Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Представление о психике животных и человека в философии XVII—XIX веков
В этот период психология еще развивалась в рамках философии, а естествознание только начинало пробуждаться после «темной» эпохи Средневековья. Философов в первую очередь интересовали проблемы человеческого сознания и бытия человека в мире; проблему происхождения и развития психики они решали именно с этих позиций. Обращаясь к сущности человеческой психики, философы рассматривали ее в общей системе строения мира, разрабатывали и применяли для объяснения психических явлений общие закономерности существования и развития материи. В трудах великих мыслителей этой эпохи заложены основы теоретических представлений о психике, феноменологии, развитии. Наиболее важные для анализа эволюции психики представления содержатся в работах Р.Декарта (Франция, XVII в.), Б. Спинозы (Голландия, XVII в.) и Г.В.Ф.Гегеля (Германия, XVIII—XIX вв.). Р.Декарт считал, что душа и тело — это два разных начала. Телесные движения осуществляются рефлекторно, как двигатель- ный ответ организма на внешнее воздействие. Поведение животных этим и исчерпывается. У человека же помимо тела есть душа, сущность которой состоит в мышлении и познании своих субъективных состояний. Животных, в отличие от человека, он характеризовал как живые машины, действующие на основе рефлексов и проявляющиеся вовне аналогично механическим конструкциям, которые также при работе выделяют тепло, издают звуки и т.п. Такой взгляд не оставлял никакой возможности для представлений о преемственности развития психики животных и человека. Идеи Декарта положили начало разделению психологии на изучающую сознание (в рамках которой до середины XX в. не было места исследованию животных) и поведение, объясняемое на основе стимул-реактивных механизмов. Подход Декарта, весьма неоднозначный и противоречивый, стимулировал развитие других взглядов, преодолевавших введенный им дуализм души и тела. Тезис о единстве души (мышления) и тела (протяженности) как неотъемлемых атрибутов одной субстанции (субстанция есть вся природа, или Бог, что в современном понимании аналогично материи) выдвинул Б. Спиноза. В его учении содержатся материалистические идеи о присущей природе способности к саморазвитию. Понятие мышления у Спинозы практически совпадает с современным понятием психики: живое тело является «мыслящим телом», мышление направляет движение тела по логике движения других тел, с которыми первое вступает в отношения. Качество мышления (психики) зависит от качества тела, причем не от его анатомического строения, а именно от особенностей взаимодействия данного тела с другими телами. Одушевлены все вещи в мире, но в разной степени. Мышление в живой природе представлено тремя разными формами, усложняющимися по мере усложнения взаимодействия тела с миром: чувствованием (чувственное познание), интеллектом (рациональное познание, состоящее из рассудка и разума) и интуицией (познание на основе озарения, проникновения в суть вещей). В учении Спинозы содержатся идеи о действенном характере психики, связи ее развития с преобразованием взаимодействия между субъектом и объектом, разделении интеллекта на две формы, которое гораздо позднее появилось в психологии как разделение интеллекта животных и мышления человека. Философия и психология Спинозы оказали большое влияние не только на развитие знаний о психике человека, но и на представления о механизмах развития психики в эволюции как едином процессе, подчиняемом единым закономерностям. К высказанным им положениям мы вернемся при обсуждении проблем происхождения и эволюции психики. Вершиной развития философских идей о происхождении и эволюции психики является учение Г. В. Ф. Гегеля. Ортодоксальность марксистско-ленинской философии, господствующей в России в середине XX в., препятствовала прямой ассимиляции положений диалектического идеализма Гегеля, несмотря на то, что сама на них же и основывалась. Место философии Гегеля в теории психологии весьма необычно: его необыкновенно точные и намного опережающие свое время представления о сущности психики, субъективности и деятельности, особенностях психики на разных уровнях развития материи практически оказались не востребованными зарубежной психологией, которая, во-первых, в то время мало интересовалась столь высокими сферами, как общепсихологическая теория эволюции психики, а во-вторых, искала в объяснении этой эволюции более «объективные» представления. Отечественная же психология должна была соответствовать господствующей идеологии, что также не позволяло прямо пользоваться «идеалистической» теорией Гегеля. Это помешало увидеть подлинный материализм и эволюционизм гегелевской концепции «Абсолютного духа», проходящего в своем саморазвитии все этапы от неорганической материи через органическую, не наделенную субъективностью (растительную) к подлинной субъективности у животных (чувственной) и идеальной субъективности у человека. Более того, Гегель, используя в качестве центрального объяснительного конструкта понятие «деятельность», продемонстрировал единство фило- и онтогенетических закономерностей развития психики. В целом его идеи ассимилированы в теории деятельности А. Н.Леонтьева и положены в основу предлагаемых в данном учебном пособии представлений об эволюции психики.
|