Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Советом по психологии УМО






ЗООПСИХОЛОГИЯ

И СРАВНИТЕЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ


 


Рекомендовано

Советом по психологии УМО

по классическому университетскому образованию

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии


Москва

АСАИША


УДК 159.929 (075.8) ББК 88.2я73 Ф534

Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии

факультета психологии МГУ Н.Н.Мешкова; доктор психологических наук, действительный член РАЕН, зав. лабораторией

центра «Дошкольное детство им. А.В.Запорожца» С.Л.Новоселова;

доктор биологических наук, зав. лабораторией физиологии и генетики

поведения кафедры высшей нервной деятельности биологического

факультета МГУ, профессор З.А.Зорина

Филиппова Г. Г.

Ф 534 Зоопсихология и сравнительная психология: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с. ISBN 5-7695-1532-5

В учебном пособии характеризуются предмет, задачи и структура кур­са «Зоопсихология и сравнительная психология», показано его место в системе наук. Детально, с помощью сравнительно-психологического ме­тода исследования, освещены такие вопросы, как происхождение и раз­витие психики в филогенезе, стадии развития психики, сравнительный анализ развития психики в онтогенезе на разных эволюционных уровнях психики, особенности психики высших человекообразных обезьян и про­блемы возникновения человеческого сознания, использование зоопсихо-логических знаний в хозяйственной и природоохранной деятельности че­ловека и в практической психологической работе.

Пособие адресовано студентам, преподавателям и всем специалистам, интересующимся проблемами развития психики и происхождения чело­веческого сознания.

УДК 159.929 (075.8)
Учебное издание ББК 88.2я73

Филиппова Галина Григорьевна Зоопсихология и сравнительная психология Учебное пособие

Редактор Р. К. Лопина. Технический редактор Е. Ф. Коржуева. Компьютерная верстка: Е. Ю. Матвеева. Корректоры В. Н. Рейбекелъ,

Н. В. Козлова

Ли; и1шитип1> 1 предоставлены издательством.

Изд. № A-923/I. Подписано в печать 25.02.2004. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 34, 0. Тираж 5100 экз. Заказ № 13058.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение№77.99.02.953.Д.003903.06.03от05.06.2003 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.


ISBN 5-7695-1532-5


© Филиппова Г. Г., 2004

© Издательский центр «Академия», 2004


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие основано на базовом курсе лекций по эволю­ции психики и зоопсихологии для студентов факультета психоло­гии МГУ им. М. В.Ломоносова (А. Н.Леонтьева и К. Э. Фабри, про­долженные в лекционных курсах С.Л.Новоселовой и Н.Н.Меш-ковой), а также на опыте лекционной и научной работы автора. Особенностями пособия являются анализ психики и ее развития в филогенезе с позиций эволюционно-системного подхода; опи­сание основных психологических категорий, необходимых для ана­лиза развития психики; подробный теоретический и эксперимен­тальный анализ предчеловеческой стадии развития психики (пси­хики высших человекообразных обезьян) и предпосылок проис­хождения сознания; сравнительное изучение психики человека и других животных, а также освещение прикладных вопросов зоо­психологии и сравнительной психологии. Именно эти темы наи­более важны при подготовке студентов-психологов и наименее освещены в имеющихся учебных пособиях.

Данное учебное пособие не дублирует имеющийся в учебной и научной литературе материал по развитию психики в филогенезе. Автор ставит перед собой задачу представить эволюцию психики как эволюцию психического отражения, при этом анализируются все особенности психики и направления их преобразования в эво­люции.

Основная цель первой части пособия — представить тео­ретические основы анализа закономерностей развития психики в эволюции с современных позиций. Студентам психологических фа­культетов важно понимание сущности психики и основных за­кономерностей ее преобразования в эволюции, без чего невоз­можно понимание специфики сознания человека, биологических и социально-культурных факторов, обусловливающих особенно­сти человеческой психики и ее развитие в онтогенезе, особенно на самых ранних этапах (пренатальном и раннем постнатальном). Поэтому большое внимание уделено анализу теоретических поло­жений и разбору основных категорий, необходимых для понима­ния того, что такое психика и как она изменялась в филогенезе.

Во второй части пособия анализируются основные взгля­ды на психологическую сущность антропогенеза и особенности психики высших антропоидов, представлены теоретические и экс­периментальные данные по исследованию интеллекта антропои-


дов, в том числе и полученные автором, раскрывающие наиболее существенные особенности структуры деятельности этих живот­ных, имеющие значение для происхождения сознания человека в филогенезе, а также сравнительный анализ некоторых сторон раз­вития интеллекта в онтогенезе человекообразных обезьян и ре­бенка.

В третьей части пособия представлены история и обзор современных сравнительно-психологических исследований, а также общие направления прикладной зоопсихологии и сравнительной психологии.

Для освоения данного курса студенты должны иметь представ­ление об общих понятиях и категориях психологии. В программе психологических факультетов курс зоопсихологии и сравнитель­ной психологии читается не ранее второго семестра обучения. Это позволяет опираться на уже имеющиеся знания студентов, полу­ченные при изучении введения в психологию, анатомии цент­ральной нервной системы, общей биологии, антропологии. На старших курсах учебное пособие может быть использовано для самостоятельной работы студентов по антропологии (теоретиче­ские проблемы антропогенеза), методологии психологии, возра­стной психологии (развитие интеллекта ребенка на довербальной стадии онтогенеза) и другим курсам.

При подготовке учебного пособия автором использованы со­временные достижения во многих областях психологии и смеж­ных наук, представленные с позиций эволюционно-системного подхода.

В теоретическом отношении данный курс опирается на пред­ставления о психике и общих закономерностях развития материи, обобщенные в философии Г.В.Ф.Гегелем, развитые в дальней­шем Ф. Энгельсом и другими теоретиками диалектического мате­риализма, которые заложили фундамент для становления систем­ного подхода. Идеи, помогающие понять закономерности эволю­ции психики, разрабатывались в системных теориях развития в разных направлениях отечественной психологии XX в.: В. А. Вагне­ром, Л.С.Выготским, Н.Н.Ладыгиной-Котс, И.М.Сеченовым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, П. Я. Галь­периным, П. К. Анохиным и их учениками и последователями. Большое значение для развития представлений об эволюции пси­хики имеют современные психологические теории, разрабатыва­емые в рамках психофизиологии, когнитивной психологии, воз­растной психологии, психоанализа и близких к ним направле­ний.

Огромное значение для осмысления теоретического и экспе­риментального материала имели лекционные курсы ведущих спе­циалистов отечественной науки по общей психологии, зоопсихо­логии и сравнительной психологии, которые автору посчастли-


вилось слушать на протяжении многих лет на факультете психо­логии МГУ: А.Н.Леонтьева, К.Э.Фабри, С.Л.Новоселовой, Н. Н. Мешковой и Е. Ю. Федорович. Это позволило автору разра­ботать и в течение 10 лет преподавать зоопсихологию и сравни­тельную психологию, антропологию и ряд курсов, посвященных раннему онтогенезу и психологии материнства, на факультете пси­хологии Московского гуманитарного университета и читать в те­чение ряда лет спецкурс «Психика антропоидов» и некоторые дру­гие на факультете психологии МГУ.

В учебном пособии использованы материалы исследований ве­дущих отечественных ученых, опубликованные в книгах, статьях и обсуждавшиеся на научных конференциях. Основные из них представлены в списках литературы, рекомендованной для изуче­ния, в конце каждой главы и в конце учебного пособия.


Скажите мне, волны, что есть человек?

Откуда пришел он?

Куда пойдет?

Г. Гейне

Чтобы узнать, куда течет река, надо найти, где она начинается.

Африканская мудрость

ВВЕДЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал