Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Промысловое дело: рыболовство, охота
В этой области есть три задачи.
1. Изучение особенностей животных для оптимизации охоты на них, одновременно с учетом поддержания их численности. Для этого надо |сорошо знать ритмы жизнедеятельности животных, особенности; размножения и т. п. Используется распределение интенсивности} охоты и отлова в соответствии с сезонностью размножения, миграций, ритмов жизни животных, применяются
i1
различные способы лова с целью сохранения молодняка и размножающихся особей в определенные сезоны. Применяются прикорм животных в определенных местах (например, при прикорме кабанов первыми выходят животные, не достигшие половой зрелости, а взрослые кабаны и самки с детенышами держатся в стороне, я таким образом сохраняются репродуктивно зрелые особи и молодняк), различные способы приманивания (например, звуковые и световые стимулы при ловле промысловых рыб), конструкции орудий лова, учитывающие особенности ориентации животных (например, способность стайных рыб ориентироваться друг на друга при применении различных орудий лова).
2. Создание условий в заповедниках, охотничьих хозяйствах для естественной жизнедеятельности животных и поддержания их численности. Помимо распределения интенсивности деятельнос ти человека в соответствии с ритмами жизнедеятельности живот ных (определенные сезоны охоты и лова), используется времен ное прекращение охоты на некоторых животных или в некоторых местах, например в местах нереста, гнездовий, пастьбы самок с молодняком и т. п. В некоторых случаях принимаются междуна родные конвенции по временному прекращению охоты на жи вотных, численность которых опускается до критического уровня. Такие конвенции существуют по ограничению охоты на моржей, китов, белых медведей, журавлей стерхов и других животных. Кроме того, в местах обитания животных регулируется режим активнос ти человека (уменьшение стрессовых факторов), осуществляются мероприятия по сохранению кормовой базы животных, мест гнез дования, нереста и т.п.
3. Разведение в неволе для последующей реинтродукции в есте ственные условия. В этих случаях большой проблемой является не только технология выращивания молодняка, но и такое их воспи тание, при котором у животных не будет возникать привязан ность к человеку, и они смогут полноценно осуществлять жизне деятельность в естественных условиях. Эта задача общая с таковой в природоохранной деятельности человека.
Практическая дрессировка I
Практическая дрессировка животных используется давно и в разной степени применяется для всех животных, с которыми имеет дело человек в своей хозяйственной деятельности.! Существуют специально разработанные системы и приемы дре|сировки для тех животных, с которыми человек осуществляет! развернутую сложную совместную деятельность: животное выполняет часть действий для человека, и это требует специального обучения. Такими животными являются лошади, слоны, верблюды и, конечно, собаки. Лошади используются в качестве транспрртного средства и тягловой силы (например, весьма сложной совместной де-
ятельностью является пахота на лошади). Способность лошадей к такой деятельности опирается на их естественные особенности: тонкий учет поведения членов группы, высокая степень синхронизации поведения в группе, способность к эмоциональному заражению (например, азарт при развитии большой скорости передвижения), образование индивидуальных привязанностей и т. п. Слоны также обладают этими качествами, кроме того умеют манипулировать с объектами, переносить тяжести и т.п. Наиболее известна и широко применяется дрессировка собак (охотничьих, пастушьих, служебных, розыскных и т.п.). У собак используется их обоняние, способность к совместной охоте, гуртованию, охране и защите территории и других особей, индивидуальная привязанность, забота о детенышах (в том числе и ребенке человека). Менее известны дрессировка для охоты с человеком гепардов, бакланов, норок и хорьков, ловчих птиц. Во всех этих случаях используются, наряду с традиционными, приемы дрессировки, разработанные в зоопсихологии (в России — теории дрессировки В.Л.Дурова и М.А.Гердх, о которых шла речь в разделе о научении у животных). Особенностью практической дрессировки является то, что дрессировщик использует естественную и усиленную искусственным отбором способность этих животных к разделению деятельности с партнерами, эмоциональному заражению и образованию привязанности. Животное не просто обучается условно-рефлекторным методом, оно принимает задачу общей с человеком деятельности и самостоятельно стремится ее выполнить. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда животное должно самостоятельно ориентироваться в условиях деятельности (при охоте, розыскной деятельности, «няньчании» детей и т.п.), или в случаях неожиданной потери человеком способности выполнять свои функции (спасательная служба собак, действия лошади в некоторых ситуациях и т. п.). В этом отношении интересным является пример поведения лошади на соревнованиях по верховой езде, где наездниками были дети с нарушением двигательной сферы (иппотерапия для детей с детским церебральным параличом). Ребенок с ДЦЦ не может подавать команды движением рук и ног с той же точностью, как дрессировщик, но лошадь сама старается уловить команду и правильно выполнить программу, контролируя при этом не только свои действия, но и положение и движения наездника. К сожалению, в научной теории дрессировки эта сторона психики животных, проявляющаяся в их совместной с человеком деятельности, недостаточно учитывается и еще не стала предметом специального исследования.
|