Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Филогенез онтогенеза и заботы о потомстве
Филогенез. Заботы о потомстве
| Филогенез онтогенеза
| Стадии развития психики
| 1. Родители находят условия среды, необходимые для развития яйцеклеток и потомства, не вступая в контакт с потомством
| 1. Субъект самостоятелен с рождения, структура деятельности, мотива-ционно-потребностная сфера и мотивационные механизмы — взрослого типа
| Сенсорная, перцептивная
| 2. Родительские особи осуществляют специальную деятельность по подготовке и поддержанию условий для развития яйцеклеток и потомства без взаимодействия с потомством как самостоятельными особями
| 2. Структура деятельности, мотивационно-пот-ребностная сфера и мотивационные механизмы — взрослого типа, освоение видотипичного опыта самостоятельное, в организованных родительскими особями условиях
| Перцептивная
| 3. Родители осуществляют свои функции в процессе взаимодействия с детенышами как самостоятельными особями (коммуникативный процесс). Поведение родителей зависит от поведения детенышей. Родители частично участвуют в удовлетворении потребностей детенышей
| 3. Содержание мотива -ционно-потребностной сферы частично отличается от взрослой по объектам деятельности. Структура деятельности и мотивационные механизмы — взрослого типа, освоение видотипичного опыта происходит в организованных родителями условиях
| Высший уровень перцептивной, низший уровень интеллектуальной
| 4. Родители удовлетворяют некоторые потребности детеныша в непосредственном взаимодействии
| 4. Структура деятельности, мотивационно-пот-ребностная сфера и мотивационные механизмы
| Интеллектуальная
|
Окончание таблицы
Филогенез. Заботы о потомстве
| Филогенез онтогенеза
| Стадия развития психики
| с ним, создают условия для развития у детеныша взрослых форм структуры деятельности, мотива-ционных механизмов и освоения видотипичного опыта
| отличны от взрослых и формируются в онтогенезе в игре и в условиях, обеспечиваемых или специально организуемых родителями
| Интеллектуальная
| 5. Специально организованная деятельность родителей, направленная на удовлетворение потребностей детенышей и освоение ими взрослых форм поведения. 5.1. Предоставляют условия для формирования взрослой структуры деятельности, мотивацион-но-потребностной сферы и мотивационных механизмов. 5.2. Обучение детенышей взрослым формам поведения при их участии в соответствующей деятельности взрослых. 5.3. Деятельность родителей направлена на развитие у детенышей новых форм поведения, родители действуют для получения удовольствия от взаимодействия с детенышами
|
| Высший уровень интеллектуальной
| 5.4. Осознанная или культурно обусловленная деятельность родителей по удовлетворению потребностей потомства, освоению опыта, развитию структуры деятельности, мотивационно-потребно-стной сферы и мотивационных механизмов
| 5. Удовлетворение потребностей, развитие взрослых структуры деятельности, мотивационно-пот-ребностной сферы, мотивационных механизмов, освоение видотипичных средств отражения происходит в процессе совместной деятельности со взрослым
| Сознание
|
Рассмотрим приведенную схему более подробно.
Этапы преобразования онтогенеза в филогенезе
1. Субъект становится самостоятельным, т.е. способным удов летворять свои потребности, с рождения, структура деятельнос ти, структура и содержание потребностно-мотивационной сферы и мотивационных механизмов не отличаются от взрослой. Онтоге нез заключается в накоплении индивидуального опыта путем на учения или смены генетически заданных форм жизнедеятельнос ти (метаморфоз с этой точки зрения — две «взрослые» формы жизни с разными функциями). Родительские особи не принима ют участия в индивидуальном развитии детенышей.
2. Структура и содержание деятельности и потребностно-моти вационной сферы не отличаются от взрослой, но родительские особи организуют среду для физиологического созревания и по лучения индивидуального опыта детенышей.
3. Родительские особи частично принимают участие в удовлет ворении потребностей комфортной и пищевой сферы детенышей. Содержание этих сфер (объекты потребностей, операциональный состав) у детенышей частично отличается от таковых у взрослых особей, структура деятельности и мотивационные механизмы ос таются одинаковыми (т.е. зрелыми с рождения). До полового со зревания молодые животные осваивают необходимый видотипич- ный опыт и взрослые формы поведения.
4. Родительские особи удовлетворяют основные потребности детенышей в процессе непосредственного взаимодействия с ними. Операциональный состав, предметы и объекты для этих потреб ностей качественно отличаются от взрослых, структура деятель ности также отличается от взрослой. Появляется игровая деятель ность как механизм онтогенетического развития структуры дея тельности и мотивации и освоения видотипичного и индивиду ального опыта. Формирование сложных видотипичных форм по ведения осуществляется поэтапно на основе механизмов сен- зитивных периодов и обеспечено эволюционно ожидаемыми ус ловиями развития. Одним из таких условий являются сами роди тельские особи, внешний вид и поведение которых и образуют ключевые стимулы и условия их встраивания в регуляцию дея тельности развивающихся детенышей.
5. Включение в онтогенез специфических форм взаимодействия развивающейся особи с родительской, в процессе которых разви вается структура деятельности, потребностно-мотивационная сфе ра, специфические видотипичные потребности и мотивационные механизмы. Если на предыдущем этапе все это развивалось в са мостоятельном взаимодействии особи с внешней средой, а роди тельские особи только организовывали условия для этого без спе циальной цели, только на основе своих собственных потребное-
тей, то теперь без специально организованной совместной деятельности взрослого с ребенком вообще не возникнут не только видотипичные структура и содержание деятельности, потребност-но-мотивацонной сферы и мотивационных механизмов, но и средства отражения.
Таким образом, начиная с четвертого из выделенных этапов развития появляется принципиальное отличие психического развития: инфантильные формы взаимодействия субъекта со средой отличаются от взрослых качественно по структуре деятельности, структуре и содержанию потребностно-мотивационной сферы (прижизненное образование новых потребностей и конкретных потребностно-мотивационных сфер, в том числе и репродуктивной) и мотивационных механизмов (развитие процесса мотивации в игровой деятельности). Взрослые структура и содержание деятельности, потребностно-мотивационной сферы и мотивационных механизмов строятся в специфических формах инфантильной деятельности — игровой и ориентировочно-исследовательской. Удовлетворение потребностей детенышей и обеспечение условий для формирования взрослых особенностей психики и поведения обеспечиваются родительскими особями.
На пятом этапе продолжается эта же стратегия, роль родителей становится еще более существенной (включение в освоение средств отражения). Основной перелом направления развития онтогенеза происходит на четвертом этапе. Общностью двух последних этапов филогенеза онтогенеза является отличие инфантильных структуры деятельности, мотивационно-потребностной сферы и мотивационных механизмов от взрослой, наличие специфической ювенильной формы деятельности (игровой) и участие взрослых особей, осуществляемое в форме непосредственного взаимодействия с детенышами, в развитии взрослых особенностей этих образований. По этим отличиям можно в рабочем порядке, отдавая себе отчет о необходимости дальнейших исследований в этой области, считать выделение в онтогенезе периода детства как качественно отличного от взрослого по критерию структуры деятельности, мотивационно-потребностной сферы и мотивационных механизмов начиная с четвертого из выделенных этапов филогенеза онтогенеза (т.е. со стадии интеллекта). Это позволяет соотносить в сравнительном анализе процесс раннего онтогенеза и особенности родительской потребностно-мотивационной сферы на предчеловеческой и человеческой стадии развития психики.
|