Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разработка теоретических основ эволюции психики
В начале XX в. выдающийся русский зоолог и зоопсихолог В. А. Вагнер написал ряд фундаментальных методологических трудов (Биологические основания сравнительной психологии, 1913; Биопсихология и смежные науки, 1923; Этюды по сравнительной психологии. Возникновение и развитие психических способностей, 1925—1929), в которых представлены анализ современных знаний по психологии животных, основных теоретических подходов к ее изучению, обоснование сравнительно-психологического метода исследования и т. п. В. А. Вагнер, являясь профессором зоологии и сравнительной психологии Ленинградского университета, заложил методологические основы развития отечественной зоопсихологии и сравнительной психологии и по праву считается их основателем. Он изучал инстинктивное поведение и описал его свойства изменяться в эволюции и в онтогенезе животных (пластичность инстинктивного поведения), анализировал разумные способности животных (правда, с современной точки зрения явно их недооценивал). После работ В. А. Вагнера зоопсихология и сравнительная психология в России прочно заняли место в системе психологических наук как важные отрасли, имеющие свой предмет, методологию и занимающиеся фундаментальными психологическими проблемами. В этот же период в Московском университете проблемы эволюции психики разрабатывались выдающимся эволюционистом А.Н.Северцовым. В своей работе «Эволюция и психика» (1922) 2 Филиппова 33 А. Н. Северцов обосновывал значение психики как фактора эволюции. Он указывал, что существуют два типа приспособлений животных к изменениям окружающей среды: медленные изменения строения и изменение поведения (без изменения строения органов), позволяющие приспосабливаться к быстрым изменениям среды. Такое изменение поведения регулируется психикой, и в эволюции происходит увеличение пластичности поведения, связанное с повышением психической организации. Большой вклад в разработку теоретических проблем эволюции психики и происхождения человеческого сознания внес Л. С. Выготский. Хорошо известны его работы «Предисловие к книге В. Кё-лера " Исследование интеллекта человекоподобных обезьян" (1930) и «Этюды по истории поведения» (совместно с А.Р.Лурия, 1930), где проанализированы имевшиеся в то время данные об интеллекте высших обезьян, «примитивного» человека и ребенка. В этих работах Л. С. Выготский обосновывает и применяет сравнительно-психологический метод для объяснения пути «психологической эволюции от обезьяны до культурного человека». Гораздо меньше используются в зоопсихологии идеи психологии развития, заложенные в трудах «Исторический смысл психологического кризиса» (1927), «Мышление и речь» (1934), «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930). Л.С.Выготский считал, что общая психология должна охватывать все аспекты изучения психики и «психология нормального взрослого человека» является одной из психологических дисциплин наряду с зоопсихологией и психопатологией. Представления же о различных (эволюционно!) корнях мышления и речи были бы очень полезны для анализа современных экспериментов по обучению высших обезьян искусственным знаковым средствам, равно как и теоретические и экспериментальные разработки генезиса знаковой функции у ребенка (кстати, в физиологии ВИД при анализе процессов обобщения у животных используются термины «довербальные понятия», «перцептивные понятия»). В целом наследие Л.С.Выготского имеет огромный потенциал, еще явно недостаточно освоенный в зоопсихологии и сравнительной психологии. Становление и развитие отечественной сравнительной психологии связано с именем выдающегося ученого XX столетия Н. Н.Ладыгиной-Котс. Она была не только великолепным экспериментатором, сделавшим в этом плане не меньше, чем Р. М. Йеркс и В. Кёлер, но и теоретиком и методологом. Ею заложены теоретические основы эволюции психики, сформулированы представления о «взаимопроникаемости» инстинктивных механизмов, научения и мышления, их существовании в своеобразном сочетании на всех этапах эволюции психики. Предложенное ею выделение уровней развития мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и речевое) и анализ их развития у высших жи- I потных и человеческого ребенка прочно вошли в психологию животных и человека. Она провела первое в мире систематическое сравнительное исследование развития детеныша шимпанзе и человеческого ребенка, которое до сих пор является актуальным для психологии развития. Ученики и последователи Н. Н. Ла-дыгиной-Котс продолжали разрабатывать ее идеи в зоопсихологии и сравнительной психологии, физиологии ВНД, антропологии. Дальнейшая разработка теории эволюции психики была осуществлена А.Н.Леонтьевым. Являясь учеником Л.С.Выготского, он совместно с А. В. Запорожцем, А. Р.Лурия занимался проблемами возникновения и развития психики. А. Н.Леонтьев предложил теоретически и экспериментально обоснованную концепцию возникновения и эволюции психики, выделил стадии развития психики и сформулировал основные закономерности этого развития (основные труды: «Очерк развития психики», 1947. «Проблемы развития психики», 1972, «Эволюция психики», 1999). Его учение до сих пор является наиболее стройным и обоснованным представлением об эволюции психики и происхождении человеческого сознания. Последователи А.Н.Леонтьева (К.Э. Фабри, С.Л.Новоселова, Н.Н.Мешкова, Г.Г.Филиппова) продолжают разработку теоретических представлений об эволюции психики. Теория деятельности А. Н. Леонтьева и его концепция эволюции психики, а также исследования его учеников будут подробно изложены при анализе происхождения и стадий развития психики.
|