Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По способу научения 13 страница
2) влечения, лежащие в основе потребностей, обеспечиваю Научение, помимо предыдущих форм (которые также испытывают на себе влияние искусственных знаковых средств), представлено и новыми видами. Запечатление (как форма облигатного научения) у человека существует и присутствует в основном на самых ранних этапах онтогенеза. Описано запечатление ребенком структуры человеческого лица и некоторых качеств матери (лица, запаха, прикосновения «кожа—кожа») в первые часы после рождения, более сложные процессы запечатления младенческих стимулов (в формировании родительской сферы) и качеств прототипа полового партнера (половое запечатление), ситуаций переживания «базовых» стрессовых ситуаций и т.п. У человека, так же как и на предыдущих стадиях, запечатление выполняет функцию придания моти-вационного значения врожденному ключевому стимулу. Однако этот процесс усложняется и все больше приобретает вид форми- руемого прижизненно. Можно выделить три варианта запечатле-ния. Первый вариант запечатления (включение готового к рождению стимула и уже связанной с ним ответной моторной реакции — в деятельность) изменяется в его первой части. Сама нервная модель стимула строится во внутриутробном периоде в процессе развития сенсорно-перцептивных систем «на материале» конкретной стимуляции, поступающей из материнского организма (как мы видели, в эту среду включены и поведенческие особенности матери). В некоторых случаях придание мотивационного значения стимулу и объединение его с моторной реакцией также образуются до рождения (во второй половине внутриутробного периода, например, ответная реакция на звуки, в том числе и голос матери). Такой уже имеющийся до рождения паттерн после рождения в соответствующей ситуации запечатления объединяется с дополнительными стимулами и включается (сразу или поэтапно) в соответствующую деятельность. Например, реакция на голос матери в форме сосредоточения, положительного эмоционального отношения и синхронизации двигательной активности с ритмом ее речи объединяется с восприятием лица матери и удовлетворением потребности во впечатлениях, на этой основе далее включается в развитие общения (и его первой формы — ситуативно-личностного, и первых коммуникативных средств — комплекса оживления). В то же время такой врожденный паттерн «свободен» от закрепления только за определенной деятельностью, он может включаться в любую другую деятельность. Реакция на голос матери включается в дальнейшем в формирование эмоционального благополучия, привязанности, в развитие регуляции эмоциональных процессов и т. п. Второй вариант запечатления (прижизненное объединение стимула, нервная модель которого построена до рождения, с моторным ответом и дальнейшим включением этого комплекса в деятельность) также в отношении каждого компонента (нервной модели стимула и моторной реакции) строится внутриутробно, а объединение их в единый комплекс происходит в два этапа: 1) объединение стимула с моторным ответом; 2) включение этого комплекса в деятельность. Такой процесс придает еще большую свободу данному паттерну, так как позволяет модифицировать саму ответную реакцию, не говоря уже о включении всего комплекса в деятельность. Примером может служить развитие акта хватания. Протягивание рук к объекту, появляющемуся в поле зрения и в зоне достижения рукой у ребенка возникает на втором месяце и заканчивается формированием акта хватания к четырем месяцам. В процессе этого развития отдельные двигательные реакции (протягивание руки, сжимание пальцев, оформление кисти для захвата объекта), с одной стороны, объединяются в двига- тельную координацию, которая становится основной операцией манипулятивной активности, а с другой стороны, каждый компонент может встраиваться в разные операции: сжимание-разжимание пальцев при восприятии объекта, что в дальнейшем ведет к произвольному отпусканию зажатого в руке объекта и его бросанию; протягивание рук к взрослому в комплексе оживления без оформления кисти для захвата объекта; протягивание руки в сторону интересующего объекта и формирование указующего жеста. Все эти паттерны затем становятся свободными операциями и включаются в разные деятельности. Третий вариант запечатления (прижизненное образование нервной модели стимула и одновременное объединение его в ситуации запечатления с готовой моторной реакцией), видимо, становится более широко представленным. Следует отметить, что у ребенка к моменту рождения есть когнитивные схемы обработки основных параметров стимуляции как интегративные, так и в каждой модальности (хотя и разной степени конкретности в разных модальностях), поэтому любой стимул, каким бы новым он ни был, имеет для себя некую информационную модель. То же касается и моторных реакций. У ребенка есть сензитивные периоды запечатления эмоционального значения контакта с матерью (первые часы, дни и недели жизни), формирования боязни новых объектов и ситуаций (неофобий — около пяти месяцев и середина второго полугодия) и многие другие. К облигатному научению (прижизненное построение необходимых нервных моделей стимулов, самих моторных реакций, их объединение в паттерны поведения и встраивание в деятельность) относится освоение речи, ходьбы, многих форм манипуляций и др. Все формы облигатного научения (имеющие, как им и положено, сензитивные периоды развития) опосредованы участием взрослого, формируются в совместной с ним деятельности и могут обеспечиваться специально организованным процессом воспитания и обучения. Подражание появляется очень рано, включается в ситуативно-личностное, а затем в ситуативно-деловое общение, преобразуется в усвоение готовых способов деятельности и затем переходит в новую самостоятельную форму — учение. Учение становится деятельностью, что принципиально отличается от научения на всех предыдущих стадиях развития, где научение было эффектом других деятельностей (даже от ориентировочно-исследовательской на интеллектуальной стадии, которая еще не приобретает потребности в познании, а только имеет потребность в получении новых впечатлений). Из деятельности учения возникает в широком смысле познавательная деятельность с потребностью в познании мира и познании себя. . Интеллектуальная форма регуляции деятельности также преоб-» 1. Развитие сенсомоторного интеллекта осуществляется в cpe-J 2. Искусственные знаковые средства включаются в развитие до] Сигнальная форма регуляции деятельности приобретает самостоятельность и физиологическое обеспечение и становится знаковой, что обеспечивает появление у человека сознания. Возникают новые средства для реализации этой формы регуляции — искусственные знаковые средства. Для осуществления сознания как знаковой формы регуляции деятельности с использованием этих средств появляется самостоятельный психический процесс с генетически детерминированным психофизиологическим обеспечением в нервной системе — мышление. Этот процесс развивается в онтогенезе сначала в рамках интеллектуальной формы регуляции (сенсомоторного интеллекта, по Ж. Пиаже), однако его логика развития отличается от таковой у представителей предыдущей стадии развития тем, что еще с середины внутриутробного периода начинается развитие специфических гоминид-ных функциональных и морфологических особенностей мозга, обеспечивающих осуществление знаковой формы регуляции деятельности. Искусственные знаковые средства с самого начала, еще до рождения (на уровне формирования предпочтения к звукам человеческого голоса и избирательности к характеристикам голоса матери и используемого ею языка), встраиваются в процесс построения отношений ребенка с миром. После рождения ребенок начинает понимать и использовать речь еще до окончания периода развития сенсомоторного интеллекта. Окончательное становление сенсомоторного интеллекта происходит на фоне активного освоения речи (второй и третий год жизни). Развитие мышления как самостоятельного психического процесса происходит в самом процессе овладения искусственными знаковыми средствами и одновременного формирования соответствующих структур мозга. Таким образом, нельзя отождествлять эти периоды развития у ребенка и детенышей антропоидов. Это разные по содержанию и направлению развития процессы, так как развиваются разные формы регуляции деятельности. Как уже указывалось, на каждой стадии развития все формы регуляции деятельности имеют свою специфику, и интеллектуальная форма регуляции на человеческой стадии также не гомологична предыдущей. Таким образом, знаковая функция обеспечена новыми средствами и самостоятельным психическим процессом для их использования (мышлением). Разделенная между субъектами (совместная) форма существования, использования и овладения в онтогенезе этими средствами вместе с предыдущими двумя характеристиками (сами новые средства и мышление как психический процесс) преобразуют сигнальную форму регуляции деятельности в знаковую (которую мы и определили как сознание). Сказанное позволяет заключить, что сознание является последней стадией развития сигнальной формы регуляции деятельности. Это не противоречит принятому в психологии пониманию сознания как совместного знания. Во-первых, владение искусственными знаковыми средствами у человека является совместным и другим не может быть. Для этих средств характерно то, что связь обозначаемого и обозначающего (знака) является произведением и достоянием знания всех владеющих этими средствами субъектов, и иначе просто не может использоваться. Кроме того, эти средства у субъекта формируются в совместной с другими субъектами деятельности (в деятельности общения) и по-другому сформироваться не могут. В о-вторых, получаемые с помощью этих средств знания и опыт также являются совместными, существующими в сознании совокупности субъектов. Такое совместное знание создает культурную среду жизни каждого субъекта, но эта среда является достоянием совокупности только тех субъектов, которые к ней приобщены (т. е. имеют вместе с другими общие знания о ней). Другое значение слова сознание в психологии — это способность к осознанию как восприятию в осознанной форме, т.е. во-первых, с пониманием причинно-следственных связей между воспринимаемыми явлениями, а в о-в торых, с разделением мира как существующего независимо от восприятия субъекта, с одной стороны, и самого себя как воспринимающего субъекта, с другой стороны (что включает также отделение знания об объекте от отношения к нему). Таким же образом субъект осознает себя (появление самосознания в его высшей форме — самоосозна- нии). Все это определяет сознание как специфически человеческую* форму психического отражения. Как мы видели, такое отражение! становится возможным на основе использования искусственных! знаковых средств. В этом значении сознание как высшее проявле-! ние сигнальной формы регуляции деятельности является средством] осознания, или обеспечивает способность к осознанию (мира и себя). I Оба эти значения слова «сознание» (совместное знание и спо-1 собность к осознанию) можно охарактеризовать как следствие или] продукты сознания как высшего развития сигнальной формы регуляции деятельности, основанной на использовании искусственных знаковых средств. Кстати, еще И. П. Павлов речь человека определил как «вторую сигнальную систему» по сравнению с «первой сигнальной системой» животных. Как мы видели при анализе форм регуляции деятельности и общения, это соответствует развитию сигнальной формы регуляции деятельности, которая на перцептивной стадии преобразуется в условный сигнал (условно-рефлекторный механизм научения), на интеллектуальной стадии переходит в использование сигнальных средств общения (как естественных, присущих животным выразительных движений, отражающих их эмоциональное состояние и намерение действий). Использование слова «сознание» для названия стадии эволюции психики имеет такой же смысл, как и для названий интеллектуальной, перцептивной и сенсорной стадий. С одной стороны, такие названия отражают характерную особенность стадий (по форме отражения для сенсорной и перцептивной и по форме регуляции деятельности для интеллектуальной и сознательной), а с другой стороны, являются устоявшимися, традиционными названиями в отечественной психологии. Можно согласиться, что название стадий развития психики должно иметь единое основание и, скорее всего, должно выражать специфику психического отражения. Следует отметить, что упорядочивание названий изучаемых явлений и подведение их под единый критерий является показателем зрелости науки и достаточной проработанности ее методологических и теоретических оснований. Поэтому данную проблему (названий стадий развития психики) можно обозначить как перспективную для зоопсихологии и сравнительной психологии. Еще одним вариантом использования термина «сознание» является его применение при описании состояния субъекта в психологии сознания, которая сформировалась в XIX в. как экспериментальное направление в рамках ассоциативной психологии. И. Гербартом и его последователями были введены такие понятия, как «поток сознания», «явления сознания», «фокус сознания», «периферия сознания», «ясное сознание», «бессознательное» и т. п. В данном случае термин «сознание» расширяется до понимания представленности субъекту сво- его психического отражения как психического образа и изучения этой представленности, причем в разной форме (как ощущение, представление, вербальный продукт и т.п.) безотносительно к использованию искусственных знаковых средств. Последние необходимы для изучения этих явлений сознания, так как субъект должен дать вербальный отчет о своих состояниях. Разумеется, многие из описанных в психологии сознания закономерностей и механизмов психического отражения применимы и для изучения психики на разных стадиях филогенеза (с необходимыми «поправками» при интерпретации субъективной представленности у разных животных). Специфика искусственных знаковых средств. Особенности человеческой психики связаны с использованием искусственных знаковых средств. Специ фика этих средств по сравнению со средствами отражения на предыдущих стадиях развития психики — чувственными переживаниями, перцептивными психическими образами и чувственными и образными представлениями — заключается ^ том, что новые средства м ожно св ободно использоват ь в отрыве от £ гимуль_ной ситуятт ии и акта непосредственного пер^ живания~о тражен ия в чувственной форме. Искусственные знаковые средства не присущи субъекту сами по себе, как его свойства, в отличие от остальных средств отражения. Они усваиваются в онтогенезе, для чего необходимо их независимое, до субъекта и помимо него, существование. Однако эти средства существуют не во внешней среде, а в сознании других субъектов и передаются ими развивающемуся субъекту в онтогенезе в процессе общения. Искусственные знаковые средства выполняют несколько функций в организации отражения и деятельности субъекта. 1. Организация содержания отражения. 2. Организация индивидуальной деятельности. 3. Организация совместной деятельности. 4. Овладение опытом. Искусственные знаковые средства и организация отраженияОАъ основе использования искусственных знаковых средств организуется весь опыт субъектаДОднако такая возможность возникает на определенной стадии индивидуального развития, до которой субъективный опыт существует и сохраняется с помощью присущих субъекту от рождения средств отражения (чувственных и образных). Актуализация опыта в непосредственной деятельности осуществляется с помощью процессов памяти.; Все содержания, имеющиеся в памяти человеческого субъекта, очень рано начинают преобразовываться процессом означивания и существовать в форме значений и смыслов. Это касается не только когнитивных, но и эмоциональных содержаний. Следствием этого является невозможность человека помнить (точнее, воспроизводить в памяти произвольно) свой ранний, довербальный опыт. Эта память, несомненно, есть, но выведение ее в актуальное состояние связано с использованием средств сознания. Если речь идет о содержаниях! субъективного опыта, полученных до вступления в свои функции) средств сознания, то актуализация этих содержаний активно ин- ] терпретируется сознанием и представлена субъекту уже в таком,; преобразованном, виде. Относительно близкая к изначальной форме актуализация этих содержаний возможна либо как смутное чув- : ственное переживание, неясное самому субъекту, либо в определенных условиях измененности сознания (гипноз, специальные психологические воздействия, применяемые в качестве психотерапевтических приемов). Еще одна особенность организации отражения с помощью сознания состоит в разделении на основе мышления когнитивных и аффективных содержаний отражения — как разделения знания от отношения в образе мира человека. -В работах Л. С. Выготского, А.А.Леонтьева, А.Н.Леонтьева, Л.Леви-Брюля, В.В.Петухова и других подчеркивается такое разделение знания мира от отношения к миру и выделяется промежуточная форма существования отражения — коллективные представления, как комплекс событийного, чувственного и двигательного содержания отражения в примитивных культурах. У животных в отражении существует аналогичный комплекс, но он может быть только индивидуальным. У человека он становится общим для совокупности субъектов, затем при отчуждении операции и ее результата от субъекта приобретает вид комплекса «знание + отношение». Это стадия анимизма — эмоционального знания. Она характерна и для развития ребенка. Некоторые содержания субъективного опыта, полученного на этой стадии онтогенеза, особенно сопровождающиеся сильными эмоциональными переживаниями, фрагментарно могут актуализироваться и у взрослого человека. На основе овладения искусственными знаковыми средствами происходит разделение знания — как объективной информации об объектах и явлениях, и эмоционального отношения — как моего собственного отношения, не присущего объективной реальности в качестве ее свойства. Отношение — это свойство субъекта, а не свойство мира. Для животных эмоциональная окраска явлений есть свойство самого мира. Именно так — как разделение знания и отношения — понимал Г! В.Ф.Гегель тезис о том, что животное вообще не относится, а относится, т.е. отделяет, рефлексирует для себя свое собственное отношение, только человек. Еще одним следствием участия искусственных знаковых средств в отражении является внедрение их в организацию самосознания. Появление образа себя в качестве физического переживания своих состояний, схемы тела и результативности своих действий есть и у животных. Животные на интеллектуальной стадии развития
J дрения искусственных знаковых средств в олерациональныи уро- '.Способность к распредмечиванию является родовой характе-ристакой'деятельноста^то^ веческой деятелЬности^ее совместная форма) и овладения опытом (усвоение готовых способов деятельности и знаний). Способ деятельности, опредмеченный в орудии, стал первым носителем значения. В антропогенезе происходил процесс расщепления единого комплекса «образ орудия + способ его изготовления + способ его применения» в ситуации непрерывной во времени индивидуальной деятельности с наличием объекта деятельности непосредственно в ситуации, происходящий на основе встраивания в него искусственных знаковых средств и разделения действий между участниками деятельности. [Уровень цели и действия. Искусственные знаковые средства вносят существенные изменения в целедейственное звено структуры деятельности, ^наливание и осознание цели дают возможность осознавать ее связи с конечной целью деятельности, достигать конечную цель разными путями. Это ведет к возможности оперировать во внутреннем плане (в плане представления) самими целями, выбирать те из них, которые лучше соответствуют' условиям деятельности и возможностям субъекта, ставить новые цели и осуществлять все эти перестановки вне непрерывного процесса деятельности и вне реальной ситуации деятельности. \ [Следующей особенностью действия и цели, _связанной с искусственными знаковыми средствами, является освобождение их от субъекта и существование в фо^ме культурных способов удовлет\ в орения пот ребностей и социально-^л! > турлы> у^е21ностёйТ|В~6н'1 генезе свою собственную систему целей в форме ценнбстно-смыЫ ловых ориентации ребенок строит в процессе освоения предлагаемых социально-культурных норм. Сутью этих норм является рег-| ламентация выбора целей и способов их достижения в процес-1 се удовлетворения потребностей в конкретном обществе. Ребенок! не репродуктивно присваивает эти ценности, а активно, творчес-1 ки строит свои собственные ценности «на материале» имеющихся! в культуре. Поэтому индивидуальные системы ценностей не толь-! ко не совпадают полностью с модельными, но и сами участвуют! в развитии последних. , /Процесс построения индивидуальной системы целей и cnoco-j бов их достижения у животных, находящихся на интеллектуаль-1 ТГОй" стадии развития и ведущих групповой образ жизни, jraiOKe I связан не только с сопоставлением своих возможностей jr условий физической среды, но и с учетом возможностей друшк, 5де-1 нов сообщества и ранговых отношений с ними. Конечно, для рассмотрения этих индивидуальных систем целей и средств у животных и человека в качестве частных проявлений одной общей формы необходимо специальное теоретическое построение. Сейчас можно только отметить, что существование у высших животных подобного образования исследуется в рамках социобилогии и психологических аспектов поведения животных в сообществах, зависимости ориентировочно-исследовательской деятельности, агрессивного поведения, тревожности, стиля отношения самки с детенышем, от ранга в иерархической структуре сообщества. Содержание самих целей у животных носит индивидуальный характер, а вот способ их достижения весьма существенно зависит от перечисленных выше факторов. \_Ур_о_вень «£ езультат операции — цель — мотиB»JHa этом уровне также происходят существенные изменения., На основе означивания результата операции сама операция вообще " ока-" " 1 зывается свернутой до указания на ее результат. Однако это предполагает освоенность самой операции и ее существование в каче£ ~ стве свободного способа деятельности в опыте субъекта^ В таком случае процесс обучения и координации совместной деятельносг I ти предельно свернут, обозначен только названиями результатов.^ операций или даже целей. 1При недостаточной сформированности у субъекта самих операций или их компоновки в действия, а также цепочки целей требуется применение специальных способов разворачивания всего процесса, который П. Я. Гальперин анализирует как поэтапное формирование ориентировочной основы действия. \В области «цель — мотив» сдвиги происходят за счет осознания связи мотиваГс" потребностью. |Это было принципиально невоз- можно на предыдущих стадиях развития. Осознание связи мотива с потребностью предполагает выход в отражение предмета потребности и его связи с объектом деятельности. Как видно из предыдущего анализа, весь филогенез психики направлен прямо в противоположную сторону: усложнения соотношений мотива и предмета потребности, заключенного в объекте деятельности, и усложнение деятельности субъекта по отношению к мотиву и объекту деятельности. Разделение предмета потребности и мотива в отражении субъекта связано с возникновением самого психического отражения. Их объединение в отражении становится возможным только с возникновением сознания, что является другим концом процесса отъединения знания от отношения: субъект относится пристрастно к объекту потому, что в нем содержится предмет его потребности, а потребность принадлежит субъекту, а не объекту. Осознание предмета потребности и его связи с мотивом ведет к многочисленным последствиям. Человек становится способным сознательно строить свою деятельность и выбирать объекты деятельности не только на основе имеющихся мотивов, но и на основе познания новых объектов, несущих предмет потребности, и познавательного процесса по абстрагированию их признаков, приобретающих функцию мотива. Следующим этапом становится возможность создания не-обходайьТхЪбъёктов деятельности. Осознание потребностей ведет к произвольному преобразованию не только их обеспеченияДобъек-тов деятельности и объектов целей), \_но_и_ к производству новых потребностей и предметов потребностей. Движениё'в этой области подробно анализируется в работах А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, В. К. Вилюнаса, в отечественной и зарубежной психологии личности. {.Отчуждение содержания целей от субъекта и построение системы социально-культурных ценностей ведет к выделению следующего уровня активности субъекта — поступка. |С. Л. Рубинштейн определяет поступок как соотнесение своего поведенческого акта (это может быть целая деятельность, действие, операция, даже отдельное движение или отказ от действия, принятие решения и т. п.), реализующего свои ценности, с социально-культурными ценностями общества. ^Поступок связан не с мотивом, а с системой.ценностно-смысловых ориентации личности. В этом случае анализ выходит на другой уровень! в систему связей «субъект — общество». \ Искусственные знаковые средства и функция распредмечивания. Освоение опыта и само существование опыта у человека осуществляются посредством искусственных знаковых средств. Но сами эти средства также усваиваются субъектом в онтогенезе. Огромный объем опыта не «проживается» самостоятельно, и даже не перенимается в развернутом виде по подражанию, а усваивается при помощи распредмечивания самих операций, а позднее — зна-1 чений и смыслов. Все они опредмечены, т. е. отчуждены от других, j субъектов и содержатся в знаковой форме в материальных носи-1 телях. Без способности к «выбиранию» этого содержания ребенок может только «разобъекчивать» функциональные свойства объектов, как это происходит на интеллектуальной стадии развития психики. Филогенетической основой функции распредмечивания является возникающий у антропоидов на основе подражания новый способ научения — направленное ожидание показа способа действия. Аналогичный этап развития освоения способов действия наблюдается на первом году жизни ребенка в процессе ситуативно-делового общения со взрослым. Этот способ становится ведущим в двух плоскостях освоения мира: как интеллектуальное освоение мира с помощью демонстрируемых взрослым способов действия с предметами и как освоение самих искусственных знаковых средств. Только взаимное обусловливание этих двух процессов ведет к возникновению самой функции распредмечивания. Все это происходит в процессе общения ребенка со взрослым. Таким образом, общение выходит на новый уровень: становится необходимым для формирования самой видотипичной структуры деятельности. Это качественно отличает онтогенез человека от предыдущих стадий развития.
|