Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительно-психологическое направление
Московская школа Представители Московской школы продолжают традиции Н. Н. Ладыгиной-Коте и в основном занимаются сравнительными исследованиями психики обезьян и человека. Л. И. Анцыферова изучала элементарную познавательную деятельность (интеллект — как аналитико-синтетическую деятельность), сравнивая ее с мыслительной деятельностью человека в традициях господствующей в то время Павловской школы. В работах А. Я. Марковой исследовались представления, процессы обобщения и абстрагирования у обезьян (методом «выбора на образец»). В.С.Мухина наблюдала за поведением приматов и изучала их способность к рисованию в сравнении с развитием способности к рисованию у детей. С. Л. Новоселова занималась (и занимается в настоящее время) сравнительным изучением мышления и игровой деятельности высших приматов и детей. Г. Г. Филиппова осуществила изучение интеллекта орангутанов, сравнительные исследования онтогенеза пон-гид и человека, способности понгид к овладению рисованием по подражанию, материнской сферы и ее развития в фило- и онто- генезе. В настоящее время работы в этой области продолжаются, хотя общий объем исследований по многим причинам явно недостаточный. Ленинградская школа Ленинградская психологическая школа традиционно была ориентирована на экспериментальные объективные исследования. Изучение психики и поведения приматов осуществлялось под руководством профессора факультета психологии Ленинградского университета Н.А.Тих. Сравнительно-психологический анализ группового поведения, коммуникативной деятельности, онтогенеза обезьян представлен в ее книгах «Предыстория общества» и «Ранний онтогенез поведения приматов», в которых автор развивает оригинальные идеи соотношения видовых и индивидных потребностей, происхождения жестового общения, способности обезьян к использованию звуков, жестов и изображающих движений как новых коммуникативных средств и т. п. Изучение функций памяти и подражания в сравнительном плане проводилось Ю. Г. Трошихиной. В настоящее время в Санкт-Петербурге продолжаются сравнительные исследования интеллекта животных (Т.Г.Кузнецова, В.Т.Шуваев, В.И.Сыренский и др.). Грузинская школа Взгляды на психику животных и специфику человеческого сознания развивались в теории установки Д. Н. Узнадзе, которая была весьма популярна в середине XX в. Экспериментальные исследования психики животных в Грузии проводились также в рамках физиологического направления, возглавляемого И. С. Бериташви-ли, который изучал образные представления у животных. Его последователи изучают нейрофизиологические механизмы памяти животных, а также рассудочную деятельность высших млекопитающих (Я. К. Бадридзе).
|