Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зоопсихология и сравнительная психология. Предмет: развитие психики в эволюции и происхождение человеческого сознания Единица анализа: субъект психики Объект: поведение
Предмет: развитие психики в эволюции и происхождение человеческого сознания Единица анализа: субъект психики Объект: поведение Эволюционная биология: методология, концептуальный аппарат, подходы и теории
Рис. 2. Схема связей зоопсихологии и сравнительной психологии с биологией ских данных, а эволюционные теории — также и методов научного анализа. Зоопсихология — истинно эволюционная наука, так как предмет ее исследования — развивающееся в филогенезе образование, которое, с одной стороны, является продуктом эволюции, а с другой стороны, само становится фактором эволюционного развития. О роли психики в эволюции, в частности, писал в начале XX в. выдающийся отечественный ученый А. Н. Се-верцов. Наиболее тесные связи зоопсихология имеет с этологией. Этология возникла в начале XX в. и занималась изучением поведения животных в эволюционном аспекте, в основном в естественных условиях. Ее основоположниками были австрийский ученый К. Лоренц и нидерландский исследователь Н.Тинберген. В настоящее время это более широкая область биологии, тесно пересекающаяся с физиологией и психологией. По сути, большинство исследований поведения животных в настоящее время являются междисциплинарными, объединяя в себе этологию, психологию и физиологию (в основном физиологию нервной деятельности). Однако это не означает, что между этими науками можно ставить знак равенства. Предмет исследования в каждой из них свой собственный. Этология изучает структуру поведения животных (и человека — этология человека, появившаяся во второй половине XX в.), его приспособительное значение, развитие в эволюции. Единицей анализа является биологический вид, а индивид — это один из вида, представитель вида, и его индивидуальные особенности рассматриваются как проявление видовых и как материал для эволюционных изменений. В отличие от этого зоопсихология изучает эволюционные особенности психики с целью понимания внутренних психических состояний субъекта, единицей анализа в психологии является субъект психики. Таким образом, процесс познания в этих науках помимо различия в предмете исследования имеет еще и разную направленность: от индивида к виду как единице анализа в этологии и от общего эволюционного уровня и видовых особенностей к субъекту как носителю психики в зоопсихологии. Несмотря на эти различия, этологию и зоопсихологию часто смешивают, иногда даже ставят между ними знак равенства. Это неверно, так как различия в предмете исследования предполагают разные теоретические подходы, понятийный аппарат и объяснительные принципы. Сложность разведения зоопсихологии и этологии связана с тем, что объект исследования у них общий — поведение животных. Однако в этологии объект совпадает с предметом исследования (поведение), а в зоопсихологии, как мы видели выше, нет. Более явные различия существуют между зоопсихологией и физиологией поведения, так как предметом физиологии являются физиологические процессы в организме, обеспечивающие поведение жи- вотного. Однако и здесь на определенных этапах исследования, когда изучается целостное поведение животных, невозможно обойтись без междисциплинарного подхода. В результате образуется пограничная область исследования, где необходимо применение методов и объяснительных схем всех указанных выше наук, что часто имеет место в практике научной работы.
|