Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Овладение приманкой при помощи подкатывания вдоль решетки 1 страница
В эксперименте было занято два детеныша орангутана в возрасте трех и четырех лет. Процедура опыта. Приманка выкладывается за решеткой вне досягаемости рукой. Рядом в пределах досягаемости находится палка. Размеры приманки не позволяют протащить ее сквозь решетку. В 50 см от линии, соединяющей приманку с решеткой, находится прорезь, через которую приманку можно протащить. В решении данной задачи наблюдаются следующие этапы. 1. Пододвигание приманки палкой перпендикулярно к решетке 2. Попытка достать палкой из прорези. 3. Пододвигание приманки перпендикулярно к решетке (палка 4. Траектория пододвигания приманки — по косой к прорези, 5. Постепенное приближение траектории движения приманки 6. Одновременное протягивание одной руки с палкой к при 7. Точное пододвигание приманки к прорези одним движением. Во всех описанных экспериментах животные сразу замечали приманку и старались ее получить: т.е. с самого начала вся их деятельность была направлена на достижение определенного представляемого результата — овладение приманкой. В первую очередь животные стараются воздействовать на установку при помощи палки. Причем взрослые сразу применяют палку, не пытаясь действовать руками, а детеныши, у которых еще нет опыта действия палкой, после неоднократных попыток дотянуться рукой, в процессе которых они обычно непроизвольно двигают экспериментальный стол, замечают, что при этом сдвигается приманка, и пытаются действовать в этом направлении — толкать, переворачивать стол, стучать по нему рукой. Попытки взрослых орангутанов воздействовать палкой на установку заключались в ненаправленном движении приманки палкой в лабиринте, вталкивании палки в трубку, а если она не пролезала в отверстие, то действия изменялись в связи с привносимыми изменениями: в результате попыток всунуть палку в отверстие трубка смещалась, и, почувствовав ее нежесткое соединение со столом, орангутаны старались ее сдвинуть. В лабиринте в случаях нерезультативности передвижения приманки при помощи палки животные начинали применять другой способ — старались наклонить стол, чтобы приманка перекатилась через борт лабиринта. При овладении навыком использования палки у детенышей наблюдались сначала попытки двигать стол, стучать по нему, затем детеныш пытался применить палку. Видимо, на этом этапе в процессе действий с различными объектами уже сформирован опыт установления отношений между собой и объектом при помощи предмета-посредника, что подтверждается фактами наблюдений
Рис. 10. Формирование эффективного способа применения палки для доставания удаленной приманки у детеныша орангутана за поведением детенышей в этом возрасте: бросанием предмет в человека с целью контакта, наличием опосредованных дейст разной степени сложности и т.д. Данные этих (и многих других) экспериментов позволяют в| делить в процессе решения понгидами практической задачи дующие этапы. 1-й этап. Происходит выделение комплекса объектов, с кот{| рыми надо действовать для овладения приманкой. Этот комгате! объектов представляет собой узел ситуации, включающий пр| манку, установку, орудие, с помощью которого производят^ попытки достигнуть приманку. Это может быть палка, находяща ся рядом, обглоданная ветка или даже экспериментатор, его тянут за руку или другим способом побуждают произвес1! изменение в ситуации. О выделении узла ситуации можно суда по направленности операций животного. По ходу деятельност узел ситуации может изменяться, из него исключаются одни объея ты и включаются другие. Однако с самого начала животные основе имеющегося у них обобщенного опыта в форме отражен! соотношения объектов, характерного для этой стадии развита психики, выделяют компоненты ситуации, которые должны бьп подвергнуты воздействию. 2-й этап. Животное воздействует на узел ситуации с целью ег изменения. На этом этапе животные, выделив узел ситуации, ста! раются активно воздействовать на него при помощи уже имею-* щихся операций. В описанном выше случае животным неизвест4 но, как надо воздействовать на узел, но уже в самом начале овд знают, что его надо по крайней мере привести в движение. Этс попытки изменения узла ситуации с целью изменения соотноше-1 ния объектов. Такие попытки производятся в связи с наличием! мотивации — достижения приманки, и их результативность зави-| сит от опыта животных и их способности предвидеть результат действий. Сама способность к решению задачи посредством изменения! соотношения компонентов среды в результате собственных дей- i ствий формируется у антропоидов в онтогенезе на основе мани-, пуляций: в процессе активного перемещения объектов относительно себя и относительно друг друга, а также преобразования объектов путем изменения их формы, расчленения и т. п. Именно у приматов манипулирование выходит на качественно новый уровень развития (К.Э.Фабри, М.А.Дерягина, К.Паркер и др.). Эта их особенность ярко проявляется в экспериментальной ситуации. Антропоиды сразу начинают манипулировать с входящими в узел ситуации объектами: обследуют и пытаются открыть проблемные ящики, трясут трубку с приманкой и стучат ею об пол, пытаются выдуть ее ртом, сломать трубку пополам; при невозможности достать приманку со стола из-за решетки переворачивают и трясут стол. При наличии орудия активно действуют им: передвигают [удаленный предмет палкой, хотя нужная траектория движения в тчале опыта может быть еще неизвестна. В опытах В. Кёлера обезь-I > i 11 ы хватают и перетаскивают с места на место ящики, которые после множества попыток будут использованы для постройки пирамиды. Операции, которые применяют животные, не случайные, а именно те, которые соответствуют отражаемым особенностям ситуации. Здесь животные используют имеющийся у них обобщенный опыт, который сформировался у них на основе отражения собственных действий и их результатов. При решении задачи в процессе применения операций по ходу изменения соотношения входящих в узел ситуации объектов происходит следующее. A. На основе прошлого опыта, сформированного в процессе Б. В процессе осуществления операций животные постоянно отражают изменения, происходящие в объекте и особенности своих операций, результатом которых эти изменения являются. Это в свою очередь ведет к изменению уже имеющегося обобщенного опыта. B. На основе имеющегося опыта применения операций антро ным от начала до конца на достижение конечной цели. Кромй| Иногда приходится наблюдать, как животные, манипулируя с< объектом, не замечают того, что какие-то операции не достигают предвидимого результата, и производят следующую операцию,! которая при этом оказывается неадекватной. В таком случае дея-1 тельность приостанавливается, животные обследуют ситуацию й' возвращаются к необходимому этапу решения. Примером такого] поведения может служить описанное выше разматывание орангу-)! таном проволоки для отъединения металлического наконечника) от резинового шланга. 3-й этап. На третьем этапе решения задачи животные реагиру-' ют на привносимые в ситуацию изменения, отражают характер! этих изменений и сразу начинают применять действия, которые1 могут привести к нужному результату. Они обнаруживают слабое) место в узле ситуации, которое поддается изменению, причем; последнее оценивается как ведущее к успешному решению (это: возможно опять же на основе уже имеющегося опыта). В этом на-| правлении животные и действуют: либо вплоть до достижения ре-| зультата, либо пока не убедятся, что выбранный путь — ошибоч-1 ный. При выкатывании приманки из лабиринта антропоиды, об-i наружив, что ее можно достать, прижав палкой к боковому бор-j тику, упорно стараются осуществить именно этот способ. При этом! они иногда добиваются успеха (особенно если это апельсин, ко-| торый удобно таким образом перемещать). В экспериментах с трубкой, укрепленной на столе, орангутаны в процессе манипуляций палкой с установкой обнаруживали, что трубка соединена со столом недостаточно жестко и при интенсивном толкании палкой шевелится. Почувствовав ее подвижность, они упорно старались1 сковырнуть трубку палкой и завладеть ею. При манипуляциях с.' трубкой из гибкого материала, когда надо было вытолкнуть при- Щ манку из трубки палкой, держа трубку в руках, одна из самок орангутанов обнаружила, что при нажатии зубами на трубку рядом с приманкой последняя сдвигается. Этот путь тут же был осу- ществлен до конца, хотя и потребовал много времени (последовательное продвижение приманки в трубке путем выдавливания ее при помощи сжимания трубки зубами). Чем шире предыдущий опыт животного, тем легче оно может экстраполировать результаты своих действий, и даже цепочки последовательных действий. Поэтому подробно проследить процесс обнаружения «слабого места», поддающегося изменениям в нужном направлении, можно только при решении относительно незнакомой задачи, в которой животное не может применить и заранее скорректировать всю цепочку операций. Имеющийся опыт позволяет взрослому антропоиду быстро выделить узел ситуации, а в большинстве случаев способность к свободной компоновке операций ведет к осуществлению плавного решения задачи. В результате таких попыток животные отражают происходящие изменения как ведущие к нужному результату. Однако сами применяемые движения лишь в принципе направлены на изменение ситуации в нужном направлении, они еще не скомпонованы в последовательность плавных, результативных операций. В процессе описанных проб животное на практике, постоянно отражая свои действия и предвидя их результат, определяет те из них, которые будут успешными. На данном этапе решения задачи антропоиды выделяют те действия, благодаря которым можно достичь предвидимого результата: переместить приманку в боковой отсек лабиринта, откуда животному легко достать ее простым движением подтягивания; вытолкнуть приманку из трубки или сдвинуть трубку со стола для овладения ею, так как в этом случае ее можно достать уже известным способом. Это иллюстрирует положение А. В. Запорожца о практическом приведении задачи в состояние, когда можно использовать известный способ действия. В попытках детеныша соединить себя с приманкой при помощи палки мы наблюдаем более ранний этап формирования такого решения. А именно: палка просто используется как способ соединения себя и приманки в единый комплекс, а не как способ ее приближения. Как только в результате такого накладывания палки по направлению к приманке (в процессе чего палка отпускается) приманка сдвигается, так палка сразу снова берется в руку, и уже появляются направленные попытки именно сдвинуть приманку палкой, не выпуская ее из рук. Это первоначально достигается ударами палки по приманке для ее сдвигания в принципе, а не в определенном направлении, и только на основе опыта сдвигания приманки в разные стороны формируется правильное движение руки с палкой, сдвигающее приманку в нужную сторону. Свидетельством того, что антропоиды оценивают результат промежуточного действия как способ достижения конечной цели, является направленная отработка движения до достижения ре- зультата (т. е. до получения подкрепления): у детеныша — форм! рование движения подтягивания и подкатывания, только пос чего он овладевает приманкой. В лабиринте — уточнение движ^ ния вкатывания приманки в проход, хотя после этого еще следуй этап отработки движения проведения приманки по боковым от секам. В эксперименте с трубкой — исправление траектории двя жения всовывания палки в отверстие трубки и нахождение пущ ной ячейки решетки, в которую следует вставлять палку, тольК после чего может быть получена приманка. Коррекция самой one рации также происходит вследствие явного предвидения того, чт приманка в конечном счете будет достигнута, а не на основе под крепления каждого отдельного шага. 4-й этап. Если найденное решение оказывается успешным, т весь процесс (какие операции и в какой последовательности) о! ражается и закрепляется как способ решения данной задачи -< преобразования в нужном направлении узла ситуации с опреда ленным соотношением объектов. С этим связана одна из основны особенностей интеллектуального поведения, описанная В.Кёле ром и другими исследователями: способность к повторению ре шения без «кривой научения» (т.е. сразу правильно, без посте пенного снижения в последующих пробах количества ошибок) i переносу его в сходные ситуации. 5-й этап. После нахождения и освоения нужного способа дей! ствия наблюдается его корректировка в соответствии с особенно! стями ситуации. Если первоначально способ действия отрабаты! вался только в направлении достижения конечного результата, на данном этапе происходит оптимизация операции в результат отражения изменения объектов и их соотношений, причем н| методом постепенного отсеивания менее оптимальных движений а направленно, на основе отражения ситуации и своих действи| как недостаточно точных. Это можно проиллюстрировать следую| щими данными. A. При действии палкой в лабиринте происходит корректиров! Б. При выталкивании приманки из трубки палка заранее выч прямляется параллельно трубке и так вводится в нее. B. При доставании приманки со стола детенышем появляется! Во всех случаях отмечается замедление движения и старательное,! напряженное его выполнение более оптимальным способом. Это! подтверждается описанными выше данными эксперимента с подо-| двиганием приманки вдоль решетки к прорези. Удаленную от решетки клетки приманку орангутаны подвигали перпендикулярно к себе, а затем продвигали вдоль решетки к прорези, так как приманка была слишком крупной. В следующей пробе приманка палкой пододвигалась уже не перпендикулярно, а по косой, направленной в сторону прорези, при этом обезьяны заранее тянули другую руку к прорези, ожидая появления приманки. В последующих пробах траектория движения приманки приближалась к прорези, причем изменялось движение руки с палкой и угол соединения палки с приманкой при ее подталкивании. Одна самка-подросток уже в пятой пробе направила приманку прямо к прорези одной рукой и поймала другой, заранее подставленной к месту подкатывания приманки. В дальнейшем не все попытки были удачными, но обезьяна всегда старалась подтолкнуть приманку прямо к прорези. Таким образом, решение задачи понгидами состоит из пяти этапов: 1. Выделение узла ситуации. 1. Воздействие на узел ситуации с целью изменения соотношения входящих в него объектов. 3. Нахождение нужного решения. 4. Образование обобщенного способа решения задачи со сходным 5. Коррекция способа решения задачи. Описанные особенности решения задач понгидами позволяют сформулировать три вопроса. 1. Почему понгиды способны воздействовать на ситуацию пу 2. За счет чего понгиды получают возможность корректировать 3. Что дает возможность понгидам производить направленную Поведение животных в процессе нахождения решения свидетельствует, что операции как способ достижения определенного результата, являющегося промежуточным по отношению к конечной цели деятельности, формируются в процессе практического взаимодействия субъекта с объектом в ситуации. После «чернового» формирования операции как способа достижения предвидимого результата, происходят ее корректировка и оптимизация, после чего в опыте закрепляется, во-первых, данная результативная операция, а во-вторых, способность к ее изменению в зависимости от конкретных условий. Наличие такого опыта определяет способность животного экстраполировать изменения в соотношении объектов в результате собственных действий и соотносить это изменение с возможностью достижения конечной цели. В дальнейшем появляет- 14 ФИЛИППОВ! ж Рис. 11. Рисунок детенышей орангутано! а) самостоятельный рисунок до обучения; б) рисование точек по подражанию! ражанию; д) рисование замкнутой линии по подражанию;! (по результатам исследования Г.Г.Филипповой): в) рисование прямых линий по подражанию; г) рисование штриховки по под- ё) и ж) самостоятельный рисунок после обучения A
Рис. 12. Рисунки а) самостоятельный рисунок до обучения; 6) рисование точек по подражанию; жанию; д) рисование замкнутой линии по подражанию; детей: в) рисование прямых линий по подражанию; г) рисование штриховки по подра-е) самостоятельный рисунок после обучения ся способность выбора более оптимального способа решения задачи из существующих в репертуаре животного в зависимости от от-* ражения особенностей ситуации. Например, палки различной мы применяются по-разному: длинная — путем заведения ее за приманку, более короткая — прижиманием сверху к приманке придвижением к себе или предварительным смещением ее маховым движением ближе к себе; в зависимости от качества примаю ее можно катить, двигать, приставив палку под определенным yr-j лом, надевать на палку (баранку) и т. д. В конечном итоге животное способно сразу или после нескольких неудачных проб найти нуж-| ный способ, который до этого еще не пробовался, на основании! указанного предвидения, описанного В. Кёлером как инсайт. Для того чтобы ответить на поставленные три вопроса, необ-f ходимо описать генезис построения операции, обобщения ее ка* способа достижения определенного результата, который затем! может соотноситься с результатами других операций в плане пред-1 ставления, что необходимо для выбора оптимальной операции! для достижения конечного результата, и предвидения на этой! основе изменений в соотношении объектов в ситуации. 4.5. Генезис операции и ее отражения как способа достижения определенного результата Одним из важнейших фактов, полученных в экспериментах с; антропоидами, является их способность строить операцию в соответствии с намерением получить определенный результат. Такая способность ярко иллюстрируется данными экспериментов по обу чению детенышей антропоидов рисованию. В эксперименте участвовало четыре детеныша: два в возрасте 9 месяцев, один в возрасте, 1 года 2 месяцев, один в возрасте трех с половиной лет и один в; возрасте четырех с половиной лет. Приведем описание процедуры опытов по обучению рисованию детенышей орангутанов1. Детеныш сидит на коленях экспериментатора за столом, на котором находятся листы писчей бумаги и карандаш. 1. При свободном манипулировании экспериментатор не про 2. Экспериментатор проводит по бумаге несколько небольших 3. Экспериментатор демонстрирует прием рисования; затем сло 1 Сравнительно-психологическое исследование проводилось Г. Г. Филипповой на детенышах орангутанов и детях конца первого — начала второго года жизни. полнения рисунка детеныш получает лакомство. (Примеры рисунков детей и детенышей обезьян см. на рис. 11, 12.) Освоение рисования детенышами проходит следующие этапы. В возрасте 9 месяцев детеныши только играют карандашом, не пытаясь оставить след. Иногда, держа карандаш во рту, трогают им объекты, оставляя след, но не обращают на него внимание. На оставленный карандашом след при действиях экспериментатора реагируют, трогают его пальцем, пытаются взять его щепотью, царапают ногтем. В возрасте 1 года 2 месяцев детеныши на след, оставленный экспериментатором, реагируют так же, как 9-месячные детеныши. Самостоятельно при манипуляциях с карандашом они могут оставить след и замечают его. Держа карандаш во рту, детеныш водит им по бумаге и, скосив глаза, смотрит на след. Трогает след указательным пальцем, ведет пальцем по следу. Через шесть опытов детеныш медленно и слабо водит карандашом по бумаге, отрывает карандаш, смотрит на след, водит опять (карандаш держит во рту). Вскоре интерес к карандашу пропадает полностью. В возрасте 3, 5 и 4, 5 лет. При самостоятельных действиях карандашом детеныши производят манипуляционное обследование, размахивают карандашом и постукивают по объектам, в результате чего остается след. След сразу замечается, детеныши трогают его пальцем, губами, царапают ногтем, пытаются взять щепотью. Затем появляются попытки повторить след: карандаш медленно и осторожно опускается на бумагу, слабо ведется по бумаге, детеныш смотрит на след, ведет еще раз карандашом по бумаге. В дальнейшем изменяется сила нажима: очень слабо, очень сильно, вжимая карандаш в бумагу, средней силы. Появляются ритмичные зачерчивания — однонаправленные и в виде звезды, длинные линии, короткие штрихи, расположенные на определенном месте, постукивания и каракули, концентрические круги. Если на бумаге замечается точка, неровность, это место зачерчивается. Пропадают манипуляции с карандашом и бумагой: они используются только для рисования. При показе экспериментатором процесса оставления следа детеныши не пытаются трогать след, они сразу берут карандаш и начинают рисовать, часто располагая свои следы на рисунке экспериментатора. Вскоре интерес к карандашу пропадает, и детеныши рисуют только за подкрепление. В дальнейшем экспериментатор предлагает животному повторить определенный рисунок: показывает, как он рисуется, и дает карандаш детенышу. Было продемонстрировано шесть различных приемов рисования. 1. Ритмичное постукивание с оставлением точек. Детеныши с первого показа успешно повторяют этот прием без ошибок. 2.Ритмичная штриховка вверх-вниз и слева направо. Детеныш: 3.Длинная линия на весь лист сверху вниз. Детеныши ведут р; с карандашом сверху вниз, не всегда располагая линию вертикаль но, но движение руки характерное — одно длинное движение свер: вниз. К десятому—пятнадцатому показу детеныши успешно повто ряют длинную линию, могут нарисовать несколько линий. 4. Круг. Рисуется по часовой стрелке. Детеныши сразу рисую' Во всех случаях наблюдается повторение движения, демонст рируемое экспериментатором. 5. Показ рисунка экспериментатора, без демонстрации процес 6. Самостоятельное рисование. Появляются новые приемы, не" Полученные данные свидетельствуют, что практически с са--мого начала действий с карандашом, замечая случайно оставленный карандашом след, обезьяны старались намеренно его повторить, сначала размахивая карандашом и оставляя на бумаге штрихи' и точки. Затем они изменяли траекторию движения, медленно при-' ближая карандаш к бумаге, прикасаясь к ней и двигая каранда-^ шом по бумаге в разных направлениях. В дальнейшем пробовалась различная сила нажима с многократными повторениями слабых линий, сильных зачерчиваний и каракуль.
|