Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тематическое заседание клуба межкультурного диалога
«Толерантность в условиях современного мира» (гражданский форум)
Оборудование: таблички с названиями рабочих групп, листы ватмана, фломастеры, бумага, ручки, мультимедийный проектор (желательно). Рекомендации. Гражданский форум - это один из вариантов структурирования дискуссии. На форум можно пригласить родителей, гостей. Для того чтобы разговор был интересным, чтобы наиболее полно были представлены различные точки зрения по всем обсуждаемым вопросам, все участники дискуссии в начале работы условно делятся на несколько групп. Например, можно сформировать группы по национальному признаку: «Армянская диаспора», «Азербайджанская диаспора», «Еврейская диаспора», «Русская диаспора» и т. д. Можно для усиления игрового эффекта сделать деление на социальные группы: «Государство», «Бизнесмены», «Политики», «Народ»; в любом случае обязательно наличие группы экспертов. Важно, что участники форума могут самостоятельно выбрать любую группу, в которой будут работать, кроме группы «Эксперты»; туда приглашаются заранее подготовленные участники форума: учителя обществознания, психолог, социальный педагог, специалисты по вопросам права и т. д., так как именно этой группе предоставляется слово для подведения итогов, для составления резюме. Перед началом форума каждая группа садится за определенный стол, обозначенный соответствующей табличкой. Цель форума - развитие толерантного мышления. Задачи:
Вопросы для обсуждения:
Ход проведения форума: Все участники сидят по группам за столами с соответствующими табличками (см. выше). Звучит музыкальное вступление. Ведущие сопровождают его словами, помогающими войти в тему дискуссии, создающими эмоциональный настрой (можно использовать компьютерную презентацию): Понятие толерантности родилось в XVIH в. «...Современные представления о толерантности, или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI - XVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами». Человечеству понадобилось еще два века кровопролитных войн и различных столкновений, чтобы окончательно прийти к осознанию необходимости введения этих принципов в отношения между народами. Так в 1948 году появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой были впервые изложены главные принципы мира, ненасилия, демократии. Современная декларация прав человека во многом опирается на эти принципы и прежде всего на понятие толерантности [7]. «Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке толерантность - «готовность и способность без протеста воспринять личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим», в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению». Далее ведущие предлагают всем собравшимся подумать, что для них означает понятие «толерантность». Рекомендации по проведению форума: Все вопросы, обсуждаемые в дискуссии, для лучшего восприятия проецируются на экран, до предъявления нового вопроса. Далее ведущие предлагают в течение 3-5 минут обсудить в группах ответ на предложенный вопрос, после чего представители групп знакомят всех собравшихся с точкой зрения своей группы. После высказывания всех мнений «эксперты» подводят итог сказанному. Если в высказываниях групп не прозвучало четких определений, то задача «экспертов» - дать его. Например: «Толерантность - уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия». Далее ведущие предлагают остальные вопросы для обсуждения. Каждый раз, призывая участников давать ответы именно с позиции той группы, которую они представляют, нужно поддерживать игровую мотивацию вопросами типа: «А что думает государство на этот счет». «Какое мнение у политиков по этому вопросу?», «Согласен ли народ с такой точкой зрения?» и т. п. Каждый раз «эксперты» делают резюме, после чего ведущие переходят к новому вопросу. При обсуждении последнего вопроса задача - определить допустимость толерантного поведения в том или ином случае. По окончании обсуждения всех вопросов и подведения итогов работы можно предложить всем группам на плакатах нарисовать эмблему толерантности. Эти плакаты могут в дальнейшем послужить оформлению клуба. Приложение 6
|