Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шайтан (Сатана).
Слово шайтан (мн. число — шайатын) есть производное фай'ал, от корня глагола шатана, означающего " он был или стал, либо удален от истины и милости Аллаха". Этот термин эквивалентен по своему значению словам " дьявол" или " демон", когда используется в неопределенной форме или во множественном числе, но с определенным артиклем " аль", термин относится к Дьяволу, т. е. Сатане. [См. арабско-русский словарь]. Из достоверных хадисов совершенно очевидно, что Шайтан — джинн, но не ангел. Когда некоторые аяты Корана рассматриваются по отдельности, то можно подумать, что он был ангелом. Однако, при изучении всей совокупности соответствующих аятов Корана следует непреложный вывод, что он был джинном. И на примере одного аята можно показать, что он был джинном: «Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: " Поклонитесь Адаму! " — и поклонились они, кроме Иблиса; он не был из поклонившихся». Коран, 7: 11 Вышеприведенный аят указывает на то, что Иблис [1] (личное имя Шайтана) [2] был среди ангелов. Может показаться, что он был ангелом, иначе приказ пасть ниц не был бы обращен к нему, и он не был бы не прав в том, что не повиновался ему. [3] Некоторые ученые придерживаются взгляда, что Сатана — ангел. Аль-Куртуби[4] сказал: " Это мнение большинства ученых, таких как Ибн 'Аббас (ум. 688 г. н. э.) и Ибн Мас'уд (ум. 654 г. н. э.) (из сподвижников Пророка), Ибн Джурайдж[5], Саид ибн Аль-Мусайиб[6], Катада[7] и другие. Это был выбор Абу-ль-Хасана Аль-Аш'ари[8], Ибн Кудамы[9] и ведущих ученых маликитской школы. Ат-Табари[10] поддерживал его (предпочитая противоположному взгляду), и Аль-Багави[11] сказал, что это позиция большинства толкователей. Это также очевидный смысл аята: «И пали ниц ангелы, кроме Иблиса, — он возгордился и оказался неверным». Коран, 38: 73, 74. [Аль-джами' ли-ль-ахкам Аль-Кур'ан, т. 1, с. 294]. [1] [Иблис - происходит от абласа, что значит " отчаявшийся или потерявший надежду на милость Аллаха". Однако, отдельные филологи считали, что это имя - иноязычного происхождения. И востоковеды считали это имя - искаженным от греческого диаболос (клеветник или обвинитель). (Краткая энциклопедия Ислама, с. 145, Энциклопедия Британника, т. 6, с. 216)]. [2] [Краткая энциклопедия Ислама, с. 145]. [3] [Это мнение приписывалось Ибн 'Аббасу, Ибн Мас'уду и другим сподвижникам в многочисленных повествованиях, описывающих жизнь Иблиса среди ангелов до неповиновения Аллаху. Например, они приводили высказывание: " Когда Аллах завершил творение, которое Он желал и вознесся над троном, Он назначил Иблиса над ангелами ближнего неба. Он был из племени ангелов, называвшегося " джинн", потому что они были хранителями Джанна (рая)". (Аль-бидайа уа-н-нихайа, т. 1, с. 55 и Ахкам аль-джанн, с. 201, 202)]. [4] [Мухаммад ибн Ахмад Аль-Куртуби (ум. 1273). Родился в Кордове, но переехал в Египет. Один из величайших толкователей Корана. Он известен своим тафсиром, в котором он вывел законодательные нормы из аятов. Тафсир, опубликованный в 20 томах известен как Тафсир Аль-Куртуби, однако, сам он назвал его - Аль-джами' ли-ль-ахкам Аль-Кур'ан (Сборник коранических законов). (Аль-а'лям, т. 4, с. 322)]. [5] ['Абду-ль-Малик ибн 'Абду-ль-'Азиз ибн Джурайдж (699-767 гг.). Мекканский правовед, был ведущим ученым Хиджаза в свое время и первым, кто писал работы по Исламу в Мекке. Хотя он родился в Мекке, он был вольноотпущенником византийского происхождения. (Аль-а'лям, т. 4, с. 160)]. [6] [Саид ибн Аль-Мусайиб (634-713 гг.). Ведущий таби'и, был среди семи главных правоведов Медины. Ученый хадиса и правоведения и известный аскет. Он был также одним из лучших передатчиков суждений халифа 'Умара. (Аль-а'лям, т. 3, с. 102)]. [7] [Катада ибн Ди'ама (680-736 гг.). Слепой от рождения, он был ведущим ученым хадиса своего времени в Басре. Он был также высоко почитаем как толкователь Корана и филолог. Умер в Васите от чумы. (Аль-а'лям, т. 5, с. 189)]. [8] [Абу-ль-Хасан 'Али ибн Исмаил Аль-Аш'ари (874-935 гг.). Был известным теологом, родившимся в Басре. До 40 лет - ревностный приверженец му'тазилитского богослова, Аль-Джибба'и. Однако, его знакомство с хадисами открыло ему глаза на ошибки этой школы мысли. С тех пор он защищал воззрения ортодоксального Ислама от му'тазилитов и подготовил множество работ, опровергающих их взгляды. Количество его книг около 300. Наиболее значительные из опубликованных работ Аль-Ибана фи усуль ад-дийана и Макалят аль-ислямийин, каталог еретических движений, первая работа такого рода в исламской литературе. (Краткая энциклопедия Ислама, с. 46, 47)]. [9] [АбдуЛлах ибн Мухаммад ибн Кудама (1146-1223 гг.). Родился в Палестине, стал одним из ведущих правоведов среди ученых ханбалитской школы правоведения. Его наиболее известные работы: Аль-Мугни в правоведении, Рауда ан-насир в научных основах права. (Аль-а'лям, т. 4, с. 66)]. [10] [Абу Джа'фар Мухаммад ибн Джарир Ат-Табари (839-923 гг.). Арабский историк и толкователь, родился в Амуле, провинции Табаристана. В юные годы путешествовал в Багдад, Басру, Куфу, Сирию и Египет в поисках знания. Позднее он посвятил себя обучению и писательскому труду. Его великий комментарий Корана - Джами' аль-байан фи тафсир Аль-Кур'ан - самая ранняя существующая работа такого рода. Этот комментарий стал стандартом, которым пользовались более поздние комментаторы. Другая его работа - 12-томная история мира - Тарих аль-умам уа-ль-мулюк. (Краткая энциклопедия Ислама, с. 556, 557)]. [11] [Аль-Хусайн ибн Мас'уд Аль-Фарра' Аль-Багави (1044-1117 гг.) - из города в Хорасане между Мервом и Гератом, под названием Бага. Стал ведущим ученым правоведения, науки хадиса и тафсира. Его наиболее известные опубликованные работы - Шарх Ас-Сунна, 14-томное собрание Сунны и Анвар ат-танзиль уа асрар ат-та'уиль, 4-томное толкование Корана. (Аль-а'лям, т. 2, с. 259)]. _____________________ Однако, когда Иблис был спрошен — почему он не поклонился, он ответил, что он лучше чем Адам: «Он (Аллах) сказал: " Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе? " Он сказал: " Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины"». Коран, 7: 12. Причина, по которой он предпочел себя, была в том, что он был сотворен из огня. Так как ангелы сотворены из света, как передавалось от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а джинны — из огня, то это оправдание превосходства, со стороны Шайтана, подразумевает, что был джинном, а не ангелом. Ибн Кясир сказал: " Когда Всемогущий Аллах приказал ангелам пасть ниц перед Адамом, то повеление было обращено и к Иблису, хотя он и не был одного с ними происхождения, потому что он был среди них и участвовал в их делах. Поэтому повеление было также обращено и к нему и он был проклят за неповиновение этому приказу". [Тафсиру Аль-Кур'ани-ль-Азым, т. 1, с. 117]. Аз-Замахшари*сказал: " Повеление относилось и к нему, хотя оно было обращено к ангелам, потому что Иблис был вместе с ними и он поклонялся Аллаху Всемогущему также, как поклонялись Ему они. Когда им было приказано пасть ниц перед Адамом и они склонились в его честь, то было даже более уместно, чтобы склонился джинн (Иблис)". [Аль-кашшаф 'ан хака'ик ат-танзиль, т. 2, с. 555]. *[Махмуд ибн 'Умар ибн Мухаммад Аз-Замахшари (1075-1144 гг.). Сторонник заблудшей му'тазилитской доктрины. Родился в Хорезме, в Средней Азии. Позднее он путешествовал в Хорасан, Багдад и Мекку, где он жил некоторое время. Его книга Аль-муфассаль по арабской грамматике вызвала множество комментариев. Широко известен своим противоречивым комментарием Корана - Аль-Кашшаф, который во многом опровергал его му'тазилитскую позицию. (Сийар аль-а'лям ан-нубаля, т. 20, с. 151-156)]. Кроме того, коранические тексты, приведенные в предыдущих главах показывают, что ангелы не имеют свободы воли, но делают то, что повелел им Аллах. Можно привести иной аят, который освещает вопрос в совершенно однозначных выражениях: «И вот Мы сказали ангелам: " Поклонитесь Адаму! " И поклонились они, кроме Иблиса. Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего. Неужели вы возьмете его и его потомство защитниками вместо Меня? Они для вас — враги"». Коран, 18: 50. Аш-Шанкити* сказал: " Очевидный смысл (аята) показывает, что причина его непокорности повелению своего Господа была в его сущности джинна. Ибо в основных правилах коранического толкования при обращении к ясному тексту установлен принцип, что фа (тогда, поэтому, потому что, так) — среди тех соединительных частиц, которые указывают " причину"... Например, в высказывании Всемогущего Аллаха: " Вору и воровке (фа) отсекайте их руки...". (5: 38). То есть их руки должны быть отсечены из-за их воровства. [Адва' аль-байан, т. 4, с. 119]... Его (Иблиса) непокорность имела причиной его сущность джинна: " Был он из джиннов и (фа — потому) совратился с пути Господа своего". Это и есть та характеристика, которая отличает его от ангелов. Они все — покорны повелениям, а он — нет". [Адва' аль-байан, т. 4, с. 119]. *[Мухаммад Аль-Амин ибн Мухаммад Аль-Джакани Аш-Шанкити (ум. 1974 г.). Известный ученый и правовед маликитской школы у себя на родине, в Мавритании, преподавал тафсир в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине и науку правоведения в Рийаде и Медине. Его книги широко используются в колледжах по шари'ату. Наиболее значительная из его работ - Адва' аль-байан ли тафсир Аль-Кур'ан би-ль-Кур'ан, толкование Корана. (Адва' аль-байан, т. 10, приложение, с. 18-55)]. Мнение Ибн Хаджара Аль-Хайсами*: " Очевидно, что доказательство (того, что Иблис — джинн) основанное на фразе: " Был он из джиннов..." — сильнее, чем доказательство того, что он ангел, основанного на исключении [ " они (ангелы) пали ниц перед ним, КРОМЕ Иблиса " ], потому что (в арабском языке) исключение часто встречается в нарушенной (мункати) форме**, как в высказывании Всемогущего: Сказал он (Ибрахим): " А присмотрелись ли вы к тому, чему вы поклоняетесь, вы и ваши древние отцы? Ведь они — враги мне, кроме Владыки миров, Который меня создал, и Он ведет меня по прямому пути...". Коран, 26: 75-78. Здесь " Владыка миров" — не из тех, что упомянуты ранее (т. е. группа, из которой Он исключен)". [Аль-фатауа аль-хадисийа, с. 125, см. также Рух аль-ма'ани, т. 1, с. 210]. *[Ахмад ибн Мухаммад ибн Хаджар Аль-Хайсами (1504-1567 гг.). Преподавал в Аль-Азхар и скончался в Мекке. Написал множество работ в различных областях знания, среди них: Ас-сауа'ик аль-мухрика и Аль-фатауа аль-хадисийа. (Аль-а'лям, т. 1, с. 336)]. **[Тип исключения, в котором исключаемый предмет - не входит в группу, из которой делается исключение]. Также некоторые комментаторы указывали, что аят, приведенный выше (18: 50) упоминает и потомство Шайтана, в то время как ангелы — существа бесполые, не порождающие потомства. [Ахкам аль-джанн, с. 199-202]. В отношении распространенного среди некоторых толкователей мнения, что Иблис был ангелом, Аш-Шанкити сказал: " То, что приписывается некоторыми толкователями многим из ранних ученых, таким как Ибн 'Аббас и другие, в отношении того, что он (Иблис) был из благороднейшей группы ангелов, хранителей рая, что он был назначен на ближайшее небо, и что его имя было Азазель, — все это происходит из иудейских источников (исра'илийа), которые ненадежны". [Адва' аль-байан, т. 4, с. 120, 121]. Таким образом, наиболее правильное мнение в том, что Иблис находился среди ангелов, но не был одним из них. Как случилось так, что он находился среди них — разъясняется во многих сомнительных повествованиях, приписываемых сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их ученикам. [Аль-бидайа уа-н-нихайа, т. 1, с. 56]. Был или нет Шайтан предком всех джиннов, как Адам был предком всего человечества, также было предметом споров среди некоторых мусульманских ученых. Некоторые считали, что он — один из джиннов и не их предок. Кроме того, подобно Каину, бывшему первым злосчастным человеком, они рассматривали Шайтана — первым злосчастным джинном, из-за его неповиновения повелению Аллаха — поклониться Адаму [Аль-иман би-ль-маля'ика, с. 109]. Следующий аят приводился как доказательство в поддержку этого взгляда: «И вот Мы сказали ангелам: " Поклонитесь Адаму! " И поклонились они, кроме Иблиса. Был он из джиннов…». Коран, 18: 50. Очевидный смысл этого аята подразумевает, что Шайтан был только одним из них и не первым среди них. ['Алям аль-джинн уа-ш-шайатын, с. 18]. Другой взгляд был выражен Аль-Хасаном Аль-Басри в его толковании фразы из вышеупомянутого аята: " Был он из джиннов...". Он сказал: " Иблис не был одним из ангелов, ни на мгновение ока. Он был предком джиннов, также как Адам был предком людей". [Джами' аль-байан, т. 1, с. 226]. Этого взгляда также придерживался Ибн Таймийа [См. Маджму' аль-фатауа, т. 4, с. 235]. Однако, в отношении вопроса — был или нет Шайтан в действительности, предком джиннов, — удовлетворительного доказательства в Коране и Сунне, чтобы предпочесть одно мнение другому, — нет.
Форма. В своем естественном виде большинство джиннов — невидимы для человека, но видимы для некоторых животных. Это позиция большинства ученых, прошлого и настоящего. В отношении визуальности джиннов, Мухаммад Рашид Рида написал следующее: " Если ангелы или джинны принимают форму плоти, подобную человеческой или другой (т. е. животного), то становится возможным видеть их. Однако, в нормальных условиях, они — невидимы в своем натуральном виде". [Тафсир аль-манар, т. 7, с. 525]. Далее следует некоторые из достоверных повествований, поддерживающих эту позицию: Джабир ибн АбдуЛлах сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы слышите лай собак или крик осла ночью, то ищите убежища у Аллаха от шайтана, потому что они видят то, чего вы не видите». [Передали Ахмад и Абу Дауд (Сунан, т. 3, с. 1415, № 5084) и подтверждено Аль-Албани в Сахих Сунан Абу Дауд, т. 3, с. 961, № 4256]. В другом повествовании, Абу Хурайра сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда вы слышите крик осла, то ищите убежища у Аллаха от шайтана, потому что он видит шайтана». [Передал Абу Дауд, Аль-Бухари и Муслим, т. 4, с. 1428, № 6581]. В другом повествовании, Абу-д-Дарда' сказал: " Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стоял (в молитве) и мы слышали, что он сказал: " Я ищу убежища у Аллаха от тебя". Затем он протянул руку, как если бы схватил что-то, и сказал трижды: " Я проклинаю тебя проклятием Аллаха". Когда мы закончили молитву, мы спросили его: " О, посланник Аллаха! Мы слышали, что ты сказал нечто в своей молитве, что мы никогда не слышали от тебя прежде. И ты протянул свою руку". Он ответил: " Поистине, враг Аллаха, Иблис, принес пылающий факел и пытался ткнуть им мне в лицо...". [Сахих Муслим, т. 1, с. 273, 274, № 1106]. Их невидимость также можно вывести из следующего аята: «Ведь он видит вас, — он и его сонм — оттуда, откуда вы их не видите...». Коран, 7: 27. Некоторые ученые прошлого, такие как Аш-Шафи'и*, Ан-Наххас** и Ибн Хазм использовали этот аят как доказательство, что только пророки могли видеть джиннов. Аль-Байхаки*** сообщил в своей книге Манакиб Аш-Шафи'и, от Ар-Раби', что Аш-Шафи'и сказал: " Мы не принимаем свидетельства любого, кто заявит, что видел джинна, если он не пророк". *[Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафи'и (767-820 гг.). Родился в Газе, в Палестине. Стал одним из ведущих ученых всех времен, и одна из 4 правовых школ исламского правоведения была основана им. Его наиболее известные, опубликованные работы: Аль-умм в правоведении и Ар-рисаля в научной основе законоведения. Он также подготовил работу по хадису, названную Аль-муснад. (Аль-а'лям, т. 6, с. 26)].4 **[Ахмад ибн Мухаммад (ум. 950 г.), более известный как " Ан-Наххас". Родился в Египте, где стал выдающимся толкователем своего времени. Путешествовал в Ирак, где встречался с лучшими учеными региона. Его наиболее известные опубликованные работы Насих Аль-Кур'ан уа мансух, Тафсир Абйат Сибавайх и Шарх аль-му'аллякат Ас-Саба. (Аль-а'лям, т. 1, с. 208)]. ***[Ахмад ибн Хусайн Аль-Байхаки (994-1066 гг.) родился в одном из поселений Байхака, области Нишапур. Путешествовал в Багдад, Куфу, Мекку и другие места в поисках знания. Он был среди величайших ученых школы имама Аш-Шафи'и, но стал еще более известен как учитель наук хадиса. Среди его наиболее известных работ: Ас-Сунан аль-кубра, Аль-асма' уа-с-сифат и Манакиб Аш-Шафи'и. (Аль-а'лям, т. 1, с. 116)]. Ибн Хаджар*, комментируя это высказывание, сказал: " Это установление должно относится к тому, кто заявил, что видел их в форме, в которой они были созданы. Тот, кто видел их в обличии животного не должен подвергаться недоверию, из-за большого числа повествований в отношении принятия ими видимой формы". [Ибн Хаджар Фатху-ль-Бари, т. 6, с. 344]. *[Ахмад ибн 'Али Аль-Аскалани (1372-1449 гг.), более известный как Ибн Хаджар, был одним из величайших ученых Ислама всех времен. Родился в Каире, но постоянно путешествовал, учась у ведущих ученых своего времени. Он был историком, но более известен своим мастерством в науке хадиса. Был судьей в Египте некоторое время. Его работ - множество, среди них: Лисан аль-мизан, Тахзиб ат-тахзиб, Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба, Булюгу-ль-марам, а самая известная - Фатху-ль-Бари: Шарх Сахих Аль-Бухари. (Аль-а'лям, т. 1, с. 178, 179)]. Имам Аш-Шафи'и подкрепил свое суждение о том, что только пророки могли видеть джиннов в их натуральном состоянии, — кораническим аятом, который прокомментировал Ибн Хаджар: " Высказывание Всемогущего: " Ведь он видит вас, — он и его сонм...", относится к тому, когда они в форме, в которой были сотворены". [Ибн Хаджар Фатху-ль-Бари, т. 4, с. 488. Аль-Джами' ли-ль-ахкам Аль-Кур'ан, т. 7, с. 187]. Аль-Куртуби приводит высказывание Ан-Наххаса: " (Фраза:) "... оттуда, откуда вы их не видите..." указывает, что джинны — невидимы, за исключением миссии Пророка, так как это должно быть доказательством (истинности) его пророчества. Аллах, Величайший и Милостивый, сотворил их в невидимом мире, и они могут быть видимы только, если они изменят свою (первоначальную) форму, которая из чудес, происходящих только в эпоху пророков (мир им и благословение Аллаха). [Аль-фисаль фи-ль-миляль, т. 5, с. 12]. Ибн Хазм Аз-Захири сказал: " Нет какого-либо достоверного сообщения о лицезрении джиннов, после кончины Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Есть только повествования с нарушенной цепочкой или повествования от отвергаемых (передатчиков)". [Аль-фисаль фи-ль-миляль, т. 5, 13]. Ученые объясняли невидимость джиннов по-разному. Некоторые считали, что они невидимы потому что Аллах сотворил человеческие глаза — неспособными видеть их, в то время как другие придерживались взгляда, что они невидимы из-за тонкости их тел. [См. Гара'иб уа 'аджа'иб аль-джинн, с. 29-31]. По причине недостаточности доказательств, поддерживающих эти мнения в Коране и Сунне, этот вопрос не разрешен окончательно.
|