![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программа профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде
Пояснительная записка
Актуальность. Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших школ всегда был и остается актуальным. Значение психологических факторов в регуляции межэтнического взаимодействия очень велико и будет постоянно возрастать, так как это неизбежно в условиях все более активизирующихся международных контактов, все большей взаимозависимости отдельных стран и народов, целых регионов и континентов планеты друг от друга [7]. Психологические проблемы, переживаемые вынужденными мигрантами, коротко можно свести к следующему: многие люди находятся в ситуации реальной угрозы их жизни. Как правило, все они переживают глубокие изменения структуры самосознания, колоссальную смену ценностей, перемену отношения к окружающим людям и к себе. Но один из самых ключевых моментов - это кризис идентичности, потом) что в нем фокусируются все проблемы личности беженцев, переселенцев. Кризис всегда свидетельствует о каком-либо несоответствии желаний и возможностей. В частности, кризис идентичности - это ситуация, когда одна идентичность (понимание принадлежности к своем) народу) разрушилась, а другая идентичность еще не сформировалась, то есть человек до конца не ответил себе на вопросы: «Кто я? Какой я?». Если я азербайджанец, то почему, когда я веду себя как азербайджанец, то есть импульсивно, эмоционально, то встречаю негативную реакцию со стороны окружения. Наглядно данный кризис можно проследить у детей, у которых отец и мать являются представителями разных национальностей. Ребенок может болезненно решать: кто я - русский или армянин? Одна из форм кризиса идентичности - отрицательная этническая идентичность, когда ребенок стыдится того, что он еврей, татарин и т. п. Кризис идентичности сопровождается психологическими переживаниями. Человек оказывается в ситуации неопределенности обостряются все его внутриличностные конфликты, например снижается и без того низкая самооценка. Его личность дезинтегрирована, происходит ее «расфокусировка» - пропадает внутренний стержень, вследствие чего теряется смысл жизни, возникает депрессия. Ситуация вынужденной миграции - это всегда психическая травма. Как правило, люди, вынужденно длительно живущие в другой стране, испытывают культурный шок, потому что беженец теряет свою обычную среду - нажитые вещи, свой дом, привычный круг друзей, соседей. Вынужденный мигрант попадает в другой мир, где и климат иной, и еда другая. Здесь другие традиции, другой взгляд на воспитание детей, другие отношения между полами, другой уклад жизни. Как правило, мигранты пытаются приспособиться к новой среде. Но сделать это очень трудно. Дело в том, что они выросли в другой среде, и механизмы адаптации, которые у них выработались в течение прежней жизни, могут в новом окружении не действовать. Они привыкли общаться с людьми, реагировать на окружающих определенным образом, а теперь они приходят в другое культурное окружение и чувствуют, что выглядят нелепо, что они делают что-то не так, что на них обращают излишнее внимание (не все это любят и хотят). Это проявления культурного шока, который может длиться очень долго. По мере усвоения новой культуры человек преодолевает этот кризис и становится способным принять чужую культуру. Концептуальная основа программы. Для понимания механизмов развития межнациональных отношений в отдельно взятом классе рассмотрим существующие типы межэтнических отношений. В зависимости от того, каким образом впервые встретились два или большее число этносов этнопсихологи выделяют четыре типа развития межэтнических отношений. Первый тип взаимодействия, когда какая-либо этническая группа (или отдельный представитель этноса) включается в существующее общество (классный коллектив), второй тип, связан с завоеванием и доминированием, когда большое число оккупантов вторгается на сравнительно слаборазвитую территорию, моделью третьего типа является создание колоний; при четвертом типе взаимоотношений этнос с высоким уровнем развития оказывается под игом народа с примитивной культурой, но представители завоевателей постепенно усваивают культуру подвластных народов. Мы не будем подробно останавливаться на втором, третьем и четвертом типах взаимодействия, так как в условиях общеобразовательной школы имеет место только первый тип. В данном случае взаимоотношения группы или отдельного человека и классного коллектива проходят через четыре этапа [7]. Первый этап - этап первоначального контакта. Здесь очень важно первое впечатление. В младших классах не последнее место занимает отношение самого классного руководителя к представителям этнических групп, сила личности вновь прибывшего ученика, а также такие факторы, как наличие у представителей классного коллектива отрицательных стереотипов, был ли опыт общения с представителями данного этноса и т. д. Второй этап - этап соперничества. После первых контактов может иметь место соперничество из-за социального статуса в классном коллективе. Как правило, представители этнических меньшинств начинают свою жизнь в классе с самых низких социальных статусов, но у них сильна мотивация повышения своего статуса в группе. Классному руководителю нужно помнить об этом. На данном этапе часты конфликты, идет разделение обязанностей, социальных ролей, порой скрытое от классного руководителя. При благоприятном развитии взаимодействия наступает третий этап. Третий этап - этап аккомодации. На данном этапе наблюдаются совместные согласованные действия представителей этносов, между ними устанавливаются определенные отношения. Каждая из сторон начинает понимать, как следует действовать по отношению друг к другу. Четвертый этап - этап ассимиляции. Не все классные коллективы приходят к этому этапу. Как отмечают этнопсихологи, главным препятствием на пути ассимиляции этнического меньшинства является сопротивление той части общества (в нашем случае - класса), где они стараются адаптироваться. В чистом виде ассимиляции в классных коллективах, как правило, не происходит, очень редки браки бывших одноклассников разных национальностей, но на этом этапе повышаются статусы представителей этнических групп. Цель данной программы - помочь классным коллективам, включающим в себя представителей этнических меньшинств, перейти с первого и второго этапов развития межнациональных отношений на третий, четвертый этапы. Для этого в тренинговую часть программы включены упражнения «Памятка эмигранту», «Неведомые миры»; также предусматривается совместная коллективная деятельность по созданию проектов. В национальных отношениях важными феноменами, затрудняющими эффективное взаимодействие, являются этноцентризм, предубеждения (предрассудки), этнические стереотипы [7]. Этноцентризм И.С. Кон определяет, как склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собственного народа. Предубеждение (по Гордону Олпорту) - отрицательное мнение о других без достаточного основания. Предрассудок (по Налчаджяну) - такая точка зрения, которая основана на ошибочных и жестких обобщениях. Структура этнических предубеждений включает в себя:
А. А. Налчаджян отмечает, что личные контакты людей равного статуса очень важны для преодоления предубеждений. Известно, что изменение установки приводит к изменению поведения. Однако столь же верно, что изменение поведения может привести к изменению установок. Если представители двух этнических групп предубеждены друг против друга, то следует создать условия для их непосредственного общения, чтобы они смогли опираться на свой личный опыт, а не на стереотипы. Известен механизм изменения установок. Он предполагает три пути:
Данная программа предусматривает коллективную проектную деятельность учащихся, благодаря которой школьники могут получить новый положительный эмоционально окрашенный опыт взаимодействия с одноклассниками, и тогда установка типа «Все лица кавказской национальности хитрые и т. п.» может поменяться на другую: «А в нашем классе учатся нормальные ребята с Кавказа». Этнические стереотипы как предвзятое мнение о национальных свойствах людей другого народа, сопровождаясь отрицательными эмоциями, становятся часто социальными преградами в межличностном общении и взаимопонимании разных национальностей. Этнические стереотипы - это одна из разновидностей социальных стереотипов. Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Этнический стереотип очень устойчив, ригиден, консервативен, что позволяет стереотипу успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Другими словами, что бы ни происходило в мире, мнение людей об определенной этнической общности очень долгое время не меняется. Как правило, социальный стереотип является преимущественно негативным, что препятствует полному, адекватному взаимопониманию людей. Этнический стереотип - это своеобразные «шоры», искажающие видение социальной реальности [7]. Можно сделать вывод, что из-за социальных (и, в том числе этнических) стереотипов люди приписывают сходные характеристики различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Отличительной чертой социальных стереотипов является то, что они усваиваются детьми очень рано и используются ими задолго до возникновения собственных ясных представлений о тех группах, к которым они относятся. Обычно стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но они становятся опасными, когда возникает социальная напряженность. Во всем мире считается, что прямые контакты разрушают и размывают этнические стереотипы. Но проблема заключается в том, что далеко не всякое межэтническое общение разрушает межэтнические стереотипы. Межэтнический стереотип может быть снят только при соблюдении определенных условий организации контакта. Другими словами, если школьники разных национальностей учатся в одном классе, это еще не означает, что у них автоматически, сами собой будут разрушаться стереотипы. Для этого нужны определенные условия: признание равенства сторон, наличие обстановки открытости и доверия, принятие общих, значимых для обеих сторон целей, уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга и т. д. А. А. Налчаджяп отмечает, что если бы все этнические группы обладали всеми знаниями всех этнических культур, границы между ними стали бы неопределенными и даже исчезли бы. В настоящий момент этнические группы стремятся взаимодействовать только в таких сферах, которые не угрожают целостности их культуры. (Безопасной считается сфера экономики; в условиях школы наиболее безопасной является сфера получения новых знаний.) Группы действуют по принципу: чего не знаю, того боюсь, а лучшая защита, как известно, нападение. Для того чтобы менять ситуацию в сторону стирания межэтнических границ, данной программой предусмотрены клубные занятия, целью которых является знакомство с культурой, традициями разных этнических групп, представленных в конкретном классе. На самом деле у этнических групп различий гораздо меньше, чем сходств, поскольку человечество представляет собой единый биологический вид. Чтобы донести эту мысль учащимся, программой предусмотрено упражнение «Чем мы похожи». В противоположность этноцентризму в детской среде не редки случаи, когда учащиеся имеют отрицательную этническую идентичность, то есть стесняются своей национальности. Обычно это происходит в результате социальных потрясений, межнациональных конфликтов. Данное состояние называется кризисом этнической идентичности. Программой предусмотрена диагностика, позволяющая выявить степень идентичности учащегося со своей этнической группой. Одна из задач развивающих занятий - восстановление положительной этнической идентичности [7]. В целом в методологическую основу программы положена концепция адаптивного подхода А. А. Налчаджяна. Смысл этого подхода состоит в том, что многие этнические механизмы и процессы служат целям адаптации индивидов и этнических групп к тем социальным и межэтническим условиям, в которых они существуют. Под социально-психологической адаптацией понимается такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности со средой, которое характеризуется:
Этнические меньшинства очень чувствительны к оценкам доминирующих групп и, естественно, желают, чтобы их оценивали выше других. По своей сути это незрелая тенденция личности понравиться старшему, сильному или, как в данном случае, многочисленному. В программу включены занятия, направленные на повышение самооценки учащихся [7]. Цель программы - профилактика в среде обучающихся образовательных учреждений конфликтов на межнациональной почве. Задачи:
Механизм осуществления: рефлексия, с опорой на личный опыт участников программы, импринтинг. Программа содержит 4 блока:
Данная программа может проводиться в классах образовательного учреждения, где обучаются школьники различных национальностей, особенно она актуальна для тех классов, где по результатам социометрической диагностики наблюдается неблагополучие, связанное с этническими разногласиями [7]. Программа рассчитана на 12 часов групповых занятий, по одному занятию в неделю. Кроме того, во внеурочное время реализуется консультативная, проектная, клубная деятельность. Программа может быть использована как в полном объеме, так и частично, в зависимости от стоящих задач. Ожидаемые результаты - успешная адаптация обучающихся, повышение уровня сплоченности классного коллектива, отсутствие или снижение количества конфликтов на межнациональной почве. Отсроченные результаты - создание волонтерских групп из числа обучающихся, участников данной программы по профилактике конфликтов на межнациональной почве. Требования к ведущим. Ведущими программы могут быть педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; помогать в работе группы может и классный руководитель того класса, в котором реализуется программа. Главное, чтобы ведущих было не менее двух человек, в таком случае работа будет более эффективной, и, кроме того, появляется возможность самим ведущим демонстрировать учащимся толерантное отношение друг к другу, осуществлять сотрудничество. Ведущим необходимо иметь представления о психологии межэтнических отношений, навыки групповой работы [7]. Главное требование - высокий уровень личной толерантности к представителям различных национальностей. Ведущим следует помнить основные принципы групповой работы:
Содержание программы.
Рекомендации по содержанию и проведению групповых занятий.
Структура развивающих занятий. Первое занятие полностью диагностическое. Диагностика проводится фронтально. Содержание методических материалов представлено в Приложении 2. В конце занятия обязательно подводятся итоги: результаты самодиагностики обрабатываются школьниками, ведущий комментирует в общих чертах полученные результаты по трем уровням: низкий, средний, высокий. Ребятам, которые желают более подробной интерпретации своих результатов, нужно предложить индивидуальную консультацию психолога. Далее предлагается проводить занятия по классической структуре. (Это касается занятий 2, 3, 4, 5.)
В программе используются широко известные методики, упражнения и психотехнические игры. Мы оправдываем их включение в данную программу, поскольку считаем важным представить алгоритм сочетания приведенных методов в единой системе профилактической работы [7].
Содержание занятий 2-5 Занятие 2. Цель занятия: знакомство участников друг с другом; формирование начальной мотивации на работу и активное участие в ней. Задачи:
Ход занятия
В начале занятий ведущий должен кратко представиться. Ведущий. Для того чтобы мы познакомились друг с другом и запомнили свои имена, проведем игру-разминку «Снежный ком». В общем кругу каждый называет свое имя. Работа разворачивается по принципу «снежного кома»: первый участник называет свое имя, второй - имя предыдущего участника, потом свое; следующий называет имена двух предыдущих, затем свое имя, и т. д. Самому последнему участнику нужно будет назвать имена всех членов круга. После этого каждый участник получает возможность сделать себе бейджик с именем.
Вступление должно быть посвящено знакомству участников группы с целями, задачами, коротко с содержанием работы, принципами организации последующих встреч и правилами их проведения. При необходимости молено обговорить ритуалы приветствия и прощания, которыми будет начинаться и заканчиваться каждое занятие. Ведущий. Чтобы наши встречи были как можно более продуктивными, мы будем придерживаться простых правил:
Правила записываются на листе ватмана, который постоянно висит на стене во время всех последующих занятий группы [7].
Участники сидят в кругу, водящий стоит в центре. Водящий произносит фразу «Ветер дует на того, кто...» и называет какое-нибудь качество. Все кто считает, что у него есть это качество, встают и меняются местами. Задача ведущего - занять пустой стул. Тот, кому не хватило места, становится водящим. Иногда водящий может сказать: «Ураган!», тогда все игроки должны поменяться местами.
Каждому участнику дается вырезанный из бумаги цветок с семью лепестками. В середине цветка участники пишут свое имя, далее по команде ведущего в лепестках по часовой стрелке пишут любимое время года, любимое животное, любимое блюдо, любимый цвет, любимого персонажа, любимый школьный предмет, любимый фильм (мультфильм). По завершении этой работы в микрогруппах идет обсуждение темы «Чем мы похожи»; далее ребята поворачиваются лицом в общий круг. Ведущий предлагает всем закончить фразы:
Ведущий. После того как мы познакомились с целями и задачами программы и друг с другом, пусть каждый из вас, по кругу, скажет, какую цель лично для себя он видит в посещении наших занятий. Поможет нам это сделать игрушка-талисман. Тот, у кого она в руках, говорит. (Ведущий вводит в работу какой-либо предмет, который будет присутствовать на протяжении всех занятий.)
Ведущий подытоживает все вышесказанное. Давайте в знак того, что мы с вами сегодня хорошо поработали, хорошо поаплодируем друг другу. Теперь подобным образом прощаться мы будем каждую встречу [7].
Занятие 3. Цель занятия: создание условий, способствующих осознанию подростками наличия этнических предрассудков, этнических установок. Задачи:
Необходимые материалы (оборудование): бумага формата А4, игрушка-талисман, моток веревки, ручки, фломастеры. Ход занятия
Ведущий. Давайте мы сегодня поздороваемся немного необычно. Попробуем сделать это, как здороваются разные народы мира. Давайте здороваться разным способами: рукопожатием (по-европейски), поклоном со сложенными ладонями на уровне груди (по-восточному), жестом руки (по-американски), поворачивая голову несколько раз влево - вправо, касаясь кончиками носов друг друга (по-эскимосски), обнявшись по-дружески и т. д. Вот как мы это будем делать. Вы подходите к любому участнику группы и здороваетесь с ним любым из предложенных способов; он в свою очередь отвечает на ваше приветствие другим способом, далее вы переходите к другим участникам и здороваетесь с ними тем способом, которым поздоровались с вами. И так продолжается до тех пор, пока каждый участник не поздоровается со всеми [7].
Оборудование - моток веревки. Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков, предубеждений в отношениях между людьми. Предубеждение - отрицательное мнение о других без достаточного основания. Предрассудок - такая точка зрения, которая основана на ошибочных и жестких обобщениях. Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным. Ведущий предлагает участникам вспомнить и назвать какой-либо народ, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов. Предлагается кому-то из участников сыграть роль этого народа. Этот участник садится в центр круга на стул, а остальные участники начинают перечислять известные им стереотипы, негативные представления, связанные с этим народом. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего «народ», веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока тот не сможет пошевелиться. Далее ведущий спрашивает, что чувствует «народ». Вопросы к участникам: «Какие у вас возникли чувства?», «Вы бы хотели оказаться в роли этого народа?». После обсуждения необходимо распутать «народ». Для этого ведущий предлагает вспомнить что-то хорошее об этом народе, посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются. А ведущий виток за витком распутывает паутину. Упражнение заканчивается, когда «народ» полностью освобожден от паутины предрассудков.
Оборудование: листы бумаги формата А4. Ведущий делит всех участников на две группы: аборигены и миссионеры. Каждой группе отдельно от другой группы дается установка. Установка миссионерам. Племя аборигенов живет на острове, отдельно от всех цивилизаций. Миссионеры хотят построить мост для того, чтобы приобщить полудикое племя аборигенов к благам цивилизации. Ситуация осложняется тем, что никто не знает языка аборигенов. Установка аборигенам. Среди аборигенов выбирается вождь племени и дается установка на проявление усиленной агрессивности, так как в истории их племени уже был опыт общения с миссионерами, который не имел положительных результатов. Цель игры - выполнить миссию: построить мост и уговорить аборигенов перейти по нему на «Большую землю». Ход игры. Участники делятся на две группы. Каждой группе после получения установки дается 5-7 минут на подготовку: обсуждение ролей в группе, выработка стратегии, аборигены могут при помощи подручных материалов принять соответствующий имидж дикарей. После подготовительного этапа миссионеры начинают свою работу (примерно через 15 минут). По окончании работы проводится рефлексия занятия.
Участники пробуют дать свое определение. Затем его дает ведущий: «Установка - готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» (Петровский А. В.)].
Занятие 4. Цель занятия: развитие у обучающихся толерантного отношения к представителям других народов. Задачи:
Ход занятия. Ритуал приветствия. Например, каждый участник произносит фразу: «Меня зовут... (участник называет свое имя), всем - привет!».
Ведущий предлагает 2-3 желающим выйти за дверь. Они будут выполнять роль «инопланетян». Оставшимся «землянам» дается установка: на Землю прилетел инопланетный корабль, «инопланетяне» стараются войти в контакт с «землянами», но поскольку мы не знаем, с какими намерениями прилетели пришельцы из космоса, то вы не отвечаете на их попытки, игнорируете их и эмоционально выражаете нежелание общаться. Только после условного знака ведущего, например скрещивания рук на груди, участники начинают вступать в контакт с «инопланетянами» [7]. «Инопланетянам» дается другая установка: вы прилетели на Землю с самыми добрыми намерениями, языка землян вы не знаете, но хотите наладить контакт с ними любым способом. После этого «инопланетяне» заходят в комнату, и начинается процесс установления контакта - до условного сигнала ведущего и после условного сигнала. По завершении работы предлагаются вопросы. Ведущий спрашивает у «инопланетян»: «Удалось ли им вступить в контакт с землянами?», «Считают ли они контакт удачным и почему?», «Почувствовали ли они разницу между первой частью общения и второй?», «Когда было легче находить контакт?». Далее вопрос к «землянам»: «Что чувствовали в первой части упражнения, что во второй?», «Как действовала установка, данная ведущим?». После обсуждения делается вывод, что мешает, что помогает устанавливать контакты между народами.
Оборудование: листы бумаги и ручки на каждого участника. Ведущий предлагает всем участникам написать фразу «Я -... (указание национальности)». Например: «Я - русский», «Я - азербайджанец» и т. д. Далее национальность записывается в столбик по буквам, и нужно к каждой букве написать качество личности, начинающееся на эту букву. Например, запись может выглядеть следующим образом: «Р – рассудительная, У – умная, С – спокойная, С – самостоятельная, К- красивая, А – активная, Я - яркая». Желающие зачитывают, что у них получилось. Ведущий обращает внимание ребят на то, сколько было одинаковых букв, а какие разные были приведены примеры качеств. Наверное, это не случайно, люди тоже и похожи между собой, и отличаются друг от друга [7]. Ведущий коротко рассказывает участникам библейскую притчу о вавилонской башне. ...Потомки Ноя быстро размножались и заселяли Землю. В то время на Земле был один язык и одно наречие. Но вскоре обнаружилось, что люди, родившиеся после потопа, ничуть не лучше людей, живших до потопа. Они тоже часто творили зло. Однажды люди собрались вместе и сказали: «Построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу Земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но Богу была неугодна гордыня людей, желающих так прославить себя. Он сошел посмотреть на город и башню, которые строили люди, и сказал: «Вот один народ, и один у всех язык. И вот что они начали делать, и не отстанут от того, что начали делать». И Бог смешал язык людей, чтобы они перестали понимать друг друга и не смогли больше строить башню. Потом Бог рассеял их по всей Земле... Обсуждение:
Оборудование: карпа мира, флажки. Ведущий и участники перечисляют «горячие точки» планеты за последние годы и обозначают их на карте с помощью флажков. Обсуждение:
Ритуал прощания. Занятие 5 Цель занятия: развитие у обучающихся толерантного отношения к представителям других народов. Задачи:
Ход занятия:
Ведущий предлагает поприветствовать друг друга с помощью клубочка ниток следующим образом: один из игроков берет клубок ниток, наматывает себе на палец пару петель и со словами «Я приветствую...» называет имя одного из игроков и кидает клубок игроку с названным именем. Тот игрок также наматывает пару петель на палец' Кидает со словами приветствия следующему игроку, и так длится до тех пор, пока у каждого игрока по одному разу не побывает клубок. В конце этой части упражнения получается красивая паутинка. Далее ведущий предлагает в обратном порядке распутать паутинку: игрок, которому клубок попал в последнюю очередь, говорит: «Я желаю... (имя того, кто бросал ему клубок) получить много новых впечатлений». Таким образом, участники кидают клубок в обратном направлении с добрыми пожеланиями. Упражнение заканчивается, когда клубок возвращается к веду тему.
Ведущий. «Одно селение располагалось в горах, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто её пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи [7]. Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите - вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухоли! А вы смеётесь над моей худой шеей!». Женщины ещё сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения, и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно». Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:
Ведущий. Толерантность - уважение и признание равенства всех народов, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность - готовность принять других такими, какие они есть. Все ученые сходятся во мнении, что толерантность - это качество людей, которое только и может спасти мир от саморазрушения. В русском языке слова «толерантность» и «терпимость» часто выступают как синонимы.
Ведущий предлагает разделиться на микрогруппы и составить синквейн со словом «терпимость» (оборудование - бумага, ватман, фломастеры). По ходу работы группы зачитывают свои варианты. Например:
Терпимость - это свойство характера человека, позволяющее ему быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо, отличающегося от привычного, то есть допускать, принимать существование этого чего-то или кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо, кому-либо.
Ведущий делает вывод: Самоуважение и уважение к другим являются непременными свойствами терпимого человека, также как самосознание и понимание отличия людей друг от друга характеризуют человека ответственного и уживчивого. В свою очередь, терпимость и ответственность - черты, без которых невозможно обойтись в справедливом и мирном обществе.
Цель: вспомнить, что происходило на протяжении предыдущих трех и сегодняшнего занятий, подвести итоги работы данного этапа программы. Ведущий предлагает ребятам вспомнить, что происходило на занятиях, что больше всего запомнилось, поделиться тем. какие изменения произошли с участниками, от каких установок, убеждений они, может быть, отказались, какой новый опыт приобрели.
Структура и содержание занятий 6-11 Название этих занятий «Герои наших встреч» говорит само за себя. На каждую встречу выбираются 1-2 героя из числа учащихся класса - представителей этнических групп. Цель данной встречи - поближе познакомиться с этими ребятами, создать доброжелательное отношение к ним в классе, повысить их социометрический статус, создать условия для успешной адаптации их в коллективе [7]. Герои встреч выбираются заранее; каждый участник программы должен побывать в роли героя; первых двух можно выбрать по желанию, а далее в конце каждой встречи с помощью определенного ритуала будут выбираться герои следующей встречи. Процедура проведения. Все участники сидят в кругу.
Рекомендации к проектной деятельности. В последние годы в образовательных учреждениях стала популярной реализация силами старшеклассников различных социальных проектов. Идея по сути своей не нова. Школьники и раньше занимались общественной деятельностью: собирали металлолом, макулатуру, помогали ветеранам, занимались поисковой работой и т. п. Новое в современных социальных проектах то, что теперь старшеклассники сами придумывают, что можно сделать хорошего и полезного, самостоятельно намечают цели и задачи, а главное - разрабатывают программу действий по реализации своего социального проекта. Такой подход в корне меняет результаты общественной работы: школьники приобретают опыт планирования, опыт распределения обязанностей, опыт взаимодействия с различными категориями людей; тем самым у участников проекта повышается уровень личной социализации [7]. В рамках данной комплексной программы по профилактике конфликтов среди подростков в многонациональной среде нам видится целесообразной реализация проектов по созданию, например, школьного клуба межкультурного диалога, или осуществление помощи людям, оказавшимся вынужденными переселенцами, или организация кружка по изучению русского языка как иностранного, или это может быть мини-проект «Моя родина», в котором обучающиеся самостоятельно или с помощью родителей, под руководством педагогов делают презентацию своей малой родины. Материалы в зависимости от возможностей могут быть представлены в самом различном виде: компьютерные презентации, альбомы, фотографии, рисунки, рукописные книги, вышивки и т. п. Выбор тематики социального проекта практически не ограничен; главное, чтобы работа была актуальной для тех. кому она предназначается, и для самих исполнителей проекта. Программа действий по реализации социального проекта, как правило, включает в себя несколько обязательных этапов: сбор информации, выработка целей и задач проекта, уточнение сроков его реализации, изучение нормативно-правовой базы, изучение истории вопроса, реклама, поиски спонсоров, если проект требует экономических затрат, реальные шаги по реализации проекта, подведение итогов работы. Сбор информации о необходимости данного проекта. Ребята самостоятельно проводят исследование по изучению общественного мнения о необходимости предполагаемой работы. Опрашивают всех тех, кого будет касаться предлагаемый проект, это могут быть школьники, их родители, педагоги, жители микрорайона. Данная работа включает небольшую презентацию предполагаемого проекта й ожидаемых результатов, далее респондентам предлагается несколько вопросов о том, нужна ли данная работа именно им и почему. Если вопрос решается в пользу организации данного социального проекта, то на этом этапе утверждается его название, по итогам исследования уточняются цели и задачи. Изучение нормативно-правовой базы может касаться вопросов прав и обязанностей участников реализуемого проекта. В некоторых случаях реализация проекта требует создания нормативно-правовой базы внутри самой школы, например необходим приказ по школе о создании клуба, кружка и т. д. Изучение истории вопроса может включать анализ газетных, журнальных публикаций по теме проекта, взятие интервью у компетентных лиц и т. п. Если проект нуждается в финансовой поддержке, то сначала необходимо просчитать необходимые размеры денежных средств, далее идут поиски этих средств. Как правило, помощь могут оказать депутаты разных уровней. Далее идет этап реализации проекта: создание клуба и его работа, сбор средств пострадавшим от землетрясения, работа кружка и т. п. Реклама и выпуск информационных бюллетеней о ходе реализации проекта помогают сформировать единое понятийное пространство между участниками проекта и окружающим социумом. Обязательный этап - подведение итогов работы. Позволяет проанализировать проделанную работу, а иногда на этом этапе рождаются идеи о создании новых проектов, являющихся логическим продолжением уже реализованных. Рекомендации по организации и проведению клубной работы в школе. Данная работа в школе должна начинаться с создания нормативно-правовой базы, то есть издания приказа директора, закрепления определенного помещения для работы клуба, разработки Положения о клубе (примерное Положение о клубе см. в Приложении 4). Обязательно наличие информационного стенда о создании в школе такого-то клуба, о месте и времени его работы; должны раздаваться приглашения всем желающим принять в ней участие. Встречи в клубе целесообразно проводить 1-2 раза в месяц. Клуб может иметь свой орган издания, где будут публиковаться заметки о различных культурах: особенностях их фольклора, декоративно-прикладного искусства, одежды, быта; о национальной кухне и о многом другом [7]. В клубе могут проходить встречи с представителями разных национальностей, диаспор, организовываться дискуссии на различные темы, праздники культуры, тематические дни. Примерное заседание клуба в форме гражданского форума представлено в Приложении 5.
|