект, стадии их развития и антропогенез Ископаемые гоминиды и происхождение человека. — М., 1966. — С. 497-555. Вацуро Э. Г. Исследование высшей нервной деятельности антропоид (шимпанзе). — М., 1948. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2. ■ С. 5-361. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч. — М J 1984.-Т. 6.-С. 6-91. Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна Примитив. Ребенок. — М.; Л., 1930. Дембовский Я. Психология обезьян. — М., 1963. Дерягина М.А. Эволюционная антропология. — М., 1999. Кёлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. — 1930. Лавик-Гудолл Дж. ван. В тени человека. — М., 1974. Ладыгина-Коте Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинк^ тах, эмоциях, играх и выразительных движениях. — М., 1935. Ладыгина-Коте Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. — M.j 1965. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. — М., 1981. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология, эво-| люция. - М., 1988. Маркова А. Я. Наличие образа-представления предметов внешнего мира} у низших обезьян // Вопросы психологии. — 1976. — № 3. — С. 97—109. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М., 1978. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969, 6590. Протасеня П. Ф. Проблемы общения и мышления первобытных лю-: дей. — Минск, 1961. Счастный А.Н. Сложные формы поведения антропоидов. Физиологическое изучение «произвольной» деятельности шимпанзе. — Л., 1972. Тих Н.А. Предыстория общества. — Л., 1970. Уланова Л. И. Формирование у обезьяны условных знаков, выражающих потребность в пище // Исследование ВНД в естественном экспериментов/Под ред. В.П.Протопопова.— Киев, 1950. —С. 132—135. Фабри К. Э., Филиппова Г. Г. К проблеме имитационного научения у животных // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 1982. - № 2. - С. 55-61. Фабри К. Э. Человек и шимпанзе // Вопросы антропологии. — 1979. — Вып. 63.-С. 22-33. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993. Фирсов Л. А. Память у антропоидов. —Л., 1972. Фирсов Л. А. Поведение антропоидов в природных условиях. — Л., 1977. Хрустов Г. Ф. Критерий человека. — М., 1994. Энгельс Ф. Диалектика природы. — М., 1969.
|