Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дифференциация внутри содержания отражения
Дифференциация содержания отражения подробно описана А. Н.Леонтьевым, который именно эту составляющую психического отражения использовал в качестве критерия выделения стадий развития психики. На сенсорной стадии содержанием отражения является собственное состояние субъекта, возникающее при воздействии сигнального (не биотического) стимула. Объективно сигналом является свойство среды, субъективно — состояние субъекта. В отражении ни субъективно, ни объективно не разделены свойства объекта деятельности и свойства среды, возникающие от присутствия в ней этого объекта. На высшем уровне сенсорной стадии появляется разделение содержания стимуляции «своего внутреннего состояния» и стимуляции от воздействий, создающих ощущение на поверхности тела. Кроме того, одновременно возможно существование информации от нескольких стимулов (при появлении нервной системы с узлами, регулирующими отдельные части тела субъекта). На сенсорной стадии еще невозможно появление прижизненно нового содержания отражения: все информационные модели стимулов являются врожденными и существуют в форме таксисов. Видимо, на высшем уровне сенсорной стадии появляется возможность прижизненного измен'ения такой информационной модели, но только как изменения параметров стимула (изменение порогов чувствительности). На перцептивной стадии содержанием отражения становится существующая вне субъекта действительность, причем уже не как отдельные качества и свойства среды, а как целостные объекты. В содержании отражения разделяются образ объекта деятельности и то, что не относится к этому объекту. Кроме того, в самом объекте выделяются разные качества, некоторые из которых становятся «главными» (ключевые стимулы), остальные — «дополнительными». Прижизненно становится возможным построение нового содержания отражения (новый набор качеств, связанных с уже известным ключевым стимулом, объединенных в новый объект). На интеллектуальной стадии содержанием отражения становятся обобщенные связи и отношения между объектами. Это позволяет частично интегрировать информацию об объектах: животное отражает не только физические качества объектов, но и их функциональные свойства (как они проявляют себя в процессе взаимодействия с субъектом и друг с другом). Эти функциональные свойства абстрагируются, и знание о них переносится на любые другие объекты, которые в ситуации могут проявить такие же функциональные свойства. Кроме того, как уже было указано, появляется возможность переносить информацию из одной модальности в другую. Появляется также возможность построения нового содержания отражения прижизненно: создания новых информационных моделей объектов, а главное — отношений между ними. Это дает, в свою очередь, возможность иметь представление о желаемой будущей ситуации (пока как изменении воспринимаемой ситуации). Не менее важно, что построение нового содержания отражения (связей и отношений между объектами) становится обязательно прижизненным: появляются период онтогенеза и специальные формы ювенильной деятельности (ориентировочно-исследовательская и игровая), в которых и происходит построение такого содержания отражения. На стадии сознания содержанием отражения становятся закономерности мира (сущностные причинно-следственные связи), не открывающиеся в непосредственном опыте, а получаемые посредством словесно-логического мышления. Кроме того, в содержании отражения появляется сам субъект: не его самоощущение и внешний вид, как на интеллектуальной стадии, а субъект своего отражения и своих переживаний. Это является основой разделения в образе мира субъекта (в его содержательной части) информации о мире и своего отношения к этой информации. Таким образом, субъект в содержании отражения «вновь вернулся к себе», но на другом уровне: от ощущения себя (содержание отражения на сенсорной стадии) к объективному знанию о себе и своих состояниях (на стадии сознания). Это иллюстрирует представление Г. В. Ф. Гегеля о развитии Абсолютного духа в живой природе от «неполной субъективности» (как не представленной субъекту в ощущении) через чувственное переживание себя (в ощущении животных) к мышлению о себе (у человека). Последняя стадия у Гегеля — создание человеческим мышлением идеи Абсолютного духа, что и есть «конец пути» — возвращение духа как идеи к самому себе в форме идеи человека о духе. Можно интерпретировать эти слова Гегеля с позиции развития содержания отражения примерно так: законы природы (развития материи) «создали» живой организм и психику, в результате чего появилось сознание человека, который и познал эти законы природы. Вновь получается, что стадия сознания является последней стадией развития психического отражения. Дифференциация внутри формы отражения Дифференциация формы отражения — это появление новых способов представленности содержания отражения субъекту. Такая дифференциация связана с появлением и развитием органов чувств, в периферических отделах которых локализуется субъективное переживание, а также с расширением и модификацией «чувственной окраски» субъективного переживания (что также связано со строением периферических отделов органов чувств и специализацией нервных центров). На низшем уровне сенсорной стадии еще нет отдельных органов чувств, и, скорее всего, чувствительность является недифференцированной, «разлитой» в теле животного и не разделенной по «чувственной окраске». Об этом свидетельствуют эффекты сум-мации раздражителей у одноклеточных, а также недостаточная специализация некоторых органов чувств у представителей высшего уровня сенсорной стадии (например, тактильно-химические органы чувствительности на параподиях у кольчецов). Но на высшем уровне уже появляются специализированные органы чувств и способность одновременно переживать более одного ощущения. Это предполагает их разную чувственную окраску, иначе невозможно избежать эффектов избирательности и суммации ощущений по интенсивности. На перцептивной стадии появляется дифференциация ощущений (как того, что «принадлежит» субъекту, — его состояний) и перцептивных образов (как того, что субъекту «не принадлежит», а относится к объектной среде). «Принадлежащее» субъекту переживание остается наполненным чувственной окраской, «не принадлежащее» частично эту окраску теряет (по крайней мере в зрительной модальности). Развитие органов чувств и интегрирующей функции нервной системы ведет к тому, что появляется новая интеграция формы отражения: образ внешней среды становится интермодальным, к зрительному образу объекта добавляются ощущения субъекта от контакта с ним (тактильные, ольфактор-ные ощущения от объекта) и его проявлений в среде (вибрационные, звуковые и т.п.). Реально представленность мира вне себя в качестве целостных объектов возможна только в зрительной модальности или при сочетании нескольких модальностей. На интеллектуальной стадии возникают чувственные представления (как в ощущениях, так и в перцептивной форме). В этом случае животное может иметь субъективное переживание того, что в данный момент не действует на органы чувств, а возникает ассоциативным путем. Такие образы-представления могут быть достаточно сложными, но их чувственный компонент связан с работой памяти. Животное не может представить себе ощущение, которого никогда не переживало. Однако возникающее по ассоциации переживание уже может стимулировать субъекта к такому изменению ситуации, при котором данное переживание станет реальным. Прижизненно появляются новые ощущения, которые могут даже стать основой новых потребностей — функциональных (т. е. даже форма представленности потребности не является полностью врожденной). Кроме того, появляется возможность появления ощущений в процессе подражания, когда стимулом является не реальное воздействие на субъекта, а прогнозирование поведения и перенос на себя состояния и поведения другой особи. На стадии сознания продолжается дифференциация и специализация чувствительности, появляются новые возможности для ее интеграции. Отражение теперь представлено субъекту не только в чувственной и конкретной образной, но и в символической (знаковой) форме. Чувственная окраска знаковых образов (представленных в значениях и смыслах) минимальна или практически отсутствует. Однако с помощью означивания можно представить чувственную окраску образа без наличия внешней стимуляции и даже того, что может вызвать это переживание по ассоциации (ассоциация задается как то, что обозначается знаком, т. е. изнутри самого субъекта). Кроме того, можно передать другому субъекту или получить от него информацию об определенной форме психического переживания и создать ее у себя (либо используя ряд ассоциаций, либо организовав специальную деятельность для получения таких ощущений и перцептивных образов). Таким об-] разом, форма психического отражения выносится вовне, может существовать в знаковом (содержательном) виде вне субъекта, за| счет чего может стать предметом деятельности для субъекта и по-1 лучить свое новое развитие (в частности, может появиться пере-| живание, которого не было в собственном опыте, и даже возни-1 кают новые потребности). Дифференциация когнитивной и эмоциональной функций психики Взаимоотношение и дифференциация когнитивной и эмоциональной функций в процессе эволюции психики уже рассматривались (в первой главе). Теперь кратко охарактеризуем общую стратегию этого преобразования. На сенсорной стадии когнитивная функция совпадала с эмоциональной и в целом выполняла роль оценки состояния субъекта как «хорошего» или «плохого». Это выражалось в таксисной реакции: под воздействием стимула субъект испытывал какое-то свое состояние, которое стремился усилить (или сохранить) или уменьшить (избавиться от него). Поскольку животное реагирует в первую очередь на интенсивность стимуляции (каждый таксис имеет два полюса — отрицательный и положительный: темно — светло; сильное тактильное ощущение — слабое; тепло—холодно и т.п.), а также демонстрирует избирательность и суммацию в пользу наиболее интенсивного стимула, то нет оснований предполагать наличие разной чувственной окраски ощущений, зато есть полное основание заключить о наличии положительного и отрицательного состояния субъекта, что и заставляет его производить движения для изменения этого состояния. В психологии эмоций, как было показано выше, считается, что функцией эмоций является оценка стимула (и состояния субъекта) как его отношения к потребности субъекта. Первоначально эта функция и осуществляется как оценка интенсивности воздействия. Этот способ сохраняется, но в дальнейшем оценка становится дифференцированной и «привязанной» к каждой конкретной форме психического отражения. Такая возможность появляется уже на высшем уровне сенсорной стадии: в каждой модальности есть свое значение «отрицательного» и «положительного» уровня стимуляции, и это значение уже может изменяться в зависимости от состояния субъекта (его потребностей, гормонального фона и т. п.). На перцептивной стадии уже есть специализированные органы чувств и способность одновременно испытывать положительные и отрицательные состояния с помощью каждого из них. На основе этого возможен перенос эмоционального значения стимула (эмоциональное переключение). Это значит, что эмоциональная окраска уже не жестко привязана к конкретному состоянию субъек- та. Такая однозначная связь сохраняется только за врожденными ключевыми стимулами (и состояниями субъекта, относящимися к сфере самосохранения). Прижизненно по научению на основе эмоционального переключения и эмоциональной фиксации (совпадение действия стимула с определенным состоянием субъекта) возможно образование нового эмоционального значения стимула. Однако связь когнитивной и эмоциональной функции в отражении в целом еще достаточно близкая: субъективно отражаемый объект не отделен от эмоционального состояния субъекта, возникающего в момент воздействия. Все оценивается как имеющее отношение к потребностям субъекта (положительное или отрицательное). Даже исследовательская активность имеет свою мотивацию — наличие новизны. В целом такое положение сохраняется на интеллектуальной стадии. Появляется большая свобода эмоционального переключения (дальнейшая дифференциация когнитивной и эмоциональной функции). Характерным является возникновение новых функциональных потребностей (появление новой деятельности для достижения новых состояний субъекта, которые приобрели для него самостоятельную эмоциональную ценность). Продолжается развитие ориентировочно-исследовательской деятельности, в которой получение информации (когнитивная функция) приобретает не «промежуточный» смысл в исполнительной части деятельности, а самостоятельную ценность и становится потребностью. Также появляется эмоциональное заражение, основанное на способности к имитации и «принятию на себя» состояния другого субъекта. Это можно расценивать как начало нового уровня интеграции когнитивной и эмоциональной функций: информация о состоянии другой особи становится основанием для субъекта испытывать определенную эмоцию. Появляется и новый уровень дифференциации когнитивной и эмоциональной функций, который служит основанием для их дальнейшей интеграции на стадии сознания: объекты и даже состояние другой особи не жестко связаны с их эмоциональным значением. Отношение к ним субъекта может меняться в зависимости от ситуации. Пища может стать объектом для манипуляции или игры, не теряя своего пищевого значения: обезьяна может слепить из хлебного мякиша шарик, а потом его съесть; высшие обезьяны в неволе могут использовать пищу как средство для рисования, измельчать и смешивать ее не для утоления голода, а для получения определенных вкусовых ощущений и т. п. Тем более это касается взаимодействия с другими особями: их эмоциональное состояние, понимаемое на основе имитации и предыдущего опыта стимулирует у субъекта страх, агрессию, положительное состояние в зависимости от ранговых отношений, конкретной ситуации и т. п. В дальнейшем такое частичное отделение эмоционального от-j ношения от самого отражаемого объекта и то, что эта связь тепер* определяется не только объектом, но и ситуацией, в которую вклю-1 чен и сам субъект, станет одним из оснований разделения знания! о мире и отношения к нему (полная дифференциация когнитив-| ной и эмоциональной функций). На стадии сознания полностью разделяется информация об! объекте (когнитивная функция) и отношение к нему. Это происхо-! дит на основе осознания своих потребностей и того, что эту потребность удовлетворяет (не сам объект, а то, что в нем является предметом потребности). Разделение знания и отношения проис-; ходит также и в самоотражении (когнитивная и оценочная части ^-концепции), что, видимо, было невозможно ранее. Новый уровень интеграции когнитивной и эмоциональной функции психики j выражается в том, что появляется эмоциональная окраска озна-j ченных содержаний психического отражения, которые становятся | смыслами (осознание связи этих содержаний с целями и потребностями субъекта). В этом случае придание эмоционального значения таким содержаниям (появления их смысла для субъекта) возникает прижизненно и, возможно, даже посредством специально организованной целенаправленной деятельности (воспитания или самовоспитания). В то же время остается довольно прочная фиксация эмоционального значения определенных содержаний психического отражения, которая строится прижизненно в сензитивные периоды по механизму запечатления (частично пренатально, частично в раннем постнатальном периоде) и облигатного научения. Однако во многих случаях такая фиксация может быть подвержена последующему изменению на основе осознания и организации специального опыта субъекта, ведущего к изменению эмоционального значения данного содержания (что, в частности, является приемом психотерапии: изменение отношения к своему опыту). 3.6.2. Изменение особенностей субъекта психики У субъекта психики в процессе эволюционного развития усложняются морфологические структуры, обеспечивающие психическое отражение (органы чувств и нервная система), а также структуры деятельности, формы регуляции деятельности и строение потребностно-мотивационной сферы. Механизмом преобразования всех этих особенностей субъекта также является процесс дифференциации и последующей интеграции.
|