Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение.






Мнение, которого придерживается большинство ученых, состоит в том, что душа человека — не божественного происхождения, но является конечной, сотворенной сущностью. Комментатор Шарх аль-'акида ат-тахавийа сказал следующее: " Рух (дух человека) — есть часть творения Аллаха и, как таковое, — сотворено, согласно иджма (единодушному мнению) ученых-суннитов, как установлено Мухаммадом ибн Наср Аль-Марвази*, Ибн Кутайба**и другими". [Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 391. Также см. Маджму' фатауа шейху-ль-ислам, т. 4, с. 216].

*[Мухаммад ибн Наср (806-852 г.н.э.) родился и скончался в Багдаде. Был ученым хадиса. Среди его многочисленных работ: Та'зим кадр ас-саля, которая была опубликована. (Сийар а'лям ан-нубаля, т. 14, с. 33, № 13)].

**[Абдуллах ибн Мухсин ибн Кутайба Ад-Дайнури (ум. 878 г. н. э.) был известен своими книгами Мушкиль Аль-Кур'ан, Та'уиль мухталиф аль-хадис, Гариб Аль-Кур'ан и Гариб аль-хадис, последние три из которых - опубликованы. (Сийар а'лям ан-нубаля, т. 13, с. 96, № 138)].

Эта позиция основывается на следующем доказательстве из Корана: «Аллах — творец всякой вещи...». Коран 13: 16 и 39: 62.

Смысл этого аята — общий и включает все, помимо Аллаха и Его атрибутов. Подобное доказательство можно видеть в словах Аллаха — к Закарийе в Коране: «Я ведь сотворил тебя раньше, a был ты ничем». Коран, 19: 9.

Слово " человеческое существо" относится и к телу и к душе, и здесь обращение к Закарийа, который состоит из тела и души". [Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 391-392].

Дальнейшие доказательства этой позиции выводятся из описаний в текстах Корана и хадисов о душе в контексте смерти, отрыва и освобождения. Все это — качества сотворенных вещей. [Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 392].

Аллах упоминает: «Всякая душа (нафс) вкушает смерть». Коран, 3: 185, 21: 35 и 29: 57.

«Аллах приемлет души (анфус) в момент их смерти, a ту, которая не умерла, во сне; схватывает ту, для которой решил смерть, и отправляет другую до названного срока». Коран, 39: 42.

Умм Саляма сообщила, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел когда ее муж, Абу Саляма, умер и увидел его глаза открытыми и смотревшими в одну точку. Он закрыл их и сказал: «Когда душу забирают, взгляд следует за ней». [Сахих Муслим, т.2, с. 436, 437, № 2003].

Мнения о том, что душа не сотворена и, следовательно, — часть сущности Аллаха, придерживались некоторые из философов, такие как Аль-Кинди, Аль-Фараби, и Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази; некоторые суфии, такие как ихван ас-сафа [A History of Muslim Philosophy, т.1, с. 296-299] и Ибн Аль-Араби [Краткая энциклопедия Ислама, с. 436]; а также некоторые из мутакаллимов (приверженцы схоластической теологии) [Маджму' аль-фатауа, т.4, с. 222]. Некоторые из них использовали исламские тексты для подтверждения своей позиции, что душа — из " повеления Аллаха", атрибут Аллаха и, таким образом, не сотворена. Этот аргумент опирается на аят Корана: «Скажи: " Дух (рух) от повеления (амр) Господа моего..."». Коран, 17: 85.

Однако, здесь значение слова амр (повеление) — не есть божественное повеление само по себе, но ма'мур, нечто приказанное. Использование масдар (отглагольное существительное) в значении исм маф'уль (страдательный залог) — широко известная конструкция в арабском языке. [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа, с. 392].

Другое доказательство, используемое этой группой для поддержки несотворенного происхождения духа в аяте Корана, сообщающем о сотворении Аллахом Адама: «...И вдуну от Моего духа (рух)...». Коран, 15: 29.

Они заявляют, что в этом аяте Аллах приписывает дух Себе также, как Он описывает Себя Своими атрибутами, такими как милосердие, знание, видение и т. п. С другой стороны, ортодоксальные ученые указывают, что необходимо исследовать две категории вещей, отсылаемые к Аллаху как " Его". Первая включает описания вещей, которые не существуют сами по себе, подобно милосердию, знанию, власти и жизни Аллаха. Другая категория состоит из вещей, которые существуют отдельно от Аллаха, такие как дом Аллаха, Его верблюдица, раб, посланник и Его дух. Все эти сотворенные вещи описываются своим Творцом как " Его", для указания их особого, почетного места среди Его творений. [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа, с. 392].

Мухаммад ибн Наср упоминал: " Нет разногласий среди мусульман в отношении того факта, что души Адама и его потомства, Иисуса, и всех иных потомков Адама — сотворены. Аллах сотворил их, усовершенствовал их и придал им форму. Затем Он приписал их Себе, как Он делал это с остальными Своими творениями. Всемогущий Аллах сказал: «И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, — все, исходящее от Него». Коран, 45: 13. [Аль-худджа фи байан аль-махадджа, т.1, с. 469].

 

Форма.

Отдельные мусульманские философы утверждали, что каждый человек имеет три типа души: аммара, лавваама и мутма'инна. Они считали, что личность человека — есть отражение преобладающей души. Однако, согласно ведущим ученым-суннитам, правильная позиция в том, что все эти коранические термины относятся к одной единственной человеческой душе, которая существует в трех состояниях [Шарх аль-'акида ат-тахавиййа, с. 394-395]. В своем нижайшем состоянии ан-нафс аль-аммара би-с-суу' (душа, которая приказывает зло) базовые страсти души понуждаются к исполнению полностью, необузданно.

«... ведь душа побуждает ко злу...». Коран, 12: 53.

В этом отношении Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прелюбодей не (остается) верующим, пока прелюбодействует».

Когда греховные страсти противостоят вере, душа может порицать и упрекать самого человека, совершающего грех, и следовательно становиться ан-нафс аль-лавваама (упрекающая душа). В Коране сказано: «... и клянусь душой порицающей...». Коран, 75: 2.

Подобно этому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда злые дела огорчают тебя, а добрые дела радуют, ты — верующий». [Передано Ахмадом, Ибн Хиббаном и Аль-Хакимом. Заверено Аль-Албани в Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха, т.2, с. 83, № 550].

Если вера становится сильной, то добрые дела преобладают и душа находит спокойствие. Это упоминается как ан-нафс аль-мутма'инна (душа в мире).

«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу...». Коран, 89: 27, 28.

Многими учеными предпринимались попытки распознать строение души. Некоторые, такие как Фахру-д-Дин Ар-Рази, считали, что она — телесна. Другие, такие как Аль-Газали и Ибн Сина, приняли взгляд Аристотеля, что она — не телесна. В Тавали' аль-анвар Аль-Байдави* классифицирует человеческую душу как бестелесную эманацию от Аллаха [Краткая энциклопедия Ислама, с. 435]. Некоторые другие, такие как Абу АбдуЛлах ибн Аль-Хатыб**, заявляли, что душа — ничто иное как само человеческое тело. [Ар-рух, с. 275].

*[Абдуллах ибн 'Умар Аль-Байдави (ум. 1287 г.), правовед, толкователь Корана и ученый, родился в городе Байда (в Персии, близ Шираза) и был судьей Шираза некоторое время. Известен своими работами - комментарием Анвар ат-танзиль уа асрар ат-та'уиль, более известным как Тафсир Аль-Байдави, Тавалли аль-анвар в области теологии и Минхадж аль-вусуль фи 'ильм аль-усуль в области канонического права. (Аль-а'лям, т.4, с. 110)].

**[Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдулла (1313-1374 гг.), родившийся в Гранаде, известный под прозванием " Лисану-д-Дин ибн Аль-Хатиб", был историком и писателем. Позже поселился со своей семьей в городе Фес, Марокко. В один период жизни он был обвинен в ереси, отклонившихся философских идеях и заточен в тюрьму. В заключении написал множество книг по истории городов северной Африки и Испании. (Аль-а'лям, т. 6, с. 235)].

Большинство ученых отвергли последние два заявления как чистую спекуляцию, лишенную даже частицы доказательства из единственных источников, которые могут пролить свет на предмет, Корана и Сунны. Ибн Аль-Каййим*процитировал высказывание Ибн Хазма, что душа считается телесной и отличается от человеческого тела [Ар-рух, с. 275-276]. Затем Ибн Аль-Каййим перечисляет сто шестьдесят доказательств из источников исламской мысли в поддержку этого взгляда. [Ар-рух, с. 277-279].

*[Мухаммад ибн Абу Бакр (1292-1350 гг.), более известен как Ибн Аль-Каййим Аль-Джаузийа или просто Ибн Аль-Каййим, потому что его отец был руководителем (каййим) медресе Аль-Джаузийа в Дамаске. Родился в Дамаске, где и обучался с ранних лет, а затем стал ведущим ханбалитским теологом и доверенным учеником Ибн Таймийа. Среди его работ: И'лям аль-муваккидин, Зад аль-ма'ад, Ас-сава'ик аль-мурсаля, Мадаридж ас-саликин, Ар-рух и Игаса аль-ляхфан. (Краткая энциклопедия Ислама, с. 149. См. также: Аль-а'лям, т. 6, с. 56)].

В целом считается, что душа пребывает повсюду в человеческом теле. Ибн Таймийа* сказал: " Душа не имеет особого местоположения в теле. Она течет в теле также как жизненная сила, которая присутствует во всех частях человеческого тела. Наличие души — есть условие существования жизни. Когда душа присутствует, присутствует жизнь, и когда она покидает (тело), покидает (тело) жизнь". [Маджму' ар-раса'иль Аль-Мунирийа, т. 2, с. 47].

*[Ахмад ибн Абду-ль-Халим ибн Таймийа (1263-1328 гг.) родился в Харране. Вырос в Дамаске, где усвоил в ранние лета различные исламские дисциплины. Большая часть его жизни и усилий были направлены на защиту ортодоксального Ислама от всевозможных отклонений, которые были распространены в его время. В конце жизни длительное время он провел в заключении из-за теологических и философских раздоров между учеными его времени. Он был плодовитым автором, особенно много книг написал в заключении. Из его известных работ: Ас-сийаса аш-шар'ийа, Аль-иман, Минхадж ас-сунна, Аль-Фуркан, Маджму' ар-раса'иль, Ат-тавассуль уа-ль-василя и Маджму' аль-фатауа. (Аль-а'лям, т. 1, с. 144)].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал