Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительно-психологические исследования в ведущих психологических направлениях.
В каждом теоретическом направлении психологии также есть определенное мнение по поводу того, чем отличается психика человека от психики других животных и как первая возникла. Представления об этом будут зависеть от целей, задач и общих методологических оснований соответствующих направлений. В бихевиоризме в целом выделяются скорее количественные, чем качественные различия в психике человека и других животных. Накопление этих количественных отличий (по сложности, силе, скорости, лабильности и т.п.), в результате чего расширяются и усложняются связи субъекта со средой, и характеризует отличие психики человека. Большое место занимают сравнительные исследования отдельных психических процессов и механизмов их регуляции и т. п. Это позволяет с большой точностью обнаружить и объяснить сходство и различие действия конкретных факторов и условий на функционирование и развитие психики человека и других животных. Весьма перспективными и очень информативными являются исследования в рамках современных на- правлений, сформировавшихся на пересечении бихевиоризма с когнитивной психологией и психоанализом (например, теория социального научения, особенно в той ее части, которая касается раннего развития диадических отношений, — С.Тревартен, Т.Филд, А.Фогель и др.). Сравнительные исследования взаимодействия в диаде «мать—дитя» у представителей разных культур и взаимодействия матери с детенышем у высших животных и их интерпретация с позиций психологии развития позволяют понять многие сложнейшие закономерности и механизмы развития психики в онтогенезе человека. В психоанализе традиционным является обращение к «биологическим» корням человеческих влечений и способов их удовлетворения. В классических работах 3. Фрейда понимание инстинкта (как потребности или врожденного влечения) очень близко к таковому в античной философии (у стоиков). Общим для человека и других животных является именно наличие врожденных влечений и необходимость их удовлетворять. Сам же процесс построения деятельности по удовлетворению влечения в онтогенезе рассматривается как необходимое преобразование врожденных, инфантильных и уже не адаптивных в новых условиях человеческого общества и конкретной культуры способов удовлетворения потребностей. В классическом и современном психоанализе и близких к нему направлениях (концепциях Э. Эриксона, М. Мид — теории объектных отношений, теория привязанности и др.) в большей или меньшей мере присутствует обращение к антропогенетическим, историческим, кросскультурным сравнительным исследованиям, а также к сравнительным исследованиям психики человека и других животных. Одним из таких направлений является теория привязанности, разработанная Дж. Боулби и получившая в современной психологии развития широкое распространение. В середине XX в. Дж. Боулби, опираясь на идеи психоанализа о развитии личности и сравнительное изучение формирования в раннем онтогенезе отношений привязанности у детенышей высших животных и человеческого ребенка, показал тонкие механизмы становления базовых психических образований, являющихся фундаментом развития личности. В дальнейшем изучение привязанности преимущественно концентрировалось на онтогенезе человеческого ребенка и в гораздо меньшей степени на исследованиях высших животных. В этой области, несомненно, имеется большой потенциал, который еще предстоит раскрыть сравнительной психологии. В гешталыппсихологии еще в начале XX в. были начаты сравнительные исследования восприятия и «разумного» решения задач у человека и высших животных. Эти исследования положили начало одному из ведущих в сравнительной психологии направлений — изучению интеллекта высших животных и развитию интеллекта в онтогенезе человека. Эксперименты В.Кёлера с шимпанзе, курами, собаками и детьми на довербальной стадии развития позволили ему сформулировать основные теоретические положения и критерии интеллекта животных, опираясь на которые ученые всего мира строили в дальнейшем свои теоретические и экспериментальные исследования в этой области. В психофизиологии традиционно проводились сравнительные исследования физиологических механизмов психики. Отечественные ученые традиционно признаются ведущими в этой отрасли. В работах П. К.Анохина были заложены основы изучения антиципации как одного из ведущих свойств психики. Исследования Е.Н.Соколова, К.В.Судакова, В.Б.Швыркова, Ю.И.Александрова и других психофизиологов, развивая системный подход в этой отрасли психологии, позволили вплотную подойти к пониманию физиологических основ психики человека и других животных. Большой вклад в понимание формирования и функционирования психики внесли близкие к этой области исследования когнитивных процессов, позволившие сформулировать теорию сен-зитивных периодов (Дж. Гибсон, Дж. Готлиб, Р. Эйслин и др.), расширяющую и углубляющую представления о развитии в онтогенезе психики человека и животных. В зоопсихологии сравнительные исследования занимают ведущее место. В классической американской зоопсихологической школе изучались различные стороны психики низших, высших животных и человека (Р. Йеркс, Г.Дженнингс, В. Кёлер и др.). В настоящее время в зарубежной психологии выделилось направление, в рамках которого проводятся интенсивные сравнительные исследования высших психических способностей животных (обучение искусственным знаковым средствам коммуникации, рисованию, изготовлению и использованию орудий; зачатки самосознания) в сравнении с психикой человека. В отечественной зоопсихологии традиции сравнительных исследований были заложены Н. Н.Ла-дыгиной-Котс и продолжены К.Э.Фабри, Н.А.Тих, С.Л.Новоселовой, В. С. Мухиной, автором этой книги и другими исследователями.
|