Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В современный период






Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в конце XX в. и начале нового века и тысячелетия может служить своеоб­разной иллюстрацией к закону дифференциации как общему за­кону развития, сформулированному в психологии еще Спенсе­ром. Уже в последней четверти XX в. основные учебники по пове­дению животных строились по принципу синтеза всех отраслей знаний, занимающихся этой проблемой: эволюции, этологии,


физиологии, приматологии, антропологии, зоопсихологии и срав­нительной психологии. Д.Дьюсбери (1981) отмечает, что наука о поведении и психике животных становится единой и теперь уже трудно отличить специалистов разных направлений, «не имея в руках их личного дела». И чем дальше, тем больше все смежные области «психологизируются», обращаясь не только к изучению эволюционных закономерностей и физиологических механизмов поведения, но к внутренним состояниям, образам-представлени­ям, переживаниям животных, строению и содержанию их субъек­тивного мира.

Таким образом, развитие зоопсихологии от самых истоков (ан­тичная философия) свидетельствует, что все науки, изучающие разные стороны поведения животных, изначально дифференци­ровались из общей идеи различения души животных и человека (Эпикур, Аристотель, позднее Спиноза, Гегель); затем они раз­вивались в рамках эволюционного учения, где психика рассмат­ривалась как фактор эволюции (французские эволюционисты, Ч.Дарвин, В.А.Вагнер, А.Н.Северцов); в XIX — начале XX в. они разделились на ряд самостоятельных наук (физиология, этоло­гия, антропология, психология) и в рамках психологии на два основных направления — бихевиоризм и зоопсихологию и срав­нительную психологию; а в конце XX в. стали интегрироваться в синтетическую сравнительную науку о психике и поведении, вновь возвращающуюся к проблеме сходства и различия души живот­ных и человека.

В рамках этого общего современного направления нас интере­суют те проблемы, которые традиционно ближе к психологии. И здесь также наблюдается не только появление новых областей исследования, но и возврат с новых позиций к фундаментальным вопросам возникновения и эволюции психики. К сожалению, интерес исследователей все больше сосредотачивается на психи­ке животных, максимально приближающихся к человеку (выс­ших млекопитающих, таких, как дельфины, ластоногие, высшие приматы, реже хищные), и даже обращается к антропогенезу (С. Л. Новоселова предлагает выделить самостоятельную область — палеопсихологию, что представляется весьма перспективным). Пси­хика же низших животных, которая так интересовала ученых в середине XX в. (беспозвоночные, простейшие), практически не исследуется психологами, оставаясь полем деятельности биоло­гов. Разумеется, в методологическом плане изучение психики этих животных гораздо сложнее, но тем не менее именно такие иссле­дования необходимы для понимания общих эволюционных зако­номерностей развития психики. Основные проблемы и перспек­тивные области исследования современной науки о психике жи­вотных и происхождении психики человека можно охарактеризо­вать следующим образом.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал