Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование зоопсихологии и сравнительной психологии в XIX—начале XX века
В конце XIX—начале XX в. в психологии сформировались основные направления, представители которых занимались изучением психики животных и сравнительной психологией, — экспериментальная психология, бихевиоризм, зоопсихология, сравнительная психология. Сравнительно-психологические исследования проводились также в рамках ведущих психологических направлений (гештальтпеихологии, психоанализа, психофизиологии) и в смежных науках (физиологии высшей нервной деятельности, зоологии, антропологии). В конце XIX в. в психологии много внимания уделялось теоретическим представлениям, формировались основные научные направления, основывавшиеся на целостных теоретических подходах, имеющих свою методологию и, конечно, объяснение того, что такое психика и в чем сходство и различие психики животных и человека. Наиболее общие теоретические представления о сущности и эволюции психики содержатся в работах Г. Спенсера (Англия, XIX—начало XX в.)- Спенсер рассматривал психику в ряду общих явлений и закономерностей эволюции. Он обосновывал единство законов, по которым происходит развитие неорганической, органической природы и психики. В его исследованиях обобщаются диалектические идеи развития предшествующих и современных ему философов и естествоиспытателей. Г. Спенсер сформулировал в качестве основного закона развития принцип дифференциации и последующей интеграции. Эволюцию психики он рассматривал как последовательную дифференциацию от простых форм к более сложным. Простые ощущения Спенсер считал единицей психики, они развиваются в эволюции из раздражимости низших живых организмов и преобразуются в психические явления высшего порядка. У животных происходит постепенное усложнение психики, суть которого состоит в приспособлении к усложняющимся условиям среды. Психика человека, являясь дальнейшим эволюционным этапом развития, качественно отличается от психики животных, характеризуется разумом и волей, появление которых связано с приспособлением человека к новой, «надорганической», социальной среде. Механизмом развития психики Спенсер считал изменение отношений между субъектом и средой, которое стимулируется изменениями среды. Назначение психики состоит в приспособлении внутренних отношений к внешним, поэтому психология должна изучать эти объективные отношения субъекта, обладающего психикой, с внешней средой. Таким образом, в учении Спенсера заложены основы будущих системных взглядов и оснований деятельностного подхода в психологии. Идея возникновения чувствительности из раздражимости, которая содержалась уже в концепции Гегеля, была поддержана русским физиологом и психологом И. М. Сеченовым, а позднее принята как основополагающая в концепции эволюции психики А. Н.Леонтьева. В фундаментальных методологических работах Г. Спенсера обосновано разделение психологии на субъективную и объективную, после чего поведение животных в основном стало предметом исследования объективной психологии, а субъективная психология надолго отошла от проблем эволюции психики. В конце XIX в. проблемами психики животных занимались такие известные психологи, как У.Джеймс и У. Мак-Дугалл, в кни- гах которых содержится много сведений о поведении животных, сравнительных данных о психике животных и человека, обсуждаются проблемы инстинкта, импринтинга, научения. Эти исследования положили начало выделению экспериментальных исследований психики животных в самостоятельное направление. Первоначально экспериментальное изучение психики животных развивалось в Англии {Э.Л. Торндайк) и в Америке (Р. М. Йеркс, Дж.Б.Уотсон, К. С.Лешли и др.) и представляло собой широкий спектр сравнительно-психологических исследований различных сторон психики кошек, собак, приматов, крыс, птиц, рыб, насекомых и даже одноклеточных животных. В этих исследованиях были предложены классические экспериментальные методы: проблемной клетки, лабиринта, использования орудий человекообразными обезьянами, — сформулированы основные положения теории научения. В начале XX в. это общее направление разделилось на два: одно сконцентрировалось на объективном изучении процессов научения и переросло в бихевиоризм (определение и основные принципы которого сформулированы в работе Дж. Б.Уотсона в 1913 г.), а другое продолжало развивать сравнительно-психологический подход (Р. М. Йеркс, учениками и последователями которого были В.Кёлер, У.Гамильтон, Г.Харлоу и другие известные психологи). Основываясь на теории научения Э. Торндайка и принципах объективного изучения поведения животных Дж.Б.Уотсона, би-хевиористы использовали в качестве универсального объяснительного принципа формулу «стимул-реакция» и отрицали возможность и целесообразность изучения внутреннего субъективного мира животных. Дальнейшее развитие этого направления привело к необходимости пересмотра изначальной парадигмы, введения понятий «промежуточные переменные» и «целенаправленность поведения животных» (Э. Ч. Толмен), переходу к изучению когнитивных процессов и внутренних образов-представлений у животных. Применение объективного подхода к изучению психики животных в бихевиоризме положило начало развитию в XX в. многих перспективных направлений, которые на основе синтеза с другими психологическими подходами выросли в ведущие современные теории социального научения, привязанности и другие, в которых в большой мере используется сравнительно-психологический метод исследования. Классическая сравнительная психология продолжала активно развиваться в Америке и внесла большой вклад в изучение развития психики в фило- и онтогенезе. Эксперименты Р. М. Йеркса с высшими обезьянами и организованный им первый приматологический центр явились источником дальнейших исследований интеллекта этих животных, их развития в онтогенезе, социального поведения. Йеркс впервые провел сравнительное изучение «ум- ственных способностей» гориллы, шимпанзе и орангутана, сравнивая их по мере приближения к человеку на основе более чем 20 показателей (причем уже тогда орангутан оказался на первом месте). Изучение закономерностей индивидуального развития психики животных Нью-Йоркской группой психологов положило начало формированию эпигенетической концепции и целого направления, в современной психологии оформившегося в «психологию развития». Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XX веке за рубежом Изучение психики животных и вопроса о происхождении психики человека в зарубежной психологии XX в. происходило в рамках уже сложившихся психологических направлений (сравнительная психология, бихевиоризм), кроме того, проявилось как самостоятельная область исследования в гештальтпсихологии, стало почти обязательным при исследовании психики человека, а также бурно развивалось в русле биологии поведения (этология, физиология ВНД, антропология). Психологическое направление Продолжая исследование поведения животных, бихевиоризм и его новые направления практически переросли в когнитивную психологию, изучающую не только научение у животных, но и весь спектр когнитивных процессов, в том числе и интеллектуальных (способность животных к обобщению, абстрагированию при дифференцировочном научении и т.п.). В психофизиологии много внимания уделяется процессам мотивации, нейрогумораль-ной регуляции поведения, сравнительным нейрофизиологическим исследованиям. В этой области практически все исследования имеют сравнительно-психологическую направленность. В них изучаются самые различные виды животных: беспозвоночные, млекопитающие, птицы, приматы (в основном низшие). Подробные описания этих исследований содержатся в сводных учебниках по поведению животных, лучшие из которых переведены на русский язык (Р. Хайнд, Р. Шовен, Д. Дьюсбери, О. Мрннинг, Д. Мак-Фарленд). Классические сравнительно-психологические исследования продолжают традиции, заложенные Р. М. Йерксом, и в основном сосредоточены на изучении высших психических способностей антропоидов (хотя не только). Можно сказать, что это направление в течение всего XX в. развивалось по пути «подтягивания» обезьяны к человеку, в отличие от отечественной психологии со- вотского периода, планомерно углубляющей разделяющую пси-Хику человека и животных пропасть. Это можно проиллюстриро-Шпть знаменитыми высказываниями двух основоположников изучения психики высших обезьян. В.Кёлер сказал, что «шимпанзе почти человек», а Н.Н.Ладыгина-Коте, полемизируя с ним, ут-иерждала: «Шимпанзе не почти человек, а совсем не человек». Задачей же зарубежных исследователей стало выявление все более высоких психических способностей высших обезьян (понгид), психику которых еще в предыдущем веке рассматривали как переходную между всеми остальными животными и человеком. Изучение этих животных должно пролить свет на происхождение психики человека, поэтому в первую очередь подвергаются анализу такие их способности, которые имеют антропогенетическое значение: интеллект (В.Кёлер, Д.Румбо, Д.Гиллан и др.), способность к использованию и изготовлению орудий (В. Кёлер, К. Паркер, Ю. Летмат и др.), овладению искусственными знаковыми средствами (К. и К. Хейс, В. и Л. Келлог, Д. Премак, Д. Румбо и Е. Сэ-недж-Румбо, Ф.Патерсон, Р. и Б.Гарднер и др.), зачатки самосознания (Д.Гриффин, Г. Галлуп и др.). Систематическое изучение интеллекта высших животных (шимпанзе, собак и др.) в сравнении с интеллектом детей и взрослого человека стало самостоятельным предметом исследования в гештальтпсихологии первой половины XX в. (К. Коффка, В. Кёлер). В. Кёлер, изучая процессы мышления и восприятия человека, поставил задачу вывести внутренние операции мышления во внешний план, для чего необходимо было исследовать таких испытуемых, которые еще (или вообще) не могут производить эти операции в уме в свернутой форме. Таковыми оказались дети на довербальной стадии развития и высшие антропоиды (шимпанзе). Кёлер предложил критерии интеллекта животных, выявил структуру интеллектуального решения задачи, обосновал понятие инсайта. Вышеперечисленные исследования будут подробно проанализированы ниже в соответствующих разделах. Биологическое направление Много эмпирических данных и теоретических моделей, объясняющих поведение животных, было получено в исследованиях физиологии высшей нервной деятельности, в этологии и антропологии. Эти направления взаимодействовали с зоопсихологией (несмотря на периодические «выяснения» приоритетов и предметов исследования) с двух сторон: со стороны изучения физиологических механизмов и со стороны эволюционных задач и закономерностей развития поведения. В физиологии ВНД традиционно использовались сравнительный метод и моделирование исследований физиологии человека на животных. Исследования в этой области в общем созвучны отечественным, более того, теоретические представления, развиваемые И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, П.К.Анохиным, Е.Н.Соколовым, являются ведущими в развитии мировой физиологической науки. Этология, появившаяся в первой половине XX в., в середине столетия, благодаря работам К. Лоренца и Н. Тинбергена, стала главной наукой в исследовании поведения животных. Для зоопсихологии этология является в первую очередь источником богатого эмпирического материала, хотя чем дальше, тем больше эти науки сливаются в единое направление, что особенно характерно для современных зарубежных исследований. Изучение инстинктивного поведения, имприн-тинга, группового поведения животных, огромное количество полевых исследований, а в последние десятилетия и лабораторных, дало богатейший фактический материал, активно ассимилируемый зоопсихологией и сравнительной психологией. Особое место в развитии зоопсихологических знаний в XX в. занимала антропология, углубленно изучавшая происхождение человека и рассматривавшая этот процесс как становление труда и сознания. В антропологии в XX в. произошло немало революционных открытий, были предложены концепции возникновения орудийной и трудовой деятельности, речи, искусства, счета, социальных и семейных отношений и т. п. Палеонтологические исследования (Л. Лики, Д.Джохансон, И. Иди, К.Лавджой, Р. Фоу-ли и др.), наблюдения в природе (Дж. Шаллер, Дж. Ван Лавик-Гудолл, Д. Фосси, Дж. Маккинон, X. Риксен и др.), содержание, размножение и искусственное выращивание понгид в неволе (Х.Хе-дигер, Дж. Эрвин, Б.Харрисон, Т. Майпл, В.Липперт, Р. Надлер и др.), исследования на реабилитационных станциях в Африке и Юго-Восточной Азии (Б. Гаддикас и др.) позволили получить необыкновенно интересные данные, во многом перевернувшие представления психологов о психических способностях наших ближайших эволюционных родственников. Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XX веке в России Психологическое направление Изучение психики животных и вопроса о происхождении человеческого сознания в отечественной науке традиционно происходило в рамках общей методологии психологии. С самого начала становления этого направления разрабатывались фундаментальные теоретические подходы и основные исследования осуществлялись в рамках ведущих психологических школ и направлений. Несмотря на то что у истоков теоретической и эксперименталь- ной отечественной зоопсихологии и сравнительной психологии стоят не только собственно зоопсихологи (В.А.Вагнер, А. Н.Се-верцов, Н.Н.Ладыгина-Коте), но и вполне «человеческие» психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), в России зоопсихология стала самостоятельной отраслью психологии и была введена в государственный стандарт обучения психологов. В целом отечественная зоопсихология всегда была именно сравнительной наукой, что в этом плане отличало ее от физиологии, антропологии и этологии. Практически все зоопсихологи, продолжая традиции, заложенные Л.С.Выготским и Н.Н.Ладыгиной-Котс, проводили сравнительные исследования (А.Я.Маркова, С.Л.Новоселова, В.С.Мухина, Н.А.Тих, Ю.Г.Трошихина, Г.Г.Филиппова и др.). Несколько отошли от этого, углубившись в изучение психики животных, К.Э.Фабри и его ученики (Н.Н.Мешкова, Е.Ю.Федорович, А. А. Крымов). В целом в развитии зоопсихологии и сравнительной психологии в России в XX в. можно выделить следующие направления: разработка теоретических основ эволюции психики; сравнительно-психологические исследования Московской, Ленинградской и Грузинской психологических школ; зоопсихо-логическое направление.
|