Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выкатывание приманки палкой из лабиринта
В эксперименте участвовало 5 орангутанов. Процедура опыта. Приманка закладывалась внутрь лабиринта, в клетке рядом с животным находилась палка. Надо было вытолкнуть приманку от себя в проход в задней стенке лабиринта, провести по боковым проходам, подкатить к решетке, откуда уже можно было взять рукой. После того как орангутаны овладе- ' вали навыком, в передней стенке лабиринта открывался проход, j позволяющий подкатить приманку палкой к себе, не проводя ее вокруг. Проход в передней стенке открывался, когда животные; этого не видели. Экспериментальная установка представляла собой экспериментальный стол с огороженными краями, посередине которого располагался квадратный огороженный участок с отверстием в задней стенке (рис. 8). В решении данной задачи можно выделить следующие этапы. 1. Все животные сразу начинали двигать приманку палкой в 2. Животные предпринимали активные попытки перетащить 3. В результате разнонаправленных движений палкой приманка 1 Опыты Э. Г. Вацуро с шимпанзе, позднее повторенные с шимпанзе Л. А. Фир-совым и с орангутанами Г.Г.Филипповой. Ниже приводятся данные экспериментов с орангутанами Г.Г.Филипповой.
12- Рис. 8. Экспериментальная установка — лабиринт: 1 — 7 — расположение приманки; 8 — отверстие в задней стенке лабиринта; 9, 10 — боковые проходы; 11 — отверстие в передней стенке лабиринта; 12 — решетка клетки с животным чего была получена приманка. Один самец проделал это в первом предъявлении: он сразу, практически без попыток двигать приманку в разных направлениях, вкатил ее в проход в задней стенке. 4. У некоторых животных возникали затруднения при проведе 5. Происходила отработка техники исполнения. Попытки пере 6. Достижение отработанности операции выкатывания приманки; из любого положения: одним движением в центр или к проходу,; одним движением в проход, одним движением вбок и одним движением к себе. Направление движения приманки в боковых проходах — налево или направо — зависит от того, в какой руке палка. Решение может занимать 20 — 30 с. Достигалось животными в двадцать четвертом—тридцатом предъявлении. В одном из опытов была предложена баранка. Один из самцов сразу поддел ее на палку и на весу направил к себе. После словесного запрета экспериментатора он положил баранку обратно, не вынимая из нее палки, провел по нужной траектории. В дальнейшем с баранкой он так и делал, причем уже вблизи решетки приподнимал палку с баранкой и забирал ее. После успешного освоения решения животным предлагалось 2 раза достать приманку обычным путем, затем животное отвлекали и открывали проход в передней стенке лабиринта. При этом наблюдалось следующее поведение: трое животных сразу завели палку за приманку и пододвинули ее одним движением к себе. Пятилетний детеныш старался овладеть приманкой как можно быстрее, поглядывая на экспериментатора с выражением ожидания и напряжения. Двое других животных (самка и самец) продемонстрировали старое решение. Причем самец при выполнении решения сначала провел палку через ближний проход, а затем сделал обычное обводное движение. С этими животными был проведен дополнительный опыт: установка с открытым проходом в ближней стенке демонстрировалась им без приманки в течение 5 мин, затем было предложено достать приманку. Самка сразу решила задачу правильно. Самец сначала стал откатывать приманку по направлению к проходу в задней стенке, после чего, увидев, что приманка прокатилась мимо прохода в передней стенке, сразу изменил движения и подкатил ее к себе. С тремя животными эксперимент был повторен через 6 месяцев. Все животные сразу, без каких-либо лишних попыток, решили задачу правильно, независимо от того, был открыт проход в передней стенке или нет. У детеныша четырех лет результаты были другие. В основном он двигал приманку ненаправленно, при этом очень возбуждался, иногда отказывался от работы. Были попытки перевернуть стол, трясти его, наклонить. Детеныш стучал палкой по столу, бил палкой экспериментатора, бросал палку в приманку. В случае если во время бросков палкой приманка сдвигалась, сразу брал палку и начинал двигать приманку в разные стороны. Через некоторое время (с пятнадцатого предъявления) появились более направленные движения палкой, различные способы движения приманки — подкатывание, подталкивание, прижимание к столу. Затем появилось прослеживание траектории движения при- манки с остановкой движения руки и тащить приманку через боковой бортик, иримяв^^^^^^ш ни разу не достал. Выталкивание приманки палкой из трубки В эксперименте было занято 4 взрослых животных i Эксперимент включал 3 серии опытов. На рис. 9 показЙ орангутаны подготавливали и использовали орудия для вьг вания приманки из трубки. 1-я серия. Животным предлагалась металлическая трубка, внутри которой находилась приманка. Вместе с трубкой животному давалась деревянная рейка, длиной и шириной превышающая трубку. В решении данной задачи наблюдались следующие этапы. 1. До получения палки обе самки рассматривали трубку, загля 2. После получения палки обе самки сразу, без каких-либо ори 3. После первого приставления палки к трубке обе самки сразу 4. Отгрызаемые щепы были недостаточно длинные, самки пы 5. В результате нескольких попыток отгрызть щепы сама палка 6. Щепа сразу отгрызалась достаточной длины (одна самка — в 7. Появление различных способов выталкивания — подставле Был проведен дополнительный опыт с пластмассовой трубкой (из мягкого пластика), полупрозрачной. Этой трубкой самки не пытались стучать об пол, они сразу стали ее мять и гнуть в месте расположения приманки. В результате одна самка вытащила приманку, последовательно сгибая трубку перед приманкой и продвигая ее таким образом, а другая размяла приманку внутри трубки (пряник) и высосала ее, а остатки высыпала на ладонь. 2-я серия. Сначала животных обучали указательному жесту, затем предлагалась следующая задача. Животным предлагалась труб- Рис. 9. Использование орудия орангутаном для выталкивания приманки из трубки: а) примеривание орудия к отверстию трубки; б) расщепление широкой деревянной планки зубами; в) расщепление деревянной планки зубами после неудачи с короткой щепкой (короткая щепка торчит из отверстия трубки, зажатой в ноге орангутана); г) и д) разные способы выталкивания приманки из трубки
Рис. 9. Экспериментальная установка с трубкой, в которую помещена] приманка: 1 — трубка диаметром 5 см, длиной 20 см; 2 — раструб с высотой стенок 5 см; 3 ■ тонкая короткая палка; 4 — толстая длинная палка; 5 — траектория движени приманки; 6 — решетка клетки с животным ка, укрепленная на экспериментальном столе перед решеткой. Of трубки отходил прямоугольный раструб, вытолкнутую из труб* Приманку надо было обвести вокруг раструба (рис. 9). Рядом с труб! кой выкладывалось две палки: толстая длинная, которая не про! дезала в трубку, но была достаточной длины, чтобы подкатит^ Приманку из раструба к себе; тонкая короткая, которую можнс было вставить в трубку, но нельзя было подкатить приманку. Пал-j jch располагались в случайном порядке от трубки. Процедура опыта. Животное должно было указать экспе-j риментатору на нужное орудие (тонкую короткую палку), полу-; 1гив его, вытолкнуть приманку из трубки, указать на толстую длинную палку, обвести ею приманку вокруг раструба и подкатить себе. Указательный жест был хорошо освоен и постоянно исполь-J Зовался животными. Поведение животных в процессе решения задачи характеризо-J ^алось следующим. Все животные не делали попыток действовать с установкой,! руками (без употребления палки). Все сразу показали на палку, причем все на тонкую длинную, брали ее из рук экспериментато-1 рЗ и начинали ею действовать. В процессе усиленных попыток вста- j Б{Ш> эту палку в трубку трубка слегка шевелилась. Почувствовав ее | непрочное сочленение со столом, все животные активно начина-Л}1 сковыривать трубку со стола различными способами при по-: ^(ОЩИ палки. При запрещении со стороны экспериментатора появились различные способы дальнейшего решения. Первый са- ^ец взял тонкую ветку, лежащую у него в клетке (причем взял ■ сразу, без поисков и оглядываний), вытолкнул ею приманку из трубки, глядя поверх установки, когда приманка выкатится из трубки; держа ветку в руке, другой рукой, не пытаясь веткой дОстать приманку, указал на толстую длинную палку и успешно дОстал ею приманку. Второй самец после многократных попыток использовать толстую длинную палку, показывал на тонкую ко- роткую палку и пытался действовать ею. Однако у него возникли трудности с точностью вставления палки в нужную ячейку решетки — он вставлял ее под углом, после чего отказывался работать. Первая самка указала на тонкую короткую палку, но испытывала те же затруднения, что и второй самец, и тоже отказалась доставать приманку. Вторая самка обнаружила такое же поведение, но она вновь указала на толстую длинную палку и с ее помощью ломала установку. 3-я серия. Животных обучали выталкивать приманку из трубки тонкой палкой, вставляя ее в нужную ячейку решетки. Трубка предъявлялась животным из рук экспериментатора, палка находилась в руках животного. Трубка предъявлялась в разных положениях по отношению к решетке и в конце — на экспериментальном столе. На овладение навыком животным понадобилось от четырех до шести опытов по пять предъявлений в каждом. В процессе обучения животные стали заранее располагать палку параллельно трубке и так вводить ее через решетку в трубку. После успешного освоения навыка выталкивания приманки из трубки через решетку животным вновь предлагалась ситуация второй серии. Все животные сразу показывали на толстую длинную палку, пытались воткнуть ее в трубку. После одной-двух не особенно интенсивных попыток наблюдалось следующее: первый самец отдал толстую длинную палку экспериментатору, указал на тонкую короткую палку, успешно вытолкнул ею приманку, оставил эту палку в трубке, указал на толстую длинную палку, успешно достал приманку. Второй самец обнаружил такое же поведение, как у первого самца, только толстую длинную палку оставил у себя и затем использовал правильно. Первая самка сразу показала на тонкую короткую палку, вытолкнула приманку, оставляя эту палку в трубке, указала на толстую длинную палку — достала приманку. Вторая самка показала на толстую длинную палку, приставила к трубке, отделила от нее щепу, причем неровную — один конец тоньше, другой толще, посмотрела на концы, поворачивая щепу перед глазами, вытолкнула приманку более тонким концом, этой же щепой (она достаточно длинная) вывела приманку из раструба, но дальше щепы не хватило. Она положила щепу, взяла оставшийся кусок толстой длинной палки (достаточно длинный) и подкатила приманку. Во всех опытах животные ни разу не пытались вывести приманку из раструба тонкой короткой палкой, а также не испытывали затруднений в указании на нужную палку в процессе решения. Упорное употребление толстой длинной палки свидетельствует о том, что животные сразу предвидят траекторию движения при- манки и невозможность достать ее из раструба тонкой коротко^ Обучение детенышей орангутанов подтягиванию приманки } Эксперименты проводились с тремя детенышами в возрасте двух с половиной, трех и четырех лет. Процедура опыта. Перед решеткой клетки ставится экспе| риментальный стол, на который выкладывается приманка вне делов досягаемости рукой. Здесь же на столе в пределах досягаемо-| сти лежит палка. Овладение детенышем способа пододвигания приманки кой включает следующие этапы. 1. Тянется рукой, не пытаясь взять палку. 2. Трясет стол, стучит по нему рукой. 3. Берет палку, играет, кладет рядом с собой. 4. Бросает палку в приманку. 5. Кладет палку по направлению к приманке (то же, что и п. 4),; 6. Заметив сдвиг приманки при накладывании палки, берет палку 7. Сдвигает приманку в разных направлениях резкими взмаха-1 8. Маховыми движениями перемещает палку сверху вбок, к себе.' 9. Медленно заводит палку за приманку и пододвигает к себе. 10. Появляются различные способы подтягивания в зависимое-! Детеныш в возрасте трех лет способен достать приманку пал- ] кой в первом же опыте, и, в общем, за один опыт проходит те же! этапы, что детеныш двух с половиной лет за 3 опыта. В возрасте • четырех лет действие подтягивания приманок палкой практичес-f ки сформировано, нет попыток тянуться рукой, расстояние оце-' нивается сразу (у детеныша была одна попытка вытянуть руку, но не до конца, и сразу была взята палка).
|