Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительно-психологическое направление






Московская школа

Представители Московской школы продолжают традиции Н. Н. Ладыгиной-Коте и в основном занимаются сравнительными исследованиями психики обезьян и человека. Л. И. Анцыферова изу­чала элементарную познавательную деятельность (интеллект — как аналитико-синтетическую деятельность), сравнивая ее с мысли­тельной деятельностью человека в традициях господствующей в то время Павловской школы. В работах А. Я. Марковой исследова­лись представления, процессы обобщения и абстрагирования у обезьян (методом «выбора на образец»). В.С.Мухина наблюдала за поведением приматов и изучала их способность к рисованию в сравнении с развитием способности к рисованию у детей. С. Л. Но­воселова занималась (и занимается в настоящее время) сравни­тельным изучением мышления и игровой деятельности высших приматов и детей. Г. Г. Филиппова осуществила изучение интел­лекта орангутанов, сравнительные исследования онтогенеза пон-гид и человека, способности понгид к овладению рисованием по подражанию, материнской сферы и ее развития в фило- и онто-


генезе. В настоящее время работы в этой области продолжаются, хотя общий объем исследований по многим причинам явно недо­статочный.

Ленинградская школа

Ленинградская психологическая школа традиционно была ори­ентирована на экспериментальные объективные исследования. Изучение психики и поведения приматов осуществлялось под ру­ководством профессора факультета психологии Ленинградского университета Н.А.Тих. Сравнительно-психологический анализ группового поведения, коммуникативной деятельности, онтоге­неза обезьян представлен в ее книгах «Предыстория общества» и «Ранний онтогенез поведения приматов», в которых автор разви­вает оригинальные идеи соотношения видовых и индивидных по­требностей, происхождения жестового общения, способности обезьян к использованию звуков, жестов и изображающих движе­ний как новых коммуникативных средств и т. п. Изучение функ­ций памяти и подражания в сравнительном плане проводилось Ю. Г. Трошихиной. В настоящее время в Санкт-Петербурге про­должаются сравнительные исследования интеллекта животных (Т.Г.Кузнецова, В.Т.Шуваев, В.И.Сыренский и др.).

Грузинская школа

Взгляды на психику животных и специфику человеческого со­знания развивались в теории установки Д. Н. Узнадзе, которая была весьма популярна в середине XX в. Экспериментальные исследо­вания психики животных в Грузии проводились также в рамках физиологического направления, возглавляемого И. С. Бериташви-ли, который изучал образные представления у животных. Его по­следователи изучают нейрофизиологические механизмы памяти животных, а также рассудочную деятельность высших млекопита­ющих (Я. К. Бадридзе).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал