Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По способу научения 12 страница
Интеллектуальная структура деятельности (т. е. такая структура, которая обеспечена интеллектуальной формой регуляции как способностью отражать связи и отношения между объектами, свободно строить и применять операции и использовать представления как цель действия) в онтогенезе формируется в процессе игровой и ориентировочно-исследовательской деятельности. Условиями такого формирования является наличие необходимых объектов и удовлетворение родителями основных витальных потребностей детенышей. Не менее важным является то, что операциональная часть деятельности детенышей по удовлетворению потребностей и даже их мотивационное обеспечение (ключевые стимулы и сами объекты деятельности) в преадультном периоде отличаются от таковых у взрослых животных. Примером служат пищевые объекты и способы питания у млекопитающих, которые в раннем периоде онтогенеза питаются молоком, позднее в игровой деятельности осваивают сначала способы взаимодействия с будущими пищевыми объектами, а затем и сами эти объекты. Сходная ситуация и у птенцовых (незрелорожденных) птиц, которые сначала кормят своих птенцов (причем обычно кормом, отличающимся от «взрослого»), а затем последние самостоятельно осваивают видотипич-ные способы питания. Все необходимые компоненты «взрослого» поведения изначально не связаны в единые комплексы и не включены еще во «взрослую» деятельность по удовлетворению потребности, а строятся и объединяются в игровой и ориентировочно-исследовательской деятельности. Предыдущие комплексы «рассыпаются», далее объединяются в разном сочетании и с вновь построенными компонентами, из чего и образуется способность животных к построению исполнительной части деятельности непосредственно в ситуации, способность к представлениям, выделение действия и свободная операция. Сигнальная форма регуляции деятельности также изменяется, хотя по-прежнему представлена в виде функции. Главным ее отличием является то, что она включается в регуляцию общения. Как уже отмечалось, общение на интеллектуальной стадии также освобождается от строгой генетической фиксации и регуляции инстинктивными механизмами. Средства общения и способы их применения осваиваются прижизненно на основе облигатного научения. Основу средств общения составляют движения и реакции животных, которые являются проявлениями их эмоционального состояния (позы, мимика, движение некоторых частей тела, например ушей, хвоста, вздыбливание шерсти, звуки, издавание запахов и т.п.) или частью «деловых» движений (коммуникативные жесты как «незавершенные движения»). Такой взгляд на средства общения был заложен еще в работе Ч. Дарвина о выражении эмоций у животных и человека, позднее поддерживался и развивался в этологии и зоопсихологии. Изучение жестовых форм общения у животных привело к выдвижению гипотезы о жестовом происхождении языка человека (В. В. Бунак и др.). Формирование средств общения (их использование экспедиентом и их понимание реципиентом) происходит двумя путями. Первый путь— «старый», инстинктивный. В целом он такой же, как на предыдущих стадиях. Коммуникативное средство экспедиента является ключевым стимулом, вызывающим у реципиента эмоциональную реакцию и ответное движение. Иногда (особенно у птиц) наблюдаются довольно сложные формы такого ритуализированного общения. В этом случае животные не воспринимают сигналы друг от друга в их сигнальной функции, т. е. субъективно не соотносят сигнал с тем, о чем он сигнализирует (коммуникативное средство с кодируемым им событием), а просто реагируют на ключевой стимул готовой реакцией. Второй путь формирования средств общения — их прижизненное освоение посредством облигатного (а иногда и факультативного) научения. В случае облигатного научения общение может выглядеть как ритуализированное, особенно если основа его заложена еще до рождения (птенцы слышат голос родителей и сиблингов и к вылуплению уже могут адекватно на них реагировать, млекопитающие внутриутробно «получают» нервные модели ольфакторных коммуникативных средств и т. п.). Экспериментальные исследования (изолированное выращивание детенышей, выращивание детенышей одних видов особями других видов, сравнение популяционных диалектов) показали, что в большинстве случаев средства общения осваиваются на основе облигатного научения. Детеныши научаются понимать проявления родителей и соответственно строить свое поведение, осваивают коммуникативные средства в игре и общении с другими особями. Родители могут использовать средства общения сразу в их коммуникатив- ной функции, а могут последовательно «вводить» их, начиная of конкретного действия через его неполную форму к «конечному варианту коммуникативного средства. Например, поведение под-* чинения у псовых (наклон головы, подставление живота) формируется в онтогенезе при сочетании действий матери во время удер-| живания, наказания и вылизывания детенышей и реакций сам! детенышей. Сначала самка останавливает движение детеныша,! прижимая мордой его тело к земле, затем ограничивается толка-1 нием детеныша мордой, сопровождая это прикосновением зуба-| ми и рычанием (но никогда не кусает!), и наконец остается только! наклон головы матери, пристальный взгляд и оскал зубов с ко-» ротким рыканием. В процессе первых этапов такого «обучения» > детеныш оказывается перевернутым на спину, что стимулирует] самку прикасаться к его животу и вылизывать его. Впоследствии ) она уже не ударяет и не вылизывает детеныша, но тот все равно! припадает к земле и прижимает голову (позднее просто приседа-.; ет и наклоняет голову) в ответ на соответствующее движение: матери, а при его большей интенсивности в панике падает на спину, подставляя живот. Такое научение позволяет животному соотносить коммуникативные средства с тем, о чем они сообщают, и самостоятельно регулировать их использование. Последнее в большей мере касается незавершенных движений, и в меньшей мере — выразительных средств, отражающих эмоциональное состояние. На высшем уровне интеллектуальной стадии эмоционально-выразительные движения также могут частично контролироваться животным. Прогресс включения сигнальной функции в общение ярко проявляется у высших обезьян и некоторых других высших млекопитающих, которые осваивают искусственные языки-посредники (при направленном обучении человеком). Это можно рассматривать как начальную ступень превращения сигнальной функции в ее высшую форму — знаковую. Формирование знаковой функции (искусственных знаковых средств у человека) именно в рамках общения является общепризнанным и подтверждено как изучением антропогенеза, так и развитием речи в онтогенезе человека. Соотношение различных форм регуляции деятельности. Таким образом, регуляция деятельности на интеллектуальной стадии представлена сложным переплетением всех форм регуляции, при этом доля инстинктивных механизмов последовательно уменьшается, а доля научения и интеллекта увеличивается. Запечатле-ние и облигатное научение «внедряются» в инстинктивную форму регуляции, расчленяют ее (как ранее целостную форму регуляции всей деятельности) и как бы разводят ее в начало (переживание потребности, актуализируемое эндогенными факторами) и в конец деятельности (консуматорный акт). Сама испол- нительная часть деятельности представлена отдельными комплексами, часть из которых сформировалась в разных вариантах запечатления (с разной долей участия врожденных компонентов), часть — в облигатном и факультативном научении. Связывание этих комплексов (отдельных паттернов поведения) осуществляется прижизненно в форме облигатного, факультативного научения или посредством интеллектуальной формы регуляции. Сигнальная форма регуляции представлена в виде функции в ориентировочной фазе научения (придание сигнальной функции условному стимулу) и в использовании коммуникативных средств (где она может приближаться к знаковой при специальном обучении человеком). 3.4.5. Потребностно-мотивационная сфера Основными особенностями потребностно-мотивационной сферы на интеллектуальной стадии являются следующие: прижизненное образование мотива (приобретение мотивационного значения ключевым стимулом при запечатлении); построение образов объектов деятельности в онтогенезе (объединение ключевого стимула с его носителем — объектом деятельности); частичная интеграция базовых потребностно-мотивационных сфер на основе свободы операции; появление функциональных потребностей; прижизненное возникновение новых потребностей. 1. Прижизненное образование мотива. В отличие от перцеп 2. Построение образов объектов деятельности в онтогенезе. Для 3 частичная интеграция базовых потребностно-мотивацион- 4 Появление функциональных потребностей. На интеллектуаль и т. п.)Т} Г 5. Прижизненное возникновение новых потребностей. ЦТрижго-ненное формирование мотивов, объектов и предметов деятельности выделеКие действия и эмоциональное подкрепление достижения цели действия (как достижения предвидимого результата, не ведущего е1Пе к Удовлетворению потребности), а также появление функциональных потребностей ведет к тому, что прижизненно могут возникнуть новые потребности, которые не были заложены ге#етически и не имеют врожденной эндогенной осно-вьОМеханизМ0М формирования таких потребностей является объединение удовольствия, которое переживает субъект при выполнении операций и достижении целей действий с объектами и своими действиями, с помощью которых можно это удовольствие получить. Не£ 0Т°Рые из таких потребностей являются видотипич-ными (напри*16? ' выдры скатываются с берега в воду не только во время охоты, но и просто ради удовольствия, но такое поведение служит укатыванию спуска в воду и увеличивает скорость^цви-жений во время охоты), некоторые более индивидуальнымидНа-пример, понгиды смешивают корма для получения определенного вкуса пищи, с удовольствием рисуют, многие домашние животные осваивают разные способы «развлечений», участвуя в деятельности человека, а нередко такое участие становится для них «присвоенной» деятельностью на уровне удовлетворения потребностей, обеспечивающих жизнедеятельность (участие в гонках для лошадей, «работа» служебных собак и т.п.). 3.4.6. Общая характеристика интеллектуальной стадии развития психики ''лИа этой стадии новая функция, появившаяся в рамках расширения и усложнения ориентировочной фазы научения на предыдущей стадии, приобретает самостоятельное развитие]}Появление коры головного мозга и прижизненное формирование функциональных систем мозга обеспечивает новое содержание отражения: отражаются не только объекты, но и отношения между ними, которые включают результаты взаимодействия этих объектов и происходящее от этого изменение ситуации. Форма отражения, помимо субъективного переживания своих состояний и образа вне субъекта имеющейся среды, включает чувственные представления. На основе таких представлений возможна организация деятельности для получения определенных чувственных переживаний (возникновение функциональных потребностей). |На основе отражения связей и отношений объектов в деятельности выделяется действие — этап, направленный на преобразование этих отношений для достижения конечной цели (объекта деятельности). Операция становится свободной внутри деятельности. Деятельность приобретает свою полноценную структуру^ ^Прогрессивное развитие интеллектуальной формы регуляции деятельности расширяет возможности освоения и применения сигнальной функции в коммуникативной сфере. Научение становится ведущей формой приспособления и включается в групповое поведение (научение по подражанию). Возникает новая функция в рамках научения: активное перенимание способов деятельности со стороны «зрителя», на высшей стадии становящаяся самостоятельной формой освоения опыта — направленным ожиданием по, каза способа деятельности^ ^Инстинктивная форма регуляции качественно преобразуется. Генетически обеспеченной оказываются возникновение в сензи-тивные периоды способности к восприятию определенных стимулов (часть нервных моделей строится до рождения, часть — в сен-зитивные периоды после рождения), в некоторых случаях эмоци- ональное отношение к ним, защитные безусловные рефлексы, а также ряд необходимых для раннего постнатального периода реф-лексовДВ большинстве случаев объединение стимула с эмоциональной и двигательной реакцией на него образуется прижизненно в сензитивные периоды при встрече с эволюционно ожидаемой ситуацией (в форме запечатления или облигатного научения). Другими словами, даже сами стимулы становятся мотивами (приобретают мотивационную функцию и соответствующую роль в деятельности) прижизненно. Врожденными остаются потребности, обеспечивающие основные формы жизнедеятельности. Прижизненно возникают новые потребности, в первую очередь функциональные. Свобода операции в структуре деятельности и вынесение ее в субъектно-субъектное взаимодействие (высшие формы научения по подражанию), выделение действия с представляемой целью, отражение функциональных свойств объектов, отражение результатов своих действий и способность к организации деятельности для их воспроизводства (перенос мотивирующей функции на цель), перенесение сигнальной функции в сферу общения обеспечивают возникновение на переходной фазе от интеллектуальной стадии к сознательной новой функции — включение преобразований в объектах в организацию совместной деятельности. Эта стадия промежуточная между современными антропоидами и ископаемыми представителями рода Homo. Она не представлена в современном мире. Однако при определенных условиях такие возможности обнаруживаются у современных антропоидов, что позволяет рассматривать их как современную модель предчеловеческои стадии развития. Щовая функция реализуется на основе использования и изготовления орудий и применения их в совместной деятельности с применением этих орудиЩВ процессе своего прогрессивного развития она приобрела материальное выражение в форме искусственных знаковых средств (речи) и физиологического обеспечения в функциональных структурах мозга, которые развиваются прижизненно в самом процессе освоения и использования этих средств. Весь эволюционный процесс такого развития со всеми промежуточными формами в наше время отсутствует. В наличии только результат: следующая стадия развития психики — сознательная. 3.5. Стадия сознания 3.5.1. Общая характеристика субъектов К стадии сознания в настоящее время относится только один представитель — подвид Homo Sapiens sapiens (современный че- ловек, или неоантроп). Современный человек отличается морфологически от других животных высокоразвитым головным мозгом (средний объем 1350 см3), прямохождением, развитием кисти и пальцев руки, наличием трудовой деятельности, речи, общественных отношений, культуры. Большую проблему составляет разделение стадии сознания на низший и высший уровни. Оставляя этот вопрос в целом открытым, отметим, что речь и сознание в антропогенезе формировались постепенно. Антропологические исследования позволяют утверждать, что у предыдущего подвида (палеоантропа, или человека разумного неандертальского типа) были сознание и звуковая речь, но еще не в такой степени членораздельная, как у современного человека. Конечно, сознание неандертальца отличалось от такового у неоантропа, тем более современного, но он имел представления о душе, хоронил своих сородичей, осуществлял охотничьи ритуалы и уже имел тотемические культы. Его предшественник — человек прямоходящий (архантроп, или Homo Erectus), также использовал звукосочетания для коммуникаций, но, видимо, сознание у него еще было только в стадии становления. Скорее всего, к низшему уровню сознательной стадии следует отнести представителей рода Homo до появления палеоантропа (по крайней мере, архантропа и с некоторыми ограничениями Человека умелого — Homo Habilis), самого палеоантропа — к переходной фазе, а современного человека — квысшему уровню. Переходной формой отпонгид (которых мы отнесли к начальным этапам переходной фазы от предыдущей интеллектуальной стадии к низшему уровню сознательной) в таком случае следует считать первых представителей гоми-нид — род австралопитеков. Это один из возможных вариантов разделения стадии сознания. Ясность в этот вопрос должны внести дальнейшие исследования психики ранних гоминид, что предполагает развитие новой области сравнительной психологии — палеопсихологии. Основные характеристики человеческой стадии развития связаны с искусственными знаковыми средствами. Спецификой искусственных знаковых средств является то, что они существуют вне субъекта и прижизненно осваиваются им в готовом виде. Это требует существенного изменения всего онтогенеза. В онтогенезе появляется процесс передачи средств отражения носителями этих средств — взрослых — ребенку. В процессе освоения искусственных знаковых средств у ребенка строится сам орган для их использования: соответствующие функциональные структуры коры головного мозга — речевые зоны. У ребенка в онтогенезе формируется новый способ получения опыта — усвоение готовых знаний и способов деятельности. Усвоение происходит также в совместной с другими субъектами деятельности. Появляются новые потреб- ности и деятельности, которые становятся основой развития самостоятельных конкретных потребностно-мотивационных сфер — общения и учения. На основе искусственных знаковых средств преобразуется вся структура деятельности и содержание отражения человека. 3.5.2. Содержание и форма отражения Содержанием отражения у человека является отражение объективных закономерностей мира. Это не просто отражение отношений объектов и их «поведения» в ситуации на основе опыта взаимодействия с ними. Это проникновение за внешние отношения объектов, познание тех закономерностей, которые недоступны прямому чувственному опыту. Отражение истинных закономерностей мира дает возможность прогнозировать отдаленные последствия и влиять на них в своих интересах. Это обеспечивает возможность создания условий и производства этих условий, т. е. изменения самих происходящих в мире процессов. Форма психического отражения помимо сохранения предыдущих приобретает и новое качество: мир представлен в форме значений, т. е. самих обобщенных отношений и закономерностей, материализованных в знаковой форме. Материальная форма существования средств отражения (искусственных знаковых средств) дает возможность их внутреннего самостоятельного развития. По сравнению с предыдущей стадией развития отражение имеет следующие особенности. 1. Содержание отражения строится только с помощью исполь 2. Форма отражения — значения и смыслы — появляется толь 3. Субъективный опыт осваивается не только в процессе субъ- 3.5.3. Структура деятельности Структура деятельности у человека характеризуется свободой целедейственного звена. Действие становится свободным от потребности, цель — от мотива. За счет искусственных знаковых средств операция освобождается от самого субъекта (опредмечивается), цели и действия также приобретают некоторую самостоятельность, они становятся достоянием не только самого субъек- та, но и других. Означивание целей позволяет переносить часть деятельности во внутренний план и осуществлять деятельность в мозаичной форме, разорванную во времени и последовательности действий. Кроме того, действие становится полимотивированным (т. е. одно действие может одновременно быть компонентом разных деятельностей и принимать мотивирующую функцию от каждой из них одновременно), а цель — мультифункциональной (т. е. одновременно быть целью разных действий в разных деятель-ностях). Другая отличительная черта человеческой деятельности состоит в том, что она становится совместной (разделенной между совокупностью субъектов). Такая ее форма имеет место практически всегда у человека, так как человек в любой своей деятельности либо пользуется результатами действий других людей, либо использует способы действия, полученные от других людей. Структура деятельности строится в онтогенезе. Этот процесс имеет специфические отличия по сравнению с другими стадиями развития. 1. Так же как и раньше, существует процесс индивидуального 2. Структура деятельности сознательного типа — с осознанной 3. Построение совместной формы деятельности происходит в 3.5.4. Формы регуляции деятельности Развитие и взаимоотношение всех форм регуляции деятельности у человека претерпевает существенные изменения по сравнению с предыдущими стадиями развития психики. __ r.v,.n4n» деятельности представлена отдельными компонентами, которые, по-первьгх, не регулируют самостоятельно отношения субъекта с миром, а во-вторых, формируются в пренатальном и частично в постнатальном онтогенезе при взаимодействии развивающегося организма со средой. 1. Внутренние факторы инстинктивнойрегуляции(Ортаиические 2. Внешние факторы инстинктивной регуляции. Сенсорно-пер 3. Развитие движений. Основой развития движений является ные периоды развития (соответственно развивается их нервная регуляция). То же касается оперционального уровня (сенсомо-торные координации), построение которого в целом заканчивается к семи годам (локомоции формируются быстрее, тонкие манипулятивные движения и речедвигательная активность медленнее). 4. Участие инстинктивной формы в общей регуляции деятельности. Инстинктивная регуляция у человека имеет два варианта участия в общей регуляции деятельности: 1) регуляция отдельных компонентов и «участков» деятельно
|