Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Представление о психике животных и человека в естествознании в XVIII—XIX веках
Развитие эволюционных идей в естествознании в XVIII—XIX вв. гораздо больше основывалось на анализе психических особенностей животных, чем это представлено в современных вариантах эволюционной биологии. Можно сказать, что французские и английские эволюционисты в качестве центрального образования рассматривали формирование в эволюции приспособительного поведения животных, достаточно четко оценивая морфологические признаки как производные от изменения поведения. Главной в этих представлениях о поведении животных была дихотомия врожденного (инстинктивного) и приобретенного (привычки, научение), их роль в формировании адаптивных, наследуемых форм поведения. В XVIII в. Ж. Ламетри, изучая различных животных, говорил о биологической приспособленности инстинктивных действий и их прогрессивном усложнении от примитивных животных до человека. Э.Кондильяк, сравнивая инстинктивные действия и привычки, предполагал, что инстинктивные действия происхо- дят от разумных, которые, постепенно автоматизируясь и теряя «разумность» (т. е. необходимость активного контроля — почти автоматизация ориентировочных действий по П.Я.Гальперину!), становятся навыками, а затем инстинктами. Противоположной точки зрения придерживался Ш.Леруа: разум происходит от инстинкта в результате повторяющихся действий и сопровождающих их ощущений, которые откладываются в памяти и сопоставляются между собой при последующих повторениях. Леруа считал, что приобретенное поведение (привычки) передается по наследству. Таким образом, французские эволюционисты в анализе поведения и психики животных продвигались по той же логике, что и античные мыслители, выделяя инстинктивные формы поведения, научение и разумные способности. Самым дискуссионным был вопрос о разумных способностях животных. Ж. Бюффон, систематизируя имеющиеся данные о морфологическом строении животных и их поведении, выступал против приписывания животным разума, призывая к более строгому, объективному определению используемых понятий. Он считал, что разум как понимание смысла своих действий есть только у человека. В трудах Бюффона заложены основы объективного исследования психики животных. В конце XVIII—начале XIX в. проблема разумного поведения животных стала изучаться экспериментально. Ф.Кювье, проводя опыты с животными Парижского зоопарка, предлагал различать инстинктивные действия животных и действия, основанные на «уме», а также ум животных и человека. Ж. Б.Ламарк в основу своего эволюционного учения ставил направляющее действие психического фактора. Согласно его взглядам, внешняя среда действует на живой организм, изменяя его поведение. Следующее за этим упражнение имеющихся органов ведет к изменению в их строении, которое наследуется. Таким образом приобретенные при жизни привычки переходят в инстинкт и морфологические изменения органов. Отдавая дань развитию объективных биологических знаний своей эпохи, Ламарк меньше интересовался субъективной стороной психического, зато заложил основы представлений о ведущей роли функции по отношению к органу как основному эволюционному механизму и о роли психики в эволюции. Сходные идеи высказывал профессор Московского университета К. Рулье: инстинкты он считал приспособительными реакциями, выработавшимися под воздействием изменений среды. Инстинкты могут изменяться под воздействием опыта животных, и эти изменения передаются по наследству. Рулье говорил, что поведение животных представляет собой сочетание врожденных и приобретенных компонентов, видового и индивидуального опыта. Огромный вклад в развитие зоопсихологии и сравнительной психологии внесли работы Ч.Дарвина. Он заложил научные осно- им и представил классический вариант сравнительно-психологических исследований: «О выражении эмоций у животных и чело-иска» (1872), «Инстинкт» (1877) и др. Эти работы не потеряли своей актуальности до сих пор как в теоретико-методологическом, так и в эмпирическом отношении. При анализе эволюционных закономерностей Ч.Дарвин в качестве основного объяснительного принципа использовал представление о ведущей роли функции по отношению к органу, применяя его к эволюции инстинктов так же, как к эволюции строения органов животных. При этом поведенческие изменения являются функциональными изменениями, ведущими за собой изменения в строении. Важным в учении Дарвина является окончательное (хотя, разумеется, далеко не первое, учитывая работы античных философов, Спинозы и других) разграничение инстинкта, способности животных к научению и способности «к рассуждению», причем все это же есть и у человека, отличие которого от других животных Дарвин видел в степени, а не в качестве этих способностей. Именно с работ Дарвина разделение трех вышеназванных категорий поведения стало общепризнанным в науке. Основанные на анализе огромного фактического материала, исследования Дарвина окончательно доказали преемственность психики человека и животных, необходимость и возможность их сравнительного изучения. Что, однако, не помешало в дальнейшем отдельным психологическим направлениям, признавая общие эволюционные закономерности, игнорировать эту преемственность или даже углублять пропасть, разделяющую психику животных и человека. С середины XIX в. психология оформляется в самостоятельную науку, и с самого начала ее становления исследования психики животных и сравнительно-психологические исследования занимают в ней большое место, они связаны с именами самых известных теоретиков и экспериментаторов и послужили основой выделения фундаментальных направлений психологической мысли.
|