Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительно-психологические исследования в ведущих пси­хологических направлениях.






В каждом теоретическом направлении психологии также есть определенное мнение по поводу того, чем отличается психика человека от психики других животных и как первая возникла. Пред­ставления об этом будут зависеть от целей, задач и общих методо­логических оснований соответствующих направлений.

В бихевиоризме в целом выделяются скорее количественные, чем качественные различия в психике человека и других живот­ных. Накопление этих количественных отличий (по сложности, силе, скорости, лабильности и т.п.), в результате чего расширя­ются и усложняются связи субъекта со средой, и характеризует отличие психики человека. Большое место занимают сравнитель­ные исследования отдельных психических процессов и механиз­мов их регуляции и т. п. Это позволяет с большой точностью обна­ружить и объяснить сходство и различие действия конкретных факторов и условий на функционирование и развитие психики человека и других животных. Весьма перспективными и очень ин­формативными являются исследования в рамках современных на-


правлений, сформировавшихся на пересечении бихевиоризма с когнитивной психологией и психоанализом (например, теория социального научения, особенно в той ее части, которая касается раннего развития диадических отношений, — С.Тревартен, Т.Филд, А.Фогель и др.). Сравнительные исследования взаимо­действия в диаде «мать—дитя» у представителей разных культур и взаимодействия матери с детенышем у высших животных и их интерпретация с позиций психологии развития позволяют понять многие сложнейшие закономерности и механизмы развития пси­хики в онтогенезе человека.

В психоанализе традиционным является обращение к «биологи­ческим» корням человеческих влечений и способов их удовлетво­рения. В классических работах 3. Фрейда понимание инстинкта (как потребности или врожденного влечения) очень близко к таково­му в античной философии (у стоиков). Общим для человека и дру­гих животных является именно наличие врожденных влечений и не­обходимость их удовлетворять. Сам же процесс построения дея­тельности по удовлетворению влечения в онтогенезе рассматри­вается как необходимое преобразование врожденных, инфантиль­ных и уже не адаптивных в новых условиях человеческого обще­ства и конкретной культуры способов удовлетворения потребнос­тей. В классическом и современном психоанализе и близких к нему направлениях (концепциях Э. Эриксона, М. Мид — теории объект­ных отношений, теория привязанности и др.) в большей или мень­шей мере присутствует обращение к антропогенетическим, исто­рическим, кросскультурным сравнительным исследованиям, а также к сравнительным исследованиям психики человека и дру­гих животных. Одним из таких направлений является теория при­вязанности, разработанная Дж. Боулби и получившая в совре­менной психологии развития широкое распространение. В сере­дине XX в. Дж. Боулби, опираясь на идеи психоанализа о разви­тии личности и сравнительное изучение формирования в ран­нем онтогенезе отношений привязанности у детенышей высших животных и человеческого ребенка, показал тонкие механизмы становления базовых психических образований, являющихся фундаментом развития личности. В дальнейшем изучение привя­занности преимущественно концентрировалось на онтогенезе че­ловеческого ребенка и в гораздо меньшей степени на исследова­ниях высших животных. В этой области, несомненно, имеется боль­шой потенциал, который еще предстоит раскрыть сравнительной психологии.

В гешталыппсихологии еще в начале XX в. были начаты сравни­тельные исследования восприятия и «разумного» решения задач у человека и высших животных. Эти исследования положили начало одному из ведущих в сравнительной психологии направлений — изучению интеллекта высших животных и развитию интеллекта в


онтогенезе человека. Эксперименты В.Кёлера с шимпанзе, кура­ми, собаками и детьми на довербальной стадии развития позво­лили ему сформулировать основные теоретические положения и критерии интеллекта животных, опираясь на которые ученые всего мира строили в дальнейшем свои теоретические и эксперимен­тальные исследования в этой области.

В психофизиологии традиционно проводились сравнительные исследования физиологических механизмов психики. Отечествен­ные ученые традиционно признаются ведущими в этой отрасли. В работах П. К.Анохина были заложены основы изучения антици­пации как одного из ведущих свойств психики. Исследования Е.Н.Соколова, К.В.Судакова, В.Б.Швыркова, Ю.И.Александ­рова и других психофизиологов, развивая системный подход в этой отрасли психологии, позволили вплотную подойти к пони­манию физиологических основ психики человека и других живот­ных. Большой вклад в понимание формирования и функциониро­вания психики внесли близкие к этой области исследования ког­нитивных процессов, позволившие сформулировать теорию сен-зитивных периодов (Дж. Гибсон, Дж. Готлиб, Р. Эйслин и др.), расширяющую и углубляющую представления о развитии в онто­генезе психики человека и животных.

В зоопсихологии сравнительные исследования занимают веду­щее место. В классической американской зоопсихологической школе изучались различные стороны психики низших, высших живот­ных и человека (Р. Йеркс, Г.Дженнингс, В. Кёлер и др.). В настоя­щее время в зарубежной психологии выделилось направление, в рамках которого проводятся интенсивные сравнительные иссле­дования высших психических способностей животных (обучение искусственным знаковым средствам коммуникации, рисованию, изготовлению и использованию орудий; зачатки самосознания) в сравнении с психикой человека. В отечественной зоопсихологии традиции сравнительных исследований были заложены Н. Н.Ла-дыгиной-Котс и продолжены К.Э.Фабри, Н.А.Тих, С.Л.Ново­селовой, В. С. Мухиной, автором этой книги и другими исследо­вателями.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал