Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ж*г .'-Л
- --Yi •■ r'lj "»
Г > -i S Рис. 15. Орангутан разглядывает свое отражение в стекле вольера В многочисленных исследованиях установлено, что высшие обезьяны широко используют подражание (как непосредственное, так и отсроченное) в освоении не только действий с объектами, но и в использовании средств общения, в том числе и искусственных. В настоящее время известно, что самки шимпанзе и орангутанов показывают детенышам и поправляют их действия с объектами (например, разбивание орехов) и даже обучают их использованию знаков Амслена (Р. Фоутс). Обученные искусственным языкам-посредникам понгиды способны воспринимать информацию без наличия реальных объектов, правильно ее потом использовать и даже передавать другим обезьянам (также владеющим этими знаковыми средствами) (Р. Савидж-Рум-бо, Р. Фоутс и др.). Все эти данные говорят о том, что необходимы тщательные экспериментальные исследования и их подробный анализ для выявления качественных отличий в освоении опыта высшими животными и ребенком человека. В настоящее время достаточно ясно то, что человеческий ребенок очень рано, еще на ранних этапах развития сенсомоторного интеллекта, включает взрослого и образцы его действия в освоение мира и в дальнейшем полностью переходит на усвоение готовых способов действия и знаний, используя для этого не демонстрацию самого действия, а отчужденную и представленную в речевой форме операцию (а затем и знания вообще). В отечественной психологии развития, основанной Л. С. Выготским, эта линия онтогенеза ребенка хорошо изучена и теоретически обоснована. 7.5. Изучение развития психики в антропогенезе (палеопсихология) Данная область сравнительно-психологических исследований в настоящее время находится в начальной стадии своего становления. Истоки ее локализуются в трех направлениях: в сравнительной психологии, антропологии и этнографии. В психологии обращение к становлению сознания человека в антропогенезе базируется на интерпретации данных антропологии и изучения психики аборигенных племен, находящихся на стадиях культуры, которые оцениваются как исторически начальные в развитии человеческой культуры, цивилизации и самого сознания. Разумеется, эти племена прошли столь же долгий путь, преобразований, что все остальное человечество. Большой проблемой является оценка уровня их культурного развития и сформированное™ сознания. Исследования уровня развития психических процессов и структуры сознания представителей этих племен говорят о том, что различие есть именно в уровне с ф о р-мированности сознания и его включения в регуляцию взаимодействия субъектов с миром. Все, что касается развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и т.д.), а также сенсомоторного интеллекта, не только не хуже, а нередко и лучше сформировано у аборигенных народностей по сравнению с «цивилизованной» частью человечества (ставшие классическими исследования М.Мид, Э.Эриксона и др.). Различие есть в осознании себя и сущностных, объективных закономерностей мира. Л.Леви-Брюль, объясняя особенности «примитивного» сознания, говорил о «коллективных» представлениях, в которых слиты образ объекта и эмоционально-моторные элементы переживания опыта, связанного с восприятием данного объекта. Развитие сознания, как показывают исследования психологов, социологов, философов, является эволюцией совокупного сознания человечества, и каждый субъект получает модель подобного строения и содержания сознания в уже готовом виде, которую он присваивает в онтогенезе в процессе активного взаимодействия с этой моделью, привнося в нее свою долю преобразования. Не менее важные сведения для изучения становления сознания в антропогенезе содержатся в исследованиях двух направлений, которые сформировались в рамках антропологии в середине и во второй половине XX в.: в палеоневрологии и палеоконститу-ционологии. Палеоневрология изучает строение мозга вымерших предков человека по особенностям эндокранов (внутренней поверхности черепной коробки). Основательница этой науки — известный отечественный ученый В. И. Кочеткова — разработала методы реконструкции структуры и функциональных систем го- 1 7 Филиппова 513 ловного мозга, которые позволяют представить нейропсихология ческие возможности мозга предков человека и его функционирсй вания. Палеоконституционология занимается изучением конститу! ции ископаемых предков современного человека, что позволяет не только уточнить происхождение расовых типов, пролить CBeif на генетические механизмы образования конституциональных ти* пов, но и вносит вклад в представления о психических особенностях вымерших гоминид, а также самих механизмах «соединения» \ различных факторов строения и функционирования организма че- \ ловека в определенное типическое сочетание, которое и дает в итоге тип конституции. Обобщая представления ученых, занимающихся проблемами i антропогенеза сознания, можно сказать, что интерпретация со-' держания и уровня развития сознания на разных эволюционных j стадиях его становления (что и составляет предмет палеопсихо-* логии), должна основываться на сравнительном изучении про*; дуктов деятельности субъектов и особенностях строения и функционирования их головного мозга, представляющих пять вариантов развития: современные понгиды; вымершие ранние гоми-ниды (в том числе и ранние этапы развития современного подвида человека); аборигенные племена, находящиеся на разных стадиях развития сознания; ребенок на разных онтогенетических стадиях развития сознания; люди с разными формами нарушений психики (патология умственного и эмоционального развития). Классические исследования такого плана (разные варианты сравнения) были сделаны Л. С. Выготским (в работах «Мышление и речь», совместно с А. Р. Лурия «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок»), Л.Леви-Брюлем («Первобытное мышления.», 1930 г.) и К.Леви-Строссом («Первобытное мышление», содержание книги составили работы автора, написанные в 1960—1980-е годы); Э.Тайлором («Первобытная культура», написанная в 1871 г.) и другими. В дальнейшем в отечественной психологии этими проблемами занимались А. Н. Леонтьев (проблема происхождения сознания в антропогенезе); А.А.Леонтьев (происхождение речи); С.Л.Новоселова (сравнительное изучение мышления на разных генетических стадиях); В.С.Мухина (изучение рисования у высших приматов, детей, представителей некоторых народностей и при нарушении умственного развития) и другие. В антропологии и этнографии большой интерес представляют исследования рисунков и других видов искусства, ритуалов и культов, одежды и жилищ по материалам палеонтологии в сравнении с современными аборигенными племенами экваториальной Африки, Азии, Океании и Америки, а также североазиатскими и североамериканскими аборигенами. Например, изучение примитивных орнаментов привело ученых к выводу о том, что они пред- ставляют собой «проматематические» представления (зачатки счета): орнаменты состоят из двух элементов (прототип двоичной системы), которые чередуются в определенных ритмах, кратных пяти, десяти и семи. Пять и десять соответствуют пальцам на руках (общепринятый способ счета до появления численности), а семь — четверть лунного цикла, который в древних культурах использовался для исчисления основных фаз человеческой жизни (лунный менструальный цикл, фазы пренатального развития, а также лунный календарь плодородия и т.п.). Не менее интересны сопоставления рисунков (пространственное расположение, символы, структура рисунка и т.п.), способы изготовления и применения орудий, мифологические и тотемические представления и т. п. Большой интерес представляют сравнительные исследования вербальных продуктов деятельности (мифология, устное народное творчество, развитие речи ребенка, этнические особенности языка и, несомненно, овладение искусственными средствами коммуникации у понгид). В целом, видимо, палеопсихология становится необыкновенно перспективной и интересной областью, в которой существует огромное поле проблем и фактического материала, а кроме того, возможностей экспериментального моделирования и применения психологических способов анализа (особенно это касается продуктов деятельности как невербальных, так и вербальных) как на палеонтологическом и историческом материале, так и на современном (различные культуры, онтогенез ребенка, психическая патология, высшие обезьяны). ВЫВОДЫ Сравнительная психология является системной отраслью психологии, объединяющей исследования, проводимые в самых разных направлениях. Предметом сравнительной психологии является сравнительное изучение психики на разных уровнях ее развития. Сравнению могут подвергаться: - разные уровни развития одной и той же системы; - отдельные элементы и составляющие психики на разных уровнях раз - закономерности преобразования межсистемных связей, ведущих к из В сравнительной психологии традиционным и наиболее значимым является сравнительное изучение психики человека и других животных. В этой области существует два крайних подхода к интерпретации сходства и различия в психике человека и других животных: «размывание грани между психикой человека и других животных» и «углубление пропасти между психикой человека и других животных». Сравнительные исследования психики человека и других животных осуществляются в рамках общей психологии, психологии развития, присутству- ют во многих частных психологических подходах (в психоанализе, теории! объектных отношений, теории привязанности, гештальтпсихологии, когни-j тивной психологии, психофизиологии и т.д.). Специальной отраслью психо-! логии, в которой сравнение психики человека и других животных является самостоятельным предметом исследования, является зоопсихология и сравнительная психология. Экспериментальные сравнительно-психологические исследования осуществляются в следующих направлениях: - сравнительное изучение отдельных психических процессов на разных - сравнительные исследования онтогенеза человека и высших живот - сравнительные исследования антропогенетически значимых особен - палеопсихология (изучение развития психики в антропогенезе). Вопросы для обсуждения 1. Что является предметом изучения в сравнительной психологии? 2. В каких областях психологии предпринимается сравнение психики 3. Какие требования предъявляются к целостному анализу развития 4. Какие основные направления экспериментальных исследований Рекомендуемая литература Боулби Дж. Привязанность. — М., 2003. Дарвин Ч. Сочинения. — М., 1953. Дьюсбери Д. Поведение животных. — М., 1981. Ждан А. Н. История психологии: от античности до современности. — М., 1997. Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. — М., 2001. Кёлвр В., Коффка К, Гештальтпсихология. — М., 1998. Ладыгина-Коте Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. — М., 1958. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология, эволюция. — М., 1988. Новоселова С. Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. — М.; Воронеж, 2001. Тих Н.А. Предыстория общества. — Л., 1970. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993. Философская энциклопедия. — М., 1962—1970. Фирсов Л. А. Память у антропоидов. — Л., 1972. Шовен Р. Поведение животных. — М., 1972. Энгельс Ф. Диалектика природы. — М., 1969. ■ 1 ГЛАВА 8 ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЗООПСИХОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 8.1. Использование знаний о психике и поведении животных в хозяйственной деятельности человека, основанных на житейском опыте Человек начал взаимодействовать с животными с самого начала своего эволюционного развития. Две взаимосвязанные задачи встали перед ранними гоминидами при освоении новой экологической ниши — саванны: прямохождение и переход на питание мясом других животных. Вторая задача требовала учета особенностей поведения животных, с которыми теперь имели дело гоми-ниды: конкурентов в охоте (крупные хищники саванны, которые одновременно представляли опасность для самих гоминид) и объектов охоты. Изучая продукты деятельности непосредственных передков современного человека (человека неандертальского типа) и самых ранних представителей нашего подвида — свидетельства тотемических культов и охотничьих ритуалов, а также искусство раннего неоантропа (человека современного типа), мы обнаруживаем, что познание психики животных происходило через опредмечивание знаний, представлений и переживаний, полученных в процессе наблюдений и взаимодействий с этими животными (наскальная живопись и графика, скульптура больших и малых форм), и через процесс инициации — отождествления себя с животными (это касалось больше тотемических культов и охотничьих ритуалов). Первый способ— опредмечивание своего субъективного опыта — позволял древнему человеку сделать свое внутреннее состояние, образы памяти, впечатления от встречи и взаимодействия с животными предметом познания. В рисунках и графике древних людей поражают точность изображения, внимание к динамическим характеристикам образа животных. Обычно изображались сцены охоты, а также взаимодействия животных друг с другом и с человеком. При этом по сравнению с ювелирной точностью и необыкновенной выразительностью изображения животных удивляет весьма схематичное изображение людей, фигурами которых обозначено только место и роль последних в общей картине. Существуют даже настоящие «учебные пособия», где; на рисунках животных отмечены место удара при охоте, внутренние органы животного и т. п. В современной педагогической психологии и психологии познавательных процессов вынесение образа во внешний план используется именно с целью его более детальной проработки и углубления познания данного объекта. В более поздние периоды развития культуры (до появления технических средств фиксации — фото- и видеоаппаратуры) изображению животных, их строения и особенностей поведения придавалось большое значение в науке. Еще один аспект в изображении животных связан с изживанием страхов и тревоги, которые в свою очередь основаны на недостатке информации и ее пугающем характере. В этих случаях рисование, изготовление фигурок животных решают несколько задач (психотерапевтических по отношению к человеку): в процессе прорисовки и изготовления скульптурного «портрета» животного познаются его особенности (снимается недостаток информации, что понижает тревогу), в процессе ритуального взаимодействия с этим изображением (изменение его внешнего вида, разыгрывание действий, помогающих преодолеть и преобразовать отношение к данному животному) изживаются и преобразуются отрицательные эмоции, формируется новое, конструктивное отношение к его образу. До сих пор подобные техники применяются в шаманских практиках и в профессиональной психотерапии. Второй способ познания требовал «вживания» в образ животного, непосредственного «проживания» его состояний в движении, звуках, с помощью атрибутики, имитирующей внешний вид животного, в ритуальных действиях (которые сейчас бы мы назвали «ролевыми играми» или «элементами психодрамы»). Многочисленные свидетельства такого познания с помощью принятия на себя образа животного мы обнаруживаем не только в древних предметах человеческой культуры, обрядах и обычаях, но и в дошедших до нас шаманских практиках, ритуальных действиях некоторых восточных единоборств и, конечно же, в театральных и карнавальных приемах. В этих случаях выделяется качество животного, соответствующее определенной черте психики человека, которую надо развить (храбрость, сила, ловкость, терпение, мудрость и т.п.) или использовать в качестве «помощника» себе (мудрость тотемического предка, его поддержку, понимание и т. п.). Это качество либо обнаруживается и культивируется в себе (с помощью отождествления себя с животным — носителем этого качества), либо используется как опора и поддержка (при этом нередко используются передача и постоянное хранение символического изображения этого качества в виде амулета, оберега и т.п., который становится как бы частью себя). Все это говорит о том, что человек познавал особенности животных в первую очередь на основе понимания их психического состояния, что- соответствовало самой структуре «эмоционально -интуитивной!» мышления древнего человека, прекрасно охарактеризованного еще в начале XX в. Л. Леви-Брюлем. И только вторично человек перешел к объективному описанию поведения жи- вотных, которое, собственно, и надо учитывать в целях пользования животными (в хозяйственной и промысловой деятельности). Более того, познание психики животных на основе отождествления себя с их субъективным состоянием мешало утилитарному использованию этих животных. Такая позиция человека отразилась в его представлениях о себе как о высшем существе, «царе природы», и одновременно в своеобразной защите от необходимости понимания страданий и переживаний животных (один из вариантов — антропопсихизм). Одним из проявлений такой защиты является традиция называть каждое домашнее животное, которое подлежит дальнейшему использованию в пищу, всегда одинаковой кличкой (например, все поросята — Дюши, все телята — Кудряши), в отличие от «своих», которые используются как помощники в течение многих лет (коровы, лошади, собаки). С первыми нельзя устанавливать «личностных», эмоциональных отношений (хотя свиньи, например, прекрасно дрессируются и привязываются к человеку не менее тесно, чем собаки или лошади). Со вторыми, напротив, устанавливаются тесные взаимосвязи, основанные на эмоциональных отношениях, взаимопонимании в совместной деятельности и т. п. Наряду с этим хорошо известно, что во многих культурах мира остается принятое в глубокой древности уважительное отношение к «пользовательным» животным (коровам и слонам в Индии, кошкам в Египте и т.п.). Возможно, жертвоприношение животных было своеобразным приемом перехода от поклонения им к использованию в пищу. Известно, что культовое жертвоприношение всегда сопровождалось поеданием (усвоением плоти и души своего тотемического объекта) частей жертвы и разделением его с духами и богами (например, в древнерусских поселениях во дворе каждого дома было капище, куда обязательно помещалась дань духу — часть любого добытого и произведенного продукта). Таким образом, мы видим, что с самых древних времен и до наших дней в бытовом сознании человека знания о психике животных служили двум основным задачам: пользовательной (учет особенностей животных для лучшего их использования) и терапевтической (понимание особенностей животных для познания собственной психики и взаимодействия с собственными психологическими проблемами). И то и другое в конце концов потребовало научного осмысления и научного обоснования использования этих знаний. Наряду с этим бытовое знание остается и продолжает играть большую роль во взаимодействии человека с живбтными. Знание и понимание психических особенностей животных и умение использовать их в практической деятельности человека широко применяется в домашнем хозяйстве и промысловой Деятельности. Например, отъем козлят от матери сразу после рождения на один-два часа полностью купирует возможность раннего постнатально- го запечатления у матери и детеныша, и впоследствии коза не подпустит козленка к соскам, а детеныш будет сосать только искусственный рожок, что очень удобно при их совместном содержании в домашнем подворье и необходимости получать от козы молоко для человека. Разумеется, тонкое знание и понимание зверя охотником также необходимо для успешной охоты, равно как и налаживание взаимодействия с охотничьей собакой. Подобные знания нередко становятся отличительным качеством целых династий и передаются из поколения в поколение в процессе раннего научения, приобщения детей к взаимодействию с животными и передаче им необходимых приемов непосредственно в совместной деятельности (например, династии коневодов, заводчиков охотничьих и пастушьих собак, цирковых дрессировщиков). 8.2. Использование зоопсихологических знаний в деятельности человека 8.2.1. Использование зоопсихологических знаний в хозяйственной и промысловой деятельности человека В настоящее время зоопсихология имеет реальное прикладное значение (прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии охарактеризованы во введении). Следует отметить, что в этой области нет смысла жестко разделять этологическое, физиологическое и зоопсихологическое направления. Такое разделение делается в науке, где выделяется конкретный предмет и конструируется методология его исследования, но не в практике, где должен быть синтез всех знаний и способов, необходимых для эффективного решения практических задач. Теоретической основой прикладной зоопсихологии является изучение видотипичных особенностей психики животных, особенностей их адаптации к новым условиям и в первую очередь к условиям антропогенной (созданной человеком) среды. Эта среда отличается от естественной, к которой происходило приспособление психики и поведения этих животных в эволюции, по трем основным параметрам. [' 1. Созданные человеком условия жизни животных не всегда совпадают с естественными. Они могут отличаться по многим качествам. Сами [объекты не такие, как в природе, что может в той или иной меф затруднять жизнедеятельность животных. Соотношение жизненного пространства и количества особей могут существенно отличаться от необходимого для животных, что ведет к увеличению стрессовых воздействий, изменению взаимоотношений в грущге, между родителями и детенышами и т.п. Особен- ности питания (количество и качество корма), а также дневные и сезонные ритмы могут быть изменены. 2. Темпы изменений в антропогенной среде не сравнимы с таковы 3. Изменены динамика и содержание деятельности по удовлетво Все это в большей степени касается тех животных, которые Приложение зоопсихологических знаний в хозяйственной дея
|