Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перспективные направления исследований в зоопсихологии и сравнительной психологии
1. Обучение животных искусственным знаковым средствам. С по мощью таких экспериментов происходит исследование проблем становления знакового общения, возможностей использования знаков для организации интеллектуальной деятельности этих жи вотных (пока только начаты исследования в этой области), пере дачи таких средств от родителей к детенышам и от одной особи к другой, а также использование искусственных языков для изуче ния внутреннего субъективного мира животных. Как уже указыва лось, понгиды не просто чертят по бумаге, а могут усматривать в своих рисунках конкретные образы: например, шимпанзе Уошо, обученная Амслену, нарисовав «каракули» в форме концентри ческих кругов, назвала свой рисунок «яблоко».
2. Исследование зачатков самосознания у животных. Устоявшее ся мнение о том, что только понгиды узнают себя в зеркале, явно должно быть пересмотрено, хотя в данном направлении пока су ществуют только единичные наблюдения и эксперименты. Весьма перспективно изучение всех уровней развития самосознания, от самоощущения до становления образа Я, что предполагает вклю чение в эту проблематику разных видов животных, а также ис пользование данных, касающихся антропогенеза (палеопсихоло- гия). Изучение самоузнавания в зеркале, проведенное Н.Н.Авде евой с детьми первого года жизни, открывает широкие возмож ности сравнительных исследований в этой области.
3. Обоснование валидности цветовых и рисуночных проективных методов. Данные, полученные при изучении рисования, восприя тия и использования цветов, особенно в сравнении с аналогич ными исследованиями на младенцах и анализом искусства древ него человека, позволяют подтвердить валидность рисуночных про ективных методик, используемых в психодиагностике. Располо жение рисунков на листе, использование уже имеющихся изоб ражений, узнавание в рисунке конкретных образов объектов, под ражательное рисование, использование красок и их сочетаний понгидами, а также исследование рисования у детей второго по лугодия жизни и примитивных орнаментов неандертальцев и ран-
них неоантропов позволяют подтвердить, что некоторые характеристики проективных цветовых и рисуночных тестов являются абсолютно объективными и могут использоваться в психологии без дополнительного подтверждения другими, считающимися более «точными» методиками.
4. Анималотерапия. Это направление уже активно заявило себя не только за рубежом, но и в России. Наиболее известными являются психотерапевтические методики с использованием лошадей (иппотерапия) и дельфинов (дельфинотерапия), однако перспективным является также использование обезьян, собак, кошек и других животных как для коррекционно-терапевтической, так и для развивающей психологической работы. Для использования таких животных не нужно специального помещения, оборудования, а нужны только хорошо подготовленные психологи, обладающие помимо общепсихологических и зоопсихологическими знаниями.
Разумеется, обозначенные выше актуальные проблемы и направления не исчерпывают всех перспектив развития зоопсихологии и сравнительной психологии, которые, несомненно, будут активно развиваться в ближайшем и отдаленном будущем.
|