Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка теоретических основ эволюции психики






В начале XX в. выдающийся русский зоолог и зоопсихолог В. А. Вагнер написал ряд фундаментальных методологических тру­дов (Биологические основания сравнительной психологии, 1913; Биопсихология и смежные науки, 1923; Этюды по сравнительной психологии. Возникновение и развитие психических способностей, 1925—1929), в которых представлены анализ современных зна­ний по психологии животных, основных теоретических подходов к ее изучению, обоснование сравнительно-психологического ме­тода исследования и т. п. В. А. Вагнер, являясь профессором зооло­гии и сравнительной психологии Ленинградского университета, заложил методологические основы развития отечественной зоо­психологии и сравнительной психологии и по праву считается их основателем. Он изучал инстинктивное поведение и описал его свойства изменяться в эволюции и в онтогенезе животных (плас­тичность инстинктивного поведения), анализировал разумные спо­собности животных (правда, с современной точки зрения явно их недооценивал). После работ В. А. Вагнера зоопсихология и срав­нительная психология в России прочно заняли место в системе психологических наук как важные отрасли, имеющие свой пред­мет, методологию и занимающиеся фундаментальными психоло­гическими проблемами.

В этот же период в Московском университете проблемы эво­люции психики разрабатывались выдающимся эволюционистом А.Н.Северцовым. В своей работе «Эволюция и психика» (1922)

2 Филиппова 33


А. Н. Северцов обосновывал значение психики как фактора эво­люции. Он указывал, что существуют два типа приспособлений животных к изменениям окружающей среды: медленные измене­ния строения и изменение поведения (без изменения строения органов), позволяющие приспосабливаться к быстрым изменени­ям среды. Такое изменение поведения регулируется психикой, и в эволюции происходит увеличение пластичности поведения, свя­занное с повышением психической организации.

Большой вклад в разработку теоретических проблем эволюции психики и происхождения человеческого сознания внес Л. С. Вы­готский. Хорошо известны его работы «Предисловие к книге В. Кё-лера " Исследование интеллекта человекоподобных обезьян" (1930) и «Этюды по истории поведения» (совместно с А.Р.Лурия, 1930), где проанализированы имевшиеся в то время данные об интел­лекте высших обезьян, «примитивного» человека и ребенка. В этих работах Л. С. Выготский обосновывает и применяет сравнитель­но-психологический метод для объяснения пути «психологиче­ской эволюции от обезьяны до культурного человека». Гораздо меньше используются в зоопсихологии идеи психологии разви­тия, заложенные в трудах «Исторический смысл психологическо­го кризиса» (1927), «Мышление и речь» (1934), «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930). Л.С.Выготский считал, что общая пси­хология должна охватывать все аспекты изучения психики и «пси­хология нормального взрослого человека» является одной из пси­хологических дисциплин наряду с зоопсихологией и психопато­логией. Представления же о различных (эволюционно!) корнях мышления и речи были бы очень полезны для анализа современ­ных экспериментов по обучению высших обезьян искусственным знаковым средствам, равно как и теоретические и эксперимен­тальные разработки генезиса знаковой функции у ребенка (кста­ти, в физиологии ВИД при анализе процессов обобщения у жи­вотных используются термины «довербальные понятия», «перцеп­тивные понятия»). В целом наследие Л.С.Выготского имеет ог­ромный потенциал, еще явно недостаточно освоенный в зоопси­хологии и сравнительной психологии.

Становление и развитие отечественной сравнительной пси­хологии связано с именем выдающегося ученого XX столетия Н. Н.Ладыгиной-Котс. Она была не только великолепным экспери­ментатором, сделавшим в этом плане не меньше, чем Р. М. Йеркс и В. Кёлер, но и теоретиком и методологом. Ею заложены теоре­тические основы эволюции психики, сформулированы представ­ления о «взаимопроникаемости» инстинктивных механизмов, на­учения и мышления, их существовании в своеобразном сочета­нии на всех этапах эволюции психики. Предложенное ею выде­ление уровней развития мышления (наглядно-действенное, на­глядно-образное и речевое) и анализ их развития у высших жи-


I


потных и человеческого ребенка прочно вошли в психологию животных и человека. Она провела первое в мире систематиче­ское сравнительное исследование развития детеныша шимпанзе и человеческого ребенка, которое до сих пор является актуаль­ным для психологии развития. Ученики и последователи Н. Н. Ла-дыгиной-Котс продолжали разрабатывать ее идеи в зоопсихоло­гии и сравнительной психологии, физиологии ВНД, антрополо­гии.

Дальнейшая разработка теории эволюции психики была осу­ществлена А.Н.Леонтьевым. Являясь учеником Л.С.Выготского, он совместно с А. В. Запорожцем, А. Р.Лурия занимался пробле­мами возникновения и развития психики. А. Н.Леонтьев предло­жил теоретически и экспериментально обоснованную концепцию возникновения и эволюции психики, выделил стадии развития психики и сформулировал основные закономерности этого раз­вития (основные труды: «Очерк развития психики», 1947. «Про­блемы развития психики», 1972, «Эволюция психики», 1999). Его учение до сих пор является наиболее стройным и обоснованным представлением об эволюции психики и происхождении челове­ческого сознания. Последователи А.Н.Леонтьева (К.Э. Фабри, С.Л.Новоселова, Н.Н.Мешкова, Г.Г.Филиппова) продолжают разработку теоретических представлений об эволюции психики. Теория деятельности А. Н. Леонтьева и его концепция эволюции психики, а также исследования его учеников будут подробно из­ложены при анализе происхождения и стадий развития психики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал