Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация заповедников⇐ ПредыдущаяСтр 74 из 74
В заповедниках также существует много пробле^, в решении которых необходимы знания о психике животных.) Перечислим основные из них. Все заповедники в настоящее время не свободна от влияния присутствия человека. Это, с одной стороны, создает для животных стрессовый фактор, мешающий их жизнедеятельности, а с другой стороны, уменьшает естественную осторожность живот- *■ •-... R *l
-,;." Ч- Рис. 16. Детеныши орангутана в секции искусственного выращивания Московского зоопарка, на руках у автора книга Г.Г.Филипповой (1986 г.) ных и создает опасность как для них самих, так и для человека. Например, проведение земляных и дорожных работ нарушает привычные маршруты передвижения. В заповедниках Африки после получивших широкую известность исследований жизни горилл и шимпанзе появилась тенденция туристов приближаться к этим животным, что повлекло за собой повышение тревожности, появление внутригрупповой агрессии, нарушающих жизнедеятельность этих и так очень редких животных. В заповедниках Дальнего Востока России охрана амурских тигров привела к тому, что у них снизилась осторожность, они нередко стали появляться вблизи жилья человека, создавая большую опасность для местных жителей. Подобные проблемы возникают в заповедниках Индии (тигры), Африки (слоны, львы) и др. Помощь человека в удовлетворении потребностей животных может вести к изменению их естественного поведения. Например, использование ^подкормок и укрытий стимулирует животных ориентироваться на эту помощь в ущерб самостоятельной пищедобыватель-ной и комфортной деятельности и даже изменяет их взаимодействие в группе. Ког(ытные животные и обезьяны в заповедниках предпочитают пользоваться предоставляемой подкормкой, не используя естественные источники даже в благоприятный сезон, отмечено также, что в таких случаях в группах обезьян повышается агрессивность. В заповедниках необходимо проводить научные работы, что также может изменить отношение животных к человеку. Профессиональные сотрудники в своем поведении учитывают особенно- сти животных и занимают позицию охраны и невмешательства в их жизнь. Это может привести к тому, что у животных снизятся недоверие и осторожность по отношению к человеку и его присутствию в среде. Животные могут перестать обращать внимание на автомобили и другие человеческие предметы, что грозит опасностью как самим животным, так и человеку. Известно, например, что в охраняемых зонах риск столкновения животного с автомобилем выше, чем в неохраняемых. Разведение животных на реабилитационных станциях На реабилитационных станциях содержатся и разводятся животные с целью их дальнейшей реинтродукции в природу. В настоящее время такие станции существуют для самых разных животных: обезьян, медведей, копытных, птиц. Все перечисленные выше проблемы характерны и для реабилитационных станций. Особенностью последних является то, что человек непосредственно участвует в уходе за животными и их выращивании. На реабилитационные станции часто попадают детеныши и взрослые животные — жертвы браконьеров, нередко сотрудники станций специально забирают детенышей из гнезда, увеличивая таким образом их выживаемость (родители успешнее вырастят меньшее количество потомков, а остальных вырастят на станции). Это влечет за собой опасность образования привязанности, особенно для высших животных, извращенного полового запечатления, нарушения формирования видотипичных форм поведения и взаимодействия с сородичами. В некоторых случаях для избежания такой опасности обслуживающий персонал по возможности минимизирует контакт с детенышами (например, при выращивании детенышей медведей люди не разговаривают с ними, стараются не осуществлять тактильный контакт и т.п.). При выращивании высших обезьян их постепенно приучают к самостоятельной жизни, последовательно ограничивая контакт с человеком: видотипич-ные особенности этих животных требуют очень тесного контакта на первых этапах онтогенеза, однако допускают широкую лабильность в формировании полового поведения. Для обеспечения развития видотипичного поведения необходимо хорошо знать закономерности его формирования в онтогенезе и предоставлять животным соответствующие условия. Например, гнездостроение у понгид возникает в конце первого года жизни и помимо наличия веток и листьев требует обучения по подражанию. Рытье нор у лисиц основывается на развитии копающих движений в конце первого месяца жизни, для чего необходимо наличие мягкого грунта и т.п. Все это говорит о том, что именно реабилитационные станции в наибольшей степени нуждаются в использовании зоопсихологических знаний и практических разработок. 8.3. Использование зоопсихологических знаний в психотерапии и развивающей работе с детьми Данное направление научной зоопсихологии возникло в XX в., хотя некоторые стороны этой области, например использование домашних животных в терапевтических целях, известны в бытовой практике давно. Можно определить основную цель такого взаимодействия человека с животными следующим образом: животное вместе с человеком. Зоопсихологические знания в данной области приложимы в трех основных направлениях: развивающая работа с детьми; содержание животных в доме человека; анимало-терапия. 8.3.1. Развивающая работа с детьми В педагогике животные традиционно используются в целях ознакомления с природой (в основном в дошкольном возрасте). Программа дошкольного образования включает соответствующий раздел, теоретическое обоснование и методики педагогической работы в этой области. Помимо образовательной работы большое значение имеет формирование отношения детей к животным, которое является составной частью экологического сознания. Подразумевается формирование уважительного и эмоционально-положительного отношения к живой природе, что в раннем и дошкольном возрасте возможно только на основе эмоционального опыта, получаемого ребенком в процессе непосредственного взаимодействия с животными. Организация такого взаимодействия опирается на знания о психике животного, что позволяет правильно подобрать животное и организовать общение ребенка с ним, отвечающее задачам экологического воспитания и возрастным особенностям детей. Кроме специальных задач образования и формирования ценностно-смысловой позиции ребенка по отношению к природе (что в дошкольной психологии и педагогике рассматривается и как становление общей гуманистической позиции личности), взаимодействие с животными полезно для общего развития ребенка. В частности, это обогащает и развивает двигательную сферу (как локомоторную, так и манипуляционную), сенсорно-перцептивные процессы, память, интеллект, эмоциональную сферу ребенка, стимулирует развитие произвольности, самоконтроля и т. п. Помимо присущих животному качеств, делающих их прекрасным «автодидактическим пособием» для развития всех перечисленных процессов (комплексность стимуляции, подвижность, необходимость ситуативного прогноза поведения животного и регуляции ребенком собственных действий и т.п.), животное вызывает у ребенка положительные эмоции, стремление к общению и взаимодействию, что создает прекрасный мотивационный фон для обучения и развития. В настоящее время в дошкольной педагогике и психологии имеется целый ряд программ, использующих взаимодействие ребенка с животными не только в целях экологического воспитания, но и в других направлениях образовательной и развивающей работы. 8.3.2. Содержание животных в доме человека Содержание животных в домашних условиях издавна используется человеком, как это принято говорить, «для души», т.е. для эмоционального общения, удовлетворения потребности в привязанности, стремления оказывать заботу, нередко для целей оптимизации и стимуляции развития детей в семье. Урбанизация и технологизация современного общества способствуют тому, что человек стремится восполнить недостаток контакта с природой содержанием животных дома. При этом возникает целый ряд проблем, требующих профессиональной помощи по вопросам содержания животных в семье. В данном разделе возможна лишь краткая характеристика основных проблем в этой области. Подбор животных для содержания в семье. Человек содержит домашних животных с разными целями, и от этого зависит, какое именно животное больше подходит для данного человека и данной семьи. Необходимо учитывать потребности членов семьи и их возможности. Разные животные и даже разные породы домашних животных имеют различные уровни активности, склонности к контактам с человеком, агрессивности и т.п. В то же время разные животные требуют разных условий содержания, физических и материальных затрат со стороны человека. Нередко увлечение «модными» тенденциями, недостаточное осознание своих потребностей и возможностей приводит к тому, что семья оказывается в проблемной ситуации, и иногда даже в опасной как для членов семьи, так и для окружающих (например, при содержании «престижных» пород или экзотических животных, доставляющих неудобство и даже представляющих опасность для человека). Неучет таких особенностей может привести к психологическим травмам для членов семьи, особенно в тех случаях, когда к животным образовалась привязанность, а содержание их в доме становится невозможным. В данном направлении возможна и необходима консультация специалиста. Организация среды обитания животного в семье. При содержании животных дома люди далеко не всегда представляют себе условия, необходимые для данного животного. Имеют значение не только питание и уход за животным, но и эмоциональные связи животного с членами семьи (и другими животными в доме), наличие необходимого пространства, защищенности и т. п. В психике животных происходят постоянные изменения, связанные с их возрастным и репродуктивным статусом, что может стимулировать неожиданные для человека изменения в поведении животных. Все это также является предметом работы специалиста в области зоопсихологии и сравнительной психологии. Проблемы взаимодействия членов семьи с животными. Нередко возникают проблемы, связанные с изменением состава семьи или состояния кого-то из членов семьи. Наиболее сложной проблемой является появление в семье детей, что может послужить причиной изменения поведения животных, поскольку меняется вся структура отношений, в которую обязательно включены и домашние животные. Сложности возникают также при некоторых осложнениях в здоровье членов семьи, препятствующих дальнейшему пребыванию в семье животных (аллергия, потеря способности осуществлять уход за животными и т. п.). В этих случаях необходима помощь специалиста, который является одновременно семейным психологом и имеет знания в области зоопсихологии и сравнительной психологии. Практика показывает, что необходимость в таком специалисте становится необыкновенно актуальной, и данная область психологии имеет широкие перспективы для развития. Психотерапия домашних животных. При содержании животных в доме нередко возникают расстройства психического состояния животных. Причины могут бать разными, это зависит от вида животного и его индивидуальных особенностей. Нарушение пространственных границ, иерархических отношений, депривация потребностей и т. п. могут служить причиной извращения различных видов деятельности (комфортной — выделительная функция, выбор и подготовка места отдыха, заточка когтей и т.п.), пищевой (извращение аппетита и т.п.), половой и родительской, и т.п. Большое значение для многих домашних животных имеет депривация потребности в привязанности: животные нередко страдают в отсутствие человека, у них повышается тревожность, что ведет к нежелательным для человека и деструктивным для животных формам поведения (от порчи имущества до соматических нарушений у животного: кожные, респираторные, желудочно-кишечные проблемы и т. п.). В этих случаях возможна психотерапия для самого животного, которая может осуществляться в форме компенсации активности животного, использования игровых приемов, общения с другими животными и т. п. Во всех этих случаях психолог, осуществляющий такую работу, взаимодействует и с членами семьи, т.е. одновременно ему необходимы знания и опыт в области семейной психологии и психологии личности. Ветеринария. При содержании домашних животных обязательным является контакт животного с ветеринарной службой. В настоящее время это широко распространенный вид практики, в котором все больше появляется интерес к зоопсихологии. Пони- мается и учитывается необходимость психического комфорта и поддержания общего психического состояния животного как помогающего, а нередко и весьма существенного фактора лечения. Влияние стрессовых факторов (новой обстановки, разлуки с близкими людьми и даже другими животными, тревоги, возникающей от непонимания животным своего состояния, и т.п.) нередко более значимо для животных и деструктивнее для них, чем для человека, который может осознать причины и последствия возникших обстоятельств. К сожалению, зоопсихология еще не стала обязательным предметом в ветеринарных учебных заведениях (хотя в некоторых вузах такие курсы уже читаются) и тем более еще нет специального раздела зоопсихологии, предметом которого являлись бы изучение и разработка методов и приемов использования зоопсихологических знаний в ветеринарии. Перспективность подобного направления в настоящее время несомненна. 8.3.3. Анималотерапия Анималотерапия (или зоотерапия) — это психотерапия, в которой психотерапевтическим средством является взаимодействие человека с животным. Такое взаимодействие существенно отличается от других психотерапевтических средств (взаимодействие с неодушевленными объектами в разных видах психотерапии, с самим терапевтом и участниками групповой терапии). Основные отличия следующие: 1) животное имеет внутренний источник активности, в ре 2) животное не является носителем смысловой и оценочной 3) животное имеет «внутреннюю позицию», собственную мо Анималотерапия имеет давнюю историю. В качестве бытовой психотерапевтической практики ее можно назвать даже традиционной. Издавна известно благотворное влияние на человека общения с животными (от физического воздействия — тепло, массаж и т.п. — до облегчения душевных страданий, снятия тревоги, компенсации недостаточности или деструктивного характера общения с другими людьми). В качестве профессионального психотера- певтического средства анималотерапия также применяется давв Видимо, исторически первой является иппотерапия (лечебнЯ верховая езда на лошади), которую применял в качестве лечебно го и реабилитационного средства при нарушениях здоровья (фв зического и психического) еще Гиппократ. Он обращал вним! ние как на положительное воздействие ритмичных и плавных двя жений лошади, тепла и массирующих движений мышц ее спита так и на то, что езда на лошади стимулирует улучшение настрое ния, избавление от меланхолии и т. п. В Средние века и в Новс время высказывалось мнение, что верховая езда не только полез на при ряде нарушений двигательной сферы и других заболеваний ях, но особенно показана женщинам в плане профилактики коррекции нервных расстройств. В XX в. иппотерапия стала приме няться для лечения и реабилитации двигательных нарушений (де ский церебральный паралич и другие виды параличей, полиеомк лит и т.п.), умственной недостаточности (олигофрения, синдро! Дауна и т.п.), расстройств эмоциональной сферы (аутизм, зофрения), а также сенсорно-перцептивных нарушений (в ТОК числе зрения и слуха). В середине XX в. появился новый вид ани-'J малотерапии для решения этих же задач — дельфинотерапия, где помимо всего прочего большую роль играет вода, помогающая' работе мышц, расслаблению, преодолению силы тяжести и т.п. В анималотерапии достаточно хорошо изучено воздействие на пациента тех особенностей животного, которые стимулируют работу мышечной системы, вестибулярного аппарата, всех форм контроля. Немало внимания уделяется эмоциональному состоянию пациента. Разработаны методики для терапии различных расстройств и нарушений у взрослых и детей. Наиболее сложным и малоизученным фактором анималотерапии является позиция животного как участника психотерапевтического процесса. С другой стороны, именно этот момент, видимо, является самым существенным отличительным качеством анималотерапии. В иппотерапии были попытки конструирования тренажеров, полностью имитирующих возникновение сенсорно-перцептивных процессов, характерных при езде на лошади (в Германии). Однако эффект использования таких тренажеров значительно ниже, чем при езде на настоящей лошади. В данном виде психотерапевтической практики встречаются указания на то, что пациент испытывает положительные эмоции и высокую мотивацию при лечении с помощью животных. Но особенности самого животного и его активное включение как субъекта психотерапевтического процесса во взаимодействие с пациентом остаются совершенно не изученной проблемой. К пониманию позиции животного как фактора психотерапевтического процесса можно подойти, опираясь на исследования в русле теории привязанности и теории объектных отношений (о которых коротко говорилось выше). Используемые в анималотерапии животные сами включены в отношения привязанности. Привязанность как адаптивная мотивационно-поведенческая система (по Дж. Боулби) имеет ряд общих для всех видов высших животных свойств. Одними из важнейших являются базовые функции объекта привязанности: эмоциональное принятие, поддержка и защита. Именно эти функции принимает на себя и проявляет в ситуации анималотерапии животное. Животное проявляет полное и безусловное принятие пациента, которого он обычно лишен (частично или полностью) во взаимодействии с близкими людьми (исследования в этой области психологии многократно и всесторонне обосновали этот тезис). Кроме того, животное демонстрирует безоценочное общение (поскольку у него вообще нет системы ценностей и смыслов, с позиции которых оно могло бы оценивать «правильность» или «желательность» состояния и поведения пациента), что также улучшает психотерапевтический процесс и является его обязательным условием (со стороны психотерапевта). Можно обозначить еще целый ряд особенностей животного как участника психотерапевтического процесса, делающих анимало-терапию необычайно эффективным и перспективным средством психологической коррекции, реабилитации и профилактики. В процессе анималотерапии животное во многом является «ко-терапевтом», т.е. помощником (хотя и весьма своеобразным), осуществляющим с терапевтом общий процесс психотерапии. Понимание этой позиции животного, его возможностей и специфики «работы» в каждом конкретном случае необходимо психотерапевту. Оно позволяет теоретически обосновать использование животных в психотерапии, улучшить уже имеющиеся, а также разработать новые направления анималотерапии и ее применение в различных областях психологической практики. Помимо использования анималотерапии как специальной области психотерапии, в которой она себя уже хорошо зарекомендовала (для лечения, профилактики и реабилитации двигательных нарушений, умственных и эмоциональных расстройств), следует отметить использование животных для коррекции и терапии целого ряда психологических проблем личностного и семейного характера: использование анималотерапии в личностной, семейной и детской психотерапии. В индивидуальной психотерапии анималотерапия может применяться при переживании горя, утраты, коррекции тревожности, сложностей в общении, эмоциональной депривации. Животное может стать «проводником» в налаживании взаимодействия с другими людьми, обретении круга общения, повышении самооценки и т.п. В семейной терапии с помощью животных возможно налаживание отношений между членами семьи, снятие напряжения, помощь в преодолении горя, утраты, в процессе взаимной адаптации и т.п. В детской психотерапии животное может компенсировать эмс циональную депривацию, быть эффективным при коррекции при| вязанности, расстройств, связанных со сложностями в общенщ (тревожности, застенчивости, заикания, пониженной самооцеят ки и т.п.). Эффективно использование животных для коррекции гиперактивности у детей, стимуляции интеллектуального и эмо» ционального развития. Интересным может быть включение животных в коррекцию детско-родительских отношений, и в част-| ности в коррекцию родительской сферы (формирование эмоцио-! нально-положительного отношения к младенческим стимулам у| взрослых, мотивации и ценностно-смысловой позиции по отно-1 шению к ребенку и своей родительской роли и т.п.). Во всех слу-j чаях психотерапевт должен иметь необходимые для такой работы f знания как в области общей психотерапии, так и в области зоо-; психологии и сравнительной психологии. ВЫВОДЫ Источником знаний о психике животных является, с одной стороны, эмпирический опыт, накопленный человечеством в процессе взаимодействия с окружающим миром, а с другой стороны, научные исследования, направленные на изучение как самой психики животных, так и способов и форм приложения этих знаний в практической деятельности человека. Использование знаний о психике животных в практической деятельности человека имеет два основных направления." для целей их использования человеком в хозяйственной и природоохранной деятельности (животноводство, разведение в неволе промысловых животных, охота и рыболовство, практическая дрессировка, охрана, содержание и разведение животных в зоопарках, заповедниках, на реабилитационных станциях) и для познания себя, своей психики и решения своих психологических проблем (содержание животных в семье, образовательная и развивающая работа с детьми и психотерапия, одним из направлений которой является анималотерапия). В первом случае большая нагрузка приходится на познание и использование поведенческих особенностей животных, во втором случае — их психических особенностей. Можно с полным основанием говорить о том, что прикладная зоопсихология и сравнительная психология являются перспективными направлениями развития, объединяющими в себе зоопсихологию, сравнительную психологию, этологию, физиологию высшей нервной деятельности, психологию и психотерапию индивидуальную, семейную и детскую. Все большее значение приобретает анималотерапия в самых разных ее приложениях: терапия детей и взрослых с нарушением двигательной, умственной и эмоциональной сферы, а также такие малоизвестные направления, как семейная терапия, коррекция детского развития и психологических проблем взрослых и даже использование животных в лечении и реабилитации людей с психическими расстройствами (например, в Западной Европе и Америке есть практика использования собак и обезьян для налаживания контакта с психически больными людьми) и с ограничением двигательных возможностей (дрессировка собак — поводырей слепых, дрессировка обезьян для помощи человеку во взаимодействии с объектами, например при параличе рук, и т.п.). В практической дрессировке и в анималотерапии большое значение имеет собственная позиция животного, которое принимает на себя функцию объекта привязанности, помощника, соисполнителя и самостоятельно регулирует свою деятельность в соответствии с этой задачей даже в тех случаях, когда человек ограничен в возможности полностью осуществлять руководство процессом взаимодействия. Эта область в настоящее время является одной из наиболее перспективных в плане научных исследований и практического приложения. Вопросы для обсуждения 1. Какие основные области практической зоопсихологии существуют 2. Какие проблемы, связанные с психическими особенностями жи 3. Какие проблемы, требующие психологической помощи, возника 4. В чем специфика использования животных в психотерапевтических Рекомендуемая литература Арнольд О.Р., Бутова Е.Л. Психологические эффекты дельфинотера-пии // Психологический журнал. — 2001. — № 10. — С. 74 — 78. Биологические основы подражательной деятельности и стадных форм поведения. — М.; Л., 1965. Боулби Дж. Привязанность. — М., 2003. Вопросы зоопсихологии, этологии и сравнительной психологии / Под. ред. К. Э. Фабри. — М., 1975. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. — Прага, 1972. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. — М., 1930. Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. — М., 2003. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. — М., 1996. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. — Пермь, 1992. СпинкД. Развивающая лечебная верховая езда. — СПб., 2001. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М., 1989. Фабри К.Э. Введение в общую и прикладную ихтиопсихологию. — М., 1988. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993. Филиппова Г. Г. Экологическое воспитание: Психологические основы //Дошкольное воспитание. — 1996. — № 5. — С. 98— 102. ' Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. — М., 2000. БИБЛИОГРАФИЯ Агафонов А. В. Анализ возможности существования у дельфинов развитой коммуникативной системы // Поведение и биоакустика китообразных. - М., 1987. - С.197 —208. Бауэр Т.Д. Р. Психическое развитие младенца. — М., 1985. Бериташвили И. С. Об образной психонервной деятельности животных. - М., 1973. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966. Блаумберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. — М., 1973. Боулби Дж. Привязанность. — М., 2003. Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977. Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопросы психологии. — 1984. — № 5. — С.17 — 29. Бунак В. В. Ископаемые гоминиды и происхождение человека. — М., 1966.-С. 497-555. Вагнер В. А. Сравнительная психология. — М.; Воронеж, 1998. Вацуро Э. Г. Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе). — М., 1948. Веккер Л. М. Психические процессы. — Л., 1974 — 1976. — Т. 2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. — М., 1986. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990. Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта: К проблеме антропогенеза. — М.; Л., 1949. Вопросы зоопсихологии, этологии и сравнительной психологии / Под ред. К.Э.Фабри. — М., 1975. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна, примитив, ребенок). — М.; Л., 1930. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Соч.: В 3 т. — М., 1977. — Т. 3. Гегель Г. В. Ф. Философия природы // Соч.: в 14 т. — М.; Л., 1934. — Т. 2. Грот К Я. Психология чувствований в ее истории и обоих основаниях. — СПб., 1879-1880. Дарвин Ч. Сочинения. — М., 1953. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб., 2001. Дембовский Я. Психология обезьян. — М., 1963. Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов: Этологичес-кий анализ в связи с проблемами антропогенеза. — М., 1986. Дерягина М.А. Эволюционная антропология. — М., 1999. Джохансон Д., Иди И. Люси. Истоки рода человеческого. — М., 1984. Догель В. А. Зоология позвоночных. — М., 1981. Дьюсбери Д. Поведение животных: сравнительные аспекты. — М., 1981. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. - Прага, 1972. Ерахтин А. В., Портнов А. Н. Философские проблемы этологии и зоопсихологии. — М., 1984. Ждан А. Н. История психологии: от античности до современности. — М., 1997. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М., 1986. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М., 1983. Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. — М., 2001. Кац А. И. Образование навыка по «изготовлению орудия» у шимпанзе // Вопросы зоопсихологии, этологии и сравнительной психологии. — М., 1975.-С.132-135. Кёлер В., Коффка К. Гештальтпсихология. — М., 1998. Клике Ф. Пробуждающееся мышление: История развития человеческого интеллекта. — Киев, 1985. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. — М., 1986. Крымов А. А. Игра и развитие мотивации поведения у крыс // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. — 1981. — № 4. — С. 39 — 47. Лавик-Гудолл Дж. ван. В тени человека. — М., 1974. Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх и выразительных движениях. — М., 1935. Ладыгина-Котс Н.Н. Исследование познавательных способностей шимпанзе. — М.; Пг., 1923. Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе). — М., 1959. Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. — М., 1965. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. — М., 1958. Ладыгина-Котс Н. Н. Сравнительная психология // Современная психология в капиталистических странах / Под ред. Е. В. Шороховой. — М., 1963.-С. 203-235. Ладыгина-Котс Н.Н. У мыслящих лошадей: Личные впечатления в беглом освещении истории вопроса. — М., 1914. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. — М., 1930. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. — М., 1963. ■ Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. Леонтьев А. Н. Эволюция психики. — М.; Воронеж, 1999. Летов В. Я. О развитии способностей отражения причинно-следственных связей у животных // Вестник МГУ. Сер. 8, Философия. — 1975. —, № 1.-С. 12-21. Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. — М., 1981. Лобашев М.Е. Исследования по генетике. — Л., 1961. — С. 3— 11. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. — М.; Воронеж, 1996. Мак-Киннон Дж. По следам рыжей обезьяны. — М., 1985. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология, эволюция. — М., 1988. Маркова А. Я. Наличие образа-представления предметов внешнего мира у низших обезьян // Вопросы психологии. — 1976. — № 3. — С. 97—109. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О диалектическом и историческом материализме: Хрестоматия. — М., 1984. — С. 632. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Ориентировочно-исследовательская деятельность: подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. — М., 1996. Mud M. Культура и мир детства. — М., 1989. Мухина В. С. Исследование подражательных способностей шимпанзе к простейшим графическим изображениям // Биологические основания подражательной деятельности и стадных форм поведения. — М.; Л., 1965. — С. 60-65. Новоселова С. Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. — М.; Воронеж, 2001. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М., 1978. — 92. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории: Проблемы палеопси-хологии. — М., 1974. Протасеня П. Ф. Проблемы общения и мышления первобытных людей. — Минск, 1961. Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и история. — М., 1997. Рогинский Г.З. Психика человекообразных обезьян. — Л., 1945. Рогинский Я.Я. Современные проблемы антропогенеза. — М., 1969. Рощевский Ю. К. Особенности группового поведения животных (пре-дисл.) // Левушкин С. И. Поведение как черта животной организации. — Куйбышев, 1978. — С. 6— 11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946. Северцов А.Н. Эволюция и психика. — М., 1922. Семенов С. А. Труд и интеллект на ранних этапах развития (VII Меж-дунар. конгр. антроп. и этногр. наук, Москва, август 1964): Сборник — М., 1964. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. — М., 1992. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. — М., 1985. Счастный А. Н. Сложные формы поведения антропоидов. Физиологическое изучение «произвольной» деятельности шимпанзе. — Л., 1972. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989. Тих Н.А. Предыстория общества. —Л., 1970. Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. — Л., 1966. Тюхтин В. С. О природе образа. — М., 1963. Уланова Л. И. Формирование у обезьяны условных знаков, выражающих потребность в пище // Исследование ВНД в естественном эксперименте/Под ред. В.П.Протопопова. — Киев, 1950. — С. 132—135. Фабри К. Э. О закономерностях развития психики в онтогенезе животных// Принципы развития в психологии. — М., 1978. — С. 337 — 367. Фабри К.Э. Орудийные действия животных. — М., 1980. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993. Фабри К.Э. Проблемы возникновения и эволюции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 1988. - № 3. — С. 34—42. Фабри К.Э. Роль манипулирования предметами в онтогенезе поведения низших обезьян // Физиологические основы сложных форм поведения. — М.; Л., С. 107—108. Фабри К. Э. Сравнительный анализ дополнительных функций передних конечностей у низших обезьян и некоторых других млекопитающих (материалы к предыстории развития человеческой руки) // Вопросы антропологии. — 1963. — № 14. — С. 103—109. Фабри К. Э. Человек и шимпанзе // Вопросы антропологии. — 1979. — Вып. 63.-С. 22-33. Фабри К. Э. Этологическая классификация дополнительных функций грудных конечностей и ротового аппарата млекопитающих (к вопросу о принципах этологической систематизации) // Бюлл. МОИП. Отд. биол. — 1972. - Т. 77. - № 1. - С. 5 -13. Фабри К. Э., Филиппова Г. Г. К проблеме имитационного научения у животных// Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. — 1982. — № 2. — С. 55 — 61. Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности / Под ред. А.С.Батуева. — Л., 1986. Филиппова Г. Г. Интеллект орангутанов и его развитие в онтогенезе: Дис... канд. психол. наук. — М., 1989. Философская энциклопедия. — М., 1962—1970. Фирсов Л.А. Довербальный язык обезьян // Эволюция биохимии и физиологии. - 1983. - Т. 19. — № 4. — С. 381 — 389. Фирсов Л. А. Механизмы условно-рефлекторного и отсроченного поведения у обезьян. — Л., 1979. Фирсов Л.А. Память у антропоидов. — Л., 1972. Фирсов Л. А. Поведение антропоидов в природных условиях. — Л., 1977. Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность: В 2 т. — М., 1986. Хрестоматия по антропологии. — М., 1997. Хрестоматия по зоопсихологии. — М., 1997. Хрестоматия по мышлению. — М., 1981. Хрестоматия по общей психологии. — М., 1987. Хрустов Г. Ф. Критерий человека. — М., 1994. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. ' Чуприкова И. Н. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. — М., 1997. Шалер Дж.-Б. Год под знаком гориллы. — М., 1968. Шовен Р. Поведение животных. — М., 1972. Эволюция. — М., 1981. Экологические и эволюционные аспекты поведения животных / Под ред. Б.П.Мантейфеля. — М., 1974. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 1968. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978. Энгельс Ф. Диалектика природы. — М., 1969. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996. Этология человека на пороге 21 века: Новые данные и старые проблемы / Под ред. М. Л. Бутовской. — М., 1999. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. - М., 1997. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие............................................................ 3 Введение................................................................... 6 1.Предмет, объект и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии 6 2.Связь зоопсихологии с другими науками........... 15 3.История зоопсихологии и сравнительной психологии 18 Представление о психике животных и человека в античной философии................................ 20 Представление о психике животных и человека в философии XVII—XIX веков.................. 23 Представление о психике животных и человека в естествознании в XVIII—XIX веках........ 25 Формирование зоопсихологии и сравнительной психологии в XIX—начале XX века.......... 27 Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XX веке за рубежом................................. 30 Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XX веке в России...................................... 32 Развитие знаний о психике животных и происхождении сознания человека в современный период 38 4................................................................................ Методы исследования в зоопсихологии 42 Метод наблюдения...................................... 43 Метод эксперимента................................... 49 Часть I Глава 1. Происхождение психики....................... 72 1.1.Проблема происхождения психики в психологии 72 1.2.Представление о возникновении психики в психологии 77 1.3.Проблема возникновения психики с позиций Глава 2. Закономерности эволюции психики.. 124 2.1.Проблема эволюции психики в психологии 124 2.2.Сравнительно-психологический метод исследования 127 2.3.Основные категории................................. 138 2.4.Формы регуляции деятельности и их развитие 168 2.5.Закономерности изменения структуры деятельности в процессе развития психики.................... 218 Глава 3. Характеристика стадий развития психики 241 3.1.Стадии развития психики и особенности образа жизни 3.2.Сенсорная стадия развития психики........ 261 3.3.Перцептивная стадия развития психики.. 285 3.4.Интеллектуальная стадия развития психики 308 3.5.Стадия сознания........................................ 334 3.6.Общие закономерности развития психики в филогенезе 354
Часть II 4.1.Проблема изучения интеллекта высших обезьян 385 4.2.Критерии интеллекта антропоидов......... 387 4.3.Структура деятельности у антропоидов. 395 4.4.Отражение промежуточного результата в его отношении к конечной цели деятельности................... 397 4.5. Генезис операции и ее отражения как способа достижения определенного результата..... 422 4.6.................................................................... Генезис действия как способа достижения промежуточного Глава 5. Развитие интеллекта антропоидов в онтогенезе 432 5.1. Исследования манипулятивной активности антропоидов 432 5.2.Развитие манипуляций в онтогенезе понгид на этапе акта хватания............................................. 437 5.3.................................................................... Развитие манипуляций в онтогенезе и возникновение Глава 6. Эволюция структуры деятельности и отражения в антропогенезе........................................ 446 6.1.Проблема изучения происхождения сознания 446 6.2.Различия между человеком и понгидами по содержанию 6.3.Основные взгляды на психологическую сущность 6.4.Экспериментальное обоснование наличия у понгид 6.5.Предпосылки появления нового способа освоения опыта у понгид...................................................... 473 Часть III Глава 7. Сравнительное изучение психики человека и животных 485 7.1. История и основные направления сравнительных уровней развития....................................... 485 7.2. Сравнительно изучение отдельных психических процессов на разных уровнях эволюционного развития 491 7.3. Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных.................................. 492 7.4.Сравнительные исследования антропогенетически значимых 7.5.Изучение развития психики в антропогенезе Глава 8. Прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии...517 8.1.Использование знаний о психике и поведении животных 8.2.Использование зоопсихологических знаний в деятельности человека............................ 520 8.3. Использование зоопсихологических знаний в психотерапии и развивающей работе с детьми 530 Библиография........................................................ 538
|