Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровень толерантности и этническое самосознание
Инструкция: ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько ваше мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.
№ п/п
| Я - человек, который….
| Согласен
| Скорее согласен
| В чем-то согласен, в чем-то нет
| Скорее не
согласен
| Не согласен
|
|
|
|
|
|
|
|
| ...предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам
|
|
|
|
|
|
| ...считает, что межнациональные браки разрушают народ
|
|
|
|
|
|
| ...часто ощущает превосходство людей другой национальности
|
|
|
|
|
|
| ...считает, что права нации всегда выше прав человека
|
|
|
|
|
|
| ...считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения
|
|
|
|
|
|
| ...предпочитает образ жизни только своего народа
|
|
|
|
|
|
| ...обычно не скрывает своей национальности
|
|
|
|
|
|
| ...считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности
|
|
|
|
|
|
| ...часто испытывает стыд за людей своей национальности
|
|
|
|
|
|
| ...считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа
|
|
|
|
|
|
| ...не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную
|
|
|
|
|
|
| ... нередко чувствует превосходство своего народа над другими
|
|
|
|
|
|
| ...любит свой народ, но уважает язык и культуры других народов
|
|
|
|
|
|
| ...считает строго необходимым сохранять чистоту нации
|
|
|
|
|
|
| ...трудно уживается с людьми своей национальности
|
|
|
|
|
|
| ...считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей
|
|
|
|
|
|
| ...безразлично относится к своей национальной принадлежности
|
|
|
|
|
|
| ...испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь
|
|
|
|
|
|
| ...готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия
|
|
|
|
|
|
| ...считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов
|
|
|
|
|
|
| ...часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности
|
|
|
|
|
|
| ...считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами
|
|
|
|
|
|
| ...считает, что люди других национальностей должны быть
|
|
|
|
|
|
| Ограничены в праве проживания на его национальной территории
|
|
|
|
|
|
| ...раздражается при близком общении с людьми других национальностей
|
|
|
|
|
|
| ...всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре
|
|
|
|
|
|
| ...считает необходимым «очищение» культуры своего народа от влияния других культур
|
|
|
|
|
|
| ….не уважает свой народ
|
|
|
|
|
|
| ...считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу
|
|
|
|
|
|
| ...никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам
|
|
|
|
|
|
| ...считает что его народ не лучше и не хуже других народов
|
|
|
|
|
|
Благодарим за искренние ответы!
Обработка результатов
Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.
- Этнонигипизм - одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиск устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.
- Этническая индифферентность - размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.
- Норма (позитивная этническая идентичность) - сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования той или иной этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире [7].
Усиление деструктивное™ в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:
- Этноэгоизм - данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы «за чужой счет».
- Этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.
- Этнофанатизм - готовность во имя так или иначе понятых этнических интересов идти на любые действия, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.
Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:
«согласен» - 4 балла;
«скорее согласен» - 3 балла;
«в чем-то согласен, в чем-то нет» - 2 балла;
«скорее не согласен» - 1 балл;
«не согласен» - 0 баллов.
Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, «работающие» на данный тип):
- Этнонигилизм (пункты 3, 9, 15, 21, 27).
- Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).
- Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).
- Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).
- Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).
- Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).
В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон - от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.
Приложение 3 (к программе)
Дети и многонациональная среда (рекомендации родителям)
Уважаемые родители!
Россия - многонациональная страна. Этим она была сильна в историческом прошлом, в этом залог ее процветания в будущем. Истинный патриотизм цивилизованных граждан России всегда основывался на терпимом отношении к представителям других национальностей [7].
Путь национальной нетерпимости и расовой ненависти - это путь конфликтов, преступлений. Это тупиковый путь для страны и для каждого гражданина в отдельности, ведь наши дети растут в многонациональной среде. Как помочь ребенку разобраться в национальном вопросе? Поскольку этническое воспитание идет в немалой степени в семье и родители являются во многом примером для своего ребенка, то, уважаемые родители:
- Старайтесь не допускать критических высказываний в адрес представителей других национальностей.
- Старайтесь не переносить недостатки и негативные действия некоторых представителей какой-либо национальности на нацию в целом.
- Уважительно относитесь к различным религиозным конфессиям.
- Сохраняйте непредвзятое отношение к жителям небольших и провинциальных городов, деревень.
В современном мире наблюдается возрастание интереса к этническим корням через обращение к традиционным ценностям и мировоззрению предков. Поддерживайте традиции своей семьи, изучайте с детьми родословную вашей семьи, чтобы наши дети не росли Иванами, не помнящими родства. Это поможет им самоопределиться в обществе и добиться успеха в жизни.
Приложение 4 (к программе)
Примерное Положение о клубе межкультурного общения
Введено в действие приказом Утверждаю директор МОУ СОШ №___
директора МОУ СОШ №____ _______________Ф.И.О. директора
от «____»___________200 _ г (подпись)
№__________________ _______________
Директор МОУ СОШ №_____ (дата)
__________Ф.И.О. директора
(подпись)
____________
(дата)
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №_____
района ______________города _____________
|