Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы регуляции деятельности
Дифференциация форм регуляции деятельности также подробно описана выше. Первоначально все формы регуляции присутствуют в виде функций и обеспечиваются инстинктивными механизмами (интегрированы в инстинктивной форме). Далее последовательно дифференцируются и приобретают физиологическое обеспечение научение, интеллект и сигнальная форма регуляции (становящаяся у человека знаковой). В регуляции деятельности инстинктивная форма постепенно теряет свою ведущую роль, локализуясь в начале (эндогенная регуляция потребностей) и в конце деятельности (консу-маторный акт). Но даже эти механизмы на высшем уровне интеллектуальной стадии и на стадии сознания в большей или меньшей степени формируются прижизненно (в пренатальном развитии и в форме запечатления и облигатного научения). Врожденной остается общая программа этого развития, реализующаяся в механизмах сензитивных периодов и «расчета» на наличие эволю-ционно ожидаемых условий развития. Научение первоначально представлено в форме привыка-] ния, затем прижизненного образования ассоциативных связей. O6i лигатное научение появляется как «прижизненное достраиваний поведения»: сочетание в целостные поведенческие паттерны врож-з денных ключевых стимулов и ответных двигательных реакций. За-< тем в облигатное научение включается факультативное, что веде! к необходимости организации родительскими особями опыта де-f тенышей, появления ориентировочно-исследовательской и игровой деятельности в онтогенезе на интеллектуальной стадии на-j учения по подражанию. У человека появляется способность к усвоению готовых способов действия и знаний, для чего возникает деятельность учения. Интеллектуальная форма регуляции деятельнос-J ти дифференцируется из своей первоначальной функции ориен-1 тации движения по изменению направления и интенсивности сти-1 муляции, затем переходит в ориентировочную фазу научения и| ориентировочные компоненты исполнительной части деятельно-1 сти, и на интеллектуальной стадии приобретает самостоятельность! и физиологическое обеспечение в виде ассоциативных зон коры! головного мозга. Кроме того, появляется период онтогенеза, ког-1 да интеллектуальная регуляция деятельности формируется в про-] цессе ориентировочно-исследовательской и игровой деятельнос-1 ти. На интеллектуальной стадии эта форма регуляции обеспечива-1 ет возможность соотнесения промежуточной цели деятельности с| конечной (появление подготовительной фазы деятельности). На| стадии сознания появляется новая форма интеллекта — вербаль-] ный интеллект или вербальное мышление, которое выполняет ин- j тегрирующую функцию по отношению ко всем когнитивным про-1 цессам. Сигнальная форма регуляции деятельности возникает как чув- > ствительность — способность субъекта реагировать на небиоти-j ческий стимул (выполняющий сигнальную функцию во взаимо-'J действии субъекта с объектом). Первоначально сигнальная функция этого стимула субъектом не отражается (на сенсорной ста-, дии), затем появляется в условно-рефлекторном научении, на; интеллектуальной стадии сигнальная функция присутствует в общении. Коммуникативные средства осваиваются в онтогенезе, появляется возможность их произвольного использования субъектом. На стадии сознания сигнальная функция приобретает форму знаковой и становится интегрирующей по отношению к другим формам регуляции деятельности. Таким образом, на каждой стадии эволюции психики определенная форма регуляции деятельности является ведущей, интегрирующей все остальные формы регуляции. В ней в качестве функций содержатся эволюционно более прогрессивные формы регуляции деятельности. В процессе развития новые формы регуляции дея- тельности становятся ведущими, приобретают свой физиологический механизм, а предыдущие формы теряют свое ведущее значение и переходят в статус элементов новой системы регуляции, регулируя теперь не всю деятельность субъекта, а лишь отдельные ее компоненты. Прогрессивное развитие последней дифференцирующейся формы регуляции деятельности — сознания — в корне меняет саму логику эволюции психики, переводя ее из дивергентной формы в прогрессивное развитие одного вида. Прижизненно формирующийся функциональный орган (вербальное мышление и его физиологическое обеспечение в центральной нервной системе) ДЛЯ функции использования искусственных знаковых средств (сознания как формы регуляции деятельности) обеспечивает неограниченную свободу в принятии любых таких средств и их развитии. Потребностно-мотивационная сфера В развитии потребностно-мотивационной сферы также происходит дифференциация всех первичных составляющих и дальнейшая интеграция вновь возникших ее составляющих. Такой процесс дифференциации происходит в нескольких направлениях. 1. Дифференциация функций мотива. Мотив — это то, что стимулирует субъекта к началу осуЩеСТБ~ ления деятельности и направляет деятельность. В плане генетического анализа психики мы определили мотив как сигнал о наличии предмета потребности в объекте деятельности. Мотив обладает двумя основными функциями: побуждающей и направляющей-В эволюции изменяется как представленность мотива в отражени субъекта (что конкретно побуждает и направляет его деятельность), так и соотношение и локализация функций мотива (побуждающей и направляющей). В результате на поздних стадиях эволюции (и тем более у человека) мотив оказывается представленным весьма отличным образом от ранних стадий развития психики, и без понимания его трансформаций в эволюции становится невозможным сравнительно-психологический анализ. Первоначально мотив (на сенсорной стадии) отражается субъектом как свое состояние, возникающее при воздействии ключевого стимула. Сам стимул не представлен в отражении. Деятельность направлена на изменение своего состояния. В данном случае внутренний компонент мотива (эндогенный — свое состояние, для деятельности по изменению которого необходим соответствующий внешний стимул) и внешний компонент мотива (экзогенный — стимул, в ответ на который можно осуществлять деятельность по изменению своего состояния) слиты в отражении субъекта, хотя уже разделены объективно: внутреннее состояние возникает под воздействием внешнего стимула. Также оказываются слитыми п буждающая и направляющая функции мотива: деятельность пооуж- дается возникшим состоянием субъекта и направляющим являете*! На перцептивной стадии мотивом становится свойство объек-j та деятельности (ключевой стимул), которое уже не совпадает coi всеми отражаемыми характеристиками данного объекта. Ключе-| вой стимул является внешним (экзогенным) компонентом моти-1 ва и обладает теперь побуждающей функцией: в ответ на него! возникает соответствующий внутренний (эндогенный) компонент! мотива — потребностное состояние, представленное субъекту В; форме эмоционального значения этого стимула. Таким образом1 дифференцируются внешний и внутренний компонент мотива, и: внешний компонент появляется в отражении субъекта. Это частично возникает уже на высшем уровне сенсорной стадии при разделении в отражении внутренней и внешней стимуляции. При появлении отражения объектного внешнего мира дифференцируются побуждающая и направляющая функции мотива. '< Побуждающая принадлежит теперь самому ключевому стимулу, а направляющая — объекту деятельности. Субъект ис-: пытывает влечение (положительное или отрицательное) к ключевому стимулу, но ориентирует построение исполнительной части деятельности в соответствии с отражением объекта, носителя ключевого стимула: его положения относительно себя и его свойств, определяющих построение операций. Однако, хотя субъективно уже появляется отражение ключевого стимула (мотива) и объективное разделение в деятельности побуждающей и направ-, ляющей функций мотива, субъективного разделения этих двух функций еще нет (объект, носитель ключевого стимула, расценивается как эмоционально значимый). Возможно прижизненное изменение взаимосвязи ключевого стимула с объектом-носителем только по научению: создание новой прочной связи (или разрыв, прежней) между ключевым стимулом и объектом-носителем и появление нового объекта деятельности. Условия, в которых находится объект деятельности, оказываются жестко связанными с объектом деятельности и не имеют сами мотивирующей функции. На интеллектуальной стадии условия осуществления деятельности разделены с объектом деятельности в отражении субъекта. В результате выделяются промежуточные объекты цели, которые в данной ситуации (но только в ней) приобретают мотивирующую функцию. Это функция направляющая. Побуждающая функция остается за объектом деятельности, а объект цели имеет свою часть мотивирующей функции — направляющую, только как объективно в деятельности связанный с объектом деятельности. Поскольку на интеллектуальной стадии появляются чувственные образы-представления, можно говорить о начале обратного перехода мотива во внутренний план: по представлению может актуализироваться образ объекта деятельности (побуждающая функция), образ желаемого изменения ситуации и даже образ объекта цели (например, образ орудия и его функциональных свойств у высших обезьян), которые выполняют направляющую функцию (на что будет направлена деятельность и как она будет строиться). Однако все это возможно только в актуальной деятельности и не предполагает способности актуализации мотива без наличия в данный момент соответствующей потребности. Кроме того, становится возможным приобретение промежуточными компонентами деятельности (объектами цели, переживаниями, получаемыми в процессе осуществления деятельности) не только направляющей, но и побуждающей функции, что означает прижизненное возникновение новых потребностей (функциональных). Один из вариантов этого процесса можно рассматривать как аналогичный описанному А. Н.Леонтьевым механизму сдвига мотива на цель: в процессе деятельности переживания, связанные с взаимодействием животного с объектом цели, приобретают статус самостоятельной ценности для субъекта, а объект цели приобретает в результате функцию объекта деятельности. В отличие от процесса, описанного А.Н.Леонтьевым у человека, у животных это осуществляется по механизму эмоционального переключения и эмоциональной фиксации, без осознания. На следующей стадии развития психики на основе осознания происходит разделение мотива и потребности и появляется возможность переноса мотива не только на объект цели, но и на саму цель (как представляемое планируемое достижение). В результате окончательно дифференцируются отражение того, на что направлена деятельность, и то, какая потребность удовлетворяется в данной деятельности. Это ведет к возможному производству таких объектов, в которых будет предмет данной потребности и которые будут наиболее пригодны в плане их достижения (животные лишь выбирают таковые из уже имеющихся в природе и изменяют их в процессе употребления). У человека направляющая функция мотива уже прочно переходит во внутренний план (знание о способах удовлетворения потребности и поиск знаемых объектов и средств), побуждающая функция также переносится во внутренний план (как побуждение к деятельности на основе представления о том, что потребность, еще не актуальную в данный момент, надо будет удовлетворять). Это есть новая интеграция внешнего компонента мотива и своего внутреннего состояния (теперь внутреннего плана деятельности), но с остающимся разделением в отражении носителей разных функций мотива и осознания отношений между ними. На основе осознания человек может также отказаться от удовлетворения актуальной потребности (несмотря на то что влечение остается). Также человек может поставить цель и сформировать у себя мотивационное значение тех компонентов деятельности, которые до этого таковой не имели, или имели другую, в отличие от желаемой, мотивационную функ^ цию. 2. Дифференциация составляющих потребноет| Составляющими потребностно-мотивационной сферы являются потребности, ключевые стимулы и компоненты структуры деятельности, имеющие мотивационную функцию. Первоначаль-J но все потребности и ключевые стимулы являются врожденными, и все компоненты структуры деятельности (объекты целей,! объекты операций) имеют свою мотивационную функцию (на-| правляющую или побуждающую) как генетически заданную. Ви-| димо, процесс исполнения деятельности на сенсорной и перцеп-i тивной стадиях вообще не имеет мотивационной функции. На пер-| цептивной стадии возможно прижизненное придание мотиваци-1 онной функции новому сочетанию стимулов, а на интеллектуаль-1 ной стадии — уже прижизненное придание направляющей функ-1 ции ключевому стимулу (облигатное научение) и прижизненное! появление нового мотива и потребности (функциональные по-1 требности). Таким образом, на интеллектуальной стадии мотива--ционную функцию может приобретать уже сам процесс исполне- j ния деятельности, а не только объекты целей и операций. На ста-! дии сознания уже многие потребности формируются прижизненно, не говоря уже о ключевых стимулах и их эмоциональном значении. Появляется формирование новых потребностей не только вследствие появления нового субъективного переживания, но и на основе представления о наличии такого переживания и соответствующих ценностях у других субъектов. 3. Дифференциация конкретных потребностно- Дифференциация базовых потребностно-мотивационных сфер «внутри себя» и образование новых конкретных потребностно-мотивационных сфер происходит на основе появления новых потребностей и переноса составляющих (объектов целей, операционального состава) из одной сферы в другую. Первоначально базовые сферы (пищевая, комфортная и репродуктивная) относительно жестко разделены между собой, имеют закрепленный набор потребностей, ключевых стимулов, объектов деятельностей, целей и операций. Затем «общими» для разных сфер становятся операции: при отражении условий, в которых оказывается объект деятельности, операции не зависят от потребности и одинаково осуществляются в зависимости от этих условий и особенностей объектов. На интеллектуальной стадии операции становятся «свободными», а закрепленными за конкретной сферой остаются только операции консуматорных актов. В результате сигнального отражения среды с самого начала развития психики появляются «обслуживающие», или промежуточ- ные, потребности, которые сначала жестко закреплены за определенной сферой (пищевой, комфортной, репродуктивной), а затем появляются такие, которые могут быть общими для разных сфер. На перцептивной стадии они могут быть включены как звенья в разные инстинктивные цепочки. На интеллектуальной стадии это функциональные потребности, часть из которых является видотипичными (игровая, ориентировочно-исследовательская), а часть могут возникать прижизненно и быть факультативными. На стадии сознания возникают самостоятельные, новые конкретные потребностно-мотивационные сферы: общение, познавательная, эстетическая и т. п. При этом если на ранних стадиях эволюции промежуточные потребности несли функцию обслуживания потребностей по обеспечению жизнедеятельности индивида и продолжению существования вида (биологически обусловленные), то у человека эти потребности не только становятся самостоятельно значимыми, но могут даже подчинять себе потребности обеспечения жизнедеятельности, и тем более потребности, связанные с выполнением репродуктивной функции. Последнее означает изменение межсистемных связей, заложенных законами развития природы: благополучие индивида служит реализации задач продолжения рода. Осознание репродуктивной функции и ее конфликт с необходимостью удовлетворения индивидных потребностей и потребностей новых конкретных потребностно-мотивационных может привести к отказу от репродуктивной функции в пользу других потребностей человека (что отражается в содержании индивидуальной ценностно-смысловой структуры личности). 3.6.3. Изменение взаимосвязей субъекта психики со средой 'f ^Взаимосвязи субъекта со средой осуществляются посредством двигательной активности (локомоции и манипуляции), направленной на объект деятельности в процессе ориентировочного поведения и взаимодействия с другими особями (общение). Взаимосвязи со средой формируются в процессе индивидуального развития субъекта, что на определенном этапе осуществляется при участии родительских особей (забота о потомстве)? ^ Развитие локомоции и манипуляций -, ^Локомоции и манипуляции — это формы двигательной активности животных, посредством которых осуществляется пове-дени^Шыполнение локомоторных и манипулятивных функций осуществляется специальными приспособлениями — эффектор-ными органами!)!? филогенезе наблюдаются процессы дифференциации и интеграции в развитии этих функций (и органов для их осуществления). На сенсорной стадии наблюдаются две формы соотношения функций локомоции и манипуляции и органов для их осуществления. У амеб эти функции объединены как по форме движения, так и по исполнительному органу: и локомо-j ции, и манипуляции (захват пищевой частицы) осуществляют-! ся псевдополями (перечная интеграция локомоторной и мани-; пулятивной функции).tY ресничных и жгутиковых эти функции | уже разделены как по форме движения, так и в плане строения | эффекторных систем (первичная дифференциацияЦу жгутико- ] вых локомоторную функцию выполняет жгутик, а манипулятив- j ную — клеточный рот. У ресничных появляется специализация I локомоторных и манипулятивных ресничек (сохраняется и кле-; точный рот). У низших многоклеточных обычно есть специали- < зированные органы для осуществления локомоторной и мани-: пулятивной функции, причем есть виды, у которых эти функ- \ ции строго разделены (локомоторные органы не способны к ма- \ нипулятивной функции, и наоборот), например у гидр, акти-! ний, двустворчатых и брюхоногих моллюсков; а есть такие, у | которых одни и те же органы могут выполнять обе функции с ■ > большей или меньшей специализацией (морские звезды, меду- \ зы)/'У высших беспозвоночных и низших позвоночных также на- j блюдается как специализация локомоторных и манипулятивных ' функций, так и их частичное совмещение} При узкой специализации альтернативная функция практи- ■ чески вообще не может осуществляться (например, крылья и подкрылки жуков не способны к манипуляциям, а хоботок бабочек не способен к выполнению локомоторной функции). Возможна частичная способность эффекторных органов к выполне-нию альтернативной функции (тогда она становится дополнительной). Чаще всего такая дополнительность весьма бедная и выполняется как измененное движение органов, не свойственное выполнению прямой функции (К. Э. Фабри называет такое соотношение противоречием или конфронтацией функций). Например, бабочки могут использовать крылья для удерживания полового партнера при спаривании, рыбы — ударять хвостовым плавником и т. п. Но возможен и вариант совмещения манипуля-тивной и локомоторной функций, когда эффекторные органы устроены так, что выполнение обеих функций не является противоречивым. Такой пример представляют осьминоги. К. Э. Фабри считает, что их необыкновенные способности, граничащие с интеллектуальными, являются следствием такого взаимоусили-вающегося развития обеих функций, что позволяет этим животным расширять и усложнять взаимодействие с объектами среды. Й интеллектуальной стадии практически все животные имеют возможность осуществлять своими эффекторными органами дополнительную функцию, причем чем выше специализация органов для выполнения прямой функции, тем ограниченнее возможность выполнения дополнительной.^ Особое положение за- нимают приматы, у которых обнаруживается полное совпадение и в результате взаимное усиление локомоторной и манипулятив-ной функций передних конечностей: обхватывание ветвей при передвижении по деревьям и схватывание и удержание пищевого объекта рукой (вторичная интеграция функций, что тоже подробно проанализировано К. Э. Фабри). Именно это позволило им необыкновеннсгразвить манипуляции и способность к использованию орудий.|У, человека наблюдается следующий этап дифференциации (рука теряет локомоторную функцию и специализируется на манипуляциях), а затем и следующий этап — интеграция этих функций (создание с помощью рук дополнительных средств передвижения),,! Ориентировочно-исследовательская деятельность Ориентировочная функция выполняет роль определения стимула, как относящегося или не относящегося к потребности субъекта, и роль ориентации относительно условий осуществления деятельности. Первая отнесена к потребностно-мотивацион-ной сфере, вторая — к исполнительной части деятельности. Обе эти части ориентировочной функции последовательно дифференцируются в филогенезе. На сенсорной стадии они были уже разделены объективно, но еще слиты между собой «на полюсе субъекта». Сигнальный стимул одновременно был отнесен к определенной потребности (характер таксиса по качеству стимула) и выполнял роль ориентации относительно условий деятельности (направление таксиса — положительное или отрицательное). Затем ориентация относительно самого стимула стала осуществляться как соотнесение актуальных потребностных состояний и выбор одновременно действующих стимулов в соответствии с соотношением напряженности потребности. Позднее появилось соотнесение отражаемых условий деятельности со своими возможностями в данных условиях удовлетворить потребность, что приводит к необходимости выбора разных способов достижения объекта деятельности и даже отказа от деятельности (что особенно ярко проявляется в иерархических отношениях высших животных). У человека появляется иерархически устроенная система ценностно-смысловых ориентации (и ее культурно-специфические модели), определяющая не только ориентацию относительно целей и средств их достижения, но и относительно самих потребностей. Особенности и некоторые стороны эволюции ориентировочной функции подробно анализируются в работах П.Я.Гальперина. Исполнительная часть деятельности в эволюции прогрессивно расширяется и усложняется за счет выделения в ней и дифференциации ориентировочно-исследовательской функции. Первоначально вся ориентировочная функция в исполнительной части I деятельности состояла из простой ориентации движения (направ ленность таксиса). При отражении внешних объектов и условий деятельности появляется ориентация в этих условиях, но стату(ориентирующих стимулов все компоненты среды приобретаю* только как включенные в данную деятельность. Эффект «снятш новизны» и построения новых информационных моделей являет-f ся вторичным, производным от исполнения деятельности по удов-: летворению потребности. При необходимости выполнения само-| стоятельной задачи ориентации (например, запоминание роющей осой ориентиров вокруг гнездовой камеры) ориентировоч-J ная функция обеспечивается инстинктивными механизмами (как звено в инстинктивной цепочке деятельностей). На интеллекту-! альной стадии появляется самостоятельный стимул, обеспечи-| вающий выполнение развернутой ориентировочной функцир (фактор новизны), и построение новых информационных моде-| лей становится результатом направленной ориентировочно-ис-1 следовательской деятельности. У человека появляются познава-1 тельный мотив и самостоятельная познавательная потребност-1 но-мотивационная сфера, которая может даже стать ведущей в| индивидуальной структуре всей потребностно-мотивационной| сферы личности. Общение В филогенезе преобразуются все составляющие общения: вое- J приятие субъектами информации друг от друга, содержание пе-' редаваемой информации, коммуникативные средства и способы их освоения субъектом. На сенсорной и частично на перцептивной стадии экспедиент является источником ключевых стимулов для реципиента, причем реципиент не отражает эти стимулы как принадлежащие экс-педиенту, а отвечает на них своей инстинктивной реакцией так же, как на другие ключевые стимулы. Эта реакция в свою очередь вызывает ответную реакцию другого партнера по обмену информацией. Позднее участники коммуникативного акта воспринимают друг друга как партнеров по взаимодействию, но коммуникативные акты остаются инстинктивными и автоматически вызывают ответную реакцию (партнеры в процессе ритуализированного общения осуществляют необходимые действия по отношению друг к другу). На интеллектуальной стадии партнеры по общению воспринимают друг друга как участников обмена информацией и учитывают состояния и намерения другу друга в построении своей деятельности. В этом случае экспедиент является источником информации о самом себе (своем состоянии и готовности к определенным действиям). На стадии сознания экспедиент становится источником информации о среде, и реципиент может на основе этой информации регулировать не только свое поведение относительно экспедиента, но и свои отношения со средой. Партнеры по общению воспринимают друг друга как участников взаимного коммуникативного процесса. Коммуникативными средствами сначала являются проявления жизнедеятельности индивидов, которые они не адресуют специально друг другу и даже не отражают как принадлежащие другой особи. Затем, с появлением ритуализированного общения, коммуникативные средства адресуются партнеру и воспринимаются как его проявления, но их наличие у субъектов, формы проявления и способы «понимания» (как на них реагировать) регулируются инстинктивными механизмами. На интеллектуальной стадии коммуникативными средствами являются выражение своего эмоционального состояния и проявление готовности к действию. Понимание и использование этих средств осваивается в онтогенезе. На стадии сознания возникают искусственные знаковые средства, и прижизненно субъект осваивает не только понимание и употребление этих средств, но и сами средства. Коммуникативные средства становятся способом не только общения, но и хранения, использования и самого получения необходимой для построения отношений со средой информации. Включение общения в овладение опытом и в овладение самими коммуникативными средствами (которые становятся средством отражения) ведет к появлению у человека потребности в общении и деятельности общения. Онтогенез и забота о потомстве Преобразование онтогенеза в эволюции (филогенез онтогенеза) — это изменение процесса развития психики в индивидуальной жизни. Как было показано выше, на ранних этапах эволюции (сенсорная — низший уровень стадии) субъект рождается с готовыми формами поведения, особенностями отражения, структурой деятельности и формами регуляции деятельности. Прижизненно происходит лишь накопление индивидуального опыта. Все необходимые для жизнедеятельности механизмы строятся в эмбриональном периоде. Для развития зародыша в яйце (а также личинок) родительские особи могут подготавливать условия, но само развитие новых особей зависит именно от этих условий (даже если они создаются родителями), а не связано с взаимодействием с родителями. Позднее прижизненно происходит «достройка» инстинктивных механизмов (запечатление, облигатное научение, элементы которых появляются уже на высшем уровне перцептивной стадии и становятся обязательными на интеллектуальной стадии), прижизненное развитие самой структуры деятельности (на интеллектуальной стадии — построение интеллектуальной структуры деятельности), а также механизмов, регулирующих деятельность субъекта: научения, интеллекта, мотивационных процес- сов, эмоциональной сферы. Кроме того, прижизненно строится! способность к новому содержанию отражения (в связях и отноше-1 ниях объектов между собой). Появляется период онтогенеза для'| развития всех этих механизмов, в котором детеныши не удовлет- •; воряют свои потребности жизнедеятельности сами и не только ■ ■ накапливают необходимый индивидуальный опыт, но и «занимаются» построением психики: самой структуры деятельности, содержания отражения, форм регуляции деятельности. Родительские особи не только создают физические условия для такого ■ развития, изменяя и подготавливая среду, но создают условия для развития психики детенышей своим взаимодействием с ними. У человека наблюдается следующий уровень преобразования онтогенеза: взаимодействие со взрослыми становится уело-: вием овладения средств отражения и развития видотипичных потребностей (в первую очередь привязанности и общения). Предпосылки этого наблюдаются уже на высшем уровне интеллектуальной стадии (в отношении развития привязанности). Кроме того, у человека новая форма деятельности — совместная — также развивается в онтогенезе в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми. Можно выделить следующие основные направление преобразования онтогенеза в филогенезе. 1. Появление и увеличение временных границ периода онтоге - накопление опыта путем факультативного научения (только - облигатное научение (видотипичные формы взаимодействия - весь видотипичный и в большой степени индивидуальный 2. Появление и усложнение прижизненного построения самой - появление периода онтогенеза, в котором психические про - появление периода онтогенеза (частично пренатального, и в ствия субъекта со средой строятся содержание отражения, структура деятельности, формы регуляции деятельности, мотивацион-ные механизмы; - появление периода онтогенеза, в котором строится форма 3. Включение родительских особей в развитие психики субъекта: - родительские (и/или другие) особи способствуют только со - родительские особи отыскивают или организуют необходи - родительские особи создают условия для накопления и фор - в заботу о потомстве (выполнение всех функций по созданию - родительские особи создают условия для развития средств и 3.6.4. Системные изменения в процессе эволюции психики В процессе эволюции психики трансформации в структуре деятельности и дифференциация форм регуляции деятельности происходили в системе одного качества: деятельность и все субъективные содержания принадлежали самому субъекту, целью существования и развития системы было обеспечение субъектно-объект-ных связей, системообразующим фактором являлась потребность субъекта, что предполагало жесткую связь «деятельность—мотив» (мотив, по которому определяется объект деятельности). На стадии сознания все элементы структуры деятельности освобождаются и все формы регуляции деятельности получают свое дифференцированное обеспечение. Сознание, как форма регуляции деятельности, перестраивает логику развития системы на основе того, что переводит дальнейший процесс освобождения в другую плоскость, в область межсистемных связей нового типа. Прежде межсистемные связи выражались отношением «субъект —> объект». Теперь эти связи превращаются в отношения «(субъект + субъект) —> —> объект». Это связано с функцией искусственных знаковых средств означивать и отчуждать субъективные содержания от субъекта и делать их достоянием совокупности субъектов, а также вторжением в отношения «деятельность—мотив», в результате чего становится возможным производство новых потребностей. ПрижшШШММОШ Юзникиоиспие новых — функциональных -потребнООТвЙ МИШГОСЬ уже па предыдущей стадии развития психики — инташтектушп.пой. Но там деятельность по-прежнему былг жестко связано с мотивом как сигналом о наличии предмета потребности и объекте деятельности, и новые потребности могли] возникнуть только на основе чувственно переживаемых впечатлений за счет процессов мотивационного обусловливания. Осознание предмета потребности самого по себе переводит процесс в другое русло: субъект делает свои предметы потребности, а также потребности (их предметы и объекты деятельности) других субъектов объектом преобразования, т. е. проектирует и активно изменяет свою потребностно-мотивационную сферу. Онтогенез также, качественно изменяется: другие субъекты сознательно, ориенти-руясь на имеющуюся конкретно-культурную модель, формируют потребностно-мотивационную сферу ребенка. Теперь вновь вернемся к структуре деятельности. Она в процессе эволюции достигла своей полноценной формы: все элементы дифференцированы и свободны. То же касается и форм регуляции деятельности. Система полностью реализовала свои возможности (в логике закономерностей изменения ее внутрисистемных связей). Сама структура деятельности, как состоящая из операций и: действий, уже не изменяется. Дальнейший процесс освобождения касается уже системообразующих связей: субъект—его субъектив- • ные содержания и деятельность —мотив. Это ведет к тому, что качественно изменяется сама система. Ее качественное изменение выражается в том, что принадлежность субъекту его субъективного содержания и его деятельности уже недостаточно для поддержания самости субъекта, его сохранения как равного себе. Самость субъекта перестает быть его индивидуальным качеством. До сознательной стадии развития субъект приобретал содержание своих субъективных состояний в индивидуальной деятельности и имел их как свое индивидуальное достояние. На сознательной стадии содержания этих субъективных состояний возникают уже в совместной деятельности с другими субъектами, более того, сами средства, в которых даны субъекту эти состояния, осваиваются также в совместной с другими субъектами деятельности. Отчужденные с помощью этих средств от самого субъекта субъективные состояния существуют в совокупной (субъектно-субъектной) субъективности. Существование такой совместной субъективности, так же как индивидуальной на предыдущих стадиях, возможно только в момент и в процессе существования самих субъектов, являющихся ее совокупными обладателями. Сами содержания субъективного опыта существуют только в сознаниях субъектов, причем это совокупность субъектов, имеющих общие способы владения этими содержаниями. Другими словами, субъект из индивидуальной фор- мы существования переходит в совместную, но эта форма существования остается субъективной. Сходная логика преобразований происходит в структуре деятельности. Деятельность не изменяется по своей структуре, но изменяется по форме. Из индивидуальной она становится совместной, мозаичной не только в плане деятельности одного субъекта, разорванной во времени, а в плане одной деятельности, поделенной между разными субъектами, и даже между субъектом и его орудиями. Мозаичность деятельности из «планиметрической» становится «стереометрической». Это касается и преобразований связи «деятельность —мотив», так как возникновение новых потребностей также переходит из индивидуального процесса в совместный. Получается, что деятельность, средства отражения и даже сама субъективность, перестав быть индивидуальным достоянием субъекта и перейдя в достояние совокупности субъектов, преобразуют единицу жизнедеятельности «субъект —> объект» в другую единицу — «субъект + субъект -» объект». Но эта новая единица тем не менее остается пусть новой формой, но все же формой существования единичного субъекта. Отчуждение и переход в совместное владение касается только информационной стороны субъективности — содержания отражения. Субъективное переживание (форма отражения) остается индивидуальным достоянием самого субъекта, оно по-прежнему — та форма и тот процесс, в котором возникает и существует субъективное психическое отражение. Таким образом, налицо дальнейшая дифференциация содержания и формы психического отражения, сходная с логикой трансформации структуры деятельности: содержание отражения не только приобретает разные формы данности субъекту, но и отчуждается от самого субъекта и переходит в субъектно-субъектное владение и даже вообще в несубъектную — материальную — форму существования. Возможно, этот процесс дальнейшего развития материализованного содержания психического отражения и можно рассматривать как дальнейшее развитие отражения, но уже не психического, так как системообразующей характеристикой последнего является представленность содержания отражения субъекту в форме субъективного переживания. В целом такой взгляд соответствует логике развития самого психического отражения, в котором первоначально содержание и форма были слиты: простое ощущение одновременно представляло собой содержание (отражаемое качество стимула), форму (данность субъекту как ощущение), когнитивную функцию (информацию о своем состоянии) и оценочную (отношение этого состояния к потребности субъекта). В дальнейшем содержание и форма отражения последовательно дифференцировались (так же как и ког- нитивная и эмоциональная функции психики), и в конце со держание психического отражения (как в когнитивной, так и эмоциональной сфере) отъединилось от субъекта и стало суще| ствовать в материализованной форме, что позволило ему стал достоянием совокупности субъектов. Как было видно выше| такая дифференциация начиналась со способов взаимодействия субъекта со средой (первая отделилась от субъекта операция) закончилась материализацией средств отражения (появление h кусственных знаковых средств), которые и стали «внесубъект-v ными» (по сравнению с чувственными образами и представлениями) носителями содержания психического отражения. ^ новая форма отражения (существование содержания психичес-j кого отражения отдельно от его носителя) имеет две отличи* тельные особенности. 1. Она имеет источник развития в самой себе: искусственные 2. Создает новую среду для существования субъекта психики, т. е.: На этот путь человек вступил давно, в тот момент, когда по-| явилась культура — созданная человеком «прослойка» между при- < родой и им самим, и определяющая собой способы субъектно-J объектного взаимодействия. Качественные изменения новой ин-' формационной среды состоят в том, что она не только является! «помогающей» во взаимоотношениях человека со средой, но и| требует для своего использования и развития овладения челове- ] ком специальными знаниями и умениями. В этом случае способностей к распредмечиванию, заложенных в предметах культуры и способах действия оказывается недостаточно, необходимо овла- 1 девать новой информационной системой, которую «использует» искусственный носитель. Конечно, представления о дальнейшем развитии психического отражения (внутри ее высшей формы — сознательной) и дальнейшего развития форм отражения вообще требуют глубокой философской и психологической разработки. Это является перспективной задачей развития сравнительной психологии. В рамках данного курса нас интересует последний из вопросов, входящих в предмет зоопсихологии и сравнительной психологии: возникновение последней из ныне существующих стадий развития психики — сознания человека. Как теперь становится ясно, все преобразования, произошедшие на стадии сознания, связаны с появлением искусственных знаковых средств. Эти средства, возникнув как коммуникативные, включаются в регуляцию взаимодействия субъекта с миром и в само построение психического отражения. На интеллектуальной стадии развития отражение строится без этих средств. Мы уже рассмотрели процесс включения сигнальной функции в общение и приобретение коммуникативными средствами сигнальной функции на субъективном уровне. Однако это еще не ведет к появлению сознания. Надо, чтобы сигнальные средства включились в осуществление исполнительной части деятельности, которая на предчеловеческой стадии уже регулируется интеллектуальными механизмами. Однако такое включение возможно только при приобретении сигнальной функцией знаковой формы, что позволит означивать цель действия и переводить его во внутренний план. Возникнуть такое означивание может только в том случае, если понадобится передать другому информационное содержание своего субъективного опыта как знание о внешнем мире, а не только эмоциональное как свое состояние и намерение к действию (которое передавалось выразительными средствами общения). Именно для передачи сведений о внешнем мире нужны средства, кодирующие объекты, их положение относительно друг друга и т. п., а не только эмоциональное состояние животных, и их намерения к действию, как это было на предыдущих стадиях. Таким образом, ни развитие интеллектуальной формы регуляции деятельности, ни коммуникативные средства сами по себе еще не «производят» сознания, сколь бы сложными они ни были. Л. С. Выготский поэтому говорил о «разных корнях мышления и речи» в эволюции и обязательном процессе пересечения и объединения этих линий развития, которое и является психологической сущностью антропогенеза. Для понимания этого процесса необходимо подробно проанализировать саму предчеловеческую стадию развития психики, к которой в настоящее время можно отнести высших антропоидов — понгид. Этому и посвящена следующая часть учебного пособия. ВЫВОДЫ Развитие психики происходит как преобразование в эволюции формы и содержания психического отражения. Такое преобразование осуществляется по закону ведущей роли функции по отношению к органу. Механизмом развития психики в эволюции является дифференциация элементов (всех составляющих психики) и последовательное приобретение ими самостоятельности на каждом следующем уровне развития системы. Дифференцирующиеся элементы впоследствии вновь интегрируются, что обеспечивает новый, более адаптивный уровень функционирования системы. Все развитие психики в эволюции можно разделить на четыре стадии| сенсорную, перцептивную, интеллектуальную и стадию сознания. Ста дии развития психики в эволюции выделяются по трем основным к р и«| терия м: - особенности психического отражения (содержание и форма отражен - особенности структуры деятельности; - особенности форм регуляции деятельности. В психическом отражении, структуре деятельности и формах регуля-1 ции деятельности, которые сами являются подсистемами психики как об-| щей системы, происходят дифференциация и последующая интеграция!! их составляющих. Изучение особенностей этих процессов в каждой из вы- '< деленных подсистем и особенностей внутрисистемных связей между ними ■ позволяет разделить стадии развития психики на уровни и выделить ne-'i реходные фазы между самими стадиями. Такое разделение зависит от? степени изученности психики и поведения животных и будет частично изменяться при появлении новых данных в зоопсихологии и сравнительной;! психологии. Преобразование в психике в процессе эволюции ведет к преобразова-! нию субъекта психики и выходу его на новый уровень развития. Движу- 1 щей силой развития психики в эволюции является взаимодействие субъекта психики со средой. В начале развития психики ведущая роль в межсистемных связях субъекта со средой принадлежит среде. В процессе развития на определенном его этапе прогрессивное изменение самого субъекта психики преобразует межсистемные связи субъекта со средой, в результате чего ведущим в межсистемном взаимодействии становится субъект. Такое преобразование позволяет говорить о завершении цикла развития данной формы отражения {психического отражения) и постановке вопроса о дальнейшем развитии форм отражения в целом. Эта проблема является перспективной в изучении эволюции психики и процессов отражения. Вопросы для обсуждения 1.Что входит в характеристику филогенетических стадий развития 2.По каким критериям выделяются стадии развития психики в эво 3.Какие основные преобразования происходят в содержании психи 4.Какие основные преобразования происходят в структуре деятель 5.Как изменяется в эволюции инстинктивная форма регуляции дея 6.Какую роль играет научение и как оно выражено на разных стадиях 7.Какие преобразования в психическое отражение и структуру дея Рекомендуемая литература Бунак В. В. Речь и интеллект, стадии их развития и антропогенез // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. — М., 1966. — С. 497 — 555. Вагнер В. А. Сравнительная психология. — М., 1998. Вацуро Э. Г. Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе). — М., 1948. Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта. К проблеме антропогенеза. — М.; Л., 1949. Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения (обезьяна, примитив, ребенок). — М.; Л., 1930. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб., 2001. Дарвин Ч. Сочинения. — М., 1953. Дембовский Я. Психология обезьян. — М., 1963. Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов (этологичес-кий анализ в связи с проблемами антропогенеза). — М., 1986. Дерягина М.А. Эволюционная антропология. — М., 1999. Джохансон Д., Иди И.Люси. Истоки рода человеческого. — М., 1984. Догель В. А. Зоология позвоночных. — М., 1981. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. — М., 1981. Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. — М., 2001. Кац А. И. Образование навыка по «изготовлению орудия» у шимпанзе // Вопросы зоопсихологии, этологии, и сравнительной психологии. — М., 1975.-С. 132-135. Кёлер В., Коффка К. Гештальтпсихология. — М., 1998. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. — М., 1986. Крымов А. А. Игра и развитие мотивации поведения у крыс // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1981. — № 4. — С. 39 — 47. Лавик-Гудолл Дж. ван. В тени человека. — М., 1974. Ладыгина-Коте Н. Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе). — М., 1959. Ладыгина-Коте Н. К Предпосылки человеческого мышления. — М., 1965. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. — М., 1930. Леонтьев А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. — М., 1963. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. — М. 1981. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология, эволюция. - М., 1988. Новоселова С. Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. — М.; Воронеж, 2001. Рогинский Г. 3. Психика человекообразных обезьян. — Л., 1945. Тих Н.А. Предыстория общества. — Л., 1970. Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. — Л., 1966. Уланова Л. И. Формирование у обезьяны условных знаков, выражающих потребность в пище // Исследование ВИД в естественном эксперименте / Под ред. В.П.Протопопова. — Киев, 1950. — С.132—135. Фабри К. Э. Орудийные действия животных. — М., 1980. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993. Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности / Пс ред. А. С. Батуева. — Л., 1986. Филиппова Г. Г. Интеллект орангутанов и его развитие в онтогенез^ Дис... канд. психол. наук. — М, 1989. Фирсов Л. А. Память у антропоидов. — Л., 1972. ФирсовЛ.А. Поведение антропоидов в природных условиях. — Л., 1 Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975. Хрестоматия по антропологии. — М., 1997. Хрестоматия по зоопсихологии. — М., 1997. Хрустов Г. Ф. Критерий человека. — М., J994. Шовен Р. Поведение животных. — М., 1972. Элъконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.
|