Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представление о психике животных и человека в философии XVII—XIX веков






В этот период психология еще развивалась в рамках филосо­фии, а естествознание только начинало пробуждаться после «тем­ной» эпохи Средневековья. Философов в первую очередь интере­совали проблемы человеческого сознания и бытия человека в мире; проблему происхождения и развития психики они решали имен­но с этих позиций. Обращаясь к сущности человеческой психики, философы рассматривали ее в общей системе строения мира, раз­рабатывали и применяли для объяснения психических явлений общие закономерности существования и развития материи. В тру­дах великих мыслителей этой эпохи заложены основы теоретиче­ских представлений о психике, феноменологии, развитии. Наи­более важные для анализа эволюции психики представления со­держатся в работах Р.Декарта (Франция, XVII в.), Б. Спинозы (Гол­ландия, XVII в.) и Г.В.Ф.Гегеля (Германия, XVIII—XIX вв.).

Р.Декарт считал, что душа и тело — это два разных начала. Телесные движения осуществляются рефлекторно, как двигатель-


ный ответ организма на внешнее воздействие. Поведение живот­ных этим и исчерпывается. У человека же помимо тела есть душа, сущность которой состоит в мышлении и познании своих субъек­тивных состояний. Животных, в отличие от человека, он характе­ризовал как живые машины, действующие на основе рефлексов и проявляющиеся вовне аналогично механическим конструкциям, которые также при работе выделяют тепло, издают звуки и т.п. Такой взгляд не оставлял никакой возможности для представле­ний о преемственности развития психики животных и человека. Идеи Декарта положили начало разделению психологии на изу­чающую сознание (в рамках которой до середины XX в. не было места исследованию животных) и поведение, объясняемое на ос­нове стимул-реактивных механизмов. Подход Декарта, весьма не­однозначный и противоречивый, стимулировал развитие других взглядов, преодолевавших введенный им дуализм души и тела.

Тезис о единстве души (мышления) и тела (протяженности) как неотъемлемых атрибутов одной субстанции (субстанция есть вся природа, или Бог, что в современном понимании аналогично материи) выдвинул Б. Спиноза. В его учении содержатся материа­листические идеи о присущей природе способности к саморазви­тию. Понятие мышления у Спинозы практически совпадает с со­временным понятием психики: живое тело является «мыслящим телом», мышление направляет движение тела по логике движе­ния других тел, с которыми первое вступает в отношения. Каче­ство мышления (психики) зависит от качества тела, причем не от его анатомического строения, а именно от особенностей взаимо­действия данного тела с другими телами. Одушевлены все вещи в мире, но в разной степени. Мышление в живой природе представ­лено тремя разными формами, усложняющимися по мере услож­нения взаимодействия тела с миром: чувствованием (чувственное познание), интеллектом (рациональное познание, состоящее из рассудка и разума) и интуицией (познание на основе озарения, проникновения в суть вещей). В учении Спинозы содержатся идеи о действенном характере психики, связи ее развития с преобра­зованием взаимодействия между субъектом и объектом, разделе­нии интеллекта на две формы, которое гораздо позднее появи­лось в психологии как разделение интеллекта животных и мышле­ния человека. Философия и психология Спинозы оказали боль­шое влияние не только на развитие знаний о психике человека, но и на представления о механизмах развития психики в эволю­ции как едином процессе, подчиняемом единым закономерно­стям. К высказанным им положениям мы вернемся при обсужде­нии проблем происхождения и эволюции психики.

Вершиной развития философских идей о происхождении и эво­люции психики является учение Г. В. Ф. Гегеля. Ортодоксальность марксистско-ленинской философии, господствующей в России в


середине XX в., препятствовала прямой ассимиляции положений диалектического идеализма Гегеля, несмотря на то, что сама на них же и основывалась. Место философии Гегеля в теории психо­логии весьма необычно: его необыкновенно точные и намного опережающие свое время представления о сущности психики, субъективности и деятельности, особенностях психики на разных уровнях развития материи практически оказались не востребован­ными зарубежной психологией, которая, во-первых, в то время мало интересовалась столь высокими сферами, как общепсихоло­гическая теория эволюции психики, а во-вторых, искала в объяс­нении этой эволюции более «объективные» представления. Отече­ственная же психология должна была соответствовать господству­ющей идеологии, что также не позволяло прямо пользоваться «идеалистической» теорией Гегеля. Это помешало увидеть подлин­ный материализм и эволюционизм гегелевской концепции «Аб­солютного духа», проходящего в своем саморазвитии все этапы от неорганической материи через органическую, не наделенную субъективностью (растительную) к подлинной субъективности у животных (чувственной) и идеальной субъективности у человека. Более того, Гегель, используя в качестве центрального объясни­тельного конструкта понятие «деятельность», продемонстрировал единство фило- и онтогенетических закономерностей развития психики. В целом его идеи ассимилированы в теории деятельности А. Н.Леонтьева и положены в основу предлагаемых в данном учеб­ном пособии представлений об эволюции психики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал