Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Овладение приманкой при помощи подкатывания вдоль решетки 1 страница






В эксперименте было занято два детеныша орангутана в возра­сте трех и четырех лет.

Процедура опыта. Приманка выкладывается за решеткой вне досягаемости рукой. Рядом в пределах досягаемости находится палка. Размеры приманки не позволяют протащить ее сквозь ре­шетку. В 50 см от линии, соединяющей приманку с решеткой,


находится прорезь, через которую приманку можно протащить. В решении данной задачи наблюдаются следующие этапы.

1. Пододвигание приманки палкой перпендикулярно к решетке
и далее продвижение пальцем вдоль решетки до прорези.

2. Попытка достать палкой из прорези.

3. Пододвигание приманки перпендикулярно к решетке (палка
приставляется к приманке сверху и сзади, движение к себе), од­
ной рукой продвигает приманку вдоль решетки, другой рукой тя­
нется из прорези к приманке.

4. Траектория пододвигания приманки — по косой к прорези,
палка приставляется к приманке сбоку.

5. Постепенное приближение траектории движения приманки
к прорези, угол сочленения палки с приманкой и направление
движения палки более адекватные.

6. Одновременное протягивание одной руки с палкой к при­
манке и второй руки к прорези.

7. Точное пододвигание приманки к прорези одним движением.

Во всех описанных экспериментах животные сразу замечали приманку и старались ее получить: т.е. с самого начала вся их деятельность была направлена на достижение определенного пред­ставляемого результата — овладение приманкой.

В первую очередь животные стараются воздействовать на уста­новку при помощи палки. Причем взрослые сразу применяют пал­ку, не пытаясь действовать руками, а детеныши, у которых еще нет опыта действия палкой, после неоднократных попыток дотя­нуться рукой, в процессе которых они обычно непроизвольно дви­гают экспериментальный стол, замечают, что при этом сдвигает­ся приманка, и пытаются действовать в этом направлении — тол­кать, переворачивать стол, стучать по нему рукой.

Попытки взрослых орангутанов воздействовать палкой на уста­новку заключались в ненаправленном движении приманки пал­кой в лабиринте, вталкивании палки в трубку, а если она не про­лезала в отверстие, то действия изменялись в связи с привноси­мыми изменениями: в результате попыток всунуть палку в отвер­стие трубка смещалась, и, почувствовав ее нежесткое соединение со столом, орангутаны старались ее сдвинуть. В лабиринте в случа­ях нерезультативности передвижения приманки при помощи пал­ки животные начинали применять другой способ — старались на­клонить стол, чтобы приманка перекатилась через борт лабирин­та. При овладении навыком использования палки у детенышей наблюдались сначала попытки двигать стол, стучать по нему, за­тем детеныш пытался применить палку. Видимо, на этом этапе в процессе действий с различными объектами уже сформирован опыт установления отношений между собой и объектом при помощи предмета-посредника, что подтверждается фактами наблюдений



 


 



Рис. 10. Формирование эффективного способа


применения палки


для доставания удаленной приманки у детеныша орангутана



за поведением детенышей в этом возрасте: бросанием предмет в человека с целью контакта, наличием опосредованных дейст разной степени сложности и т.д.

Данные этих (и многих других) экспериментов позволяют в| делить в процессе решения понгидами практической задачи дующие этапы.

1-й этап. Происходит выделение комплекса объектов, с кот{| рыми надо действовать для овладения приманкой. Этот комгате! объектов представляет собой узел ситуации, включающий пр| манку, установку, орудие, с помощью которого производят^ попытки достигнуть приманку. Это может быть палка, находяща ся рядом, обглоданная ветка или даже экспериментатор, его тянут за руку или другим способом побуждают произвес1! изменение в ситуации. О выделении узла ситуации можно суда по направленности операций животного. По ходу деятельност узел ситуации может изменяться, из него исключаются одни объея ты и включаются другие. Однако с самого начала животные основе имеющегося у них обобщенного опыта в форме отражен! соотношения объектов, характерного для этой стадии развита психики, выделяют компоненты ситуации, которые должны бьп подвергнуты воздействию.

2-й этап. Животное воздействует на узел ситуации с целью ег изменения. На этом этапе животные, выделив узел ситуации, ста! раются активно воздействовать на него при помощи уже имею-* щихся операций. В описанном выше случае животным неизвест4 но, как надо воздействовать на узел, но уже в самом начале овд знают, что его надо по крайней мере привести в движение. Этс попытки изменения узла ситуации с целью изменения соотноше-1 ния объектов. Такие попытки производятся в связи с наличием! мотивации — достижения приманки, и их результативность зави-| сит от опыта животных и их способности предвидеть результат действий.

Сама способность к решению задачи посредством изменения! соотношения компонентов среды в результате собственных дей- i ствий формируется у антропоидов в онтогенезе на основе мани-, пуляций: в процессе активного перемещения объектов относи­тельно себя и относительно друг друга, а также преобразования объектов путем изменения их формы, расчленения и т. п. Именно у приматов манипулирование выходит на качественно новый уро­вень развития (К.Э.Фабри, М.А.Дерягина, К.Паркер и др.). Эта их особенность ярко проявляется в экспериментальной ситуации. Антропоиды сразу начинают манипулировать с входящими в узел ситуации объектами: обследуют и пытаются открыть проблемные ящики, трясут трубку с приманкой и стучат ею об пол, пытаются выдуть ее ртом, сломать трубку пополам; при невозможности до­стать приманку со стола из-за решетки переворачивают и трясут


стол. При наличии орудия активно действуют им: передвигают [удаленный предмет палкой, хотя нужная траектория движения в тчале опыта может быть еще неизвестна. В опытах В. Кёлера обезь-I > i 11 ы хватают и перетаскивают с места на место ящики, которые после множества попыток будут использованы для постройки пирамиды. Операции, которые применяют животные, не случай­ные, а именно те, которые соответствуют отражаемым особенно­стям ситуации. Здесь животные используют имеющийся у них обоб­щенный опыт, который сформировался у них на основе отраже­ния собственных действий и их результатов.

При решении задачи в процессе применения операций по ходу изменения соотношения входящих в узел ситуации объектов про­исходит следующее.

A. На основе прошлого опыта, сформированного в процессе
манипуляций и решения сходных задач экстраполируются изме­
нения соотношения объектов, которые произойдут в результате
применения операций. Орангутаны при выталкивании приманки
из трубки подставляли руку или рот под отверстие трубки, из
которого должна выпасть приманка. При подкатывании приманки
с помощью палки к решетке животные заранее подставляли сво­
бодную руку к тому месту, куда должна подкатиться приманка.
Когда одному из самцов орангутанов в Московском зоопарке (на­
блюдения Г. Г. Филипповой) попали в руки канцелярские счеты,
он их разобрал, снял костяшки со спиц, а затем начал собирать
счеты опять. Нанизав все костяшки на спицу, орангутан брал в
горсть получившуюся конструкцию так, чтобы во время вставле­
ния спицы в гнездо рамки счетов костяшки не скатывались. Ко­
нец спицы упирался в ладонь и все костяшки придерживались
пальцами. В результате такой экстраполяции изменений, происхо­
дящих в объектах, антропоиды способны корректировать опера­
цию непосредственно в процессе ее осуществления. Например,
прослеживая направление движения приманки, они изменяют
форму движения руки, интенсивность прилагаемого усилия и т. п.

Б. В процессе осуществления операций животные постоянно отражают изменения, происходящие в объекте и особенности своих операций, результатом которых эти изменения являются. Это в свою очередь ведет к изменению уже имеющегося обобщенного опыта.

B. На основе имеющегося опыта применения операций антро­
поиды экстраполируют не только изменения, происходящие в со­
отношении объектов, но и то, какие операции необходимо при­
менить в следующий момент. Факт экстраполяции следующих опе­
раций косвенно подтверждается плавностью и слитностью выпол­
нения всего решения задачи. В. Кёлер по этому поводу говорил,
что поведение антропоидов в процессе решения задачи хотя и
состоит из отдельных этапов, но остается цельным, направлен-


ным от начала до конца на достижение конечной цели. Кромй|
того, при выполнении операций животные иногда производят!
операцию, логически следующую за предыдущей, даже если эта|
предыдущая операция не достигает предвидимого результата. Так!
бывает, например, если операция оказывается слишком трудной
и плохо освоенной. В описанных выше опытах с выкатыванием^
приманки из простого лабиринта подросток орангутан с трудом
осваивал движение подкатывания приманки к выходу из лаби-s
ринта, многократно и безуспешно пытаясь провести ее по нуж­
ной траектории. После нескольких неудачных попыток орангутан!
делал пробующие «пустые», без приманки, движения палкой по]
правильной траектории, по которой должна была бы двигаться!
приманка после неудавшегося движения подкатывания ее к выхо-|
ду из лабиринта. I

Иногда приходится наблюдать, как животные, манипулируя с< объектом, не замечают того, что какие-то операции не достигают предвидимого результата, и производят следующую операцию,! которая при этом оказывается неадекватной. В таком случае дея-1 тельность приостанавливается, животные обследуют ситуацию й' возвращаются к необходимому этапу решения. Примером такого] поведения может служить описанное выше разматывание орангу-)! таном проволоки для отъединения металлического наконечника) от резинового шланга.

3-й этап. На третьем этапе решения задачи животные реагиру-' ют на привносимые в ситуацию изменения, отражают характер! этих изменений и сразу начинают применять действия, которые1 могут привести к нужному результату. Они обнаруживают слабое) место в узле ситуации, которое поддается изменению, причем; последнее оценивается как ведущее к успешному решению (это: возможно опять же на основе уже имеющегося опыта). В этом на-| правлении животные и действуют: либо вплоть до достижения ре-| зультата, либо пока не убедятся, что выбранный путь — ошибоч-1 ный. При выкатывании приманки из лабиринта антропоиды, об-i наружив, что ее можно достать, прижав палкой к боковому бор-j тику, упорно стараются осуществить именно этот способ. При этом! они иногда добиваются успеха (особенно если это апельсин, ко-| торый удобно таким образом перемещать). В экспериментах с труб­кой, укрепленной на столе, орангутаны в процессе манипуляций палкой с установкой обнаруживали, что трубка соединена со сто­лом недостаточно жестко и при интенсивном толкании палкой шевелится. Почувствовав ее подвижность, они упорно старались1 сковырнуть трубку палкой и завладеть ею. При манипуляциях с.' трубкой из гибкого материала, когда надо было вытолкнуть при- Щ манку из трубки палкой, держа трубку в руках, одна из самок орангутанов обнаружила, что при нажатии зубами на трубку ря­дом с приманкой последняя сдвигается. Этот путь тут же был осу-


ществлен до конца, хотя и потребовал много времени (последо­вательное продвижение приманки в трубке путем выдавливания ее при помощи сжимания трубки зубами).

Чем шире предыдущий опыт животного, тем легче оно может экстраполировать результаты своих действий, и даже цепочки последовательных действий. Поэтому подробно проследить про­цесс обнаружения «слабого места», поддающегося изменениям в нужном направлении, можно только при решении относительно незнакомой задачи, в которой животное не может применить и заранее скорректировать всю цепочку операций. Имеющийся опыт позволяет взрослому антропоиду быстро выделить узел ситуации, а в большинстве случаев способность к свободной компоновке операций ведет к осуществлению плавного решения задачи. В ре­зультате таких попыток животные отражают происходящие изме­нения как ведущие к нужному результату. Однако сами применя­емые движения лишь в принципе направлены на изменение ситу­ации в нужном направлении, они еще не скомпонованы в после­довательность плавных, результативных операций. В процессе опи­санных проб животное на практике, постоянно отражая свои дей­ствия и предвидя их результат, определяет те из них, которые будут успешными.

На данном этапе решения задачи антропоиды выделяют те дей­ствия, благодаря которым можно достичь предвидимого результа­та: переместить приманку в боковой отсек лабиринта, откуда жи­вотному легко достать ее простым движением подтягивания; вы­толкнуть приманку из трубки или сдвинуть трубку со стола для овладения ею, так как в этом случае ее можно достать уже извест­ным способом. Это иллюстрирует положение А. В. Запорожца о практическом приведении задачи в состояние, когда можно ис­пользовать известный способ действия. В попытках детеныша соединить себя с приманкой при помощи палки мы наблюдаем более ранний этап формирования такого решения. А именно: пал­ка просто используется как способ соединения себя и приманки в единый комплекс, а не как способ ее приближения. Как только в результате такого накладывания палки по направлению к при­манке (в процессе чего палка отпускается) приманка сдвигается, так палка сразу снова берется в руку, и уже появляются направ­ленные попытки именно сдвинуть приманку палкой, не выпуская ее из рук. Это первоначально достигается ударами палки по при­манке для ее сдвигания в принципе, а не в определенном направ­лении, и только на основе опыта сдвигания приманки в разные стороны формируется правильное движение руки с палкой, сдви­гающее приманку в нужную сторону.

Свидетельством того, что антропоиды оценивают результат про­межуточного действия как способ достижения конечной цели, является направленная отработка движения до достижения ре-


зультата (т. е. до получения подкрепления): у детеныша — форм! рование движения подтягивания и подкатывания, только пос чего он овладевает приманкой. В лабиринте — уточнение движ^ ния вкатывания приманки в проход, хотя после этого еще следуй этап отработки движения проведения приманки по боковым от секам. В эксперименте с трубкой — исправление траектории двя жения всовывания палки в отверстие трубки и нахождение пущ ной ячейки решетки, в которую следует вставлять палку, тольК после чего может быть получена приманка. Коррекция самой one рации также происходит вследствие явного предвидения того, чт приманка в конечном счете будет достигнута, а не на основе под крепления каждого отдельного шага.

4-й этап. Если найденное решение оказывается успешным, т весь процесс (какие операции и в какой последовательности) о! ражается и закрепляется как способ решения данной задачи -< преобразования в нужном направлении узла ситуации с опреда ленным соотношением объектов. С этим связана одна из основны особенностей интеллектуального поведения, описанная В.Кёле ром и другими исследователями: способность к повторению ре шения без «кривой научения» (т.е. сразу правильно, без посте пенного снижения в последующих пробах количества ошибок) i переносу его в сходные ситуации.

5-й этап. После нахождения и освоения нужного способа дей! ствия наблюдается его корректировка в соответствии с особенно! стями ситуации. Если первоначально способ действия отрабаты! вался только в направлении достижения конечного результата, на данном этапе происходит оптимизация операции в результат отражения изменения объектов и их соотношений, причем н| методом постепенного отсеивания менее оптимальных движений а направленно, на основе отражения ситуации и своих действи| как недостаточно точных. Это можно проиллюстрировать следую| щими данными.

A. При действии палкой в лабиринте происходит корректиров!
ка движения руки в зависимости от расположения приманки
замедление движения, изменение его траектории по ходу дей|
ствия в соответствии с изменением движения приманки, в даль^
нейшем подведение приманки к точке, из которой удобно вытолк^
нуть ее в проход лабиринта.

Б. При выталкивании приманки из трубки палка заранее выч прямляется параллельно трубке и так вводится в нее.

B. При доставании приманки со стола детенышем появляется!
движение аккуратного заведения палки за приманку и медленное1!
пододвигание ее к себе.

Во всех случаях отмечается замедление движения и старательное,! напряженное его выполнение более оптимальным способом. Это! подтверждается описанными выше данными эксперимента с подо-|


двиганием приманки вдоль решетки к прорези. Удаленную от решет­ки клетки приманку орангутаны подвигали перпендикулярно к себе, а затем продвигали вдоль решетки к прорези, так как приманка была слишком крупной. В следующей пробе приманка палкой пододвига­лась уже не перпендикулярно, а по косой, направленной в сторону прорези, при этом обезьяны заранее тянули другую руку к прорези, ожидая появления приманки. В последующих пробах траектория дви­жения приманки приближалась к прорези, причем изменялось дви­жение руки с палкой и угол соединения палки с приманкой при ее подталкивании. Одна самка-подросток уже в пятой пробе направила приманку прямо к прорези одной рукой и поймала другой, заранее подставленной к месту подкатывания приманки. В дальнейшем не все попытки были удачными, но обезьяна всегда старалась подтолк­нуть приманку прямо к прорези.

Таким образом, решение задачи понгидами состо­ит из пяти этапов:

1. Выделение узла ситуации.

1. Воздействие на узел ситуации с целью изменения соотношения входящих в него объектов.

3. Нахождение нужного решения.

4. Образование обобщенного способа решения задачи со сходным
соотношением объектов.

5. Коррекция способа решения задачи.

Описанные особенности решения задач понгидами позволяют сформулировать три вопроса.

1. Почему понгиды способны воздействовать на ситуацию пу­
тем активного изменения соотношения объектов?

2. За счет чего понгиды получают возможность корректировать
действия до их подкрепления и предвидеть достигаемый в про­
цессе этих действий результат?

3. Что дает возможность понгидам производить направленную
коррекцию движения, хотя первоначальное движение было ус­
пешным?

Поведение животных в процессе нахождения решения свиде­тельствует, что операции как способ достижения определенного результата, являющегося промежуточным по отношению к конеч­ной цели деятельности, формируются в процессе практического взаимодействия субъекта с объектом в ситуации. После «черново­го» формирования операции как способа достижения предвидимо­го результата, происходят ее корректировка и оптимизация, после чего в опыте закрепляется, во-первых, данная результативная опе­рация, а во-вторых, способность к ее изменению в зависимости от конкретных условий. Наличие такого опыта определяет способность животного экстраполировать изменения в соотношении объектов в результате собственных действий и соотносить это изменение с возможностью достижения конечной цели. В дальнейшем появляет-


14 ФИЛИППОВ!





ж


Рис. 11. Рисунок детенышей орангутано!

а) самостоятельный рисунок до обучения; б) рисование точек по подражанию! ражанию; д) рисование замкнутой линии по подражанию;!


(по результатам исследования Г.Г.Филипповой):

в) рисование прямых линий по подражанию; г) рисование штриховки по под- ё) и ж) самостоятельный рисунок после обучения




A




j I

 


 


Рис. 12. Рисунки

а) самостоятельный рисунок до обучения; 6) рисование точек по подражанию; жанию; д) рисование замкнутой линии по подражанию;


детей:

в) рисование прямых линий по подражанию; г) рисование штриховки по подра-е) самостоятельный рисунок после обучения


ся способность выбора более оптимального способа решения зада­чи из существующих в репертуаре животного в зависимости от от-* ражения особенностей ситуации. Например, палки различной мы применяются по-разному: длинная — путем заведения ее за приманку, более короткая — прижиманием сверху к приманке придвижением к себе или предварительным смещением ее махо­вым движением ближе к себе; в зависимости от качества примаю ее можно катить, двигать, приставив палку под определенным yr-j лом, надевать на палку (баранку) и т. д. В конечном итоге животное способно сразу или после нескольких неудачных проб найти нуж-| ный способ, который до этого еще не пробовался, на основании! указанного предвидения, описанного В. Кёлером как инсайт.

Для того чтобы ответить на поставленные три вопроса, необ-f ходимо описать генезис построения операции, обобщения ее ка* способа достижения определенного результата, который затем! может соотноситься с результатами других операций в плане пред-1 ставления, что необходимо для выбора оптимальной операции! для достижения конечного результата, и предвидения на этой! основе изменений в соотношении объектов в ситуации.

4.5. Генезис операции и ее отражения как способа достижения определенного результата

Одним из важнейших фактов, полученных в экспериментах с; антропоидами, является их способность строить операцию в соот­ветствии с намерением получить определенный результат. Такая способность ярко иллюстрируется данными экспериментов по обу­ чению детенышей антропоидов рисованию. В эксперименте участво­вало четыре детеныша: два в возрасте 9 месяцев, один в возрасте, 1 года 2 месяцев, один в возрасте трех с половиной лет и один в; возрасте четырех с половиной лет.

Приведем описание процедуры опытов по обучению рисова­нию детенышей орангутанов1.

Детеныш сидит на коленях экспериментатора за столом, на котором находятся листы писчей бумаги и карандаш.

1. При свободном манипулировании экспериментатор не про­
изводит никаких действий.

2. Экспериментатор проводит по бумаге несколько небольших
линий и кладет карандаш рядом с детенышем. Далее детеныш дей­
ствует самостоятельно.

3. Экспериментатор демонстрирует прием рисования; затем сло­
весно предлагает детенышу повторить: «Нарисуй так». После ис-

1 Сравнительно-психологическое исследование проводилось Г. Г. Филипповой на детенышах орангутанов и детях конца первого — начала второго года жизни.


полнения рисунка детеныш получает лакомство. (Примеры рисун­ков детей и детенышей обезьян см. на рис. 11, 12.)

Освоение рисования детенышами проходит следующие этапы.

В возрасте 9 месяцев детеныши только играют карандашом, не пытаясь оставить след. Иногда, держа карандаш во рту, трогают им объекты, оставляя след, но не обращают на него внимание. На оставленный карандашом след при действиях экспериментатора реагируют, трогают его пальцем, пытаются взять его щепотью, царапают ногтем.

В возрасте 1 года 2 месяцев детеныши на след, оставленный экспериментатором, реагируют так же, как 9-месячные детены­ши. Самостоятельно при манипуляциях с карандашом они могут оставить след и замечают его. Держа карандаш во рту, детеныш водит им по бумаге и, скосив глаза, смотрит на след. Трогает след указательным пальцем, ведет пальцем по следу. Через шесть опы­тов детеныш медленно и слабо водит карандашом по бумаге, от­рывает карандаш, смотрит на след, водит опять (карандаш дер­жит во рту). Вскоре интерес к карандашу пропадает полностью.

В возрасте 3, 5 и 4, 5 лет.

При самостоятельных действиях карандашом де­теныши производят манипуляционное обследование, размахивают карандашом и постукивают по объектам, в результате чего остает­ся след. След сразу замечается, детеныши трогают его пальцем, губами, царапают ногтем, пытаются взять щепотью. Затем появля­ются попытки повторить след: карандаш медленно и осторожно опускается на бумагу, слабо ведется по бумаге, детеныш смотрит на след, ведет еще раз карандашом по бумаге. В дальнейшем изме­няется сила нажима: очень слабо, очень сильно, вжимая карандаш в бумагу, средней силы. Появляются ритмичные зачерчивания — однонаправленные и в виде звезды, длинные линии, короткие штри­хи, расположенные на определенном месте, постукивания и кара­кули, концентрические круги. Если на бумаге замечается точка, неровность, это место зачерчивается. Пропадают манипуляции с карандашом и бумагой: они используются только для рисования.

При показе экспериментатором процесса ос­тавления следа детеныши не пытаются трогать след, они сразу берут карандаш и начинают рисовать, часто располагая свои следы на рисунке экспериментатора.

Вскоре интерес к карандашу пропадает, и детеныши рисуют только за подкрепление.

В дальнейшем экспериментатор предлагает животному повто­рить определенный рисунок: показывает, как он рисуется, и дает карандаш детенышу. Было продемонстрировано шесть различ­ных приемов рисования.

1. Ритмичное постукивание с оставлением точек. Детеныши с первого показа успешно повторяют этот прием без ошибок.


2.Ритмичная штриховка вверх-вниз и слева направо. Детеныш:
сразу начинают повторять движение, иногда сбиваясь на точк
Рисунок — штрихи или ломаные линии, направление движени
руки аналогично движению экспериментатора. Есть тенденци.
рисовать на рисунке экспериментатора.

3.Длинная линия на весь лист сверху вниз. Детеныши ведут р;

с карандашом сверху вниз, не всегда располагая линию вертикаль но, но движение руки характерное — одно длинное движение свер: вниз. К десятому—пятнадцатому показу детеныши успешно повто ряют длинную линию, могут нарисовать несколько линий.

4. Круг. Рисуется по часовой стрелке. Детеныши сразу рисую'
линию слева направо, закругляя ее в конце. Иногда сбиваются н
постукивание и зачерчивание. Детеныш 4, 5 лет рисует в круге эк
спериментатора «звезду» (разнонаправленные штрихи, пересека
ющиеся в центре), каракули, концентрические круги. Линии
закругленной траекторией хорошо выражены.

Во всех случаях наблюдается повторение движения, демонст рируемое экспериментатором.

5. Показ рисунка экспериментатора, без демонстрации процес
са рисования. Предъявлялась прямая вертикальная линия. Детены
ши зачерчивали линию экспериментатора в разных местах, уста
навливали карандаш на линию экспериментатора и проводил
длинную линию от нее, рисовали линии, пересекающие линию
экспериментатора и параллельные ей.

6. Самостоятельное рисование. Появляются новые приемы, не"
отмеченные до обучения: детеныш ставит точку и зачерчивает ее;
«звездой», рисует длинную линию, заводя ее за лист и не отрывая,
карандаша, возвращает линию обратно на лист, каракули, располо-;
женные на одном листе в разных местах, использует приемы 1 — 4.

Полученные данные свидетельствуют, что практически с са--мого начала действий с карандашом, замечая случайно оставлен­ный карандашом след, обезьяны старались намеренно его повто­рить, сначала размахивая карандашом и оставляя на бумаге штрихи' и точки. Затем они изменяли траекторию движения, медленно при-' ближая карандаш к бумаге, прикасаясь к ней и двигая каранда-^ шом по бумаге в разных направлениях. В дальнейшем пробовалась различная сила нажима с многократными повторениями слабых линий, сильных зачерчиваний и каракуль.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал