Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциация внутри содержания отражения






Дифференциация содержания отражения подробно описана А. Н.Леонтьевым, который именно эту составляющую психичес­кого отражения использовал в качестве критерия выделения ста­дий развития психики. На сенсорной стадии содержанием отра­жения является собственное состояние субъекта, возникающее при воздействии сигнального (не биотического) стимула. Объек­тивно сигналом является свойство среды, субъективно — состо­яние субъекта. В отражении ни субъективно, ни объективно не разделены свойства объекта деятельности и свойства среды, воз­никающие от присутствия в ней этого объекта. На высшем уров­не сенсорной стадии появляется разделение содержания стиму­ляции «своего внутреннего состояния» и стимуляции от воздей­ствий, создающих ощущение на поверхности тела. Кроме того,


одновременно возможно существование информации от несколь­ких стимулов (при появлении нервной системы с узлами, регу­лирующими отдельные части тела субъекта). На сенсорной ста­дии еще невозможно появление прижизненно нового содержа­ния отражения: все информационные модели стимулов являют­ся врожденными и существуют в форме таксисов. Видимо, на высшем уровне сенсорной стадии появляется возможность при­жизненного измен'ения такой информационной модели, но толь­ко как изменения параметров стимула (изменение порогов чув­ствительности).

На перцептивной стадии содержанием отражения становится существующая вне субъекта действительность, причем уже не как отдельные качества и свойства среды, а как целостные объек­ты. В содержании отражения разделяются образ объекта деятель­ности и то, что не относится к этому объекту. Кроме того, в самом объекте выделяются разные качества, некоторые из кото­рых становятся «главными» (ключевые стимулы), остальные — «дополнительными». Прижизненно становится возможным по­строение нового содержания отражения (новый набор качеств, связанных с уже известным ключевым стимулом, объединенных в новый объект).

На интеллектуальной стадии содержанием отражения стано­вятся обобщенные связи и отношения между объектами. Это по­зволяет частично интегрировать информацию об объектах: жи­вотное отражает не только физические качества объектов, но и их функциональные свойства (как они проявляют себя в процессе взаимодействия с субъектом и друг с другом). Эти функциональ­ные свойства абстрагируются, и знание о них переносится на лю­бые другие объекты, которые в ситуации могут проявить такие же функциональные свойства. Кроме того, как уже было указано, появляется возможность переносить информацию из одной мо­дальности в другую. Появляется также возможность построения нового содержания отражения прижизненно: создания новых ин­формационных моделей объектов, а главное — отношений между ними. Это дает, в свою очередь, возможность иметь представле­ние о желаемой будущей ситуации (пока как изменении воспри­нимаемой ситуации). Не менее важно, что построение нового со­держания отражения (связей и отношений между объектами) становится обязательно прижизненным: появляются пе­риод онтогенеза и специальные формы ювенильной деятельности (ориентировочно-исследовательская и игровая), в которых и про­исходит построение такого содержания отражения.

На стадии сознания содержанием отражения становятся за­кономерности мира (сущностные причинно-следственные свя­зи), не открывающиеся в непосредственном опыте, а получае­мые посредством словесно-логического мышления. Кроме того,


в содержании отражения появляется сам субъект: не его само­ощущение и внешний вид, как на интеллектуальной стадии, а субъект своего отражения и своих переживаний. Это является основой разделения в образе мира субъекта (в его содержатель­ной части) информации о мире и своего отношения к этой ин­формации. Таким образом, субъект в содержании отражения «вновь вернулся к себе», но на другом уровне: от ощущения себя (содержание отражения на сенсорной стадии) к объектив­ному знанию о себе и своих состояниях (на стадии сознания). Это иллюстрирует представление Г. В. Ф. Гегеля о развитии Аб­солютного духа в живой природе от «неполной субъективнос­ти» (как не представленной субъекту в ощущении) через чув­ственное переживание себя (в ощущении животных) к мышле­нию о себе (у человека). Последняя стадия у Гегеля — создание человеческим мышлением идеи Абсолютного духа, что и есть «конец пути» — возвращение духа как идеи к самому себе в фор­ме идеи человека о духе. Можно интерпретировать эти слова Ге­геля с позиции развития содержания отражения примерно так: законы природы (развития материи) «создали» живой организм и психику, в результате чего появилось сознание человека, ко­торый и познал эти законы природы. Вновь получается, что ста­дия сознания является последней стадией развития психическо­го отражения.

Дифференциация внутри формы отражения

Дифференциация формы отражения — это появление новых способов представленности содержания отражения субъекту. Та­кая дифференциация связана с появлением и развитием органов чувств, в периферических отделах которых локализуется субъек­тивное переживание, а также с расширением и модификацией «чувственной окраски» субъективного переживания (что также связано со строением периферических отделов органов чувств и специализацией нервных центров).

На низшем уровне сенсорной стадии еще нет отдельных орга­нов чувств, и, скорее всего, чувствительность является недиффе­ренцированной, «разлитой» в теле животного и не разделенной по «чувственной окраске». Об этом свидетельствуют эффекты сум-мации раздражителей у одноклеточных, а также недостаточная специализация некоторых органов чувств у представителей выс­шего уровня сенсорной стадии (например, тактильно-химичес­кие органы чувствительности на параподиях у кольчецов). Но на высшем уровне уже появляются специализированные органы чувств и способность одновременно переживать более одного ощущения. Это предполагает их разную чувственную окраску, иначе невоз­можно избежать эффектов избирательности и суммации ощуще­ний по интенсивности.


На перцептивной стадии появляется дифференциация ощуще­ний (как того, что «принадлежит» субъекту, — его состояний) и перцептивных образов (как того, что субъекту «не принадлежит», а относится к объектной среде). «Принадлежащее» субъекту пере­живание остается наполненным чувственной окраской, «не при­надлежащее» частично эту окраску теряет (по крайней мере в зри­тельной модальности). Развитие органов чувств и интегрирующей функции нервной системы ведет к тому, что появляется новая интеграция формы отражения: образ внешней среды становится интермодальным, к зрительному образу объекта добавляются ощущения субъекта от контакта с ним (тактильные, ольфактор-ные ощущения от объекта) и его проявлений в среде (вибрацион­ные, звуковые и т.п.). Реально представленность мира вне себя в качестве целостных объектов возможна только в зрительной мо­дальности или при сочетании нескольких модальностей.

На интеллектуальной стадии возникают чувственные представ­ления (как в ощущениях, так и в перцептивной форме). В этом случае животное может иметь субъективное переживание того, что в данный момент не действует на органы чувств, а возникает ассоциативным путем. Такие образы-представления могут быть достаточно сложными, но их чувственный компонент связан с работой памяти. Животное не может представить себе ощущение, которого никогда не переживало. Однако возникающее по ассо­циации переживание уже может стимулировать субъекта к такому изменению ситуации, при котором данное переживание станет реальным. Прижизненно появляются новые ощущения, которые могут даже стать основой новых потребностей — функциональ­ных (т. е. даже форма представленности потребности не является полностью врожденной). Кроме того, появляется возможность по­явления ощущений в процессе подражания, когда стимулом яв­ляется не реальное воздействие на субъекта, а прогнозирование поведения и перенос на себя состояния и поведения другой особи.

На стадии сознания продолжается дифференциация и специа­лизация чувствительности, появляются новые возможности для ее интеграции. Отражение теперь представлено субъекту не только в чувственной и конкретной образной, но и в символической (зна­ковой) форме. Чувственная окраска знаковых образов (представ­ленных в значениях и смыслах) минимальна или практически отсутствует. Однако с помощью означивания можно представить чувственную окраску образа без наличия внешней стимуляции и даже того, что может вызвать это переживание по ассоциации (ассоциация задается как то, что обозначается знаком, т. е. изнут­ри самого субъекта). Кроме того, можно передать другому субъек­ту или получить от него информацию об определенной форме психического переживания и создать ее у себя (либо используя ряд ассоциаций, либо организовав специальную деятельность для


получения таких ощущений и перцептивных образов). Таким об-] разом, форма психического отражения выносится вовне, может существовать в знаковом (содержательном) виде вне субъекта, за| счет чего может стать предметом деятельности для субъекта и по-1 лучить свое новое развитие (в частности, может появиться пере-| живание, которого не было в собственном опыте, и даже возни-1 кают новые потребности).

Дифференциация когнитивной и эмоциональной функций

психики

Взаимоотношение и дифференциация когнитивной и эмоцио­нальной функций в процессе эволюции психики уже рассматри­вались (в первой главе). Теперь кратко охарактеризуем общую стра­тегию этого преобразования.

На сенсорной стадии когнитивная функция совпадала с эмо­циональной и в целом выполняла роль оценки состояния субъек­та как «хорошего» или «плохого». Это выражалось в таксисной реакции: под воздействием стимула субъект испытывал какое-то свое состояние, которое стремился усилить (или сохранить) или уменьшить (избавиться от него). Поскольку животное реагирует в первую очередь на интенсивность стимуляции (каждый таксис имеет два полюса — отрицательный и положительный: темно — светло; сильное тактильное ощущение — слабое; тепло—холодно и т.п.), а также демонстрирует избирательность и суммацию в пользу наиболее интенсивного стимула, то нет оснований пред­полагать наличие разной чувственной окраски ощущений, зато есть полное основание заключить о наличии положительного и отрицательного состояния субъекта, что и заставляет его произ­водить движения для изменения этого состояния.

В психологии эмоций, как было показано выше, считается, что функцией эмоций является оценка стимула (и состояния субъек­та) как его отношения к потребности субъекта. Первоначально эта функция и осуществляется как оценка интенсивности воздействия. Этот способ сохраняется, но в дальнейшем оценка становится диф­ференцированной и «привязанной» к каждой конкретной форме психического отражения. Такая возможность появляется уже на высшем уровне сенсорной стадии: в каждой модальности есть свое значение «отрицательного» и «положительного» уровня стимуля­ции, и это значение уже может изменяться в зависимости от состо­яния субъекта (его потребностей, гормонального фона и т. п.).

На перцептивной стадии уже есть специализированные органы чувств и способность одновременно испытывать положительные и отрицательные состояния с помощью каждого из них. На осно­ве этого возможен перенос эмоционального значения стимула (эмоциональное переключение). Это значит, что эмоциональная окраска уже не жестко привязана к конкретному состоянию субъек-


та. Такая однозначная связь сохраняется только за врожденными ключевыми стимулами (и состояниями субъекта, относящимися к сфере самосохранения). Прижизненно по научению на основе эмоционального переключения и эмоциональной фиксации (со­впадение действия стимула с определенным состоянием субъек­та) возможно образование нового эмоционального значения сти­мула. Однако связь когнитивной и эмоциональной функции в от­ражении в целом еще достаточно близкая: субъективно отражае­мый объект не отделен от эмоционального состояния субъекта, возникающего в момент воздействия. Все оценивается как имею­щее отношение к потребностям субъекта (положительное или от­рицательное). Даже исследовательская активность имеет свою мо­тивацию — наличие новизны.

В целом такое положение сохраняется на интеллектуальной ста­дии. Появляется большая свобода эмоционального переключения (дальнейшая дифференциация когнитивной и эмоциональной функции). Характерным является возникновение новых функцио­нальных потребностей (появление новой деятельности для дости­жения новых состояний субъекта, которые приобрели для него самостоятельную эмоциональную ценность). Продолжается раз­витие ориентировочно-исследовательской деятельности, в кото­рой получение информации (когнитивная функция) приобретает не «промежуточный» смысл в исполнительной части деятельнос­ти, а самостоятельную ценность и становится потребностью. Так­же появляется эмоциональное заражение, основанное на способ­ности к имитации и «принятию на себя» состояния другого субъекта. Это можно расценивать как начало нового уровня интеграции когнитивной и эмоциональной функций: информация о состоя­нии другой особи становится основанием для субъекта испыты­вать определенную эмоцию.

Появляется и новый уровень дифференциации когнитивной и эмоциональной функций, который служит основанием для их дальнейшей интеграции на стадии сознания: объекты и даже со­стояние другой особи не жестко связаны с их эмоциональным значением. Отношение к ним субъекта может меняться в зависи­мости от ситуации. Пища может стать объектом для манипуляции или игры, не теряя своего пищевого значения: обезьяна может слепить из хлебного мякиша шарик, а потом его съесть; высшие обезьяны в неволе могут использовать пищу как средство для ри­сования, измельчать и смешивать ее не для утоления голода, а для получения определенных вкусовых ощущений и т. п. Тем более это касается взаимодействия с другими особями: их эмоциональное состояние, понимаемое на основе имитации и предыдущего опы­та стимулирует у субъекта страх, агрессию, положительное состо­яние в зависимости от ранговых отношений, конкретной ситуа­ции и т. п.


В дальнейшем такое частичное отделение эмоционального от-j ношения от самого отражаемого объекта и то, что эта связь тепер* определяется не только объектом, но и ситуацией, в которую вклю-1 чен и сам субъект, станет одним из оснований разделения знания! о мире и отношения к нему (полная дифференциация когнитив-| ной и эмоциональной функций).

На стадии сознания полностью разделяется информация об! объекте (когнитивная функция) и отношение к нему. Это происхо-! дит на основе осознания своих потребностей и того, что эту по­требность удовлетворяет (не сам объект, а то, что в нем является предметом потребности). Разделение знания и отношения проис-; ходит также и в самоотражении (когнитивная и оценочная части ^-концепции), что, видимо, было невозможно ранее. Новый уро­вень интеграции когнитивной и эмоциональной функции психики j выражается в том, что появляется эмоциональная окраска озна-j ченных содержаний психического отражения, которые становятся | смыслами (осознание связи этих содержаний с целями и потреб­ностями субъекта). В этом случае придание эмоционального значе­ния таким содержаниям (появления их смысла для субъекта) воз­никает прижизненно и, возможно, даже посредством специально организованной целенаправленной деятельности (воспитания или самовоспитания). В то же время остается довольно прочная фикса­ция эмоционального значения определенных содержаний психи­ческого отражения, которая строится прижизненно в сензитивные периоды по механизму запечатления (частично пренатально, час­тично в раннем постнатальном периоде) и облигатного научения. Однако во многих случаях такая фиксация может быть подвержена последующему изменению на основе осознания и организации спе­циального опыта субъекта, ведущего к изменению эмоционально­го значения данного содержания (что, в частности, является при­емом психотерапии: изменение отношения к своему опыту).

3.6.2. Изменение особенностей субъекта психики

У субъекта психики в процессе эволюционного развития ус­ложняются морфологические структуры, обеспечивающие пси­хическое отражение (органы чувств и нервная система), а также структуры деятельности, формы регуляции деятельности и строе­ние потребностно-мотивационной сферы. Механизмом преобра­зования всех этих особенностей субъекта также является процесс дифференциации и последующей интеграции.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал