Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретические проблемы современной зоопсихологии и сравнительной психологии
1. Проблема возникновения психики и критериев психического. Эта проблема стала актуальной в последние годы XX столетия по двум причинам. Во-первых, появились новые экспериментальные дан ные и возможности экспериментальных исследований в психо физиологии и изучении высших психических способностей жи вотных (овладение искусственными знаковыми средствами, ору дийная деятельность, элементарное мышление, зачатки самосо знания), требующие обобщения с новых методологических пози ций (эволюционно-системных). Во-вторых, наука и практика про никли в недоступные ранее прямому исследованию этапы разви тия психики человека — пренатальный период, что потребовало обратиться к представлениям о раннем генезисе психики, а это, оказывается, невозможно без сопоставления с филогенезом. В ре зультате стали появляться работы, посвященные теоретическим представлениям о сущности психики, общих закономерностях ее развития, новых возможностях ее изучения с помощью исследо вания физиологических механизмов (Ю.И.Александров), эпиге нетических закономерностей и когнитивных процессов (Е. А. Сер- гиенко), обобщения и дальнейшей разработки основных законов развития (Н. И. Чуприкова, В. Б. Швырков), перинатальной пси хологии и сравнительного изучения мотивационно-потребност- ной сферы (Г.Г.Филиппова). В зарубежной психологии эта про блематика также весьма актуальна и разрабатывается в рамках общего направления психологии развития.
2. Проблема критериев отличия психики человека и животных. К концу XX в. практически все критерии, которые были сформу лированы для отличия психики человека от психики животных, оказались «не работающими» в свете новых данных, полученных при экспериментальных исследованиях и наблюдении за высши ми животными в природе, а также новых открытий в антрополо гии. Это иллюстрирует часто цитируемая фраза одного из ученых, принимавших участие в «проверке» способностей обученных Ам- слену понгид, о том, что нам следует пересмотреть либо понятие «язык», либо понятие «человек». Все развитие современной науки свидетельствует, что дело на этом не остановится. Сейчас есть данные, что самки понгид обучают своих детенышей Амслену так же, как обучали их самих (Р. Фоутс и др.), понгиды «объясняют» свои рисунки (Р.Гарднер, Ф.Патерсон и др.) и т.п.
3. Проблема содержания субъективного опыта животных. Новые методы как в психофизиологии, так и в зоопсихологии позволя ют практически полностью выявить физиологические механизмы и корреляты субъективных переживаний и проникнуть в субъек тивный мир животных с помощью искусственных языков, про-
дуктов их деятельности (например, рисования) и других средств. Это позволяет наконец подвести черту под господствующим почти два столетия постулатом о недоступности субъективного мира животных психологическому анализу, а значит, и недопустимости таких исследований, так как объективные методы применить невозможно. Видимо, третье тысячелетие станет не только «веком психологии», но и в большой мере сравнительной психологии, которую ждут новые открытия и теоретические обобщения.
|