Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Овладение приманкой при помощи подкатывания вдоль решетки 3 страница
Таким образом, в процессе развития манипуляций возникают^ опосредованные действия, на основе которых формируются орудий-1 ные действия, являющиеся непосредственной предпосылкой трудовых i действий человека. Анализ процесса возникновения опосредованных действий в онтогенезе у понгид и выявление тех их особенностей, которые ведут к появлению орудийных действий и способ-; ности к изготовлению орудий, позволяет наглядно продемонстрировать процесс развития интеллекта этих животных. 5.2. Развитие манипуляций в онтогенезе понгид на этапе акта хватания Манипуляции у приматов — это координация зрительной и тактильной функций, они возникают как слияние этих функций в онтогенезе при формировании акта хватания. Развитие акта хватания у приматов (шимпанзе и гамадрилов) и детей исследовали Н.А.Тих, Дж.Брунер, Т.Бауэр и другие. Основные этапы развития акта хватания — объединение первоначально раздельных актов фиксации и прослеживания объекта глазами и захватывания объекта рукой при прикосновении к ладони (цеплятельный рефлекс). Т. Брауэр считает, что у новорожденных детей есть эта координация, которая затухает при неупражнении и затем формируется заново на основе специально организованной деятельности под контролем зрения. Однако у приматов, несмотря на возможность постоянного упражнения, генезис акта хватания практически такой же, как у детей (Н.А.Тих, Г.Г.Филиппова). После захватывания объекта он обычно тянется ко рту и захватывается ртом. Этот процесс детально описан Дж.Брунером на детях. Согласно автору эта деятельность (именно деятельность, так как это достижение предмета потребности — удовлетворение сосательного рефлекса) происходит из первоначального акта сосания, предвосхищение которого организует всю деятельность в единое целое. Прослежено образование из нее свободного от принадлежности конечной цели (сосания) способа действия, который в дальнейшем применяется в разных деятельностях. Это тщательно прослеженный и описанный процесс образования операции как способа деятельности. У понгид этот период совпадает с уменьшением в онтогенезе доли орального обследования объектов — появляется разглядывание, прикосновение лбом, боковой частью головы и т.д. (после двух месяцев). Следующий этап развития манипуляций — освобождение операции, способность использовать акт хватания в различных целях. На этом этапе интересным является способность к прекращению операции и ее возобновлению в связи с намерением субъекта. Детеныш может выпустить один объект из рук для того, чтобы взять другой. Дж. Брунер проследил этот генезис до возникновения раздельного действия двумя руками у детей — выполнения каждой рукой самостоятельной функции. Сходный процесс наблюдается у детенышей понгид (данные автора): в возрасте около двух месяцев при предъявлении детенышу, который держит в руке игрушку, другой игрушки, сначала происходит движение пальцев, зажимающих игрушку, без ее отпускания, затем осуществляются попытки тянуться к новой игрушке рукой с зажатой в ней игрушкой. Следующий этап — пассивное разжимание пальцев с выпадением из них первой игрушки и захват этой же рукой вто- рой игрушки. Далее — бросание первой игрушки и захват второй и только после этого — захват второй игрушки свободной рукой не отпуская первой игрушки. Намеренное бросание игрушки прослеживанием ее падения как активное экспериментирование описанное у Ж.Пиаже, появляется значительно позже. Отметим, что в отличие от детей у детенышей понгид в описаь ном возрасте редко бывают свободны две руки — обычно они одно| рукой крепко держатся за шерсть матери, пеленки или другие объек Однако даже при свободных обеих руках (лежа на животе на кушет ке) вначале второй объект захватывается той же рукой, в которо| уже зажат первый, и только на последнем этапе появляется возмог ность задействовать свободную руку. Приведенное описание показы^ вает, что построение основной операции манипулятивной активно! сти — захвата объекта, освобождение от обязательного движения щ рту как достижения первоначальной цели — акта сосания, т. е. фо£ мирование способа деятельности, применимого для достижения ра личных целей и использование его в разных деятельностях происхо| дит одинаково у детей и детенышей антропоидов. Данные разных исследователей о развитии манипуляций пон| гид в онтогенезе позволяют выделить основные этапы формиро| вания операции хватания. Формирование акта хватания одного объекта 1. Обхватывание объекта при прикосновении к ладони, без уча* 2. Фиксация взглядом неподвижных объектов и прослеживание 3. Ненаправленные хаотические движения всего тела и конеч 4. Фиксация объекта взглядом и разнонаправленные взмаха 5. Более направленное движение одной рукой к фиксируемом} 6. Координированное дотягивание рукой до фиксируемого взгля- 1 7. Предварительное оформление пальцев, предшествующее за-', Формирование акта захватывания второго объекта 1. Движения пальцев руки, держащей первую игрушку, без ее выпускания.
5.3. Развитие манипуляций в онтогенезе и возникновение опосредованных и орудийных действий Изучение развития манипуляций у антропоидов в онтогенезе показало, что с возрастом увеличивается общее количество и разнообразие действий с биологически нейтральными объектами. Увеличивается количество деструктивных и конструктивных действий, что позволяет животным отражать функциональные свойства объектов и их отношения друг с другом. В возрасте от 3 до 4 лет наблюдается резкое возрастание опосредованных действий, особенно опосредованных действий, направленных на другой объект. Этот период совпадает с овладением орудийными действиями. Характер действий зависит от качества объектов. Наибольшее количество конструктивных действий (в исследованиях с использованием наборов объектов из различных материалов — М. А.Де-рягина, Г.Г.Филиппова) наблюдается с деревянными объектами, в набор которых входила детская разборная пирамидка (собирание пирамидки и накладывание кубиков друг на друга), и с ветками (гнездостроение). Наибольшее количество опосредованных действий — с тряпками, веревками и ветками: тряпки и веревки наворачивались на себя, ими оборачивались другие объекты, ветки втыкались в отверстия, просовывались в решетку и т.п. Неожиданно большой процент опосредованных действий, направленных на другой объект, наблюдался при взаимодействии детенышей с мячом. Видимо, это связано с тем, что детеныши сначала боялись мяча и трогали его другими объектами. Это соответствует первой стадии развития опосредованных действий о другой объект. В сериях с тряпками и бумагой количество таких действий обусловлено заворачиванием в тряпки и бумагу мелких объектов, состояния (детеныш висел на решетке и ГаГахивал ударяя по объектам на полу). Наибольшее кол™ ных действий наблюдалось с ветками (ломают грыз^гТ гои (рвут, комкают), с кубиками (грызут). ПрЛпедъХении наблюдалось обхватывание двумя руками «ГобниГ При де^Т" МеЖИе °feeKTbI' НаклаДЬ1Вали SVooBy При действиях с пирамидкой и кубиками практически все кпоме самых младших детенышей, использовали конструктивныйГей ствия. Сами действия зависели от формы объектовг колесико ' кручивалось пальцем, стержень от пирамидки ставился на вание, кубики ставились друг на друга пло^остьТ два S3Ј5rSSЈ ленные на обработку и поедание пищи, и новые способы ребления пищи: засовывание мелких кусочков в б мывание и растирание мягкой пищи по полу и nSTS^I ние пищи в сосудах и во рту и рассматривание полнившегося на * нижней губе, разгрызание и отжимание через тряХ™Т Из данных этих исследований видно, что опосредшшные лей
чувственных впечатлений. Об этом свидетельствует^а ние таких действий, причем явно видно, что животное 440 видит достигаемый результат и способно использовать такое предвидение вне зависимости об обязательного подкрепления данного действия. Свидетельством предвидения результата и упорного его достижения является наблюдение за детенышем орангутана в возрасте 7 месяцев при действии с двумя вкладывающимися цилиндрами Развитие опосредованных действий в онтогенезе у понгид проходит ряд этапов. Первыми появляются опосредованные действия, направленные на субстрат (поверхность, которая не является для животного конкретным объектом) и тело животного. В дальнейшем знакомый объект может использоваться как опосредующий для действия на другой объект, который отражается субъектом как отдельный, дискретный объект; его нельзя отнести к «субстрату», хотя в более старшем возрасте и в субстрате выделяются отдельные детали, на которые направляются действия. Качественное отличие опосредованных действий, направленных на другой объект, состоит во включении в действия животного сразу обоих объектов, что обусловливает отражение их взаимного изменения как результата действий с ними субъекта. Видимо, этот тип опосредованных действий в онтогенезе в полной мере проявляется только у понгид. Именно он в дальнейшем может привести к возникновению орудийных действий, при которых необходимо отражение связей и отношений отдельных объектов между собой. 8 онтогенезе как свободная операция образуется воздействие объек- F том на субстрат и тело животного, а затем обращение сразу d двумя объектами на основе этой обобщенной и свободной опера| ЦИИ. I Сходный генезис опосредованных действий у детей описай С.Л.Новоселовой: в 4 —7 месяцев появляются опосредованный действия, направленные на субстрат и тело ребенка (у понгид — и 3 месяца), а в 10 месяцев — намеренные действия, направленный на субстрат и тело субъекта для получения известного результату (у понгид — в 5 месяцев). Как известно, в сенсомоторном отношении понгиды до трех лет развиваются быстрее детей. Различные формы опосредованных действий в онто- и филогенезе отмечены М. А.Дерягиной и К.Паркером. Они выделяют дей* ствия, направленные на тело животного и на другие объекты! В действия, направленные на другой объект, эти авторы включая ют и действия, направленные на субстрат. С психологической точ* ки зрения, как видно из сказанного выше, здесь усматриваете^ качественная разница. При сравнении развития опосредованных действий в фило- м онтогенезе М.А.Дерягина и К.Паркер объединяют их все в одщ категорию. По их данным, опосредованные действия понгид по сравнению с другими приматами отличаются большим разнооб-? разием и количеством. По тексту авторов можно увидеть, что у некоторых хищных, полуобезьян и низших обезьян присутствую* либо опосредованные действия, направленные на субстрат и тело животного, либо эти действия видотипичны (как у каланов, ист пользующих камень, об который они разбивают раковину с мол-i люском) и регулируются на основе инстинкта и научения. Опосредованных действий, направленных на другой объект, отражаем мый животным как отдельный, на основе интеллектуального типа регуляции, в данных этих авторов не обнаруживается. Однако у некоторых высокоразвитых низших обезьян, у которых встречав ются в определенных ситуациях даже орудийные действия (гамадрилы, капуцины), эти действия должны быть отмечены, но они! значительно менее разнообразные и представлены в меньшем ко-< личестве, чем у понгид. Данные экспериментов, свидетельствующие об этом, приводятся 3. А. Зориной и И. И. Полетаевой. Струк-s тура манипулятивной активности у взрослых горилл, орангутанов и шимпанзе, по данным М.А.Дерягиной и К.Паркера, однотипны. Данные об овладении хватанием объектов, действиями с одним объектом, орудийными действиями, полученные на гориллах (Ф.Антинусси, М. Редшу), шимпанзе (Н.Н.Ладыгина-Котс, Н.А.Тих, Л. А. Фирсов, М.Матей) и орангутанах (М. Брамбелл, i X. ван Клос, В.Липперт), подтверждают это предположение. Таким образом, ключевым моментом в развитии манипуляций у понгид, ведущим в антропогенезе к возникновению трудовых действий! человека, является появление и развитие у них опосредованных дей- ствий, направленных на другой объект. Именно опосредованные действия этого типа дают возможность антропоидам формировать тот тип отражения (соотношений и связей объектов и их «поведения» в зависимости от действий субъекта в ситуации) и структуру деятельности, ведущие к выделению действия по достижению промежуточного результата, отражаемого субъектом как ведущего к конечной цели деятельности. Развитие манипулятивной активности в онтогенезе понгид и формирование отражения включают следующие этапы. 1. Формирование акта хватания под контролем зрения: отраже 2. Формирование свободной операции. Намеренное отпускание 3. Действия с одним объектом (размахивание, потряхивание 4. Возникновение опосредованных действий, которое само также
- исследование свойств объекта при действии им о субстрат — - использование объекта для обследования другого объекта: - при известном воздействии объекта на субстрат или собствен - при взаимодействии сразу с двумя объектами возникают по - при обследовании объекта — намеренное воздействие на него - намеренные деструктивные действия — расчленение одног 5. Возникновение орудийных действий — использование ору| дия (палки, тряпки и т.д.) для достижения результата, которог иначе достичь нельзя. На этом этапе происходит полное осво| бождение операции и применение ее как способа действия достижения конечного результата и отражение связей и отноше ний объектов и обобщенных способов действий с ними. Возрас 3 года. ВЫВОДЫ В онтогенезе у понгид на основе развития манипуляций и опосредове ных действий, в частности особого их типа — опосредованных дeйcтв^ направленных на другой объект, появляется отражение связей и отношу) ний объектов, возникающее в процессе действий животного с ними, учет t взаимного «поведения» в ситуации и использование этого отражения, организации собственной деятельности. В результате отражения действия как способа достижения определен ного результата происходит освобождение операции от жесткой связи с i нечной целью деятельности, что ведет к закреплению в опыте операции i обобщенного способа деятельности и использования такой свободной on рации в организации разных деятельностей. На основе отражения связей и отношений объектов друг с другом и о| вобождения операции в структуре деятельности формируется способное! отражать изменение объектов в ситуации в результате собственных ствий и оценивать это как способ достижения конечной цели действия, т.| происходит выделение действия с представленностью субъекту его резущ тата и его отношения к конечной цели деятельности в плане представления. В дальнейшем в процессе ориентировочно-исследовательской и игровой деятельности формируется способность сопоставлять результаты промежуточных действий между собой и с конечной целью деятельности. Это и есть характеристика отражения, опосредующего орудийные действия у понгид. Вопросы для обсуждения 1.В чем состоит особенность соотношения локомоторной и манипу- 2.Какие формы манипуляций выделяются у приматов? 3.В чем состоит специфика манипуляций у понгид? 4.Какие типы орудийных действий выделяются у животных? 5.В чем отличие орудийных действий понгид от изготовления орудий 6.Назовите этапы развития манипулятивной активности и орудийных Рекомендуемая литература Бауэр Т.Д. Р. Психическое развитие младенца. — М., 1985. Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976. Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов: Этологический анализ в связи с проблемами антропогенеза. — М., 1986. Лавик-Гудолл Дж. ван. В тени человека. — М., 1974. Ладыгина-Коте Н. Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе). — М., 1959. Ладыгина-Коте Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. — М., 1965. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М., 1978. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969. Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. — Л., 1966. Фабри К. Э. Роль манипулирования предметами в онтогенезе поведения низших обезьян // Физиологические основы сложных форм поведения. — М.; Л., 1963. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993. Фабри К.Э. Человек и шимпанзе // Вопросы антропологии. — 1979. — Вып. 63. Фабри К. Э. Орудийные действия животных. — М., 1980. Филиппова Г. Г. Интеллект орангутанов и его развитие в онтогенезе: Дис... канд. психол. наук. — М., 1989. Фирсов Л. А. Поведение антропоидов в природных условиях. — Л., 1977. Фирсов Л. А. Онтогенез предметно-орудийной деятельности у человекообразных обезьян // Новые исследования по возрастной физиологии. — 1983. -№ 2. Фирсов Л. А. Довербальный язык обезьян // Эволюция биохимии и физиологии. — 1983. — Т. 19. — № 4. ГЛАВА 6 ЭВОЛЮЦИЯ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТРАЖЕНИЯ В АНТРОПОГЕНЕЗЕ 6.1. Проблема изучения происхождения сознания В предыдущей главе рассмотрен онтогенез возникновения дийного действия и содержание отражения, его опосредующего] Имеющиеся в настоящее время данные о развитии орудийны: действий в онтогенезе понгид свидетельствуют, что способ фор| мирования операции и отражения свойств и взаимоотноше| ний объектов в результате действий с ними, приводящий согла? сно Ж. Пиаже к формированию отражения константности объек| та как основной характеристики сенсомоторного интеллекта, принципе одинаков у детей и высших антропоидов. Многочис ленные исследования детенышей всех трех видов понгид, прове| денные по методикам Ж. Пиаже, подтверждают это: развитие про| ходит сходно до достижения VI стадии, по Ж. Пиаже, т. е. до обра«| зования сенсомоторных схем. Однако в результате получается разный продукт — интелле1< понгид и их орудийные действия и человеческий способ действия • трудовые действия и сознание, опосредованные мышлением. Ha-j личие структур мозга, обеспечивающих развитие речи, в результат те освоения которой и происходит сдвиг в развитии, не объясняет процесс развития. Ведь в антропогенезе этих структур не было, образовались вслед за развитием отражения и деятельности. Про-| цесс возникновения новых качеств отражения и деятельности про-1 исходит на основе переструктурирования уже имеющихся свойств! при сохранении необходимости такого изменения. В таком случае! можно реконструировать этот процесс, зная точку отсчета (интел-| лект понгид) и конечную точку (мышление человека). Отражение у человека представлено в знаковой (символичес-1 кой) форме, а у высших животных, находящихся на интеллекту-j альной стадии развития психики — в форме чувственных пред-! ставлений. Для объяснения такого преобразования в эволюции* необходимо представить, как мог происходить: а) переход от представлений в чувственной форме к символи б) изменение в структуре деятельности от орудийной деятель Для этого надо предпринять следующее. 1. Констатировать отличия человека от высших антропоидов по 2. Рассмотреть имеющиеся точки зрения на психологическую 3. Найти те предпосылки у понгид, развитие которых в антро 4. Представить пути этого развития как формирование нового 6.2. Различия между человеком и понгидами по содержанию отражения и структуре деятельности На основе анализа имеющихся в литературе экспериментальных результатов и данных наблюдений за поведением понгид можно выделить 7 групп фактов, которые, как полагают многие исследователи, свидетельствуют об ограниченности интеллекта этих животных, качественно отличающих их от человека. Считается, что понгиды характеризуются следующими особенностями: 1. Не закрепляют за орудием его функционального значения в 2. Не способны к изготовлению орудия при помощи другого, 3. Не обладают понятийным аппаратом мышления и не способ 4. Не способны оперировать «в уме» представлениями без прак 5. Не способны к пониманию причинно-следственных связей и 6. Не способны к настоящей совместной деятельности с разде 7. Не обладают развитым самосознанием. Однако, обращаясь к протоколам экспериментов и имеющимся к настоящему времени экспериментальным данным и наблюдениям в природе и в неволе, можно предложить иную интерпретацию этих фактов. 1. Хранение орудия для будущего его использования в природнъо 2. По наблюдениям в природе и в неволе, понгиды не нужда/omi
|