Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематическое заседание клуба межкультурного диалога






«Толерантность в условиях современного мира» (гражданский форум)

 

Оборудование: таблички с названиями рабочих групп, листы ватмана, фломастеры, бумага, ручки, мультимедийный проектор (желательно).

Рекомендации. Гражданский форум - это один из вариантов структурирова­ния дискуссии. На форум можно пригласить родителей, гостей. Для того чтобы разговор был интересным, чтобы наиболее пол­но были представлены различные точки зрения по всем обсуж­даемым вопросам, все участники дискуссии в начале работы ус­ловно делятся на несколько групп. Например, можно сформиро­вать группы по национальному признаку: «Армянская диаспо­ра», «Азербайджанская диаспора», «Еврейская диаспора», «Рус­ская диаспора» и т. д. Можно для усиления игрового эффекта сделать деление на социальные группы: «Государство», «Биз­несмены», «Политики», «Народ»; в любом случае обязательно наличие группы экспертов. Важно, что участники форума могут самостоятельно выбрать любую группу, в которой будут рабо­тать, кроме группы «Эксперты»; туда приглашаются заранее подготовленные участники форума: учителя обществознания, психолог, социальный педагог, специалисты по вопросам права и т. д., так как именно этой группе предоставляется слово для подведения итогов, для составления резюме. Перед началом форума каждая группа садится за определен­ный стол, обозначенный соответствующей табличкой.

Цель форума - развитие толерантного мышления.

Задачи:

  • Ознакомить с понятиями «толерантность» и «толерантная личность».
  • Ознакомить с критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости.
  • Показать значение толерантного поведения при взаимодей­ствии с людьми и в различных жизненных сферах.

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое толерантность в вашем понимании?
  • Каково место толерантности в современном мире?
  • Толерантность - это способ спасти мир от разрушения?
  • Где границы толерантности?

Ход проведения форума:

Все участники сидят по группам за столами с соответ­ствующими табличками (см. выше). Звучит музыкальное всту­пление. Ведущие сопровождают его словами, помогающими войти в тему дискуссии, создающими эмоциональный настрой (можно использовать компьютерную презентацию):

Понятие толерантности родилось в XVIH в. «...Сов­ременные представления о толерантности, или, точнее, призна­ние ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено дея­тельностью философов XVI - XVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкнове­ний. Самым последовательным критиком фанатизма и защитни­ком толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротер­пимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную ре­лигию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обя­заны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценно­стью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами».

Человечеству понадобилось еще два века кровопролитных войн и различных столкновений, чтобы окончательно прийти к осознанию необходимости введения этих принципов в отноше­ния между народами. Так в 1948 году появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой были впервые изложены глав­ные принципы мира, ненасилия, демократии. Современная дек­ларация прав человека во многом опирается на эти принципы и прежде всего на понятие толерантности [7].

«Понимание толерантности не однозначно в разных культу­рах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке толерантность - «готовность и способность без протеста воспринять личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В арабском толерантность - «проще­ние, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим», в персидском - «тер­пение, выносливость, готовность к примирению». Далее ведущие предлагают всем собравшимся подумать, что для них означает понятие «толерантность».

Рекомендации по проведению форума:

Все вопросы, обсуждаемые в дискуссии, для лучшего вос­приятия проецируются на экран, до предъявления нового во­проса. Далее ведущие предлагают в течение 3-5 минут обсудить в группах ответ на предложенный вопрос, после чего представи­тели групп знакомят всех собравшихся с точкой зрения своей группы. После высказывания всех мнений «эксперты» подводят итог сказанному.

Если в высказываниях групп не прозвучало четких опреде­лений, то задача «экспертов» - дать его. Например: «Толерант­ность - уважение и признание равенства, отказ от доминирова­ния и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то од­ной точки зрения. Толерантность предполагает готовность при­нять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия».

Далее ведущие предлагают остальные вопросы для обсужде­ния. Каждый раз, призывая участников давать ответы именно с позиции той группы, которую они представляют, нужно под­держивать игровую мотивацию вопросами типа: «А что думает государство на этот счет». «Какое мнение у политиков по это­му вопросу?», «Согласен ли народ с такой точкой зрения?» и т. п. Каждый раз «эксперты» делают резюме, после чего веду­щие переходят к новому вопросу.

При обсуждении последнего вопроса задача - определить допустимость толерантного поведения в том или ином случае.

По окончании обсуждения всех вопросов и подведения ито­гов работы можно предложить всем группам на плакатах нари­совать эмблему толерантности. Эти плакаты могут в дальней­шем послужить оформлению клуба.

Приложение 6


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал