Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В современный период
Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в конце XX в. и начале нового века и тысячелетия может служить своеобразной иллюстрацией к закону дифференциации как общему закону развития, сформулированному в психологии еще Спенсером. Уже в последней четверти XX в. основные учебники по поведению животных строились по принципу синтеза всех отраслей знаний, занимающихся этой проблемой: эволюции, этологии, физиологии, приматологии, антропологии, зоопсихологии и сравнительной психологии. Д.Дьюсбери (1981) отмечает, что наука о поведении и психике животных становится единой и теперь уже трудно отличить специалистов разных направлений, «не имея в руках их личного дела». И чем дальше, тем больше все смежные области «психологизируются», обращаясь не только к изучению эволюционных закономерностей и физиологических механизмов поведения, но к внутренним состояниям, образам-представлениям, переживаниям животных, строению и содержанию их субъективного мира. Таким образом, развитие зоопсихологии от самых истоков (античная философия) свидетельствует, что все науки, изучающие разные стороны поведения животных, изначально дифференцировались из общей идеи различения души животных и человека (Эпикур, Аристотель, позднее Спиноза, Гегель); затем они развивались в рамках эволюционного учения, где психика рассматривалась как фактор эволюции (французские эволюционисты, Ч.Дарвин, В.А.Вагнер, А.Н.Северцов); в XIX — начале XX в. они разделились на ряд самостоятельных наук (физиология, этология, антропология, психология) и в рамках психологии на два основных направления — бихевиоризм и зоопсихологию и сравнительную психологию; а в конце XX в. стали интегрироваться в синтетическую сравнительную науку о психике и поведении, вновь возвращающуюся к проблеме сходства и различия души животных и человека. В рамках этого общего современного направления нас интересуют те проблемы, которые традиционно ближе к психологии. И здесь также наблюдается не только появление новых областей исследования, но и возврат с новых позиций к фундаментальным вопросам возникновения и эволюции психики. К сожалению, интерес исследователей все больше сосредотачивается на психике животных, максимально приближающихся к человеку (высших млекопитающих, таких, как дельфины, ластоногие, высшие приматы, реже хищные), и даже обращается к антропогенезу (С. Л. Новоселова предлагает выделить самостоятельную область — палеопсихологию, что представляется весьма перспективным). Психика же низших животных, которая так интересовала ученых в середине XX в. (беспозвоночные, простейшие), практически не исследуется психологами, оставаясь полем деятельности биологов. Разумеется, в методологическом плане изучение психики этих животных гораздо сложнее, но тем не менее именно такие исследования необходимы для понимания общих эволюционных закономерностей развития психики. Основные проблемы и перспективные области исследования современной науки о психике животных и происхождении психики человека можно охарактеризовать следующим образом.
|