Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этап 3. «Принятие общих законов».
На этом этапе командам предстоит договориться между собой об определенных правилах взаимодействия на неизвестной планете и распределении имеющихся ресурсов полезных ископаемых. В конце все участники ставят под «законодательством» свои подписи, после этого ватман прикрепляется на стену. Рефлексия занятия.
Занятие 9. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ: УЧИМСЯ СОЧУВСТВИЮ
Цель: развитие у подростков способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию. Разминка. Упражнение «Будь внимательным» Цель: развитие наблюдательности. Процедура проведения. Участники сидят по кругу. Ведущий предлагает им внимательно посмотреть друг на друга и, по возможности, запомнить, кто во что одет.
Упражнение «Ванька-Встанька» Цель: развитие доверия и поддержки внутри группы. Процедура проведения. Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные игроки, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие. Ведущий задает вопрос всем, побывавшим в центре круга: — Кто действительно сумел расслабиться, снять зажимы, довериться людям в кругу? Членам группы надо оценить степень своего доверия по 5-балльной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев. Участников с «низкой» степенью доверия группе можно спросить, почему они не сумели расслабиться, что им мешало и т. п [3].
Упражнение «Пойми меня» Цель: понять мысли и чувства собеседника, его точку зрения. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо. Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту истерию как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика. Автор истории, в свою очередь, оценивает точность пересказа. Упражнение можно проводить по кругу.
Упражнение «Глаза в глаза» Цель: концентрация на мыслях и чувствах другого человека. Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В течение трех минут партнеры молча смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь глазами. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.
Упражнение «Войди в роль беженца» Цель: развитие у старшеклассников способности поставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества. Процедура проведения. Ведущий рассказывает участникам группы о социальном и правовом положении вынужденных мигрантов — относительно новом явлении в нашей стране. Вынужденные мигранты, переселенцы и беженцы в наибольшей степени страдают от нетерпимости окружающих и нуждаются в особой поддержке. Многие из них пережили ужас войны, потеряли близких и родной дом. На новом месте условия их жизни часто оставляют желать лучшего. Кроме того, они чувствуют себя одинокими и чужими среди новых соседей. Ведущий предлагает участникам карточки с описаниями различных ситуаций, в которые попадают беженцы. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица (время на прочтение и подготовку рассказа — 5-7 минут). Рефлексия занятия:
Занятие 10. ГРАНИНЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ Цели:
Разминка. Упражнение «Печатная машинка»
Упражнение «Успей вставить слово» Цель: развитие навыков межличностного взаимодействия. Участники игры бросают друг другу мяч. Бросающий называет какое-нибудь существительное, а тот, кому адресован мяч, должен быстро назвать глагол, подходящий по смыслу. Кто говорит бессмыслицу — выбывает из игры. Тот, кто правильно подобрал глагол, называет свое существительное и бросает мяч другому участнику, и т. д. Игра ведется в быстром темпе.
Упражнение «Обсуждение Декларации прав человека» Цели:
Процедура проведения. Ведущий инициирует обсуждение Всеобщей декларации прав человека по следующим вопросам:
Упражнение «Кодекс толерантности» Целы создание «Кодекса толерантности». Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам группы на основе Всеобщей декларации прав человека создать «Кодекс толерантности».
Упражнение «Суд присяжных» Цель: принятие решений на основе «Кодекса толерантности». Рефлексия занятия.
Занятие 11. ЗАВЕРШЕНИЕ Цели:
Разминка. Цель: повторение и обобщение пройденного.
Упражнение «Общий ритм»
Упражнение «Вспомнить все» Процедура проведения. Участники бросают друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие, с их точки зрения, толерантному человеку. Надо стараться не повторять уже названные характеристики. В игре должны принять участие все члены группы [3].
Упражнение «Круг “обратной связи”» Цель: получение обратной связи от группы, обмен чувствами и впечатлениями. Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам по кругу высказать свои мнения по следующим темам:
Упражнение «Поэма о толерантности» Цель: обобщение полученного опыта, обратная связь о тренинге. Процедура проведения. Первый вариант. Все участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник пишет на своем листе короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Ведущий собирает у участников их листочки и зачитывает их один за другим как поэму. Второй вариант. Каждый участник пишет свою строчку, потом передает листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того как каждый напишет по одной строчке на листе, законченная поэма возвращается ведущему. Поэму можно размножить и раздать всем участникам тренинга. В завершение устраивается чаепитие [3].
|