Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Советом по психологии УМОСтр 1 из 74Следующая ⇒
ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии Москва АСАИША УДК 159.929 (075.8) ББК 88.2я73 Ф534 Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ Н.Н.Мешкова; доктор психологических наук, действительный член РАЕН, зав. лабораторией центра «Дошкольное детство им. А.В.Запорожца» С.Л.Новоселова; доктор биологических наук, зав. лабораторией физиологии и генетики поведения кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ, профессор З.А.Зорина Филиппова Г. Г. Ф 534 Зоопсихология и сравнительная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с. ISBN 5-7695-1532-5 В учебном пособии характеризуются предмет, задачи и структура курса «Зоопсихология и сравнительная психология», показано его место в системе наук. Детально, с помощью сравнительно-психологического метода исследования, освещены такие вопросы, как происхождение и развитие психики в филогенезе, стадии развития психики, сравнительный анализ развития психики в онтогенезе на разных эволюционных уровнях психики, особенности психики высших человекообразных обезьян и проблемы возникновения человеческого сознания, использование зоопсихо-логических знаний в хозяйственной и природоохранной деятельности человека и в практической психологической работе. Пособие адресовано студентам, преподавателям и всем специалистам, интересующимся проблемами развития психики и происхождения человеческого сознания. УДК 159.929 (075.8) Филиппова Галина Григорьевна Зоопсихология и сравнительная психология Учебное пособие Редактор Р. К. Лопина. Технический редактор Е. Ф. Коржуева. Компьютерная верстка: Е. Ю. Матвеева. Корректоры В. Н. Рейбекелъ, Н. В. Козлова Ли; и1шитип1> 1 предоставлены издательством. Изд. № A-923/I. Подписано в печать 25.02.2004. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 34, 0. Тираж 5100 экз. Заказ № 13058. Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение№77.99.02.953.Д.003903.06.03от05.06.2003 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337. Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. ISBN 5-7695-1532-5 © Филиппова Г. Г., 2004 © Издательский центр «Академия», 2004 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие основано на базовом курсе лекций по эволюции психики и зоопсихологии для студентов факультета психологии МГУ им. М. В.Ломоносова (А. Н.Леонтьева и К. Э. Фабри, продолженные в лекционных курсах С.Л.Новоселовой и Н.Н.Меш-ковой), а также на опыте лекционной и научной работы автора. Особенностями пособия являются анализ психики и ее развития в филогенезе с позиций эволюционно-системного подхода; описание основных психологических категорий, необходимых для анализа развития психики; подробный теоретический и экспериментальный анализ предчеловеческой стадии развития психики (психики высших человекообразных обезьян) и предпосылок происхождения сознания; сравнительное изучение психики человека и других животных, а также освещение прикладных вопросов зоопсихологии и сравнительной психологии. Именно эти темы наиболее важны при подготовке студентов-психологов и наименее освещены в имеющихся учебных пособиях. Данное учебное пособие не дублирует имеющийся в учебной и научной литературе материал по развитию психики в филогенезе. Автор ставит перед собой задачу представить эволюцию психики как эволюцию психического отражения, при этом анализируются все особенности психики и направления их преобразования в эволюции. Основная цель первой части пособия — представить теоретические основы анализа закономерностей развития психики в эволюции с современных позиций. Студентам психологических факультетов важно понимание сущности психики и основных закономерностей ее преобразования в эволюции, без чего невозможно понимание специфики сознания человека, биологических и социально-культурных факторов, обусловливающих особенности человеческой психики и ее развитие в онтогенезе, особенно на самых ранних этапах (пренатальном и раннем постнатальном). Поэтому большое внимание уделено анализу теоретических положений и разбору основных категорий, необходимых для понимания того, что такое психика и как она изменялась в филогенезе. Во второй части пособия анализируются основные взгляды на психологическую сущность антропогенеза и особенности психики высших антропоидов, представлены теоретические и экспериментальные данные по исследованию интеллекта антропои- дов, в том числе и полученные автором, раскрывающие наиболее существенные особенности структуры деятельности этих животных, имеющие значение для происхождения сознания человека в филогенезе, а также сравнительный анализ некоторых сторон развития интеллекта в онтогенезе человекообразных обезьян и ребенка. В третьей части пособия представлены история и обзор современных сравнительно-психологических исследований, а также общие направления прикладной зоопсихологии и сравнительной психологии. Для освоения данного курса студенты должны иметь представление об общих понятиях и категориях психологии. В программе психологических факультетов курс зоопсихологии и сравнительной психологии читается не ранее второго семестра обучения. Это позволяет опираться на уже имеющиеся знания студентов, полученные при изучении введения в психологию, анатомии центральной нервной системы, общей биологии, антропологии. На старших курсах учебное пособие может быть использовано для самостоятельной работы студентов по антропологии (теоретические проблемы антропогенеза), методологии психологии, возрастной психологии (развитие интеллекта ребенка на довербальной стадии онтогенеза) и другим курсам. При подготовке учебного пособия автором использованы современные достижения во многих областях психологии и смежных наук, представленные с позиций эволюционно-системного подхода. В теоретическом отношении данный курс опирается на представления о психике и общих закономерностях развития материи, обобщенные в философии Г.В.Ф.Гегелем, развитые в дальнейшем Ф. Энгельсом и другими теоретиками диалектического материализма, которые заложили фундамент для становления системного подхода. Идеи, помогающие понять закономерности эволюции психики, разрабатывались в системных теориях развития в разных направлениях отечественной психологии XX в.: В. А. Вагнером, Л.С.Выготским, Н.Н.Ладыгиной-Котс, И.М.Сеченовым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным, П. К. Анохиным и их учениками и последователями. Большое значение для развития представлений об эволюции психики имеют современные психологические теории, разрабатываемые в рамках психофизиологии, когнитивной психологии, возрастной психологии, психоанализа и близких к ним направлений. Огромное значение для осмысления теоретического и экспериментального материала имели лекционные курсы ведущих специалистов отечественной науки по общей психологии, зоопсихологии и сравнительной психологии, которые автору посчастли- вилось слушать на протяжении многих лет на факультете психологии МГУ: А.Н.Леонтьева, К.Э.Фабри, С.Л.Новоселовой, Н. Н. Мешковой и Е. Ю. Федорович. Это позволило автору разработать и в течение 10 лет преподавать зоопсихологию и сравнительную психологию, антропологию и ряд курсов, посвященных раннему онтогенезу и психологии материнства, на факультете психологии Московского гуманитарного университета и читать в течение ряда лет спецкурс «Психика антропоидов» и некоторые другие на факультете психологии МГУ. В учебном пособии использованы материалы исследований ведущих отечественных ученых, опубликованные в книгах, статьях и обсуждавшиеся на научных конференциях. Основные из них представлены в списках литературы, рекомендованной для изучения, в конце каждой главы и в конце учебного пособия. Скажите мне, волны, что есть человек? Откуда пришел он? Куда пойдет? Г. Гейне Чтобы узнать, куда течет река, надо найти, где она начинается. Африканская мудрость ВВЕДЕНИЕ
|