Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические представления относительно развития частных психологических структур.






Большое количество сравнительно-психологических исследо-, ваний посвящено изучению отдельных сторон, функций и меха­низмов психики. В рамках этих исследований сформулированы общие теоретические представления о научении (Э.Торндайк, Д.Уотсон, А. Бандура и др.), мотивационных процессах (в рамках бихевиоризма, психофизиологии, зоопсихологии), интеллекте (В. Кёлер, Н.Н.Ладыгина-Котс), закономерностях онтогенеза (К. Бюллер, К. Коффка и др.), игровой деятельности (К. Гроос, Ф. Бойтендайк, Д.Дьюсбери, Р.Хайнд, К.Э. Фабри и др.), разви-


тии речи (Л.С.Выготский, Д.Гиллан и др.), филогенезе самосоз­нания (Д.Гриффин, Г. Галлуп).

Экспериментальные исследования, которые, конечно же, ук­ладываются в определенные теоретические концепции, можно объ­единить в следующие направления.

•S Сравнительное изучение отдельных психических процессов на разных уровнях эволюционного развития.

S Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных.

•/ Сравнительные исследования антропогенетически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях (особен­ностей психики животных, которые рассматриваются как пред­посылки возникновения психики человека).

•/ Палеопсихология (изучение развития психики в антропоге­незе).

Остановимся коротко на некоторых из этих исследований.

7.2. Сравнительное изучение отдельных психических процессов на разных уровнях эволюционного развития

Сравнительному изучению психических процессов посвящено огромное количество исследований. На русском языке подробные обзоры этих работ содержатся в книгах по поведению животных Р.Хайнда, Д.Дьюсбери, О.Меннинга, Д. Мак-Фарленда.

В данном направлении исследуются процессы восприятия, па­мяти, мотивации, научения, эмоции, образные представления и т. п. Чаще сравнению подвергаются психические процессы выс­ших млекопитающих (чаще приматов) и человека. В эксперимен­тах В. Кёлера, Н. Н.Ладыгиной-Коте, позднее Л. А. Фирсова и дру­гих исследователей изучались процессы восприятия со стороны содержания и структуры образа восприятия: восприятие объектов и их пространственных связей между собой в ситуации, выбор объекта на образец, способность к переносу образа восприятия из одной модальности в другую (например, из тактильной в зри­тельную в экспериментах Л. А. Фирсова), узнавание объектов по фотографии, рисунку, нарисованной схеме, символическому сред­ству (словесное, графическое или жестовое обозначение). В иссле­дованиях Л.А. Фирсова подробно изучались процессы памяти У антропоидов на моделях отсроченного выбора, отсроченного под­ражания и т. п. Э. Толмен изучал когнитивные структуры у живот­ных и человека (в частности, когнитивные карты как построение образа пространства и его объектных и динамических характерис­тик). И. С. Бериташвили, изучая «образное поведение», сравнивал формирование образных представлений объектов и их соотноше-


ния в пространстве у высших животных и человека, обосновывал! единство их физиологических механизмов на этих стадиях разви-i тия психики. Классические сравнительные исследования эмоций! и их выражения у человека и высших животных, осуществленные? Ч.Дарвиным, были продолжены П. Экманом, М. Эрджайлом и друга-' ми. Все эти исследования свидетельствуют, что отдельные психи-" ческие процессы, в том случае если они не требуют опосредова­ния вербальным мышлением и сознанием, у высших млекопитаю-; щих и человека имеют практически одинаковую структуру и фи- j зиологические механизмы. Это мнение подтверждается теорети­ческими представлениями о происхождении сознания человека, возникающего в процессе совместной деятельности, требующей использования орудий и разделения действий между участниками. Индивидуальные же связи с объектным миром, которые опосре­дуются когнитивными процессами и интеллектуальными механиз­мами регуляции деятельности, к моменту возникновения чело­веческого сознания в филогенезе уже сформированы, и сами яв­ляются базой для дальнейшего появления искусственных знако­вых средств и их включения в регуляцию отношений субъекта с миром.

7.3. Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных

Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю. Особенности развития ребен­ка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих. Обоснование биогенетичес­ких закономерностей развития (закон Геккеля—Мюллера) и по­пулярность этих взглядов в начале прошлого века не могли не сказаться на этих исследованиях. Например, В. А. Вагнер, анали­зируя методы и подходы к исследованию развития психики в фило-и онтогенезе, рассматривал биогенетический подход как наибо­лее перспективный и отвечающий современным тому времени про­блемам и задачам исследования. Причем В.А.Вагнер анализиро­вал именно метод исследования, который сейчас можно скорее назвать сравнительно-психологическим, и опирался на те пози­ции биогенетического закона, которые носят системный харак­тер (эти положения Вагнера охарактеризованы выше в разделе, посвященном сравнительно-психологическому методу исследова­ния).

Позднее биогенетический закон в применении к онтогенезу психики человека неоднократно критиковался. Как было показа­но в главе, посвященной рассмотрению эволюционных стадий развития психики, это справедливо для онтогенеза психики вооб-


ще. В онтогенезе с самого начала происходит формирование видо-типичных особенностей психики, на каждой стадии развития по­являются новые онтогенетические механизмы развития психики, которых не было на предыдущих стадиях, что не позволяет меха­нистически переносить закономерности филогенеза на онтогенез. При некоторой внешней аналогии сами процессы развития в онто-и филогенезе имеют разную направленность: развитие в филогене­зе осуществляется на основе ведущей роли функции и резервов психи­ки. Антиципирующий эффект развития достигается за счет зако­номерностей естественного отбора в условиях сохраняющейся общей тенденции эволюционных изменений организмов и среды. Онтогенетическое развитие является направленным на цель разви­тием — как реализация определенной видотипичной программы.

Общий обзор всех работ, посвященных данной теме, невозмо­жен в рамках данного учебного пособия. Мы ограничимся их крат­ким перечислением и обобщением закономерностей филогенети­ческого преобразования онтогенеза.

Тенденция к применению биогенетического закона к разви­тию психики в онтогенезе человека в начале XX в. выражена в периодизации онтогенетического развития В. Штерн: ребенок сна­чала проходит стадию млекопитающего, затем — обезьяны («шим-панзеподобный» возраст), затем проходит основные стадии ант­ропогенеза и с начала школьного возраста до зрелости повторяет в своем развитии основные эпохи становления культуры от ан­тичности до Нового времени).

В дальнейшем идеи сходства в развитии человеческого ребенка и высших животных (в основном понгид) высказывались по от­ношению не ко всему онтогенезу в целом, а к отдельным его сторонам. Наиболее популярным было сравнение интеллектуаль­ного развития, которое рассматривалось как построение связей субъекта с предметной средой. В определении Ж. Пиаже интеллект рассматривается как «способ структурирования отношений субъек­та со средой», т.е. практически расширяется до общих функций психики. Сходные взгляды обнаруживаются у X. Вернера, кото­рый также рассматривает онтогенез как построение связей со сре­дой, но при этом выделяет новый уровень таких взаимосвязей, который появляется на определенном этапе и в филогенезе, и в онтогенезе: субъект, первоначально «подчиняющийся» в своем раз­витии закономерностям, диктуемым средой, начинает сам орга­низовывать процесс взаимодействия, подчиняя себе, своим зада­чам и возможностям эту среду.

В подходах Ж. Пиаже и X. Вернера содержится представление о том, что на каждом уровне развития (как фило-, так и онтогене­тического) достигается относительно стабилизированное отноше­ние «субъект—среда», которое обеспечивается имеющимися на данной стадии развития механизмами регуляции со стороны


субъекта (по Ж.Пиаже, относительно стабилизированной интег-| ральной системой всех психических процессов, обеспечивающих] «структурирование» взаимосвязей субъекта с его средой). На каж-'• дом генетическом этапе, во-первых, будет свой специфический' механизм (система психических процессов и способ их организа­ции), а во-вторых, эта система не «полуфабрикат», она достаточ­но адаптивна и полноценно регулирует взаимоотношение субъек-, та со средой на данной стадии развития, но не является адаптив­ной для следующих, более поздних стадий. В онтогенезе психика (и ее отдельные составляющие) находятся в стадии «неустойчи­вого» адаптивного равновесия со средой, а во взрослом состоя­нии достигают устойчивой структуры, типичной для данного фи-логенетического уровня. Таким образом, особенности онтогене­тической стадии на высших уровнях филогенеза никак не могут механически повторять особенности тех же самых или других он­тогенетических стадий (а тем более «взрослого» уровня развития; других филогенетических стадий).

В отечественной психологии развитие ребенка традиционно рас­сматривалось в русле культурно-исторического подхода. В середи­не XX в. критиковался «биологизаторский» подход, и развитие психики человека принято было интерпретировать как радикаль­но отличающееся от онтогенеза животных. Л. С. Выготский и его последователи признавали ведущую роль общения и усвоения куль­турных способов взаимодействия с миром как механизмов разви­тия психики в онтогенезе человека. Следует отметить, что подход самого Л. С. Выготского не был столь ортодоксальным. Он считал, что в начале онтогенеза развитие ребенка идет по пути формиро­вания «натуральных» психических функций, которые, опосреду-ясь знаками, становятся «высшими психическими функциями», специфическими для человека. Понять эту логику онтогенеза че­ловека можно, только изучая разные планы ее формирования: в онтогенезе, в антропогенезе (психика высших человекообразных обезьян и развитие сознания в антропогенезе), в отклоняющихся вариантах (патологическое развитие).

Попытки преодолеть механистический подход в трактовке со­отношения биологического и социального в психике человека привели к тому, что в середине XX в. в отечественной психологии устоялась точка зрения, постулирующая неправомерность приме­нения закономерностей филогенеза к онтогенезу человека и прак­тически полную невозможность каких-либо соотнесений онто- и филогенетических закономерностей развития. Этот крайний под­ход во многом смягчился в последней четверти прошедшего сто­летия. В настоящее время с позиций эволюционно-системного под­хода активно исследуются различные стороны и интерпретируют­ся феномены раннего сенсомоторного развития, коммуникатив­ной функции, эмоционального развития, компонентов и уров-


ней самосознания, диадических отношений и других психических структур у человека в сравнении с таковыми у высших животных.

В первой половине XX в. были осуществлены фундаментальные экспериментальные сравнительные исследования онтогенеза челове­ка и высших приматов. Первым таким исследованием было тща­тельно проведенное и описанное Н.Н.Ладыгиной-Коте всесто­роннее изучение онтогенеза детеныша шимпанзе и ребенка чело­века. К сожалению, этот необыкновенно важный и информатив­ный для каждого психолога труд ни разу не переиздавался, он есть только в некоторых научных и учебных библиотеках и мало­доступен широкому кругу современных студентов. В ЗО-е гг. XX в. американские исследователи — супруги В. и Л. Келлог воспитыва­ли одновременно в одинаковых условиях детеныша шимпанзе Гуа и своего сына Дональда. Позднее в России сравнительное изуче­ние онтогенеза приматов (низшие и высшие человекообразные обезьяны и человек) было предпринято Н. А. Тих. В этих исследо­ваниях описано и тщательно проанализировано развитие перцеп­тивных и сенсомоторных процессов, памяти, общения и средств коммуникации, игровой деятельности, подражания, интеллекта, компонентов самосознания (самоощущения, образа тела, само­узнавания в зеркале) и т.п. Помимо этих работ сравнительному исследованию подвергались отдельные особенности онтогенеза высших приматов и человека. В.Кёлер изучал интеллект высших животных и ребенка на довербальной стадии развития. X. Харлоу и Дж. Боулби исследовали структуру и онтогенез привязанности у обезьян и человека. Во второй половине XX в. в России С. Л. Ново­селова, автор этой книги и другие занимались изучением форми­рования интеллекта в онтогенезе высших приматов и человека (развитие манипуляций, орудийных действий, рисования). За ру­бежом изучался онтогенез сенсомоторного интеллекта с приме­нением методик Ж. Пиаже: сохранение количества, константность объекта, пространственное соотношение объектов, экстраполя­ция движения объекта, причинные соотношения и т. п. (Ф. Анти-нусси и Дж. Спинози и др.)

Все эти исследования показывают, что перцептивные и сенсо-моторные процессы, не требующие включения искусственных знаковых средств, имеют у высших антропоидов и человека еди­ную линию и сходную динамику развития. Манипуляции в пер­вые месяцы онтогенеза развиваются практически одинаково (с несколько большей скоростью у понгид). Понгиды к двум с половиной годам достигают шестой стадии развития сенсомотор­ного интеллекта (по Ж. Пиаже), орудийные действия возникают у них к концу этого периода. В освоении рисования детеныши пон­гид и человеческий ребенок проходят сходные стадии (до этапа узнавания по ассоциации объекта в своем рисунке). Освоение пас­сивного языка и даже использование коммуникативных жестов


также во многом сходно, как и формирование физического и эмо­ционального компонентов отношений привязанности. Качествен­ные различия наблюдаются в развитии общения и коммуникатив- \ ных средств, которые у ребенка уже во втором полугодии жизни приобретают семиотическую (знаковую) функцию.

Уже в первые месяцы у человеческого ребенка появляется «ком­плекс оживления» как первое комплексное средство эмоциональ­ного общения со взрослым. У детенышей понгид есть сходная ре­акция, но в ней нет тех компонентов, которые становятся веду­щими в развитии общения у ребенка: обмена взглядами и улыб­кой со взрослым. В дальнейшем коммуникативные средства вклю­чаются в освоение ребенком предметного мира и в само развитие его интеллекта, а детеныши приматов осваивают этот мир инди­видуально. Коммуникативные средства не переходят у них в сред­ство организации интеллекта и не становятся речью (и не появля­ется речевого мышления).

Эти выводы в разных аспектах и в разной интерпретации со­держатся практически у всех исследователей. Большинство уче­ных подчеркивают, что одним из важнейших отличий онтогенеза человека является усиление и качественное изменение роли взрос­лого в развитии ребенка. Все эти (и многие другие) исследования позволяют сформулировать основные этапы преобразования он­тогенеза в филогенезе как преобразование изменений субъекта со средой в процессе индивидуального развития и изменение роли родительских особей в обеспечении условий развития потомства.

Филогенез онтогенеза и заботы о потомстве.

Термин «детство» применяется в основном для онтогенеза че­ловека (где он также не является однозначным) и не встречает­ся в текстах по биологии и зоопсихологии, в которых принятыми для обозначения ранних онтогенетических периодов считаются термины «ранний постнатальный период», «ювенильный», а для некоторых видов существуют специальные названия (например, сеголетки и переярки для волков, и т.п.). Сходными с названия­ми, употребляемыми для человеческого онтогенеза, являются на­звания периодов развития у приматов, в основном у антропоидов (младенческий, подростковый и т.п.). В данном случае нет необ­ходимости сопоставлять используемую терминологию. Речь идет о преобразовании логики того периода онтогенетического разви­тия, который предшествует самостоятельной жизни особи. У жи­вотных, в отличие от человека, эта граница совпадает с половым созреванием. Особь, готовая физиологически к выполнению реп­родуктивной функции, самостоятельно может удовлетворять все свои индивидуальные потребности, а для видов, осуществляю­щих заботу о потомстве, — и потребности детенышей.

В психологии человека и в обыденном языке детством называ­ют период онтогенеза, который отличается качественно не толь-


ко по месту индивида в семье и обществе, но главным образом по особенностям психического развития. С этой точки зрения и есть смысл проанализировать филогенез онтогенеза и заботы о потом­стве как изменение самого процесса и условий развития субъекта. Для наглядности проведенного сопоставления филогенеза онто­генеза и филогенеза заботы о потомстве представим их соотноше­ние в виде следующей таблицы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал