Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Естественный эксперимент
Естественный эксперимент отличается от лабораторного тем, что животное находится в знакомой обстановке и осуществляет свою естественную деятельность по удовлетворению актуальных потребностей. Со стороны экспериментатора в ситуацию вносятся контролируемые изменения, осуществляется направленное воз- действие на поведение животного, производится фиксация всех поведенческих реакций и т. п. Достоинством такого эксперимента является то, что исследуется целостное поведение животного (а не его отдельные компоненты, как в лабораторном эксперименте), соответствующее естественным потребностям и видотипич-ным особенностям испытуемого. Можно выделить три основных типа естественного эксперимента, в каждом из которых существует множество модификаций. 1. Методика открытого поля. Эта методика была предложена еще 2. Использование модификаций лабораторных методик в есте вычных компонентов окружающей среды. Такой методический при-; ем в качестве основной стратегии исследования использовал Л.А.Фирсов при изучении поведения шимпанзе в условиях, приближенных к естественным. Группу шимпанзе вывозили на острова озер Псковской области, где они весь теплый период года содержались свободно. На острове организовывались различные ситуации, в которых использовались как природные объекты, так и специально сконструированные установки. В этих исследованиях Л.А.Фирсов воспроизвел многие классические методики, их модификации, а также предложил ряд оригинальных экспериментальных ситуаций. Такой тип естественного эксперимента позволяет с большой достоверностью прогнозировать реальную мотивацию животных и получать достоверные научные данные. 3. Моделирование естественной деятельности в условиях неволи. Этот тип естественного эксперимента был предложен в 70-е гг. XX в. для оптимизации психического состояния высших животных, содержащихся в неволе, и описан в исследованиях Н. Маркович и других американских ученых. Он получил название «Behavioral Engineering» (поведенческая инженерия, или конструирование поведения животных). В условиях клеточного или вольерного содержания (в первую очередь в зоопарках) конструируются различные приспособления, с которыми животные должны взаимодействовать для добывания пищи, доступа к объектам манипулирования и т.п. Животное может само выбирать режим деятельности, время и интенсивность ее осуществления. Например, пищевой рацион медведя делится на небольшие порции, каждую из которых медведь добывает, преодолевая ряд препятствий (модификация методик обходного пути) и производя манипуляции с различными устройствами (модификация методик проблемной клетки). Животное может само выбирать время дня, регулировать количество корма и даже выбирать сложность и длительность маршрута (цепочки последовательных действий), который может быть разным. Таким образом моделируется естественный ритм активности и способов удовлетворения потребностей животного, оно реализует весь необходимый потенциал физической энергии, получает необходимый для себя уровень эмоционального насыщения (так как каждое действие в цепочке является решением локомоторной или манипулятивной задачи, а сам процесс решения и достигнутый результат сопровождаются эмоциональным реагированием). Удовлетворение потребности насыщается необходимыми промежуточными этапами, что принципиально отлично от неконтролируемого со стороны самого животного процесса пищевого поведения в условиях неволи, из которого исключена не только естественная ориентация на динамику своих потребностных состояний, но и вся действенная часть: поиск необходимых стимулов, преодоление препятствий, добывание пищи и т. п. Эти исследования показали, что животные варьируют способы поведения, выбирают разные по сложности и последовательности маршруты и вовсе не стоят в позиции «сделать как можно быстрее и с наименьшей затратой сил». Соответственно приходится иначе расценивать и результаты лабораторных экспериментов, в которых как раз и предполагается такая установка подопытного животного. Подобный подход используется также для оптимизации психического состояния высших приматов, для чего используются не только и не столько модели пищедобывательной деятельности, сколько моделирование конкурентного взаимодействия и манипулятивно-исследовательской активности. В помещении обезьян устанавливаются игровые автоматы (обычно варианты выбора правильной последовательности стимулов и скорости ответной реакции). Правильное решение подкрепляется пищей или звуковым сигналом, используется игра с партнером (обычно с посетителем). При игре с посетителями обезьяны ориентируются на факт выигрыша—проигрыша, а подкреплением является эмоциональная реакция партнера. Для горилл применяются также варианты силовых игр с посетителями (например, перетягивание каната). Основная стратегия организации среды высших обезьян (в частности, понгид) состоит в периодическом изменении оборудования помещения: локомоторных приспособлений, объектов для манипулирования и т.п. Помимо эффектов оптимизации психического состояния (исчезновение стереотипии, оптимизации общей активности, ритма и интенсивности потребностных состояний и т.п.), индивидуального и группового поведения эти исследования позволяют изучать многие стороны психики и поведения высших животных в условиях неволи. Формирующий эксперимент Основной особенностью формирующего (или обучающего) эксперимента является то, что моделируется и изучается процесс формирования новой формы поведения. (Это может быть образование навыка разной степени сложности, от простых условно-рефлекторных реакций до сложнейших цепочек операций, или нахождение решения в новой ситуации без предварительного научения (интеллектуальное поведение). В формирующем эксперименте часто используются лабораторные методики, но в отличие от лабораторного эксперимента предметом изучения является не результат, достигнутый животным, а сам процесс его получения. Такой подход наиболее отвечает целям и задачам зоопсихологи-ческого исследования, поэтому в большинстве случаев в зоопсихологии и сравнительной психологии используются методики формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и приближенных к есте- ственным или в естественных условиях. Перечислим основные типы методик формирующего эксперимента. 1. Классическое обусловливание (выработка условного рефлек 2. Оперантное обусловливание (научение путем проб и ошибок). 3. Дрессировка. При дрессировке новые поведенческие реакции когда дрессировщик побуждает животное произвести необходимое движение (или его первоначальный вариант), предваряя это движение сигналом, который затем станет командой. На первом этапе может использоваться ранее выработанный прием, который необходимо изменить. Например, при показе лакомства над головой животное привстает на задние лапы и некоторое время находится в этом положении. Подкрепление оно получает всякий раз, когда устоит на задних лапах и не сразу опустится на передние. На втором этапе — отработки навыка — происходит отсечение ненужных-движений и такое изменение нужных, которое соответствует конечному варианту. Например, при обучении «танцевать на задних лапах» собаке дают подкрепление не сразу — за стояние вертикально, а несколько задерживают его, дожидаясь, когда она в возбуждении сделает вращательное движение. Последняя стадия — упрочения — направлена на закрепление навыка и его связи с командой*. Основньщ, епосдбом, вырабшки навыка при дрессировке, в отличие от других методов обучения, является пошаговое подкрепление, при котором первоначально подкрепляется общая схема движения, а затем из него отбирается все более точное его выполнение, за которое и следует подкрепление. Таким путем можно добиться весьма своеобразных (с точки зрения естественного поведения) двигательных координации у животного. Дрессировка как метод обучения с научной точки зрения изучалась еще в начале XX в. известным российским дрессировщиком В.Дуровым. Приведенные выше этапы и механизмы процесса дрессировки были описаны позднее советской исследовательницей М.А. Герд. 4. Дифференцировочное научение. При дифференцировочном научении животное обучают методом классического или оперант-иого обусловливания различать два предъявляемых стимула, только один из которых подкрепляется (положительно или отрицательно). В результате на один из стимулов ориентировочная реакция угашается, а другой становится условным стимулом для необходимой ответной реакции. Этот методический прием имеет ряд модификаций. Абстрагирование признака. В этом случае животное должно научиться выделять в качестве различия между предъявляемыми стимулами один из присущих им признаков, например определенный цвет, форму, размер изображения, точный параметр громкости, высоты или продолжительности звукового сигнала и т.п. Более сложный вариант — это абстрагирование двух или даже трех признаков (например, сочетаний треугольной формы, синего цвета и фиксированного размера в экспериментах с обезьянами, которые должны были выбрать правильную фигурку, под которой находится приманка, и т.п.). Модификацией этого варианта диффе-ренцировочного научения является абстрагирование от- ношений. В этом случае животное должно научиться правильно реагировать на отношение (обычно по одному признаку) между парой стимулов. Например, предъявляются два изображения, все равно какой формы или размера, но различающиеся по интенсивности цвета. Правильный стимул всегда тот, который темнее, независимо от абсолютной интенсивности окраски. Обычно для такого обучения используется один из признаков (размер больше—меньше, звук выше —ниже и т.п.). Наиболее сложным является абстрагирование отношений «одинаковый —разный», когда предъявляются три стимула, два из которых одинаковые по данному признаку, а третий отличается. Такой выбор могут делать, например, крысы. В экспериментах им предлагались три дверцы, на двух из которых нанесены полосы в одном направлении, а на третьей — в другом (например, вертикальные и горизонтальные, горизонтальные и наклонные и т.п.). Разумеется, в разных предъявлениях наклон полос меняется, сохраняется только принцип «две одинаковые дверцы — одна отличающаяся». Еще более сложный вариант — абстрагирование признака новизны. При таком научении животное должно каждый раз выбирать тот стимул, который еще ни разу не предъявлялся. Выработка дифференцированных ответов. В этом случае животное сразу должно сформировать две разные реакции на два стимула, которые сочетаются с разными подкреплениями. Это могут быть положительное или отрицательное подкрепление или два положительных, но относящихся к разным потребностям (например, пищевое и игровое и т.п.). Такой прием может использоваться как предварительный этап для последующей переделки навыка. Переделка навыка. При переделке навыка предъявляется последовательный ряд дифференцировок, в котором значение стимулов меняется после достижения устойчивого различения одного из вариантов соотношения. Например, животное научается выбирать между звуковым и световым стимулами, первый из которых подкрепляется. После образования навыка значение стимулов меняется, а когда образуется устойчивая реакция на новое сочетание, значение стимулов опять меняется и т.д. С каждой сменой значения стимулов скорость образования устойчивой реакции у животного увеличивается. Д. Румбо показал, что у высших приматов возможно образование алгоритма смены значения стимулов, когда им достаточно единственного сочетания «наоборот», чтобы они до следующей перестановки могли выбирать именно такое значение стимула. Другим вариантом является обучение животного серии различных типов дифференцировок, не связанных между собой. Например: первая серия — различение размеров, вторая — цветов, третья — формы, четвертая — высоты звука и т.д. В результате у животного образуется «установка на научение», и в каждой следующей серии скорость образования правильной реакции различения увеличивается (Г.Харлоу). Выбор на образец. Этот методический прием был впервые использован Н. Н.Ладыгиной-Котс в экспериментах с шимпанзе Пони. Животному предлагался набор объектов, различающихся по нескольким признакам (например, фигурки разного цвета и формы). Экспериментатор предъявлял образец, животное должно было выбрать такой же, за что получало подкрепление. Позднее подобные методики использовались в экспериментах с голубями, воронами, крысами и т. п. Животному предъявлялся набор стимулов (которые надо клевать или нажимать на них) и «окошко», на котором демонстрировался образец. В последние годы такой вариант используется для компьютерного обучения обезьян (например, макак): необходимо выбрать из ряда стимулов значок, соответствующий образцу, и с помощью курсора, используя «мышь», перевести его на экране в нужное место (3. А. Зорина). При изучении образных представлений и памяти у высших приматов Л. А. Фир-сов использовал модификацию выбора на образец с кроссмодальным переносом. Шимпанзе предъявлялся для рассматривания объект определенной формы, размера или фактуры, а выбрать надо было такой же объект на ощупь из мешка, не видя его. Используются также различные варианты образцов, например «количество объектов», «схематизация изображения», «плоский —объемный», «отличный от образца», «символьный» (если предъявляют А — то надо выбирать Б). Варианты дифференцировочного научения очень многообразны и используются для разных целей. Некоторые модификации этих методик: скорость переделки навыка, усвоение принципа выбора и перенос его на другие сочетания стимулов, формирование установки на научение, обучение последовательности предъявлений (выбирается каждый раз следующее в определенной последовательности) и т.п. — предлагается использовать как критерий оценки способности к научению и уровня развития интеллектуальных способностей у высших животных (Г.Харлоу, Д.Румбо, Л.Г.Воронин, Л.А.Фирсов и др.). 5. Научение по подражанию. К научению по подражанию способны только высшие животные (птицы и млекопитающие). Научение по подражанию необходимо отличать от других форм поведения, осуществляемых в присутствии других особей, например от стимуляции сходного поведения без восприятия поведения демонстратора (лягушки прыгают в воду, услышав всплеск от падения других прыгающих лягушек); от взаимной стимуляции уже известных, обычно видотипичных форм поведения, например, когда все стадо срывается с места, увидев подобную реакцию одной особи (аллеломимитическое поведение — по К. Э. Фабри), или от эффекта «социального обучения» (Н.Миллер и Дж.Доллард), когда животные, ведущие групповой образ жизш демонстрируют большую скорость обучения и прочность навыка! присутствии особей своей группы. В отличие от этих варианте] при научении по подражанию необходимо наличие двух (или дву групп) животных, одно из которых демонстрирует нужную pea» цию (такое животное называется «актер»), а другое наблюдае («зритель»). Может быть несколько вариантов такого обучения. «Актер» демонстрирует готовую, уже выученную реакцию. «3pt тель» наблюдает определенное количество демонстраций, не име| возможности осуществлять те же действия, после чего помещает ся в ту же ситуацию, получает необходимый стимул и подкрепле ние. Вариант: «зритель» получает стимул и подкрепление, и на| учение происходит непосредственно в процессе демонстрации Такой способ нередко используется при дрессировке. «Актер» обучается на глазах у «зрителя», который не имеет воз можности производить необходимую реакцию и получает дос к ситуации (стимул + подкрепление) только после окончат обучения «актера». 6. Использование и изготовление орудий. Подобные методиче ские приемы используются только для тех животных, которы] способны к применению и изготовлению орудий. Обычно это выс| шие приматы, в основном макаки, павианы, капуцины, и, ко! нечно, понгиды (гориллы, шимпанзе, орангутаны). Наиболее рас! пространенные варианты подобных методических приемов следую| щие. Использование объектов-посредников для доставания удаленной приманки. Принцип такого решения проблемной ситуации дл| животного состоит в том, что надо с помощью какого-либо объе* соединить себя с приманкой (увеличить свой рост или размер! конечности и т.п.) В экспериментах, еще в самом начале XX осуществленных В.Кёлером, Н.Н.Ладыгиной-Котс, Р. М.Йерк сом, шимпанзе строили пирамиды из ящиков (увеличивали сво| рост), использовали палки, скрученные пучки соломы, тряпю[ (движением «внахлест»), удлиняли руку для доставания приман ки и т.п. Подобные методики имеют огромное количество моди фикаций. Использование орудий в сочетании с другими лабораторными ме тодиками. Эта методика предполагает выкатывание приманки и лабиринта с помощью палки; применение палки в сочетании проблемной клеткой или обходным путем, комбинации этих ва риантов. Например, в экспериментах В.Кёлера, Э.Г. Вацуро, ка] уже было сказано выше, шимпанзе надо было сначала оттолкнут] с помощью палки приманку к дальней стенке ящика, затем обой ти вокруг и достать приманку с обратной стороны. В другом случа< удаленную приманку надо было подкатить к решетке с помощьк палки, затем последовательно продвигать ее вдоль решетки д< зрези, через которую можно высунуть руку и взять приманку, Кёлер, Г. Г. Филиппова). В экспериментах Н. Ю. Войтониса ис-тьзовались разные формы орудий (острое, загнутое крючком, |Чсрпаком на конце и т.п.), с помощью которых обезьяны долж-были доставать приманку из узкого длинного «колодца». В на-эищее время использование орудий для решения интеллекту-|ькых задач является наиболее распространенным приемом изу-|иия сложного поведения высших приматов (К. Паркер, Ю. Лет-it, Д. Румбо, Г. 3. Рогинский, Э. Г. Войтонис, Л. А. Фирсов и др.). Изготовление орудий с их последующим использованием. Этот прием гпользуется для изучения интеллекта понгид. Животному предъяв-Ястся приманка, которую невозможно достать с помощью имеющихся объектов, последние необходимо изменить так, чтобы щ стали пригодны для решения данной задачи. Орудие может <! ть изготовлено четырьмя способами: деструктивным (от-сдинение ненужных частей: отламывание, отгрызание и т.п.); • нструктивным (соединение из двух частей, например со-авление двух палок, когда одна вставляется в отверстие на кон-! другой); изменением формы объекта с помощью |го преобразования (скручивание пучка соломы, раскру-изание мотка проволоки и т.п.); комбинированием спо-j о б о в преобразования объекта (обгрызание конца од-^ палки, после чего ее можно вставить в отверстие другой, и jf. п.). Одним из вариантов является доставание приманки из трубки, для чего надо отсоединить от широкой деревянной планки зкую щепу, которая должна быть достаточно длинной и прочной пя выталкивания приманки. В экспериментах Н. Н. Ладыгиной-Сотс шимпанзе Парису предлагались для этой цели палки с боковыми деталями, которые надо было отламывать, чтобы про-олкнуть палку в трубку. Подобные эксперименты имеют много ариантов и модификаций. Способность понгид к изготовлению Эрудий активно изучается в рамках проблемы происхождения человеческого сознания (В. Кёлер, Н. Н.Ладыгина-Котс, Ю.Летмат, |Д. Румбо, Г. Ф. Хрустов, А. И.Кац, С.А. Семенов и др.). Рисование. Поскольку для рисования необходимы объекты-по-; средники (чем и на чем рисовать), то этот методический прием Можно отнести к группе методик с использованием орудий. Однако следует отметить, что у шимпанзе в природе отмечено рисование пальцем на песке (т. е. «не орудийное» рисование). Но в экспериментальных условиях используются разнообразные средства для рисования, причем обычно сразу два или больше: бумага или другая поверхность для рисования, орудие рисования (карандаш, мелки, кисть и т.п.), а также краски, которыми можно рисовать пальцем или кистью. Рисование как экспериментальный прием используется в настоящее время довольно широко, но в основном только при изучении понгид (хотя имеются данные о рисовании у ■ I Филиппова слонов, которые чертят на песке, зажав палочку в хоботе). У понгид рисование отмечено не только в неволе и в экспериментальных условиях, но и в природе (Л. А. Фирсов). Экспериментальные исследования рисования у понгид были начаты еще В. Кёлером и Н. Н. Ладыгиной-Коте. На протяжении всего XX в. изучались способности понгид к рисованию, онтогенез этих способностей, использование различных материалов для рисования (красок разных цветов, карандашей, мелков и других рисовальных средств, бумаги и других материалов для рисунка), чистых листов бумаги и бумаги с нанесенными изображениями. Эти эксперименты позволяют выявить такие особенности психики высших животных, которые можно рассматривать как антропогенетически значимые (т.е. такие, которые служили предпосылками развития специфически человеческих психических качеств). 7. Обучение использованию искусственных знаковых средств. Обучение высших животных искусственным знаковым средствам были начаты еще в самом начале XX в. Видимо, самыми первыми являются опыты В.Фурнесса (1916) с орангутаном, который научился методом тадражания произносить по-английски два слова: «papa» и «сир> С" Обучение высших млекопитающих использованию искусственных знаковых средств преследует две основные цели. Первая — это выяснение способности животных к овладению такими средствами и изучение происхождения человеческого сознания (изучаются процесс овладения знаковыми средствами, особенности их использования и т.п.). Вторая — это обучение знаковым средствам для «проникновения» во внутренний субъективный мир животного (аналогично тому, как изучается субъективный мир человека). Эта задача одна из сложнейших, причем не только в зоопсихологии. С ее постановкой и решением связаны такие события в развитии психологической науки, как противостояние «объективного» и «субъективного» методов исследования! раскол психологии на два направления еще в конце XIX столетия и достаточно жесткое противостояние этих направлений в настоящее время. Однако сама проблема была поставлена еще В. Кёлером, который попытался объективировать процесс решения задачи (операции мышления), используя для этого такие ситуации, в которых животным приходилось оперировать компонентами ситуации во внешнем плане. Такое поведение высших обезьян Н.Н.Ладыгина-Котс удачно назвала «ручное, или наглядно-действенное, мышление». Аналогично этому использование высшими животными искусственных знаковых средств можно назвать «наглядно-действенным» языком. Эта проблема более подробно будет обсуждаться при рассмотрении интеллектуальной стадии развития психики. В настоящее время используются следующие модификации обучения искусственным знаковым средствам. Понимание животными символических обозначений количества и Количественных отношений. В данном случае животных (антропои-* Д1)Г и врановые птицы) обучают соотносить количество объектов с цифровым символом (арабские цифры). Понгиды оказались способны не только соотносить количество с цифрой, как это делают другие высшие животные (вороны — в пределах от 1 до 4, а пнтропоиды — от 0 до 7), но и осуществлять «сложение» в пределах 4. В экспериментах С. Бойзен шимпанзе выбирала правильную цифру, обозначающую сумму апельсинов, находящихся в двух ящиках. Подробно методики изучения символизации количества описаны в учебном пособии 3. А. Зориной и И. И. Полетаевой «Элементарное мышление животных» (М., 2001). Понимание животными искусственных знаковых средств, используемых человеком для общения с ними {языков-посредников). Для изучения такой способности высших животных (птиц, дельфинов, ластоногих, низших антропоидов и понгид) используются как обычная человеческая речь, так и специально созданные языки-посредники. Человеческая речь может использоваться в двух вариантах: как при обычной дрессировке, когда отдельные слона и их сочетания играют роль условных сигналов (на чем и основана издавна дрессировка животных), или как настоящая разговорная речь. Следует учесть, что такие эксперименты проводились на английском языке, грамматика которого позволяет животному ориентироваться на порядок слов и частицы, указывающие на расположение предметов и направление действия (в отличие от русского, где основную нагрузку несут окончания и приставки). Тем не менее результаты оказались достаточно внушительными: шимпанзе Гуа, которую воспитывали супруги Кел-логи (1933) так же, как своего сына Дональда (т.е. в обычной человеческой речевой среде, общаясь с шимпанзенком как с ребенком), за 8 месяцев обучения усвоила 95 фраз и слов. Повторение этой методики, предпринятое С. Сэведж-Рэмбо с шимпанзе Кэнзи, показало, что к пятилетнему возрасту шимпанзе хорошо понимает правильно построенные простые фразы, обозначающие окружающую объектную и социальную среду и действия в ней. Для высших обезьян используют также специально созданные языки-посредники: Амслен — адаптированный американский пальцевый язык глухонемых (супруги А. и Б.Гарднеры, Р.Футе, Ф.Патерсон и др.); Йоркиш (Д. Румбо и др.) — кодирование слов с помощью пластиковых или компьютерных символов; пластиковые символы на магнитной доске (Д. Премак). Понгиды понимают более 2 тыс. таких знаков. Заметим, что речь идет о «пассивном» языке (т.е. только понимаемом), выявление которого всегда достаточно сложно, так как возникает необ- ходимость отделять обычное условно-рефлекторное обучение от истинного понимания. Для других высших животных (дельфины, ластоногие — экс-ч- перименты Л.Хермана, Ю.Д.Стародубцева и др.) используются специально созданные звуковые (для дельфинов — свист), жес-\ товые (дельфины могут понимать предложения из 2 —4 знаков, \ кодирующих действия с объектами) и графические знаки (графические символы на табло, обозначающие объект, его свойства и действие с ним, например: «Красный шар слева толкни вправо»). Обучение животных самостоятельному использованию искусст-венных знаковых средств {языков-посредников). В настоящее время такие эксперименты осуществлены только с антропоидами (низшие антропоиды и понгиды) и с дельфинами. Применение человеческих слов на основе звукоподражания попугаями и некоторыми другими птицами (а также, например, собаками — в опытах В.Дурова и др.) пока еще не может рассматриваться как выходя-щее за рамки условно-рефлекторного научения. При изучении са-мостоятельного использования искусственных знаковых средств в экспериментах с высшими млекопитающими также используются три основных вида языков-посредников (о них было сказано выше). Первые данные о самостоятельном использовании искусственных знаковых средств относятся к попыткам обучать понгид (орангутан Р. Фурнесса и шимпанзе Вики супругов К. и К. Хейс) произношению человеческих слов (в первом случае — 2, а во втором — 3 слова). Уже эти эксперименты показали, что голосовая речь пон-гидам не подходит, зато они активно жестикулируют и используют различные объекты для взаимодействия с человеком. В 40—50-е гг. XX в. в СССР проводились эксперименты по обучению низших антропоидов (гамадрилов, макак и др.) использованию: модифицированных ввдотипичных звуков (в новом сочетании или последовательности) для обозначения видов пищи; жестов, специально «изобретенных» самими животными и формируемых как незавершенное движение (Н.А.Тих, В.В.Бунак) для обозначения пищи, действий с объектами, человеком и другими обезьянами; складывания рук определенным образом (пассивное обучение) (Л.И.Уланова) также для обозначения разных видов пищи. К сожалению, в современной литературе эти необыкновенно интересные исследования практически не представлены. Более продуктивными оказались специально созданные искусственные языки-посредники (пластиковые жетоны и Йоркиш), а также адаптированный язык глухонемых (Амслен), которыми и пользуются в настоящее время. Шимпанзе, гориллы и орангутаны, обученные по этим методикам, активно используют сотни знаков (горилла Коко — более 600), обозначающих названия объектов, действия, понятия, частицы и т.п., вплоть до местоимения «я» (Коко), что, однако, не означает появления Я- концепции, а скорее всего, вариант имени, применяемого по отношению к себе. Эти эксперименты показали, что понгиды способны к изобретению новых сочетаний знаков, умеют задавать нопросы, обманывать, шутить и даже ругаться (все это изобретая самостоятельно). Освоение таких знаковых средств происходит у понгид аналогично усвоению языка ребенком примерно до 2, 5-летнего возраста. Кроме того, обезьяны, освоившие Амслен, способны обучать друг друга, людей (в основном детей, которые с ними общаются, — Б.Галдикас и др.) и даже своих детеныт шей (Р.Футе и др.). 8. Изучение зачатков самосознания. В основном изучается самоузнавание у высших животных, хотя сама проблема гораздо шире и включает изучение у животных самоощущения, схемы тела и т. п., что исследуется в основном с помощью наблюдения. В качестве самостоятельного методического приема можно выделить именно самоузнавание в зеркале. Помимо наблюдений в специально организованной ситуации, когда животное видит свое отражение в зеркале, используется изменение внешнего вида животного (например, нанесение цветного пятна на лицевую часть). Такие эксперименты показали, что на изменение своего облика адекватно реагируют только понгиды, которые могут узнавать себя и на (ротографиях. Другие высшие млекопитающие могут использовать зеркало для регуляции своих движений и манипулятивной активности. Методики с зеркалом имеют высокий научный потенциал, еще недостаточно раскрытый зоопсихологией и сравнительной психологией. Эта проблема более подробно будет обсуждаться при анализе стадий развития психики в эволюции. Экспериментальные методы также имеют свои преимущества и ограничения.^ Преимуществами экспериментальных методов являются их точность, применение разработанных и апробированных приспособлений и процедур, относительная однозначность получаемых данных, возможность количественной и качественной обработки результатов, а также возможность повторения эксперимента и проверки полученных результатов. Ограничениями экспериментальных методов являются их искусственность по сравнению с естественным поведением животных, вычленение отдельных поведенческих проявлений без взаимосвязи с их общей жизнедеятельностью. Важным ограничением является также то, что весьма затруднительно точно установить подлинность мотивации животного и спроектировать все возможные способы его поведения! Поэтому в зоопсихологии и сравнительной психологии обязательным является соче- тание методов наблюдения и эксперимента, а также привлечение ВЫВОДЫ «Зоопсихология и сравнительная психология» — раздел общей психологии, изучающий происхождение и развитие психики в эволюции. В предмет зоопсихологии и сравнительной психологии входят: определение психики и изучение ее возникновения в эволюции; выделение стадий развития психики в филогенезе и изучение возникновения сознания человека; выявление закономерностей и механизмов развития психики в филогенезе. Объектами исследования являются поведение субъектов психики, результаты и продукты их деятельности. В данной отрасли психологии основным методом исследования является сравнительно-психологический метод, который предполагает сравнение разных уровней развития психики и выявление закономерностей и механизмов этого развития. Первые научные представления о психике животных, ее сходстве и отличии от психики человека и представления о происхождении человеческого сознания высказывались еще античными философами и естествоиспытателями. В дальнейшем наука «Зоопсихология и сравнительная психология» развивалась на основе эволюционной биологии и классической объективной психологии, выделившись в отдельную область психологии еще в самом начале становления психологии как самостоятельной науки. В настоящее время сравнительно-психологические исследования применяются в самых разных областях психологии в целях изучения как психики животных, так и психики человека. «Зоопсихология и сравнительная психология», как конкретная отрасль психологии, имеет свои методы получения эмпирических данных. В методе наблюдения и эксперимента разработаны специальные методические приемы и конкретные методики, позволяющие изучать различные стороны психики животных. Наиболее сложным является сравнительное изучение психики на разных уровнях филогенеза, и особенно сравнительное изучение психики человека и других животных. Вопросы для обсуждения 1.Что входит в предмет зоопсихологии и сравнительной психологии? 2.Какие основные теоретические и прикладные задачи решает «Зоо 3.Какие существуют основные этапы развития научных знаний о пси 4.Какие основные группы методов получения эмпирических данных 5.Какие существуют основные виды эксперимента? 6.Какие методики используются в лабораторном эксперименте? Рекомендуемая литература Бериташвили И. С. Об образной психонервной деятельности животных.-М., 1973. БоулбиДж. Привязанность. — М., 2003. Вагнер В. А. Сравнительная психология. — М.; Воронеж, 1998. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения (обезьяна,; Примитив, ребенок). — М.; Л., 1930. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976. Гегель Г.В. Ф. Философия природы // Соч.: В 5 т. — М.; Л., 1934. — Т. 2. Дарвин Ч. Соч.. — М., 1953. Дерягина М.А. Эволюционная антропология. — М., 1999. Дьюсбери Д. Поведение животных. — М., 1981. Ждан А. Н. История психологии: от античности до современности. — М, 1997. Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология: Элементарное мышление Животных. — М., 2001. Кёлер В., Коффка К. Гештальтпсихология. — М., 1998. Ладыгина-Коте Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх и выразительных движениях. — М., 1935. Ладыгина-Коте Н. Н. Предпосылки человеческого мышления. — М., 1965. Ладыгина-Коте Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. — М., 1958. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология, эволюция. — М., 1988. Новоселова С. Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. — М.; Воронеж, 2001. Рогинский Г. 3. Психика человекообразных обезьян. — Л., 1945. Северцов А.Н. Эволюция и психика. — М., 1922. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989. Тих Н.А. Предыстория общества. — Л., 1970. Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. — Л., 1966. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993. Философская энциклопедия. — М., 1962—1970. ФирсовЛ.А. Память у антропоидов. —Л., 1972. Фирсов Л. А. Поведение антропоидов в природных условиях. — Л., 1977. Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975. Хрустов Г. Ф. Критерий человека. — М., 1994. Шовен Р. Поведение животных. — М., 1972. Энгельс Ф. Диалектика природы. — М., 1969.
|